группы основных средств в налоговом учете рк

Учёт основных средств в 1C

Для начинающего может показаться, что пользоваться программой 1C 8.3 очень сложно и ничего не понятно, но на самом деле всё обстоит совершенно наоборот. Данное ПО имеет полностью дружественный к пользователю интерфейс, значительная часть функционала в котором интуитивно понятна. И как для руководителей, так и для офисных работников пользоваться будет совсем несложно. В данной статье последовательно рассмотрим со скринами-примерами учёт основных средств в 1С.

Поступление и ввод в эксплуатацию, принятие к учету основных средств в 1С

Итак, приобретается какое-нибудь основное средство, допустим, токарный станок. Об этом необходимо добавить информацию в программу. Для этого воспользуемся соответствующим пунктом «Поступление оборудования», который легко отыскать в разделе «ОС и НМА».

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Заполнение подобного документа не составит труда. В его шапке указываем название нашей организации и наименование другой компании, у которой была произведена покупка соответственно основному договору. Наша рассматриваемая ситуация для примера наиболее проста. Часть с таблицей будет иметь только одну строку с токарным станком. Там вдобавок отмечаются НДС, счета и цена.

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Когда будет выполнено проведение, документ относит токарный станок, который в нашем примере стоит триста пятьдесят тысяч рублей, на нужный счёт.

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Чтобы соответственно программному учёту токарный станок был введён в эксплуатацию и верно подсчитывалась амортизация, нужно отметить это в документе «Принятие к учёту ОС». Документ легко найти в разделе «ОС и НМА».

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Теперь надлежит перейти к первой вкладке документа под названием «Внеоборотный актив», и там, в свою очередь, к позиции справочника «Номенклатура». В нашем случае опять же будет токарный станок. Если необходимо, допускается отметить способ его поступления (скажем, за плату). Поле подразделения тоже не является обязательным.

Пусть токарный станок числится на 08.04.01 (для примера, это пригодится ниже при рассмотрении амортизации).

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Далее про вкладку «Основное средство». Там в табличную часть добавилась лишь одна позиция, подобранная из соответствующего справочника. У справочника имеются определённые особенности заполнения. В справочнике мы отметили цену нашего оборудования в триста пятьдесят тысяч рублей, некоторые данные по амортизации и так далее.

В нашем примере приобретённый станок будет использоваться пять лет, то есть шестьдесят месяцев, а начисление амортизации проходить линейным способом. Таким образом вся сумма будет одинаковыми частями списываться все эти пять лет, когда будет закрываться месяц.

Снова перейдем к заполнению документа на ввод в использование токарного станка. Там нас сейчас интересует вкладка «Бухгалтерский учёт». Необходимо чуть конкретизировать счета, способ подсчёта амортизации и время эксплуатации станка. Эти данные уже должны быть в карточке нашего основного средства, того самого станка.

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Далее вкладка «Налоговый учёт». С практически такими же данными, как и в той, что была раньше. Только следует отметить значительно меньше данных, а использоваться такие данные станут не для бухгалтерского учёта, а уже для налогового.

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

В последней вкладке заполняются данные про амортизационную премию. Процент указывается по группе, в которую наше основное средство (станок) должно включаться по сроку использования. У нас она будет 30%.

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Если всё было сделано в полном соответствии с написанной выше инструкцией, то в итоге должны быть сформированы 2 различные бухгалтерские проводки.

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Наш станок начал эксплуатироваться в июле 2017 года. Соответственно, в августе 2017 программа уже примет к сведению всю отмеченную информацию.

Перемещение основных средств в 1С

Когда оформляется такой документ, могут вызвать трудности только некоторые реквизиты, например, начисления амортизации и способа отражения по ней расходов.
Там следует отмечать информацию лишь в том случае, если после перемещения начисляется дополнительная амортизация. В примере на скрине мы не будем их заполнять. Амортизация, по обыкновению, начисляется по завершении месяца.

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Инвентаризация основных средств в 1С

Так же и инвентаризация имеет мало отличий, если сравнивать с аналогичной операцией, проводимой с товарами. Только, опять же, вместо склада нужно указать подразделение. Там, где таблица, нужно будет отметить не количество, а признак, что основное средство есть.

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Когда в учёте не отмечено основное средство, но на деле имеется, то нужно сделать по инвентаризации документ принятия средства к учёту. А если оно, наоборот, указано в учёте, но на деле отсутствует, нужно его списать.

Списание основных средств в 1С

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Амортизация основных средств в 1С

Амортизацию, как правило, выполняют однажды в конце месяца.

Для её выполнения переходим в меню «Операции», потом к «Закрытию месяца». Выбираем период, нашу компанию. Далее всё уже подробно автоматизировано. Расчёты помощник делает последовательно и сперва считает амортизационные отчисления. Если всё было выполнено безошибочно, то произведётся создание документа амортизации, как на скрине.

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Рассмотрим конкретный пример. Кстати, важно отметить, что правила, варианты амортизации настраиваются в учётной политике компании, а подсчёт амортизации происходит ежемесячно с того месяца, начиная с которого наше основное средство было добавлено в программу и принято ей к учёту.

группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть фото группы основных средств в налоговом учете рк. Смотреть картинку группы основных средств в налоговом учете рк. Картинка про группы основных средств в налоговом учете рк. Фото группы основных средств в налоговом учете рк

Итак, получилась проводка на сумму в 2950 рублей. В настройках отмечен линейный вариант подсчёта амортизации. Станок, как помним, должен эксплуатироваться пять лет. Всё подсчитано правильно.

Прочие документы учета основных средств

В меню «ОС и НМА» легко найти и остальные документы, связанные с поступлением и учётом. Модернизация, передача в аренду, монтаж и т. п.
Подробнее см. скрин.

Источник

PRO фиксированные активы и их отражение в конфигурации «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана», ред. 3.0

Коллеги рекомендуют(сортировка по рейтингу):

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):

НЕ являются фиксированными активами:

В налоговом учете фиксированные активы подразделяются и учитываются по группам.


группы
Наименование фиксированных активов
IЗдания, сооружения
IIМашины и оборудование
IIIКомпьютеры, программное обеспечение и оборудование для обработки информации
IVФиксированные активы, не включенные в другие группы.

Объекты, относящиеся к I группе, приравниваются к подгруппе. Учет остальных объектов ведется по группе в целом.

В конфигурации«1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана», ред.3.0 признак фиксированного актива и амортизационная группа, к которой относится фиксированный актив, устанавливаются в документах Принятие к учету ОС, Ввод начальных остатков по ОС.

Поступившие фиксированные активы увеличивают стоимостный баланс группы, подгруппы. Выбывшие фиксированные активы приводят к уменьшению баланса группы, подгруппы.

Стоимостный баланс на начало = стоимостный баланс на конец предыдущего периода – амортизационные отчисления – корректировки в соответствии со статьей 273 НК РК

Стоимостный баланс на конец = стоимостный баланс на начало + поступившие ФА – выбывшие ФА + корректировки в соответствии со статьей 272 НК РК

Поступившие ФА увеличивают стоимостный баланс группы, подгруппы на первоначальную стоимость активов.

В первоначальную стоимость фиксированных активов включаются затраты, понесенные до дня ввода фиксированного актива в эксплуатацию.

К таким затратам относятся: затраты на приобретение, производство, строительство, монтаж и установка и другие.

Выбытием ФА является прекращение признания активов в бухгалтерском учете в качестве основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных или биологических активов.

При выбытии ФА, стоимостный баланс группы, подгруппы уменьшается на балансовую стоимость выбывающих фиксированных активов. При реализации ФА, стоимостный баланс уменьшается на стоимость реализации, за исключением НДС.

Источник

Как правильно рассчитать амортизацию основных средств в налоговом учете, и какая сумма пойдет на вычеты в декларации по КПН? (В. Зубку, 16 апреля 2015 г.)

В. Зубку, аудитор РК,

профессиональный бухгалтер РК, САР

КАК ПРАВИЛЬНО РАССЧИТАТЬ АМОРТИЗАЦИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ, И КАКАЯ СУММА ПОЙДЕТ НА ВЫЧЕТЫ В ДЕКЛАРАЦИИ ПО КПН?

Как правильно начисляется амортизация по основным средствам в налоговом учете (на примере)? Что в конце года пойдет на вычет по КПН, в какую строку?

Положения Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 этой же статьи амортизационные отчисления по каждой подгруппе, группе определяются путем применения указанных в налоговой учетной политике норм амортизации, которые не должны превышать предельные нормы, установленные настоящим пунктом, к стоимостному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода:

Наименование фиксированных активов

Предельная норма амортизации (%)

Здания, сооружения, за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств

Машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации

Компьютеры, программное обеспечение и оборудование для обработки информации

Фиксированные активы, не включенные в другие группы, в том числе нефтяные, газовые скважины, передаточные устройства, машины и оборудование нефтегазодобычи

Вместе с тем согласно пункту 8 статьи 117 Налогового кодекса стоимостный баланс подгруппы (группы I), группы на конец налогового периода определяется как:

стоимостный баланс подгруппы (группы I), группы на начало налогового периода

поступившие в налоговом периоде фиксированные активы

выбывшие в налоговом периоде фиксированные активы

корректировки, производимые согласно пункту 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

То есть в налоговом учете при определении стоимостного баланса подгруппы, группы по налоговому учету амортизационные отчисления рассчитываются за весь отчетный период, и не зависят от даты приобретения фиксированного актива.

Условный пример расчета амортизационных отчислений по налоговому учету.

Стоимостный баланс на начало налогового периода по II группе «Машины и оборудования» равен 4 000 000 тенге, приобретена одна автомашина стоимостью 3 500 000 тенге (без НДС) и одна машина продана за 200 000 тенге.

Применяемая норма амортизационных отчислений %

Стоимостные балансы подгрупп (групп)

на начало налогового периода

фиксированных активов подгруппы (группы)

Стоимость выбывших фиксированных активов подгруппы (группы)

Последующие расходы, относимые на вычеты

Последующие расходы, относимые на увеличение стоимостного баланса подгруппы (группы)

Величина стоимостного баланса группы (II, III, IV) при выбытии всех фиксированных активов

Величина стоимостного баланса подгрупп (групп) менее 300 МРП

Стоимостные балансы подгрупп (групп)

Выводы. Таким образом, в декларации по КПН на вычеты относятся амортизационные отчисления в сумме 1 825 000 тенге.

Нормативная база. В соответствии с Правилами составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) амортизационные отчисления по фиксированным активам отражаются по строке 100.02.006 «Амортизационные отчисления по фиксированным активам» формы 100.02 «Вычеты по фиксированным активам» исчисленные в соответствии с пунктами 2, 2-1 статьи 120 Налогового кодекса.

Комментарии. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 121 Налогового кодекса на вычеты по фиксированным активам помимо амортизационных отчислении относятся: после выбытия всех фиксированных активов (за исключение безвозмездной передачи) группы (по II, III и IV группам) стоимостный баланс соответствующей группы на конец налогового периода подлежит вычету, если иное не предусмотрено настоящей статьей, общая сумма вычета отражается по строке 100.02.008 формы 100.02.

Согласно пункту 4 этой же статьи налогоплательщик вправе отнести на вычет величину стоимостного баланса подгруппы (группы) на конец налогового периода, которая составляет сумму меньшую, чем 300-кратный размер МРП, установленного Законом о республиканском бюджете и действующего на последнее число налогового периода общая сумма вычета отражается по строке 100.02.009 формы 100.02.

Вместе с тем вычету подлежат последующие расходы, понесенные при эксплуатации, ремонте, реконструкции, модернизации, содержании и ликвидации активов определенные в соответствии положениями статьи 122 Налогового кодекса, а так же сумма последующих расходов, произведенных арендатором в отношении арендуемых основных средств общая сумма вычета отражается по строке 100.02.010 формы 100.02.

Источник

Учет основных средств (А. Калденбергер, 20 февраля 2015 г.)

А. Калденбергер, магистр учета и аудита,

профессиональный бухгалтер РК, CAP, DipIFR

УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Учет основных средств осуществляется в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства», разделом 17 МСФО для малого и среднего бизнеса (МСФО для МСБ) и параграфом 2 «Учет основных средств и нематериальных активов» Национального стандарта финансовой отчетности (НСФО).

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»:

— субъекты малого предпринимательства, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с НСФО. По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику, данные субъекты вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО или МСФО для малого и среднего бизнеса;

— субъекты среднего предпринимательства, а также государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО для малого и среднего бизнеса. Данные субъекты вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО;

— субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

В таблице приведена сравнительная характеристика методологии оценки и учета основных средств.

Рассмотрим учет основных средств в соответствии с вышеперечисленными Стандартами.

Учет основных средств согласно МСФО (IAS) 16 «Основные средства».

МСФО (IAS) 16 должен применяться для учета основных средств, за исключением случаев, когда другой стандарт определяет или разрешает иной порядок бухгалтерского учета.

Данный Стандарт не применяется к:

a) основным средствам, классифицируемым как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность;

b) биологическим активам, связанным с сельскохозяйственной деятельностью (см. МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»);

c) признанию и оценке активов, связанных с разведкой и оценкой (см. МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»);

d) правам пользования недрами и запасами полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ и аналогичные невозобновляемые ресурсы.

Тем не менее, МСФО (IAS) 16 применяется в отношении основных средств, используемых для разработки или эксплуатации активов, описанных в подпунктах (b)- (d).

Другие стандарты могут требовать признания того или иного объекта основных средств с использованием подхода, отличного от подхода, предусмотренного настоящим стандартом. Например, МСФО (IAS) 17 «Аренда» требует от предприятия применять в качестве критерия признания арендованного объекта в составе основных средств передачу рисков и выгод. Однако в подобных случаях остальные аспекты порядка бухгалтерского учета основных средств, включая амортизацию, определяются требованиями настоящего стандарта.

Предприятие, применяющее модель учета инвестиционного имущества по фактическим затратам в соответствии с МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество», должно использовать модель учета по фактическим затратам, предусмотренную настоящим стандартом.

Компания имеет на балансе следующие виды активов, необходимо определить, к каким активам применим МСФО (IAS) 16:

— здание, которое полностью сдается в операционную аренду, и в соответствии с Учетной политикой организации используется модель оценки по справедливой стоимости;

— здание, которое на 40% сдается в операционную аренду, и в соответствии с Учетной политикой организации используется модель оценки по справедливой стоимости, а на 60% используется в производственной деятельности организации;

— незавершенное строительство, относящееся к строительству здания офиса, которое руководство намеревается использовать для собственных нужд организации;

— строящееся здание по договору подряда;

— оборудование, ранее используемое в качестве основного средства, предназначенное для продажи;

— автотранспортные средства, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации.

В Таблице указано какие именно МСФО необходимо применять к вышеперечисленным активам:

Здание, которое полностью сдается в операционную аренду, и в соответствии с Учетной политикой организации используется модель оценки по справедливой стоимости

Часть здания, которое на 40% сдается в в операционную аренду, и в соответствии с Учетной политикой организации используется модель оценки по справедливой стоимости

Часть здания, которое на 60% используется в производственной деятельности организации

Незавершенное строительство, относящееся к строительству здания офиса, которое руководство намеревается использовать для собственных нужд организации

Строящееся здание по договору подряда

Договоры на строительство

Оборудование, ранее используемое в качестве основного средства, предназначенное для продажи

Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность

Автотранспортные средства, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации

— предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;

— предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода.

Запасные части и вспомогательное оборудование, как правило, отражаются в учете в составе запасов и подлежат списанию на прибыль или убыток по мере их использования. Тем не менее крупные запасные части и резервное оборудование классифицируются как основные средства в случае, когда предприятие рассчитывает использовать их в течение более чем одного отчетного периода. Аналогичным образом, если запасные части и сервисное оборудование можно использовать только в связи с эксплуатацией объекта основных средств, они учитываются как основные средства.

Приобретение объектов основных средств может осуществляться в целях обеспечения безопасности или в целях защиты окружающей среды. Хотя приобретение таких объектов и не приводит непосредственно к увеличению будущих экономических выгод от использования конкретного существующего объекта основных средств, оно может быть необходимо для получения предприятием будущих экономических выгод от использования других принадлежащих ему активов. Такие объекты основных средств могут быть признаны в качестве активов, поскольку они обеспечивают предприятию будущие экономические выгоды от использования зависимых активов, превышающие выгоды, которые могли бы быть получены, если бы такие активы не были приобретены.

Для целей учета основные средства подлежат классификации.

В зависимости от характера участия в процессе производства основные средства подразделяются на:

По принадлежности основные средства делятся на:

По характеру использования основные средства подразделяют на:

По вещественному составу основные средства классифицируются на:

Для целей налогообложения основные средства разделены на следующие группы:

Наименование фиксированных активов

Здания, сооружения, за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств

Машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации

Компьютеры, программное обеспечение и оборудование для обработки информации

Фиксированные активы, не включенные в другие группы, в том числе нефтяные, газовые скважины, передаточные устройства, машины и оборудование нефтегазодобычи

Классификация объектов основных средств по видам в соответствии с МСФО (IAS) 16 производится организациями самостоятельно с учетом специфики их эксплуатации.

— земельные участки и здания;

— машины и оборудование;

— мебель и встраиваемые элементы инженерного оборудования;

Для учета основных средств в сферах бухгалтерского, налогового и статистического учета используется НК РК 12-2014. Национальный классификатор РК. Классификатор основных фондов (дата введения 2015.01.01).

Первоначальная оценка основных средств и учет их поступления

Объект основных средств, подлежащий признанию в качестве актива, оценивается по себестоимости.

Себестоимость объекта основных средств включает:

— цену покупки, включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, за вычетом торговых скидок и возмещений;

— любые прямые затраты на доставку актива в нужное место и приведение его в состояние, необходимое для эксплуатации в соответствии с намерениями руководства предприятия;

— предварительную оценку затрат на демонтаж и удаление объекта основных средств и восстановление природных ресурсов на занимаемом им участке, в отношении которых предприятие принимает на себя обязательство либо при приобретении этого объекта, либо вследствие его использования на протяжении определенного периода в целях, не связанных с созданием запасов в течение этого периода.

Примерами прямых затрат являются:

— затраты на выплату вознаграждений работникам (согласно определению, содержащемуся в МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»), непосредственно связанные со строительством или приобретением объекта основных средств;

— затраты на подготовку площадки;

— первоначальные затраты на доставку и производство погрузочно-разгрузочных работ;

— затраты на установку и монтаж;

— затраты на проверку надлежащего функционирования актива после вычета чистой выручки от продажи изделий, произведенных в процессе доставки актива в место назначения и приведения его в рабочее состояние (например, образцов, полученных при проверке оборудования);

— выплаты за оказанные профессиональные услуги.

Предприятие применяет МСФО (IAS) 2 «Запасы» в отношении затрат на выполнение обязательств по демонтажу, удалению объекта и восстановлению ресурсов на занимаемом им участке, понесенных на протяжении определенного периода вследствие использования указанного объекта для создания товарно-материальных ценностей в течение этого периода. Обязательства в отношении затрат, учитываемых согласно МСФО (IAS) 2 или МСФО (IAS) 16, признаются и оцениваются в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные резервы, условные обязательства и условные активы».

Примерами затрат, не относящихся к стоимости объекта основных средств, являются:

— затраты на открытие нового производственного комплекса;

— затраты, связанные с внедрением новых продуктов или услуг (включая затраты на рекламу и проведение мероприятий по их продвижению);

— затраты, связанные с ведением коммерческой деятельности на новом месте или с новой категорией клиентов (включая затраты на обучение персонала);

— административные и прочие общие накладные расходы.

Включение затрат в балансовую стоимость объекта основных средств прекращается, когда такой объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства предприятия. Таким образом, затраты, понесенные при использовании или перемещении объекта, не включаются в балансовую стоимость этого объекта. Например, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств следующие затраты:

— затраты, понесенные в течение периода, когда объект, способный функционировать в соответствии с намерениями руководства, еще не введен в эксплуатацию или работает не с полной нагрузкой;

— первоначальные операционные убытки: например, операционные убытки, понесенные в процессе формирования спроса на продукцию, производимую при помощи этого объекта;

— затраты на частичную или полную передислокацию, или реорганизацию деятельности предприятия.

В бухгалтерском учете поступление основных средств отражается так:

Типовая корреспонденция счетов по учету поступления основных средств

Приобретение основных средств у поставщиков:

— на договорную стоимость

Поступление основных средств на условиях финансовой аренды

Поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал

Безвозмездное поступление основных средств

Приобретение основных средств от дочерних, ассоциированных и совместных организаций

Оприходование неучтенных основных средств, выявленных при инвентаризации

Предприятие, осуществляющее ведение бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, приобрело основное средство. Затраты, связанные с приобретением основного средства, следующие:

НДС (относимый в зачет, то есть возмещаемый)

Стоимость установки и монтажа

Стоимость услуг по послепродажному обслуживанию

Стоимость обучения операторов для работы на данном основном средстве

Стоимость доставки оборудования

Стоимость тестового материала для проверки работы основного средства

Определим себестоимость основного средства при поступлении.

Первоначальная стоимость основного средства отражает следующие затраты:

Стоимость установки и монтажа

Стоимость доставки основного средства

Стоимость тестового материала для проверки работы основного средства

Остальные затраты в себестоимость актива не включаются, так как они напрямую не связаны ни с приобретением основного средства, ни с подготовкой его к использованию.

В соответствии с пунктом 23 МСФО (IAS) 16, себестоимость объекта основных средств представляет собой эквивалент цены при условии немедленного платежа денежными средствами на дату отражения в учёте. При отсрочке платежа, выходящей за рамки обычных условий кредитования, разница между эквивалентом цены при условии немедленного платежа денежными средствами и общей суммой платежа признается в качестве процентов на протяжении периода рассрочки, за исключением случаев, когда такие проценты капитализируются в соответствии с МСФО (IAS) 23.

Организация (плательщик НДС) приобрела основное средство стоимостью 1 288 000 тенге (включая НДС, 12%). Стоимость оборудования без НДС 1 150 000 тенге (1 288 000/1,12). Стоимость оборудования будет погашена через год.

Если бы оборудование приобреталось бы на условиях немедленной оплаты, то его стоимость составила бы 1 000 000 тенге (без учета НДС).

Тогда, эффективная ставка доходности по этой операции, включающей элемент финансирования составляет 15%. Проверим это, применив формулу расчета дисконтированной стоимости.

Подставим в формулу необходимые значения:

1 000 000 = 1 150 000 х 1/(1 + Х), отсюда:

Предположим, что ставка, по которой предприятие-покупатель привлекло бы заемные средства, например, в банке, для приобретения этого оборудования составляет также 15%.

Оприходовано основное средство:

— на покупную стоимость

Признаны процентные расходы (годовая сумма)

Выплачена задолженность поставщику по окончании периода отсрочки

Себестоимость самостоятельно произведенного актива определяется на основе тех же принципов, что и себестоимость приобретаемого актива. Если предприятие производит аналогичные активы для продажи в ходе обычной коммерческой деятельности, то себестоимость такого актива обычно соответствует стоимости производства актива для продажи (см. МСФО (IAS) 2). Соответственно, при определении такой себестоимости исключаются внутренние доходы. Аналогичным образом, в себестоимость актива не включаются сверхнормативные расходы сырья и других ресурсов, трудовые и прочие затраты, понесенные при создании актива своими силами. МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам» устанавливает критерии признания процентов в качестве компонента балансовой стоимости самостоятельно произведенного объекта основных средств.

Некоторые операции осуществляются в связи со строительством или освоением объекта основных средств, но не являются необходимыми для доставки этого объекта в нужное место и приведения его в состояние, обеспечивающее возможность эксплуатации в соответствии с намерениями руководства. Эти побочные операции могут осуществляться до начала или во время работ по строительству или освоению. Например, может быть получен доход в результате использования строительной площадки в качестве автостоянки до начала строительных работ. Поскольку побочные операции не являются необходимыми для доставки объекта в нужное место и приведения его в состояние, обеспечивающее возможность эксплуатации в соответствии с намерениями руководства, доходы и относящиеся к ним расходы по таким операциям признаются в качестве прибыли или убытка и включаются в состав соответствующих статей дохода и расхода.

В случае если организация самостоятельно возводит (производит) объекты основных средств, для собственных нужд, то бухгалтерские проводки будут следующими:

Типовая корреспонденция счетов по учету затрат на самостоятельное возведение основных средств (для собственных нужд)

Списаны материалы на возведение объектов основных средств

Начислены трудовые затраты, связанные с возведением объектов основных средств

Начислены обязательные социальные отчисления от трудовых затрат, связанных с возведением объектов основных средств

Начислен социальный налог от трудовых затрат, связанных с возведением объектов основных средств

Отражены накладные расходы (амортизация техники, косвенные материалы, услуги подрядных организаций и др.), связанные с возведением объектов основных средств

Капитализированы затраты по займам, связанные с возведением объектов основных средств (при условии, если возводимое основное средство соответствует критериям признания актива, удовлетворяющего определенным требованиям в соответствии с МСФО (IAS) 23)

Оприходованы возведенные объекты основных средств

Организация осуществляет строительство здания для собственных нужд (с целью использования в качестве основного средства), при этом понесенные затраты составляют:

В бухгалтерском учете найдут отражение следующие проводки:

Отражены затраты, связанные со строительством здания для собственных нужд:

— отчисления от заработной платы

Оприходовано основное средство (здание)

Порядок включения в себестоимость основных средств затрат по займам регламентируется МСФО (IAS) 23. В соответствии с положениями данного стандарта, организация должна включать затраты по займам в себестоимость основного средства в случае, если оно является активом, удовлетворяющим определенным требованиям, то есть активом, подготовка которого к использованию по назначению или для продажи обязательно требует значительного времени.

Предприятие должно признавать прочие затраты по займам в качестве расходов в том периоде, в котором они понесены.

Предприятие готовит отчетность за год, заканчивающийся 31 декабря 2014 года.

1 апреля 2014 года предприятие начало строительство сооружений. Предположительно на их строительство потребуется один год.

По учетным данным организации затраты на строительство сооружений (без учета капитализированных затрат) составили по состоянию на отчетную дату составили 25 000 000 тенге.

1 мая 2014 года предприятие получило краткосрочный банковский кредит в сумме 5 000 000 тенге сроком на год по ставке 12 % годовых, которая совпадает с эффективной ставкой процента.

1 октября 2014 года предприятие получило двухлетний банковский займ в сумме 3 000 000 тенге по ставке 11 % годовых, которая также совпадает с эффективной ставкой процента.

Для того, чтобы понять имеют ли отношение эти займы, общего характера к строительству сооружений, необходимо проанализировать, использовались ли эти займы для финансирования этого строительства. В отношении рассматриваемого примера, допускаем, что по результатам проведенного анализа, средства обоих займов использовались для финансирования строительства.

Необходимо определить сумму затрат по общим займам, которую предприятие должно капитализировать по сооружениям.

В данном случае, хотя займы являются общими, затраты по ним необходимо капитализировать в составе затрат на строительство сооружений, так как они использовались для финансирования строительства сооружений, так как сооружения являются активом, удовлетворяющим определенным требованиям в соответствии с пунктом 5 МСФО (IAS) 23.

Актив, отвечающий определенным требованиям — актив, подготовка которого к использованию по назначению или для продажи обязательно требует значительного времени.

В соответствии с п.14 МСФО (IAS) 23, в той степени, в которой предприятие заимствует средства в общих целях и использует их для получения актива, отвечающего определенным требованиям, предприятие должно определить сумму затрат по займам, разрешенную для капитализации, путем умножения ставки капитализации на сумму затрат на данный актив.

В качестве ставки капитализации применяется средневзвешенное значение затрат по займам применительно к займам предприятия, остающимся непогашенными в течение периода, за исключением займов, полученных специально для приобретения актива, отвечающего определенным требованиям.

Сумма затрат по займам, которую предприятие капитализирует в течение периода, не должна превышать сумму затрат по займам, понесенных в течение этого периода.

Фактические затраты по займам за 2014 год:

— годовой займ: 5 000 000 х 12% = 600 000 х 8/12 = 400 000 тенге;

— двухлетний займ: 3 000 000 х 11% = 330 000 х 3/12 = 82 500 тенге.

Итого: 400 000 + 82 500 = 482 500 тенге.

Рассчитаем ставку капитализации по займам на отчетную дату: 482 500 / 5 000 000 + 3 000 000 = 0,06 или 6%.

Порядок определения затрат на актив МСФО (IAS) 23 не установлен. На практике обычно используются средние затраты на актив в течение периода.

Определим сумму средних затрат по строительству сооружений: 0 (сальдо по счету «Незавершенное строительство на начало отчетного периода) + 25 000 000 тенге (сальдо по счету «Незавершенное строительство на конец отчетного периода) = 25 000 000/2 = 12 500 000 тенге.

Сумма, затрат предназначенных для капитализации затрат по общим займам: 12 500 000 тенге х 6% = 750 000 тенге.

Фактическая же сумма затрат по займам составляет 482 500 тенге.

Как указано выше, сумма затрат по займам, которую предприятие капитализирует в течение периода, не должна превышать сумму затрат по займам, понесенных в течение этого периода. Исходя из этого, капитализировать можно наименьшую сумму, то есть 482 500 тенге (Дебет счета 2930, Кредит счета 3380).

Организация планирует в течение 2014 года изготовить и произвести монтаж производственного оборудования для собственных нужд.

Затраты на изготовление и монтаж этого оборудования оцениваются в размере 15 000 000 тенге.

Для финансирования производства организацией будут использованы как свои собственные средства, так и специальный банковский кредит в сумме 7 000 000 тенге.

Кредит был предоставлен 1 марта 2014 г. по ставке 12% годовых со сроком погашения 2 года. Фактические работы по производству производственного оборудования начались 1 апреля 2014 г. 1 декабря 2014 г. практически все работы по изготовлению и монтажу оборудования были завершены. Административные работы по оформлению производственного оборудования были завершены 31 декабря 2014 г., фактический запуск осуществлен в январе 2015 г.

Чему равна первоначальная стоимость произведенного оборудования, а также сумма затрат на финансирование за 2014 г.

В соответствии с МСФО (IAS) 23, оборудование является активом, удовлетворяющим определенным требованиям, поэтому затраты по целевому займу подлежат включению в себестоимость этого актива в период капитализации.

— понесены затраты по данному активу;

— понесены затраты по займам;

— выполняется работа, необходимая для подготовки актива к использованию по назначению или к продаже.

В соответствии с пунктом 23 МСФО (IAS) 23 актив обычно считается готовым к использованию по назначению или к продаже, когда завершено его физическое сооружение, несмотря на то, что повседневная административная работа все еще может продолжаться. Если остались лишь такие незначительные доработки, как оформление объекта в соответствии с требованиями покупателя или пользователя, это свидетельствует о практически полном завершении работ.

Проценты по займу, подлежащие капитализации в составе затрат на производство основного средства, равны 560 000 тенге (7 000 000 х 12% х 8/12).

Итого первоначальная стоимость производственного оборудования составит 12 560 000 тенге (12 000 000 тенге + 560 000 тенге).

Амортизация основных средств

Определение амортизируемого объекта в МСФО (IAS) 16 базируется на идее значимости и рассмотрения актива прежде всего, как приносящего экономические выгоды компании в течение определенного срока. Исходя из этих двух предпосылок, в целях начисления амортизации объект основных средств, признанный как целостный, может быть разбит на несколько компонентов. Каждый компонент объекта основных средств, первоначальная стоимость которого значительна в сравнении с совокупной себестоимостью объекта, в обязательном порядке должен амортизироваться отдельно. В случаях, когда такой компонентный учет может быть применим, его использование является обязательным. Однако это не означает, что предприятие должно разделять свои активы на множество компонентов, если влияние этого на показатели финансовой отчетности будет несущественным.

В МСФО (IAS) 16 устанавливается, что организация должна распределить сумму, признанную в качестве первоначальной стоимости объекта основных средств, по его существенным компонентам, определяемым ею самостоятельно, и каждый такой компонент амортизировать отдельно. Например, можно отдельно рассматривать фюзеляж, двигатели, систему вентиляции, пассажирские кресла самолета. Каждый из указанных компонентов самолета имеет свой срок полезного использования, на протяжении которого он амортизируется. При этом в балансе отражаются не отдельные амортизируемые компоненты, а единый объект, относящийся к группе «самолеты».

В тех случаях, когда сроки полезной службы и применяемые методы амортизации отдельных существенных компонентов одного объекта основных средств совпадают, такие компоненты при расчете амортизации допустимо сгруппировать. Срок полезного использования объекта определяется либо на основе интервала времени, на протяжении которого организация предполагает использовать актив, либо исходя из количества единиц производства или аналогичных единиц, которое организация ожидает получить от использования актива.

МСФО (IAS) 16 определяет, что если организация некоторые компоненты объекта основных средств амортизирует отдельно, она должна амортизировать отдельно также и оставшуюся часть данного объекта, которая состоит из отдельных несущественных элементов. Схема амортизации такого оставшегося компонента определяется на основе профессионального суждения относительно предполагаемого режима потребления и/или срока полезного использования его составляющих. При этом организация вправе отдельно амортизировать компоненты объекта, первоначальная стоимость которых незначительна в сравнении с себестоимостью объекта в целом.

МСФО (IAS) 16 содержит специальные нормы применительно к зданиям и земельным участкам как объектам основных средств. Прежде всего, стандарт устанавливает, что земельные участки и здания представляют собой активы, отдельно отражаемые в учете, даже если они приобретены в сочетании друг с другом. За некоторыми исключениями, такими как карьеры и площадки, отводимые под мусорные свалки, земельные участки имеют неограниченный срок полезного использования и поэтому амортизации не подлежат.

Срок службы зданий ограничен, и поэтому они являются амортизируемыми активами. При этом увеличение стоимости земельного участка, на котором стоит здание, не влияет на определение амортизируемой стоимости самого здания. Если в стоимость земли были включены затраты на восстановление природных ресурсов на этом участке после демонтажа, на удаление объекта, то эта часть стоимости земельного участка амортизируется на протяжении периода получения выгод от таких понесенных затрат.

Вместе с тем, в МСФО (IAS) 16 специально отмечается, что в отдельных случаях земельный участок и сам по себе может иметь ограниченный срок полезной службы, и тогда он амортизируется по схеме, соответствующей схеме получения будущих экономических выгод.

МСФО (IAS) 16 специально определяет характер возможного влияния начисляемой амортизации на картину финансового положения отчитывающейся организации, прежде всего, в части отражаемой в отчетности прибыли. По общему правилу, амортизационные начисления должны учитываться в расчете финансового результата отчетного периода, то есть отражаться в отчете о прибылях и убытках, если только они не включаются в балансовую стоимость какого-либо другого актива (не рекапитализируются). Таким образом, стандарт содержит общие положения, определяющие влияние факта начисления амортизации на показатели отчетности. Иногда заключенные в активе экономические выгоды поглощаются при производстве других активов. В этом случае амортизационные начисления составляют часть первоначальной стоимости другого актива и включаются в его балансовую стоимость. Например, амортизация производственного оборудования включается в затраты по производству продукции, то есть формирует себестоимость продукции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *