Форма текста это что

Текст в русском языке

Текст — это после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ные пред­ло­же­ния или абза­цы, свя­зан­ные общей темой, основ­ной мыс­лью и име­ю­щие смыс­ло­вую завершенность.

Что такое текст в русском языке?

Чтобы понять, что такое текст, срав­ним сле­ду­ю­щие высказывания.

Солнце село за гори­зонт. В горо­де сну­ют авто­мо­би­ли. В небе кур­лы­чут журавли.

Солнце село за гори­зонт. Постепенно сгу­ща­ют­ся лет­ние сумер­ки. И вот в горо­де несме­ло заго­ра­ют­ся один за одним фона­ри. А авто­мо­би­ли уже сну­ют по ули­цам с вклю­чен­ны­ми фара­ми, как боль­шегла­зые жуки.

Оба при­ме­ра начи­на­ют­ся с одно­го и того же сооб­ще­ния о садя­щем­ся солн­це. В пер­вом отрыв­ке исполь­зу­ют­ся пред­ло­же­ния, никак не свя­зан­ные друг с дру­гом: ни по смыс­лу, ни грам­ма­ти­че­ски. Каждое пред­ло­же­ние несет свою сугу­бо инди­ви­ду­аль­ную инфор­ма­цию. Можно сде­лать вывод, что это раз­роз­нен­ные предложения.

Во вто­ром при­ме­ре опи­сы­ва­ет­ся кар­ти­на наступ­ле­ния лет­не­го вече­ра в горо­де. Каждое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние, как худож­ник, пишу­щий крас­ка­ми пей­заж, добав­ля­ет новый смыс­ло­вой мазок в это опи­са­ние. Предложения свя­за­ны по смыс­лу (опи­са­ние лет­не­го вече­ра), логи­че­ски (посте­пен­ность раз­во­ра­чи­ва­ния дей­ствия) и грам­ма­ти­че­ски. У это­го отрыв­ка есть общая тема, кото­рую мож­но обо­зна­чить заго­лов­ком «Вечер в городе».

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

По отно­ше­нию к язы­ку линг­ви­сти­че­ский тер­мин «текст» пред­став­ля­ет собой един­ство зна­чи­мых еди­ниц речи — пред­ло­же­ний. Наша речь состо­ит не толь­ко из слов как мини­маль­ных зна­чи­мых еди­ниц, а из пред­ло­же­ний, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние и обра­зу­ют более круп­ную еди­ни­цу речи — текст. Единство пред­ло­же­ний в тек­сте оформ­ля­ет­ся общим содер­жа­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски. С этой точ­ки зре­ния дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое текст.

Пример текста

С утра начал накра­пы­вать неспеш­ный дож­дик. Дед Трофим, покор­мив ско­ти­ну, вышел во двор и свист­нул Жуку. Верный пёс потру­сил за дедом в лес. Ведь еще на про­шлой неде­ле Трофим при­ме­тил в дере­ве дуп­ло, в кото­рое бес­пре­стан­но сно­ва­ли дикие пче­лы. Как раз в дожд­ли­вую пого­ду, когда пче­лы не так актив­ны, мож­но раз­ве­дать, есть ли там мёд.

Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»

Внутренняя и внешняя форма текста

Каждый связ­ный текст име­ет внеш­нюю и внут­рен­нюю фор­му. Рассмотрит основ­ные поня­тия внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы текста.

Внутренняя фор­ма тек­ста — это его содер­жа­ние (тема, автор­ский замысел).

Тема тек­ста — это то, о ком или о чём гово­рит­ся в нем. Тема тек­ста часто выра­жа­ет­ся в его заголовке.

Авторский замы­сел — это основ­ная мысль, или идея, кото­рую автор вопло­тил в тексте.

Основная мысль тек­ста — это то, что выра­зил автор, к чему он при­зы­ва­ет или чему учит чита­те­ля, ради чего напи­сан текст.

Внешняя фор­ма — это ком­по­зи­ция и язы­ко­вые сред­ства, с помо­щью кото­рых реа­ли­зу­ет­ся автор­ский замысел.

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

С этой точ­ки зре­ния тек­сту, как вопло­щен­но­му един­ству внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы, мож­но дать сле­ду­ю­щее определение:

Обычно текст име­ет сле­ду­ю­щее стро­е­ние (ком­по­зи­цию):

По функ­ции и стро­е­нию раз­ли­ча­ют три типа тек­ста:

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

Каждый тип тек­ста име­ет свою струк­ту­ру построения.

Средства связи в тексте

Предложения в тек­сте объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное смыс­ло­вое целое с помо­щью лек­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских средств связи:

Спозаранку мы собра­лись в лес за гри­ба­ми. В лесу было тихо и сумрач­но. По низин­ке, что шла спра­ва от нас, курил­ся осен­ний туман. А вот и пер­вый гриб!

Это был совсем груст­ный взгляд. Он был неве­се­лым, пото­му что все пошло наперекосяк.

Этот дом еще в про­шлом веке постро­ил наш дедуш­ка Макар. А домаш­ний уют в нем созда­ла бабуш­ка Агафья. Она была извест­ная на все село масте­ри­ца шить и вязать. Дощатые полы дома укра­ша­ют вязан­ные ею пест­рые половички.

Кот без­мя­теж­но дре­мал, свер­нув­шись клуб­ком. Внезапно он услы­шал визг и воз­ню под крыль­цом. Навострив уши, кот тихонь­ко спу­стил­ся со сту­пень­ки, а затем стре­лой бро­сил­ся под крыль­цо. Вскоре он вышел отту­да и при­нес мне пой­ман­ную мышь. «Вот, смот­ри, я неда­ром ем свой хлеб!»

Журавли, кур­лы­ча, про­ле­та­ют кли­ном над нами, со сви­стом рас­се­кая воз­дух кры­лья­ми. Пожелаем этим пти­цам ско­рей­ше­го воз­вра­ще­ния весной.

А. Куинджи напи­сал нема­ло пей­за­жей моря. И эти кар­ти­ны до сих пор при­вле­ка­ют взо­ры люби­те­лей живо­пи­си. Да и бере­зы очень любил рисо­вать этот рус­ский худож­ник. Несколько его кар­тин назы­ва­ют­ся «Березовая роща».

Вот и насту­пи­ла вес­на! Эта пора обнов­ле­ния при­ро­ды созда­ет в душе чело­ве­ка ожи­да­ние чего-то ново­го и радост­но­го. Все ста­рое, как про­шло­год­ний снег, рас­та­ет и оста­нет­ся в прошлом.

Итак, что­бы текст был еди­ным смыс­ло­вым отрез­ком речи, в нем исполь­зу­ют­ся лек­си­че­ские и грам­ма­ти­че­ские сред­ства свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми и абзацами.

Признаки текста

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цельность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цельность.

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

Основные при­зна­ки текста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли текста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрезки:

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся текстом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния текста.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го целого.

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыслу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла автора.

Видеоурок «Что такое текст? 5 класс»

Источник

7.3. Функционально-смысловые типы текстов

Текст и его основные признаки

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.

На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые типы речи, то есть способы, схемы, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

Цель создания текстаСодержание и форма текстаТипичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.
Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

Продемонстрируем структуру и способ оформления разных функционально-смысловых типов текстов на следующих примерах.

В качестве примера текста-описания взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с описанием внешности Емельяна Пугачева:

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

Описывая внешность неизвестного пока ему человека, Пётр Гринёв прежде всего передает свое впечатление от этой внешности, выделяя те детали, которые показались ему наиболее примечательными. Так, общее представление о незнакомце даётся в начале описания: Наружность его показалась мне замечательна. Далее следует характеристика героя: возраст, телосложение, лицо, волосы и элементы одежды. Автор стремится не только дать представление о внешности Пугачёва, но и показать, как по этим деталям можно составить мнение о его образе жизни, характере, поведении. Например, крепкое телосложение явно свидетельствует об активном образе жизни. Причёска и одежда – о социальном статусе незнакомца: это бедный яицкий казак. Но основное внимание автор уделяет выражению глаз. Именно по этой детали читатель может понять, что Пугачёв обладает живым умом. Это не злодей, напротив, его внешность располагает к себе, но в то же время вожатый Гринёва явно что-то скрывает (ср.: бегающие глаза и плутовское выражение лица).

Если обратиться к грамматическим средствам оформления текста, то можно констатировать следующее. При описании преобладают простые предложения или цепочки сложных бессоюзных предложений с прямым порядком слов. Кроме того, обращают на себя внимание составные именные сказуемые: показалась замечательна; был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч; были острижены. Глаголы (преимущественно несовершенного вида) указывают на одновременность действия. Использование форм прошедшего, а не настоящего времени во вневременном значении обусловлено тем, что рассказчик повествует о встрече, произошедшей в прошлом (был лет сорока; глаза так и бегали; лицо имело выражение; волоса были острижены; на нём был армяк). Наконец, практически в каждом предложении можно обнаружить члены с различного рода определительными характеристиками: примечательна; худощав, широкоплеч, чёрная борода; большие живые глаза и т.д.

В этой же повести А.С. Пушкина встречаются и микротексты-повествования, например:

Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!».
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

В данном микротексте рассказывается о буране, в который попал Гринёв во время путешествия к месту службы. Описание бурана в данном случае даётся именно как повествование, поскольку чётко соблюдена логическая последовательность событий, причём вся композиция хронологизирована: на небе появляется белое облачко; Гринёв, несмотря на колебания ямщика и Савельича, решает продолжить путь; ямщик пускает лошадей вскачь; ветер усиливается; начинается метель; метель перерастает в буран; обессиленные лошади останавливаются. Смена событий во времени выражена с помощью глаголов совершенного вида: Я увидел облачко; я велел ехать скорее; ямщик поскакал; облако обратилось в белую тучу; пошёл снег и т.д. Те же события, которые включены в один и тот же временной отрезок, описаны с помощью предложений с глаголами несовершенного вида (ср.: Я слыхал; Савельич советовал и т.д.). Предложения с глаголами совершенного вида являются показателями узловых фактов, сигнализируют о смене одного события другим, причём каждое новое событие мыслится во взаимосвязи с предыдущим (в данном случае эта связь хронологическая).

Специфику текста-рассуждения можно продемонстрировать на примере дорожных размышлений Гринёва после проигрыша Зурину ста рублей и ссоры с Савельичем:

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

Рассуждение начинается с утверждения тезиса: Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой. В качестве аргументов выступает сумма проигрыша, «глупое» поведение и чувство вины перед старым слугой. В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило.

В целом, наиболее яркие примеры рассуждений можно обнаружить в научных текстах (см. приведенный в упр. 123 отрывок из книги Ю.М. Лотмана).

Конечно, текст может содержать разные функционально-смысловые типы речи. Так, очень часто повествование совмещается с описанием (это можно проследить и на примере приведенных отрывков). Дополняя друг друга, они нередко сливаются настолько органично, что порой их трудно разграничить. Ср. сочетание этих типов речи в отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»:

Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали [описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].

Источник

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

ЧАСТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

Человек обычно воспринимает и запоминает текст, как он выдается автором — в виде ЦЕПОЧКИ мыслей. В общей последовательности есть и главные, и второстепенные мысли автора, и несущественная информация:

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

При таком восприятии текста трудно сосредоточиться на логике рассуждений автора, так как внимание часто перескакивает от одной мысли к другой, то находя ссылку на какую-либо предыдущую мысль, то объединяя несколько мыслей в одну, то показывая, какие мысли вытекают из одной, и т. п. В итоге реальная структура текста может выглядеть сложнее, чем обычная цепочка (см. ниже):

Очевидно, что форма изложения мыслей на бумаге была бы нагляднее и легче поддавалась бы запоминанию, если бы она соответствовала реальному пути рассуждений автора.

Но и письменный, и устный тексты могут передаваться лишь последовательно, мысль за мыслью. Поэтому читатель или слушатель должен самостоятельно выходить из данного положения. Нужно научиться прочи тываемые или прослушиваемые последовательности мыслей обычного текста перестраивать в более удобные для запоминания формы.

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

Чтобы научиться выявлять ФОРМУ текста и использовать ее для улучшения качества запоминания СОДЕРЖАНИЯ текста, необходимо:

Начнем с первого пункта. Рассмотрим типы смысловой связи основной и второстепенных мыслей абзаца. Все второстепенные мысли абзаца могут быть связаны с основной мыслью абзаца либо непосредственно,

Основная мысль абзаца может располагаться в начале абзаца, внутри абзаца или в его конце.

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

либо через другие второстепенные мысли:

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

В первом случае автор текста что-либо утверждает в начале рассуждения, а затем доказывает утверждение, приводя различные факты.

Во втором случае главная позиция автора выявляется в ходе предварительных небольших рассуждений или перечисления нескольких фактов. Но так как убедительность основной мысли абзаца оказывается недостаточной, он приводит дополнительные аргументы.

В третьем случае автор пытается научить читателя или слушателя выводить утверждения на основе начальных данных или путем рассуждений.

Различные формы изложения используются авторами текстов для различных целей — убеждать в своей позиции, научить рассуждать или научить доказывать и т. п. Научившись быстро извлекать форму изложения автора, Вы сможете облегчить понимание цели автора и, следовательно, улучшить запоминание содержания текста.

Иногда во втором случае и очень часто в третьем случае автор текста может в целях активизации мышления запоминающего основную мысль абзаца не формулировать в явном виде. Основная мысль абзаца может быть выражена неявным образом, путем перечисления числовых величин, событий, качеств, свойств и т. п. фактического материала. В этом случае читателю или слушателю нужно сформулировать основную мысль абзаца своими словами, иначе фактический материал абзаца окажется не связанным и не запомнится.

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

Смысловые связи между отдельными мыслями абзаца определяются логикой рассуждений автора. Если Вы зафиксируете в памяти не только содержание мыслей абзаца, но и логический ход размышлений автора текста, то во время припоминания текста Вы воспользуетесь установленными смысловыми связями. В итоге вероятность воспроизведения всех мелких деталей абзаца увеличится. Иначе говоря, научившись выявлять форму изложения абзаца (его структуру), Вы обеспечиваете себе точность припоминания.

Предложенные ниже упражнения приучат Вас во время чтения текстов выявлять логический ход рассуждений автора, устанавливать смысловые связи между мыслями абзаца (строить структурные схемы абзацев) и фиксировать их в памяти наряду с мыслями и фактами абзаца.

УПРАЖНЕНИЕ 14 Приготовьте какой-нибудь абзац текста. Просмотрите содержание и грубо оцените количество мыслей в абзаце. Затем, медленно перечитывая абзац еще раз, выделите в нем все существенные мысли и сформулируйте их. Попытайтесь оценить, какая из них основная в абзаце.

Теперь напишите основную мысль и обведите ее овалом. Рядом с овалом напишите второстепенные мысли и заключите их в прямоугольники.

Прочитав написанную Вами основную мысль и просмотрев написанные второстепенные мысли, подумайте, какие из них непосредственно связаны с основной мыслью по смыслу. Чтобы определить смысловые связи, поставьте вопросы между основной мыслью и теми второстепенными, которые, на Ваш взгляд, связаны с основной напрямую. При формулировании вопроса от основной мысли к второстепенной используйте информацию из основной мысли, а информацию для ответа берите из второстепенной. При формулировании вопроса к основной мысли поступайте наоборот — информацию для вопроса берите из какой-нибудь второстепенной, а для ответа используйте информацию из основной мысли.

Выявив смысловые связи и мысленно сформулировав их, соедините линиями основную мысль и связанные с ней по смыслу второстепенные мысли.

Аналогично выявите смысловые связи между парами второстепенных мыслей этого же абзаца и соедините эти мысли линиями.

Прочитайте выявленные смысловые пары, прочитав мысли и формулируя смысловые связи. Оцените, насколько лучше осмысливается СОДЕРЖАНИЕ абзаца при выявлении его ФОРМЫ.

Вот пример выполнения этого упражнения на тексте:

Первый закон памяти — хранить необходимое, избавляясь от ненужного. А это значит, что запоминание тем тверже, чем глубже сознание необходимости запомнить. «Плохая память» чаще всего оказывается следствием не слабой способности к запоминанию, а неорганизованностью и неясностью целей человека. Известно также, что установка на необходимость запоминания срабатывает тем успешней, чем глубже при этом задета эмоциональная сфера. Ненужное не трогает нас, а потому и забывается легче.

Вначале оценим количество мыслей в абзаце: о первом законе памяти; о том, что отсюда следует; о последствиях слабой способности к запоминанию; о неорганизованности и неясности целей; об усилении эмоциями установки на запоминание; о пассивном отношении к ненужной информации.

Итого шесть мыслей. Все мысли — существенны. Немного изменив некоторые слова и обороты, приведем их:

Попробуем выявить основную мысль абзаца. Для этого попытаемся по смыслу связать все 6 мыслей друг с

другом. Для наглядности все мысли разместим в овалы (рис. на стр. 89).

Рассуждая, можно оценить, что мысли № 1, № 2 и № 5, связываясь по смыслу друг с другом, не имеют непосредственной связи с мыслями № 4, № 6 и № 3.

В рассуждениях недостает промежуточной мысли между этими группами. Как правило, это говорит об отсутствии явно сформулированной основной мысли в абзаце. Иначе говоря, абзац содержит основную мысль в неявном виде. В качестве основной мысли, способной связать все мысли, может быть мысль, к которой подводят все другие мысли абзаца, кроме мысли № 3: «Качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации».

Если эту мысль принять в качестве основной и переставить некоторые мысли, то структурная схема смысловых связей в абзаце может выглядеть так:

Форма текста это что. Смотреть фото Форма текста это что. Смотреть картинку Форма текста это что. Картинка про Форма текста это что. Фото Форма текста это что

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *