график вахт на судне образец
Устав
службы на судах
внутреннего водного транспорта
Российской Федерации
Время несения ходовых вахт
Время несения ходовых вахт командным составом самоходных судов (кроме скоростных) внутреннего и смешанного (река-море) плавания при эксплуатации их на внутренних водных путях Российской Федерации
Время несения вахт при графиках работы
Примечания: 1. При освобождении в установленном порядке капитана от несения ходовых вахт (при четырехсменном и трехсменном графиках работы):
— старший помощник капитана (первый штурман) должен иметь рабочий диплом капитана соответствующей группы судов и несет ходовые вахты по графику капитана;
— второй помощник капитана (второй штурман) должен иметь рабочий диплом старшего помощника (первого штурмана) соответствующей группы судов и несет ходовые вахты по графику старшего помощника капитана (первого штурмана);
— третий помощник капитана (третий штурман) должен иметь рабочий диплом второго помощника капитана (второго штурмана) соответствующей группы судов и несет ходовые вахты по графику второго помощника капитана (второго штурмана).
2. При совмещении должностей (профессий) командный состав несет ходовые вахты в часы, установленные для командного состава судоводительской специальности.
Время несения ходовых вахт командным судоводительским составом двух-трех-четырехдечных пассажирских самоходных судов при эксплуатации на внутренних водных путях Российской Федерации
Должность | Время несения вахт | Примечание |
Старший помощник капитана | 00-04 12-16 | Должен иметь рабочий диплом капитана соответствующей группы судов |
Первый помощник капитана (по пассажирской части) | 08-12 20-24 | |
Второй помощник капитана | 04-08 16-20 | |
Третий помощник капитана | 00-04 12-16 | Несет ходовую вахту вместе со старшим помощником капитана |
Примечание : капитаны указанных типов судов от обязательного несения вахты освобождаются.
Время несения ходовых вахт командным составом самоходных судов в морском и прибрежном плавании
Должность | Время несения вахт при графиках работы | |
При трехсменном режиме | При двухсменном режиме | |
Капитан | 00-06 12-18 | |
Старший помощник капитана | 04-08 16-20 | 06-12 18-24 |
Второй помощник капитана | 00-04 12-16 | _ |
Третий помощник капитана | 08-12 20-24 | _ |
Старший механик | _ | 06-12 18-24 |
Второй механик | 00-04 12-16 | 00-06 12-18 |
Третий механик | 04-08 16-20 | _ |
Четвертый механик | 08-12 20-24 | _ |
Примечание: при отсутствии в штатном расписании должностей третьего помощника капитана и четвертого механика при трехсменном графике вахт капитан и старший механик несут ходовые вахты.
Приложение. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта
Приложение
к приказу Минтранса РФ
от 16 мая 2003 г. N 133
Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта
ГАРАНТ:
См. справку о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников
3. Настоящее Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.
— перевозки грузов и пассажиров;
— вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;
— другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.
5. В течение рабочего времени работник плавсостава обязан выполнять установленные уставом службы на судах внутреннего водного транспорта обязанности по управлению судном и обеспечению его безопасной эксплуатации.
6. Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
7. Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.
8. Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.
Работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной пунктом 6 настоящего Положения продолжительности ежедневной работы.
9. На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:
На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).
При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
11. На скоростных судах в зависимости от условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, частоты остановок, соответствия действующим санитарным правилам и нормам и т.д.) устанавливается односменный или двухсменный режим работы работников плавсостава.
Работникам плавсостава скоростных судов, где по условиям работы необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Продолжительность периода, включаемого в рабочее время, устанавливается коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
12. Работники плавсостава могут привлекаться с письменного согласия работника к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей.
13. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.
14. Продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (за исключением скоростных) не должна превышать 30 суток подряд.
При работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава может устанавливаться двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.
Продолжительность периода работы в двухсменном режиме и порядок смены бригад устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
15. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
16. Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:
— перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи;
— выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
— нерабочие праздничные дни;
— ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.
17. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должка быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.
При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.
19. Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 20 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части предоставления суммированных дней отдыха за работу, выполняемую сверх нормальной продолжительности рабочего времени, только по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ)
20. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.
Пример: Работник плавсостава отработал на судне в 2002 году с 1 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 97 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в нерабочий праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.
Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 752 часа <8 часов х (97- (2 + 1) дней>.
Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 21 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части допущения переноса использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год
21. Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.
22. В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.
23. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 24 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей, что в случае привлечения работников плавсостава к работе в период предоставления суммированных дней отдыха дни отдыха на другой срок не переносятся
24. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.
25. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.
IV. Аварийные и авральные работы
26. Работники плавсостава обязаны выполнять объявленные капитаном работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным (аварийные и авральные работы). Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня.
27. К аварийным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:
работы по спасанию людей, судов, судового имущества и грузов;
работы по ликвидации пожара на своем судне или на других судах и береговых объектах, переводу судна в безопасное место;
работы по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна;
работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;
работы по спасанию поврежденных плотов;
работы по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие;
работы, связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде;
явка по тревогам: общесудовой, шлюпочной и «человек за бортом».
28. К авральным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:
работы по формированию и расформированию состава судов, плотов;
подъем якорей и выборка буксирных тросов вручную на несамоходных судах;
выход на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзовании, подъеме на слип (спуске судна со слипа), при постановке в док (выходе из дока), к необорудованному причалу, берегу (отходе от причала, берега);
укладка, подъем мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами;
работы по открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостков, сходен и палуб от остатков груза;
работы по установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавучих сооружений, по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.
С учетом особенностей эксплуатации отдельных судов и мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников работодатель может относить к числу авральных и другие работы, связанные с необходимостью вызова для их выполнения работников плавсостава, свободных от вахты.
К числу таких работ, в частности, могут быть отнесены:
работы, связанные с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;
судовождение в озерных условиях при ограниченной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);
усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);
работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.
29. Авральные работы, выполняемые работниками плавсостава сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).
30. При эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота.
31. Рабочее время и время отдыха работников плавсостава в межнавигационный период при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах регулируется трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организаций.
V. Порядок учета рабочего времени работников плавсостава в период навигации
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 32 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей, что порядок учета фактически отработанного рабочего времени устанавливает работодатель
32. Учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава в период навигации, осуществляется в порядке, установленном работодателем.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Расписание вахтенной службы на судне, время несения вахты и закрепленное за вами заведования
Должность | Время работы (вахта река –море) | Врем работы в сутки |
Капитан | 08:00-12:00 20:00-00:00 | 8/16 |
Стар.пом.капитана | 04:00-08:00 16:00-20:00 | 8/16 |
2пом.капитана | 00:00-04:00 12:00-16:00 | 8/16 |
3пом.капитан | 08:00-12:00 20:00-00:00 | 8/16 |
Старший механик | 08:00-12:00 20:00-00:00 | 8/16 |
2 механик | 12:00-16:00 00:00-04:00 | 8/16 |
3 механик | 04:00-08:00 16:00-20:00 | 8/16 |
Эл. Механик | 08:00-12:00 20:00-00:00 | 8/16 |
Боцман | 08:00-12:00 20:00-00:00 | 8/16 |
1Матрос | 00:00-04:00 12:00-16:00 | 8/16 |
2Матрос | 04:00-08:00 16:00-20:00 | 8/16 |
Закрепленное за мной заведование:
1 дэк Внутри надстройки, включая прачечный блок место для курение сушилка, сауна.
Вахтенный матрос подчиняется вахтенному помощнику капитана. Он обязан неотлучно находиться на месте, указанном вахтенным помощником капитана, и вести зрительное наблюдение за окружающей обстановкой, водной поверхностью и горизонтом, а во время плавания судна в тумане, кроме того, вести слуховое наблюдение.
Обо всем замеченном вахтенный матрос обязан немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана с указанием приблизительного направления (в градусах или румбах) звукового сигнала, источника света или иного обнаруженного объекта.
При стоянке судна на открытом рейде (на якоре, бочке или у борта корабля (судна) вахтенный матрос обязан:
вести наблюдение за окружающей обстановкой, докладывать вахтенному помощнику капитана обо всех изменениях, угрожающих безопасности судна;
следить за положением и натяжением якорной цепи, состоянием кранцев, трапов (сходней), якорных огней и знаков;
следить за тем, чтобы за борт судна не свешивались тросы, шланги, швабры и не выбрасывались пищевые отходы и мусор;
встречать подходящие к борту судна катера (шлюпки), обеспечивать их швартовку и отход.
В случае опасного сближения судна с другим судном или плавучим сооружением, появления признаков пожара на судне или вблизи него, а также в других случаях, требующих принятия неотложных мер для обеспечения его безопасности, вахтенный матрос обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана и в дальнейшем действовать по его указанию.
При несении вахты у трапа (сходни) вахтенный матрос должен неотлучно находиться у трапа, не допускать на судно посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана, фиксировать в журнале время схода на берег членов экипажа и их возвращения на судно, а также время прибытия (убытия) посторонних лиц.
В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также в других аварийных ситуациях вахтенный матрос должен объявить судовую тревогу.
· Общие обязанности командного состава Вашего судна, согласно Устав службы на судне
КОМАНДНЫЙ СОСТАВ
На командный состав судна возлагается руководство подчиненными и личное участие в управлении судном и его эксплуатации. 16
Командный состав обязан:
правильно организовать труд своих подчиненных, создавать условия для роста производительности труда, а также условия, обеспечивающие участие членов экипажа ч решении производственных задач на судне;
(02) своим трудом и поведением служить примером для всех членов экипажа, поддерживать па судне дисциплину;
(03) всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчиненных, передавать им свои профессиональные знания и опыт;
(04) заботиться о подчиненных и повседневно воспитывать в них мужество, честность, трудолюбие, сознательную дисциплину, инициативу, стремление к овладению техникой, любовь к флоту;
(05) при назначении на судно новых членов экипажа ознакомить подчиненных лиц с их обязанностями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями по безопасности труда, пожарной безопасности и санитарии;
(06) знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям;
(07) требовать от подчиненных точного выполнения законов Союза ССР и союзных республик, настоящего Устава, своих обязанностей, действующих правил, наставлений, приказов, инструкций и распоряжений в части, их касающейся, и контролировать это выполнение;
(08) информировать своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса;
(09) проводить техническую учебу с членами экипажа;
(10) составлять и представлять на утверждение календарные графики проведения плановых технических обслуживании судовой техники и обеспечивать их выполнение;
(11) изучать, обобщать опыт работы передовых экипажей и внедрять его на своем судне.
При смене лиц командного состава сдающий обязан передать принимающему по акту документацию, делопроизводство, отчетность, заведование и числящиеся за ним материальные ценности; акт утверждается капитаном.
· Обязанности 3 помощника капитана и 3 помощника механика вашего судна
Третий штурман непосредственно подчиняется первому штурману.
В ведении третьего штурмана находятся навигационные карты и пособия, корректурные материалы, техническая библиотека, штурманские и гидрометеорологические приборы и инструменты, средства визуального наблюдения. Связи, сигнализации и ручной звуковой сигнализации, а также судовая канцелярия.
Третий штурман обязан:
(01) обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание приборов, инструментов и принадлежностей своего заведования в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другой нормативно-технической документацией, издаваемой Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;
(02) вести и хранить техническую документацию, касающуюся приборов, инструментов и принадлежностей своего заведования;
(03) заказывать, получать, вести учет и хранить приборы, инструменты и средства сигнализации своего заведования, техническую литературу, карты и пособия для плавания, корректурные материалы; своевременно вести корректуру карт и пособий;
(04) производить продажу билетов (на пассажирских судах), вести кассовую отчетность и представлять ее на подпись капитану;
(05) вести учет рабочего времени, начислять заработную плату, получать по доверенности капитана деньги и выдавать их по ведомости членам экипажа;
(06) вести хронометрический журнал, ежесуточно определять (выводить) поправку хронометра и сверять показания судовых часов;
(07) следить за своевременным производством девиационных работ;
(08) проводить занятия и тренировки с палубной командой по сигналопроизводству зрительными средствами связи, устройству и использованию приборов и инструментов своего заведования;
(09) оформлять приходы и отходы судна;
получать и заверять в установленном порядке судовые, машинные и другие журналы, хранить на них реестр;
(10) получать бланки журналов и другие бланки, канцелярские принадлежности, приказы, инструкции и т. п., вести их учет;
(11) обеспечивать подготовку к рейсу своих заведовании, о готовности их в назначенное время докладывать первому штурману.
Третий помощник механика
Третий помощник механика непосредственно подчиняется механику.
В ведении третьего помощника механика находятся:
(01) вспомогательная котельная установка с обслуживающими ее техническими средствами;
(02) двигатели спасательных шлюпок, механическая часть палубных механизмов, средств трюмной механизации и бытовой техники;
(03) системы водоснабжения, сточно-фановая, отопления и вентиляции (кроме их электрической части);
(04) средства автоматизации (кроме их электрической части) и контрольно-измерительные приборы своего заведования.
157. Третий помощник механика по своему заведованию обязан:
(01) обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание судовой техники в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-строителей и другими нормативно-техническими документами, издаваемыми Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;
(02) устранять лично или с привлечением выделенных ему специалистов отказы судовой техники;
(03) руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивать выполнение ими правил и инструкций по безопасности труда и пожарной безопасности;
(04) составлять календарные графики технического обслуживания и ремонтные ведомости, контролировать полноту объема и качество технического обслуживания и ремонта судовой техники, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
(05) перед каждой перегрузочной работой совместно со вторым штурманом осматривать и проверять действие грузоподъемных устройств;
(06) составлять заявки на материально-техническое снабжение, обеспечивать его получение и хранение, вести его учет;
(07) вести установленную техническую документацию;
(08) обеспечивать подготовку к рейсу и о готовности заведования в назначенное время докладывать механику.
На судах, где отсутствует штатная должность третьего помощника механика, его обязанности выполняет второй помощник механика.