к формам интерактивного обучения относятся

Статья на тему «Интерактивное обучение (формы и методы)»

В XXI веке требуется современный человек, который не только вооружен новыми знаниями, но и умеет их применять для решения возникающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Развитие личности требует раскрытия новых качеств и возможностей.

Современное образование предъявляет новые требования к формам и методам обучения. Одним из современных и востребованных методов является – интерактивное обучение.

Главный принцип интерактивного обучения – принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого-педагогической поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия обучающего и обучающихся в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых процедур и видов деятельности, проблемных и развивающих ситуаций, проектирование, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение. Интерактивными по педагогической природе является деятельность с мультимедиа программами, использование ресурсов и возможностей Интернет, компьютера.

Современные методы обучения оличаются большим разнообразием и выбором (Приложение 2), каждый педагог имеет возможность выбора различных тенденций. Наиболее актуальными и востребованными интерактивными методами являются Кейс-технологии:

Источник

Интерактивные формы и методы работы с детьми

к формам интерактивного обучения относятся. Смотреть фото к формам интерактивного обучения относятся. Смотреть картинку к формам интерактивного обучения относятся. Картинка про к формам интерактивного обучения относятся. Фото к формам интерактивного обучения относятся Татьяна Скрягина
Интерактивные формы и методы работы с детьми

Сущность и основные понятия интерактивного обучения

Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают сообучение, причем, и ребенок, и педагог, и воспитатель являются субъектами учебного процесса. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

2. Особенности интерактивного обучения

Каковы же особенности интерактивного обучения?

Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

3. Методы интерактивного обучения

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения.Наиболее известные из них:

— case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

интерактивные и ролевые игры:

— дискуссии и дебаты;

метод проектов;

метод ассоциаций.

Эти формы/ методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Характерными особенностями интерактивных методик являются:

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр,но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

— Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

— Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой.Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Формирование культуры речевого общения

Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием — их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятельность — это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Соответственно, для формированиясоциально активной личности необходимо развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения,а именно: знание языковой системы и владение речью плюс соблюдение социальных норм речевого поведения. Речевая деятельность – это речь как процесс.

Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной, всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Речевая деятельность имеет социальный характер. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память.Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации и контроля. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследованиями ученых установлено,что воспитание культуры речевого общения определяет:

формирование у детей знаний норм и правил общения;

— умение общаться с окружающими;

— желание ребенка вступать в контакт;

— предупреждает негуманное проявление эмоций.

Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.Обучение детей предполагает:

— объяснение их значения;

формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

Особое внимание следует уделять:

— беседам с детьми;

— использованию художественного слова;

— комплиментам, как одному из видов поощрения;

— проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;

— драматизации отдельных произведений.

Содержанием формированиякультуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста является:

формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения, сопереживания);

— с разными собеседниками: взрослыми и детьми;

— в таких видах деятельности, как регламентированная, совместная, самостоятельная деятельность.

Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность педагога дошкольной организации.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи,возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т. е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

В современном дошкольном образовании развитие коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования. В то же время, именно становление вполне определенных форм общения («кооперативно-соревновательного» со сверстниками и «контекстного» со взрослыми) является необходимой предпосылкой готовности к школе. Успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новыми социальными ситуациями. Формирование коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста будет идти успешно,если:

— содержание формируемых коммуникативных умений будет определяться с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности, объединять в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, эффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения;

-технология формирования коммуникативных умений будет реализовываться по этапам,включающим: создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений;

-ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности; творческое применение коммуникативных умений;

-средством формирования коммуникативных умений будут выступать специальные кружковые занятия и дидактические игры коммуникативного содержания, сходство которых позволяет использовать единые приемы руководства, акцентирующие внимание ребенка на компонентах коммуникативной деятельности;

-предметно-развивающая среда будет обеспечивать единство социальных и предметных средств и функционально моделировать содержание формируемых у дошкольников коммуникативных умений.

Принципы речевого взаимодействия взрослого и ребенка

— общение взрослого с ребенком должно быть целенаправленным, стимулирующим и личностно-ориентированным;

— при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать задания «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;

— стимулы, используемые взрослым и побуждающие ребенка к действию, должны носить полимодальный характер;

— любые контакты и действия с ребенком следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка; при этом необходимо стремиться вступить в визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности;

— вступая в общение с ребенком, взрослый должен учитывать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкретного ребенка, а также собственные склонности и предпочтения. Другими словами, взрослый выступает в качестве «индивидуально настроенного инструмента», который звучит в собственном, свойственном только ему регистре и тембре, подобранном для определенного ребенка. Взрослый строит свое взаимодействие с ребенком с учетом ведущих мотивов и потребностей детского возраста, принимая во внимание специфичность психического статуса, характерную для ребенка с тем или иным вариантом развития, а также актуальные и потенциальные возможности ребенка. Возрастная периодизация, разработанная в отношении нормально развивающихся детей, является для взрослого ориентиром при организации его взаимодействия с детьми разного возраста. В младенчестве взрослый направляет свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в движениях, эмоциональном насыщении, в предметной новизне, на обеспечение развития функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, на развитие подражания и эмоционально-делового общения, на активизацию лепета. Изменение типа взаимодействия с ребенком раннего возраста связано с изменением ведущей деятельности и ведущих мотивов. В этот период взрослый создает условия для формирования у ребенка познавательной активности,направленной на исследование свойств объектов и их функциональности: «Что с ним можно делать? В чем его значение?» Он организует совместную с ребенком деятельность, чтобы познакомить его со структурой предметного действия, обогатить его сенсорный опыт и подвести ребенка к появлению у него способности к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметных заместителей. Взрослый добивается возникновения у ребенка ассоциативных образов в доизобразительном «рисовании», предпосылок овладения речью, деловых мотивов взаимодействия с окружающими. Значимым компонентом содержания взаимодействия на этом этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я-сознания».Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной. Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том,чтобы:

— обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);

формировать начала личности (базис личностной культуры);

— развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);

формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

— сотрудничество при взаимодействии;

— создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;

— использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

В основе: обучение ребенка умениям и навыкам.

Самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам.

Способы общения: наставление, требование, запрет, угроза, наказание.

холодное наблюдение, реагирование уходом, реагирование раздражением, неприятием.

Тактика общения: руководство и контроль.

Мирное сосуществование: рядом, но не вместе.

Результат общения: подчинение, отсутствие самостоятельности, иногда агрессия, жестокость.

Разрыв эмоциональных связей

— выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;

— высказывание собственного мнения;

— желание достичь результата;

— обращение за помощью.

— свобода мышления, воображения;

— возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;

— появляется единство физического и психического здоровья.

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей. Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.

Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования Форма проведения: Педагогический «квест» Место проведения: МБДОУ № 8 «Светофор» Дата проведения: 19.12.2017г. Время проведения: 13.30ч.

Презентация «Формы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию» 1слайд Формы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию 2слайд настоящее время проблемы экологического воспитания.

Формы и методы работы с детьми и родителями. Библиотека в ДОО. (Мини-опыт) В конце прошлого года я провела опрос среди родителей, и на основе анализа анкет сделала следующие выводы: 50% родителей редко читают книги.

Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности АктуальностьМодернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное,.

Интерактивные формы работы с родителями ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию» Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Здравствуйте, уважаемые.

Опыт работы по теме «Активные методы и формы работы с педагогами как условие повышения качества образования в ДОУ» С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Актуальность 2. Цель и задачи 3. Принципы 4. Технология 5. Результаты 6. Перспектива 7. Список литературы 8.

Современные интерактивные формы работы с родителями воспитанников В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного.

Источник

Статья «Формы и методы интерактивного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы и методы интерактивного обучения

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодейстии.

«Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс» (по В. Болотову)

«При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок. » (по Г.А. Цукерману).

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока [8, с. 26].

Технологии интерактивного обучения.

Ротационные (сменные) тройки.

Работа в малых группах.

Суд от своего имени.

Ролевая (деловая) игра.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ( работа в группах).

Знание о мифах как жанрах устного народного творчества ; знание новых слов: «кифара», «певцы-рапсоды»; умение составлять краткие записи по содержанию литературоведческой статьи ; формирование интереса к содержанию мифов ; умение сотрудничать позволяет получить этот метод.

Ресурсы : 6 листов белой бумаги А-4, 6 маркеров (ручек), учебник литературы.

к формам интерактивного обучения относятся. Смотреть фото к формам интерактивного обучения относятся. Смотреть картинку к формам интерактивного обучения относятся. Картинка про к формам интерактивного обучения относятся. Фото к формам интерактивного обучения относятся

1. Из какого языка пришло слово «миф» и что оно обозначает

2. Кто был создателем мифов?

3. О чем рассказывалось в мифах?

В качестве домашнего задания учащимся предлагается представить себя на месте жителя Древней Греции и сочинить историю, объясняющую одно из данных явлений (по вариантам):

1)Как возник мир и что его наполняет?

2)Откуда берется отголосок в лесу, точно повторяющий в тишине каждое громко сказанное слово?

ИНТЕРВЬЮ . ( работа в парах или групповая).

Этот метод поможет получить поможет ученикам повторить сведения относительно прямой речи и диалога, закрепит навыки постановки знаков препинания при прямой речи, поможет развитию речи, пополнит знания о значении грамотности для развития каждого человека.

Ресурсы : 5 листов белой бумаги А-4, 5 листов анкеты с вопросами (См. Приложение), 5 маркеров.

1 шаг. Ученики делятся на 5 групп или работаю в паре. Каждая группа получает 1 лист белой бумаги А-4, маркер, лист анкеты с вопросами :

2 шаг. В группе выбирается (по желанию или жеребьевке) ученик – интервьюер, который будет задавать вопросы анкеты каждому ученику группы, и записывать ответы.

4 шаг. Все учащиеся ходят по классу и знакомятся с работами друг друга.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается составить диалог с одним из одноклассников на тему? “Что бы ты изменил в своей школе для того, чтобы образование было качественным?”

ДВА, ЧЕТЫРЕ – ВСЕ ВМЕСТЕ ( работа в парах, четверках).

Ресурсы : карточка с текстом на пару учеников, тетрадь и ручка – на каждого ученика.

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывет,

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой –

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Да только ПРЕ- ставить надо

Заполни таблицу, выписав соответствующие по смыслу слова из текста.

Значение приставки в этих словах

Слова с приставкой ПРЕ-

Значение приставки в этих словах

сходно со значением слова очень

сходно со значением ПЕРЕ –

Данная стратегия формирует навык ведения дебатов, умение вести спор, приводить нужные доказательства, воспитывает любовь и уважение к близким людям. Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель», её гуманизм. Общечеловеческая тема «блудных детей».

«Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?»

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать сочинение-рассуждение, определяя свое отношение к следующей фразе: »Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья».

Данная стратегия помогает ученикам научиться анализировать литературный образ и давать оценочную характеристику, развивает речь учеников, формировать чувство сотрудничества на примере анализа повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ресурсы : портрет писателя Н.В.Гоголя, бумажные круги с надписями героев повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» (диаметр 4 см): Чуб, Вакула, Оксана, Солоха, Пузатый Пацюк, черт, царица Екатерина 2; 5 самоклеющихся разноцветных полосок в форме лепестков ромашки (длина 5 см), фломастер (ручка) – на каждого ученика. Скотч, булавки.

1 шаг. Каждому ученику выдается бумажный круг с надписью одного из героев повести и пять лепестков ромашки.

2 шаг. На каждом из лепестков ромашки ученики записывают по одному слову, которое характеризует одного из персонажей повести (например: смелый, красивая, хитрая и т.п.).

В качестве домашнего задания Ученикам предлагается подготовить рассказ о приключениях кузнеца Вакулы в Петербурге.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

контролирует ход работы в группах;

отвечает на вопросы;

регулирует споры, порядок работы;

в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

Необходимо отметить, что все формы требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов, а также возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Наиболее известными и потенциально эффективными формами интерактивного обучения на уроках русского языка считаются следующие: творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, ПОПС-формула (Позиция ученика – Обоснование – Пример – Следствие), тренинг, информационный блок, кейс-стади. Так, например, при использовании метода творческих заданий на уроках русского языка, у школьников повышается познавательная активность и вырабатывается потребность учиться, организация работы в малых группах, позволяет обучающимся иметь возможность сообща решать определенный круг вопросов, чувствуя поддержку каждого члена группы, мотивируя школьника к саморазвитию и навыкам самопозиционирования в ученическом коллективе, в процессе ролевый игры у детей вырабатывается чувство командного духа, умение сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к познанию. Материал мини-лекций на уроках словесности строго ранжирован (т.е. имеет этапы реализации, рефлексии, оценки), выстроен по принципу научности, соответствует возрастным особенностям обучающихся и обеспечивает практическую направленность изученного материала, и в этом его плюсы. Метод проектов способствует развитию не только познавательных, творческих навыков учащихся, но и умению самостоятельно конструировать свои знания, свободно ориентироваться в информационном пространстве, способствует развитию связей между теоретической и практической стороной предмета. Активные «пятиминутки» способствуют мотивации обучающихся к изучению школьных предметов, укрепляют метапредметные связи (русский и английский язык), развивает языковую интуицию школьника, его наблюдательность, умение сравнивать и обобщать, позволяют комплексно и систематически осуществлять работу по формированию лингвистических умений. В свою очередь, ПОПС-формула способствует развитию не только аналитических способностей у учащихся, но и умения рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения. Благодаря тренинговому методу каждый обучающийся может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. В процессе тренинга учащиеся приобретают новый опыт, который основывается на уже имеющихся знаниях. Технология блочно-модульного обучения позволяет школьникам реализовать себя в ходе урока, все знания, полученные при этом, выстраиваются в четкую систему понятий и представлений. Обучающиеся получают навыки отбора и анализа информации. Данная технология основывается на возрастные и личностные особенности обучающихся и состоит из нескольких модулей, что позволяет учителю выбирать разные формы организации при каждом модуле.
Перечни сложных для осмысления вопросов можно выделить, обращаясь ко всем уровням языковой системы. Материалом рассмотрения в данной статье выступают трудные вопросы лексикологии – «наиболее сложные для восприятия, понимания и усвоения школьниками или недостаточно освещенные в существующих учебниках и учебных пособиях понятия, связанные с квалификацией того или иного языкового явления в контексте системно-структурных связей внутри лексики как подуровня языковой системы».
Для школьников (особенно пятиклассников) многие лексические понятия сложны, так как лексикология, как и любая наука (математика, химия, черчение и т.д.), во многом абстрактна. А некоторые лексические понятия учащимся порой просто невозможно осознать. На основе собственного опыта преподавания можно сказать, что существуют трудности в изучении лексических единиц русского языка. Так, трудными считаются темы, связанные с изучением лексического значения слова, работой со словарями, вопросами классификация языковых явлений (например, дифференциацией омонимов и смежных с ними слов, омонимов и многозначных слов, а также архаизмов и историзмов).
Используя интерактивные формы и методы, учитель в процессе освоения учебного материала гарантирует разнообразие не только мыслительной, но и практической деятельности обучающихся. «По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы».
Используя интерактивные формы и методы, учитель в процессе освоения учебного материала гарантирует разнообразие не только мыслительной, но и практической деятельности обучающихся. Так, применяя интерактивные технологии в процессе изучения темы «Лексическое значение слова» обучающиеся приобретут предметные компетенции (осознании функции слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знание основных приемов толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова», умение пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию, толковать лексическое значение слова, используя различные приемы, разграничивать лексическое и грамматическое значения слова).
Наряду с предметными, обучающиеся смогут приобрести и метапредметные компетенции: регулятивные, включая умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; познавательные, связанные с навыками построения сообщений в устной и письменной форме; коммуникативные, состоящие в способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Такой объем компетенций получают обучающиеся в ходе изучения остальных тем, входящих в «круг трудных вопросов лексикологии», если учитель-словесник использует интерактивные технологии.

Интерактивы позволяют сформировать у школьника круг необходимых компетенций, предусмотренных ФГОС, основой которых является обогащение лексикона (словарного запаса) обучающихся.

Итак, в чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В. А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Преимущества интерактивных методик обучения в том, что они:

• пробуждают у обучающихся интерес;

• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

• формируют у обучающихся мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

— развитие личностной рефлексии;

— осознание включенности в общую работу;

становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

— развитие навыков общения;

— принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

— повышение познавательной активности.

— формирование класса как групповой общности;

— повышение познавательного интереса;

— развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

— нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

-формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *