гражданскому праву в современном смысле в риме более или менее соответствует
Гражданскому праву в современном смысле в риме более или менее соответствует
+: право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации;
-: система права, сложившаяся в практике преторов (и некоторых других магистратов);
-: право общее для всех народов, распространяющееся на все римское население (включая так называемых перегринов);
ВОПРОС: Предметом изучения « римского права» являются
-: система права, сложившаяся в практике римских преторов;
-: имущественные отношения, возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими;
+: важнейшие институты имущественного права (а в связи с ними также семейного права) периода так называемого принципата (первые три века н.э. – период классического римского права), а также периода абсолютной монархии (с конца III в. до середины VI в. н.э. включительно);
ВОПРОС: Термин «гражданское право» (ius civile) обозначает:
+: исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан – квиритов;
-: система права, сложившаяся в практике преторов (и некоторых других магистратов);
-: право общее для всех народов, распространяющееся на все римское население (включая так называемых перегринов);
ВОПРОС: Гражданское право «ius civile» регулировало взаимоотношения
+: исключительно римских граждан – квиритов;
-: всего римского населения (включая перегринов);
-: имущественные отношения, возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами;
ВОПРОС: На кого распространяло свое действие ius gentium (право народов)?
-: на перегринов, а также на их взаимоотношения с государственными органами;
+: на перегринов, а также на их взаимоотношения с римскими гражданами;
-: на римских граждан, а также на их взаимоотношения с государственными органами;
-: на государственные органы, а также на их взаимоотношения с римскими гражданами и перегринами;
ВОПРОС: Чьи интересы охраняло частное право?
-: интересы перегринов и латинов;
+: интересы отдельных лиц;
-: интересы народов, населяющих отдельные провинции Римского государства;
-: общие интересы Римского государства;
ВОПРОС: Гражданскому праву (в современном смысле) в Риме более или менее соответствует
-: «ius civile», гражданское право;
-: «ius gentium», право народов;
+: «ius privatum», частное право;
-: «ius naturale», естественное право;
ВОПРОС: По Ульпиану к области публичного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы
-: римских граждан;
-: отдельных лиц;
ВОПРОС: По Ульпиану к области частного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы
-: римских граждан;
ВОПРОС: Часть римского права, которое достаточно единообразно складывается у всех наций под влиянием единообразных задач при регулировании естественных (установленных «естественным разумом») отношений.
-: «ius civile», гражданское право;
+: «ius gentium», право народов;
-: «ius privatum», частное право;
-: «ius naturale», естественное право;
ВОПРОС: Это то право, которое будучи уже выработанным одной наций, может быть применено и другой.
-: гражданское право;
-: естественное право;
ВОПРОС: Универсальные начала и категории, тот правовой опыт, который может быть востребован каждой нацией, находящейся на соответствующей ступени хозяйственного и общественного развития.
-: гражданское право;
-: естественное право;
ВОПРОС:
По Ульпиану: «… это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права».
ВОПРОС: Какое право римляне понимали как некий высший закон, как состояние порядка в природе и обществе. Законы (иные акты людей), устанавливаемое людьми позитивное право, не должны нарушать этот всеобщий порядок. Нарушение этого порядка, порождает бесправие, произвол, беззаконие (параномию).
-: «ius civile», гражданское право;
-: «ius gentium», право народов;
-: «ius privatum», частное право;
+: «ius naturale», естественное право;
ВОПРОС: В римском праве соответствие человеческих установлений естественному праву порождает
+: «aequitas» справедливость;
-: «ius gentium» право народов;
-: «aequum ius» справедливое право;
ВОПРОС: В древнем Риме целью права является
-: «iustitia» правосудие;
-: «aequum ius» справедливое право;
-: «ius gentium» право народов;
ВОПРОС: Естественное право понимается
-: как система норм;
-: как позитивное право;
+: как философское обоснование постоянного совершенствования права применительно к реальной действительности;
ВОПРОС: Для публичного римского права характерным был принцип: ius publicum privatorum pactis mutari non potest, определяющий что
+: нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц;
-: нормы частного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц;
-: нормы частного права могут изменяться соглашениями отдельных лиц;
Введение
1. Предмет «Основ римского гражданского права»
1. Термином «римское право» обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации. История развития этого государства и всей системы римского права в целом изучается в составе курса истории государства и права зарубежных стран.
Термином «гражданское право» в современных системах права (и буржуазного, и социалистического) обозначают в основном ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном обществе.
Таким образом, гражданскому праву (в современном смысле) в Риме более или менее соответствовала лишь совокупность всех трех названных систем: цивильного права, права народов и права преторского. В качестве единого термина для всей этой совокупности наиболее подходящим является ius privatum, «частное право».
Наконец, в советском праве, которому не известно деление права на публичное и частное, термином «гражданское право» именуется та отрасль права, которая регулирует главным образом имущественные отношения между социалистическими организациями, между гражданами, между теми и другими (более развернутое и точное определение см. в учебнике советского гражданского права).
Для публичного права характерным был принцип ius publicum privatorum pactis mutari non potest (D.2.14.38), т.е. нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц. Изменять нормы права отдельные лица вообще не могут, но в приведенном положении выражается та мысль, что действие нормы публичного права не может быть исключено в конкретном случае посредством заключения сторонами соглашения иного содержания. Такие нормы права в современной теории принято называть императивными, повелительными, безусловно обязательными.
Императивные нормы встречаются и в области частного (гражданского) права: например, институт опеки в Риме являлся институтом частного (гражданского) права, однако некоторые вопросы, относящиеся к этому институту (например, отчуждение опекуном имущества подопечного), регулировались императивными нормами. Но не императивные нормы характерны для частного (гражданского) права. В этой области права преобладают, с одной стороны, такие нормы, которые предоставляют заинтересованным лицам самим определять складывающиеся отношения (так называемые уполномочивающие нормы); например, в законах XII таблиц содержалась норма, предоставлявшая сторонам, заключавшим договор займа, самим определить эти отношения: «…как они договорятся, так пусть и будет, «ita ius esto» это соглашение пусть будет как бы законом». С другой стороны, в частном (гражданском) праве много таких норм, которые применяются в отдельном, конкретном случае лишь тогда, когда заинтересованные лица, которым было предоставлено (уполномочивающей нормой) право самим определить отношение, не воспользовались этим правом (нормы восполнительные, условно-обязательные, диспозитивные(Алексеев Н.А. Гей-брак. Семейный статус однополых пар вмеждународном, национальном иместном праве. М., 2002.)); например, римскому гражданину было предоставлено уполномочивающей нормой право составить завещание и указать в нем, кого он хочет иметь своим наследником; но если данный гражданин этим правом не воспользовался, диспозитивная норма указывает, кто призывается к наследованию.
4. Сфера действия гражданского (в широком смысле) или частного права в Риме была весьма широка. Гражданско-правовыми признавались некоторые такие отношения, которые в других эксплуататорских формациях признаются публично-правовыми; например, кража рассматривалась в римском праве как delictum privatum, частное правонарушение, тогда как во всех позднейших формациях кража признается уголовным преступлением, т.е. относится к публичному праву.
По словам юриста Ульпиана (D.1.1.1.2), к публичному праву относились sacra (вопросы религиозного культа), sacerdotes (вопросы, касающиеся правового положения жрецов), magistratus (определение прав и обязанностей магистратов). Этот перечень нельзя признать исчерпывающим.
Основные институты римского гражданского (частного) права следующие: право собственности; другие, более ограниченные права на вещи; договоры и иные обязательства; семейные правоотношения; наследование. К римскому гражданскому (частному) праву относятся и вопросы защиты частных прав, в особенности учение об исках (имевших в римском праве исключительно важное значение).
5. Говорить о римском гражданском (частном) праве как о единой системе права было бы исторически неверно, а следовательно, и ненаучно. В республиканский период римской истории римское гражданское (частное) право развивалось в виде параллельных (упоминавшихся выше) систем ius civile и ius gentium, тогда же стала складываться получившая окончательное развитие в эпоху принципата система преторского права. С течением времени ius civile и ius gentium стали сближаться. Обе эти системы при практическом применении находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Более значительным было влияние ius gentium и ius civile ввиду того, что первая система, впитывавшая в себя нормы более развитых народностей, не страдала таким формализмом, как исконное цивильное право, более отвечала потребностям хозяйственной жизни страны. Одним из каналов, по которым осуществлялось влияние ius gentium, служили преторские эдикты (см. ниже, разд. I, § 3); нередко начала ius gentium (например, признание юридической силы за некоторыми неформальными договорами и т.п.) проникали в цивильное право.
Имело место и обратное влияние: некоторые нормы цивильного права проникали в систему ius gentium (например, по законам XII таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам).
В классический период различие ius civile и ius gentium все же сохраняло некоторое значение, хотя и утратило остроту, в особенности после издания эдикта Каракаллы (212 г. н.э. ), по которому провинциалы получили права римского гражданства. При Юстиниане (середина VI в. н.э. ) ius civile и ius gentium составили единую систему права, в которой получило преобладание ius gentium как право более развитое.
Местные особенности римского права раскрываются главным образом при изучении папирусов, надписей и т.п. (см. ниже, разд. I, § 1, п. 4). Рамки курса «Основы римского гражданского права» не позволяют остановиться на этих местных особенностях права отдельных областей Римской империи.
6. Советская литература по вопросам римского права невелика. Имеются два учебника римского частного права:
Статьи в Юридическом словаре и Большой Советской Энциклопедии: «Римское право», «Рецепция римского права», «Эдикты», «Преторское право», «Ius gentium, «Принципат».
Из учебной литературы стран народной демократии можно назвать: Венедиктов П. и Андреев М. Римское право. София, 1949; Taubenszlag. Rzymskie prawo prywatne. Warszawa, 1955. 327 c.; Taubenszlag. Rzymskie prawo prywatne na tle praw antycznych. Warszawa, 1955. 363 с.
Буржуазная юридическая литература в области римского права огромна и продолжает расти. Ввиду ненаучности метода исследования, применяемого буржуазными авторами, эта литература имеет для советского юриста ценность только по богатству фактического материала, собранного в работах буржуазных авторов. В частности, ими много сделано в смысле критического изучения дошедших до нового времени рукописей римских источников, в смысле установления первоначального текста и позднейших наслоений, выявления так называемых интерполяций (см. ниже, разд. I, § 5, п. 6), издания памятников и т.п.
Из множества работ буржуазных авторов, относящихся к римскому частному праву, можно назвать следующие:
7. Система изложения в учебнике принята в основном та, по которой строились элементарные учебники римских юристов, так называемые Институции (особой популярностью пользовались Институции юриста II в. Гая, см. ниже, разд. I, § 4, п. 4). Институции состояли из трех основных частей: personae (учение о лицах, субъектах права), res (учение о вещах, правах на вещи, обязательствах), actiones (учение об исках). В данном учебнике после «Введения» дается раздел «Источники права», так как без ознакомления с источниками невозможно изучение предмета. Далее излагается (в разд. II) учение об исках, так как в силу особенностей римского гражданского процесса нельзя без ознакомления с учением об исках понять целый ряд римских гражданско-правовых институтов. После этого в соответствии с системой Институций излагается учение о лицах и в связи с ним семейно-правовые отношения (разд. III и IV), вещные права (разд. V), обязательственное право (разд. VI–VII). На последнем месте (разд. VIII) излагается наследственное право, так как оно предполагает знакомство со всеми видами имущественных прав.
Римское право. Тест 1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1.Термином — «римское право» обозначается
исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан – квиритов
право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации
система права, сложившаяся в практике преторов (и некоторых других магистратов)
право общее для всех народов, распространяющееся на все римское население (включая так называемых перегринов)
2.Термин «гражданское право» (ius civile) обозначает:
исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан – квиритов
система права, сложившаяся в практике преторов (и некоторых других магистратов)
право общее для всех народов, распространяющееся на все римское население (включая так называемых перегринов)
3.На кого распространяло свое действие ius gentium (право народов)?
на перегринов, а также на их взаимоотношения с государственными органами
на перегринов, а также на их взаимоотношения с римскими гражданами
на римских граждан, а также на их взаимоотношения с государственными органами
на государственные органы, а также на их взаимоотношения с римскими гражданами и перегринами
4.Гражданскому праву (в современном смысле) в Риме более или менее соответствует
«ius civile», гражданское право
«ius gentium», право народов
«ius privatum», частное право
«ius naturale», естественное право
5.По Ульпиану к области частного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы
римских граждан
государства
отдельных лиц
6.Универсальные начала и категории, тот правовой опыт, который может быть востребован каждой нацией, находящейся на соответствующей ступени хозяйственного и общественного развития.
гражданское право
право народов
частное право
естественное право
7.По Ульпиану: «… это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права».
гражданское право
право народов
частное право
естественное право
8.В римском праве соответствие человеческих установлений естественному праву порождает
«aequitas» справедливость
«iustitia» правосудие
«ius gentium» право народов
«aequum ius» справедливое право
9.Естественное право понимается
как система норм
как позитивное право
как философское обоснование постоянного совершенствования права применительно к реальной действительности
10.Институции (элементарные учебники римских юристов) состояли следующих основных частей
personae (учение о лицах, субъектах права), res (учение о вещах, правах на вещи, обязательствах), actiones (учение об исках)
iurisprudentia (юриспруденция — деятельность юристов, правовая наука), propietas (собственность)
mores maiorum (обычаи предков), ius scriptum (писаное право), personae (учение о лицах, субъектах права)
actiones, iurisprudentia, personae, ius scriptum
11.Закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции
«ius non scriptum» неписаное право
«ius scriptum» писаное право
«ius aedilicium» право эдилов
«interdictae» приказ претора
12.К неписанному праву «ius non scriptum» относится
«interdictae» приказ претора
«mores maiorum» — обычаи предков
«ius aedilicium» право эдилов
«ius praetorium» преторское право
13.Древнейшей формой образования римского права являются
право эдилов
право магистратов
обычное право
14.В республиканский период законы
проходили через народное собрание
издавались сенатом
вводились распоряжение императора
15.Рескрипт это
общее распоряжение, обращенное к населению
распоряжение по отдельным делам (ответ на возбуждавшееся перед императором ходатайство)
инструкция, дававшаяся императором чиновникам
решение по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам
ПРЕДМЕТ «ОСНОВ РИМСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА»
Предметом изучения «Основ римского гражданского права» являются важнейшие институты имущественного права (а в связи с ними также семейного права) периода так называемого принципата (первые три века н.э. — период классического римского права), а также периода абсолютной монархии (с конца III в. до середины VI в. н.э. включительно).
Термином «гражданское право» в современных системах права обозначают в основном ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном
В латинском языке слову «гражданский» соответствует, вообще говоря, слово civilis. Однако ius civile в римском праве по своему содержанию не соответствует современному термину «гражданское право». Ius civile в римском праве имеет различное значение. Этим термином обозначается прежде всего исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан — квиритов; поэтому оно и именуется также квиритским правом. В этом смысле ius civile противопоставляется «праву народов» (ius gentium), действие которого распространялось на все
римское население (включая так называемых перегри-нов). Поскольку ius gentium регулировало имущественные отношения, возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права. Надо заметить, что тем же термином ius gentium римские юристы обозначали и представлявшуюся им более широкой философскую категорию — право общее для всех народов; полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека, они употребляли для обозначения этой категории также выражение ius naturale, естественное право.
Ius civile в других случаях противопоставляется той системе права, которая сложилась в практике преторов (и некоторых других магистратов) и именуется преторским правом (см. ниже, разд. I, § 3). В этом противопоставлении ius civile обозначает нормы права, исходящие от народного Собрания, позднее — сената (см. ниже, разд. I, § 2).
Таким образом, гражданскому праву (в современном смысле) в Риме более или менее соответствовала совокупность всех трех названных систем — цивильного права, права народов и права преторского. В качестве единого термина для всей этой совокупности наиболее подходящим является ius privatum, частное право.
‘ D.I.1.2 (См.: «Объяснение сокращений» в конце учебника.)
щаемых правом: к области публичного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы государства, к области частного права — нормы, ограждающие интересы отдельных лиц.
Проводившееся римскими юристами деление права на публичное и частное было воспринято и многими современными правовыми системами. В некоторых странах, например во Франции и Германии, гражданское право (Burgerliches Recht, droit civil) представляет собой раздел права, регулирующий имущественные отношения субъектов оборота, за исключением отношений торгового характера, регулируемых торговым правом. Гражданское право в совокупности с торговым правом составляет частное право: но этот последний термин Privatrecht употребляется в качестве синонима гражданского права.
3. В соответствии с указанным выше противопоставлением интересов публичных и интересов частных области права публичного и частного (или гражданского в указанном в конце п. 1 широком смысле) различались и по характеру (методу) регулирования отдельных общественных отношений.
Для публичного права характерным был принцип: ius publicum privatorum pactis mutari non potest (D. 2. 14. 38), т.е. нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц. Изменять норму права отдельные лица вообще не могут; но в приведенном положении выражается та мысль, что действие нормы публичного права не может быть исключительно в конкретном случае посредством заключения сторонами соглашения иного содержания. Такие нормы права в современной теории принято называть императивными, повелительными, безусловно обязательными.
Императивные нормы встречаются и в области частного (гражданского) права; например, институт опеки в Риме является институтом частного (гражданского) права, однако некоторые вопросы, относящиеся к этому институту (например, отчуждение опекуном имущества подопечного), регулировались императивными нормами.
Но не они характерны для частного (гражданского) пра ва. В этой области права преобладают, с одной стороны, такие нормы, которые предоставляют заинтересованным лицам самим определять складывающиеся отношения (так называемые уполномочивающие нормы); например, в законах XII таблиц содержалась норма, предоставлявшая сторонам, заключавшим договор займа, самим определить эти отношения: «. как они договорятся, так пусть и будет, «ita ius esto», это соглашение пусть будет как бы законом». С другой стороны, в чистом (гражданском) праве много таких норм, которые применяются в отдельном, конкретном случае лишь тогда, когда заинтересованные лица, которым было предоставлено (уполномочивающей нормой) право самим определить отношение, не воспользовались этим правом (нормы восполнитель-ные, условно-обязательные, диапозитивные 1 ; например, римскому гражданину было предоставлено уполномочивающей нормой право составить завещание и указать в нем, кого он хочет иметь своим наследником, но если данный гражданин этим правом не воспользовался, дис-позитивная норма указывает, кто призывается к наследованию). Уполномочивающий характер нормы означает во всяком случае, что данное конкретное отношение урегулировано не императивной нормой права, а определено сторонами.
4. Сфера действия гражданского (в широком смысле) или частного права в Риме была весьма широка. Гражданско-правовыми считались и некоторые из отношений, признаваемых в других правопорядках публично-правовыми; например, кража рассматривалась в римском праве как delictum privatum, частное правонарушение, тогда как во всех позднейших формациях кража признается уголовным преступлением, т.е. относится к публичному праву.
По словам юриста Ульпиана (D. 1.1.1.2), к публичному праву относились sacra (вопросы религиозного
‘ Впрочем, термин «диапозитивная норма» употребляется в современной теории иногда и для обозначения уполномочивающей нормы.
культа), sacerdotes (вопросы, касающиеся правового положения жрецов), magistratus (определение прав и обязанностей магистратов). Этот перечень нельзя признать исчерпывающим.
Основные институты римского гражданского (частного) права следующие: право собственности; другие, более ограниченные, права на вещи; договоры и иные обязательства; семейные правоотношения; наследование. К римскому гражданскому (частному) праву относятся и вопросы защиты частных прав, в особенности учение об исках (имевших в римском праве исключительно важное значение).
5. Говорить о римском гражданском (частном) праве как единой системе права было бы исторически неверно, а следовательно, и ненаучно. В республиканский период римской истории римское гражданское (частное) право развивалось в виде параллельных (упоминавшихся выше) систем ius civile и ius gentium, тогда же стала складываться получившая окончательное развитие в эпоху принципата система преторского права. С течением времени ius civile и ius gentium стали сближаться. Обе эти системы при практическом применении находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Более значительным было влияние ius gentium на ius civile ввиду того, что первой системе, впитывавшей в себя нормы более развитых народностей, не был в такой степени свойствен формализм, характерный для исконного цивильного права, и она больше отвечала потребностям хозяйственной жизни страны. Одним из каналов, по которым осуществлялось влияние ius gentium, служили преторские эдикты (см. ниже, разд. 1, § 3);
нередко начала ius gentium (например, признание юридической силы за некоторыми неформальными договорами и т.п.) проникали в цивильное право.
Имело место и обратное влияние: некоторые нормы цивильного права проникали в систему ius gentium (например, по законам XII таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам).
В классический период различие ius civile и ius gentium все же сохраняло некоторое значение, хотя и утратило остроту, в особенности после издания эдикта Кара-каллы (212 г. н.э.), по которому провинциалы получили права римского гражданства. При Юстиниане (середина VI в. н.э.) ius civile и ius gentium составили единую систему права, в которой преобладало ius gentium как право более развитое.
Наряду с этим с I в. н.э. заметно проявляются местные особенности права отдельных провинций, главным образом восточных (египетское, греческое право и пр.). При самом завоевании городов греческой культуры за ними редко признавали некоторые национальные своеобразия частного права (например, сохранялись прежние суды для разрешения мелких споров между гражданами данной civitas — городской общины и т.п.). Тенденции императорского режима к централизации привели к попыткам вытеснения права отдельных покоренных народностей общеимперским законодательством. Однако вытеснить местное право полностью не удавалось; оно сохраняло значение по крайней мере субсидиарного (вспомогательного) права. Больше того, греческое и восточное право оказали влияние и на само общеимперское римское право. Можно назвать ряд гражданско-правовых институтов греческого или вообще восточного происхождения: такова, например, ипотека — одна из форм залогового права (см. ниже, разд. V, гл. IV, § 7, п. 2—3), син-графы и хирографы — долговые расписки (см. ниже, разд. VII, гл. II, п. 2) и др. В этом было одно из проявлений общего влияния греческой культуры на римскую’.
Местные особенности римского права раскрываются главным образом при изучении папирусов, надписей и т.п. (см. ниже, разд. I, § 1, п. 4). Рамки курса «Основы римского гражданского права» не позволяют остановить-
‘ Влияние греческой философии на римских юристов исследуется в книге проф. Московского университета П.Э. Соколовского, написанной на немецком языке. (Die Philosophic im Privatrecht. I—II. Halle, 1902).
ся на этих местных особенностях права отдельных областей Римской империи.
6. Система изложения в учебнике принята в основ-^ном та, по которой строились элементарные учебники римских юристов, так называемые Институции (особой популярностью пользовались Институции юриста II в. Гая, см. ниже, разд. I, §4, п. 4). Институции состояли из трех основных частей: personae (учение о лицах, субъектах права), res (учение о вещах, правах на вещи, обязательствах), actiones (учение об исках). В данном учебнике после «Введения» дается раздел «Источники права», так как без ознакомления с источниками невозможно изучение предмета. Далее излагается (в разд. II) учение об исках, так как в силу особенностей римского гражданского процесса без ознакомления с учением об исках нельзя понять целого ряда римских гражданско-правовых институтов. После этого (в соответствии с системой Институций) излагается учение о лицах и в связи с ним семей-но-правовые отношения (разд. III и IV), вещные права (разд. V), обязательственное право (разделы VI — VII). Последним разделом (VIII) дается наследственное право, так как оно предполагает знакомство со всеми видами имущественных прав.