храм благовещения в благовещенске на пятницком шоссе
деревня Благовещенка
16.11.2019 приходом храма Благовещения Пресвятой Богородицы была совершена паломническая поездка в Иосифо-Волоцкий монастырь (полное название Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь). Из последующей за Божественной литургией и молебном экскурсии паломники узнали, что основан монастырь был в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким (Волоцком ранее называли Волоколамск).
Устроенный по строгому общежительному уставу монастырь стал одним из важнейших центров книжности и литературы своего времени; играл важную роль в политической и идеологической жизни государства. В разное время здесь в заточении находились Максим Грек, Василий Шуйский, митрополит Московский Даниил и др.
В лике святых прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Фотий, Кассиан Босой.
Монастырь представляет собой ансамбль из белокаменных стен с башнями; Петропавловской надвратной церкви; уникальной колокольни XV в, от которой остались руины первого яруса (была взорвана в 1941г);
Успенского собора, роспись в котором была сделана палехскими мастерами; древнейшей Богоявленской церкви, оставшейся с 1504г до наших дней неразрушенной. Паломникам посчастливилось увидеть роспись этого храма 1690г до начала реставрационных работ! И, да, тёплые полы — вовсе не ноу-хау. Под Богоявленской церковью расположена трапезная, в которой была одна печь на всю двухэтажную постройку. Когда мастера снимали чугунную храмовую плитку на реставрацию, обнаружили подведенные к каждой плитке трубочки с первого этажа. Таким образом, горячий воздух от печи нагревал чугунный пол второго этажа!
Богоявленская церковь
Монастырь интересен своими святынями не только верующему человеку, но и с исторической точки зрения.
Роспись Богоявленского собора
Братия немногочисленная — всего 19 человек и, что интересно, обитель живет своим хозяйством и полностью себя обеспечивает. Не без помощи трудников и монахинь, конечно.
После 1917 г в монастыре был устроен детский дом. И вернулись сюда монахи только в 1989 г. Игуменом стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим Нечаев (ум. 2003г). Сейчас наместником монастыря служит игумен Сергий Воронков.
Далее паломническая группа посетила храм Введения Пресвятой Богородицы в с. Спирово. Там находится уникальная икона Николая Угодника, вырезанная из дерева и святой источник.
Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 2019
Благовещение Пресвятой Богородицы является одним из главных праздников нашей деревни Благовещенка, потому что она носит своё название в честь этого события. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего. Полное название праздника в Православной Церкви — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Благовещение (по-гречески «Эвангелизмус») означает «благая» или «добрая» весть или Евангелие.
Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения. По учению Церкви, Бог в своем величии снизошел, умалил Себя до человека, а Дева Мария, став матерью воплощенного Бога, превзошла весь человеческий и ангельский мир.
Сегодня 07 апреля 2019г. в нашем в храме Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось Богослужение с Крестным ходом и выпусканием голубей в честь этого события с участием настоятеля храма благочинного церквей Солнечногорского округа протоиерея Антониея Тиркова, протоиерея о. Олега, кандидата в депутаты городского округа Солнечногорск по нашему одномандатному избирательному округу Борисовой Ларисы Николаевны (главного врача ГБУЗ МО «Солнечногорской центральной районной больницы») и иными участниками.
Голубей предоставил Харлашин Виктор Иванович. Заводчик — селекционер и хранитель генофонда русских голубей.
Крещение Господне 2018г.
18 января 2018 года верующие отмечали Крещенский сочельник. Праздник завершает собой период рождественских праздников. В этот день проводятся приготовления к Крещению отмечается день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно.
В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В сочельник, после литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой.
Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
18 и 19 января в Благовещенском храме проводились Богослужения и Великое освящение воды. Прихожане совершали таинство причащения крещенской водой. 18 и 19 января люди несли из храма домой освященную воду. Эту воду христиане хранят весь год. Она обладает целебными свойствами, её пьют и ею окропляют дом, так как она оберегает жилище от нечистой силы и способна вылечить от тяжелых недугов.
На озере Черном была организована купель. Отец Олег освятил воду и верующие купались в Иордане.
Поздравляем всех верующих с праздником Крещения Господне!
Рождество Христово 2018г.
В Благовещенском храме Пресвятой Богородицы согласно расписанию состоялось Богослужение в праздник Рождества Христово. В полночь Божественную Литургию совершил отец Олег.
Годовое собрание духовенства и мирян Московской епархии
20 декабря 2017г. во дворце спорта г. Видное прошло собрание духовенства и мирян Московской епархии под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Это первое расширенное собрание Московской епархии такого масштаба, в котором приняли участие и активные миряне. Собрание началось с литии о упокоении клириков Московской епархии, почивших в 2017 году.
Собрание посетили губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, председатель Московской областной думы И.Ю. Брынцалов, глава Ленинского района О.В. Хромов.
Митрополит Ювеналий передал всем благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и его молитвенное пожелание помощи Божией в служении Церкви Христовой, а потом Его Высокопреосвященство вручил А.Ю. Воробьеву медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества В Русской Православной Церкви», которой он был удостоен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
А.Ю. Воробьев обратился к митрополиту Ювеналию и всем собравшимся с приветственным словом: «Дорогой Владыка, уважаемое духовенство, наши дорогие жители! Я с большим удовольствием принимаю эту медаль. Мне сегодня очень приятно находиться в этом зале, очень приятно, что он полон добрых людей, которые у нас в Подмосковье совершают огромную созидательную работу. Ваша служба важна и очень ответственна. Огромное количество людей обращается по самым разным поводам за помощью, за советом, и я знаю, что наше духовенство во главе с нашим Владыкой всегда находится рядом с человеком, когда ему сложно, когда нужен совет, нужна помощь, нужна поддержка. Я хочу поблагодарить всех здесь присутствующих за ваше служение, за вашу любовь к ближнему. Хорошо известно, что Подмосковье – особое место. Здесь не только самое большое количество храмов: их уже более тысячи шестисот, – это место, где все храмы полны людей. Я хочу пожелать всем накануне больших праздников: Нового года и Рождества – здоровья, силы духа, энергии для ваших добрых дел!»
Затем митрополит Ювеналий зачитал доклад о деятельности Московской епархии в 2017 году.
По окончании выступления к Владыке митрополиту обратился архиепископ Можайский Григорий, который поблагодарил Его Высокопреосвященство за содержательный доклад и поздравил его с наступающим 52-летием архиерейской хиротонии и 40-летием управления Московской епархией.
В связи с истечением срока полномочий прежнего состава Епархиального суда состоялось назначение и избрание его новых членов. На основании «Положения о Церковном суде Русской Православной Церкви» митрополит Ювеналий назначил в состав Епархиального суда: председателя – протоиерея Владимира Гамариса, настоятеля Христорождественского храма деревни Осташково Мытищинского района; заместителя председателя – протоиерея Вадима Суворова, настоятеля Троицкого храма поселка Удельная Раменского района; секретаря – священника Василия Лосева, клирика Никольского храма села Ромашково Одинцовского района, референта Московского епархиального управления. В состав Епархиального суда были избраны: протоиерей Владимир Янгичер, настоятель Христорождественского храма села Иудино Сергиево-Посадского района и протоиерей Евгений Каштанов, настоятель Воскресенского храма села Ашитково Воскресенского района.
В завершение собрания митрополит Ювеналий выразил благодарность Преосвященным архипастырям, пастырям, благочинным, председателям епархиальных отделов и комиссий, монашествующим и мирянам Московской епархии за жертвенное служение и усердные труды во славу Церкви и поздравил всех с наступающим праздником Рождества Христова и Новолетием.
Затем состоялся концерт Хора духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева.
Утвержден эскиз иконостаса.
Паломническая поездка в Зачатьевский женский монастырь.
В 1360 году, на берегу Москвы–реки, недалеко от Кремля по благословению великого светильника Церкви Русской, святителя Алексия, митрополита Московского, основан Зачатьевский (Алексеевский) женский монастырь.
Первоначальницами этой первой на Москве девической обители стали родные сестры святителя – преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Деревянный храм обители был освящен во имя прп. Алексия, человека Божия, почему и именовалась обитель Алексеевской. Монастырь имел общежительный устав, по примеру Лавры прп. Сергия Радонежского, славился строгостью жизни и добродетельностью насельниц и послужил образцом для устройства других женских обителей. В 1514 г. иждивением Великого Князя Василия Иоанновича, чаявшего рождения наследника, была построена первая каменная соборная церковь, с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Во время Большого Московского пожара 1547 года монастырь полностью сгорел. Царем Иоанном Васильевичем Грозным даруются земли в урочище Чертолье на устройство новой обители, куда и переводится Алексеевский монастырь с большинством сестер и всем монастырским хозяйством. Часть сестер остается на прежнем месте, освященном трудами почитаемых основательниц, прпп. Иулиании и Евпраксии, и трудится в надежде на восстановление монастыря, образуя собой малую обитель, именуемую «Зачатейской».
В народе монастырь прославился как место, где Божией благодатью подается помощь в чадородии. Посещали святую обитель и бездетные супруги царь Феодор Иоаннович и царица Ирина Годунова. В 1584г. царь Феодор, получив благословение святителя Иова, по обету восстанавливает Зачатьевский монастырь. Был отстроен соборный комплекс, состоящий из храма Зачатия святой праведной Анны с приделами во имя небесных покровителей царственной четы — великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, и церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Алексия, митр.Московского и шатровой колокольней. Господь послал благочестивому государю дочь Феодосию.
Почитание основательниц обители, прпп. Иулиании и Евпраксии, с годами возрастало, и в 1766-1768 гг. на месте памятной каменной палатки конца XVI века усердием дворянской девицы-белицы Зачатьевского монастыря Анны Михайловны Аничковой возник маленький храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Век спустя, в 1887 г. тщанием купчихи Акилины Алексеевны Смирновой он был расширен, объединен с Собором, образовав собой просторный и светлый придел, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери.
Старанием попечительной игумении Доримедонты (Протопоповой), при содействии митрополита Московского Платона вместо обветшавшего старого был воздвигнут новый величественный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы ( 1805-1807 гг.), с приделами свт.Алексия, св.вмч.Феодора Стратилата и Зачатия святой праведной Анны (на хорах) и колокольней. Строительство велось усердными искусными мастерами под руководством знаменитых русских архитекторов М.Ф. и М.М. Казаковых
Во время французского нашествия 1812 г. монастырь был разорен, но вскоре, милостию Божией, был восстановлен. В Соборе находилась святыня обители – чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», перед которой совершались молебные пения с акафистом.
Ради заботы о престарелых немощных монахинях в 1846-1850 гг. по благословению святителя Филарета Московского иждивением В.М. Головиной (впоследствии игумении Веры) был возведен небольшой храм в византийском стиле, в честь Сошествия Святого Духа с богадельней. В начале XX века обитель украсилась еще одним строением — Новым трапезным корпусом с просторной трапезной палатой и мастерскими для монастырских рукоделий.
В 1925 г. обитель была закрыта, насельницы изгнаны, святыни преданы поруганию. Чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», а также некоторые другие святыни удалось спасти, перенеся их в храм Пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке. Настоятельница игумения Мария (Коробка) в последний раз благословила сестер и вручила обитель и насельниц попечению Царицы Небесной. В 1934 г. Собор и колокольня были взорваны, другие храмы и строения разрушены или перестроены. На месте собора было построено типовое здание школы. Священнослужители и многие насельницы монастыря претерпели гонения. Небольшая общинка уцелевших Зачатьевских сестер продолжила монастырскую жизнь при храме пророка Илии в Обыденском переулке.
В 1991 году Сестринством во имя Милостивой иконы Божией Матери при Ильинском храме были начаты труды по возрождению монастыря.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ХРАМ (НАРО-ФОМИНСКИЙ РАЙОН)
Благовещенский храм в деревне Благовещенье, май 2007 года. Фотография Олега Гусарова с сайта sobory.ru |
Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в дер. Благовещенье Московской епархии
Новый деревянный храм в селе Благовещенском построили «сельца Благовещенского крестьяне Андрюшка Степанов с товарищи на пустовой церковной Благовещенской земле, что на Кипячем колодце, в Понизовце». В 1686 г. этот новопостроенный храм по указу Патриарха Иоакима обложили данью с дворов причетников и приходских. Причт церкви состоял из священника и двух причетников.
В 1709 г. «воровские люди» совершили святотатство, обокрав храм в Благовещенском и похитив святой антиминс.
В 1733 г. храм остался невредим во время страшного пожара, уничтожевшего село.
В 1744 г. прихожане, крестьяне дворцовой Вышегородской волости села Благовещенского с деревнями, собрали средства и по строили новый деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая и колокольней.
Скромный сельский приход в Благовещенском в 1830-х гг. состоял из 136 дворов с населением более 1200 человек. Храм состоял в благочинии соборной церкви города Вереи.
В 1845 г. при объезде церквей благочиния соборный протоиерей Иоанн Смирнов представил в консисторию сведения, что состояние храма в селе Благовещенском требует срочного ремонта. Из-за худой кровли в церкви образовались протечки в стенах и куполе. Было приказано исправить все ветхости в течение трех месяцев. Резолюция так и не была исполнена, а 2 декабря 1845 г. в случившийся пожар Благовещенская церковь с колокольней и со всем имуществом сгорела. Святой антиминс с Благовещенского престола вынес из горящего храма диакон Алексий Семенович Куньев.
Осиротевший приход просил разрешить продолжать богослужения в соседнем Никольском храме в селе Субботине. В 1840-х гг. собственного причта у Никольской церкви не было, субботинский приход был приписан к церкви Рождества Христова в селе Ильинском. В 1846 г. по указу святителя Филарета село Благовещенское с деревнями приписали к Никольской церкви в Субботине с самостоятельным причтом.
Собственных средств, собранных прихожанами, хватило на постройку деревянной часовни в 1860 г.
В 1895 г. уроженец села Благовещенского, проживавший в Москве цеховой столярного цеха Ефим Васильевич Наумов, оставил в духовном завещании значительные средства на сооружение «в селе Благовещенском Верейского уезда Вышегородской волости нового каменного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая и священномученика Евфимия, епископа Сардийского». Храм предполагали поставить на старом церковной месте, где располагалась деревянная часовня. Проект новой церкви заказали известному московскому архитектору Александру Алексеевичу Никифорову. Небольшой трехапсидный одноглавый храм с двухъярусной шатровой колокольней по своим композиционно-декоративным решениям близок памятникам русского церковного зодчества XVII столетия.
В 1896 г. состоялась закладка нового храма. Строительство и внутреннее убранство закончили летом 1900 г., 10 июля того же года состоялось освящение храма, совершенное собором духовенства окрестных церквей во главе с благочинным 2-го округа протоиереем Николаем Соловьевым.
Кроме самого здания Благовещенского храма благотворители построили двухэтажный каменный дом причта, одноэтажную сторожку и деревянное здание церковно-приходской школы.
По закону Временного правительства от 20 июня 1917 г. о передаче церковно-приходских школ министерству просвещения и согласно январским 1918 г. декретам нового правительства у Благовещенской церкви отобрали здание церковно-приходской школы и дом причта, оставив в пользование православной общины лишь здание сторожки.
После ареста в 1937 году настоятеля Михаила Семенчука церковь долгое время стояла, закрытая на замок, но все имущество сохранялось общиной в порядке.
До начала Великой Отечественной войны постановлением местного совдепа церковь окончательно закрыли и устроили в ней пункт ссыпки зерна и затем мельницу. Церковную утварь разорили и разграбили.
Во время битвы за Москву в ноябре 1941 г. Верея и окрестности были заняты немецко-фашистскими войсками. Шли ожесточенные бои, когда населенные пункты переходили из рук в руки. В подвале Благовещенской церкви прятались от пуль и снарядов местные жители. Здание храма сильно пострадало от обстрела. Колокольню взорвали во время боевых действий.
В послевоенное время в поврежденном здании церкви устроили столярную мастерскую, поставили станки. К началу нового тысячелетия своды трапезной рухнули, на церкви росла целая роща берез.
15 сентября 2000 г. храм передали православной общине и приписали к церкви святого пророка Илии в городе Верее.
С 2002 г. в храме проводятся регулярные богослужения.