гражданско правовой договор с преподавателем дополнительного профессионального образования
Договор оказания образовательных услуг
Договор оказания образовательных услуг представляет собой соглашение, по которому одна сторона по поручению другой стороны за определенное договором денежное вознаграждение оказывает услуги, связанные с обучением или повышением квалификации.
Такое соглашение является подвидом договора возмездного оказания услуг. Следовательно, образовательные услуги по настоящему договору будут оказываться на платной основе.
В качестве субъектов по настоящей сделке могут выступать как физические, так и юридические лица. Сторонами по такому соглашению являются Заказчик и Исполнитель.
Деятельность исполнителя в рамках настоящего договора регулируется действующим законодательством Российской Федерации.
Вышеуказанное соглашение заключается в простой письменной форме. Поэтому, ниже мы подробно разберем, как оформляется такой документ, и на какие аспекты стоит обратить внимание при его составлении.
Преамбула
Договор оказания образовательных услуг
ООО «Sound Production», в лице генерального директора Матвеева Никиты Денисовича, действующего на основании Устава общества, именуемого в дальнейшем Исполнитель, с одной стороны
И
Петров Алексей Анатольевич, 04.05.1980 года рождения, проживающий по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Бодрова, дом 336, квартира 743, паспорт: серия ХХХХ, номер ХХХХХХ, выданный отделом УФМС России по Тюменской области в городе Тюмень 04.05.2000, номер телефона: +7 (907) 777-77-77,именуемый в дальнейшем Заказчик, с другой стороны
заключили настоящий договор о нижеследующем:
В преамбуле отражается следующая информация:
При заключении любого договора необходимо указать положения по всем существенным условиям соглашения. В противном случае сделка будет считаться ничтожной. В нашем случае такими условиями выступают:
Предмет
Информация о предмете договора выступает основной составляющей при заключении любого вида соглашения. В случае договора оказания образовательных услуг, предметом выступают непосредственно сами образовательные услуги.
В тексте документа положения о предмете соглашения прописывается следующим образом:
В соответствии с настоящим соглашением Исполнитель в лице ООО «Sound Production» обязуется оказать Заказчику в лице Петрова Алексея Анатольевича, за оговоренную договором плату, следующие образовательные услуги:
• обучающий курс по музыкальному маркетингу;
• курс лекций в режиме online, связанных с заявленной тематикой.
Информационные ресурсы, предоставленные Заказчику, являются собственностью Исполнителя.
Срок исполнения обязательств: 7 (Семь) календарных дней.
Курс по музыкальному маркетингу начинается 1 октября 2023 года.
Цена и порядок оплаты оказанных услуг
В данном разделе фигурирует информация о стоимости оказанных информационных услуг. Также следует указать в какой форме, и в какой срок будет произведена оплата труда. Выплата может осуществляться наличным и безналичным расчетом по согласованию сторон.
Итак, указанный раздел выглядит следующим образом:
Цена договора составляет 45 500 (Сорок пять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек.
Оплата осуществляется в виде безналичного перевода денежных средств на банковский счет Исполнителя в день подписания настоящего соглашения.
Права и обязанности сторон
Раздел об обязательствах прописывается с целью конкретизации действий Контрагентов. Так, наличие в договоре положений о правах и обязанностях дает четкое понимание, каким образом стороны должны исполнять свои обязательства по договору.
Итак, формулировки положений прав и обязанностей Контрагентов в тексте документа прописываются следующим образом:
Заказчик вправе:
• Требовать оказания образовательных услуг в соответствии с регламентом, заявленным в договоре.
• Требовать надлежащего исполнения обязательств Исполнителя по настоящему договору.
Заказчик обязуется:
• Своевременно оплатить образовательные услуги Исполнителя.
• Не передавать полученные в ходе обучения материалы третьим лицам.
• Исполнять свои обязательства в соответствии с настоящим соглашением.
Исполнитель вправе:
• Требовать своевременной оплаты оказанных им услуг в рамках настоящего договора.
• Требовать надлежащего исполнения обязательств Заказчиком по настоящему соглашению.
Исполнитель обязуется:
• Предоставить информационные ресурсы в соответствии с настоящим договором.
• Оказывать образовательные услуги в соответствии с настоящим соглашением.
• Исполнять свои обязательства в строгом соответствии с настоящим соглашением.
Ответственность сторон
В этом разделе обозначаются положения об обстоятельствах, при наступлении которых стороны несут материальную ответственность. Ниже мы представим типовые формулировки положений, которые могут прописываться в тексте документа:
• Стороны несут материальную ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору.
• В случае оказания услуг с нарушением сроков, определенных настоящим договором, Исполнитель выплачивает пени в размере 4.5% от цены договора за каждый день просрочки.
Порядок разрешения споров
В таком разделе зачастую указываются следующие формулировки:
• В случае возникновения каких-либо споров, стороны разрешают их путем переговоров.
• Если же в процессе переговоров стороны не пришли к компромиссу, споры разрешаются в судебном порядке.
Заключительные положения
Указанный раздел содержит формулировки, которые не попадают под тематику вышеупомянутых разделов. Выглядит это следующим образом:
• Настоящий договор составлен в двух экземплярах. Один экземпляр передается Заказчику, другой передается Исполнителю.
• По всем моментам, которые не оговорены в настоящем соглашении, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
Заключение
В конце документа указываются юридические адреса и реквизиты сторон. После подписания соглашения Контрагентами, договор оказания образовательных услуг считается заключенным.
Гражданско правовой договор с преподавателем дополнительного профессионального образования
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Трудовой договор и договор подряда: сравнительная таблица характеристик и последствий заключения;
— Энциклопедия решений. Договор подряда с физическим лицом;
— Энциклопедия решений. Отличие трудового договора от договора подряда и иных гражданско-правовых договоров.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Возможна ли реализация образовательной программы, если для этого используется гражданско-правовой договор?
Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Возможна ли реализация образовательной программы, если для этого используется гражданско-правовой договор?
В преддверии нового учебного года рассмотрим очень важный аспект осуществления образовательной деятельности — кто и на каких основаниях может привлекаться к реализации образовательных программ? Сразу отметим, что данный материал представляет собой экспертную точку зрения, так как однозначной ясной позиции по обозначенному вопросу пока не сформулировано, но судебная практика заставляет задуматься…
Весной текущего года было опубликовано Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2018 г. по делу № А27-26511/2017, анализ которого позволяет сделать вывод — привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников, на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования. Рассмотрим данный вывод по существу.
Предыстория вопроса. Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (далее Кузбассобрнадзор), осуществляющей переданные полномочия по государственному надзору и контролю в сфере образования, в рамках проведения проверки (лицензионный контроль) юридического лица, ведущего образовательную деятельность на основании выданной лицензии, были выявлены нарушения лицензионных условий. Усмотрев в действиях юридического лица состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Кузбассобрнадзор составил протокол об административном правонарушении от 27.11.2017 и в соответствии с требованиями статей 23.1, 28.8 КоАП РФ, статей 202, 203, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении к административной ответственности. Несмотря на то, что в целом исковое заявление Кузбассобрнадзора из-за процессуальных вопросов оставлено судом без удовлетворения, само содержание заслуживает внимание в части заявленного названия данной публикации.
Итак, рассмотрим доводы Кузбассобрнадзора. Решением от 08.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, а именно прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения. Как полагает заявитель жалобы, судом не опровергнуты обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, о нарушении юридическим лицом лицензионных требований, выразившихся в осуществлении образовательной деятельности в нарушение подпунктов «д» и «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее — Положение о лицензировании образовательной деятельности) с привлечением к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения), на основании договоров гражданско-правового характера.
В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 6 Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
В силу части 21 статьи 2 указанного Закона педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Под правовым статусом педагогического работника, согласно части 1 статьи 47 Закона № 273-ФЗ понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Представляется, что некоторые из гарантий, предусмотренных для педагогических работников, в том числе распространяются и на иных работников образовательной деятельности, а именно право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (пункты 5, 7 части 5 статьи 47 Закона № 273-ФЗ).
Пунктами 1, 5 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ определено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в том числе относятся разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Следовательно, привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников, на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.
Как следует из материалов дела, представленные юридическим лицом при проверке договоры на оказание услуг, заключенные с гражданами Российской Федерации: Г.И.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); Г.А.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); Р.В.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); С.О.А. (договор оказания услуг от 02.10.2017), Ш.А.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017), Ш.В.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017) не являются трудовыми договорами, заключенными с данными лицами как с педагогическими работниками, при этом трудовые договоры с вышеуказанными лицами как с педагогическими работниками при проверке юридическим лицом представлены не были.
Согласно письменным пояснениям директора юридического лица трудовые договоры, служебные контракты, дополнительные соглашения к имеющимся трудовым договорам с работниками, оказывающими педагогические услуги, не заключались.
В свою очередь, наличие вышеуказанных лиц, фактически исполняющих обязанности педагогических работников, на ином законном основании (трудовой договор по совместительству, служебный контракт, дополнительные соглашения к трудовым договорам и т. п.) на момент проведения проверки не представлено.
В соответствии с требованиями к квалификации, указанными в квалификационной характеристике должности «Преподаватель», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — Приказ № 761н), лицо, замещающее должность «Преподаватель», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работу, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работу.
Так, согласно документам, представленным при проверке, у юридического лица функции преподавателя (преподаваемый курс: «Основные положения трудового права») исполняет Г.И.В. (на основании договора оказания услуг от 02.10.2017).
Документов, подтверждающих получение указанным лицом высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении, при проведении проверки представлено не было.
Пунктом 9 Приказа № 761н предусматривается, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Информация о наличии рекомендации аттестационной комиссии о назначении Г.И.В. на должность «Преподаватель» в порядке исключения при проведении проверки юридическим лицом не представлена.
Аналогичные нарушения выявлены административным органом в отношении общества при заключении договоров услуг с Г.А.В., Р.В.В., С.О.А., Ш.А.А., Ш.В.В.
Доказательств обратного юридическим лицом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, отметим ключевые моменты, о которых нужно помнить:
Таким образом, преследуя цель «ухода от налогов», которые выплачиваются работодателем на начисляемую заработную плату, экономии средств на социальные гарантии (оплата больничных листов, отпускных и т. д.), показателей средней месячной заработной платы штатных работников и т. п., руководитель образовательной организации должен понимать все риски, которые вырисовываются при использовании гражданско-правового договора на оказание услуг вместо трудового договора как в части нарушения требований федерального законодательства в сфере образования, так и в сфере труда. В последнее время очень часто говорится о том, что подмена трудовых договоров на гражданско-правовые становится предметом пристального внимания надзорных органов.
Кроме того, руководитель должен понимать всю меру ответственности, которая может наступить, если при реализации конкретной образовательной программы (как основной, так и дополнительной), например, произойдёт несчастный случай с обучающимся, то привлечь к ответственности человека, который с юридической точки зрения не является работником (не говоря уже о «педагогическом работнике»), не представляется возможным. У такого «работника» нет должностной инструкции, в которой что-то вменено в обязанности, а если это отражено в гражданско-правовом договоре, то заключение такого договора с явными признаками трудового договора будет незаконным.
За разъяснением официальной позиции по данному судебному прецеденту был направлен запрос в Рособрнадзор, как главный Федеральный орган по надзору в сфере образования и науки, понимая, что к полномочиям Рособрнадзора не относится разъяснение и толкование норм законов и иных нормативно-правовых актов, в т. ч. судебных. Был получен ответ, в котором чётко указано — действующим законодательством в сфере образования вопрос привлечения работников на основе гражданско-правового договора не урегулировано! При этом указано, что педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Могут ли языковые школы привлекать самозанятых преподавателей?
Вправе ли владельцы языковых школ и курсов иностранных языков привлекать преподавателей, которые зарегистрированы как самозанятые, по договору ГПХ?
Сотрудников нанимают в штат только в крупных школах, а сам бизнес имеет ярко выраженную сезонность: летом выручка снижается на 90%. Практически все преподаватели в течение учебного года подрабатывают репетиторами либо на других языковых курсах. Эта профессия по своей сути относится к сфере самозанятости.
Однако многие школы боятся, что если они будут сотрудничать с самозанятыми преподавателями, то ИФНС обвинит их в скрытых трудовых отношениях.
Дмитрий,
организатор конференции для преподавателей английского языка
Действительно, компаниям и ИП проще и выгоднее работать с самозанятыми, чем с обычными физлицами. За физлиц нужно платить НДФЛ и взносы — неважно, в штате они или сторонние исполнители. А при работе с самозанятыми ничего, кроме вознаграждения за работу, платить не надо.
Однако мне нечем вас порадовать. Ваши опасения насчет скрытых трудовых отношений вполне оправданны.
Почему налоговую могут заинтересовать самозанятые преподаватели
Одно дело, если у языковой школы заключены договоры подряда с одним-двумя самозанятыми. И то не с преподавателями, а, к примеру, с переводчиками, которые переводят какие-то учебные материалы. В этом случае проблемы вряд ли возникнут, потому что нет ничего, что указывало бы на попытку снизить налоговую нагрузку. У школы есть конкретные задания, которые она периодически поручает выполнить сторонним самозанятым исполнителям. Все чисто.
Но если выяснится, что на курсах иностранных языков все или большинство преподавателей сплошь самозанятые, налоговиков это однозначно заинтересует. Уж больно похоже на схему по уходу от налогов и на подмену трудового договора подрядным. Недаром ФНС в своей памятке «Самозанятый, НПД и многое другое» основной акцент делает именно на отличии трудовых отношений от гражданско-правовых.
Памятка ФНС «Самозанятый, НПД и многое другое»PDF, 6,47 МБ
А что с преподавателями-ИП
Работать с преподавателями как с ИП тоже нельзя, и причины те же. Налоговики хорошо знают эту схему. Раньше, до принятия закона о самозанятых, некоторые компании заключали договоры с работниками как с ИП, чтобы снизить налоговую нагрузку.
Если ИФНС ловила на этом фирму, то шансов избежать санкций почти не было: суды вставали на сторону налоговиков. Т—Ж об одном таком деле уже писал.
У трудинспекции сотрудничество с самозанятыми тоже наверняка вызовет интерес. Ведь в трудовом кодексе есть прямой запрет заключать договоры гражданско-правового характера, которые фактически регулируют трудовые отношения.
Еще в конце прошлого года ФНС и Роструд договорились, что будут проводить совместные проверки тех, кто фактически нанимает самозанятых в качестве работников, оформляя их по ГПД. Если подмена подтвердится, то псевдозаказчика оштрафуют и налоговики, и трудовые инспекторы.
Почему в договорах с самозанятыми преподавателями могут усмотреть трудовые отношения
Напомню основные отличия трудовых договоров от гражданско-правовых.
Разница между трудовым договором и ГПД
Признаки трудового договора | Признаки гражданско-правового договора |
---|---|
В договоре нет конкретного задания, а перечислены обязанности | В договоре оговаривается конкретное задание и результат: написать компьютерную программу, придумать и нарисовать логотип, проконсультировать, как подать на вычет по НДФЛ |
Сотрудник работает лично, регулярно и постоянно. Соблюдает рабочий режим и график, установленный работодателем | Исполнитель сам определяет свой режим и график работы |
Подчиняется руководству компании и выполняет его поручения | Самостоятельно принимает решения и несет риски |
Получает оплату не за результат, а за процесс работы | Получает деньги за решение конкретной задачи по акту выполненных работ |
Трудовой договор имеет следующие признаки:
Признаки гражданско-правового договора:
А теперь давайте пройдемся конкретно по преподавательским услугам:
Эти же пункты применимы не только к преподавателям, но и, например, к мастерам в салонах красоты или тренерам в фитнес-центрах.
Шансы, что ГПД в последующем могут признать трудовым, еще больше возрастают, если договор на оказание услуг заключался с одним и тем же человеком более двух раз подряд.