гражданское право по русской правде преступление наказание суд и процесс
Возникновение древнерусского права. Преступление, наказание, суд и судебный процесс по «Русской правде».
Предмет и методы изучения ИОГП. Периодизация ИОГП.
История отечественного государства и права является составной частью исторической и юридической наук. Предметом истории отечественного государства и права является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя на различных исторических этапах. Выделяют следующую систему методов истории отечественного государства и права:
К общим методам относятся: метод историзма (или хронологический) и философский метод. Суть хронологического метода заключается в исследовании государства и права как явлений, последовательно изменяющихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обстановки. Среди философских методов выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инструментализм.
В настоящее время ученые выделяют несколько периодов:
· Древняя Русь (Х-ХII вв.).
· Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).
· Период образования Русского централизованного государства (XVI-XVII вв.).
· Россия в период буржуазной монархии (середина XIX – начало XX в.).
· Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).
· Создание Советского государства (октябрь 1917-1920 г.).
· Советское государство в период нэпа (1921-1929 гг.).
· Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).
· Советское государство в период кризиса социализма (1960-1990 гг.).
· Российская Федерация на современном этапе/
Общественный и государственный строй Древнерусского государства.
Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Признаки раннефеодальной монархии:
1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;
2) отсутствует юридическая ответственность правителя;
3) не сформированы институты власти;
4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;
5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;
6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.
Органы власти не имели постоянных полномочий.
Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.
Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.
Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.
· феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри);
· свободные общинники (сельские и городские «люди» и «людины»);
· закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий «купу»);
· изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом);
· челядь и холопы (придворные рабы);
· городское население (городская аристократия и городские низы);
Возникновение древнерусского права. Преступление, наказание, суд и судебный процесс по «Русской правде».
Древнерусское право складывалось на основе нескольких источников. Древнейшими источниками права на Руси были обычаи, нормы которых использовались в устной форме при заключении сделок и осуществлении судебных действий. Обычай был основным источником права славян на раннем этапе существования их государственности. Заметное влияние на развитие правовой культуры также оказала Византия. Неудивительно, что наиболее ранними письменными источниками русского права были договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг. Большую роль в развитии древнерусского права сыграло и христианство. С принятием православия на Руси появились такие правовые источники как церковные уставы и Кормчая книга.
Основные источники древнерусского права:
· Обычаи. Обычай, санкционированный государством, становится нормой обычного права (кровная месть, круговая порука и др.).
· Договоры с другими странами (например, договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг. определяли положение русских купцов и воинов в Константинополе и пр.).
· Княжеская судебная практика (наибольшее влияние оказала судебная деятельность Ярослава Мудрого, его сыновей Ярославичей, Владимира Мономаха).
· Византийское право (из Византии заимствовались некоторые нормы торгового, процессуального, уголовного, церковного права).
· Церковные уставы кн. Владимира, Ярослава Мудрого (определяли правовое положение Церкви, отдавали под церковную юрисдикцию вопросы веры, нравственности, брачно-семейных отношений).
· Церковное (каноническое) право (например, «Кормчая книга» – сборник церковных законов). Церковно-судебные дела делились на греховные, греховно-преступные, дела духовенства.
Вопрос о времени и месте издания РП спорен, так как первоначальный текст «Русской Правды» до нас не дошел. Однако большинство современных исследователей связывают древнейшую «Русскую Правду» с именем Ярослава Мудрого. Процесс правотворчества на Руси проходил постепенно и был обусловлен нормами того времени. В результате переработок первоначального текста «Русской Правды» создавались ее новые редакции. Принято выделять три редакции. Самая древняя – Краткая Правда состоит из Правды Ярослава (ст. 1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст. 42) и Урока мостников (ст. 43). Появилась эта редакция не позднее 1054 г. Пространная Правда, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121). И последняя Сокращенная редакция появилась в середине XV в. в результате переработки Пространной редакции.
Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса:
2) свод-отыскание ответчика (следствие);
4) вынесение решения.
По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев. Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.
2) рота – публичная клятва богами;
3) поле – судебный поединок.
5) поток (изгнание из общины)
6) разграбление (конфискация)
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 682 ; Мы поможем в написании вашей работы!
6. Преступление и наказание и судебный процесс по Русской правде.
С введением на Руси христианства, происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве.
РП является сугубо светской, уголовные наказания против интересов церкви устанавливались в церковных уставах. В РП доминируют штрафы, хотя на практике арсенал уголовных кар был довольно велик.
В практике применялись следующие виды наказаний: кровная месть (ее лишь условно можно отнести к наказаниям), поток и разграбление, смертная казнь, уголовные штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары. Уголовные штрафы за посягательство на личность носят ярко выраженный сословный характер, при посягательстве на имущество это проявляется менее резко.
Убийство. Предусматривает месть родственников за убийство, если мстителей не будет, то выплачивается штраф. Правда Ярославичей допускает убийство вора на месте преступления, даже если он княжеский огнищанин. В Пространной Правде имеется указание на то, что сыновья Ярослава Мудрого отменили для убийц “убиение за голову” и ввели денежные штрафы.
Убийство жены каралось тем же судом, что и убийство мужа. Как поступали с женщинами-убийцами кодекс умалчивает. Убийство холопа приравнивалось к истреблению чужой собственности, за него хозяину выплачивалась его стоимость.
Разбой. Совершившие убийство разбойники не платили штраф, а выдавались князю на поток и разграбление. Общины обязаны были разыскивать разбойников-убийц или выплачивать штрафы.
Преступления против личности. Нанесение побоев, оскорбления, телесные повреждения карались денежными штрафами. Хотя штрафы различались в зависимости от тяжести увечий, ясного понимания степени вреда в РП нет.
Имущественные преступления. Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением.
Суд и процесс по Русской Правде. Для древнерусского права характерен классический состязательный процесс с процессуальным равенством сторон при пассивной роли суда. Суда был гласным и открытым взору народа. Судопроизводство носило устный характер. Суды не были отделены от княжеской администрации. Каких-то особых форм судебного процесса не было, он не разделялся на уголовный и гражданский.
Начинался по инициативе истца, стороны обладали в нем равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительная роль “ордалии” (суд божий), присяги, жребия. Три стадии процесса:
1. “Заклич” объявление совершившемся преступлении, производился в людном месте, “на торгу”, объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать.
Виндикационый процесс. Судоговорение. Речь, доказательства.
Особым видом доказательства была ордалия, выделялись испытания железом, испытания водой.
Вынесение решения (приговора):
6. Преступление и наказание и судебный процесс по Русской правде.
С введением на Руси христианства, происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового.
РП является сугубо светской, уголовные наказания против интересов церкви устанавливались в церковных уставах. В РП доминируют штрафы, хотя на практике арсенал уголовных кар был довольно велик.
В практике применялись следующие виды наказаний: кровная месть (ее лишь условно можно отнести к наказаниям), поток и разграбление, смертная казнь, уголовные штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары. Уголовные штрафы за посягательство на личность носят ярко выраженный сословный характер, при посягательстве на имущество это проявляется менее резко.
Убийство. Предусматривает месть родственников за убийство, если мстителей не будет, то выплачивается штраф. Правда Ярославичей допускает убийство вора на месте преступления, даже если он княжеский огнищанин. В Пространной Правде имеется указание на то, что сыновья Ярослава Мудрого отменили для убийц “убиение за голову” и ввели денежные штрафы.
Убийство жены каралось тем же судом, что и убийство мужа. Как поступали с женщинами-убийцами кодекс умалчивает. Убийство холопа приравнивалось к истреблению чужой собственности, за него хозяину выплачивалась его стоимость.
Разбой. Совершившие убийство разбойники не платили штраф, а выдавались князю на поток и разграбление. Общины обязаны были разыскивать разбойников-убийц или выплачивать штрафы.
Преступления против личности. Нанесение побоев, оскорбления, телесные повреждения карались денежными штрафами. Хотя штрафы различались в зависимости от тяжести увечий, ясного понимания степени вреда в РП нет.
Имущественные преступления. Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением.
Суд и процесс по Русской Правде. Для древнерусского права характерен классический состязательный процесс с процессуальным равенством сторон при пассивной роли суда. Суда был гласным и открытым взору народа. Судопроизводство носило устный характер. Суды не были отделены от княжеской администрации. Каких-то особых форм судебного процесса не было, он не разделялся на уголовный и гражданский.
Начинался по инициативе истца, стороны обладали в нем равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительная роль “ордалии” (суд божий), присяги, жребия. Три стадии процесса:
Виндикационый процесс. Судоговорение. Речь, доказательства.
Особым видом доказательства была ордалия, выделялись испытания железом, испытания водой.
Вынесение решения (приговора):
Гражданское право по «Русской Правде».
Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.
Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.
Русская Правда регулировала договорное право.
Виды договоров по Русской Правде:
3) хранения имущества (поклажи);
4) займа с самозакладом (закупничество);
5) подряда («урок мостников»);
Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.
Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед.
Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.
Преступления и наказания по «Русской Правде».
Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.
Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.
Вина по Русской Правде как элемент субъективной стороны преступления еще не оформилась. Не было различия между умыслом и неосторожностью.
Преступные деяния в Русской Правде определялись не системно, а казуально, примерами.
Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность была одинаковой.
Виды преступлений по Русской Правде.
1) убийство. Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание; позднее Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен.
а) убийство в ссоре или на пиру;
б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е. превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);
2) причинение телесных повреждений (оно могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего).
2. Преступления против чести, либо оскорбления действием – вырывание бороды, усов, толкание. Они влекли за собой большой штраф – 12 гривен.
3. Против собственности. Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление.
Государственных преступлений в те годы не было.
Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд.
Виды наказаний по Русской Правде:
Преступление, наказание и судебный процесс по Русской Правде
Русская Правда дает наиболее наглядное представление о правовой системе Древнерусского государства. Согласно ей под преступлением (или обидой) понималось причинение физического, материального или морального ущерба конкретному человеку, его личности или имуществу.
Русская Правда знает лишь два рода преступлений: против личности (убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием). И против имущества (поджог, конокрадство, отрава посева, кража и др.).
Наказание в киевской Руси имело целью возмещения ущерба потерпевшим, возмездие, а также пополнение княжеской казны. Существовала следующая система наказаний:
В Древнерусском государстве не существовало достаточно четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом. По уголовным и гражданским делам применялся состязательный процесс, при котором стороны равны и сами являются инициаторами всех процессуальных действий. Существовало две процессуальные формы досудебной подготовки дела: гонение следа (отыскание преступника по его следам) и свод (человек, у которого обнаруживалось утраченное имущество, доказывал в суде добросовестность его приобретения).
Предусматривалась определенная система доказательств. Среди них важное место занимали показания свидетелей. Различались две категории свидетелей: видоки (очевидцы факта или события) и послухи (слышавшие о деле из вторых рук или поручители ответчика). Судебными (формальными) доказательствами были признание, свидетельские показания (послухов и ви-доков), присяга (рота) в виде целования креста, ордалия (судебное испытание) или поединок (поле).
Процесс носил состязательный характер, причем обе стороны именовались истцами. В суде они обычно окружались толпой родственников и соседей, которые являлись пособниками, послухами, свидетелями доброй славы.
Как всякое феодальное право, оно было правом-привилегией: закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.
Преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, были определены Уставом князя Ярослава Владимировича. Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси по определенным делам: преступления против христианской веры и устоев Церкви; преступления против христианской нравственности; по всем семейным делам (иски о разводе, споры о наследстве и др.). Над некоторыми группами населения (церковные люди) Церковный суд устанавливался по всем делам над церковными людьми и над населением церковных земель.
За преступления, относящиеся к компетенции церковного суда, применялись эпитимьи (легкая эпитимья 500 поклонов в день). В ряде случаев, когда действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда, эпитимья часто сопровождалась и наказанием по государственному законодательству.
В церковном суде применялся инквизиционный (розыскной) процесс.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!