фреска благовещение софийского собора

Фреска благовещение софийского собора

На восточных столбах подпружной арки помещены архангел Гавриил и Богоматерь, образующие композицию «Благовещение».

Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии — от Луки (Лк 1:26—39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.

На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых — в алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый и мистический характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей — характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.

При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк 1:38).

Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк 1:28).

Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.

Просто обожаю смотреть биатлон по телеку.

This entry was posted on Friday, February 27th, 2009 at 14:00 and is filed under Арт информация. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Источник

Благовещение: иконы и картины

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Благовещение — один из самых излюбленных сюжетов в иконописи (Русская Православная Церковь отмечает этот праздник 7 апреля). Как он изображался в поздней античности и в средние века? В чем русская иконописная традиция здесь наследовала византийской и что привнесла своего? Как к сюжету Благовещения обращались светские российские художники? А как складывалась католическая традиция изображения этого сюжета? Рассказывает искусствовед Оксана ГОЛОВКО.

Благовещение в иконописи: Рим и Византия

Принято считать, что одно из древнейших изображений Благовещения встречается в катакомбах Присциллы (III век). По крайней мере, многие исследователи видят в сцене, где перед сидящей женщиной в тунике стоит юноша в римском одеянии — именно сцену Благовещения.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Базилика Санта Мария Маджоре в Риме посвящена Богородице и построена после того, как Эфесский собор 431 года осудил ересь Нестория, отказывающегося признавать Деву Марию Матерью Божией. Отсюда — стремление прославить Богородицу, которая предстает в мозаике в сцене Благовещения как Царица Небесная, торжественно восседающая на престоле в окружении ангелов в роскошном золотом царском одеянии, на шее — жемчужное ожерелье. Сверху к Ней слетает Святой Дух в виде голубя.

В мозаике «Благовещение» из христологического цикла в основании купола церкви Успения в Дафни (Греция) (конец XI века) представлены только фигуры Богородицы и Архангела Гавриила. В ликах — строгость, отрешенность. Чувства, которые все-таки переживают персонажи, не имеют ничего общего с нашим земным строем переживаний. В этой мозаике ощутима связь с античной традицией. Но, используя художественные приемы античных мастеров, византийские иконописцы говорят о совершенстве совершенно иного уровня, нежели их древние коллеги…

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Экспрессией и динамичностью наполнена икона «Благовещение» (конец XII века. Монастырь Святой Екатерины на горе Синай). Фигура Архангела Гавриила чуть вытянута, он легко движется, почти летит, движутся и складки его одежд, струящиеся извивистыми линиями. Внизу иконы — река, в которой плавает множество рыб, по берегам этой реки — птицы. Это — намек на утраченный людьми Рай. Но утраченный не безвозвратно. Благовещение — тому подтверждение…

Среди необыкновенно красивых, радостных по колориту мозаиках монастыря Хора (1314 год, турецкое название — Кахрие-Джами) — «Благовещение», где Богородица показывается не с рукоделием, а у колодца (эта сцена имеет в своей основе апокрифические предания).

В иконе «Благовещение» (оборотная сторона иконы «Богоматерь Психострия (Душеспасительница), первая четверть XIV века, галерея икон, Охрид) мы видим Богородицу, восседающую в глубине изобразительного пространства. Архангел движется к Ней чуть по диагонали — как бы вглубь. То есть мы наблюдаем в иконе появление элементов земного пространства, она становится ближе к нашему «здесь». Ведь Бог сошел, снизошел к этому нашему человеческому людскому «здесь».

На Руси

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Охридской иконе близка по иконографии и икона «Благовещение» из Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают Андрею Рублеву и его окружению, написанная примерно в этот же период. Здесь мы тоже видим многоплановое композиционное построение, предполагающее, условно говоря, пространственную трактовку изображений.

Как и в предыдущих иконах, в иконе «Благовещение» второй четверти XIV века из ГМИИ им. А.С. Пушкина присутствуют элементы архитектуры. На заднем плане угадывается архитектура Иерусалимского храма. То есть Ветхий Завет и Новый завет — связываются, объединяются…

В «Благовещении» из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря города Ярославля (первая половина XVI века. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) служанка сидит у ног Девы Марии. В отличие, скажем, от иконы из музея в Охриде, Богородица не отпрянула в испуге, а покорно склонила голову, полностью покоряясь воле Божией. Центральную композицию на ярославской иконе окружают 24 клейма, иллюстрирующие Акафист Богоматери.

Две фигуры, Богородицы и Архангела Гавриила, мы видим и в мозаике «Благовещение» на столбах предалтарной арки Софии Киевской (XI век).

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

В иконе «Устюжское Благовещение» (начало XII века) наглядно представлена идея Воплощения Христа. Икона, которая происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее. Архангел Гавриил протягивает руку к Богородице в благословляющем жесте. На груди Богоматери изображен воплотившийся Христос. Вверху, в облаках — восседающий на престоле Ветхий Днями (Дан. 7:9, Откр. 1:14) в окружении небесных сил.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Во фреске Дионисия «Благовещение у кладезя» собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 — 1503), Дева Мария стоит у колодца, откинувшись в благоговейном испуге от Ангела, летящего над Ней.

Открытая книга лежит между стоящими фигурами Архангела Гавриила и Девы Марии в нарядной, полной различных деталей, иконе «Благовещение» Ивана Максимова (1670 год).

Источник

Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики

Благовещение — один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Росписи катакомб Присциллы. Середина III в (?). Рим

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент

Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан

Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить — указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва

В конце XIII — начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Византийская икона. 1-ая четв. XIV в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки — это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Богородица из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Резная икона из слоновой кости. 2-ая пол. X в. Византия. Государственный Эрмитаж. Фрагмент

Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Благовещение у источника. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Благовещение у кладезя. Фреска ц. Перивлепты в Охриде. 1295 г. Македония

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Саркофаг Браччофорте. Нач. V в. Равенна, Италия

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Диптих из слоновой кости. VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Шелковая ткань из «Латеранского сокровища». VI-VII в. Музеи Ватикана

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. 989 г. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Фреска пещерной церкви Пюренли Секи. X- 1ая пол. XI в. Каппадокия, Турция

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Фреска церкви Токали Килисе. X-XI в. Гёреме, Каппадокия,Турция

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Софийский собор. Около 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Архангел из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Византийская икона. Конец XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Архангел из композиции «Благовещение». Фреска церкви св.Георгия в Курбиново. 1191г. Македония

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 г. ГТГ, Москва

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Назарий Истомин Савин. Икона из Михайло-Архангельского монастыря Великого Устюга. 1614-1615 г. Северо-Двинский музей

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Симоне Мартини. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Донателло. Алтарь Кавальканти. Около 1435 г. Церковь Санта Кроче, Флоренция

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Рогир ван дер Вейден. 1445 г. Лувр, Париж

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Фра Беато Анджелико. 1450 г. Фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Леонардо да Винчи. 1472-1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. Около 1476 г. Национальный музей, Палермо

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Вид в закрытом положении. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора

Сандро Боттичелли. 1489-1490 г. Галерея Уффици, Флоренция

Источник

Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора
Благовещение. Мозаика триумфальной арки ц. Мария Маджоре. Рим. 432-440 годы

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему». В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.

В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора
Шелковый покров. VII-VIII вв. Сокровищница собора в Лионе. Франция

На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.

В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора
Благовещение. Икона. XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай

Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. [1] Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках — мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе — XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора
Богоматерь из сцены Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон

Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.

Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. [2] Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора
Благовещение у кладезя. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.

В росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах, также изображена за прядением. Она представлена сидящей вполоборота к Ангелу на фоне архитектуры, состоящей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью — велумом. Такие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимися в богородичной гимнографии, прежде всего в Акафисте Богоматери, где она называется «Граде всех царя», «покрове, державо, стено и утешение» и «Царствия нерушимая стено». [3]

Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности. Так, на иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, являющаяся символом рая. За троном Богоматери изображен огороженный сад с деревьями и цветами, являющийся образом библейского «вертограда заключенного» (3 Цар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. Рассматриваемая икона отличается и изысканным художественным языком. Архангел Гавриил кажется парящим в золотом пространстве, так как вся его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора
Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия

В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. [4] Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери.

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора
Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва

На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». [5] Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. [6] Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».

фреска благовещение софийского собора. Смотреть фото фреска благовещение софийского собора. Смотреть картинку фреска благовещение софийского собора. Картинка про фреска благовещение софийского собора. Фото фреска благовещение софийского собора
Царские врата. Середина XVI в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах. [7]

В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: «Вертеп, в нем же Христос хотя родитися».

В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *