Этюды что это такое в музыке
Этюд (музыка)
Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
История
Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). На новый уровень этот жанр вывел Фредерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюитам. Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман («Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и др.), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и другие.
Репертуар
Существуют этюды для разных инструментов (зачастую их авторами становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших композиторских навыков, а сложности исполнения им были хорошо известны): циклы этюдов для гитары Маттео Каркасси, Фердинандо Карулли, Мауро Джулиани; для скрипки — Анри Вьетана и Шарля Берио; для кларнета — Бориса Дикова и Александра Штарка и др.
Полезное
Смотреть что такое «Этюд (музыка)» в других словарях:
Музыка Chrono Cross — Композитор Ясунори Мицуда Chrono Cross (яп. クロノ・クロス Куроно Куросу … Википедия
Электронная музыка — музыка, к рая создаётся и исполняется с помощью электронно акустич. и звуковоспроизводящей аппаратуры. В Э. м. объектом работы композитора является не только звуковая ткань и композиция в целом, но и звуковой материал. Звуки и звучания… … Музыкальная энциклопедия
Революционный этюд (Шопен) — Начало революционного этюда … Википедия
Электронная музыка — (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи… … Википедия
Соединенных Штатов Америки музыка — Особенности формирования муз. культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. почву муз. традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя,… … Музыкальная энциклопедия
Конкретная музыка — (франц. musique concrиte) звуковые композиции, создаваемые с помощью записи на магнитофонную ленту разл. природных или искусственных звучаний, их преобразования, смешения и монтажа. Совр. техника магнитной записи звука позволяет легко… … Музыкальная энциклопедия
Польская музыка — Польская муз. культура одна из древнейших слав. муз. культур. Наиболее ранние сведения о существовании П. м. содержатся в путевых записках араб. купцов (Ибн Фадлана и др.), торговавших на польских землях в 7 в. К этому же времени… … Музыкальная энциклопедия
Вариации (музыка) — Вариационная форма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).… … Википедия
Вариация (музыка) — Вариационная форма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).… … Википедия
Кампанелла (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кампанелла (значения). Эта статья слишком короткая. Пожалуйста … Википедия
Что такое этюд в музыке
Этюд – это слово французского происхождения. В переводе на русский язык оно означает «изучение». В музыке этюд – это пьеса для исполнения на каком-либо инструменте. Она, как правило, небольшая по объёму. В основе такой пьесы лежит частое повторение того или иного трудного для исполнения приёма. Предназначаются этюды для того, чтобы музыкант совершенствовал свою технику игры.
Этот музыкальный жанр стал широко известен в 18 веке.
Самые знаменитые авторы этюдов
Как уже было сказано выше, этюд – это музыкальная пьеса виртуозного характера. Она предназначена для оттачивания музыкантом исполнительского мастерства.
Карл Черни
Безусловно, самым известным автором этюдов для фортепиано является Карл Черни. Он написал более тысячи произведений такого рода. Его этюды предназначены для разных уровней и типов техники. Многие его пьесы этого жанра составляют целые циклы, например, «Школа фуги», «Школа беглости пальцев» и так далее. Его этюды больше других используются в музыкальных учебных заведениях. Он был не только композитором, но ещё и выдающимся педагогом. Его учениками были: Сигизмунд Тальбек, Ференц Лист, Теодор Куллак, Леопольд де Мейер и многие другие. К. Черни написал более 800 произведений только для тренировки беглости пальцев и исполнительской техники.
Фредерик Шопен
Польский композитор, выдающийся пианист. Этюды Шопена – это новый уровень данного жанра. Это не просто упражнения для развития беглости пальцев и техники, в них есть и художественная ценность. Этюды Шопена очень часто исполняются музыкантами на концертах. Без них не обходится ни один конкурс среди пианистов.
Практически все этюды, написанные Фредериком Шопеном, требуют от музыканта виртуозности и артистичности. Каждый из них подразумевает конкретную педагогическую задачу. Например, «хроматический этюд a-moll № 2» помогает укреплять слабые пятый и четвёртый палец на правой руке. Этюды Ф.Шопена отличаются от произведений подобного жанра других композиторов. В них виртуозность выступает не как цель, она является средством для раскрытия художественного образа произведения. Во многих этюдах Фредерика Шопена принцип развития построен по типу прелюдий И.С.Баха. Более всего это заметно в произведении G-dur. Самым знаменитым этюдом Ф.Шопена является №12, который носит название «Революционный». Композитор посвятил его трагическим известиям о том, что польское восстание было разгромлено. Есть среди этюдов Фредерика Шопена и медленные, лирические. Самые знаменитые из них – это третий, шестой и седьмой. Своей мелодикой они напоминают вокальные произведения.
Немецкий композитор Эдвард Григ этюды не писал, но есть и у него знаменитое произведение данного жанра. Называется оно «Памяти Шопена». Как можно догадаться из названия, посвящён этот этюд великому польскому композитору и пианисту, о котором шла речь в данном разделе статьи.
Ференц Лист
Ещё один выдающийся композитор, который работал в таком жанре – это Ференц Лист. Этюды его разнообразны. Многие из них объединены в циклы. Ф.Лист, так же, как и Фредерик Шопен, стремился углублять в своих этюдах художественное содержание. Он считал, что виртуозность должна помогать художнику высказаться до конца. В возрасте 15 лет Ференц задумал сочинить цикл, в который входило бы 48 этюдов во всех тональностях. Но написал и опубликовал из них всего двенадцать. Первые этюды Ф. Листа были лишь упражнениями на развитие беглости пальцев. Они очень напоминали произведения его учителя – Карла Черни. Через 12 лет Лист переработал свои этюды и создал произведения для концертных выступлений. Самые знаменитые его пьесы этого жанра:
Ференц Лист также написал цикл этюдов по каприсам Никколо Паганини. Он задумал эти произведения с целью передать виртуозность и техническое совершенство великого скрипача на фортепиано. Композитор был очень увлечён творчеством Никколо Паганини.
У Ференца Листа имеются и другие этюды, имеющие глубокое содержание и поэмный склад.
Этюд: особенности жанра, история, великие имена
Симфонии, этюды, вальсы и сонаты – в мире классической музыки огромное количество жанров, в которых современный обыватель практически не разбирается. Важное значение для любого человека, стремящегося обучиться музыке на профессиональном уровне, играют такие произведения, как этюды.
Что такое этюд?
Этюды создаются для разных музыкальных инструментов: для струнных и духовых, для клавишных и ударных. Предназначены этюды в основном для развития и тренировки какой-либо техники.
Слово образовано от французского etude, что обозначает «изучать» или «учить». Этюд – это музыкальное произведение небольшого объема, в котором постоянно применяется какой-либо прием или техника. Этюды обязательно входят в любую программу музыкального обучения, а потому известны всем ученикам музыкальных школ и заведений более высокого уровня.
История возникновения этюдов
Жанр появился во времена расцвета классической музыки – в XVIII веке. Именно тогда некоторые композиторы начали создавать короткие произведения, объединенные в большие циклы, чьим предназначением была тренировка и оттачивание технического мастерства. Среди «отцов» этюдов самые громкие имена – К.Черни и Ф. Шопен. Шуман, Лист и Паганини также писали великолепные этюды. Есть в этом списке и русские имена, например А. Скрябин.
Отдельно следует сказать про этюды Шопена. Они объединили в себе не только тонкую структуру, позволяющую совершенствовать технику, но и большую культурную и музыкальную ценность – эти этюды нельзя назвать исключительно ученическими. Сегодня их часто исполняют на концертах.
Современность
В начале XX века этюды приобрели мощь, искристость, нежность в них стала уступать место драйву, как и требовало того время. Особенно яркими представляются этюды Прокофьева. Солирующая партия стала сдвигаться, и сегодня встречаются сотни разных этюдов, предназначенных для нескольких инструментов.
Этюд (в музыке)
Смотреть что такое «Этюд (в музыке)» в других словарях:
этюд — а, м. 1) В изобразительном искусстве: произведение, исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Акварельный этюд. Этюд к картине. Всю зиму пишет он этюды, и у прохожих на виду я их переношу оттуда, таю, копирую, краду (Пастернак). 2)… … Популярный словарь русского языка
Этюд — термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто художественных целей:… … Литературная энциклопедия
Этюд — ЭТЮД термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто художественных… … Словарь литературных терминов
ЭТЮД — 1) «упражнение», произведение искусства (художественное, музыкальное), предназначенное для развития способностей начинающих и для упражнений их; 2) набросок, не вполне отделанное художественное произведение. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
этюд — а, м. étude f. 1. В изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и обычно небольшого размера, выполненное целиком с натуры. БАС 1. А ныне нашед случай с его сиятельством графом Брюсом, посылаю одну картину моей композиции,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭТЮД — ЭТЮД, этюда, муж. [франц. étude от лат. studium усердие, старание]. 1. Произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого нибудь композиционного целого. Этюд к… … Толковый словарь Ушакова
ЭТЮД — По французски etude изучение. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды сначала совсем легкие: Гедике, Беренса, Шитте. Затем, с годами, переходят к этюдам сложнее: Клементи, Черни, Мошковского. Этюд развивает технику музыканта.… … Музыкальный словарь
Этюд — (от франц. etude учение, изучение; нем. Etьde, англ. study, etude, итал. studio) муз. пьеса, предназначенная для совершенствования технич. навыков игры на к. л. инструменте. Понятие Э. как пьесы, разучиваемой для совершенствования в… … Музыкальная энциклопедия
этюд — а; м. [франц. étude] 1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего произведения. Э. к картине. Писать э. 2. Небольшое по объёму произведение (литературное, критическое и т.п.), посвящённое частному вопросу.… … Энциклопедический словарь
ЭТЮД — (франц. étude), собственно то же, что эскиз; однако в настоящее время слову э. придают в музыке специальное значение пьесы для технического упражнения, все равно, предназначена ли эта пьеса для начинающих, или уже достигших высокого… … Музыкальный словарь Римана
Этюды что это такое в музыке
Музыкальные произведения, направленные на обучение приёмам игры, не будучи конкретно названными этюд, существовали и ранее. До 19-го века инструментальные «упражнения» и другие дидактические музыкальные материалы были очень разнообразны, без какой-либо системы и установленных жанров. Ранние учебники, например «Разнообразные уроки для лютни» (Varietie of Lute-Lessons) (1610), включали в себя простые пьесы и шедевры известных композиторов, порядок расположения мог как возрастать от простого к сложному, так и быть вперемешку. Упражнения в сборнике «30 упражнений для клавесина» (30 Essercizi per gravicembalo) (1738) Доменико Скарлатти не отличаются по масштабам от других его клавирных работ, четырехтомные «Упражнения для клавира» (Clavier-Ubung) И.С.Баха содержат несложные пьесы и большие и трудные Вариации Гольдберга.
Ситуация изменилась в начале 19 века из-за растущей популярности фортепиано как домашнего инструмента. Руководства по обучению игре на фортепиано с упражнениями стали очень распространенным явлением. Особое значение имеют ранние пьесы Муцио Клементи «Ступень к Парнасу» (Gradus ad Parnassum) (1817-26), работы Иоганна Баптиста Крамера (опубликованные в 1804-1810), этюды Игнаца Мошелеса соч.70 (1825) и, конечно, многочисленные произведения Карла Черни, который составил более тысячи этюдов. Большинство из этих произведений сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного исполнения. Однако, с поздними этюдами Клементи и Мошелеса (соч. 95, 1836) ситуация начала меняться и композиторы стремились создать музыку, которая могла служить хорошим средством обучения и имела музыкальную ценность для исполнения на концертах, эти работы стали называть концертными этюдами.
Этюды Фредерика Шопена, соч.10 (1833) и соч.25 (1837), были первыми, занявшими крепкую позицию в концертном репертуаре, и рассматриваются сегодня как одни из лучших работ в этом жанре из когда-либо написанных. Техника их исполнения была крайне новаторской на момент публикации, и первый исполнитель, которому удалось освоить эти работы, известный композитор и виртуоз-пианист Франц Лист (Шопен посвятил ему соч.10). Лист написал для себя ряд этюдов, некоторые с элементами программности, которые стали более масштабными и даже более сложным, чем у Шопена, среди них наиболее известными являются работы из коллекции «Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными» (окончательная редакция 1852). Они не сохраняют обучающий аспект работ Шопена, но так же варьируются в сложности и используемой технике. На работы Листа похожи этюды французского композитора Шарля Валантена Алькана, отмеченные гармоническими и структурными экспериментами, и интересные тем, что некоторые из них являются одними из первых, написанных для исполнения одной рукой. В 1894-1895 годах Александр Николаевич Скрябин создал цикл из 12 этюдов соч.8, который включает замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе, совмещающие глубокое музыкальное содержание и какое-либо определенное пианистически-техническое задание.
В начале 20 века был опубликован ряд важных коллекций этюдов. Этюды Клода Дебюсси для фортепиано (1915) выполнены в соответствии с правилом «один из аспектов исполнительской техники на пьесу», но имеют нешаблонную структуру с большим количеством резких контрастов и в основном сосредоточены на звучности и музыкальных возможностях фортепиано как инструмента, а не на технической подготовке пианиста. Сергей Васильевич Рахманинов условно назвал свои этюды «этюдами-картинами» (соч.33, 1911 и соч.39, 1917), подчеркивая их образный и эмоциональный строй, проникнутый духом и очарованием русской природы. Леопольд Годовский привел свою транскрипцию этюдов Шопена (1894-1914), его изменения и дополнения подняли музыку Шопена на новый, небывалый уровень сложности.
К середине 20 века старые традиции этюда были почти полностью заброшены. Работы Оливье Мессиана «Четыре ритмических этюда» (1949-50) не носят дидактического характера, а представляют эксперименты с «сериальной техникой». Этюды Джона Кейджа для фортепиано («Etudes Australes», 1975), для виолончели и/или фортепиано («Boreales», 1978), для скрипки («Freeman Etudes», 1977-80, 1989-90) продолжают общее направление творчества Кейджа в создании экспериментальной музыки, концептуализма и минимализма, и некоторые являются самыми сложными работами в этом репертуаре. Три книги этюдов Дьердь Лигети (1985, 1988-94, 1995), пожалуй, ближе всего к старой традиции в том, что они слишком сконцентрированы на каком-либо конкретном методе техники.