испытывайте что благоугодно богу
Новый Завет
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7 итак, не будьте сообщниками их.
10 Испытывайте, что’ благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что’ они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотри’те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что’ есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еф. 5:10
Свт. Иоанн Златоуст
Испытывайте, что благоугодно Богу
Свт. Феофан Затворник
Искушающе, что есть благоугодно Богови
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Испытывайте, что благоугодно Богу
Блж. Феофилакт Болгарский
Испытывайте, что благоугодно Богу
Испытывать есть дело совершенных, могущих судить. Поэтому только несовершенному и невежественному разумению свойственно избирать неблагоугодное Господу, каковы вышеуказанные страсти.
Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Блж. Феодорит Кирский
Испытывайте, что благоугодно Богу
Одарены вы разумом и приняли благодать Всесвятого Духа. Потому удобно можете распознавать благоугодное Богу.
Толкования на послания святого Павла.
Амвросиаст
Испытывайте, что благоугодно Богу
На Послание к Ефесянам.
Лопухин А.П.
Испытывайте, что благоугодно Богу
Далее христиане должны при всяких обстоятельствах представлять себе, как относится к тому или другому их делу Сам Бог, спрашивать себя, чего хочет от них Бог.
См. также Толкование на Еф. 5:1
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии МакАртура: послание к Ефесянам | глава 5
5:1 подражайте Богу У христианина нет большего призвания или цели, как подражать своему Господу (см. пояснения к 3:16, 19). Подлинная цель освящения – уподобляться Господу, служа Ему на земле (ср. Мф. 5:48). Христианская жизнь должна воспроизвести примеры, данные Спасителем и Господом Иисусом Христом, в Чей образ преображены верующие через их второе рождение (ср. Рим. 8:29; 2Кор. 3:18; 1Пет. 1:14‑16). Как дети Божьи верующие должны становиться все более похожими на своего Небесного Отца (Мф. 48; 1Пет. 1:15, 16).
5:3 блуд… любостяжание Такие грехи (см. также ст. 5) существуют как полное противоречие Божьей святости и любви. Посредством их сатана пытается расстроить чудесный Божий план и увлечь Его детей как можно дальше от Его образа и воли. Как и многие другие места Писания, этот стих показывает тесную связь между половым развратом и другими формами нечестия и жадности. Аморальный человек обязательно жаден. Такие грехи настолько противны Богу, что у мира никогда не должно быть оснований даже подозревать их присутствие у христиан.
5:4 не приличны Эти три греха, связанные с языком, включают в себя любую грязную или неразумную речь и такие же мысли. Такие грехи разрушительны для святой и благочестивой жизни; в них нужно каяться и заполнять их место выражениями благодарности Богу (ср. Кол. 3:8).
5:5 ибо знайте Павел неоднократно ранее повторял эту истину во время своего пасторского служения в Ефесской церкви. Бог никогда не мирится с грехом, которому вообще нет места в Его Царстве, как и не будет там места человеку, свыкшемуся с безнравственностью, нечистотой и жадностью (см. ст. 3), ибо такой человек не спасен (см. пояснения к 1Кор. 6:9, 10; Гал. 5:17‑21; 1Ин. 3:9, 10). Царстве Христа и Бога Ссылка на сферу спасения, где Христос правит искупленными. См. пояснение к Деян. 1:3.
5:6 обольщает вас Никакой христианин не останется безгрешным в этой жизни, и крайне опасно поддерживать уверенность в спасении у того верующего, который упорно не перестает грешить, не стыдится греха и не стремится к Божией святости и чистоте. Такого человека ожидает гнев (2:2), и верующие никак не должны быть соучастниками этому (ст. 7).
5:8 тьма… свет «Тьма» характеризует жизнь необращенных, находящихся вне истины, вне интеллектуальных и нравственных ценностей (ср. 1Ин. 1:5‑7). Царством тьмы правит «власть тьмы» (Лк. 22:53; Кол. 1:13) и направляет своих подданных в «вечную тьму» (Мф. 8:12; 2Пет. 2:17). На свою погибель грешники любят тьму (Ин. 3:19‑21). Именно от этой тьмы избавляет грешников спасение во Христе (см. пояснения к Ин. 8:12; Кол. 1:13; 1Пет. 2:9; ср. Пс. 26:1).
5:9 плод Духа Лучше перевести как в сноске на полях – «плод света». Речь идет о том, что дает хождение в свете (ср. 1Ин. 1:5‑7), а именно: сердечную радость, благочестивое поведение и верность истине (честность или чистота). См. пояснения к Гал. 5:22, 23.
5:10 Испытывайте, что благоугодно Богу Пробуйте и доказывайте ясными и убедительными фактами, что действительно славит Бога. Когда верующие ходят во свете истины, раскрывается и знание о воле Божией. См. Рим. 12:1, 2, где Павел говорит то же самое, утверждая, что только представив себя в живую жертву Богу, мы можем познать Его благую волю. Здесь также идет речь о гарантии спасения (см. 1Пет. 1:5‑11).
5:11 и не участвуйте в… делах тьмы Павел говорит ясно и прямо: христиане должны верно жить в благочестии и чистоте и не иметь ничего общего со злыми путями и делами сатаны и мира. Два образа жизни неизменно противостоят друг другу и являются взаимоисключающими. Ср. 1Кор. 5:9‑11; 2Кор. 6:14‑18; 2Фес. 3:6, 14. но и обличайте Долг христианина не останавливаться на собственном отвержении зла. Он должен также обличать тьму и постоянно противостоять ей, особенно если она проникает в Церковь. См. пояснения к Мф. 18:15‑17; Гал. 6:1‑3.
5:12 стыдно и говорить Некоторые грехи настолько мерзки, что от них нужно убегать при первом же соприкосновении с ними и даже не упоминать о них, не обсуждать их, за исключением случаев, когда нужно возразить или противостать им. Даже простой разговор о них может быть вредным. Зло обличается положительным провозглашением чистой истины в свете Слова (ср. Пр. 6:23; 2Тим. 3:16).
5:13 ибо все, делающееся явным, свет есть Возможно, эта фраза должна быть частью ст. 14, и ее лучше перевести как «ибо свет делает видимым все». Чистый и яркий свет Божьего Слова обличает все тайны греха.
5:14 Цитируя Ис. 60:1, Павел провозгласил приглашение к спасению неспасенным для того, чтобы они превратились из детей тьмы в детей Божьего святого света (ср. Пр. 4:18). Возможно, эти слова были строчкой Пасхального гимна в ранней Церкви, исполнявшегося для приглашения неверующих. В них содержится главная мысль Евангелия. Ср. призывы в Ис. 55:1‑3, 6, 7 и в Иак. 4:6‑10.
5:15 осторожно, не как неразумные, но как мудрые Это слово означает «точно или аккуратно, с большой осторожностью (ср. Пс. 1:1; Мф. 7:14). Жить нравственно значит жить мудро. Библейское слово «неразумный» означает не столько недостаток ума, сколько неверие и вытекающие из него гнусные поступки (Пс. 13:1; Рим. 1:22). Неразумный живет вне Бога и против Божьего закона (Пр. 1:7, 22; 14:9) и не может постичь истину (1Кор. 2:14) или свое подлинное состояние (Рим. 1:21, 22). Разумеется, верующие должны избегать неразумного поведения (см. Лк. 24:25; Гал. 3:1‑3).
5:16 дорожа временем В греческом языке эквивалент слова, переведенного как «время», означает установленную, измеренную, назначенную пору. Большую часть нашего пребывания на этой грешной земле мы должны посвящать делу Божьему, используя каждую возможность для прославления и служения (см. пояснение к 1Пет. 1:17), помня о краткости жизни (Пс. 38:5, 6; 88:47, 48; Иак. 4:14, 17).
5:17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия Познание и разумение воли Божьей через Его Слово и есть духовная мудрость. Например, воля Божия открыта нам в том, что люди должны быть спасены (1Тим. 2:3, 4), исполнены Духом (ст. 18), освящены (1Фес. 4:3), покорны (1Пет. 2:13‑15), сострадательны (1Пет. 2:20) и благодарны (1Фес. 5:18). Иисус есть наивысший пример для всех (см. Ин. 4:4; 5:19, 30; 1Пет. 4:1, 2).
5:18 И не упивайтесь вином Хотя Писание неуклонно осуждает всякое пьянство (см. пояснения к Пр. 23:20, 21:29‑35; 31:4, 5; Ис. 5:11, 12; 28:7, 8; ср. 1Кор. 5:11; 1Пет. 4:3), из контекста ясно, что Павел говорит здесь особенно о пьяных оргиях, которые были составной частью многих языческих обрядов того времени. Их предназначением было вызывать исступленное состояние для общения с божествами. Павел говорит об этом словами «чаша бесовская» (см. пояснения к 1Кор. 10:20, 21). но исполняйтесь Духом См. пояснения к Деян. 2:4; 4:8, 31; 6:3. Подлинное общение с Богом вызывается не пьянством, а Святым Духом. Павел не говорит о живущем в нас Святом Духе (Рим. 8:9) или о Христовом крещении Духом Святым (1Кор. 12:13), потому что исполнение и крещение Духом христианина происходит в момент спасения. Скорее он дает верующим заповедь постоянно жить под влиянием Духа, подчиняясь власти Слова (см. пояснение к Кол. 3:16), живя чистой жизнью, исповедуя всякий познанный грех, умирая для себя, подчиняясь воле Божией и завися от Его власти во всем. При исполнении Духом вся жизнь проходит в осознанном присутствии Господа Иисуса Христа, Его разум господствует через Слово над всеми помыслами и поступками. Быть исполненным Духа значит поступать по Духу (см. пояснения к Гал. 5:16‑23). Христос дал пример именно такой жизни (Лк. 4:1).
5:19‑21 В этих стихах даются заключительные наставления об исполнении заповеди о жизни по Духу, а именно: пении псалмов, благодарении и повиновении друг другу. Остальная часть послания содержит наставления, основанные на послушании этой заповеди.
5:19 назидая самих себя Это то, что делают открыто. См. Евр. 2:12; ср. Пс. 32:1; 39:4; 95:1, 2; 149:1; Деян. 16:25; Отк. 14:3. псалмами Имеются в виду псалмы Ветхого Завета, положенные на музыку, а также вокальная музыка вообще. В ранней Церкви пели Псалмы. славословиями Возможно, песни хвалы или гимны, которые отличались от псалмов, возвышающих Бога, тем, что в них главное внимание уделялось Иисусу Христу. песнопениями духовными Возможно, песни личного характера, выражавшие истины благодати и спасения во Христе. поя и воспевая Это выражение буквально означает «перебирать струны инструмента», поэтому оно могло относиться в основном к инструментальной музыке, хотя включало также и вокал. в сердцах ваших Господу Не только для других, но и для себя. Сам Господь является как Источником, так и Слушателем поющего сердца. То, что такая музыка приятна Богу, видно из церемонии освящения храма, когда после пения слава Господня наполнила дом Божий (2Пар. 5:12, 14).
5:20 Благодаря всегда за все См. пояснение к 1Фес. 5:18; ср. 2Кор. 4:15; 9:12, 15; Флп. 4:6; Кол. 2:7; Евр. 13:15. Благодарность верующих воздается Богу за то, Кто есть Бог и за то, что Он сделал через Своего Сына, их Спасителя и Господа.
5:21 повинуясь друг другу Павел здесь переходит к изложению своего учения об отношениях подчинения в церкви (5:22–6:9), недвусмысленно указывая на то, что каждый исполненный Духа христианин, должен быть смиренным и покорным. Это основополагающее из всех взаимоотношений, упомянутых в этом разделе. Ни один верующий не может возноситься над другим верующим. Они абсолютно одинаковы перед Богом (Гал. 3:28). в страхе Божием Постоянное почитание верующим Бога является основой его смирения перед другими верующими. Ср. Пр. 9:10.
5:22 Жены, повинуйтесь своим мужьям Установив всеобщий принцип повиновения (ст. 21), Павел сначала говорит о жене. Это повеление относится к любой христианке, независимо от ее способностей, образования, познания Писания, духовный зрелости или любых других качеств в сравнении с соответствующими качествами ее мужа. Повиновение заключается не в праве мужа отдавать распоряжения, а в доброй воле и любви жены. Слова «своим мужьям» ограничивают круг ее подчинения одному мужу, которого Бог поставил над нею, в то же время слово «своим» четко указывает, что ее муж принадлежит лично ей (Песн. 2:16; 6:3; 7:10). Она повинуется человеку, которым она обладает. как Господу Поскольку послушная и духовная жена свое наивысшее повиновение являет Господу, ее повиновение является проявлением любви к Господу и исполнением Его воли в послушании мужу, независимо от его личных достоинств и духовного состояния. Ср. ст. 5‑9.
5:23 муж есть глава… Христос глава Исполненная Духом жена понимает, что ведущая роль мужа не просто заповедана Богом, она отражает ведущую роль любящего Христа в Церкви. См. пояснение к 1Кор. 11:3; ср. 1:22, 23; 4:15; Кол. 1:18; Тит. 2:4, 5. Спаситель Как Господь оберегает Свою Церковь от опасностей греха, смерти и ада, так и муж обеспечивает, защищает, хранит и любит свою жену, что при ее повиновении приносит ей благословение. Ср. Тит. 1:4; 2:13; 3:6.
5:25 любите своих жен После того, как установлено главенство мужа (ст. 22‑24), акцент переносится на главную обязанность мужей перед своими женами – любить их такой же глубокой, самозабвенной и жертвенной любовью, которую Христос имеет к Своей Церкви. Ради Нее Христос отдал все, что имел, включая Свою собственную жизнь, и это – пример для жертвенной любви мужа к своей жене. Ср. Кол. 3:19.
5:26, 27 освятить… очистив… свята… непорочна Так Господь любит Свою Церковь. Спасительная благодать делает верующих святыми посредством Слова Божия (Тит. 2:1‑9; 3:5), чтобы они могли стать чистой невестой. От мужей требуется очищающая любовь к своим женам, каковую являет Христос к Своей Церкви. Поскольку Божья любовь стремится полностью очистить своих любимых от всякого вида греха и зла, муж‑христианин не должен даже допускать мысли о чем‑либо греховном в жизни своей жены, чтобы не огорчить Бога. Более всего муж должен желать для жены того, чтобы она совершенно уподобилась Христу, поэтому он должен вести ее к чистоте. См. пояснение к 2Кор. 11:23.
5:28 как свои тела Здесь с особой остротой подчеркивается единство, которое должно характеризовать христианский брак. Христианин должен заботиться о своей жене так, как он это естественно делает в отношении самого себя (ст. 29), и даже больше, потому что он должен проявлять самоотверженную любовь (ср. Флп. 2:1‑4). любящий свою жену любит самого себя В конечном итоге, любящий свою жену муж получает большое благословение для себя от нее и от Бога.
5:29 питает и греет Здесь говорится об ответственности мужа за удовлетворение нужд жены в двух аспектах: нужно помогать духовному росту жены во Христе, а также заботиться о ее благополучии и безопасности.
5:30 члены тела Его Господь заботится о Своей Церкви, потому что Церковь тесно и неразрывно связана с Ним. Если бы Он не заботился о Своей Церкви, Он бы преуменьшил Свою славу, которую Церковь воздает Ему хвалой и послушанием. Так и в браке, муж и жена настолько соединены друг с другом, что составляют одно целое. Заботясь о ней, он заботится о себе (ст. 29).
5:31 Цитата из Быт. 2:24 (см. пояснение там же). Павел акцентирует внимание на Божьем предназначении брака, учрежденного Богом при сотворении мира, подчеркивая его прочность и единение. Брачный союз является тесным (интимным) и нерасторжимым. Слово, переведенное как «прилепится» и использовавшееся для описания чего‑то крепко склеенного или скрепленного друг с другом, придает особое значение прочности союза (см. пояснения к Мал. 2:16; Мф. 19:6‑9).
5:32 Тайна сия велика В Новом Завете «тайна» означает некоторую реальность, упомянутую в Писании, но ранее сокрытую, а теперь открытую для понимания. Брак – это священное отражение удивительной и прекрасной тайны союза между Мессией и Его Церковью, совершенно неизвестной до Нового Завета. См. пояснения к 3:4, 5; Мф. 13:11; 1Кор. 2:7.
5:33 каждый из вас Святость любви между верующими супругами должна быть видимым выражением любви между Христом и Его Церковью.
Апостола Павла послание к ефесянам 5:1
Толкования:
Блаж. Иероним Стридонский
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные
Блаж. Феофилакт Болгарский
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные
Как Господь возлюбил тебя, так и ты люби брата и подражай Богу по возможности. И нельзя здесь отказываться бедностью и говорить: если отпущу, то потерплю убыток; но прощай согрешающему даром и без издержек, и ты уже получил великую выгоду, то есть стал подражать Богу. Потом указывает и на другую причину более благородную. Как чада, говорит, возлюбленные, то есть и другую необходимость вы имеете подражать Отцу вашему. И так как не все дети подражают своему отцу, то прибавил: возлюбленные; потому что таковые подражают отцам.
Лопухин А.П.
Ст. 1-2 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное
Ст. 1-21 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
Прп. Ефрем Сирин
Ст. 1-14 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 1-2 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное
«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное». Чтобы ты не подумал, что это было делом необходимости, послушай, что не просто он сказал, но: «предал Себя», как бы говоря: Владыка возлюбил тебя, когда ты был врагом; люби же ты друга; а если ты не можешь этого, делай, по крайней мере, что можешь. О, что может быть благостнее этих слов? Назовешь ли ты царство, или другое что-либо, – ничто не будет равняться с ними. Ты подражаешь Богу, ты уподобляешься Богу, когда вместе с Ним прощаешь. «Итак, подражайте Богу». А вот и еще прекраснейшее увещание: «Как», – говорит, – «чада возлюбленные». У вас есть и другая необходимость подражать Ему, – не только потому, что вы Им облагодетельствованы, но и потому, что сделались чадами. «Как чада возлюбленные». Так как не все сыновья подражают отцам, но только возлюбленные, то и говорит: «Как чада возлюбленные, и живите в любви». Вот и основание всего: если будет любовь, то не будет ни ярости, ни гнева, ни крика, ни брани, – все это будет уничтожено. Потому он и поставляет главнейшее на конце. Почему ты сделался чадом? Потому, что тебе прощено. На том же основании, на каком удостоен ты столь высокой чести, и сам ты прощай ближнему. «Как и Христос», – говорит, – «возлюбил нас». Ты милуешь друзей, а Он – врагов; следовательно, то, что сделал Владыка, гораздо важнее. Да и как иначе слово – «как и» удержит свой смысл? Не ясно ли, что (в таком только случае), если мы будем благотворить врагам? «И предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное». Видишь ли, что страдание за врагов есть благоухание приятное и жертва угодная? Хотя бы ты и умер, и тогда будет жертва: вот что значит подражать Богу.
Свт. Феофан Затворник
Бывайте yбo подражатели Богу, якоже чада возлюбленная
Эти два первые стиха можно считать и продолжением предыдущей мысли, и особою заповедию о любви, как высшем христианском законе взаимноотношений.
Святой Златоуст видит в этом Богоподражании несравненное преимущество христиан.
«Что может быть сладостнее сих слов, подражатели Богу бывайте? Если ты назовешь царство, если — другое что-либо, — все это нисколько не будет равняться с ними! Ты подражаешь Богу, ты уподобляешься Богу, когда прощаешь вместе с Ним. Грехи нужно прощать скорее, чем долги денежные, потому что, если ты простишь деньги, ты этим будешь подражать Богу, а если будешь прощать грехи, ты подражаешь Богу».