годовые отчеты благотворительных фондов практика и тренды
Круглый стол «Годовые отчеты благотворительных фондов: практика и тренды»
Представители некоммерческого сектора и бизнеса расскажут о новых трендах в публичной отчетности НКО и расскажут, как лучше раскрывать информацию о деятельности организации.
Годовой отчет — один из важных инструментов прозрачности благотворительных организаций. Отчетность подтверждает профессионализм и серьезность НКО и помогает увеличить доверие к НКО-сообществу. Но в раскрытии информации о работе и финансах важно, как эту информацию преподнести.
Когда публичный годовой отчет делается не «для галочки», он больше похож на структурированный рассказ о деятельности за определенный период времени. В нем могут быть описаны ключевые мероприятия, партнерские проекты и участие экспертов, статистика, инфографика — все, что дает наиболее полное и понятное представление для внешнего наблюдателя о работе организации.
Отчетность — это своего рода «знак качества» для некоммерческой организации. Чтобы ему соответствовать, нужно знать, как правильно составлять отчет. На предстоящем круглом столе этим опытом поделятся представители Благотворительного фонда Владимира Потанина и других фондов. Эксперты расскажут, зачем готовить отчет, как при стандартизации информации не «окунуться» в шаблонизацию.
Участники объяснят, нужно ли использовать международный стандарт отчетности GRI Standards и каковы ожидания заинтересованных сторон от отчетов фондов, как меняются эти ожидания, что характерно для текущей ситуации. А также обсудят, как влияние пандемии на экономику и общество может сказаться на содержании отчетов благотворительных некоммерческих организаций.
На круглый стол приглашаются представители различных министерств и ведомств, руководители крупных благотворительных фондов и НКО, журналисты и представители бизнеса.
Круглый стол «Годовые отчеты благотворительных фондов: практика и тренды»
Представители некоммерческого сектора и бизнеса расскажут о новых трендах в публичной отчетности НКО и расскажут, как лучше раскрывать информацию о деятельности организации.
Годовой отчет — один из важных инструментов прозрачности благотворительных организаций. Отчетность подтверждает профессионализм и серьезность НКО и помогает увеличить доверие к НКО-сообществу. Но в раскрытии информации о работе и финансах важно, как эту информацию преподнести.
«Отчетность — это живой организм, он так же меняется, как и наша жизнь. Несмотря на существующие стандарты и требования, меняются ожидания заинтересованных сторон и реалии становятся другими. Поэтому важно периодически сверять часы и синхронизировать видение процесса отчетности с новыми веяниями времени», — подчеркнула Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО.
Когда публичный годовой отчет делается не «для галочки», он больше похож на структурированный рассказ о деятельности за определенный период времени. В нем могут быть описаны ключевые мероприятия, партнерские проекты и участие экспертов, статистика, инфографика — все, что дает наиболее полное и понятное представление для внешнего наблюдателя о работе организации.
Отчетность — это своего рода «знак качества» для некоммерческой организации. Чтобы ему соответствовать, нужно знать, как правильно составлять отчет. На предстоящем круглом столе этим опытом поделятся представители Благотворительного фонда Владимира Потанина и других фондов. Эксперты расскажут, зачем готовить отчет, как при стандартизации информации не «окунуться» в шаблонизацию.
Участники объяснят, нужно ли использовать международный стандарт отчетности GRI Standards и каковы ожидания заинтересованных сторон от отчетов фондов, как меняются эти ожидания, что характерно для текущей ситуации. А также обсудят, как влияние пандемии на экономику и общество может сказаться на содержании отчетов благотворительных некоммерческих организаций.
Круглый стол проводят Комиссия Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО и Благотворительный фонд Владимира Потанина.
Модератор — Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО.
На круглый стол приглашаются представители различных министерств и ведомств, руководители крупных благотворительных фондов и НКО, журналисты и представители бизнеса.
Каким должен быть годовой отчет благотворительного фонда
Что важно описать в отчете и как понять, что с ним все в порядке.
29 июля Комиссия Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО и Благотворительный фонд Владимира Потанина провели круглый стол, посвященный трендам и практикам в написании годового отчета.
Ответить на вопросы «почему и зачем»
Повод встречи — выпуск девятнадцатого годового отчета Фонда Потанина. Его выпустили только в цифровом формате и сделали интерактивным.
По словам Оксаны Орачевой, генерального директора Фонда Потанина, годовой отчет для них — повод и возможность рассказать аудитории, как фонд работает, и сделать его миссию более понятной.
Годовой отчет не должен повторять документы, которые и так опубликованы на сайте благотворительного фонда. Если не дублировать формальности, а отвечать на вопросы «почему» и «зачем», годовой отчет будет повышать доверие общества, считает Орачева.
К тому же годовой отчет можно использовать как начало диалога со своей аудиторией. Фонд Потанина несколько раз спрашивал своих грантополучателей, что именно они хотят видеть в их отчетах. Чаще всего они интересовались, кому и как помогла поддержка фонда и чего добились сами грантополучатели.
Нерешенной в годовой отчетности, по мнению генерального директора Фонда Потанина, остается проблема сопоставления статистики и социального результата.
Что еще важно
Для аналитиков важны регулярность годовых отчетов и их единообразие. Это помогает сравнивать, как развивается фонд и его работа, отметили в рейтинговом агентстве RAEX.
Антон Долгов, исполнительный директор Фонда президентских грантов, рассказал, на что обращают внимание в номинации фонда в конкурсе годовых отчетов «Точка отсчета».
По его словам, в годовых отчетах важно описывать, как фонды выстраивают коммуникацию со своими донорами, как транслируют им свои ценности и сопоставляют их с ценностями партнеров.
Помимо коммуникаций с внешней аудиторией годовой отчет — это способ рефлексии для команды благотворительных фондов. Во время его подготовки сотрудникам легче понять важность своей работы.
В годовом отчете можно активнее использовать цифровые форматы — фото, инфографику, видео. Более того, по замечанию фонда «Со-единение», их лучше делать адаптивными для людей с инвалидностью.
Излагать без занудства
По мнению исполнительного директора Forbes Глеба Прозорова, любой отчет — это «эталон занудства», а отчет в НКО-секторе еще и «страдает сопливостью».
По его словам, в годовых отчетах благотворительные фонды должны уделять внимание стилистике текста, потому что написанная коряво суть до аудитории не дойдет.
«Если посмотреть на это глазами СМИ, продираться через ваше занудство никто ни в одной нормальной редакции не будет. Давайте излагать все на нормальном, простом русском языке», — призвал Прозоров.
Он посоветовал во время подготовки отчетов давать его вычитывать кому-нибудь из целевой аудитории. Если не заснут — с отчетом все в порядке.
Не писать «парадный портрет»
По мнению Фатимы Мухомеджан, директора Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», годовой отчет — это самопрезентация фонда и часть культуры благотворительного сектора.
Годовой отчет должен понятно показать обществу, как фонд реализует свою миссию так, чтобы в него поверили, уверена Мария Морозова, генеральный директор фонда Елены и Геннадия Тимченко.
«Отчет — это полезная ежегодная история, которая помогает фондам посмотреть на себя со стороны. Мы считаем, что отчет точно не должен быть парадным портретом, в нем нужно говорить и о вызовах, и о сложностях в работе», — сказала Морозова.
Отчеты благотворительных фондов: социальный эффект, точные цифры, доступный язык
В Общественной палате РФ представители некоммерческого сектора провели круглый стол «Годовые отчеты благотворительных фондов: практика и тренды», где рассказали о лучших практиках раскрытия информации о деятельности НКО.
Эксперты считают, что годовой отчет — один из важных инструментов обеспечения прозрачности работы благотворительных организаций. По их мнению, отчетность подтверждает профессионализм и серьезность НКО, помогает повысить доверие к третьему сектору.
Оксана Орачева отметила запрос целевой аудитории на внимание к конкретным людям и проектам: «Мы хотели показать конкретные проекты и их результаты — у нас порядка двух тысяч грантополучателей, расходы фонда в прошлом году составили почти два миллиарда рублей. И мы отказались от традиционной структуры отчета — он построен по смыслам, а ключевым элементом стали антикризисные конкурсы. Нам было важно показать работу через понятную аналитику, используя цифровые инструменты и видео. Мы решили, что в этом году будет исключительно цифровой способ презентации отчета. На наш взгляд, цифровая форма сделает отчет и более доступным».
«Все знают, как делать хороший годовой отчет, но экономят. Поэтому основная масса отчетов на «троечку». Средний сегмент нарастает, хотя очень хочется смотреть отчеты «пять звезд». В отчетах хорошо отражены позиционирование на рынке, риск-менеджмент, международная интеграция и персонал. Плохо представлены описания инвестиционных проектов, или программная работа применительно к НКО, взаимодействие с регионами и контрагентами и экологическая политика. Если говорить только об НКО, об их информационной прозрачности, доступности информации на сайтах, то данные об учредителях есть примерно у половины организаций, о перечне и статусе проектов — у двух третьих, об органах управления — менее чем у 20 процентов, о банковских реквизитах — у половины. Это касается корпоративных и частных НКО. У фандрайзинговых организаций хуже всего представлена информация о структуре, о том, как распределяются полученные деньги», — поделился он своими наблюдениями.
«Хотелось бы уделить внимание качеству и надежности предоставления информации — это становится просто фокусом и это тоже элемент доверия», — подчеркнула она.
Эксперты пришли к выводу, что результаты, эффективность, социальные измерения — эти темы отчетности интересуют все заинтересованные стороны. Но если одни участники круглого стола предлагают больше обращать внимание на форму отчета и стиль его изложения, то других больше интересует конкретное цифровое наполнение.
Так, ведущий специалист устойчивого развития ПАО «ВымпелКом» («Билайн») Ксения Ветрова считает, что при подготовке годовых отчетов важна сопоставимость с данными предыдущего периода: «Здесь приветствуется инфографика — это сейчас новый тренд. Однако мы должны видеть не только цифры: нам очень важна и оценка социального эффекта».
А исполнительный директор Forbes Глеб Прозоров призвал готовить отчеты на простом, доступном языке: «Мне кажется, что НКО в подготовке отчетов должны уделять внимание стилистике, ибо никакая суть, если она изложена коряво, не дойдет до целевой аудитории. А ключевая вещь, которая должна быть сразу видна из отчета, это эффективность денег».
Для заместителя директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елены Иваницкой эффект воздействия, социальный эффект тоже стоит на первом месте.
«Это история о том, как тот или иной проект помог группе людей, территории еще чему-то. Наверное, надо замерять ситуацию до реализации проекта и после, чтобы понять, действительно ли вкладывание средств и усилий фондов, как государственных, так и негосударственных, в такие вещи эффективно», — пояснила она.