график работы водителей при суммированном учете рабочего времени образец
Суммированный учет рабочего времени по ТК РФ
Законодатель нормирует длительность труда работника. Основными критериями при этом являются количество рабочего времени за установленный временной интервал. Трудовой кодекс определяет в общем случае нормальную продолжительность труда, являющуюся одновременно максимальной, как 40-часовую рабочую неделю (ст. 90). Наниматель обязан учитывать рабочее время работников персонально. Учет рабочего времени сотрудников ведется по фактически отработанному времени каждого в табеле учета рабочего времени.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили образцы заполнения табеля учета рабочего времени методом сплошного заполнения и методом учета отклонений. Получите бесплатно пробный доступ к К+ и переходите к образцам. А о новых кодах НОД и НДВ в табеле вы можете узнать в этой статье.
Как известно, существенное число организаций использует режим работы, ежедневная протяженность которой выходит за рамки традиционного 8-часового трудового дня. Это организации, занятые обслуживанием населения (медицинские, торговые, сфера обслуживания, транспорт и проч.), либо выпускающие продукцию с длительным циклом производства. Понятие «длительный цикл производства» означает, что технологическая протяженность производственного процесса больше регламентированной законом стандартной протяженности рабочего времени.
Для обеспечения процесса обслуживания и производства в таких случаях работодатель вводит сменный режим труда. Часто при таком режиме невозможно выдержать установленную, нормированную длительность недельного или дневного труда. Например, на одной неделе у работников выходят переработки, на другой наоборот, свободное время. При обычном учете рабочего временени переработки должны оплачиваться как сверхурочные. Но чтобы этого не происходило, законодатель разрешает нанимателю использовать суммированный учет рабочего времени (ст. 104). Это означает, что отработанное время подсчитывается не за неделю, а за иной промежуток (две недели, месяц, три месяца и т. д.).
ВАЖНО! Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ч.3 ст.104 ТК РФ).
Промежуток времени, принятый работодателем для подсчета количества часов работы с целью нормирования, называется учетным периодом. Длительность выполнения трудовых обязанностей за учетный период должна быть не больше нормальной недельной, умноженной на количество недель в принятом учетном периоде. Максимальная протяженность учетного периода в общем случае составляет 1 год (ст. 104 ТК РФ).
ВНИМАНИЕ! В современных реалиалих при большом штате довольно сложно уследить за каждым сотрудником. Поэтому работодатели устанавливают на рабочих местах сотрудников системы учета рабочего времени. Например, пропускную систему с турникетами и пропусками. В этом случае каждый сотрудник прикладывает свою карту и программа автоматически учитывает время прихода/ухода, рассчитыает время работы, отмечает часы переработок и т.п.
Суммированный учет рабочего времени может вводиться работодателем и для всего персонала, и для отдельных групп работников, занятых обеспечением определенных технологических процессов и работающих по сменному графику.
Найти бланк графика рабочего времени и узнать о порядке его составления можно в этой статье.
Итак, суммированный учет рабочего времени целесообразно вести в тех сферах труда, где по объективным причинам не удается соблюсти нормальную продолжительность труда за неделю, с тем чтобы в рамках более протяженного периода компенсировать отклонения в длительности одной трудовой недели в последующие. Использование суммированного учета рабочего времени ТК РФ предусматривает, в частности, при вахтовом методе работы (ст. 300 ТК РФ), режиме гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ), работе по сменам (ст. 103 ТК РФ).
По общему правилу при рассматриваемом учете отработанного времени используется повременная система оплаты труда. Существуют два часто применяемых метода расчета зарплаты:
Способ исчисления суммы зарплаты, когда за базовую величину принимается оклад, удобен для учетного периода протяженностью в 1 месяц. Как известно, оклад устанавливается за выполнение труда в течение месяца нормальной длительности рабочего времени. Внутри периода учета, равного месяцу, отработанное время за каждую рабочую неделю может быть больше или меньше установленной нормы в 40 часов (в общем случае), но в целом за срок учетного периода общая продолжительность времени выполнения труда соответствует норме часов по производственному календарю этого месяца.
Когда длительность учетного периода больше или меньше одного месяца, применение метода исчисления зарплаты исходя из месячного оклада неудобно и неправильно. Если учетный период составляет, например, несколько месяцев, протяженность рабочего времени, очень вероятно, отлична от нормальной в каждом месяце. Но в целом в рассматриваемый период длительность фактически отработанного рабочего времени равна норме. Если за базу расчета принимается оклад, то получается ситуация, когда вознаграждение за труд в одной и той же одинаковой сумме, равной окладу, выплачивается за различное количество труда, которое пропорционально количеству рабочего времени.
Поэтому для расчета зарплаты при учетном периоде, отличном от месяца, применяется величина часовой тарифной ставки. Она подсчитывается исходя из нормального (согласно производственному календарю) количества часов в конкретном месяце или за год при условии 5-дневной рабочей недели (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н).
В качестве примера рассчитаем норму рабочего времени при 5-дневной 40-часовой неделе в июне 2020 г., в котором 21 рабочий день:
где «–1» — это 1 час сокращения рабочего дня в предпраздничный день 11 июня.
Норма в июне составит 167 рабочих часов.
Аналогично считается норма рабочего времени за год. В 2020 это 1979 часов. При использовании показателя годового рабочего времени для вычисления средней месячной нормы получим:
1 979 часов : 12 = 164,92 часа, т. е. показатель месячной нормы в июне (как и в любом другом месяце) составит 164,92.
Суммированный учет рабочего времени — примеры расчета зарплаты от часовой ставки, рассчитанной при (1) норме месячного рабочего времени и (2) средней по году месячной норме приведены ниже.
Оклад составляет 40 000 рублей в месяц. Режим труда сменный с суммированным учетом рабочего времени, период учета 2 месяца. Норма рабочего времени за учетный период (май и июнь 2020) составляет 302 часа: май — 135 часов, июнь — 167. В мае года отработано 129 часов, в июне — 172. Рассчитываем зарплату.
Май 2020 — 40 000 : 135 × 129 = 38 222,22 руб.
Июнь 2020 — 40 000 : 167 × 173 = 41 437,13 руб.
Май 2020 — 40 000 : (1 979 / 12) × 129 = 31 288,53 руб.
Июнь 2020 — 40 000 : (1 979 / 12) × 173= 41 960,59 руб.
Регламент расчета часовой ставки для целей начисления оплаты труда определяется нанимателем и должен быть зафиксирован в локальном НПА. Это является обязательным, т. к. разные методы расчета дают разный результат суммы дохода работника в конкретный месяц.
Представляется целесообразным устанавливать часовую ставку, рассчитанную исходя из месячной нормы при учетном периоде, отличном от 1 месяца, но меньше 1 года, а для годового учетного периода — часовую ставку, рассчитанную исходя из нормы рабочего времени за год.
Что касается оплаты сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени, то такой механизм законодательством РФ не определен. Эксперты К+ привели мнение Минздравсоцразвития России, а также Верховного Суда РФ. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите к разъяснениям.
Нюансы суммированного учета: вопрос — ответ
Выше мы рассмотрели общие правила ведения суммированного учета рабочего времени и его оплаты. А теперь кратко ответим на вопросы, которые чаще всего возникают при использовании СУ на практике.
Как оплачивать ночные часы, если они приходятся на смену?
Ночные часы (а это, напомним, время с 22.00 до 6.00) нужно учитывать отдельно и оплачивать дополнительно — по правилам, установленным для оплаты работы ночью. Как именно, рассказывает эта статья.
А если смены выпадают на выходные или праздники?
Выходные у работающих по сменам свои. Поэтому общие правила о повышенной оплате работы в выходной здесь не применяются. А вот с попаданием на смену праздников есть нюансы. О них читайте в этой статье.
Как быть, если по итогам учетного периода получилась переработка?
Переработка по итогам учетного периода — это сверхурочные. Для них в ТК РФ тоже есть свои правила, которые распространяются и на работников-сменников. Об этих правилах читайте здесь.
Что делать, если работник отработал учетный период неполностью?
Если работник неполностью отработал учетный период (например, болел, был в отпуске, уволился), для него рассчитывают сокращенный норматив. Для этого отнимают от общей нормы пропущенное время. Если этот усеченный норматив по итогам периода превышен, оплачивают сверхурочные, если наоборот, времени отработано меньше, оплачивают работу по факту. Отрабатывать пропущенные по уважительным причинам часы/дни сотрудник не обязан.
Итоги
Суммированный учет рабочего времени используется при сменном, вахтовом графике, а также в режиме гибкого рабочего времени. Система расчета заработной платы зависит от протяженности учетного периода и может базироваться на месячном должностном окладе либо на часовой тарифной ставке.
Режим труда и отдыха водителей
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.
Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя «правильный» режим работы за рулем. В этой статье будет рассмотрены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (действуют с 1 января 2021 года), которые содержат информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:
Внимание! В данной статье рассматриваются особенности работы водителей, работающих по найму, и индивидуальных предпринимателей. Нормативы для физических лиц рассмотрены в отдельной статье: «Режим управления личными грузовиками и автобусами».
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.
Рабочее время водителя
Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя:
15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Обратите внимание, здесь перечислены 8 различных видов деятельности. Это свидетельствует о том, что водитель не должен управлять автомобилем в течение всего рабочего времени.
Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, то в эти 8 часов должно войти также время на предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, время перерывов для отдыха, время для посадки и высадки пассажиров и т.д.
Обратите внимание, некоторые организации могут предложить водителю делать перерывы для отдыха за счет уменьшения времени обеденного перерыва. Это неправильно.
Внимание! До 31 декабря 2020 года в рабочее время водителя включались также:
С 1 января 2021 года указанные операции в рабочее время водителя не входят.
Ежедневный учет рабочего времени
При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе.
Еще раз напомню, что в это время входит не только время управления автомобилем.
Примечание. До 31 декабря 2020 года накладывались и дополнительные ограничения. Если у водителя было 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна была превышать 8 часов. Если у водителя было 6 рабочих дней, то каждый из них не должен был быть длиннее 7 часов. С 1 января 2021 года эти требования перестали действовать.
Суммированный учет рабочего времени
Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный период во всех случаях составляет 1 месяц. Он может быть увеличен до 3-х месяцев по согласованию с представительным органом работников.
Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.
Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.
Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:
Примечание. Перечень исключений был обновлен 1 января 2021 года.
Разделение рабочего времени на части
Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.
Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:
При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.
Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Перерыв | 2 часа | |
Обед | 2 часа | |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Итого | 12 часов | 8 часов |
Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Время управления автомобилем
Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.
Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.
Примечание. До 31 декабря 2020 года существовало дополнительное ограничение при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время управления в этих случаях не должно было превышать 8 часов.
Кроме того, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю.
Примечание. До 31 декабря 2020 года также допускалось ведение суммированного учета времени управления автобусом при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность отменена с 1 января 2021 года.
Специальные перерывы, включающиеся во время работы
Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются всем водителям.
Примечание 1. До 5 июня 2018 года такие перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородные перевозки.
Примечания 2. Правила выбора длительности специальных перерывов изменились 1 января 2021 года (все нововведения отображены ниже).
Длительность перерыва составляет 45 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа 30 минут непрерывного управления автомобилем. Следующие перерывы имеют такую же длительность и назначаются через каждые 4 часа 30 минут. При этом если время перерыва совпадает со временем обеда, то перерыв не предоставляется.
Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Предрейсовый медицинский осмотр | 15 минут | 15 минут |
Управление автомобилем | 4 часа 30 минут | 4 часа 30 минут |
Специальный перерыв для отдыха | 45 минут | 45 минут |
Управление автомобилем | 1 час | 1 час |
Обед | 30 минут | |
Управление автомобилем | 1 час 30 минут | 1 час 30 минут |
Итого | 8 часов 30 минут | 8 часов |
Примечание. Если водитель имеет 8-часовой рабочий день, в середине которого выделен 1 час времени для обеденного перерыва, то специальные перерывы для отдыха такому водителю вообще не требуются.
Выше мы рассматривали рабочее время водителей. Его продолжительность не должна превышать установленных законодательством величин. Ниже речь пойдет о времени отдыха, которое должно быть не меньше, чем установлено законодательством.
Режим отдыха водителей в 2021 году
Что касается отдыха водителей, то он состоит из следующих составных частей:
Для каждого из видов устанавливаются собственные нормативы. Рассмотрим их подробнее.
Перерыв для отдыха и питания
Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет от 30 минут до 2-х часов.
Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставляться 2 перерыва на обед. При этом их суммарная длительность составляет от 30 минут до 2-х часов.
Ежедневный (междусменный отдых)
При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.
Например. Пусть в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Т.е. следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.
При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше, чем предыдущий.
При суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 11 часов.
Примечание. До 1 января 2021 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 12 часов.
Кроме того, с 1 января 2021 года время междусменного отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не более 3-х раз за рабочую неделю (между двумя выходными).
Еженедельный непрерывный отдых
Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 45 часов. Причем с 1 января 2021 года этот отдых не «накладывается» не междусменный отдых, а замещает его.
Примечание. До 31 декабря 2020 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 42 часа, однако она складывалась с междусменным отдыхом. В результате минимальная продолжительность выходного была больше.
Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса
В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:
Действия водителя | Пн | Вт | Cр | Чт | Пт | Сб | Вс |
Предрейсовый медицинский осмотр | 7:30 | 6:00 | 17:00 | 14:00 | 14:00 | ||
Управление автобусом | 7:45 | 6:15 | 17:15 | 14:15 | 14:15 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | ||||||
Управление автобусом | 17:15 | ||||||
Перерыв | 11:45 | ||||||
Обед | 13:45 | 10:00 | 21:00 | 19:00 | 17:00 | ||
Управление автобусом | 14:45 | 11:00 | 22:00 | 20:00 | 18:00 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | 14:30 | 22:00 | ||||
Управление автобусом | 17:15 | 15:15 | 22:15 | ||||
Специальный перерыв для отдыха | 19:30 | 00:00 | |||||
Управление автобусом | 20:00 | 00:30 | |||||
Послерейсовый осмотр | 20:45 | 16:45 | 01:45 | 01:45 | 20:45 | ||
Междусменный отдых | 21:00 | 02:00 | 02:00 | 21:00 | |||
Еженедельный отдых | 17:00 | ||||||
Рабочее время, ч | 10,5 | 10 | 0 | 8 | 11 | 0 | 6 |
Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:
Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:
Исключения для водителей
Существуют несколько категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Речь идет о водителях: