история села языково благоварского района
Наше Языково: далекое и близкое
Нет, что ни говори, земли кусок,
Когда к нему ты смолоду привязан,
Он там внутри тебя; ты им высок
Ему любовью к жизни ты обязан.
Ты скажешь: “Родина” – и думаешь о нем,
Ты скажешь: “Я”- и он перед тобою.
Забыть захочешь? – Нет! Как память о былом,
Ты всюду повезешь его с собою!
И если вдруг поймешь – там где-то в тайниках
Своей души, что жить осталось мало,
Ты поспеши отдать свой тленный прах
Земле, которая тебя питала.
С.Н. Сергеев-Ценский
История нашего села, села Языково, описана нашими краеведами достаточно подробно.
В своей работе, рассказывая об истории нашего района, мы опираемся на труды Кирякова Василия Ивановича «Солнце свободы над древним селом» и «На память потомкам», и «Из истории сел и деревень Благоварского района» Курбангулова Раиса Гайнисламовича. Их труды основаны на кропотливом изучении архивных документов.
Стоит отметить также существенную роль в деле изучения истории района Файрузовой Равиды Сулеймановны, ведь благодаря ее переписке с жительницей Сармановского района Республики Татарстан Елизаветой Архиповной Кузнецовой 1924 года рождения (письмо было опубликовано на страницах районной газеты) стало известно, что в Сармановском районе в Татарстане тоже есть населенный пункт «Языково», но это деревня, причем уже заброшенная.
Вот, что удалось узнать о деревне Языково Сармановского района Республики Татарстан на сегодняшний момент «В данное время села практически нет (два жилых дома), здание церкви сохранилось, но полуразрушено. Постоянное население деревни отсутствует (2010). Есть зерноток и летний полевой лагерь. А в свое время была многолюдная деревня».
Истории двух населенных пунктов – «тезок» в чем-то схожи «В 1801г. гвардии поручик М.П.Языков купил у помещика Старукина село и землю, и перевел из Симбирской губернии из деревень Куролесово и Языково 203 душ мужского и 183 душ женского пола. Село впоследствии стало называться именем владельца – Языково.
Во второй половине XIX века имение Языковых было куплено елабужскими купцами братьями Стахеевыми – Иваном и Василием. На 1870 год в селе было 152 двора и проживало 504 мужских и 518 женских души. Были 3 часовни, водяная мельница, 28 лавок, по понедельникам собирались базары, пекли калачи».
«Сначала уехала молодежь, потом перетянула стариков. И от некогда большого села – 360 дворов- в настоящее время осталось 2 жилых дома и 2-3 дачных дома на лето» – писала Елизавета Архиповна Равиде Сулеймановне.
Впрочем, есть село Языково и в Ульяновской области (раньше именовалось Симбирской губернией)
Языково – небольшой поселок в Карсунском районе Ульяновской области. Расположен на берегу речки Урень, в 70 км от Ульяновска. Статус поселка имеет с 1937 года, сегодня вместе с селом Прислониха образует Языковское городское поселение.
Изначально «усадьба Языковых» это было родовое имение мелкопоместных дворян Языковых, откуда и пошло название. В первой половине XIX века селом владел Николай Михайлович Языков, известный поэт и переводчик, романтик, славянофил, друг Пушкина и Гоголя. Пушкин несколько раз посещал усадьбу Языково, путешествуя в Оренбург и возвращаясь назад. Частыми гостями были В.П. Ивашев, А. С. Хомяков, Д. В. Давыдов и другие.
Передо мной моя наследная картина:
Вот горы, подле них широкая долина,
И речка, сад, пруды, поля, дорога, лес,
И бледная лазурь отеческих небес!
Н.М.Языков
В конце XIX века усадьба достается купцам Степановым, которые принимаются за фундаментальные преобразования. Площадь усадьбы расширяется, высаживается новый парк (ныне столетние липы), выкапывается новый пруд в модном тогда австрийском стиле, береговая линия старого пруда меняется и на пруду появляется новый остров. В начале XX века здесь устраивала музыкальные вечера оперная певица Н.О. Степанова-Шевченко, в гости приезжали композиторы А. Варламов, С. Прокофьев и другие знаменитости того времени. Ни старые, ни новые владельцы так и не озаботились появлением в селе какого-либо производства.
В советские времена в поселке Языково существовали небольшая ткацкая фабрика и свиноводческая ферма. При фабрике имеется небольшой музей. Основной же достопримечательностью является усадьба братьев Языковых.
Несмотря на то, что от самой усадьбы мало что осталось, но зато сохранился замечательный парк с прудам. А самое главное здесь сохранился дух поэзии.
Вернемся к истории нашего родного села Языково Благоварского района. Село Языково — одно из старинных русских поселений на территории района. Расположено наше село на берегу речки Кармасан.
В 1792 г. прапорщик Петр Александрович Бабкин купил у каршинских башкир земли по Кармасану, где обосновал селения Новоселки-Кармасан (позднее Языково), Бабкинский (Каран) и т.д. В 1795 г. V ревизия зафиксировала в сельце Новоселки-Кармасан 9 дворов с 36 душами обоего пола. В 1801-1805 гг. вдова П.А. Бабкина значительную часть земель вместе с селениями и крепостными крестьянами продает гвардии прапорщику Михаилу Петровичу Языкову, бывшему владельцу Симбирской губернии, который «выводя из разных мест, многом число крестьян начинает обосновать новые поселения». Одним из первых поселений, им основанных, была нынешняя деревня Старогорново. Вначале сельцо называлось Языково. Языковы, купив новые земли, расширили свои владения.
Так, земли камергера Петра Федоровича Квашнина-Самарина по рекам Кармасан (по правому берегу) и Карамала также переходят им. К выходу крестьян из крепостной зависимости селениями Тобулдак, Горнова (Языково), Языково (Новоселки), Сводово (Самарино), Александровка (Новый Каран), Голышевка (Нагайка) и другими владел сын Михаила — Александр Языков. Таким образом, есть основание полагать, что современное село Языково основано Бабкиным между 1792-1795 гг., а затем в первой половине XIX в. расширено Языковыми. Село названо в честь помещика Михаила Языкова. Село Языково по V ревизии (1795) проходит под названиями Новоселки-Кармасан, затем — Архангельское, позднее — Михайловское, с 1843 г. Языково.
Интересно описание помещичьего дома дает в своем очерке Киряков В.И. «Царственно раскинул помещик Языков свою усадьбу в новом селе. В наши дни на ее площади уместились здания универмага, РОВД, детского сада «Солнышко», детской поликлиники, КБО и жилые двух этажные квартиры».
Сейчас, как мы знаем, на месте детской – основная поликлиника, вместо «Комбината бытового обслуживания» – магазины, а «жилые двухэтажные квартиры» пошли под снос.
«Помещичий дом был одноэтажный. Вокруг дома разместились жилые помещения на пять-шесть десятков барских работников».
К сожалению, фотографий не сохранилось, все что у нас есть это документальные подтверждение, ревизские сказки, труды краеведов, воспоминания старожилов.
В нашем историко– этнографическом музее оформлен уголок, где мы подробно рассказываем об истории нашего села и района, о семье Языковых, происхождении фамилии Языковых, представлены герб семьи Языковых и их родословная.
Жизнь не стоит на месте, история меняется каждый день, и мы часть этой истории, давайте не будем ее забывать…
Новости
Исторические картинки. Благовар, Языковы, секреты
Мы снова на древней земле Благоварского района. По обеим бережкам тихого Кармасана привольно раскинулось Наше Языково. Ещё в конце XIX века помнилось старинное название – Новосёлово.
Современная Покровская церковь в Языково, фото Дмитрия Михайлова.
В середине 1890-х годов в Языково насчитывалось 94 двора (368 мужчин, 385 женщин), в селе были церковь, волостное правление, хлебозапасный магазин (склад, где хранили зерно на случай неурожая), кузница, 6 маслобоек, 3 обдирки, 3 ветряных мельницы, мануфактурная и две бакалейных лавки, пивная само собой. Каждый четверг в Языково проводился базар.
Давно отменили крепостное право, но Великая реформа 1861 года оставила много документов, по которым попытаемся увидеть далёкое прошлое.
Хозяин основной части совр. Благоварского района Александр Михайлович Языков (1799–1874) проживал в славном Симбирске. Семья была большая – пять сыновей (Николай, Алексей, Павел, Михаил, Владимир) и четыре дочери (Екатерина, Мария, Анна и Наталья).
Барин, однако, регулярно наезжал в уфимское поместье. Судя по всему, хозяйством здешним заправлял сын, поручик в отставке Алексей Александрович Языков. Он, видимо, жил в Уфе.
Известно, что 30 декабря 1867 года в уфимской Ильинской церкви, что стояла на совр. ул. Валиди на самом въезде в город, там ныне риэлторы засели, крестили младенца Николая, сына поручика Алексея Александровича Языкова и его супруги Екатерины Николаевны. Малыш увидел свет Божий 23 декабря. Срёди крёстных встречаем дедушку новорождённого коллежского ассесора Александра Михайловича Языкова.
Затем, именно в Уфе родились следующие дети Алексея Александровича Языкова – Алексей (16 января 1872 года), Александр (1 августа 1873 года), Мария (20 сентября 1874 года), Владимир (11 июня 1876 года). Крёстным Машеньки стал прапорщик 21-го Муромского пехотного полка Владимир Александрович Языков, дядя малышки. Посетил Уфимский край.
Это свидетельствует, что только Алексей из взрослых детей А.М. Языкова постоянно проживал в Уфе и в сельском поместье в Языково.
Алексею Александровичу Языкову отец поручил ликвидацию обязательных (крепостных) отношений в огромном поместье. Он подписывал документы, уставные грамоты, но не все, отец тоже приезжал. Специально оговаривалось, «считая более удобным сождать возвращения Г-на Языкова из Симбирска». А уставную грамоту по деревне Тобулгак 17 сентября 1862 года подписал лично А.М. Языков.
В селе Михайловском, Языково, из 11 ревизских / мужских душ «дворовых людей никто из них не подлежит наделению землёю, как никогда не пользовавшиеся наделом оной». Вообще многие числились в крестьянах. «Из числа значущихся в крестьянах, но с давних пор находившихся при господском доме» все отказались от надела, так что реально дворовой прислуги в селе Языково на 1862 год состояло 27 мужских душ.
В Языково стояла внушительная барская усадьба, которую обслуживали профессиональные дворовые (повара, конюхи и др.), хотя часть их по бумагам числилась крестьянами.
Как она выглядела? Известно, что за барином после 1861 года сохранялись «базар в селе Михайловском Языкове, при господском доме, с надворными строениями усадьба, с выпуском», имелся пруд.
Пётр Григорьевич Резанцев в начале 1880-х годов отмечал, что «из прежних господских домов» сохранился в селе «Языкове, принадлежащий ныне г-же Синицыной». То есть деревянный особняк с прилегающим пространством (сад, хозяйственные строения и др.) существовал спустя 20 лет.
В других селениях Благоварского района тоже были различные помещичьи строения, хозяйственные и жилые. Например, в деревне Тобулгак при составлении уставной грамоты в 1862 году (по заверенной в Симбирске доверенности её подписал сын А.А. Языков) числились одни крестьяне. Но «из числа значущихся в крестьянах, но с давних пор находившихся при господском доме» отказались от земли 8 мужских душ. За помещиком оставался в деревне Тобулгак против «господской усадьбы до городьбы выпуск».
Окрестности Языково, фрагмент карты 1944 года:
В деревне Бабкиной, Коран тож, «из числа значащихся в крестьянах но с давних пор проживавших при господском доме, не пользовавшихся наделом и отказавшихся от него», было 15 душ. В дер. Горной числились в крестьянах, но издавна проживали «при господском доме» и отказались от земли 8 душ. В дер. Новой Голышевой при господском доме жили 3 души крепостных. Барские хозяйственные комплексы в этих селениях включали и какое-то жильё.
В дер. Сводовой с давних пор при господском доме жили 9 душ крепостных, которые в 1862 году отказались от надела. В этом сельце находились также 12 душ крестьян из деревни Степной Сычёвки Симбирского уезда. А в июле 1862 года сын, А.А. Языков, заявил мировому посреднику, что без особого разрешения не может согласиться с отводом земли, «а потому намерен немедленно же ехать в Г. Симбирск для получения этого разрешения». Действовала постоянная связь между уфимскими и симбирскими вотчинами Языковых.
В течение нескольких лет все крепостные А.М. Языкова были переведены на выкуп, то есть стали лично свободными владельцами собственной земли. В 1863 году – крестьяне дер. Бабкина (Каран), Новой Галышевой, Александровки (выселок), Сводовой и Горной за 78 480 рублей, в 1870 году – села Михайловского, Языково Новосёлки тож, и дер. Табулгак – за 41 760 рублей. Выкупные платежи по языковскому поместью в Уфимской губернии составили громадную сумму более чем в 100 тысяч рублей (килограмм картошки в Уфе стоил одну копейку).
Александр Михайлович Языков получил от казны в виде разных ценных бумаг, меньше наличными, большие деньги. Кроме того, за ним осталась основная часть земель, на которых продолжалось вести хозяйство. Нет свидетельств, что А.М. Языков в 1860-е годы стал продавать угодья. Огромное языковское поместье «оставалось на плаву», в первую очередь благодаря выкупным платежам с крестьян (они эти деньги возвращали казне с процентами долгие десятилетия).
Деньги текли в Симбирск, а годы шли своим чередом. Художник Н.В. Неврев «Семейные расчёты», 1888 год, Государственная Третьяковская галерея:
Такое впечатление, что Александр Михайлович Языков не оставил завещания. После его смерти в 1874 году, 5 февраля 1875 года Симбирский окружный суд утвердил раздельный акт, по которому…
Все дети получили Равные доли, сыновья примерно по 2,4 тысячи десятин / гектаров, а дочери, причём все замужние. по 1,5 тысячи десятин. Всем сестрам по серьгам! Огромный единый хозяйственный комплекс был разорван, сёстры тоже выбили свою долю, хотя при выходе замуж, без сомнения, родитель выделял им приданое (деньги, движимое имущество). Брат Алексей, который в уфимском Языкове фактически, видимо, был главным представителем – управляющим от семьи, никаких преференций не получил. Даже главная усадьба в селе Языково ему не досталась!
Ещё французские историки вывели Железный Закон: бизнес живёт ТРИ поколения. 90% фирм и капиталов прекращают своё существование на третьем поколении. Избалованные внуки не жалают корпеть над бухгалтерскими книгами, идут в политику, искусство, живут как рантье.
Это характерно даже для современной России, где из-за малодетности предпринимателей, развал бизнеса наследниками начинается уже на втором поколении. Именно этот сюжет лёг в основу популярного телесериала «Не родись красивой», телеканал СТС:
А в 1875 году языковские мужики с изумлением наблюдали как понаехали новые хозяева, растаскивалось накопленное десятилетиями упорного труда имущество, тем более, что, как всегда, большинство «приватизаторов» и не собиралось заниматься хозяйством.
Знакомая нам по «лихим девяностым» экономика У-2: урвать и удрать.
Огромный языковский «совхоз» пошёл с молотка. При изучении своей истории благоварским краеведам надо хорошо просмотреть сайт ГАУО (Государственного архива Ульяновской области). Только в их картотеке по дворянам Языковых – десятки.
При деревне Самарина, она же Сводова, на речке Кармале, название по имени первого владельца П.Ф. Квашнина-Самарина, землю получили две сестры. Жители переселены аж из Олонецкой губернии (совр. Карелия) и других мест.
Анна Александровна Львова свои 1541 десятину в 1881 году продала дворянину А.А. Березовскому. Сестрица Наталья Александровна Аристова на следующий год свои 1520 десятин выгодно продала известному уфимскому купцу Василию Епифановичу Поносову, чья молодая жена, по второму мужу Молло, выстроит в Уфе шикарный особняк на улице Карла Маркса, ныне там Институт этнологических исследований.
На речке Коранке стоит деревня Коран (Бабкино), жители – потомки уроженцев селений Папуз и аксаковского(!) Куроедово Симбирской губернии. При ней 1541 десятину унаследовала Мария Александровна по мужу Карпова. Она также быстренько избавилась от недвижимости, земля ушла сестре Кате и т. д.
А что же братья? Главная усадьба в Языково и 2383 гектара земли в придачу, плюс хозяйство обширное унаследовал почему-то Владимир Александрович Языков. Видимо, не совсем здоровый и холостой. Он вскоре умирает, но успевает составить духовное завещание, по коему Языково переходит к сестре Катеньке.
Недалеко от совр. станции Благовар, на речке Нагайке стояла деревня Голышева, наречённая так от деревни Старой Голышевой Пензенской губернии. Жители – бывшие пензюки. Возле Голышевки имения получили два брата – Николай и Михаил. Над обоими уже вознёсся рок судьбы. Прожили недолго.
Николай Александрович Языков (1835–1881) был очень известной персоной в Симбирске: действительный статский советник, непременный член Губернского по крестьянским делам присутствия, член Губернского училищного совета, почётный член и председатель Комитета Карамзинской общественной библиотеки, депутат совета Симбирского Общества взаимного кредита, председатель Съезда мировых судей Симбирского округа, его супруга Анна Петровна Языкова (урожд. Родионова) (1842–1879).
Смерть родителей привела к опеке над имуществом, лишь 11 января 1895 года по раздельному акту имение при Голышевке досталось сыну Юрию Николаевичу Языкову. По другим сведениям, Юрий наследовал только половину поместья (1191,5 дес.), вторая отошла к брату Николаю Николаевичу Языкову.
Отцовское поместье в 2383 дес. «с ригою и двором» Ю.Н. Языков продал 31 марта 1900 года Марии Алексеевне Языковой за 17,9 тыс. руб. Рига – крытый овин для сушки снопов хлеба. По другим сведениям, в продажу пошла только половина, а брат Коля 8 февраля 1906 года продал свою половину брату Юре за каких-то 65 тысяч рублей.
Юрий Николаевич Языков сохранил поместье, более того, он пытается хозяйствовать. При дер. Голышево на 1906 год имение Юрия Николаевича Языкова (супруга Мария Александровна) включало обширную усадьбу на площади в 5 десятин. Там стояли два флигеля за 1400 рублей, под флигелем тогда понималось лёгкое (летнее) жильё, пять изб для рабочих, погреб, баня, 3 конюшни, 4 амбара, 3 сарая для скота. Но дела шли не очень и последние 704 десятины при селе Александровке Юрий (Георгий) Николаевич Языков за 42 тыс. руб. 3 января 1906 года продал татарскому предпринимателю М.М. Тенишеву из Симбирска.
Второй участок при Голышевке достался Михаилу Александровичу Языкову (2432 десятины). Он, видимо, был бездетным, его земли переходят по наследству (решение Санкт-Петербургского окружного суда 25 октября 1885 года) братьям отставному поручику Алексею Александровичу Языкову и титулярному советнику Павлу Александровичу Языкову.
Кроме того, часть земли досталась племяннику и соседу Юрию Николаевичу. А постановлением петербургского суда от 26/29 мая 1887 года другая часть имения перешла к вдове действительного статского советника Дросиде Ивановне Языковой.
Какое она имеет отношение к Благоварскому району, не знаю. Но в интернете нашлась любопытная информация, что в Санкт-Петербурге известный дом Кошанского – Сомова на Большой Конюшенной, 15 принадлежал Дросиде Ивановне Языковой, проживавшей на Невском, 118 (http://www.citywalls.ru/house3631.html). Очередная благоварская тайна.
Кстати о тайнах. Нашего Михаила Александровича Языкова попрошу не путать с поэтом и композитором Михаилом Александровичем Языковым (1847–1919), автором знаменитого романса «Ночь светла». Они дальние родственники. А также с директором Императорского стеклянного завода Михаилом Александровичем Языковым (1811–1885), приятелем Белинского и Панаева. Тоже дальняя родня и полные однофамильцы.
Чтобы уважаемый Читатель и, тем более, благоварский краевед имел возможность «переварить» этот объём информации и не запутаться в многочисленных Языковых сделаем перерыв на пару недель.
Благоварский район 74 года назад:
А в конце вспомним ещё раз великого почти земляка поэта Николая Михайловича Языкова. В 1844 году в журнале «Вестник Европы» вышли его стихи «К не нашим». Начало:
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Её торжественный изменник,
Её надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд… далее дочитайте в интернете.
Михаил Роднов, доктор исторических наук
Село Языково
Языково, село, центр Благоварского р-на (в 1935 — 63 и с 1966) и Языковского с/с. Расположено на р. Кармасан, в 70 км к западу от Уфы и 14 км к северо-востоку от железнодорожной станции Благовар, на автомобильной дороге Чишмы—Языково—Чекмагуш.
Население (тыс. чел.): в 1906 — 0,7 (учтено вместе с хут.Языковский); 1920 — 1,3 (с с.Языково 2-е); 1939 — 2,2; 1959 — 1,7; 1989 — 4,5; 2002 — 5,9; 2009 — 6477. Живут татары, башкиры, русские.
Расположено ГУП «Племптицезавод «Благоварский»». Есть ПУ, Языковская средняя школа, детская музыкальная и начальная школы, ДЮСШ, Дом детского технического творчества, Детский центр оздоровительно-образовательно туризма и краеведения, 3 детсада, центральная районная больница (3 здания бывшей земской больницы, 1900-е гг., памятник истории и архитектуры), библиотека, детская библиотека, ДК (2 народных коллектива художественной самодеят-сти, киностудия «Кармасан»), клуб (бывшее здание Народного Дома, кам., 1915, памятник истории и архитектуры), историко-краеведческий музей (здание бывшей земской школы, кирпичное, 1906, памятник истории и архитектуры), церковь, мечеть.
История
По переписи 1850 г. насчитывалось 36 дворов, где проживали 353 души, через 7 лет — 76 дворов и 566 душ. В начале XX в. было создано Новоселовское сельское общество. В селе имелись больница, школа, почта, училище, православная церковь (построена в 1842 г.), по две водяных и ветряных и одна обдирочная мельницы. По четвергам действовал базар, куда собирались жители соседних деревень.
По материалам переписи 1912 г., в 106 дворах проживали 683 души. Посевная площадь составляла 1 058 десятин; 77 хозяйств, объединившись в товарищество, купили 1.535 десятин земли. Население занималось земледелием, животноводством, плетением лаптей. Зафиксировано 1828 голов скота, из них лошадей — 323, крупного рогатого скота — 354, овец — 876, свиней — 277.
К 1917 г. было 190 дворов, население — 1183 души. Из них русские — 1130 душ и украинцы — 119 душ; проживали несколько немецких, белорусских и еврейских семей. Русские и украинцы выращивали хлеб, последние занимались и ремеслом. Материальное положение населения было неоднородным. В 1920 г. Языково стало самым крупным населенным пунктом Новоселовской волости. В 195 дворах проживали 1 273 человека.
В марте 1918 г. активисты села Языково Иван Поливин, Георгий Сулев, Андрей Золотухин, Павел Дикий, Бейла Томаш — всего 23 человека — организовали коммуну. Договор о ее создании был опубликован в газете «Вперед». Коммунары жили в саманных домах. В первый же год организации они на нескольких гектарах посеяли зерновые. Питались из «общего котла». Короток был век коммуны: в ходе чехословацкого мятежа она была разгромлена, но осталась в истории как Андреевская по имени организатора Андрея Золотухина, еще до Октябрьской революции унаследовавшего от отца, состоятельного землевладельца Харитона Золотухина, земельный участок, сельхозинвентарь и скот. Впоследствии он работал в земельных органах Белебеевского уезда, участвовал в Гражданской войне, работал в штабе Уфимского губернского БОНВ, в хозяйственных и советских учреждениях. Скончался в годы Великой Отечественной войны.
В начале 20 в. объединилось с хутором Языковский. В 30-е гг. произошло слияние с основным. в конце 19 в. с. Языково 2-е.
Благовар
За обнаруженные в списке пропуски имен, утайку душ виновные наказывались. В бланки ревизских сказок включались все члены семьи с указанием должности, имени, фамилии, возраста, родства.
• Дело № 151, дд.: Кучербай (9 башкир, 1 двор | Лист 128), Абзан (46 башкир, 7 дворов | Листы 200-202), Сынташ тамак / Тавларовой тож (56 башкир, 9 дворов | Листы 236-239), Сараелов (25 башкир, 5 дворов | Листы 722).
• Дело № 152, дд.: Абзан (7 мещеряков, 1 двор | Листы 459-461), Кучербай (474 мещеряка, 46 дворов | Листы 362-388; 31 мещеряк, 5 дворов | Листы 463-465).
• Дело № 154, д.: Ильчимбет (186 тептярей, 32 двора | Листы 541-551), Старой Амирово (81 тептяр, 17 дворов | Листы 724-730).
• Дело № 346, дд.: Шарлык (229 тептярей, 41 двор | Листы 140-153), Сынташ (84 тептяра, 17 дворов | Листы 181-187), Яныш (216 тептярей, 31 двор | Листы 202-213), Сынташ (51 тептяр, 8 дворов | Листы 214-217).
• Дело № 348, д.: Кугулева (44 дворовых, 11 дворов | Листы 1-4).
• Дело № 352, дд.: Сынташ (45 тептярей, 11 дворов | Лист 240), Улу Аряма (25 тептярей | Лист 242), Шарлык (229 тептярей, 41 двор | Лист 243), Яныш (216 тептярей, 31 двор | Лист 243).
• Дело № 363, дд.: Сынташтамак (163 мещеряка, 27 дворов | Листы 180-184), Сынташ (122 мещеряка, 17 дворов | Листы 184-186), Улы Аряма (38 мещеряков, 6 дворов | Листы 186-187), Яныш (277 мещеряков | Листы 188-193).
• Дело № 364, дд.: Шарлык (229 тептярей, 41 двор | Листы 119-132), Сынташ (45 тептярей, 11 дворов | Листы 151-154; 51 тептяр, 8 дворов | Листы 176-179.), Яныш (216 тептярей, 31 двор | Листы 165-175), Балышлы (97 тептярей, 19 дворов | Листы 18-724).
• Дело № 370, дд: Башкирские Термы (12 мещеряков, 1 двор | Листы 197-199), Дюсмет (67 мещеряков | Листы 211-214), Улуарема (38 мищеряков, 6 дворов | Листы 215-219), Кучербай (11 мещеряков, 2 двора | Листы 221-222), Шарлык (53 мещеряка, 7 дворов | Листы 224-228), Яныш (283 мещеряка, 41 двор | Листы 238-249), Сунташтамак (158 мещеряков, 26 дворов | Листы 254-260), Сарайлы Муталып (42 мещеряка, 6 дворов | Листы 266-269), Удрякбаш (455 мещеряков, 57 дворов | Листы 290-303), Балышлы (524 мещеряка, 63 двора | Листы 304-319).
• Дело № 371, дд.: Яныш (105 башкир, 20 дворов | Листы 305-308), Сынташ (63 башкира, 10 дворов | Листы 309-311), Башкирскеи Термы (167 башкир, 26 дворов | Листы 480-484), Агарды (10 башкир, 2 двора | Листы 512-514).
• Дело № 374а. дд.: Улы Арям (101 башкир, 16 дворов | Листы 42-43), Сынташ (59 башкир, 9 дворов | Листы 43-44), Яныш (110 башкир, 20 дворов | Листы 44-48), Удрякбаш (43 башкира, 6 дворов | Листы 272-273), Агарды (9 башкир, 1 двор | Лист 273 об.; 2 башкира, 1 двор | Листы 274 об.), Муталлыпова (278 башкир, 31 двор | Листы 299-305), Термы (174 башкира, 20 дворов | Листы 305-309), Нижние Термы (165 башкир, 23 двора | Листы 352-356 об).
Обязанность повсеместного введения метрических книг для православного населения было возложено на христианскую церковь Указом императора Петра I от 1722 г. На территории исторического Башкортостана регистрация актов гражданского состояния для мусульманского населения началось по Указу Правительствующего Сената от 21 сентября 1828 г. «О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому магометанскому духовному управлению». Они велись вплоть до закрытия мечетей в 20-х гг. XX в.
В данном случае жители имели дело не с государственными чиновниками, проводившими переписи, а с приходскими муллами (имамами) своих аулов. Мулла лично контактировал с жителями селения по случаю рождения ребенка, смерти родственника или заключения брака. В метрической записи священнослужитель бесстрастно фиксировал личные сведения, в том числе этническую и этносословную самоидентификацию, обратившегося к нему прихожанина: башкир, татарин, мишар (мещеряк), тептяр, купец, государственный крестьянин, мещанин и др.