Фактура текста что это
Как собрать фактуру для статьи и получить экспертный материал: примеры и практика
Как собрать фактуру для статьи и получить экспертный материал: примеры и практика
Почему так популярны статьи практикующих психологов, кондитеров, парикмахеров — да кого угодно? Потому что они эксперты: делятся рабочими секретами, рассказывают изнанку профессии как она есть, дают полезные советы.
Совет от практикующего специалиста
Чтобы писать такие материалы, нужно самому быть в теме. Если вы разбираетесь в тематике как боженька и являетесь экспертом, вся необходимая фактура находится у вас в голове.
Но авторы и редакторы не могут знать всё, они делают контент-маркетинг для самых разных тематик. Мы в агентстве создавали и ведем блоги медицинской информационной системы, сервиса для интернет-магазинов, тендерной площадки, мужской косметики. Тематики сложные и разнообразные, в каждую надо вникать и погружаться (или рерайтить чужие материалы, но это не наш путь). Без экспертных материалов и фактуры никуда.
Расскажем, что такое фактура текста и как ее добывать: самостоятельно и у заказчика.
Фактура текста в коммерческом писательстве
Это то, что делает текст экспертным. Есть костяк — основные тезисы, которые нужно дополнить цифрами, фактами, статистикой, комментариями экспертов. Не забыть про фото, видео, другие материалы, которые добавляют наглядности и пользы.
Покажем, что такое фактура текста, на примере. Нужно написать статью для блога производителя женского белья. Тема — «Как правильно выбрать белье». Неопытный автор идет в гугл, берет 2-3 статьи по теме, рерайтит их и выпекает горячий, но безвкусный пирожок.
Такая статья получится безликой, пресной, читатель не получит от нее никакой пользы (он и сам может нагуглить такую информацию). Она вряд ли выйдет в топ поиска, ведь тема популярная, запросов много, и в верхних строчках поисковой выдачи прочно расположились конкуренты. А значит, такая статья останется незамеченной и будет написана по сути для галочки: пользы от нее ноль.
Опытный автор применит технику небоскреба соберет абсолютно всё по теме выбора белья, погрузится в нее, нароет любопытные факты. Автор-профессионал пойдет дальше: обратится к заказчику статьи и вынет из него душу: узнает личные лайфхаки по выбору белья (то, что он советует своим клиентам), заставит вспомнить пару историй из рабочей жизни по теме, попросит ссылки на модели, которые лучше всего сидят, а также фото правильно и неправильно подобранного белья.
Нет фото? Уговорит сделать специально для статьи. Потому что НАДО. Потому что только такая, качественная и отвечающая на вопросы читателя статья, приведет заказчиков и даст клиенту прибыль.
Как собирать фактуру, чтобы получилась экспертная статья
Небоскребы небоскребами, но на многие вопросы ответить может только заказчик.
В идеале заказчик и его сотрудники должны быть настроены на то, чтобы помогать автору и редактору в создании контента.
Для медицинской информационной системы Archimed+ мы писали статьи в блог и для внешних площадок, новости компании, кейсы на основе историй клиентов. По каждой из этих активностей к нам прикрепили ответственного сотрудника, который консультировал нас по специфике работы.
По статьям и новостям мы запрашивали экспертизу у отдела продаж
По кейсам работали с клиентским отделом компании
Иногда заказчик сам проявляет инициативу и подкидывает идеи для статей. Причем самый сок: те вопросы, которые задают новички, то есть готовые темы, интересные ЦА.
Это просто идеальный вариант
Конечно, мы сразу взяли их в работу: некоторые статьи уже можно прочитать в блоге Кактус.
Что делать, если заказчик не дает экспертизу
Хорошо, если заказчик понимающий и сам заинтересован в том, чтобы ответить на вопросы и дать как можно больше материалов. Но что делать, если он активно противится отвечать на вопросы, а фото производственного процесса охраняет как государственную тайну?
1. Расскажите клиенту, для чего вы все это спрашиваете. Так и скажите: «Иван Иваныч, я не просто такой любопытный. Я хочу проанализировать ваших конкурентов и отстроиться от них, чтобы наш блог был круче. Хочу изучить вашу ЦА, понять, что ей нужно, чем она живет, на какие точки надавить, чтобы мотивировать купить ваш товар. Хочу найти подход к СМИ и заинтересовать их вашей историей, чтобы они опубликовали статью про вас бесплатно
2. Приведите примеры, что бывает, когда заказчик не дает экспертизу, неопытный автор делает рерайт или пишет из головы, а потом оказывается, что текст идет вразрез с бизнесом заказчика. Например, автор отрерайтил чужой текст про модные модели женского белья, а потом оказалось, что в ассортименте магазина заказчика таких моделей нет. А люди уже прочитали статью, звонят и спрашивают.
3. Убедите, что информация нужна для блага самого же клиента. Чтобы сделать из читателей лидов, нужно доказать им, что заказчик собаку съел в этом вопросе. А доказать это можно как раз с помощью примеров, фото, видео, историй из практики. Собственных, а не позаимствованных из интернета.
Не надо так!
4. Заверьте, что не будете сливать инфу конкурентам, налоговой и госдепу. Предложите включить в договор этот пункт.
5. Предложите делегировать общение компетентному сотруднику. Бывает так, что владельцу бизнеса некогда решать эти вопросы. Не беда — пусть назначит ответственное лицо (специалиста из отдела продаж, пиар-службы), с которым вы и будете тесно контактировать.
Как понять, согласится ли клиент? Если он принимает ваши доводы, активно включается в работу, сам ставит срок, когда предоставит вам материалы, назначает ответственных и лично дает им указание сотрудничать с вами — значит, все хорошо.
Если категорически не приемлет ваших доводов и бьет на то, что «ну напишите сами, найдите в интернете» — прощайтесь. Да, жалко упускать клиента, но выхода нет, чуда не случится.
Хороших заказчиков и экспертных комментариев вам в этом году и всегда!
7 источников, где взять фактуру для статьи, если вы сами не эксперт
За экспертные статьи достойно платят. Но чтобы зарабатывать хорошо, не обязательно быть экспертом. Главное — добывать фактуру. Рассказываем, как и где
Хорошо маркетологам, экономистам, юристам, фитнес-тренерам — всем, у кого есть практический опыт и экспертиза в теме. У них всегда хватит фактуры и примеров из жизни на сильный материал.
Но как быть «просто копирайтерам» без личной экспертизы или с опытом в нише с низким спросом на контент? Продолжать писать рерайты по 50 рублей за пучок или несколько лет нарабатывать экспертизу в SMM, чтобы выйти на приличный доход? К счастью, есть более быстрый способ научиться делать крутые статьи и начать зарабатывать больше.
На самом деле, чтобы делать глубокие и сильные материалы, нужно хорошо уметь три вещи:
Каждый пункт — тема отдельной статьи. В этой мы разберёмся, где брать фактуру, если вы не эксперт — ни разу не делали на практике то, о чём нужно написать. А научиться понимать задачи и работать с форматами, а также формировать контент-стратегию и анализировать результаты можно, например, на курсе «Профессия Копирайтер PRO».
Автор и редактор. Пишет об интернет-маркетинге, бизнесе, IT-сервисах для бизнеса, транспортной логистике и ВЭД.
Когда нужна дополнительная экспертиза
Когда вы пишете рецепт диетической лазаньи или описываете семь способов занять малыша в дороге для своего Instagram-блога, дополнительная фактура не нужна.
Другое дело — секреты идеального бешамеля на портале для шеф-поваров или статья в блог сети фитнес-клубов о том, как составить диетическое меню на неделю с учётом веса и пола. Если вы не дипломированный повар с пятилетним опытом и не диетолог, вряд ли с ходу сможете написать нормальный материал. Но это не значит, что написать вообще не получится. Просто потребуется чуть больше времени и дополнительная фактура.
Итак, давайте представим, что нам заказали статью на тему «Воображение дошколят: как и зачем развивать». Педагогического опыта и образования у нас нет.
Обзор источников фактов и смыслов для написания текстов
Публикации по теме
Когда в теме ориентируешься слабо, легко попасть в ловушку «пустого листа». Непонятно, с чего начать и какая вообще нужна фактура. В этом случае первым делом можно проштудировать публикации по теме, чтобы немного сориентироваться и понять, в какую сторону копать.
Где искать. Часто клиент сам даёт список референсов — хороших материалов на ту же или смежные темы.
Если нет — можно спросить у клиента самому или сразу пойти в Google. На этом этапе качество площадок не столь важно, но откровенный бред лучше всё-таки отсекать.
Профильные сообщества в соцсетях и форумы
Этот источник не даст чётких, ясных и исчерпывающих ответов на все вопросы, которые у вас возникнут. Зато на форумах и в соцсетях можно глубже погрузиться в тему и за пару постов или веток охватить несколько разных точек зрения на вопрос.
Где искать. Универсальных площадок, которые подошли бы независимо от темы, нет. Поэтому вариант один — идти в поисковики/соцсети и искать. Чтобы сэкономить время, можно спросить годные ресурсы у клиента. Когда человек «варится» в теме, он, скорее всего, знает живые площадки.
Если постов и веток по нужной теме нет, можно инициировать обсуждение самому, прямо написав, что собираете материал для статьи. Ответов придётся подождать, но, если площадка живая, не очень долго.
Эксперты
Практикующие специалисты — самый верный и простой способ получить фактуру для статьи. Они каждый день делают то, о чём нам предстоит написать. Поэтому без проблем подкинут кейсов и примеров из практики, раскроют тонкости, о которых человек «не в теме» даже не задумается.
Встречаются материалы, которые почти полностью состоят из комментариев экспертов. Это формат «Мнение»: несколько специалистов высказывают свою точку зрения по какому-либо вопросу и делятся опытом.
Есть две модели работы с экспертами:
Вторая схема чаще встречается, когда клиент выделяет своего эксперта и они вместе с автором работают над материалами для площадок компании.
Что искать. Если эксперт глубоко работает над материалом вместе с автором, у него можно и нужно брать всю фактуру: факты, идеи, закономерности, приёмы, инструменты, примеры.
Когда работаем в формате комментариев, у экспертов можно спросить:
Это общие вопросы, которые стоит адаптировать в зависимости от темы статьи. Так, для статьи про воображение мы можем спросить у дошкольного педагога, какие занятия и игры он обычно использует для развития этой способности, как оценить уровень воображения у детей разного возраста.
Где искать. Первым делом — спросить у клиента. Даже если он не сможет направить сотрудника, который даст всю необходимую фактуру, то подскажет, к кому обратиться за комментарием — в своей компании или у партнёров.
Если клиент не помог, эксперта можно поискать:
В отличие от статей, эксперты не только дадут «мясо», но и ответят на вопросы, если они появятся. Однако в работе со специалистами есть свои нюансы:
Книги
В качестве источника фактуры для статьи лучше подойдут общепризнанные авторитетные книги и недавние работы известных современных экспертов. Последнее особенно актуально, если вы пишете о том, что быстро меняется. Фактуру из книги об интернет-маркетинге 2010 года нужно брать с большой осторожностью — за десять лет многие утверждения могли утратить актуальность.
И ещё нюанс: с современным нон-фикшн нужно быть начеку. Зачастую книги пишутся только для того, чтобы пропиарить автора или его компанию. Чтобы убедиться, что написанному можно доверять, поищите информацию — кто это, чем он занимается и почему может экспертно говорить по теме.
Произведения нехудожественной, прикладной литературы
Так, чтобы взять фактуру из книги о детском воображении, стоит убедиться, что у автора есть профильное образование и опыт работы. Фактуру из книги мамы-блогера, написанной на основе наблюдений за своим единственным ребёнком, брать для статьи на портал для педагогов-профессионалов явно не стоит. Ссылка на такой источник не вызовет доверия у читателя.
Научные работы
Наука на стоит на месте: учёные постоянно что-то изучают, анализируют, проводят эксперименты. Результаты собирают и обобщают, делают выводы. Такие работы могут стать неплохим источником фактуры, главное, чтобы они были качественными — репрезентативными и научно обоснованными.
Где искать. К сожалению, большинство серьёзных научных работ просто так не нагуглишь. Однако в сети есть электронные библиотеки, где можно найти такие документы полностью или частями:
Как и в случае с книгами, здесь стоит внимательно изучить личность автора и методы исследования, прежде чем ссылаться на работу в материале.
Статистические данные
В интернете можно найти статистику практически в любой нише и по любому вопросу. Этим можно и нужно пользоваться, чтобы основывать выводы в статье на данных, а не на допущениях.
Статистические данные часто используют во вводной части статьи, чтобы подчеркнуть актуальность темы. «Восемь женщин из десяти беспокоятся о красоте ногтей» — неплохой заход, когда он подтверждён реальными соцопросами, а не взят из головы.
Например, по теме детского воображения я нашла вот такие данные в монографии для студентов-педагогов:
Где искать. Конкретный источник зависит от того, какая именно статистика и в какой сфере вам нужна. Вот несколько источников:
Это лишь несколько примеров. Больше статистических источников можно найти в файлике, которым щедро поделилась редактор Светлана Дучак. Она собрала 33 источника, а теперь этот список пополняется коллективно. Если нужной статистики нет и там, остаётся только гуглить. Со временем у вас наверняка соберётся свой список хороших источников.
Бонус: собственное исследование
Иногда целесообразно провести собственное исследование и использовать его как один из или единственный источник фактуры для статьи. Приведу несколько примеров, тогда станет понятнее.
Нужно написать статью на тему «Сколько зарабатывает копирайтер». Вы вроде и сами копирайтер, но писать на основе одного только своего опыта необъективно. Помимо опроса коллег в профильных сообществах и сбора комментариев от специалистов разного уровня, можно самостоятельно проанализировать заказы на текстовых биржах и проекты на сайтах фриланса, вакансии и предложения на HeadHunter, в пабликах и Telegram-каналах. На основе собранных данных делаем выводы, что фултайм в офисе можно зарабатывать столько-то в месяц, на проектной работе на удалёнке — столько-то за проект.
Другой вариант — поручили написать обзор курсов по копирайтингу. Пообщаться с учениками и узнать их мнение — круто. Но помимо этого, можно внимательно проанализировать условия, цены, программы — и результаты этого анализа тоже включить в статью.
То же самое с обзором софта, сравнением застройщиков и любых однородных объектов. Провести базовое сравнение и сделать первоначальные выводы можно самостоятельно. А с помощью статистики, книг и экспертов дополнить материал, сделать его сильнее и полезнее для читателя.
Что же касается статьи про воображение дошкольников, тут собственное исследование для неэксперта возможно, только если «под рукой» есть ребёнок нужного возраста. Например, можно провести с ним занятия на развитие воображения и дополнить статью этим опытом. НО: только дополнить. В основе всё же будут материалы из книг, комментарии экспертов и научные работы.
Как собрать фактуру для статьи: (не)очевидные советы
Хорошая статья не получится без качественной фактуры. Я не буду рассказывать, как ее искать и не стану давать список источников — это зависит от тематики. Ниже собрала несколько простых советов о деталях и сложностях, которые часто не учитывают.
Спросить про фактуру у клиента
Бывает, что авторы боятся задать клиенту лишний вопрос — не хотят показаться глупыми или столкнуться с недовольством заказчика. Действительно, встречаются клиенты, которые реагируют негативно. Я думаю, что с такими просто не стоит работать. В норме и клиент, и автор одинаково заинтересованы в том, чтобы сделать качественную статью, поэтому проблем не возникает.
Конечно, это не значит, что клиент должен делать работу за автора и сам искать информацию для статьи. У меня была ситуация с автором, который почему-то ждал, что ему дадут все данные: от фактов до статистики, а он только напишет текст. Естественно, работа не сложилась.
Здесь речь идет только о том, чтобы клиент поделился с автором тем, что уже знает. Так проще увидеть нужное направление для поисков, ниже риск ошибок — это выгодно всем сторонам.
Вот какие вопросы можно задать, конкретный список лучше составлять с учетом ситуации:
Я сразу даю авторам список надежных источников и мануалов по теме, ссылки на презентации и внутренние материалы — конечно, если такие у меня есть. Это помогает им быстрее разобраться в вопросе и сделать хорошую статью.
Разобраться в аудитории и ее проблемах до поиска информации
Автор не сможет собрать нужную фактуру, если не разобрался в том, для чего пишет статью, почему она интересна читателям, какие их проблемы будет решать.
Например, надо написать статью про какую-нибудь сложную технологию. Если аудитория — технические специалисты, придется собирать техническую информацию. Тут важны детали, интересные экспертам: как технология поможет быстрее выкатывать обновления или избегать ошибок в коде. Если текст предназначен для бизнес-аудитории, то технические детали не нужны. Здесь понадобятся бизнес-кейсы: как технология поможет быстрее делать новые сервисы или лучше обслуживать клиентов.
Выше был упрощенный пример, а на практике обычно сложнее. Например, технологией могут пользоваться разные технические специалисты: одним интересно, как быстрее разрабатывать IT-продукты, другим — высокий уровень безопасности и средства защиты. Естественно, нужны разные статьи — и разная фактура.
Я обсуждаю с автором целевую аудиторию до написания статьи, мы прописываем, почему читателям будет интересно читать текст. Это помогает сразу сфокусироваться на целях и двигаться в нужном направлении.
Информацию о проблемах аудитории можно уточнить у клиента, почитать форумы, паблики в социальных сетях, сайты вопросов и ответов. Иногда есть возможность прослушать разговоры техподдержки, провести опрос аудитории — надо смотреть по ситуации, выбирать нужные и доступные инструменты.
Изучить тему до интервью с экспертом
Иногда автор воспринимает эксперта, как главный источник информации для статьи. И не изучает тему глубоко до интервью, потому что ему все расскажут. Бывает, что такой подход работает, но не всегда.
Например, так можно делать в процессе работы над кейсом. Конечно, в этом случае нельзя найти нужную информацию и что-то узнать заранее — она есть только у тех, кто принимал участие в проекте. Автор может лишь подготовить список вопросов. И эксперту или клиенту, который будет давать информацию, придется рассказать максимум подробностей.
Совсем другая ситуация: автор пишет статью, эксперт компании готов помочь, но текст для него — сотый пункт в списке задач. И времени, чтобы ответить на вопросы, мало — надо делать основную работу. Здесь важно экономить время эксперта, то есть не спрашивать о том, что легко нагуглить.
Лучше заранее собрать максимум информации по теме из открытых источников и внутренних материалов компании.
К интервью стоит подготовить:
Если хорошо изучить тему до интервью, оно пройдет продуктивнее, можно за короткое время узнать все, что нужно, не тратить время эксперта. А это значит, что он охотнее поможет в следующий раз.
Даже если эксперт сильно заинтересован в статье, например, хочет, чтобы его имя появилось в издании, и готов потратить на ответы хоть десять часов — к интервью все равно лучше подготовиться. Иначе время уйдет на знакомство автора с базовой информацией, а про важное и интересное спросить не получится: нельзя понять, что важно, если ничего не знать о предмете разговора. В результате потом выяснится, что интересной фактуры нет, нужно еще одно длинное интервью — выглядит, как непрофессиональная работа.
Конечно, дополнительные вопросы — нормальная практика, они всегда появляются в процессе. Но повторное обширное интервью из-за того, что человек не подготовился к первому — совсем другое.
Еще один нюанс — надо учитывать сложность темы.
Если она сложная, и автор не может без эксперта понять, куда двигаться, то удобнее другой алгоритм работы:
И, конечно, итоговый материал всегда стоит показывать эксперту, чтобы он провел фактчекинг.
Собирать фактуру в отдельном файле
У начинающих авторов бывает так, что они сразу садятся за статью и параллельно ищут недостающую информацию, добавляя ее в текст. В результате, когда нужно что-то уточнить или дополнить, приходится вспоминать, откуда была получена информация и искать ее заново.
Я делаю отдельный файл и собираю туда всю фактуру. Примеры, тезисы, мысли, кейсы — все, что может пригодиться, со ссылками на источники или пометками, откуда я взяла информацию.
Параллельно делаю заметки в комментариях к файлу: что осталось непонятным, чего в этом месте не хватает, какие детали или примеры нужны, что надо еще поискать или спросить. На основе этих пометок потом составляю вопросы к экспертам, которые помогут дополнить фактуру. А также вижу, какие данные стоит искать, чтобы глубже понять тему. Это сильно экономит время на подготовку статьи.
Сразу собирать не только факты, но и примеры
Если собирать только факты, чтобы разобраться в теме, то примеры потом придется высасывать из пальца или искать второй раз.
Записывать все интервью с экспертами
Во время интервью кажется, что все понятно, статью будет легко написать. Как правило, это обманчивое ощущение. Уже через несколько часов что-то забывается, а в чем-то начинаешь сомневаться. Поэтому лучше сохранять записи разговоров, чтобы переслушивать во время работы над текстом. Или сделать дословную расшифровку, в которую можно смотреть при необходимости. Главное, не забыть спросить разрешения на запись до начала интервью.
Конечно, можно вести и конспект разговора. Но есть риск не успеть записать информацию или второпях исказить ее. Кроме того, когда вы одновременно пишете и пытаетесь разговаривать, теряется фокус, можно забыть спросить что-то важное.
Когда я работаю над большой и сложной статьей, то могу несколько раз переслушивать запись разговора или заглядывать в расшифровки. Чем сложнее тема, тем труднее с первого раза разобраться во всех нюансах.
Проверять внешних экспертов и их комментарии
Большинство авторов помнит про фактчекинг информации из интернета: о том, что надо брать данные только из проверенных и достоверных источников, отметать сомнительные инфосайты, перепроверять факты и искать первоисточники.
При поиске экспертов бдительность часто снижается. Стоит помнить: если в работе над статьей помогает внешний эксперт, то надо проверить, что найденный специалист обладает релевантным опытом, его мнение делает статью ценнее, придает ей вес.
Например, когда я писала в блог для предпринимателей, на мои сообщения о поиске экспертов часто откликались инфобизнесмены, которые никогда не занимались реальным бизнесом. В продаже инфопродуктов нет ничего плохого, но специфика такого онлайн-бизнеса сильно отличается от проблем владельцев магазинов, автозаправок, парикмахерских и так далее. Комментарии таких экспертов не сделали бы мои статьи лучше и полезнее.
Бывает, что у эксперта просто мало опыта. А еще бывают псевдоэксперты — например, человек пишет, что он эксперт по маркетингу, а на самом деле прошел месячные курсы, еще ни с кем не работал, зато прочитал про личный бренд и теперь пытается давать комментарии. Поэтому стоит поискать информацию про эксперта, посмотреть, какой у него опыт, где и кем он работает.
Иногда бывают и совсем неприятные ситуации. Одному автору эксперт-юрист прислал в качестве комментария кусок из чужой статьи в одном известном издании. Стоило не заметить — и скандала было бы не избежать.
Отдельная история — конкуренция. Иногда внешний эксперт не подходит просто потому, что работает на конкурирующую компанию. Такие моменты стоит уточнять заранее, чтобы не тратить время эксперта на материал, в котором его не смогут упомянуть.
Попробовать получить реальный опыт
Есть статьи, которые авторы пишут только на основе личного опыта, но чаще всего в основе текста лежит опыт экспертов и информация из достоверных источников. Это не значит, что в такие статьи нельзя добавить что-то свое. В процессе сбора фактуры подумайте, в какой форме можно обогатить статью личным опытом.
Может быть, можно заполнить форму или заявление, чтобы проверить, сколько времени это займет и насколько сложно, сделать скрины какого-то процесса, пообщаться с техподдержкой компании или приемной госучреждения — вариантов много, зависит от темы.
Например, для статьи про оценку спроса перед запуском интернет-магазина я взяла простой товар и на его примере показала, как именно оценить спрос с помощью доступных инструментов — прошла все шаги самостоятельно там, где это было возможно, и сделала скрины.
Конечно, добавить личный опыт получится не всегда — вряд ли вы будете запускать бизнес только ради того, чтобы написать статью. Но там, где это доступно, стоит добавить.