к формам ознакомления детей с искусством относятся
Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством
Елена Мешкова
Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством
Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Через произведения искусствадети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения — что хорошо и что плохо.
Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего в картине, переданного в скульптуре.
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детейвыражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3—4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием,развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, — о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий,изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).
Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И. Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели», воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. «Здесь грачи уже вьют гнезда, — говорит один мальчик, показывая на картину А. Саврасова, — а здесь, — показывает на картину «Март», — еще ни одной птички не видно, и тут снегу много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет».
Вопрос воспитателя «На какой картине изображен солнечный день?» — направляет внимание детей на колорит картины — сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине «Грачи прилетели».
Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.
Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа». С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются открытки, и дети будут сами выбирать их.
Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или в картонные паспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин.
Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.
При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством могут быть применены иные приемы. Прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.
При рассматривании узоров на вещах,декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.
Узоры,орнаменты на предметах помогают в декоративном рисовании: дети научаются делать узоры более ритмичные и многокрасочные. Художественно выполненные игрушки и скульптура служат образцами для лепки и рисования, знакомят детей с пластическими изображениями, с передачей формы, движения.
Необычная занимательность образов, жизнерадостность, яркая роспись кировской игрушки (красавицы водоноски, кормилицы, кони, козлы, уточки, петухи и т. д.) позволяют использовать их в играх, в играх-драматизациях на сказочные сюжеты («Хаврошечка», «Морозко», «Терешечка» и др.).
Желательно организовать экскурсию детей подготовительной группы в музей или на выставку декоративного искусства. Познакомившись на занятиях и в играх с аналогичными произведениями, дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки и послушают пояснения сотрудника музея.
Итак, в детском саду используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством: Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства — или репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампы, иллюстрации, скульптура и пр.
Со старшими детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия как по объему, так и по содержанию.
Поощряется самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.
Уголок для ознакомления воспитанников 5–6 лет с искусством и изобразительной деятельностью В этом году в нашем учреждении дошкольного образования проходил смотр-конкурс на лучший уголок для ознакомления с искусством и изобразительной.
Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.
Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.
Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.
Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.
Методы, приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
Надия Аширова
Методы, приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
1 СЛАЙД. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.
2 слайд. «Искусство – это.»
Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.
3 слайд. «Искусство призвано…»
Искусство призвано:
• «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель)
• «исправлять природу» (Вольтер)
• «способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили» (Р. Кент)
• «озарять светом глубины человеческой души» (Р. Шуман)
Эти высказывания раскрывают педагогические возможности живописи.
Без воспитания с дошкольного возраста уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.
Прежде чем говорить о методах и приемах ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, напомню о видах и жанрах изобразительного искусства.
4 слайд. Виды и жанры изобразительного искусства:
Изобразительные:
• Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина)
Неизобразительная:
Декоративно-прикладное искусство (сюжетное, орнаментальное).
5слайд. «Методы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством».
Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.
Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передаёт образ. Применение картины обеспечивает повторность восприятия и возможность выделить главное, характерное для последующего изображения.
Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приёмами изображения на плоскости.
Использование образов художественной литературы.
Художественный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.
С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметом можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приёмов изображения.
Воспитателю следует серьёзно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предметы, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.
6 слайд. «Приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством».
Р. М. Чумичева в своей книге «Дошкольникам о живописи» предлагает для более успешного ознакомления с произведениями изобразительного искусства следующие методы и приемы.
Прием пояснения применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Этот прием помогает всматриваться в картину. Содержание эмоционально окрашено, богато интонациями. Дети внимательно слушают рассказ по картине, смотрят и видят детали, соотносят изображенные предметы с реальными, выделяют главное в содержании произведения, устанавливают связи между предметами и явлениями, изображенными на картине. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.
Прием акцентирования деталей раскрывает выразительность части картины, именно на ней сосредотачивает внимание, усиливает восприятие детей и помогает им установить взаимосвязь между частью и целым в картине. Прежде чем спрашивать «о чем картина?», надо научить детально рассматривать произведение. Вопросы обобщенного характера задаются в том случае, если дети приобрели умение ее анализировать.
Прием активизации предполагает эмоциональный отклик у детей на картину.
Прием оживления детских эмоций способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения).
Прием «вхождения» в картину. Используя этот прием, я предлагаю детям представить себя на месте изображенного человека. Этот прием оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, переносит на изображаемое место, учит сопереживанию и будит воображение детей. Этот прием тесно связан с игрой и творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
Прием музыкального сопровождения используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном. Можно, подбирая музыку, устанавливать связь между живописным и музыкальным образом.
Игровой прием, при помощи которого можно заинтересовать ребенка содержанием картин. Игровые приемы сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность, вызывают интерес к произведению, формируют положительное отношение к искусству в целом. Например, «Кто точнее передаст движение руки», «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?», «Узнай, к какому портрету относится эта музыка», «Открой тайну человека, которую скрыл художник», «Придумай название к данному портрету».
7 слайд. «Приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством».
Кроме всего, ознакомление с произведениями изобразительного искусства предполагает и другие методы и приемы:
• рассматривание, обсуждение,эстетическая оценка разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры;
• беседа об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах. Искусствоведческий рассказ педагога дается после того как дети самостоятельно рассмотрели картину.
• чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий;
• рассматривание эстетических объектов, создание выставок, поделок для украшения группы, предметов для игр, привлечение детей к дизайн – деятельности;
• исследования. Детские игровые проекты («Знаешь, как получить такие оттенки?», «Радуга в коробке с красками», «Загадочные инструменты художника», «Какие бывают натюрморты?»; беседы «Что бы ты хотел увидеть еще?», «Как предметы попадают в музей?»;
• экскурсии в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки. Дошкольники посещают музеи вместе с родителями;
• ситуации индивидуального и коллективного творчества, способствующие развитию умения соотносить свои интересы с желаниями других детей, стремление договорится друг с другом, радоваться общему результату;
•использование современных информационных технологий: ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей;
• упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности (игры «Найди пару», «Подбери палитру», «Преврати фигуры», упражнения «Дорисуй фигуру», «Кляксы», «Художественный салон», «Экскурсия по выставке картин», «Найди ошибку в рассказе о картине»);
• создание творческих работ при использовании разных видов деятельности, изобразительных техник и материалов: фантазирование на темы «Звуки красок», «Осенние мелодии», «Танцы форм», «Цвета радости и грусти».
• сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, применение нетрадиционных изобразительных техник: коллаж, бумагопластика, пластилинография, изонить.
8 слайд. «Средства ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства».
Средствами ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства выступают как сами произведения изобразительного искусства,так и печатное их воспроизведение: иллюстрации в книгах, репродукции картин, фотографии произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, различные эстампы, офорты, гравюры, литографии, образцы декоративно-прикладного искусства.
9 слайд. Этапы ознакомления детей с изобразительным искусством.
На первом этапе работу по ознакомлению дошкольников с различными видами изобразительного искусства начинают с рассказа о художнике и его труде.
На втором этапе дошкольников подводят к пониманию настроения художественного произведения. Используются следующие приёмы:
— приём «вхождения» в картину;
— придумывание названия художественного произведения;
— использование художественного слова и музыкального сопровождения.
На третьем этапе детей знакомят со средствами художественной выразительности. В решении этой задачи помогают вопросы и прием сравнения картин.
10 слайд. Методы и приемы при ознакомлении с живописью.
11 слайд. Методы и приемы при ознакомлении детей с портретной живописью.
12 слайд. Методы и приемы при ознакомлении детей с книжной графикой.
Таким образом, выбор метода и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства зависит:
• от содержания и задач занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства;
• от возраста детей и уровня их развития.
1. Казакова Т. К. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», 2006г.
2. Чумечева Р. М. «Дошкольникам о живописи», (Книга для воспитателя дет. сада)1992г.
Нетрадиционные методы и приемы в развитии музыкальности и творчества дошкольников «Нетрадиционные методы и приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников в условиях обновления содержания образования» Реформирование.
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей группе «Художник-пейзажист И. И Шишкин» Тема: Художник-пейзажист И. И Шишкин ЦЕЛЬ: 1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж. 2)Учить воспринимать содержание пейзажной.
Конспект занятия по ознакомлению детей 6–7 лет с изобразительным искусством «Морской пейзаж» Занятие по ознакомлению детей 6-7 лет с изобразительным искусством по теме «Морской пейзаж» Программное содержание 1. Вызвать у детей.
Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством во второй младшей группе «Книжная графика» Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на песенку, желание ее петь и ритмично двигаться. Слушать мелодию и слова, внимательно рассматривать.
Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада ГБОУ СОШ №8 п. г. т. Алексеевка г. о. Кинель Самарской области структурное подразделение детский сад «Тополёк»Подготовили воспитатели: Корхова.
Патриотическое воспитание дошкольников: задачи, приемы и методы Белгородская обл. г. Губкин МБДОУ»Детский сад комбинированного вида №9″Рябинушка» Воспитатель: Мелихова Ю. А. Патриотическое воспитание дошкольников.
Семинар для родителей «Методы и приемы формирования волевых качеств у дошкольников» Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он творит и, особенно, когда выполняет трудовые поручения старших. Для.
Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Статью подготовила: учитель-логопед первой квалификационной.
Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Работая в детском саду, я наблюдаю, как часто встает вопрос о необходимости.