Этническое питание что такое
Вкусовая миграция
Этнические продукты уже вошли едва ли не в ежедневный рацион западного обывателя. В Украине это пока еще экзотика.
Как отмечает Food Marketing Institute, в 2006 г. количество новых продуктов питания с этическим позиционированием удвоилось. Сегодня в мире представлено 160 тыс. наименований только кошерных продуктов, и этот список ежегодно увеличивается на 2,5 тыс. Практически все мировые продуктовые корпорации сертифицировали как кошерные хотя бы некоторые из своих товаров.
Зарабатывать на национальном сознании
ЭтниЧеские продукты представлены практически во всех товарных категориях – начиная от специй, соусов, сладостей и напитков и заканчивая сырым мясом, овощами и готовыми блюдами. Но несмотря на некий вкусовой хаос, ритейлеры делят эти товары на две категории.
Первую группу формируют продукты модных этнических кухонь. Сегодня на Западе нет равных индийской и китайской кухням (к примеру, в ЕС на них приходится соответственно 47,1 и 30% продаж этнических некошерных продуктов). Третье место в рамках «большой тройки» пока вакантно, хотя на него претендуют мексиканские, тайские и другие блюда.
Ко второй группе относят продукты, рассчитанные на этнические диаспоры. Прежде всего речь идет о кошерных товарах. В их число входят не только специальным образом приготовленное мясо, но и крупы, чай, замороженные овощи и др. Сама же технология производства таких продуктов по строгости контроля качества и экологии не уступает органическим продуктам. Как шутят эксперты, «хочешь быть уверенным, что курицу не кормили антибиотиками, покупай кошерную». Причем убеждение, что кошерная пища – исключительно для религиозных евреев, давно стало мифом. Фактически этот сегмент переживает второе рождение: его целевой аудиторией становятся состоятельные люди, следящие за своих здоровьем. По опросу Kosher Today, из 11 млн. постоянных покупателей кошерной еды в США только 1 млн. – евреи. Кошерная продукция противопоставляется еде из фаст-фуда и позиционируется как полезная пища для людей любого вероисповедания.
Дистрибуция с экзотическим привкусом
Основных каналов продажи этнических продуктов на Западе два. Первый – розничные сети. В Америке, по данным министерства экономики США, на них приходится около 37% продаж этнопродуктов. В Европе, по оценке Mintel Custom Solutions, специализированные отделы имеют 15% супермаркетов. Этнические (в частности, кошерные) продукты уже стали обязательной составляющей ассортимента Wal-Mart, Tesco, METRO Cash&Carry, Loblaw и др. В них такие продукты четко отделены от продуктов массового потребления. Это мотивировано тем, что они «привередливы» и требуют особого внимания к выкладке. Как отмечают эксперты, нельзя выкладывать на одну полку китайскую лапшу с макаронами, японское сливовое вино с виноградным, так как это может привести к нераспознаванию их потребителями.
В России все скромнее: в магазинах «Азбука вкуса», например, этнические продукты составляют около 1% ассортимента, у «Седьмого Континента» – 3%. Причем специализированные отделы или стеллажи имеют лишь единицы (к примеру, постоянные или временные кошерные стенды выставляет «Патэрсон»). Поскольку этнопродукты продаются в ограниченном количестве, их выкладывают вперемешку с традиционными. Как поясняют розничники, спрос на продукты хотя и стабильно растет, но пока недостаточно высокий, а на кошерные и вовсе носит сезонный характер.
Второй канал сбыта этнических продуктов – специализированные магазины или рынки, которые, как правило, расположены в районах наибольшей концентрации диаспоры. В Америке именно на такой формат торговли приходится 65% продаж этнических продуктов. «В России этнические магазины мало востребованы, поскольку там пока не сформировались сильные диаспоры», – сетует начальник управления продовольственными товарами компании «Перекресток» Максим Мискилев. Правда, о перспективности такого бизнеса может говорить тот факт, что оборот единственного в Москве супермаркета кошерной еды за 2006 г. возрос на 70%.
На стартовой линии
Об украинском рынке этнических (в частности, кошерных) продуктов судить пока рано, а сам его объем подсчитывать никто не берется. Как говорят аналитики, этнические продукты останутся в Украине нишевыми, хотя спрос на них будет относительно стабильным с тенденцией к увеличению. «Этнические продукты (в частности, для приготовления блюд индийской, японской и других кухонь) пока в Украине можно отнести к экзотическим, – отмечает Вадим Пустотин, директор бренд-консалтинговой компании «Следопыт». – Регулярную потребность в них испытывает часть обеспеченных людей, которые часто посещают рестораны и бывают за рубежом, перенимая культуру потребления. Есть сравнительно небольшая прослойка людей с доходом выше среднего (как правило, офисные работники разного уровня), которые время от времени покупают такие продукты для расширения своих вкусовых впечатлений или из увлечения конкретной кухней». По мнению самих операторов рынка, спрос в основном формируют все те же рестораны этнических кухонь. Однако сдерживающим фактором рынка является недостаточная осведомленность покупателей и отчасти боязнь употребления заморских продуктов в домашних условиях.
Признавая растущий спрос на товары данного сегмента, ритейлеры не торопятся открывать специализированные магазины. Украинские сетевики придерживаются единого мнения: спрос на этнопродукцию не так велик и вполне может быть удовлетворен стараниями обычных супермаркетов. Пока основные игроки розничного рынка этнопродуктов – крупные ритейлеры METRO Cash&Carry, «Велика кишеня», «Сельпо», «Патэрсон» и др., которые стараются расширить свои предложения для сохранения конкурентных позиций на рынке.
Татьяна Бабенко, начальник отдела связей с общественностью «МЕТРО Кеш энд Керри Украина»: «В наших магазинах всегда присутствовали предложения этнических продуктов (например специи), так сказать, для изучения спроса на экзотику. А для его стимулирования несколько недель в году мы посвящаем определенным кухням. Так, в «Неделе Азии» мы предлагали расширенный ассортимент товаров восточной кухни, причем большая ее часть идет со скидками в специализированных каталогах. В «Неделе Средиземноморья» клиентам предлагаются товары итальянской, греческой, испанской, французской кухонь. Изучая потребности рынка, специалисты по закупкам добавляют в ассортимент все новые позиции этнических продуктов».
Между тем В. Пустотин убежден: проблемы на розничном рынке появятся, когда больше трех операторов станут поставлять схожую продукцию и скорее всего начнется ценовая война. В этом случае оптимальной может быть стратегия договоренностей и раздела зон влияния. Такая стратегия поможет уйти от ценовых войн и бороться за потребителя другими маркетинговыми методами – «изюминками» в ассортименте, оригинальными упаковками, локальными акциями по стимулированию продаж.
Залишити відповідь Скасувати відповідь
Щоб відправити коментар вам необхідно авторизуватись.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Палаткин В. В.
Cтудент ФГБ ОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Аннотация.
Выявленное значение этнокультурных традиций кухни разных народов повышает возможность их эффективного использования в организации общественного питания.
Ключевые слова: этнокультура, традиции, общественное питание, национальная кухня
Keywords: ethnoculture, traditions, public catering, ethnic cuisine
Сегодня в сфере оказания услуг общественного питания открываются рестораны, кафе и другие заведения с этническим ассортиментом предлагаемых блюд. Так, в Астраханской области начали функционировать первые предприятия национальной кухни: китайская, японская, узбекская, кавказская, татарская, русская и др. При этом ощущается отсутствие навыков организации предприятий этнического направления, слабое качество знаний этнокультурных традиций питания, нехватка высококвалифицированных специалистов отрасли, готовых осуществлять функции этноэтикета в общественном питании. В связи с этим появляется необходимость изучения роли этнокультурных традиций в организации общественного питания.
Систему питания какого-либо этноса или региона, населенного рядом близких по культуре этносов, составляют набор основных продуктов, употребляемых в пищу, типы блюд, приготовляемых из них, наличие характерных дополнительных компонентов, приправ и специй, способы обработки продуктов и приготовления блюд, пищевые ограничения и предпочтения, правила поведения, связанные с приготовлением и приемом пищи, утварь, постройки, помещения, где происходит приготовление и прием пищи (Арутюнов : 4).
С пищей связана, широкая и разветвленная система верования, обрядов, ритуалов, примет, природа которых в основе своей социальна и поэтому не имеет биологического объяснения. У многих народов, существуют приметы и поверия, которые связаны с продуктами питания.
Например, в России большая их часть посвящена хлебу, как основному источнику питания: его нельзя выбрасывать, наступать или садиться на него и др. В Японии нельзя плохо обращаться с рисом, иначе боги тебя покарают, так как у риса есть душа. Неизменный атрибут средиземноморской диеты и важная составляющая греческой кухни – оливки. Средиземноморские народы были убеждены, что олива не умирает – так они отдавали дань жизнестойкости этого дерева, которое способно доживать до 2.5 тысяч лет. Поэтому, употребляя оливки, человек получаете часть здоровья, силы и долголетия оливкового дерева.
Отступление от выполнения данных правил, должно было привести к негативным явлениям, вплоть до болезни или даже угрожало жизни.
Пища является символом определенных нравственных уз и обязательств, культурных норм и ограничений. Более того, с одухотворением съестного и с так называемым «общением» пищи связано во многом происхождение и развитие общества. Особое место занимает она в игровой культуре, так как является посредником между человеком и силами, управляющими судьбой, к которым относят богов, предков.
Так, в западной Индии, в Махараштре и Гуджарате, ппри праздновании Нариял Пурнима жители, бросая кокосы в воду, совершают подношение Богу вод Варуне. В Японии подношением богам служили высушенные полоски морского ушка (“Noshita awabi”), имеющими значение благожелательности.
Пища в обрядах многих народов часто выступает в качестве даров и приношений, становясь при этом объектом поклонения. Давно замечено, что пищевые и все другие приношения — акт своего рода правовой, тип сделки между человеком и божеством, когда жертва предлагается взамен тех или иных благ.
Однако нельзя забывать, что основная функция пищи – удовлетворение витальной потребности организма. И хотя в быту разных народов национальная специфика пищи сохраняется значительно прочнее, чем большинство других форм материальной культуры, таких как одежда, жилище, утварь, и в системе питания любого народа сегодня происходят большие, порой кардинальные изменения. Наблюдается процесс иноэтнических заимствований, при котором привнесенные элементы адаптируются и преобразуются, попадая в новую этнокультурную среду.
Так, например, первый кофейный домик в Японии, был открытый в 1888 году в токийском районе Уэно, во многом копировал кафе, возникшие в конце XVII века в Париже. Вскоре кофейные домики стали возникать и в других частях страны, привлекая к себе людей, искавших место для отдыха. С 1877 года многое, несомненно, изменилось: теперь Япония ежегодно импортирует 380 000 тонн кофейных зерен из более чем 40 стран, то есть стоит на третьем месте в мире среди импортеров кофе (Санада : 24].
Традиционное русское послеобеденное чаепитие, появилось в России только во второй половине XVI ст., после присоединения к России Астраханского и Казанского ханства. До того на Руси пили квас, сбитень, из хмельного – медовуху, брагу, пиво, импортируемые в основном из Византии греческие вина.
За всю свою немаленькую историю кухня впитывала и перерабатывала традиции приготовления пищи разных народов, но от этой переработки получались блюда совсем не похожие на свой прообраз.
Характерной современной особенностью рынка общественного питания в России, является смешение в меню кафе и ресторанов различных кухонь. Это является как положительной чертой (выбор на любой вкус клиентов), так и отрицательной – невозможность провести конкретную сегментацию по данному критерию. Так же это возможно объяснить тем, что заведения моноэтнической направленности не будут востребованы и экономически выгодны, что во многом связано с недостаточной численностью населения небольших городов. Это подтверждается и закономерностью в ресторанном бизнесе – чем экзотичнее кухня ресторана, тем ниже рентабельность.
Но в то же время в условиях изобилия различных ресторанных концепций некоторые из них перестали быть экзотикой, как произошло, например, с японским направлением. Другие, развиваясь менее активно, по-прежнему сохраняют загадочный налет иноземности, несмотря на меньшую территориальную отдаленность, если сравнивать с той же Страной восходящего солнца. Но, как известно, политика, в том числе и кулинарная, определяется не территориальной отдаленностью. В традиционном понимании экзотикой считаются все неславянские кулинарные направления, самыми популярными из которых, по оценкам ряда рестораторов, являются сегодня восточное и среднеазиатское. Сегодня наблюдается такая тенденция: все больше заведений общепита стараются насытить меню итальянскими, японскими, китайскими и восточными блюдами, чтобы привлечь максимальное количество клиентов с различными гастрономическими интересами.
В этих условиях знание специфики и особенностей этнокультурных традиций в сфере питания дает возможность более качественно и эффективно организовывать общественное питание.
Литература
Пищевые привычки жителей разных стран
Как национальные традиции влияют на рацион взрослых и правила введения детского прикорма.
У каждого народа свои кулинарные традиции и сложившиеся пищевые привычки. Одни из них приятны и полезны, другие — только приятны, но сказываются на здоровье не лучшим образом. Наконец, есть те, что не приятны и не полезны, а просто продиктованы нехваткой денег или времени.
Ю-мама изучила, что едят жители разных стран и чем кормят своих деток, и выяснила, что у россиян есть поводы и порадоваться за себя, и задуматься. А, может быть, и почерпнуть некоторые идеи чужеземных подходов к питанию.
Россия: изобилие и калорийность
В целом пищевые привычки среднестатистической российской семьи нельзя назвать здоровыми: о сбалансированности рациона думают единицы. Упор делается скорее на том, чтобы никто не остался голодным, а ребенок ни в коем случае не похудел. Причем исследования показали, что в большинстве своем нерационально питаются и малообеспеченные, и состоятельные люди.
• Жители России едят значительно меньше свежих овощей и фруктов, чем того хотелось бы диетологам. Особенно это свойственно уральцам и сибирякам (потребление на 35 % ниже нормы). И не удивительно: большую часть года вкусные и доступные по цене овощи-фрукты в наших широтах — большая редкость.
• В рационе слишком много жирных продуктов — свинина и жареные котлеты появляются на столе российских семей куда чаще, чем постная говядина и морская рыба. Не говоря уж о повальной любви к майонезу, по количеству потребления которого Екатеринбург, как известно, попал в Книгу рекордов Гиннеса.
• По количеству выпиваемого чая среднестатистический россиянин мог бы составить конкуренцию большинству европейцев, даже англичан. Чай согревает нас в холода, помогает снять стресс и приятно провести время в хорошей компании. Но нужно помнить, что полезен для здоровья только качественный чай, а не «придорожная пыль». Также диетологи не одобряют регулярное питье чая с сахаром и печенюшками, что, увы, тоже часть национальной традиции.
• Немногие россияне пьют достаточное количество чистой воды и забывают, что лучше это делать до еды или между приемами пищи. Куда чаще мы запиваем обед из трёх блюд, что совсем не способствует стройной фигуре и правильному пищеварению.
• Из полезных пищевых привычек россиян стоит выделить любовь к кефиру и другим кисломолочным продуктам, благотворно влияющим на микрофлору кишечника, иммунитет и обмен веществ в целом.
• В России съедается огромное количество хлеба (на 20 % больше нормы) и кондитерских изделий. В наших головах с детства сидит мысль о том, что «Хлеб — всему голова», многие даже не допускают, что можно сесть за стол без этого продукта. Жители Урала опережают другие регионы страны, употребляя на 30 % больше хлеба, чем рекомендовано. Решение проблемы: покупать цельнозерновой и бездрожжевой хлеб, более полезные для здоровья.
• Лучшим гарниром россияне считают картошку. Не распространяется этот тренд только на жителей Санкт-Петербурга. Лидируют по потреблению картошки сибиряки.
В России большинство людей осознают вред фаст-фуда и сладких газировок. Как правило, такие продукты исключены из питания школьников. В наших детских учреждениях на столе обычно появляются каши, овощи, паровое мясо и рыба. Не все это ценят, а между тем, во многих школах и садиках развитых стран горячее питание вообще не предусмотрено.
Правила введения прикорма в нашей стране регулярно пересматриваются. Чуть более десяти лет назад каждый малыш в три месяца выпивал свою первую чайную ложку яблочного сока. Сейчас педиатры в большинстве своём советуют начинать знакомство с едой после 6 месяцев.
Первым прикормом становятся кашки, овощные пюре и нежный творожок, богатый белком, кальцием и фосфором, необходимым для роста малыша. С 8 месяцев в меню появляются и другие кисломолочные продукты — кефир, биойогурты и биолакты. При выборе молочных продуктов российские родители, как правило, ориентируются на качество, свежесть, отсутствие искусственных добавок, а, зачастую, и сахара. В этом смысле уральским мамам повезло — прямо под боком у нас выпускают проверенное детское питание «Тёма».
Пожалуй, неизменной ещё с советских времён остаётся приверженность мам и врачей к использованию с 8 месяцев мясных пюре фабричного производства — ведь это удобно, вкусно и полезно.
Германия: вкусной еды должно быть много
• Немцы употребляют в пищу много свинины и различных мясных изделий — колбас, сосисок, сарделек и т.д. Мясные полуфабрикаты идут не только как самостоятельное блюдо, но и активно добавляются в супы и салаты. Рыбой здесь не очень увлекаются. Иногда ее даже готовят… на мясном бульоне.
• Каши считаются уделом больных и пожилых людей, активное население предпочитает завтракать бутербродами, булками и тостами. А вот на обед хлеба на немецком столе может и не оказаться.
• Популярные овощи в Германии — капуста, морковь, сельдерей, картофель и спаржа. Немцы любят фрукты, густые компоты и другие ягодные десерты.
• В Германии немало сластен. Популярностью пользуются шоколад, мармелад, нуга и марципан.
Одним словом, полезными пищевые привычки немцев не назовешь. Правда, говорят, в последнее время местное население все-таки стало беспокоиться о том, чтобы снизить потребление жирных продуктов.
Питание детей и подростков в детских учреждениях зачастую не организовано, и родители решают этот вопрос самостоятельно. Даже в садики малыши приносят свои коробочки с едой. Впрочем, в некоторых садах деткам предлагают овощные супы-пюре, макароны, блюда из птицы и сезонные фрукты.
Прикорм немецкие педиатры советуют начинать в 5-7 месяцев с моркови, тыквы, кольраби и шпината. После введения пары видов овощей, ребёнку предлагают мясо. Считается, что в первый год малыш должен попробовать самые разные блюда, чтобы развить вкус.
Индия: долой мясо, да здравствуют специи!
• Среди индусов больше всего вегетарианцев. Жители некоторых районов употребляют морепродукты, а также баранину и птицу. Продавать или есть говядину в Индии строго запрещено.
• Неповторимый вкус индийских блюд создают перец чили, карри, паприка, куркума, имбирь, горчица, белый и черный острый перец, корица, кориандр и множество других специй.
• По законам ведической кухни наиболее правильная, энергетически сбалансированная пища должна быть не слишком острой и не слишком соленой, не слишком холодной и не слишком горячей, а также не слишком жирной.
• На деле многим индийцам в силу бедности приходится каждый день обходиться горсткой риса. Позволить себе более одного приема пищи в день могут далеко не все.
Детей кормят даже в самых небогатых индийских школах. Чаще всего в меню — рис со специями и вода. Еду готовят прямо на улице, а вместо тарелок используют банановые листья.
Воду, смеси и молоко животных маленьким индусам дают с первых дней жизни, в том числе потому, что молозиво считается вредным.
Прикорм представляет собой обычную «взрослую» еду — порцию риса, рыбы или сладостей. Причем вводят его девочкам в шесть месяцев, а более слабым, по мнению индусов, мальчикам — только в девять.
Италия: средиземноморская диета
• Итальянцам очень важно наслаждаться пищей. Каждое блюдо должно быть произведением искусства.
• Паста в Италии возведена в культ. Для ее производства используется 25 сортов пшеницы! В сочетании с разнообразием форм и размеров это создает бесчисленное многообразие «макаронных изделий» (сами итальянцы обижаются, когда пасту зовут макаронами, ведь это только одна из ее разновидностей). Итальянцы едят пасту, когда хотят успокоиться после трудного дня, порадовать себя или пообщаться с друзьями. Для них это примерно то же самое, что для русских — чай. И уж, конечно, паста — никакой ни гарнир, а самостоятельное блюдо.
• Ужин в Италии — основной прием пищи, что, конечно, не приводит в восторг диетологов. Но таковы традиции, а здесь их очень уважают.
• Итальянцы знают толк в кофе и готовят массу его разновидностей с добавлением молока и какао. И совершенно не приветствуют кофе из картонного стаканчика на ходу!
Сегодня эксперты обеспокоены проблемой лишнего веса у итальянских детей. Поэтому в школах и садиках стараются предлагать сбалансированное питание, которое помимо пасты включает мясо, птицу, рыбу и фрукты.
Прикорм в Италии начинают в 4-6 месяцев. И почти сразу в рационе появляются довольно сложные, многокомпонентные блюда. Например, рис, сваренный на бульоне из нескольких овощей. Вскоре в составе этого «ризотто» оказывается оливковое масло и тертый пармезан. Одним словом, гурманов здесь воспитывают уже с младенчества. Как и в России, в Италии продают мясное пюре в баночках, и мамам не приходится мучиться с его приготовлением.
Китай: скушал рис, выпил чай
Что едят взрослые:
• Китайцы придерживаются теории питания по сезонам. Для каждого времени года существуют свои, наиболее подходящие продукты.
• Почти каждый приём пищи у китайцев включает в себя рис. Из риса делают даже алкоголь и уксус.
• Китайская лапша из рисовой или пшеничной муки считается источником долголетия.
• В Китае популярен соевый творог — тофу, а также другие продукты из соевых бобов.
• Как и россияне, китайцы пьют очень много чая. И не удивительно. Именно в этой стране впервые стали выращивать и пить этот чудодейственный напиток.
Китайские детсады не балуют воспитанников разнообразием продуктов. Это может быть каша с овощным или фруктовым наполнителем, а также вареный рис, овощи и мясо. К тому же, здесь всего два приема пищи.
Прикорм в Китае начинается в 4 месяца с бананового или яблочного пюре, корня лотоса или тофу. Также здесь рано начинают давать деткам рыбу, в частности, карпов и угрей.
США: от фаст-фуда и газировки — к повальному ожирению
• Современные американцы большую часть жизни проводят на работе и очень мало готовят дома. В стране питаются в основном продуктами, прошедшими глубокую переработку. Это консервы, хлопья, замороженные полуфабрикаты. Возможно, поэтому местную кухню иногда сравнивают с «самолетной едой».
• Увы, гамбургеры и картошка фри, запиваемые газировкой, — не пародия на американскую культуру, а суровая реальность, превратившая ожирение в проблему национального масштаба.
• Полноценную, свежеприготовленную еду зачастую можно отведать только в дорогих ресторанах.
Прикорм в Штатах принято начинать с каш и сладких оранжевых (!) овощей — морковки, батата, тыквы. Причём ребёнку дают столько овоща, сколько он сам согласится съесть, а не полчайной ложечки. Кисломолочные продукты здесь не популярны — российские мамы жалуются, что отыскать в США детский творожок или кефир практически невозможно.
Франция: удовольствие — прежде всего!
• Истинная французская трапеза должна быть долгой и приятной. Никаких перекусов на ходу. Даже малышей не принято угощать между едой. За неспешное пережевывание диетологи поставили бы французам твердую «пятерку».
• Зачастую французская еда не такая уж и полезная — жирные сыры, круасаны, паштеты. Однако французы не гонятся за количеством. Маленькие порции позволяют наслаждаться деликатесами без угрызений совести и последствий для фигуры.
• В стране очень любят сыр и производят неимоверное количество сортов этого продукта. Сыр входит в состав многих блюд национальной кухни. А вот другие виды молочных продуктов здесь не особенно жалуют.
• Французы с уважением относятся к свежим овощам. Стараются покупать их на рынке, у знакомых фермеров. Особенно популярны баклажаны, кабачки, картофель, томаты и различная зелень.
• Из мясных блюд жители Франции отдают предпочтение бифштексам и паштетам, а также мясу птицы. Кроме того, любят морепродукты. А вот лягушачьи лапки — отнюдь не повседневное блюдо, а редкий деликатес для гурманов. Лягушек для этого дела специально выращивают в экологически чистых прудах.
• Из напитков здесь отдают предпочтение черному кофе и вину.
Школьные и детсадовские обеды считаются способом приобщить маленьких французов к национальной кухне. Даже трехлеткам нередко подают обед из пяти блюд. От одних названий может разыграться аппетит: например, «кабачки по-провански», «легкий творог с изюмом», «сыр «Сен-Полен»… Родители могут познакомиться с меню за неделю, а то и за месяц, и заодно получить рекомендации, чем накормить ребенка на ужин.
С полугода французы знакомят деток с пропаренными овощами или перетертыми фруктами. Через пару месяцев вводят мясо индейки, говядины, курицы или рыбы с пряными травами, а заодно и вареные грибы(!).
Япония: красиво, разнообразно и понемногу
• В каждый приём пищи японцы стараются попробовать блюда разных вкусов, поэтому на столе, как правило, одновременно будет что-то сладкое, кислое, горькое и соленое. Считается, что в этом случае все типы рецепторов будут задействованы, а, значит, человек почувствует себя сытым и ничем не обделённым, даже если съест небольшое количество еды.
• Основа рациона: свежие овощи и морепродукты с минимальной термической обработкой.
• Большое внимание уделяется тому, как выглядит еда. Стол должен быть аккуратным, а пища — яркой и красочной.
Школьный обед маленького японца тоже состоит из многих компонентов. Например, мисо-суп, жареная рыба, сушеный водоросли, рис и молоко. При этом соседство морепродуктов с молоком никого не смущает.
Первое в жизни блюдо житель Японии съедает строго в пять месяцев. Это разваренная рисовая каша на воде. Через несколько недель в кашу начинают добавлять овощное, фруктовое или рыбное пюре. Если возникла аллергия на какой-то продукт, врачи рекомендуют все равно давать его малыми дозами, чтобы организм постепенно привыкал.