греческое слово logos означает в экологическом праве

Основы экологического права

Экологическое право как отрасль

Предмет, метод и задачи экологического права

Экологическое право — одна из молодых отраслей российского права. Своим названием экологическое право обязано экологии (от греч. oicos — дом, жилище, местопребывание и logos — слово, понятие, учение) — науке об окружающей среде.

Долгое время этот термин применялся лишь в рамках биологии и означал учение о взаимодействии живых организмов (растительных и животных) между собой и с окружающей природной средой. Со второй половины XX в. в связи с обострением отношений между человеком и средой, обществом и природой из общей экологии выделяется ее важнейшая часть — социальная экология как учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой. В качестве составной части в социальную экологию входит правовая экология, проявлением которой является экологическое право.

Экологическое право имеет специфические предметом и методом правового регулирования.

Предметом правового регулирования в экологическом праве являются общественные (экологические) отношения, которые складываются в области взаимодействия общества и природы. Специфика этих отношений состоит в том, что они возникают и развиваются в процессе производственной деятельности (природопользования, ресурсопользования) по поводу сохранения, улучшения, восстановления и рационального использования природных объектов, т.е. по поводу охраны природных объектов и окружающей природной среды в целом. Такого рода отношений не имеет в предмете своего регулирования ни одна другая отрасль права.

Метод правового регулирования в экологическом праве связан с предметом. Исходя из специфики природных объектов, их естественного характера, органической связи с окружающей природной средой и т.п., по поводу которых возникают общественные отношения, важным способом правового их регулирования является метод властных предписаний (императивный), основанный на состоянии подчиненности воли одной стороны по отношению к воле другой.

Главное место в этом методе занимают запретительные, предупредительные, управомочивающие нормы. Они полностью отвечают требованию обеспечения экологических предписаний охраны окружающей природной среды. Например, запрещение выбросов в атмосферу, в водоемы вредных отходов производства, превышающих установленные нормы, обеспечивается возможным применением к правонарушителю административной, а при наличии крупного ущерба либо причинения значительного вреда — уголовной ответственности.

Однако в условиях рыночной экономики, множественности форм собственности на землю и другие природные ресурсы, включения их в хозяйственный оборот все большее значение приобретает экономический (гражданско-правовой) метод регулирования экологических отношений, основанный на равенстве сторон, на материальном интересе хозяйствующих субъектов в охране окружающей природной среды, в рациональном ее использовании.

Следовательно, метод экологического права проявляется в органическом соединении экономических (гражданско-правовых) способов регулирования качества окружающей среды и административного способа воздействия на природопользователей.

Поэтому экологическое право можно определить как совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Экологическое право в жизни общества

Появление экологического права в России было вызвано необходимостью регулирования поведения людей, общества в целом, в их отношениях с окружающей природной средой.

Известно, что природа представляет собой единую систему, в которой каждое явление взаимосвязано и взаимозависимо. Во взаимодействии с природной средой находятся и действия человека.

Это взаимодействие осуществляется в формах использования и охраны природной среды.

Экономическая форма направлена на использование, потребление и преобразование природы человеком. Другая форма выражает экологические интересы человека, всего общества, их потребность в чистой, здоровой, продуктивной и многообразной окружающей природной среде, т.е. благоприятной среде обитания.

В центре этого взаимодействия стоит человек, одновременно воздействующий на природу своей производственно-хозяйственной (экономической) деятельностью и в то же время сам испытывающий обратное влияние природной среды (экологическое воздействие). Экономические и экологические интересы общества едины по своей социальной направленности, поскольку должны обеспечить качество жизни человека, его жизненный статус, гарантирующий ему биологическую и материальную самостоятельность.

Однако такое единство противоречиво. Объективно оно возникает в силу постоянного экономического воздействия на природную среду вследствие ее потребления и использования; а в субъективном отношении — в силу игнорирования вреда, наносимого природе. Поэтому человеческое общество обязано соблюдать законы природы, согласовывать с ними всю деятельность по удовлетворению своих потребностей. Нарушение этого требования наносит вред единой и целостной природе, ухудшает и часто делает непригодной к существованию человека окружающую его природную среду обитания.

Так, например, за всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, уничтожено более 2000 видов животных, на 10 млрд т уменьшились запасы кислорода. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 га земли превращаются в пустыню, в минуту уничтожается свыше 20 га лесов, ежегодно умирают от голода свыше 40 тыс. детей.

Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в трех взаимосвязанных формах:

Эволюция экологического права

Исторически в механизме регулирования взаимодействия общества и природы в России можно выделить четыре этапа: гражданско-правовой, земельный, земельно-ресурсный и экологический. Движущими силами их эволюции служат разные факторы: развитие производительных сил общества, увеличение масштабов использования природных ресурсов, накопление правового материала.

Первоначально главную роль в регуляции отношений общества и природы выполняло земельное право, которое через свои нормы выражало интересы в потреблении природных ресурсов. В русском дореволюционном законодательстве, однако, оно входило составной частью в гражданское право, поскольку земля объявлялась недвижимостью и была объектом всех видов гражданско-правовых сделок (купли, продажи, аренды и т.п.).

В советский период Декретом 1917 г. о земле и последующими декретами Советского государства земля была признана собственностью государства и изъята из гражданского оборота. Земельные отношения получили самостоятельное значение. По мере вовлечения в хозяйственную эксплуатацию других природных ресурсов — минеральных, лесных, водных — из земельного права стали выделяться другие отрасли права — лесное, водное, горное (недренное).

Предложения о выделении также фаунистического и воздушного права не были восприняты, так как животный мир неотделим от среды обитания, в связи с чем собственность на него неотделима от собственности на леса, воды, землю. Воздух же как объект природы не имеет материальной формы. Это та окружающая нас среда, об охране которой вместе с землей, лесом и т.п. должно заботиться общество.

Поскольку земля, недра, леса и воды были собственностью только государства, создалась интегрированная область права — природно-ресурсное право. Первоначально его целью была лишь организация рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Но по мере усиления отрицательного воздействия хозяйствования на окружающую среду возникла необходимость включения в требование рационального использования экологического элемента. В связи с этим образуется природоохранительное право.

Следовательно, уже в СССР, в рамках модели административного социализма, развитие производительных сил общества, увеличение масштабов использования природных ресурсов и в связи этим усиление отрицательного воздействия на природную среду привели к необходимости создать экологическое право как совокупность природоохранительного и природно-ресурсового права. Их общей основой была государственная собственность на землю, недра, воды, леса.

Распад системы административного социализма в 90-е годы XX в. и переход к рыночной экономике в России сопровождался денационализацией природных ресурсов. Наряду с государственной собственностью были установлены и другие формы собственности на природные ресурсы — частная и муниципальная. Земля и другие природные ресурсы включаются в хозяйственный оборот.

Земля как недвижимость объявляется предметом гражданско-правовых сделок.

Денационализация природных ресурсов и приватизация земель внесли существенные изменения и в содержание экологических отношений. Из них выпала та часть земельных и других природно-ресурсовых отношений, которые приобрели имущественный характер. По этой причине они оказались исключенными из экологического права.

Таким образом, в экологическом праве остаются те виды экологических отношений, к объектам которых относятся земля, недра, воды, леса, животный мир в качестве составных частей окружающей среды, направленных на обеспечение экологической функции природы.

Претерпел изменения и метод правового регулирования. Вместо императивного метода (метода субординации или административного), присущего отношениям природы и общества, основанным на принципе исключительной собственности государства на природные ресурсы, господствующее место начинают занимать экономический, а также гражданско-правовой метод регулирования, основанный на равенстве сторон.

Источники экологического права

Источниками экологического права признаются нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.

К их числу относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, обычные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения и инструкции Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, конституции (уставы) и основанные на них нормативные правовые акты субъектов Федерации. От других актов они отличаются тем, что в них содержатся так называемые экологизированные нормы, т.е. отражающие сопутствующие им требования по охране окружающей природной среды.

Важное место среди них занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе приоритета международного права.

Система источников экологического права достаточно разнообразна. Для удобства пользования их классифицируют по разным основаниям:

Конституция РФ 1993 г. отразила основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. В ней воспроизведены содержащиеся в Федеративном договоре основные направления экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы:

Центральной нормой в Конституции РФ является положение о том, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на этой территории (ч. 1 ст. 9). Конституция закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу (ст. 42), а также право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Этими правами признаются и закрепляются биологические начала человека и материальная основа его существования.

Вслед за Федеративным договором Конституция РФ оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и ее субъектов. К их совместной компетенции отнесено пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение биологической безопасности (ст. 72, п. «в», «д»).

Наиболее важными источниками федерального экологического права являются:

Среди национальных нормативных правовых актов отметим указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236; приказ Минприроды России об утверждении «Перечня редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, продажа изделий, из шкур которых запрещена» от 27 июня 1994 г. № 202 и др.

Экологические правоотношения

Структура экологического правоотношения

Общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированы нормами экологического права, признаются экологическими правоотношениями. Такие отношения складываются в процессе использования (эксплуатации) природных объектов по поводу их рационального использования, сохранения или восстановления.

Основаниями возникновения экологических правоотношений, как и всех прочих, служат юридические факты (события или действия), например, такие события, как стихийные бедствия, лесные пожары, наводнения, извержения вулканов, землетрясения, оползни, камнепады и т.п. Это не всегда собственно природные явления, часто они являются следствием непродуманной деятельности человека, бездействия органов власти и должностных лиц, хозяйствующих субъектов.

Действующее законодательство возлагает обязанности на полномочные органы государства, хозяйствующих субъектов по предупреждению таких факторов (строительство дамб при наводнениях, оползнях, проведение противопожарных мероприятий при лесных пожарах, по локализации вредного воздействия вод, недр на население и производство), а также по оказанию помощи пострадавшим от стихийных бедствий.

Однако наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений являются действия человека.

Именно антропогенная деятельность людей — основной источник причинения вреда природной среде, а через нее и человеку.

Действие, проявляющееся через поступки человека, подразделяют на позитивное и негативное поведение. Позитивное поведение означает выполнение в процессе природопользования экологических предписаний закона, что и нейтрализует вредные последствия указанной деятельности. При негативном поведении нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся экологическими правонарушениями, влекущими эколого-правовую ответственность.

Субъекты правоотношений. Из отмеченных конституционных положений о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов и что государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина, следует, что одним из субъектов экологических правоотношений является государство в лице его компетентных органов.

Другим субъектом экологических отношений становится юридическое или физическое лицо, воздействующее на природную среду в целях ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны. Ими являются хозяйствующие субъекты и граждане. Хозяйствующими субъектами признаются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью либо осуществляющие общее или специальное природопользование.

Государственные органы наделены полномочиями по управлению и контролю в области охраны окружающей среды: определяют порядок и условия использования и охраны окружающей среды в целом и отдельных ее объектов. Хозяйствующие субъекты и граждане, в том числе иностранные юридические и физические лица, несут обязанности по выполнению экологических предписаний.

Объекты правоотношений. Объем прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений зависит от вида объекта правоотношений. К ним относятся:

Например, при хозяйственном использовании земель (производство сельхозпродуктов) у субъектов правоотношений на первое место ставятся предупредительные, разрешительные меры, восстановительные требования (сохранение плодородия почвы, внесение химических удобрений и т.п.). При наличии заповедника преобладают запретительные нормы (на охоту, рыболовство, заготовку плодов, рубку деревьев).

Экологическая ответственность: понятие, формы, виды

Ответственность проявляется как обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и претерпевать неблагоприятные последствия за их нарушение. В этом смысле экологическая ответственность есть разновидность социальной ответственности и наступает за совершение экологического нарушения. Последнее выражается в несогласованном с интересами охраны экологической среды (в рамках которой совершается процесс взаимодействия общества и природы) поведении человека, продиктованном удовлетворением экономических потребностей, причиняющим вред природной среде.

Экологическая ответственность имеет две формы: экономическую и юридическую.

Экономическая, или эколого-экономическая, ответственность базируется на правомерной деятельности, регулируется экономическими методами и является следствием наличия вреда и причинной связи между характером экономической деятельности и возникшим вредом природной среде.

В действующем законодательстве закреплены такие виды экономической ответственности:

Эколого-экономическая ответственность возникает по факту причинения вреда за рамками правонарушения и ей не свойственны такие категории права, как вина, противоправность поведения.

Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями — совершением экологических правонарушений и регулируется административно-правовыми методами.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

В соответствии с действующим законодательством под экологическим правонарушением следует понимать виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека либо создающее реальную угрозу такого причинения.

В зависимости от характера и степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на проступки, деликты (дисциплинарные, административные и гражданско-правовые) и преступления. За их совершение физические лица подлежат соответственно дисциплинарной, административной, гражданско-правовой либо уголовной ответственности, а юридические лица — административной и гражданско-правовой ответственности.

Дисциплинарной ответственности подлежат работники юридических лиц за совершенные ими при исполнении своих трудовых или должностных обязанностей экологические нарушения. Например, механик автопредприятия подлежит дисциплинарной ответственности за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого выброс загрязняющих атмосферу веществ (СО) превышает установленные нормативы. Дисциплинарная ответственность применяется администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель.

Административная ответственность наступает лишь за такие экологические правонарушения, которые образуют состав конкретного административного правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях. Действующий КоАП содержит 40 норм (ст. 8.1—8.40), устанавливающих ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Административное наказание назначается судом либо специально уполномоченным государственным органом (должностным лицом) в точном соответствии с их компетенцией и действующим материальным и процессуальным законом. За административное правонарушение могут назначаться штраф, конфискация орудий совершения правонарушений или продукции незаконного природопользования, лишение специального права и другие наказания.

Гражданско-правовая ответственность также является эффективным механизмом охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. При рассмотрении гражданских дел этой категории главной задачей является обеспечение принципа полного возмещения причиненного вреда, под которым здесь понимается не только ущерб и упущенная выгода, но и учет экологического вреда природе, здоровью человека, взыскание вреда, причиненного правомерными действиями (в предусмотренных законом случаях), и вреда деликтного. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются те дела по экологическим правонарушениям о возмещении вреда здоровью граждан, их имуществу, иски граждан о прекращении, приостановлении экологически вредной деятельности, где одна из сторон — гражданин, чаще всего потерпевший вред.

Споры о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде, обеспечению экологической безопасности, природопользованию юридическими лицами и гражданами, выступающими в качестве участников предпринимательской деятельности без образования юридического лица, в результате их производственнохозяйственной деятельности, рассматриваются арбитражными судами. Их особенность заключается в том, что они направлены не на защиту экономических интересов ресурсопользователей, а на охрану и возмещение экологических интересов общества в чистой, здоровой и продуктивной природной среде.

Уголовная ответственность установлена за совершение экологических правонарушений наивысшей общественной опасности.

Она предусмотренная гл. 26 Уголовного кодекса РФ (ст. 246—262).

Выделив экологические преступления в отдельной главе, законодатель подчеркнул, что они затрагивают не столько юридические или экономические интересы, сколько естественные, объективно существующие условия жизнедеятельности отдельных лиц и всего общества.

Следуя общепринятому делению природы на неживую (вода, воздух, земля, ее недра, климат) и живую (растения, животные), законодатель выделяет три основные группы экологических преступлений:

Действующим экологическим законодательством предусмотрен также ряд оснований освобождения от эколого-правовой ответственности, поскольку она заключается в защите условий существования общества и не является самоцелью.

Источник

Основы экологического права

Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos – дом, жилище и logos – наука, здание), то есть означает в буквальном смысле «наука о местообитании».

Первым трудом по экологии следует считать работу Ч.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, включая экономическая использование природных ресурсов, их охрану и восстановление.

Экологическое право – комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в области охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколения людей.

Экологическое право рассматривается как весьма сложная, комплексная отрасль права, складывающая из норм, составляющих земельное, водное, горное, лесное и иное право.

Предметом экологического права являются все те общественные отношения, которые возникают в связи с использованием и охраной окружающий среды.

В качестве общего объекта экологического права выступает сама окружающая среда, которая состоит из совокупности таких компонентов, как: а) природная среда; б) природные и природно-антропогенные объекты и в) антропогенные объекты.

Согласно действующему законодательству, закрепляющему основные понятия, используемые в экологическом праве, компонентами природной среды как составной части окружающей среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупность благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект – другая составная часть окружающей среды, трактуется как «естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Соответственно природно-антропогенный объект понимается как «природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и объекта, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение», а антропогенный объект – как «объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов».

Таким образом, окружающая среда, будучи общим объектом экологического права, состоит из целого ряда компонентов, выступающих в виде его частных объектов.

Основные принципы экологического права.

Под принципами экологического права понимаются принципиально важные идеи и положения, которые лежат в основе построения и функционирования отдельных институтов и всего экологического права.

В наиболее развернутом и концентрированном виде основные принципы экологического права определяются и закрепляются в Федеральном законе об окружающей среды. Они фактически отождествляются с принципами охраны окружающей среды.

Закрепляя их, ст.3 данного закона гласит, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Наряду с этими принципами в Законе об охране окружающей среды закрепляются также такие принципы, как:

1) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

2) независимость контроля в области охраны окружающей среды;

3) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

4) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

5) обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

7) приоритет сохранения экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

8) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

9) обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

10) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

11) сохранения биологического образования;

12) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

13) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды (ст.3).

Основными источниками экологического права являются:

— Земельный Кодекс РФ;

— Законы РФ «О животном мире»;

— Закон «О мелиорации земель»;

— «Об использовании атомной энергии»;

— «Об охране окружающей среды» и т.д.

— Указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы, норматмивно-правовые акты субъектов РФ.

Экологическая ответственность – ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящими и будущими поколениями людей, перед конкретным человеком и природопользователем.

Эколого-правовая ответственность – это разновидность общеюридической ответственности. Она означает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенные экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.

Эколого-правовая ответственность выполняет три функции: стимулирующую, компенсирующую и превентивную.

— Стимулирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих к охране экономических интересах;

— Компенсирующая функция направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной комплекции;

— Превентивная функция принудительно воздействует на поведение участников экологических отношений путем применения мер наказания и взыскания ущерба.

Эколого-правовая ответственность имеет две формы:

— экономическая форма базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами, прежде всего материальной заинтересованностью загрязнителя экологии в сокращении отходов.

— юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами.

Экологические права человека – особая разновидность конституционных прав человека, связанных с окружающей его природной средой, со взаимоотношениями природы и человеческого общества.

К экологическому праву человека относятся, прежде всего, права на благоприятную окружающую среду, экологические чистые продукты питания, экологические безвредные предметы, повседневного спроса, экологические безопасные условия труда, а также право на возмещение ущерба причиненному экологическому правонарушением здоровью и имуществу человека и право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среде и т.д.

Экологически построенные предприятия – документ, характеризующий комплекс основных экологических требований, предъявляемых к функционированию предприятия.

Экологический правопорядок – документ, характеризующий комплекс основных экономических требований, предъявляемых к функционированию предприятия.

Экологический правопорядок – система экономических правоотношений по реализации экономических требований природоохранительного законодательства (результат действия, эколого-правовых норм).

Экологические правонарушения – виновное противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющий вред природной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Экологическое преступление – в уголовном праве РФ – преступление, посягающее на здоровую окружающую среду и ее отдельные элементы (объекты).

ВУК РФ выделены экологические преступления в отдельную главу (ст.246-262).

К экологическому преступлению относятся:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

— нарушение правил обращение экологической опасности веществ и отходов;

Экологическое страхование – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, учреждений, организаций, объектов и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Экологические фонды – внебюджетные государственные фонды, создаваемые для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Экологическая война – нанесение ущерба противнику путем воздействия на среду его обитания (загрязнение или заражение воздуха, воды, почвы, истребление флоры и фауны).

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Природопользователи наделены соответствующими правами и несут установленные обязанности. Так, они имеют права: участвовать в разработке и принятии решений, осуществление которых связано с экологически вредным воздействием на окружающую среду, и контроле за их выполнением; на возмещение потерь и убытков, связанных с досрочным расторжением договора, ухудшением состояния окружающей среды и природных ресурсов не по их вине.

Природопользователи обязаны: 1) эффективно использовать окружающую среду и природные ресурсы в соответствии с целевым назначением, улучшать состояние окружающей среды, рационально использовать запасы природных ресурсов, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате осуществления хозяйственной деятельности; 2) своевременно вносить плату за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды; 3) своевременно представлять органам исполнительной власти и в МПР России сведения о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов; 4) возмещать потери и убытки, допущенные в результате истощения и загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.

Закон об охране окружающей среды устанавливает систему органов управления охраны окружающей среды, которую составляют органы федеральной государственной власти, государственной власти субъектов Федерации общей компетенции, местного самоуправления, а также некоторые органы, наделенные полномочиями по экологическому управлению.

К органам федеральной государственной власти общей компетенции относятся Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, специально уполномоченные на то федеральные государственные органы – органы государственного управления, осуществляющие свои функции на всей территории России самостоятельно и через свои территориальные органы (МПР России, Росземкадастр и Минимущество России, Минздрав России, Минобороны России, Госстрой России, МВД России, МПС России, Госкомстат России, МЧС России и др.). Кроме того, особое место занимают природоохранные прокуратуры, координационные специально уполномоченные органы государственного управления, осуществляющие свою деятельность в соответствии с постановлениями Правительства РФ (Правительственная комиссия по охране окружающей среды и природопользованию, Экспертный совет при Правительстве РФ и др.).

К органам государственной власти субъектов Федерации общей компетенции отнесена, например, Администрация по землепользованию и экологии Московской области, действующая на основании Положения о ней, утвержденного постановлением главы администрации Московской области от 1 ноября 1994 г. № 250. Согласно ст. 10 Закона об охране окружающей среды органы местного самоуправления также функционируют в сфере регулирования природоохранных отношений.

Экологический контроль в области охраны окружающей среды осуществляется прежде всего федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Он именуется государственным экологически контролем.

Придавая данному социально-правовому институту, по вполне понятным причинам, большое значение, законодатель закрепляет следующие положения в плане его организации и осуществления:

1) государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ;

2) перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством РФ;

3) перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством РФ;

4) перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов Федерации), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов федерации;

5) запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функции хозяйственного использования природных ресурсов.

Данные закрепления в Законе об охране окружающей среды (ст. 65) положения дополняются перечнем прав и обязанностей должностных лиц – государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (ст. 66), а также указанием на цели и задачи государственного экологического контроля.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Осуществление его при этом должно проходить в строгом соответствии с законодательном Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органами местного самоуправления.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в соответствии с Законом об охране окружающей среды (ст. 68) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

2. Экология В.В. Денисов Издательство «Март» Москва 2004 г.

3. Правоведение учебник П.Н. Кириченко «ЮРКНИГА» Москва 2005г

4. О.Л. Дубобик Экологическое право Москва 2005 г.

1. Понятие экологического права.

2. Экологические правоотношения.

3. Какими экологическими правами обладают граждане РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *