факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения

Психологическая характеристика кризиса рождения первого ребенка в семье.

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой перед воздействием различных стрессоров. К. Витакер писал о том, что все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем. Согласно С. Минухину, рождение ребенка влечет за собой сложную реорганизацию семьи, связанную с появлением ее новой подструктуры, что подчас ставит под угрозу существование самой семьи. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье, изменяются также возможности сохранения рекреационных видов активности и общения вне пределов семьи. Как правило, жена отдает приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессиональной деятельности. Муж, напротив, становится более активным в работе, поскольку именно он принимает на себя всю полноту ответственности за материальное благополучие семьи.

Указание на возможность семейного конфликта иллюстрирует одну из типичных схем кризиса молодой семьи. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлетворенность интимными отношениями и т. п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов сопротивляться стрессу. После рождения ребенка, даже очень помогающий отец и далее работает, встречается с друзьями, а жена некоторое время в основном заботится только о ребенке. Кроме того, рождение ребенка как бы предлагает молодым родителям новые возможности общения и сотрудничества и сужает уже имевшиеся. Если они научились учитывать интересы друг друга, понимать чувства, совместно решали возникавшие перед семьей задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет семейные связи.

Факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в триадные: формируется треугольник отношений, включающий в себя родителей и ребенка. Формирование треугольников и вовлечение третьего во взаимоотношения обычно способствует снижению напряжения в первоначальной диаде. В период после рождения ребенка на периферии треугольника, как правило, находится отец, а между матерью и ребенком образуются симбиотические отношения. В этот период отец может почувствовать себя исключенным из семьи, переживать чувство ревности, поскольку мать все свое внимание направляет на ребенка. В ответ на дистанцирование супруги у мужа нередко возникают чувство «эмоционального голода» и потребность искать близость с другими членами семьи, вне семьи. Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Появляются новые роли – бабушки и дедушки; меняется интенсивность контактов с родительскими семьями. Одним из обстоятельств, которое осложняет протекание данного нормативного кризиса, является послеродовая депрессия у матери. Причинами ее возникновения могут служить: особенности протекания беременности и родов; физическая незрелость и неготовность к беременности и родам, в том числе и психологическая неготовность к материнству; нежелательная беременность; нарушение полоролевой идентичности женщины; нарушение взаимоотношений с мужем; профессиональные и материальные проблемы, связанные с рождением ребенка.

Достаточно острой в этот период является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенке и семье. У женщин, ранее занятых собственной карьерой, могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной социальной жизни супруга.

Возникновение детской подсистемы семьи. Проблемы сиблинговых отношений в семье.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1698 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Феноменология кризиса. Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переход­ный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребен­ка

факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть картинку факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Картинка про факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть картинку факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Картинка про факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть картинку факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Картинка про факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть картинку факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Картинка про факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения

факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть картинку факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Картинка про факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения

факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть картинку факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Картинка про факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения

Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переход­ный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребен­ка. При этом психологи, анализируя особенности протекания данного кризи­са, часто игнорируют период зачатия ребенка и беременности матери. Тем не менее многие проблемы, по поводу которых обращается молодая семья, зача­стую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожи­дания рождения ребенка. По этой причине мы сочли необходимым проанали­зировать кризисные аспекты, связанные с беременностью и отношениями между супругами в этот период, а также после рождения ребенка.

Успешное прохождение данного кризиса предполагает, что супруги справи­лись с задачами предыдущей, диадической стадии. Здесь наиболее актуальным становится план ролевых отношений в семье. Пары, которым удалось достичь близости без существенного ущерба для автономии и успешно разрешить кон­фликты предыдущего этапа, с большей вероятностью безболезненно примут роли отца и матери.

Факторами, позволяющими быстрее и легче освоить родительские роли, являются:

□ продолжительность периода ухаживания — не менее года и не более трех лет;

□ наличие диадического периода в развитии супружеских отношений, в течение которого партнеры могут подготовиться к рождению ребенка и принятию новых социальных ролей. Рождение ребенка сразу после свадь­бы либо в первый год супружества затрудняет процесс принятия факта материнства и отцовства.

Если первый ребенок, вопреки семейным сценариям супругов, не рождает­ся в первые 3-5 лет семейной жизни, это может указывать на наличие проблем в супружеской паре.

Переход к родительской роли обычно начинается с желания иметь детей. Как правило, решение зачать ребенка определяется совокупностью мотивов, часть из которых может не осознаваться супружеской парой. Эти мотивы взаимодо­полняют друг друга на фоне доминирования одного из них. Часто мотивы жен-

щины и мужчины оказываются различными, и нередко супруги об этом узнают лишь на приеме у психолога. При этом необходимо различать конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благо­получному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к об­ратным результатам (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).

Пример________________________________________________________________^

За консультацией обратилась женщина 34 лет в связи с переживаниями по поводу потери третьего ребенка, который родился мертвым на сроке 8 ме­сяцев. Из беседы выяснилось, что она решила сохранить беременность, несмотря на противопоказания врачей и плохое общее самочувствие (у нее была удалена щитовидная железа). Изучая семейную историю с помощью методики «Генограмма» было выявлено, что мать клиентки тоже потеряла

Табл и ца 3 Мотивация беременности

Конструктивные мотивы беременностиДеструктивные мотивы беременности
Стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостьюСтремление иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты и стремления матери. Стремление женщины избежать одиночества («чтобы был хоть один близкий человек», «чтобы чувствовать себя кому-то нужной»). Способ восполнения дефицита любви к самой себе («хоть кто-то будет меня любить»)
Беременность как способ принад­лежать семейной системе («в нашей семье все женщины рожали первого ребенка в 22 года»)’Беременность как соответствие социальным ожиданиям («быть как все», «возраст вынуждает», «родители хотят иметь внуков», «у всех подруг уже есть дети», «муж очень хотел ребенка» и др.)
Беременность как выражение обоюдного желания супругов иметь ребенка («мы любим друг друга и хотим иметь общего ребенка»)Беременность как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке («привязать мужа», «вернуть мужа», «предотвратить его уход из семьи» и др.)
Стремление быть матерью как ре­зультат психофизиологической го­товности женщины к материнству («хочу заботиться о ребенке», «хочу ощутить радость материнства» и др.)Беременность как способ достижения псевдодифферен­циации от родительской семьи («показать родителям, что стал(а) взрослым человеком», «родила всем назло»). Беременность как способ легализации брака («вынудить родителей смириться с браком»)
Материальные мотивы («улучшить жилплощадь», «приоб­рести статус многодетной семьи и получить льготы» и др.)
Беременность ради сохранения собственного здоровья («аборт вреден для здоровья», «боюсь, что после аборта не смогу иметь детей», «беременность омолаживает организм»)
Беременность как отказ от прошлого, как символ нового этапа в жизни женщины или как способ перечеркнуть «бурное» прошлое.

1 Данный мотив является конструктивным при его рассмотрении на макросистемном уровне психологического функционирования семьи. Он обеспечивает чувство принадлежности к своему роду и чаще всего является неосознаваемым. В случае его несовпадения с индивидуальными потребно­стями женщины этот мотив можно считать деструктивным.

факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Смотреть картинку факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Картинка про факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения. Фото факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в отношения

третьего ребенка. Таким образом, можно предположить, что на фоне пло­хих отношений с матерью, продолжавшихся многие годы, потеря ребенка была для клиентки бессознательным способом «доказать» свою принад­лежность к семье и приблизиться к матери (иметь похожий опыт).

Некоторые мотивы, описываемые рядом авторов как конструктивные, на наш взгляд, представляют собой примеры мотивов нарциссического характе­ра, где ребенок рассматривается в качестве нарциссического расширения: «стремление к бессмертию в виде повторения себя в ребенке», «рождение и воспитание такого человека, которого еще не было» и др.

Семья, ожидающая ребенка, стоит на пороге серьезных изменений и, по мнению многих специалистов, становится уязвимой и нестабильно функцио­нирующей. Изменения, происходящие с женщиной в связи с фактом беремен­ности, влияют на психологическую обстановку и характер взаимоотношений в супружеской паре. В свою очередь, семейная ситуация обусловливает психо­эмоциональное состояние будущей матери и, соответственно, оказывает вли­яние на развитие плода.

С целью прогнозирования отклонения от адекватного материнского пове­дения и планирования психологической помощи семье, ожидающей ребенка, разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к бе­ременности. Разные авторы предлагают схожие классификации типов (стилей) переживания беременности: оптимальный, гипогестогнозический, эйфориче-ский, тревожный, депрессивный (Добряков И. В., 2003, в кн.: Эйдемиллер, Доб­ряков, Никольская); адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий (Филиппова Г. Г., 2002). В данном учебном по­собии более подробно представлена типология переживания беременности и методика для ее диагностики, разработанные И. В. Добряковым. Все типы от­ношений к беременности, кроме оптимального (адекватного), нуждаются в психологической коррекции.

Ожидание ребенка переживается многими женщинами как эмоциональный кризис, стресс, поворотный пункт или болезнь. Беременность, особенно пер­вая, — это кризисный момент, связанный с формированием женской идентич­ности и подтверждением половой принадлежности будущей матери.

Биологические и нейроэндокринные изменения, происходящие в организ­ме беременной женщины, приводят к особому типу психологического стрес­са, характеризующегося рядом переживаний, сопровождающих беременность. Решение о необходимости оказания будущей матери психологической помо­щи принимается в зависимости от их характера и степени выраженности. Нор­мативные переживания, сопровождающие беременность, могут изменяться под воздействием факторов, оказывающих негативное влияние на ее протекание и состояние будущей матери и ребенка. Их можно объединить в три группы:

/. Отношение женщины к себе беременной и эмоциональные переживания, со­провождающие период беременности.

Эта группа переживаний связана с естественным изменением восприятия себя как на телесном, физиологическом, так и на психологическом уровне.

В период беременности происходят переоценка ценностей и смысложизнен-ных приоритетов, переориентация в плане выполняемых социальных ролей и взаимоотношений с другими людьми. Осознание и принятие факта беремен­ности является отправной точкой для развития творческой адаптации к новой жизненной ситуации. Если женщина не принимает свое новое состояние, это может вызвать у нее ряд болезненных переживаний (появление страхов, тре­вог и опасений). Для коррекции этого состояния часто необходима специаль­ная психологическая поддержка.

Наиболее оптимальным вариантом является принятие факта беременности на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Понимание факта своей беременности не всегда сопровождается эмоциональным приня­тием данного события и изменениями в поведении. Это может выражаться в негативном отношении к беременности (эмоциональный уровень), сокрытии данного факта, а также поддержании прежнего образа жизни (поведенческий уровень). Беременная женщина может игнорировать происходящие с ней из­менения и продолжать взаимодействовать с окружающей действительностью так же, как до беременности (носить узкую стесняющую одежду, не изменять режим работы, отдыха, питания, не отказываться от вредных привычек и т. д.). В этом случае она не успевает подготовиться к изменениям и принять факт своей беременности.

Восприятие себя в новом образе, статусе и роли опосредуется для будущей матери постоянно существующим в этот период знанием о своей беременнос­ти и ощущением ребенка внутри себя. С момента осознания и внутреннего принятия себя как будущей матери у женщины обнаруживается в различной степени выраженное амбивалентное отношение к беременности. Оно прояв­ляется в наличии противоречивых аффектов, опасений и страхов, связанных с предстоящими родами, иногда доходящих до паники. Может возникать неуве­ренность в своих способностях родить и стать полноценной матерью. Возмож­ны страхи за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность возмож­ным ухудшением материального положения своей семьи, ущемлением личной свободы. Беременность также связана с изменением образа телесного «Я» и ощущением собственной сексуальной непривлекательности.

К данной группе переживаний можно также отнести симптом эмоциональной лабильности (Овчарова Р. В., 2003), который в той или иной мере присущ всему периоду беременности. Он характеризуется эмоциональной дезадаптивностью, проявляющейся в колебаниях фона настроения — от ощущения скуки, медли­тельности, заторможенности до угнетенности и возрастающего недовольства собой. У одних женщин может возникать ощущение высшей удовлетвореннос­ти, у других, наоборот, возрастает пассивность, отмечается легкая депрессия.

В случае чрезмерной выраженности данных переживаний и усиления нега­тивной симптоматики беременной женщине требуется оказание психологи­ческой помощи.

2. Отношение к ребенку внутри себя.

Ощущения внутренних движений ребенка позволяют беременной женщи­не окончательно принять факт ее материнства. В этот период у нее формиру-

ется отношение к ребенку как к отдельному существу, возникает внутренний диалог с ним, начинает складываться его образ. В норме этот период окрашен в теплые эмоциональные тона.

Фантазии и ожидания матери во время беременности влияют на ее перво­начальные реакции по отношению к родившемуся ребенку. Ощущения и на­строения, сопровождающие телесные изменения при беременности, способ­ствуют регрессии и дают беременной женщине шанс разрешить прежние и текущие конфликты между ней и ее матерью, а также интегрировать свои фан­тазии в оформленное представление о ребенке. Беременность представляет собой кульминацию желаний, зародившихся еще в раннем детстве, а также подтверждает идентификацию с матерью. Возрождаются амбивалентность и конфликты ранних этапов собственного развития будущей матери. То, в какой степени женщина способна разрешить конфликты периода детства и интегри­ровать ранние желания и фантазии, оказывает большое влияние на ее перво­начальные реакции по отношению к ребенку и ее обращение с ним (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998).

3. Отношение к окружающему миру.

В период беременности женщины отличаются повышенным вниманием к своему внутреннему миру, переживаниям и ощущениям (так называемая «эго­центрическая ориентация беременных»). Параллельно с этим снижается зна­чимость событий внешнего мира, изменяется восприятие действительности, привычного окружения. В некоторых случаях возникает ощущение покинуто­сти, одиночества, недоверие к окружающим людям.

Связь беременной женщины с ребенком часто обусловливает ее регрессию. Будущая мама может стать капризной, требовательной, чрезмерно сентимен­тальной, ранимой в отношениях с мужем и другими членами семьи. В связи с этим возникает необходимость особого внимания и заботы со стороны супру­га и родственников.

Рождение нового члена семьи является кризисным событием, которое де­стабилизирует семейную систему и может привести к ряду трудностей. С по­явлением ребенка перед супругами встает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (актуализируются проблемы иерархии, близости и т. д.), которые стабилизировались на предыдущей стадии. Изменяется состав семей­ных подсистем, возникают новые аспекты отношений с родственниками. Все это для некоторых членов семьи выступает источником болезненных пережи-

ваний. По словам С. Минухина, рождение ребенка знаменует появление в се­мье новой диссипативной (упорядочивающей) структуры. Это неизменно при­водит к переструктурированию супружеского холона (супружеской подсисте­мы) и нередко ставит под угрозу существование всей семьи (Минухин С, фишманЧ., 1998).

Факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в се­мье в триадные: формируется треугольник отношений, включающий в себя родителей и ребенка. По сути, триангуляция имеет место уже в период беремен­ности, так как еще не рожденный ребенок имплицитно присутствует в семье.

Понятие «треугольник» было впервые введено М. Боуэном и в настоящее время широко используется в психологии и психотерапии семьи. Треугольни­ки — это любые взаимоотношения с тремя каналами связи. Основной семей­ный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Существует предположе­ние о том, что взаимоотношения любых двух участников треугольника зависят от его третьей стороны. Чем ближе друг другу двое людей, входящих в тре­угольник, тем больше дистанция между ними и третьим участником данной структуры. Формирование треугольников и вовлечение третьего во взаимоот­ношения обычно способствует снижению напряжения в первоначальной диа­де. В период после рождения ребенка на периферии треугольника, как прави­ло, находится отец, а между матерью и ребенком образуются симбиотические отношения. В то же время роль отца очень важна для существования диады «мать—ребенок». Она заключается в том, что он может периодически брать на себя функции ухаживающего объекта, позволяя матери на время дистанциро­ваться от ребенка и отдохнуть от интенсивных отношений с ним. Таким обра­зом, он на время становится «символической матерью жены» (Витакер К., Бам-берри В., 1997).

В этот период отец может почувствовать себя исключенным из семьи, пере­живать чувство ревности, поскольку мать все свое внимание направляет на ребенка. В ответ на дистанцирование супруги у мужа нередко возникают чув­ство «эмоционального голода» (Витакер К., Бамберри В., 1997) и потребность искать близость с другими членами семьи, вне семьи, либо уходить в сферу профессиональных достижений, еще больше таким образом отдаляясь от се­мьи. Жена, ожидающая от мужа эмоциональной поддержки и помощи по ухо­ду за ребенком и ведению домашнего хозяйства, не получая желаемого, может начать переживать обиду и предъявлять претензии к мужу. Результатом, как правило, становится усиление концентрации супруги на ребенке, что прово­цирует новую волну дистанцирования мужа. Тем самым ребенок уже с первых дней жизни выступает регулятором психологической дистанции между роди­телями. Однако подобные циркулярные процессы могут привести к эмоцио­нальному разрыву как дисфункции супружеской пары.

В это время вновь становятся актуальными проблемы внешних границ семьи. Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Появляются новые роли — бабушки и дедушки; меняется интенсивность кон­тактов с родительскими семьями. Брак, который в расширенной семье не при­знавался либо рассматривался как временный, с рождением ребенка часто ле­гализуется.

Одним из обстоятельств, которое осложняет протекание данного норматив­ного кризиса, является послеродовая депрессия у матери. Причинами ее воз­никновения могут служить:

□ особенности протекания беременности и родов;

□ наличие эндокринных нарушений; П токсикоз беременности;

□ физическая незрелость и неготовность к беременности и родам, в том числе и психологическая неготовность к материнству;

□ нарушение полоролевой идентичности женщины;

□ недифференцированность от матери;

□ нарушение взаимоотношений с мужем;

□ профессиональные и материальные проблемы, связанные с рождением ребенка.

А. Кемпински (2002) выделяет следующие формы послеродовой депрессии: О неврастеническая, проявляющаяся в замученности, раздражительности, ухудшении умственных и физических способностей, потере либо увели­чении веса женщины;

□ форма безразличия и апатии, где на первый план выступают ощущение потери энергии, неспособность матери принять решение, трудности в выполнении привычных домашних обязанностей, ощущение пустоты жизни, равнодушие в отношениях с мужем и ребенком, жалобы ипохон­дрического характера;

□ форма тревоги и страха, связанная со страхом женщины не справиться с функциями матери, с навязчивыми мыслями, что с ребенком может что-то случиться или она может причинить ему зло.

Достаточно острой в этот период является проблема дефицита самореали­зации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенке и семье. У женщин, ранее занятых собственной карьерой, могут возникнуть чув­ства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной социальной жизни супруга. Иногда возникает сверхвовлеченность матери в уход за ребен­ком как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни. Личностный кризис супруги может стать дополнительным фактором, дестабилизирующим семейную систему в этот период.

Источник

Кризис в семье после рождения ребенка

Почему кризис после рождения ребенка — это нормально, как его распознать и победить

Если после рождения ребенка вы стали замечать, что отдаляетесь от мужа, если кажется, что вы говорите на разных языках и он даже не пытается вас понять, — не делайте поспешных выводов. Скорее всего, в вашей семье начинается обычный кризис, которого не удается избежать большинству пар. Согласно статистике, в первые месяцы после появления малыша почти в 90% семей появляется напряженность и недопонимание. Именно по этой причине во многих странах, да и в России, развод в семье, где есть ребенок до года, официально запрещен.

Семейный кризис сопровождает рождение не только первого ребенка. Независимо от того, какой по счету младенец появился в семье, это всегда испытание для супругов. Правда, проходит этот кризис по-разному: длится пару месяцев или растягивается на более долгое время, выливается в бурные ссоры или проявляется в небольших разногласиях. К счастью, большинство семей успешно преодолевает трудности первых 12 месяцев — именно такой срок, по мнению психологов, необходим для полноценного осознания себя родителями.

Симптомы кризиса

Вот основные признаки кризиса первого года:

Если вы обнаружили у себя эти симптомы, нужно разобраться, из-за чего возник кризис и как выйти из него с наименьшими потерями.

Чего нельзя делать во время кризиса:

– выходить из себя, кричать, даже когда отношения накалены;

– критиковать мужа за инициативу, направленную на ребенка (то, что он надевает памперс задом наперед или кормит не той ложкой, не так важно);

– постоянно жалеть себя, даже если для этого есть поводы;

– говорить плохо о другом родителе в присутствии малыша;

– манипулировать ребенком в процессе ссор и разногласий.

Почему случился кризис

Есть ряд причин, которые вызывают конфликтные ситуации в семье. Устранить их несложно, но первым делом нужно осознать.

Как выйти из кризиса

Теперь, когда определены причины «заболевания», можно перейти к их устранению. Первое, что нужно сделать, — признать, что проблема существует, и начать ее решение с самой себя. Если вы будете довольной и счастливой, от этого выиграют все члены семьи и ваши отношения с ними.

Что делать, если кризис не проходит

Если собственными усилиями кризис погасить не удается, не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов. По статистике, 80% пар, обратившихся к психотерапевтам, сохранили хорошие отношения в семье.

Кризис — явление временное, и он обязательно закончится. Будьте мудрее, любите друг друга, а в тяжелые периоды вспоминайте не обиды, а лучшие моменты отношений. В конечном итоге главное, что вы есть друг у друга, а у вас есть чудесный малыш. Все трудности преодолимы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *