Этнохудожественное творчество это что такое
Какие виды этнохудожественной деятельности бывают??
на базе 9 классов – 3года 10 месяцев
Форма обучения – очная
Студент образовательной программы «Этнохудожественное творчество» готовится к следующим видам деятельности:
Художественно-творческая деятельность – постановка народных праздников и обрядов, организация и проведение репетиционной работы в любительском творческом коллективе, обеспечение исполнительской деятельности фольклорного ансамбля и отдельных его участников, разработка, подготовка и осуществление репертуарных и сценарных планов, художественных программ и постановок.
Педагогическая деятельность – деятельность в детских школах искусств, учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах.
Организационно-управленческая деятельность – руководство любительским творческим коллективом.
Где может работать выпускник специализации «Этнохудожественное творчество?»
Выпускники могут быть востребованы в учреждениях культуры и искусства, в системе дополнительного образования, школах искусств, любительских и самодеятельных фольклорных коллективах, Домах народного творчества, Домах фольклора, Центрах традиционной культуры, в городских историко-этнографических музеях, сельских музеях народного быта.
Если ты интересуешься фольклором,
любишь народные праздники, обряды, песни, танцы,
стремишься изучить историю и обычаи своего народа
МЫ ЖДЁМ ТЕБЯ!
http://www.astrcolcult.ru/mf-ethno.html
Как пример:
Этнохудожественное образование
Малика Исакова
Этнохудожественное образование
В современном мире в условиях глобализации возникает большая опасность утраты этнической культуры. Для того,чтобы она не исчезла совсем,необходимо,как мне кажется,приобщать ребёнка с малого возраста к этнической культуре. Передавать знания о народных традициях и обычаях из поколения в поколение. только так можно сохранить и возродить этническую культуру. Необходимость сохранения особенностей культуры каждого народа очень важная задача,особенно в современном мире. Важно формировать и развивать у детей дошкольного возраста правильные и значимые ориентиры. Воспитывать в детях духовно богатую личность.
В нашем детском саду также понимают актуальность проблемы того,что этническая культура стоит на грани исчезновения и поэтому всячески внедряет в образовательный процесс этническую культуру,приобщает детей к истокам русской народной культуры через различные виды деятельности. Художественно-творческая деятельность детей-это одна из форм по приобщению детей к русской народной культуре. Этнохудожественное образование-это целенаправленный непрерывный педагогический процесс формирования художественной культуры личности. В нашем детском саду мы даём детям базовые представления о музыке,литературе,изобразительном искусстве,приобщая детей к народной культуре,формируя художественную культуру личности.
Мы проводим свои занятия на основе календарно-тематического плана,который основывается также на датах народного календаря. Во всех видах деятельности мы стараемся приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры. Например,в изобразительной деятельности знакомим детей с народными промыслами,костюмами,игрушками. Знакомим детей с художественной литературой. В музыкальном воспитании мы применяем народные песни,частушки,игры на народных инструментах,хороводные игры. К речевому развитию применяются сказки,скороговорки,загадки,пословицы.
Работа с детьми осуществляется в различных формах. Например,проводятся викторины,экскурсии,праздники,концерты. Также в саду проводятся выставки,посвящённые народным промыслам.
Приобщение дошкольников к народным традициям может осуществляться,если вовлекать детей в разнообразные виды деятельности,осуществлять воспитательную работу на основе традиций русской культуры,осуществлять интеграцию различных видов искусств (музыкального,декоративно-прикладного,танцевального) с акцентом на народное творчество.
Конспект занятия «Образование числа 8» Учитель – дефектолог: Кравченко Е. Е. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Солнышко» Муниципального.
Конвергентное образование в ДОУ Слайд № 1 Задача для дошкольного воспитания – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию.
Непрерывное образование Непрерывное образование – это процесс роста, образовательного потенциала личности в течение жизни (от раннего детства до старости). Непрерывное.
Педсовет «Дополнительное образование в ДОУ» Педсовет «Дополнительное образование в ДОУ» Цель: расширение знаний педагогов об организации дополнительного образования в условиях ДОУ.
Политехническое образование дошкольников в ДОУ Политехническое образование дошкольников в ДОУ. Тема политехнического образования не нова, и для начала я проведу для вас небольшой исторический.
Экологическое образование дошкольников Экологическое образование дошкольников через реализацию совместных проектов в рамках социального партнерства. Экологическое воспитание.
Экологическое образование и воспитание детей Экологическое образование и воспитание детей. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать.
Электронное образование в ДОУ В МБДОУ Детский сад №16 педагоги стремятся разнообразить формы и методы организации образовательного процесса. В образовательной практике.
Этнохудожественное творчество это что такое
Специализация «Хореографическое творчество»
Классический, современный и народный танец, бальный, брейк-данс и джаз-танец, исполнительство и постановка – далеко не полный перечень изучаемых дисциплин на специализации «Хореографическое творчество».
Это хорошая творческая база знаний для будущих хореографов, балетмейстеров и танцоров.
Среди выпускников этой специализации немало известных и признанных в России и на Урале мастеров хореографии.
Требования к экзамену по специальности:
1. сольный номер (народный, классический, бальный, модерн);
2. экзерсис у станка, прыжки на середине;
3. проверка музыкальных данных.
Специализация «Театральное творчество»
Выпускники специализации «Театральное творчество» – яркие, творческие личности, среди которых – шоумэны, продюсеры, организаторы праздников и театрализованных действ, руководители студий и театральных коллективов, директоры досуговых центров и домов творчества, актеры театров, преподаватели творческих мастерских и лабораторий драматического искусства, создатели интересных творческих методик, открыватели новых театров.
Требования к экзамену по специальности:
1. чтение стихов, прозы, басни;
2. этюды;
3. проверка музыкальных данных (вокал, танец)
Специализация «Этнохудожественное творчество»
Здесь Вас научат играть на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, духовых народных инструментах, фортепиано; познакомят со всеми инструментами фольклорного ансамбля. На уроках дирижирования Вы сможете проявить свои индивидуальные творческие способности, а работа с оркестром, ансамблем народных инструментов доставит огромное удовольствие.
Все это потребует от Вас широких профессиональных знаний, которые Вы сможете получить на занятиях по теории музыки, постановке голоса, режиссуре фольклорно-этнографического театра, основам народной хореографии и многих других.
Требования к экзамену по специальности:
1. исполнение 2 разнохарактерных произведений (для окончивших ДМШ)
2. проверка музыкальных данных (для поступающих без музыкальной подготовки).
Вступительные испытания: экзамен по специальности на выявление творческих способностей.
Народное художественное творчество. Вид: Этнохудожественное творчество
Яркие колоритные костюмы, красивые звонкоголосые песни, сопровождаемые веселыми танцами или плавными хороводами в исполнении современных молодых людей, сменивших модные джинсы на русский сарафан, вызывают не только радость у людей, пришедших на праздник, но и пробуждают нашу генную память. Отрадно видеть свежие девичьи улыбчивые лица в красивых сарафанах, плывущих между березок с незатейливыми песнями, веселый разгуляй на Масленицу, когда старинный город оживает и расцвечивается яркими платками и шалями, обрядовыми играми и песнями, молодецкими забавами.
За внешней стороной зрелищности кроется глубинный смысл. Народ, не знающий культуры предков, обречен на духовное вырождение, поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера. Народ, безоглядно растрачивающий самобытность, не может рассчитывать на уникальное будущее.
В процессе обучения студенты осваивают целый комплекс дисциплин, формирующий вокально–хоровые, актерские, хореографические навыки, помогающие раскрывать в художественно – выразительной форме все многообразие народного творчества. Кроме того, студенты получают опыт режиссерской работы, учатся писать сценарии, готовить и проводить народные праздники. Важным элементом обучения является изучение и освоение местной вятской певческой культуры, ее обычаев и обрядов. С этой целью студенты выезжают в фольклорные экспедиции в разные уголки области.
Во время обучения студенты ведут активную концертно-творческую деятельность, становятся лауреатами международных и всероссийских конкурсов.
Выпускники могут работать в различных сферах культуры и образования: в детских школах искусств, в общеобразовательных школах, руководить детскими и взрослыми певческими коллективами центров досуга, домов культуры, работать артистами в профессиональных коллективах. Талантливые выпускники продолжают учебу в высших учебных заведениях Санкт–Петербурга, Москвы, Перми, Челябинска и других городов России.
Если вы поете, любите танцевать, публично выступать, хотите научиться играть на музыкальных инструментах – мы ждем вас!
Теория и методика этнохудожественного образования
Этнохудожественноеобразование представляет собой процесс усвоения знаний и навыков в области народной художественной культуры.
В систему этнохудожественного образования входят:
— учреждения дополнительного образования
— средние и высшие специальные учебные заведения –
— система переподготовки и повышения квалификации специалистов культуры и образования.
Основными задачамиэтнохудожественного образования являются процессы сохранения и развития в современном российском обществе лучших отечественных художественно-просветительных и национально-культурных традиций, самобытных явлений народного художественного творчества; приобщение широких слоев населения к фольклору, шедеврам классического и современного искусства; развитие массовых форм художественного воспитания, образования и творчества; межнациональное и международное культурное сотрудничество в области изучения, сохранения и трансляции в современное мировое культурно-информационное пространство ценностей народного художественного творчества, а также многообразного художественного наследия народов России.
Эхо – включает в себя три компонента:
1. Пропедевтический – это этнокультурное пространство, создаваемое в семье, учреждениях дошкольного образования, где осуществляется первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными образами, ритуалами и обычаями.
3. Деятельностный – обеспечивается учреждениями системы дополнительного образования, социально-культурной сферы, центрами творчества.
Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов.
Необходимость разработки национально-регионального компонента предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», Этнокультурное образование становится одним из факторов сохранения национально-культурного наследия, интегрирования многополярной культуры народов России, обеспечения устойчивости социума и выполнения государственного «социального заказа» по межкультурной и духовной консолидации полиэтнического общества.
Динамическому развитию этнокультурного, в частности этнохудожественного образования во многом способствуют позитивные изменения в национально-государственной политике.
«Национальная доктрина образования» утверждена В.В. Путиным в 2000 г. На основе этого документа, определившего стратегические направления развития национального образования, в 2002 г. была разработана «Концепция художественного образования».
Актуальность развития этнокультурного образования подчеркивается в других важнейших правительственных программах, а также в международных актах ЮНЕСКО. В частности, задача повышения роли традиционной культуры и национально-культурного наследия России в образовании рассматривается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Перед образовательными учреждениями поставлены следующие задачи этнокультурной направленности:
· развитие национальной культуры;
· воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
· развитие культуры межэтнических отношений и др.
Национальная культура народов обладает особыми и своеобразными возможностями в формировании у подрастающего поколения положительного эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, готовности беречь и развивать народные художественные ремесла, традиции, обычаи.
Осмысление нхк в контексте духовно-нравственных ценностей и идеалов позволяет раскрыть её педагогический потенциал.
Под ценностями в педагогике подразумеваются элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые выражаются в личностных установках, свойствах и качествах, определяющих его отношение к обществу.
Термин «духовность» имеет разные значения, в том числе и религиозное. В энциклопедическом словаре понятие «духовность» рассматривается как «специфическое человеческое качество, идеальная потребность к познанию», «духовное познание», характеризующее мотивацию и смысл поведения личности». Духовно-нравственные ценности отражены во всём многообразии нхт закреплены в образах-идеалах русского народа и в произведениях искусства, основанного на фольклорных традициях.
В ходе этих исследований были выявлены духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры, которые актуальны сегодня для решения проблем развития личности:
1.Ценостное отношение к матери, как главной святыни и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начала.
2.Ценность семьи и традиционных семейных отношений, основанных на почитании предков.
3.Ценностное отношение к природе, которое отразилось в мифах, преклонение перед стихиями в культе растений и животных.
4.Ценность Родины, родной земли. Понимание земли, как кормилицы и главной святыни, которую необходимо беречь, охранять и защищать.
5. Ценность созидательного труда, как основы жизни и благополучия.
6.Ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты (понимание категорий добра, совести, стыдливости, милосердия, справедливости, целомудрия).
7. Ценностное отношение к человеку, воплощенное в идеалах на примере сказочных образов.
8. Ценности родного дома как связующего звена с родными, с землёй, родиной, окружающим миром.
Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности. Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.
Многочисленные весенние молодежныепраздники были своеобразными формами эстетического воспитания и самовоспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания.
В становлении этнохудож.образования огромное значение имеет опыт национального, духовно-нравственного, патриотического и художественно- эстетического воспитания, накопленный предшествующими поколениями.
Задолго до возникновения первых художественных учебных заведений определённые функции этнохуд.образования выполняли устное народное творчество, зодчество и архитектура, иконопись, дпи. В них материализовался целый комплекс эстетических, философских, нравственных представлений.
В 14-15 вв. такие города, как Владимир, Новгород, Суздаль, Полоцк становились центрами культуры – иконописной, хоровой, прикладной. Во многих русских городах были созданы приходские школы при храмах и монастырях. Вокруг некоторых монастырей образовывались профессиональные братства ремесленников. Национальное художественное образование осуществлялось и внеинституциональных формах нхт (домашние, семейные формы воспитания).
На этапе формирования Древнерусского государства были заложены основы средневековой системы образования с приоритетом духовных ценностей.
Реформы Петра 1, положили начало светскому и профессиональному направлению в образовании с учётом сословного положения родителей. В 17 в. в Москву прибыли западнорусские учителя, создавшие первые центры западнорусской учёности на основе греко-византийской и западноевропейской образовательных традиций.
В начале 19 века в России появляются негосударственные художественные школы А.В. Ступина (г. Арзамас), А.Г. Венецианова (Тверская губ.) и др. В них обучение строилось на академических принципах.
К середине 19 века российская педагогическая мысль была озабочена проблемой безнационального образования, бурно обсуждаются идеи патриотического, художественно-эстетического и национального воспитания.
М.В. Ломоносов сыграл заметную роль в истории становления этнохуд. образования. Он обратил внимание на воспитательные возможности фольклора и призывал учить детей «народным русским способом».
Одним из первых министров народного просвещения 19 в., обратившим внимание на катастрофическое положение по отношению к русскому языку был А.С. Шишков.
Также большой вклад в развитие этнох. образования внесли В.В. Даль, А.С. Пушкин, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, В. В. Розанов, Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.
В конце 19 века впервые на государственном уровне был поставлен вопрос о необходимости «ввести в народную школу русскую песню».
В начале 20 века начинает развиваться музыкально-просветительская педагогика. При Академии наук была учреждена Музыкально-этнографическая Комиссия (1901), деятельность которой была связана с созданием разветвлённой сети любительских хоров, организацией Союза любителей народной музыки и открытием хоровых и инструментальных классов в политехническом музее Москвы.
В России первым государственным художественным учебным заведением стала Академия художеств (1757).
В первые годы после Октябрьской революции создаются «трудовые школы», в которых большое внимание уделяется художественно-творческой деятельности. А в 1918 году выходит «Положение о трудовой школе». В этом документе актуализируется задача всеобщего эстетического воспитания и ознакомления детей и молодёжи с фольклором и народным музыкальным творчеством. Впоследствии открывается ряд специализированных учреждений, где изучение и занятие народным художественным творчеством переход от любительского к профессиональному, появляются музыкальные и художественные школы, училища и вузы.
Сегодня накоплен богатый теоретический и практический опыт российских и зарубежных учёных, по выявлению роли этнической культуры в развитии личности человека.
В исследованиях А.Григоряна изучены особенности развития нравственного сознания и поведения подростков в традиционной культуре.
Работы М.Егорова анализируют аспекты этнопедагогического диалога культур как средства нравственного формирования личности, воспитание толерантности.
Исследования Баклановой Т.И., Шпикаловой Т.Я, Ропацкой Л.А. в области развития личности на основе традиционных культур стали концептуальной основой разработки этнохудож. и культурно-образовательных программ.
В работах Т. Баклановой особое внимание уделяется обоснованию роли традиционной культуры в духовно-нравственном развитии, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека.
Шпикалова и Сокольникова разработали теоретические и методические основы освоения детьми народного творчества.
Проблемы этнох.образ. применительно к регионам изучают сегодня Долженкова М.И., Жиров М.С., Нестеренко А.В.
ВЫВОД!! Таким образом, развитие идеи этнохуд.образования в России проходило в сложных условиях. Русская традиционная культура долгое время не принималась во внимание в образовательной политике государства, но идеи воспитания подрастающего поколения на основе нхт пронизывают труды многих отечественных просветителей.
К настоящему времени сложились определённые направления в изучении нхк, берущие своё начало с 18-19 вв: культурно-просветительское, подразумевающие распространение видов и жанров фольклора в различных сферах современного общества; исследовательское, в русле которого нхт рассматривается как область искусства и науки; образовательное, где в центре внимания задача приобщения человека к национальной культуре.
Художественное-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей. Важно сохранять преемственность системы художественного образования, чтобы на протяжении становления ребенка осуществлялось формирование мировоззренческих, эстетических, нравственных ценностей, а также творческих способностей.
С 90-х годов 20 в. в России начался процесс введения в общеобразовательные школы этнохудожественного компонента и внедрение программ эстетического цикла. В настоящее время в ряде школ ведутся дисциплины «Народная художественная культура», «Русская традиционная культура», «Народные праздники» и т.д.
Изучение нхк в школе имеет главную цель– расширение представлений о народной культуре, подготовка школьников к дальнейшему самостоятельному изучению традиционной культуры, пробуждение интереса к ней, духовное развитие личности как основы для саморазвития. У учащихся необходимо формировать умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других культур, ориентации в современном поликультурном мире, культурного наследия и достижений других народов, изучения ценностей мировой культуры. Всё это делает необходимым обращение к целому ряду их личностных качеств, таких, как открытость, терпимость и готовность к общению.
Изучение нхк в школе предполагает знакомство с предметами и бытом прошлого. Надо приводить на уроке живые и доступные примеры, дающие возможность размышлять, убеждать, предостерегать и воспитывать на примерах прошлого. Каждый урок имеет определённые цели и задачи (образовательные, развивающие, воспитательные). Ели и задачи урока невозможно расчленить на изолированные части, как правило, они реализуются одновременно.
Формы освоения народной культуры могут быть разные. Это – экскурсии, занятии и уроки (лекция, спектакль, путешествие, викторина, конкурс, урок «открытых мыслей», урок-конференция и др.) В преподавании нхк необходим творческий подход, учёт возрастных особенностей детей, знание инновационных технологий. Каждый урок полностью зависит от личности преподавателя, его темперамента и характера.
Главное требование к уроку – достижение цели и поставленных задач. Недопустимо ограничивать урок только изложением нового материала, необходимо активизировать мыслительную и творческую деятельность школьников. В процессе занятий педагог ставит следующиезадачи:
— Расширить кругозор и дать школьникам информации о народной культуре (теоретические сведения, факты и т.д.).
— Научить школьников самостоятельно получать знания (проводить собственные исследования, вести дневники, разбираться в фактах и т.д.).
— Развивать способности учащихся: самостоятельность, оригинальность мышления, творческие способности.
— Воспитывать у учащихся патриотизм, трудолюбие, нравственность.
Главное- глубокое осмысление и усвоение содержания материала урока. Различают три уровня освоения материала:
1. Запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала. Такой уровень крайне необходим, так как он способствует накоплению знаний.
2. Применение знаний на практике, умение пользоваться ими.
3. Творческое применение знаний в оригинальной обстановке. Это преимущество одарённых. Если учащихся непрерывно тренировать, развивать, приучать к раздумьям, самостоятельным поискам и действиям, они научаться творчески работать.
В современной школе существует несколько методических подходов к изучению нхк:
1. Эстетический подход ориентирован на эмоциональное восприятие материала. Он позволяет ввести школьников своеобразный мир нхт, развить чувство прекрасного.
2. Знаково-смысловой подход. Любое произведение профессионального и народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодировано его содержание. «Расшифровка», прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, с помощью которых «кодируется» текст, ведёт к присвоению личностью эстетики, духовности, гармонии и креативности, заложенных в глубинах произведения искусства.
Любое произведение искусства – это особое пространство коллективных смыслов, знаков. К ним относятся:
-знаки, отражающие признаки принадлежности к культуре, рукотворности происхождения предмета;
— знаки, регулирующие поведение человека и содержащие этнические нормы отношений между людьми, связанные с обрядами, ритуалами, традициями трудовой, бытовой, праздничной культуры;
— знаки, несущие информацию о принадлежности произведения к прошлому, настоящему, будущему, к вечности;
-знаки, несущие систему идей или целостную художественную концепцию мира и личности;
— знаки национальной принадлежности и знаки, выражающие космогонические взгляды людей, общемировоззренческие представления о мире, о вселенной.
3.Деятельностный подход определяется в неразрывности методов теоретической и практической сторон обучения и воспитания, среди которых проблемно-поисковый и исследовательский методы занимают одно из ведущих мест. В настоящее время проектно-исследовательская деятельность школьников широко используется в практике. Этот подход помогает развивать естественную мотивацию учения, учитывать индивидуальные способности, склонности, интересы детей. Он даёт возможность целенаправленно развивать познавательную, творческую активность и самостоятельность.
4.Практический подход позволяет создать условия для развития творческого мышления в процессе органичного сочетания в творческой деятельности знаний о народной культуре.
В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.
В настоящее время в ряде регионов России были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народной художественной культуры, нацеленные на реализацию её богатого педагогического потенциала. Задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, характерного для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению и сохранению и передаче новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а так же по подготовке специалистов в области народной художественной культуры.
Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента дисциплин художественного образования. Сохранению и развитию самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует деятельность фольклорных ансамблей, студий ДПТ, школ народных ремесел, центров дополнительного образования.
Долженкова М.И. считает, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции (расчленение целого на составные части) сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России.
Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования и т.д.
В таком широком контексте традиционная народная художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное с многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этнохудожественное образование – как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.
На территории Алтайского края проживают представители более 100 национальностей, среди которых немцы, украинцы, казахи, белорусы, армяне, татары и другие. Каждый из этих народов имеет права на сохранение и развитие своей культуры.
На территории края зарегистрировано около 50 национально-культурных общественных объединений. Практически все общественные объединения достаточно активны. Проводят встречи, фестивали, выставки, участвуют в реализации межэтнических, государственных, международных программах.
В пример можно привести Алтайский краевой Российско-немецкий дом, Центр татарской культуры «Дулкын», Украинское землячество, Центр эстетического воспитания «Песнохорки», Общество литовской культуры, Белорусское землячество, Общественная организация «Дом Польский», Союз армян Алтайского края и т.д. (Думаю вы тоже можете привести множество примеров и на территории Казахстана).
Перечисленные организации занимаются не только трансляцией и поддержанием своей традиционной культурой, но и участвуют в этнохудожественном образовании – передавая новым поколениям представления об обычаях и традициях своего народа, обучая навыкам исполнения произведений устного и музыкального творчества, мастерству создания изделий декоративно-прикладного творчества и воспитывая национальное самосознание. Менталитет и народное художественное сознание различных социальных и этнических групп населения раскрывается в идеях и образах материальных и духовных ценностей народной художественной культуры.
В образовательных учреждениях края также учитывается региональные особенности национальной культуры, проводятся экскурсии в музеи, посещение фестивалей народного творчества. Основное место в региональных системах сохранения и развития народной художественной культуры занимают в настоящее время вузы культуры и искусства, где осуществляется подготовка кадров по специальности «Народное художественное творчество», а также ведутся профильные научные исследования.
В образовательных стандартах средних и высших учебных заведений существует блок – региональный компонент, где содержатся дисциплины «История искусства», «Мифология и фольклор», и т.д. Отдается предпочтение учебным программам, содержащим региональный компонент.
Сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры на региональном уровне может быть решено на основе системного подхода, предполагающего взаимосвязь и взаимодействие различных социальнокультурных и образовательных учреждений, развивающих наиболее характерные для данного региона виды народного художественного творчества, формы их бытования, а также использующих как традиционные, так и современные способы распространения традиций в современной социально-культурной среде.
Создание и эффективное функционирование региональных систем может быть достигнуто при условиях:
· организации системных, комплексных исследований локальных традиций как основы региональных программ ее сохранения и развития;
· взаимодействия всех компонентов региональной системы возрождения традиционной народной художественной культуры в аспекте административно-управленческих, законодательных, научных, организационно-методических, кадровых проблем ее обеспечения.
В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия как всенародного достояния должна принадлежать региональным системам, основанным на:
· восприятии народной художественной культуры как целостного этнокультурного явления, веками создаваемого и продолжающего жить благодаря таланту и творчеству всех социальных групп и слоев общества, каждый из которых имеет свою определенную точку отсчета включения в культурно-творческую деятельность. В соответствии с этим и рассматривать народную художественную культуру необходимо в этнической историко-стадиальной многослойности ее пластов как целостную систему: генезис и эволюция данного явления; сущность, назначение, структура и содержание, а также ее место в общей системе культуры в целом;
· признании приоритетного внимания и поддержке традиционной русской художественной культуры как культуры коренного субэтноса (термин Л.Н.Гумилева);
· разработке целостной многоуровневой многоаспектной открытой и вариативной образовательной этнохудожественной системы, охватывающей дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней.
Этническая социализация – это процесс вхождения индивида в культуру народа, знакомство, освоение и успешная коммуникация в социуме.
Современные проблемы человечества в сфере социализации, утрата естественных способов взаимодействия, знаний и ценностей народной культуры привели к появлению такой модели этнохудожественного образования как школа этнической социализации.
Школа Этнической Социализации –это современная модель социализации личности ребенка в обществе. Её цель- преемственная связь современной системы социально-воспитательной работы и прогрессивных традиций народной педагогики.
1. Распространение опыта народной педагогики как фактора гармонизации личности ребенка в современных условиях. Изменение психологического состояния ребенка в сторону нервной возбудимости, увеличение памяти ребенка, общительности, доверительного отношения к окружающему миру.
2. Создание условий для использования традиционной культуры в развитии творческих способностей ребенка.
3. Обеспечение единства духовно-нравственного, физического, художественно-эстетического и познавательного развития средствами методами народной педагогики.
4. Взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в образовательный процесс и формирование у них представлений об этнокультурных педагогических традициях.
5. Издание методических пособий и сборников в помощь родителям и педагогам.
Программа ШЭС имеет целью привести в движение заложенный природой механизм жизнедеятельности ребенка:
1. эмоционально-психические реакции умственных и физических способностей
2. творческий потенциал.
1) создание нравственно-мировоззренческого фундамента личности ребенка;
2) формирование жизненных установок и ориентаций;
3) укрепление преемственности поколений для сохранения культурных традиций народа.
Принципы воспитания и развития ШЭС:
1. Формирование исторического сознания у родителей, их ценностного отношения к фольклору и ДПТ.
2. Создание эстетической и этической среды для развития национального самосознания.
3. Тесный и разумный контакт с семьей.
4. Сохранение традиционной праздничной культуры, как начала коллективного творчества.
5. Создание благоприятной среды общения для ребенка и духовно-нравственное воспитание.
6. Создание престижа культуры и здоровья.
7. Формирование психо-физической готовности детей к последующей учебной деятельности.
8. Соблюдение принципа дифференциации (1.изучение задатков, склонностей ребенка 2. реализация корригирующей (направляющей) и коррекционной (исправляющей) функций.
Помимо принципов развития, в ШЭС соблюдаются принципы традиционной культуры:
1. устность передачи традиции;
2. импровизационность передачи игрового материала 3. коллективность творчества