Провозглашение «Многая лета» — это поздравительная молитвенная форма, применяемая во время престольных праздников. Каждый год эти слова звучат на богослужениях в церкви. Обычный человек скажет «Поздравляю», а православный — «Лета многое». Дословный перевод фразы — «Многие годы».
Отличие между ежедневными молитвами и провозглашением «Многие годы» кроется в том, что последний текст поет на богослужении православный хор. Прихожане повторяют эти слова, поздравляя друг друга.
Поздравления с престольными праздниками
Теплая атмосфера очень важна для поздравления с Днем Рождества. Все прихожане — братья и сестры, поэтому нужно собираться вместе и радоваться каждой минуте Рождества Христова. С Покровом тоже принято поздравлять людей — Господь приветствует подобные деяния, они полезны для православной души. Восклицание «Многая лета» предназначено для поздравления:
Услышать фразу «Лета многая» любому священнику будет приятно. В официальной обстановке диакон приветствуется словами «Ваше преподобие», архимандрит — фразой «Ваше Высокопреподобие». Многие прихожане этого не знают, так что учите свод церковных правил.
Во многих церквях организуются праздничные трапезы с участием священников и приглашенных гостей. Все священнослужители рассаживаются в порядке старшинства, дорогой гость при этом будет посажен ближе к головной части стола. Обычно проходит богослужение, поются «Многие годы», после чего гости удаляются в приходскую трапезную. В этой части мероприятия могут участвовать:
Молитва «Многая лета» также поется и в ряде других торжественных случаев. Услышать текст «Многие годы» вы можете в период архиерейских богослужений и вседневной вечерни. Годами это песнопение обращено к священнослужителям, восславляющим в храмах Господа. У православных греков, на южной земле, этими словами священник может приветствовать паству. При поздравлении с Днем Ангела упоминаются имена святых. За праздничным столом должен читаться тропарь, посвященный конкретному православному имени.
Вне зависимости от года особое место у православных людей занимает таинство брака. Христе Сыне Божий всячески поощрял бракосочетания в пределах христианской церкви. Процесс православного бракосочетания может выглядеть следующим образом:
Важный момент: церемония должна быть благочестивой. Гости и молодожены во всем соблюдают умеренность. Чтобы прожить многие годы в достатке, необходимо думать о Боге и строить христианскую, соблюдающую религиозные установления, семью.
Текст молитвы «Многая лета»
Молитвенный текст «Многая лета» провозглашается диаконом и имеет формат речитатива. «Многие годы» имеют и вторую (основную) часть, которую поет хор. Полный текст произведения мы приводим ниже:
Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, подаждь Господи рабу твоему, ныне тезоименитому (имярек), и сохрани его на многая и благая лета!
Существует и видоизмененная форма прославления «Многая лета». Эта версия многолетия произносится после отпуста (в случае праздничной утрени), Первого часа и Литургии. Слова такие:
Великаго господина и отца нашего Кирилла, / Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, / и господина нашего преосвященнейшаго (имя рек), / митрополита (или архиепископа, или епископа, егоже есть область), / богохранимую страну нашу Российскую, / настоятеля, братию и прихожан свята́го храма сего́ (или: всечестна́го игумена с братией святыя оби́тели сия́),/ и вся православныя христианы, / Господи, сохрани их на многая лета!
Исполнение молитвы православным хором
Как вы уже поняли, «Многая лета» исполняется православным хором. Первый фрагмент — сольный речитатив. Голос диакона усиливается постепенно — это достигается посредством длительной практики. Вторую часть Многолетия берет на себя хор. При этом прихожанам не возбраняется тихо подпевать, если они знают слова молитвы и не мешают окружающим.
Хор не во всех случаях бывает церковным. Так, в день Ангела молитва поется присутствующими на торжестве гостями — все они дружно славят именинника. Обычно это происходит в конце трапезы, когда виновник торжества благодарит гостей за внимание к себе и душевные поздравления. Как видите, учить слова данной молитвы придется в любом случае, поскольку текст имеет важное обрядовое значение.
Предлагаем вам послушать молитву «Многая Лета» в исполнении Александра Торчилина и хора Свято-Даниловского монастыря:
Александр Торчилин и Праздничный мужской хор Московского Даниловского монастыря. Многая лета
Во время православных богослужений верующие могут услышать слова песнопения «Многая лета». Это своего рода церковное поздравление, звучит во время престольных праздников или других важных событиях в жизни прихожан. От светских людей в таких случаях привычней услышать «Поздравляю». Православные же используют «Многая лета», дословно означающее «Долгие лета (годы)».
Особенности церковного поздравления
Поздравления на многая и благая лета провозглашает диакон при постепенном усилении и подъеме голоса. В ответ клирос (церковный хор) многократно повторяет слова «Многая лета!».
Со времен принятия христианства на Руси гимн многолетствия исполняется длинным мелодичным распевом. В конце 17 века в певческом искусстве появилось несколько многоголосных вариантов исполнения данного гимна. Существовал также и одноголосный вариант — демественный распев. Широко известны сочинения «Многая лета» русских композиторов Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825), Петра Ивановича Турчанинова (1779-1856), Александра Дмитриевича Кастильского, 1856-1926) и других.
История песнопения «Многая лета»
Согласно Иерусалимскому (6 век) и Студийскому (9 век) Уставам, в конце Вечерни положен возглас:
В переводе на русский язык эта греческая фраза означает:
«Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета!».
С византийского времени церковной истории (с 10 века) эти слова молитвы за предстоятеля (патриарха или правящего архиерея) Русской Православной Церкви поются во время богослужения без перевода.
В 7-8 веках западные христиане стали добавлять молитвы с пожеланиями благоденствия и здоровья правящим королям. Оно имело форму: «Такому-то (имя короля) жизнь (vita)!», или: «… жизнь и победа! (vita et victoria!)», «… здравие (salus) и жизнь!».
В 10 веке гимн многолетствия стал использоваться в Византии как форма приветствия императора. Позднее оно появилось и в Русском Православии. Так, в России с 18 века многолетствие воспевалось императору, императрице, наследникам престола, членам Священного Синода, епархиальному архиерею, настоятелю монастыря с братией и всем православным христианам. Также были составлены так как называемые викториальные многолетствия для полководцев-победителей. В настоящее время «Многая лета» могут петь также конкретному человеку (например, имениннику), молодоженам.
В практике Греческой Церкви многолетие сейчас заменено благословением, произносимым священником после Литургии:
«Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их».
Когда поется «Многая лета»?
В Русской Православной Церкви многолетие исполняется патриарху, епархиальному архиерею, настоятелю монастыря с братией и всем православным христианам. Этот гимн может звучать по завершении торжественного богослужения, после совершения венчания. Согласно Типикону, его следует петь во время богослужения после Перваго часа или по окончании Отпуста праздничной Утрени и Божественной Литургии. Также сложилась традиция петь многолетие за совместной трапезой.
Примеры многолетия
Примеры многолетия можно найти в книге богослова Гермогена Ивановича Шиманского (1915-1970) «Литургика: Таинства и обряды». Также поможет пособие возглашения особых диаконских возгласов «Спутник диакона», составленном протоиерей Александром Сорокиным.
«Многая лета» Патриарху
Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение подаждь, Господи, Великому Господину и Отцу нашему (имярек), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, (и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священноархимандриту) с Богоспасаемою его всероссийскою паствою, и сохрани его на многая лета.
Многолетие в уставные праздники
Великому Господину и Отцу нашему (имярек), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, (и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священноархимандриту) и Господину нашему Высокопреосвященнейшему (имярек), Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, (Свято-Троицкия Александро-Невския Лавры Священноархимандриту) и сему освященному собору — многая лета!
Богохранимей стране нашей, властем, воинству и народу ея — многая лета!
Всечестному (Отцу) Настоятелю, братии, (поющим) и прихожаном святаго храма сего, (всем) зде предстоящим и молящимся и всем православным христианом — многая лета!
Многолетие конкретному человеку
Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, (и изобилие плодов земных) подаждь, Господи, (имярек), и сохрани его (ея) на МНОГАЯ ЛЕТА!
«Многая лета» новобрачным
Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, взаимную любовь и согласие, и изобилие плодов земных подаждь, Господи, новобрачным (имена) и сохрани их на многая лета!
Многолетие после Чина освящения дома
Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, взаимную любовь и согласие, и изобилие плодов земных, подаждь, Господи, всем верным Твоим, хотящим жити (или живущим) в доме сем (и всем предстоящим и молящимся), и сохрани их на многая лета!
И во всем благого поспешения здравия спасения что это
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Благоденственное и мирное житие.
Зарегистрирован: 30 авг 2005, 17:54 Сообщения: 8
Администратор
Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21 Сообщения: 8133 Откуда: MOW-CFU-JFK
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 19:28 Сообщения: 177 Откуда: Ленинградская область
У Шиманского приведены следующие формулировки:
1. Великому господину и отцу нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имярек) со всею его богохранимою паствою и господину нашему преосвященнейшему (имярек), епископу (егоже епархия) и всему освященному собору подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие и спасение, и во всем благое поспешение, и сохрани их на многая лета!
2. Благоденственное и мирное житие, здравие и спасение, и во всем благое поспешение подаждь, Господи, богохранимой стране нашей, властем и воинству ея и сохрани их на многая лета!
3. Настоятелю и братии (прихожанам) святаго храма сего, зде предстоящим и молящимся и всем православным Христианом подаждь, Господи, мир, тишину, здравие же и спасение и во всем благое поспешение и многая лета!
4. Всечестному отцу нашему протоиерею ( или иерею) (имя), прихожанам святаго храма сего, зде предстоящим и молящимся и всем православным христианом подаждь, Господи, мир, тишину, здравие же и спасение и во всем благое поспешение и изобилие плодов земных, и многая лета!
5. Многолетие новобрачным: Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, взаимную любовь и согласие, и изобилие плодов земных подаждь, Господи, новобрачным (имена) и сохрани их на многая лета!
Шиманский пишет, что многолетия № 1, 2 и 3 взяты им из Православного церковного календаря на 1947 г. изд. Московской Патриархии, а многолетия 4 и 5 «из общей практики».
Кроме того, во многих храмах Питерской епархии раньше использовалась (в т.ч. и на венчаниях) следующая общая формулировка: Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, подаждь, Господи, (имена согласно случая) и сохрани их на многая лета! Имена поминались в различных вариантах, например просто «братии и прихожанам святаго храма сего». Или с отдельным упоминанием настоятеля. Или с поминанием только настоятеля (например на его именины). Если поминается лицо духовного сана, то обязательно перед именем добавляется его сан. Возможно также прибавление (в день именин) «тезоименитого».
Отцы и братия, а у кого под рукой есть «Спутник диакона»? Там какая формулировка указана?
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 19:28 Сообщения: 177 Откуда: Ленинградская область
Еще одно многолетствование из Шиманского
По чине освящения дома: Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, взаимную любовь и согласие, и изобилие плодов земных, подаждь, Господи, всем верным Твоим, хотящим жити ( или живущим) в доме сем (и всем предсоящим и молящимся), и сохрани их на многая лета!
Зарегистрирован: 09 фев 2006, 22:20 Сообщения: 15
Зарегистрирован: 09 фев 2006, 22:20 Сообщения: 15
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 19:28 Сообщения: 177 Откуда: Ленинградская область
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 19:28 Сообщения: 177 Откуда: Ленинградская область
Администратор
Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21 Сообщения: 8133 Откуда: MOW-CFU-JFK
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 19:28 Сообщения: 177 Откуда: Ленинградская область
Администратор
Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21 Сообщения: 8133 Откуда: MOW-CFU-JFK
Зарегистрирован: 01 фев 2006, 19:28 Сообщения: 177 Откуда: Ленинградская область
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 23:58 Сообщения: 53 Откуда: Москва
Зарегистрирован: 17 май 2005, 21:55 Сообщения: 520 Откуда: г. Сергиев Посад, Лавра, МДА
У нас также принято. Только «. ныне сочетавшимся в брака общение рабом Твоим. «, но сути то это не меняет.
О. Александр, штатных диаконов то ведь в ХХС четверо, кажется? А чем же они все занимаются, если на требах нет никого? Вот у нас всё прозрачно: один служит (службы суточного круга, литургию и молебен), другой отдыхает. Был бы третий, он бы тогда служил молебен, панихиду, отпевание и венчание.
Смотреть что такое «желаю вам здравия и спасения<. >» в других словарях:
Желаю вам здравия и спасения, во всем благое поспешение, на врага же победу и одоление — Желаю вамъ (всего хорошаго) здравія и спасенія, во всемъ благое поспѣшеніе, на врага же побѣду и одолѣніе (иногда шуточное) прощаніе (намекъ на церковный возгласъ о многолѣтіи). Ср. Дай вамъ Господи совѣтъ и любовь, во всемъ благое поспѣшеніе,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… … Православная энциклопедия
Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
И во всем благого поспешения здравия спасения что это
2.4.6. При отпусте на утрени Священник творит отпуст, в неделю: Воскресый из мертвых Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго Царя-искупителя Нiколая, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.
2.4.7. Многолетие Царю Диакон возглашает Его Императорскому Величеству многолетствие тако: Грядущему БЛАГОВЕРНОМУ ГОСУДАРЮ и Отцу нашему, избранного Тобою рода Романовых (егоже имя Ты, Господи, веси), подаждь Господи, благоденственное и мирное житiе, здравiе же и спасенiе, и во всем благое поспешенiе, на враги же победу и одоленiе: и сохрани Его на многа лета.
Лик многолетствует Iмператора, земного Главу земной воинствующей Церкви Христовой, певчие поют: Многая лета. На оба лика по трижды.
Как многолетствовали Императора до революции смотри молитвы на вечерни.
2.5. На Литургии 2.5.1. Проскомидия На проскомидии до патриарха Никона священник вынимал частицу из четвертой просфоры за церковный чин Царя – за земного Главу земной воинствующей Церкви Христовой. Из пятой просфоры – за патриарха, символическую главу священнического чина одной из составляющей земной воинствующей Церкви Христовой и за православных патриархов (за символические главы священства других составляющих земной воинствующей Церкви). Затем из той же просфоры – за епископов, местного архиерея, пресвитеров, диаконов и весь священнический чин. Из шестой просфоры – за Царствующий Дом и всех живых.
Патриарх Никон, находясь в ереси папизма, за что на Соборе 1666 года, ему было запрещено служить даже в качестве обычного священника, сократил количество просфор с 7 до 5, и из четвертой просфоры стали вынимать за живых две большие частицы: одну за священство, а вторую за мирян. При этом патриарх Никон перестал замечать отдельный церковный чин Помазанника Божьего (чин Царя), еретически считая Его мирянином. По этой причине частица за Царя (за единого земного Главу земной Воинствующей Церкви Христа) должна была выниматься после земных символических глав священства отдельных составляющих земной Церкви Христа, и даже после последнего дьякона этой Церкви. Это, без сомнения, способствовало росту папистских и цареборческих настроений среди священства.
Итак, накануне цареборческого бунта в феврале 1917 года священник на проскомидии вынимал частицы из четвертой просфоры за живых: епископов, Св. Синод и местного архиерея, патриархов, пресвитеров, диаконов и весь священнический чин, а затем за Императора и Царский Дом и всех живых. Причем должны были выниматься две большие частицы (одна – за всех лиц духовной иерархии и за весь священнический (духовный) чин, вторая – за церковный чин Царя), по углам, ниже печати, и малые поименные частицы сбоку четвертой просфоры.
Рассматривающим частицы на дискосе, вынутые из пяти (или семи) просвор, Церковь сообщает: «Вот Хлеб Небесный, се Агнец Божий, вземляй грехи мира! И Церковь Небесная и Земная окружает Его ([большие и] малые частицы просфор)». (Как подобает молиться… С. 9), (выделено и подчеркнуто автором-составителем).
Но на рисунке размещения частиц на дискосе из синодального служебника 1901 года[9] мы видим, что самая большая частица вынута из второй просфоры в честь и память Преблагословенныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марiи…
Следующей по размерам частица вынута за Iмператора (до Никона она вынималась из отдельной (четвертой) просфоры), чуть-чуть поменьше – две частицы за Синод и за усопших православных патрiархов (за всех усопших Царей-Богопомазанников и всех усопших патриархов поместных православных Церквей). Каждая частица из девяти частиц, вынутые за всю Небесную Церковь из третьей просфоры, по размерам меньше частицы, вынутой за Синод. Малые частицы вынимаются за «живыхъ» и за «мертвыхъ», ибо их много, а просфор только две.
На дискосе частица, вынутая за Императора, располагается под девятью частицами, вынутыми за всю Небесную Церковь, образовавшуюся из уже усопших людей, которые сподобились уподобиться Иисусу Христу в каком-либо Чине Святости. Но частица за Императора располагается на дискосе выше частицы, вынутой за Св. Синод и священство[10]. Мелкие частицы за живых вынимались кругами справа налево с четвертой просфоры и на дискосе размещались ниже частицы, вынутой за священнический чин.
В тексте же служебника уже 1901 года (еще задолго до 1917 года) за словами: “Помяни… дiаконы…”, стали произносить: Помяни Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего Iмператора НIКОЛАЯ Александровича всея Россiи, Супругу Его, Благочестивейшую Государыню Iмператрицу Александру Феодоровну. Матерь его, Благочестивейшую Государыню Iмператрицу Марiю Феодоровну. Благоверного Государя, Наследника и Великого Князя Мiхаила Александровича, и весь Царствующий Дом.
Из рисунка, приведенного в Служебнике 1901 года, следует, что должна выниматься отдельная частица и за «святейшыя православныя патрiархи», а помещалась она на дискосе левее частицы за Синод (Синод – это «коллективное лицо патриарха» по смыслу церковной реформы Императора Петра Великого, выкорчевывавшего папистскую ересь из российского духовенства). Скорее всего эта большая частица (размер ее такой же, как и за Синод) вынималась за усопших патриархов, в которые входят и все Цари-Богопомазанники и все патриархи поместных православных Церквей. Ибо за живых уже были вынуты частицы из четвертой просфоры: и за «Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя нашего Iмператора … всея Россiи» и за «всякое епископство православных, святейшiй правительствующiй синод, и святейшыя православныя патiархи … и весь священническiй чин».
На дискосе частица за здравствующего Iмператора помещалась ниже Святаго Хлеба под средним (вторым) чином Небесной Церкви. Частица за синод помещается доле (ниже) и чуть-чуть одесную (правее) Святаго Хлеба, частица же за здравствующих православных патрiархов помещается на одном уровне с частицей за синод, но в левую сторону (ниже и левее) Святаго Хлеба.
Ныне, очевидно, необходимо при службе на 5 просфорах, вынимать из печати четвертой просфоры за живых первую большую частицу со словами: Помяни грядущего БЛАГОВЕРНАГО ГОСУДАРЯ и Отца нашего, избранного Тобою рода Романовых (егоже имя Ты, Господи, веси). Вторую большую частицу из печати этой просфоры следует вынимать за Синод и весь священнический чин, а малые сбоку этой просфоры – за всех здравствующих мирян. Частица за мирян помещаются на дискосе под частицей за Синод и священство.
Из пятой просфоры священник вынимает большую частицу за усопших православных патриархов (за всех усопших Царей-Богопомазанников и всех усопших патриархов поместных православных Церквей). Священнику следует вынимать частицы, помянув прежде послуживших Богу в чине Помазанника и иже с Ним, произнося: О памяти и оставленiи грехов православных и Благочестивых Царей, и Благочестивых Цариц. И поминает усопших по имени, кого хочет. На каждое имя взимает частицу, Помяни Господи, имярек. Затем должны выниматься частицы за священство, произнося: Святейших патрiархов, и весь священническiй чин. Поминает рукоположившего его архиерея и других усопших, кого хочет, по имени. На каждое имя взимает частицу, Помяни Господи, имярек. Затем глаголет сице: И всех в надежде воскресенiя, жизни вечныя и Твоего общенiя усопших, православных отец, и братiй наших, человеколюбче Господи. И взимает частицу. Малые частицы, вынимаемые сбоку пятой просфоры за усопших, на дискосе помещаются ниже частиц за живых.
Анализируя исторические сведения о проскомидии, в части изъятия частиц из просфор по чинам и именам, видим что, независимо от времени и поместной Церкви, духовный смысл один:
1. «Агнец Божий вземляй грехи мира», собирает Своею жертвой вокруг Себя всю Церковь: небесную Торжествующую, земную воинствующую и страждущую и подземную скорбящую.
2. Собирание это происходит в соответствии с чинами Царства, но не в безпорядке.
Для земной Церкви это совершается в образ Царства Небесного, ибо Церковь является средством Царства Небесного.
В Небесной Церкви чин Пресвятой Богородицы, естественно, не равен чинам святых. Кроме того чины святых также различаются. Символически изображенная земная Церковь также не может быть представлена в хаосе. А потому в ней различаются следующие чины:
1. Чин Вселенского Царя – образ Царя царей всем обладающего. За Царя-Богопомазанника, за Великого Князя Богоизбранного Народа, как за Главу земной Воинствующей Церкви, должна выниматься отдельная частица всеми поместными Церквями, ибо за Него обязаны молиться все православные христиане в мире. С 16/29 января 1547 году Богоизбранным Народом является Русский Народ, а Богопомазанником – русский Царь, Государь и Великий Князь (Царствующие Императрицы в 18-м веке, не смотря на Свою женскую плоть, после Венчания на Царство, становились обладателями церковного чина Царя-Богопомазанника).
2. Чин священства. Только символической главой священства каждой поместной православной Церкви является патриарх или архиепископ, ибо все вопросы руководства духовной жизни во всех православных поместных Церквей решаются соборно, а не единовластно каким-либо правящим архиереем. Это только папа римский мнит себя главой не только священства, но и всей земной Церкви, а еретики-паписты с этим согласны. Христиане какой-либо поместной Церкви молятся за символического главу своей поместной Церкви, но только после молитв за Царя-Богопомазанника, который один для всех поместных Церквей.
3. Чин мирян. За мирян данной поместной Церкви молятся христиане этой поместной Церкви.
Опытным путем стало совершенно понятна необходимость вынимать первую частичку из печати девяти частной просфоры, поминая святого Царя-искупителя и Его уникальнейший, Иисусу Христу в уподобление и Христову славу, подвиг искупления греха Своего Русского Народа, нарушившего Соборный Обет 1613 года и изменившего своему Царю-Богопомазаннику. Святого же пророка Иоанна Предтечу необходимо поминать со всеми пророками, вынимая вторую частичку из печати девяти частной просфоры. Те батюшки, кто вынимает отдельную частичку за Царя-искупителя Николая Второго, уже знают, на сколько это благодатно!
Совершенно очевидно, что очень серьезно грешат те, кто нарушает иерархию чинов, установленную Богом. Еще больше согрешают те, кто забывает какой-либо чин земной Церкви. И наступает мерзость запустения, когда не молятся за чин Царя, когда не молятся за земного Главу земной Воинствующей, страждущей Церкви! Следует помнить, что со времен святого равноапостольного Императора Константина Великого существует церковный Чин Вселенского Царя, этот Чин никогда не пустует, но не всегда из-за грехов, направленных против Бога, земные люди знают, кем он занят. В этот период земная Церковь является вдовствующей, со всеми вытекающими тяжелыми последствиями для земной Церкви и ее чад.
Священник глаголет отпуст на проскомидии так:
Если воскресная служба: Воскресый из мертвых Христос Истинный: (Если не воскресная служба): Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго Царя-искупителя Нiколая, иже во святых отца нашего Iоанна, архiепископа Константiнопольскаго, Златоустаго, [если же совершается литургия Великого Василия, глаголет: Васiлiа Кесарiи Каппадокiйскiя, Великаго:] и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Дiакон: Аминь.
Особая молитва: Избави, Господи, нас от ига жидовского, вемы яко (т.е. знаем, что) сие есть попущение Твое и гнев Твой за отречение народа от своего Богопомазанника, Русь Святую воскреси, и под власть самодержавному Царю верни, воинство православное возстави. †
О святем храме сем, и с верою, благоговенiем и страхом Божiим входящих вонь (т.е. в него), Господу помолимся. Лик: Господи помилуй.
Особая молитва: Святой храм сей сохрани от всякия беды и напасти. Благослови, освяти и утверди всех входящих в него с верою, благоговением и страхом Божиим, как в селение безсмертного Царя. Утверди их в мире, благочестии и молитве. Соделай нас царством и храмом Духа Твоего Святого. †
Особая молитва: Соблюди их, Господи, якоже преемников Апостолов Твоих. Спаси и помилуй предстателей наших: священников, диаконов и весь причет церковный, и всех прихожан святого храма сего. Пастырям даруй ревность и попечение о душах наших. †
О грядущем БЛАГОВЕРНОМ ГОСУДАРЕ и Отце нашем (егоже имя Ты, Господи, веси) всея Россiи, Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. †
Особая молитва: Сохрани избранного Тобою раба Твоего и грядущего Царя нашего, огради Его правдою и миром, возглаголи в сердце Его благая и мирная о Церкви Твоей, о людях Твоих и земной державе Твоей, посли Ему верных воинов и советников, мудростию исполненных и волю Его свято исполняющих, вдохни мужество в сердца стоящих на страже Самодержавия Царского, Тобою, Боже установленного на благо Церкви Твоей (Израиля), народа Твоего (Иакова) и Государства Российского. †
О всем Царствующем Доме Романовых, емуже верностию обетовалися до скончания века, о всей палате, и воинстве их, Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. †
О пособити грядущему Царю нашему и покорити под нозе Его всякаго врага и супостата, Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. †
Особая молитва: Пособи грядущему Царю нашему во всех делах служения Тебе, и покори Ему всех еретиков и все народы иноверныя, воюющия на веру Православную. †
Как молились на Великой Ектении литургии за Императора, Царствующий Дом и Синод смотри молитвы Великой Ектении вечерни.
О граде сем; [аще в монастыре: О святей обители сей,] всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся. Лик: Господи помилуй.
Особая молитва: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое. Избави нас от глада, гудительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, от напрасныя смерти, от всякого зла, от врага льстивого, от бури наносныя и от лукаваго, избави нас, Господи. †
О избавитися нам от всякiя скорби (т.е. беды), гнева и нужды (т.е. насилия), Господу помолимся. Лик: Господи помилуй.
Особая молитва: Озари нас, Господи, светом закона Твоего евангельскаго, возгрей сердца наша теплотою благодати Твоея, утверди волю нашу на путях исполнения воли Твоей, и подаждь нам смирения и терпения, да якоже древле, тако и ныне на земли нашей, и в нас, и через нас прославится имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. †
Во время Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны:
Особая молитва: Господи, сохрани от всякой беды Благочестивейшаго Государя и Отца нашего (егоже имя Ты, Господи, веси) и весь Царствующий Дом Романовых, и всех православных христиан, и услыши молитвы наши, дабы мы, в тишине и спокойствии, могли достойно петь Тебе Трисвятую Ангельскую песнь до скончания века. †
Во время чтения Апостола (если не понятно о чем читается):
Особая молитва: Господи, помоги мне исполнить Апостольские заповеди: бояться Бога, почитать Царя, повиноваться начальству, платить исправно подати, любить ближняго, не пьянствовать и не впадать в нравственные прегрешения, чтобы Апостолы заступились за меня тогда, когда мы все явимся на суд Твой. †
2.5.3. Сугубая Ектения[11] на Литургии. По прочтении Евангелия (если на службе присутствовал Благочестивейший Император) первый диакон вначале нес святое Евангелие к Государю, который целовал его, и только после этого Евангелие относилось в алтарь.
Дiакон, став на обычном месте, начинает сице[12]:
Рцем вси от всея души, и от всего помышленiя рцем. Лик: Господи помилуй, трижды.
Господи Вседержителю, Боже Отец наших, молим ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи помилуй, трижды.
Особая молитва: Утверди нас, Господи, в вере и благочестии отцев наших, святых отцев Церкви Христовой. †
Помилуй нас Боже, по велицей милости Твоей, молим ти ся, услыши, и помилуй. Лик: Господи помилуй, трижды.
Особая молитва: Избави, Господи, страну нашу от ига жидовского, вемы яко сие есть попущение Твое и гнев Твой за отречение народа от своего Богопомазанника. †
Еще молимся о грядущем ВЕЛИКОМ ГОСУДАРЕ и Отце нашем, избранного Тобою рода Романовых (егоже имя Ты, Господи, веси), о державе, победе, пребыванiи, мире, здравiи, спасенiи Его, и Господу Богу нашему, наипаче поспешити и пособити Ему во всех, и покорити под нозе Его всякаго врага и супостата. Лик: Господи помилуй, трижды.
Особая молитва: Спаси, Господи, и помилуй избранного Тобою раба Твоего и грядущего Царя нашего, даруй Ему державу, могущество, победы на враги, пребывание долголетнее на Престоле земной державы царствия Твоего, мир душевный, здравие и спасение. [Поспеши и пособи Ему во всех многотрудных делах Церковных и Государственных и покори под нозе Его всякого врага и супостата.] †
Далее следует Молитва прилежнаго моления:
Господи Боже наш, прилежное сiе моленiе прiими от Твоих раб, и помилуй нас по множеству милости Твоея, щедроты Твоя низпосли на ны, и на вся люди Твоя, чающыя от Тебе богатыя милости.
Еще молимся о Богоизбранном и хранимом Царствующем Доме Романовых. Лик: Господи помилуй, трижды. †
Особая молитва: Соблюди их во Имя Твое, якоже Апостолов Твоих, право правящих слово Твоея истины. †
Как молились на Сугубой Ектении литургии за Императора, Царствующий Дом и Синод смотри молитвы Сугубой Ектении вечерни.
Еще молимся о всем христолюбивом воинстве грядущего Царя. Лик: Господи помилуй, трижды. †
Особая молитва: Сохрани их в мире, здравии, в мужестве, силе, послушании, волю Царскую свято исполняющих. Вдохни мужество в сердца стоящих на страже Самодержавия Царского. Да будут готовы душу свою положити за Веру, Царя и Отечество. †
Еще молимся о братiях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. Лик: Господи помилуй, трижды.
Особая молитва: Даруй им дух ревности о славе Твоей, силу молитвы, и попечение богоугодное о душах наших. †
Еще молимся о Благочестивых Царех и Благоверных Царицах, и блаженных и приснопамятных святейших патрiарсех православных, и создателех святыя обители сея, и о всех прежде почивших отцех и братiях, зде лежащих, и повсюду православных. Лик: Господи помилуй, трижды.
На сугубой ектении после возгласа: Яко милостив и человеколюбец … полагалось чтение Молитвы за Государя (без коленопреклонения). Перед чтением этой молитвы диакон произносит: Господу помолимся, и отверзаются царские врата, которые, по прочтении молитвы, снова затворяются.
НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ[13]
Господи Боже наш, Великий и Многомилостивый! Во умилении сердец наших, смиренно молимся Тебе: сохрани под кровом Твоея благости от всякаго злаго обстояния грядущего БЛАГОВЕРНАГО ГОСУДАРЯ и Отца нашего, избранного Тобою рода Романовых (егоже имя Ты, Господи, веси), разруши вся яже на НЕГО козни вражiя, огради Его на всех путех Его святыми Твоими ангелы, да ничтоже успеет враг на Него, и сын беззакония не приложит озлобити Его: исполни Его долготою дней и крепостию сил, да совершит вся во славу Твою и во благо людей Своих. Мы же, Всеблагому Твоему Промышлению о Нем радующеся, благословим и прославим Всесвятое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
До революции: …от всякаго злаго обстояния Благочестивейшаго Государя нашего, Iмператора НIКОЛАЯ Александровича: разруши вся яже на НЕГО козни вражiя, огради ЕГО на всехъ путехъ ЕГО Святыми Твоими Ангелы…
Во время чтения этой молитвы диакон может стоять на своем обычном месте; но не погрешит, если отойдет к иконе Спасителя, как это предписано ему делать на Литургии во время пения антифонов и заамвонной молитвы.
Далее следуют молитвы об усопших: Помилуй нас Боже, по велицей…
Еще молимся о упокоенiи душ усопших рабов Божих…
Особая молитва: Со святыми упокой, Христе, души усопших раб Твоих: Благочестивых Царей и Благоверных Цариц, защитников и пособников богоугодного жития своих подданных; святейших патриархов и священников, богоугодно пасших овцы Христовы, подавая пример стаду; всех православных христиан, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших. Прости им, Господи, вся их согрешения вольная и невольная. †
Во время «Елицы оглашеннии изыдите. »:
Особая молитва: Господи! Не исключай меня из числа верных рабов Твоих! Хотя я и недостоин; но, надеясь на Твое милосердие, остаюсь здесь и, как смиренный мытарь, котораго Ты Сам похвалил, из глубины сердца взываю к Тебе: Боже милостив буди мне грешному! Я постараюсь теперь исправиться; потому что страшусь быть изгнанным из вечери верных, – страшусь, чтобы на Страшном Суде Твоем не быть отлученным от верных Твоих.
2.5.4. Великий вход Во время великого входа диакон и иерей, исходя северною страною, в следующем порядке произносят: Грядущего БЛАГОВЕРНАГО ГОСУДАРЯ и Отца нашего, избранного Тобою рода Романовых (егоже имя Ты, Господи, веси), да помянет Господь Бог во Царствiи Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Особая молитва: Положи, Господи, под нозе нашего земного Бога (Царя-батюшки) всякого врага и супостата, да знаменуется на Нем образ Твой Христа всех Царя всеми обладающа. †
Весь Царствующий Дом Романовых, да помянет Господь Бог во Царствiи Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Святейшiй Синод да помянет Господь Бог во Царствiи Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Особая молитва: Господи, соблюди их во имя Твое право правящими слово Твоея истины, да являет собою образ Твой Христа освящающего всяческая. †
Всех вас, православных христiан.
Особая молитва: Помяни мя, Господи, егда приидеши, во царствии Твоем!
После Символа веры поклониться воскресшему Господу Иисусу и сказать:
Особая молитва: Утверди мя, Господи, в истинней вере, и даждь мне до конца пребывати в ней, чтобы и я, в день всеобщаго воскресенiя явился пред Тобою в числе истинно верующих. †
Во время пения Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим.
Особая молитва: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того Благiй, не отыми от нас, но обнови нас молящих ти ся.
Стiх: Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Паки: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…
Стiх: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Паки: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…
Священник в алтаре так же глаголет трижды сие и покланяется трижды. После сего, благословляя хлеб, священник глаголет тайно: И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего! – потом совершает благословение над чашею и говорит: а еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, и наконец, благословляя вместе все, глаголет: преложив Духом Твоим Святым!
«А когда поют уже и молимтися Боже наш, тогда должно с благоговением поклониться до земли, потому что в это время, на престоле находится уже под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина – истинная Кровь Христова. И священник в это время кланяется пред Телом и Кровью Христовой до земли».[14]
Еще молим Тя, помяни Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины, всякое пресвитерство, во Христе дiаконство, и всякiй священническiй чин.
Еще приносим Ти словесную сiю службу, о вселенней, о святей соборней и апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих: о грядущем БЛАГОВЕРНОМ ГОСУДАРЕ и Отце нашем (егоже имя Ты, Господи, веси) всея Россiи и о всем Царствующем Доме Романовых; о всей палате, и воинстве Его. Даждь им Господи мирное царство, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житiе поживем, во всяком благочестiи и чистоте.
До революции во время пения Достойно или задостойника священник молился об Императоре и всем Царствующем Доме, а произносил (по служебнику 1901 года) так: о Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе. о Супруге Его. о Матери Его… о Благоверном Государе Наследнике… и о всем Царствующем Доме…
И певцы поют: И всех, и вся.
Еще молим Ти ся, помяни Господи святую Твою соборную и апостольскую Церковь… Помяни Господи грядущего БЛАГОВЕРНАГО и ХРИСТОЛЮБИВАГО ГОСУДАРЯ и Отца нашего, избранного Тобою рода Романовых (егоже имя Ты, Господи, веси), егоже оправдал еси царствовати на земли, оружiем истины. Оружiем благоволенiя венчай Его, осени над главою Его в день брани, укрепи Его мышцу, возвыси Его десницу, удержави Его царство, покори Ему вся варварскiя языки брани хотящыя: даруй Ему глубокiй и неотъемлемый мир, возглаголи в сердце Его благая о Церкви Твоей, и всех людех Твоих, да в тишине Его тихое и безмолвное житiе поживем, во всяком благочестiи и чистоте. Помяни Господи и весь Царствующий Дом Романовых…
И по пении стиха, священник возглашает: В первых помяни Господи, святейший Синод, ихже даруй святым Твоим Церквам, в мире целых, честных, здравых, долгоденствующих, и право правящих слово Твоея истины.
И певцы поют: И всех, и вся.
2.5.6. Молитва Русского Народа “Боже Царя храни” До революции во многих храмах соблюдалась благочестивая традиция: во время принятия священством в алтаре Тела и Крови Христовых, народ вне алтаря пел гимн-молитву Русского Народа: “Боже Царя храни”!
2.5.7. Заамвоная молитва …Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, грядущему БЛАГОВЕРНОМУ ГОСУДАРЮ и Отцу нашему, избранного Тобою рода Романовых (егоже имя Ты, Господи, веси), воинству, и всем людям Твоим: яко всякое даянiе благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца светов: и Тебе славу, и благодаренiе, и поклоненiе возсылаем, Отцу, и Сыну, Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
До революции (по служебнику 1901 года): Благочестивейшему, Самодержавнейшему, Великому Государю нашему, I м п е р а т о р у Н i к о л а ю А л е к с а н д р о в и ч у всея Россiи, воинству…
2.5.8. При отпусте на Литургии Священник произносит отпуст: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго Царя-искупителя Нiколая, иже во святых отца нашего архiепископа Константiна града Iоанна Златоустаго, [если же совершается литургия Великого Василия, глаголет: Васiлiа Кесарiи Кападокiйскiя, Великаго:] и святаго, имерек, егоже есть день, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.
2.5.9. Многолетие или только Царю, или в первую очередь Царю! Диакон возглашает Его Императорскому Величеству многолетствие тако: Грядущему БЛАГОВЕРНОМУ ГОСУДАРЮ и Отцу нашему, избранного Тобою рода Романовых (егоже имя Ты, Господи, веси), подаждь Господи, благоденственное и мирное житiе, здравiе же и спасенiе, и во всем благое поспешенiе, на враги же победу и одоленiе: и сохрани Его на многа лета.
Лик многолетствует Iмператора, земного Главу земной воинствующей Церкви, певчие поют: Многая лета. На оба лика по трижды.
Как многолетствовали Императора до революции смотри молитвы на вечерни.
2.6. Из молитвы на великом освящении воды Святых Богоявлений После слов Даждь же всем прикасающымся ей.
И спаси, Господи, раба Твоего, грядущего БЛАГОВЕРНАГО ГОСУДАРЯ и Отца нашего, избранного Тобою рода Романовых (егоже имя Ты, Господи, веси). (Трижды.)
До революции (Царский Сборник. С. 700): И спаси, Господи, раба Твоего, Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего I м п е р а т о р а Н i к о л а я А л е к с а н д р о в и ч а всея Россiи. (Трижды.)
И Супругу Его, Благочестивейшую Государыню, I м п е р а т р и ц у А л е к с а н д р у Ф е о д о р о в н у.
И Матерь Его, Благочестивейшую Государыню I м п е р а т р и ц у М а р i ю Ф е о д о р о в н у.
Наследника Его, Благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя А л е к с и я Н i к о л а е в и ч а, и весь Царствующий Дом.
Подобные прошения о Богопомазаннике содержатся и в молитве чина малого освящения воды.
[1] За основу примеров тайных молитв взяты молитвы из книжечек: “Как подобает молиться…”, “Краткое объясненiе на Божественную Литургiю” (Синодальная Типографiя. 1864г.) и “Православный молитвослов для мирян” М. 2002. или Петроград. 2004.
[3] Не погрешим, если запечатлеем крестным знамением и поклоном прошения снабженные значком.
[4] Служебник. М. 1901. С. 12. Далее все тексты после слов “До революции” взяты из этого служебника или из “Канонника или Полного молитослова” 1891 года (переиздан 2000 году Храмом Покрова Божией Матери при участии издательства Паломник).
[5] Служебник выпущен до рождения Цесаревича Алексея Николаевича (30 июля/12 августа 1904 года).
[7] Тексты тропарей взяты из “Канонника или Полного молитвослова” 1891 года.
[8] Обратим внимание, в первую очередь Церковь просит утверждение “во век века” религиозного Вселенского Царя, затем святую православную веру и православных христиан.
[9] В служебниках более поздних, которые видел автор-составитель, на рисунках дискоса Император уже не упоминается, с 1913 (. ) нет ни синода, ни других православных патриархов.
[10] Смотри размещение частиц на рисунке, помешенном на 41 листе Служебника 1901 года издания.
[11] В сугубой ектении возглашаются «различные моления: о всех вообще, потом о Государе и всяком начальстве [в том числе и о духовном: о патриархе, митрополитах и т.д.]. Такое прилежное моление или сугубая ектения всегда читается непосредственно после Евангелия. Причину этого некто объясняет так: “Какое, если не сугубое, моление наиболее прилично после Евангелия о тех, кои защищают Евангелие и кои подражают благости и человеколюбию Христа, изображаемого в Евангелии?”» (Новая скрижаль. Т1. С. 180), (выделено и подчеркнуто составителем).
[13] «Когда от рук крамольников (1 марта 1881 г.) пал Помазанник Божий Император Александр Второй, тогда Св. Синод, чтобы оградить чад Православной Церкви от соблазна, вразумить заблудших установил читать на Литургии на сугубой ектении два особых прошения. …В 1894 году, декабря 17, Св. Синод по особом разсуждении, соединил два прошения в одно». Эта молитва о Государе Императоре во избежание «грознаго посѣщенiя гнѣва» Божьего читалась громогласно на Литургии священником на сугубой ектении после молитвы о живых. После молитвы о Государе Императоре читались молитвы об усопших.
[14] Краткое объясненiе на Божественную Литургiю. Составил священник Никифор Востоков. Синодальная Типографiя. 1864. Беседа одиннадцатая.
Молитва за Царя есть самая ПЕРВАЯ и самая ГЛАВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ православного христианина
3.1. Высокоторжественные дни. 1
3.1.1. Апостольские и евангельские чтения. 2
3.1.2. Чему учит Церковь, молясь “за Императора“?. 3
3.1.3. Чему учит Церковь, молясь в дни Восшествия на Престол?. 5
3.1.4. Чему учит Церковь, молясь в дни Рождения Величеств?. 7
3.2. Торжественные дни. 8
3.3. Особенности Царских дней. 8
3.4. Неразрывный союз. 9
3. ЦАРСКИЕ ДНИ Православная Церковь для научения своих чад их первой и главной обязанности установила нарочито торжественные дни общественных молитв за Царя, Царствующий Дом и Отечество. Эти дни общественных молитв за земного Главу земной Церкви и Главу земной Державы царствия Иисуса Христа (Царские дни) относятся к неподвижным дням Богослужения. Царскими днями называются Высокоторжественные дни восшествия на Всероссийский Престол Государя Императора, дни Коронации и священного Миропомазания, рождения и тезоименитства[1] Их Императорских Величеств – Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств; и наконец, Торжественные дни рождений и тезоименитств прочих особ Царского Семейства.
3.1. Высокоторжественные дни Одни из Царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича; в день празднования восшествия Государя Императора на Престол[2] и в день Коронования и священного Миропомазания Их Императорских Величеств.
Накануне всех этих дней положено всенощное бдение тем святым, которые случатся в эти дни (точно так же, как бывает на храмовые праздники). Причем служба из Месячной Минеи, если это бывает нужно, дополняется «по уставу из Общей Минеи».
Если Высокоторжественные дни случатся в дни, в которые не полагается совершать Литургию (в среду или пяток сырной седмицы, в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста), то накануне служится всенощное бдение, а в сами дни служится Литургия. Исключение из этого правила делается только, если Высокоторжественный день случится в Страстную седмицу, тогда молитвенное служение Царю, Помазаннику Божьему, переносится на понедельник Пасхи.
Важность церковных молитв за Царя-батюшку иллюстрируется переносами Димитриевских родительских суббот на пятницу, когда произошли их совпадения с Высокоторжественным днем. В 1895, 1900 и 1906 годах, по случаю совпадения 21 октября Высокоторжественного дня Восшествия на Престол Государя Императора Николая Александровича с Димитриевской субботою, Святейшим Синодом было определено, чтобы положенное в эту субботу поминовение усопших отец и братии наших было перенесено на пятницу, 20 октября, день кончины в Бозе почившего Государя Императора Александра Александровича.
3.1.1. Апостольские и евангельские чтения За Императора и за люди во время брани: 233 зач. Апостола: (Еф. 6,10-17); 51 зач. Евангелия: (Мк. 11,23-26);
Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6,10-17).
На дни Восшествия на Престол Государя Императора и Коронования Их Императорских Величеств: Апостол: 111 зач. (Рим. 13,1-7); 90 зач. Евангелия: (Мф. 22,15-22);
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13,1-7).
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли (Мф. 22,15-22).
На дни рождений Их Императорских Величеств: Апостол: 282 зач. (1Тим. 2,1-6); 85 зач. Евангелия: (Лк. 17, 12-19).