к формам технологической и организационно штатной составляющей информационного обеспечения относится
4. Информационное обеспечение нормативно-техническими документами подразделений и работников предприятия
4. Информационное обеспечение нормативно-техническими документами подразделений и работников предприятия
4.1. Подразделения и отдельные работники предприятия обеспечиваются нормативно-техническими документами путем:
передачи подразделениям и (или) отдельным работникам нормативно-технических документов в повседневное пользование;
выдачи отдельным работникам нормативно-технических документов во временное пользование;
выдачи отдельным работникам нормативно-технических документов для изучения в режиме читального зала.
4.2. При передаче нормативно-технических документов в повседневное пользование на контрольном экземпляре (на обложке или отдельном листе) или на обороте каталожной карточки отмечается: дата передачи, кому передан документ, количество переданных документов.
Передача нормативно-технических документов во временное пользование регистрируется в книге выдачи нормативно-технических документов или в читательском библиотечном формуляре.
В книге (или в формуляре) отмечается:
фамилия, место работы и рабочий телефон получившего документ;
подпись получившего документ.
4.3. Не реже одного раза в полугодие подразделение, ведущее фонд предприятия, составляет и направляет в подразделения предприятия информацию о новых поступлениях и отмененных и замененных нормативно-технических документах.
4.4. При поступлении в подразделение, ведущее фонд предприятия, годовых указателей отраслевых нормативно-технических документов эти указатели рекомендуется доводить полностью или в извлечениях до сведения подразделений предприятия.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационные технологии конечного пользователя
Вступление
Деятельность специалистов в настоящее время ориентирована на использование развитых информационных технологий. Организация и реализация функций специалистов на предприятиях и в организациях требует радикального изменения как самой технологии, так и технических средств обработки информации. Информационные технологии все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономических решений. В этих условиях наиболее важно ориентировать современные информационные технологии на конечного пользователя-специалиста. Разработать рациональные организационные формы использования средств вычислительной техники на рабочих местах в организациях, учреждениях и на предприятиях.
При этом любая форма организации технических и программных средств должна строиться в соответствии с принципами, представленными на рис. 4.1.
Тенденция к усилению децентрализации управления и решения функциональных задач на местах специалистов влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствования автоматизированных рабочих мест ( АРМ ) специалистов с использованием соответствующего пользовательского интерфейса. При этом кроме автоматизации конкретных функций специалиста важна и организация электронного офиса, который позволяет автоматизировать офисную деятельность и организовать информационную связь между специалистами.
4.1. Автоматизированное рабочее место
В современных информационных технологиях широко используются автоматизированные рабочие места ( АРМ ). Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, специалист же выполняет определенную часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Вычислительная техника при этом работает в тесном взаимодействии с пользователем, который контролирует ее действия, меняет значения отдельных параметров в ходе решения задачи, а также вводит исходные данные для решения задач и функций управления. На практике для каждой группы работников управления такие функции регламентируются должностными инструкциями, положениями, законодательными актами и др.
Создание АРМ обеспечивает:
Автоматизированные рабочие места можно классифицировать по нескольким признакам, представленным на рис. 4.2.
слабая ориентация вычислительной системы на пользователя-непрограммиста и др.
АРМ, построенные на базе малых ЭВМ. Они несколько снижают стоимостные затраты на организацию и эксплуатацию АРМ, но сохраняют большинство недостатков, присущих АРМ, построенным на базе больших ЭВМ.
АРМ, созданные на базе персональных компьютеров. Это наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места в современных информационных технологиях. В этом случае АРМ рассматривается как система, в которой пользователь сам непосредственно выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.
По специализации можно выделить следующие виды автоматизированных рабочих мест:
обеспечить оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т. д.
многофункциональность и гибкость системы.
Функционирование любого типа АРМ требует различных видов обеспечения, представленных на рис. 4.3.
Основу технического обеспечения АРМ составляют персональные компьютеры различных мощностей и типов с широким набором периферийных устройств.
В случае, если ПК используется для регулярной подготовки объемных документов, решения сложных функциональных задач, требующих большой информационной поддержки, необходима установка мощных ПК с высоким быстродействием и большим объемом памяти.
Информационная база АРМ должна удовлетворять следующим требованиям:
АРМ для разных категорий работников отличаются видами предоставления данных (для руководителей, управленцев среднего звена, специалистов нижнего звена):
Руководителям верхнего звена управления | для выработки стратегических решений по управлению организацией необходима информация, отражающая текущее состояние дел в организации и внешней среды |
Руководителям среднего звена управления | должна предоставляться информация, необходимая для принятия индивидуальных или групповых решений тактического плана, которые имеют важное значение на определенном временном интервале (месяц, квартал, год) |
Специалисты нижнего звена управления | должны быть обеспечены данными для выполнения текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач экономического объекта |
Пользователи АРМ могут быть разделены на две группы в зависимости от периода получения данных:
Пользователи, которым данные нужны в процессе их обработки и формирования (динамическое потребление) | Пользователи, которым нужны законченные сведения о состоянии объекта (статическое потребление) |
В связи с этим для пользователей АРМ первой группы обеспечивается интерактивный режим работы с информационными базами, для пользователей второй группы он необязателен.
3. Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих и производственных процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т. д.). Техническая документация по математическому обеспечению содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения.
4. Программное обеспечение АРМ определяет его интеллектуальные возможности, профессиональную направленность, широту и полноту осуществления функций, возможности применения различных технических устройств (блоков). Программное обеспечение АРМ должно выполнять следующие функции, представленные на рис. 4.4.
Программное обеспечение АРМ делится на два вида:
Основные элементы общего программного обеспечения обычно поставляются вместе с персональной ЭВМ. К ним относятся:
Эффективными в АРМ являются многофункциональные интегрированные пакеты, реализующие несколько функций переработки информации, например, табличную, графическую, управление базами данных, текстовую обработку в рамках одной программной среды.
Классификация программного обеспечения АРМ представлена на рис. 4.5.
5. Лингвистическое обеспечение АРМ включает языки общения с пользователем, языки запросов, информационно-поисковые языки, языки-посредники в сетях. Языковые средства АРМ необходимы для однозначного смыслового соответствия действий пользователя и аппаратной части ПК.
6. Технологическое обеспечение АРМ представляет собой некоторую четко установленную совокупность проектных решений, определяющих последовательность операций, процедур, этапов в соответствующей сфере деятельности пользователя.
Технологическое обеспечение АРМ должно предусматривать выполнение следующих операций:
7. Организационное обеспечение включает комплекс документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании ПЭВМ или терминала на их рабочем месте. При этом возникает необходимость:
Службы информационного обеспечения. (вопрос 1)
Информационная система. (вопрос 1)
Документирование информации подводит к одному из фундаментальных понятий информационного обеспечения – информационным системам.
Понятие информационной системы, так же как и понятие информации и документа многогранно и имеет несколько определений в зависимости от подхода (точки зрения).
В нормативно-правовом смысле, информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы». [2].
В технологическом плане факт использования средств вычислительной техники в информационных системах и обеспечения автоматизации решения каких-либо задач подводит нас к понятию автоматизированная информационная система – «система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций» [6].
Практика создания и использования ИС в различных сферах деятельности позволяет сформулировать определение, которое более полно отражает все аспекты их сущности.
Информационная система – организованная совокупность программно-технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально-определенных групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресурсов в определенной предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных потребностей установленного контингента пользователей – абонентов системы.
Подчеркнем, что информационные системы, в которых сбор, представление, хранение и обработка информации осуществляется с помощью компьютерной техники, являются автоматизированными, или сокращенно АИС.
АИС являются неотъемлемой частью современного инструментария информационного обеспечения различных видов деятельности и наиболее бурно развивающейся отраслью индустрии информационных технологий.
Таким образом, АИС являются основным средством, инструментарием решения задач информационного обеспечения. Соотношение понятий, связанных с информационным обеспечением, можно отобразить в виде схемы, приведенной на рис. 1.1.
Технологическое и организационно-штатное воплощение информационного обеспечения может осуществляться в трех формах:
— служба документационного обеспечения управления (Сл. ДОУ);
Рис. 1.1. Схема понятий информационного обеспечения.
Служба документационного обеспечения управленияявляется, традиционной организационно-штатной и технологической структурой, которая в обобщенном виде реализует следующие функции:
— организацию и обеспечение делопроизводства и документооборота; (Заметим, что делопроизводство представляет совокупность работ по регламентированию деятельности учреждений и по организации документов в них. Под документооборотомпонимается движение документов в учреждении с момента их получения или создания до завершения исполнения и отправки.)
— документационное обеспечение подготовки и осуществления управленческих решений через организацию и контроль выработки и согласования организационно-распорядительных и информационно-справочных документов;
— внутренний мониторинг (контроль реализации управленческих решений, оценка их результатов посредством отслеживания прохождения документов).
Информационная служба (отдел автоматизации, вычислительный центр и т.д.) в общем виде обеспечивает решение следующих задач:
— сбор недокументированной и документированной информации из внешних источников, необходимой для поддержания управленческих и технологических процессов;
— внешний мониторинг (выявление и анализ управленческих проблем, возникающих по внешним причинам);
— информационное оповещение и удовлетворение информационных потребностей управленческих и технологических структур;
— внутренний мониторинг (статистика, отчетность, оценка результатов деятельности).
Экспертно-аналитическая служба (группы экспертов, советников, консультантов, аналитиков) привлекается для решения следующих проблем:
— анализа различных управленческих, производственных ситуаций;
— выработки альтернатив управленческих решений;
— прогнозирования последствий управленческих решений.
Добрый вечер! Помогите
1) К режимам работы автоматизированной системы управления (АСУ) относятся … обработка данных
1. последовательная
2. пакетная
3. параллельная
4. асинхронная
2) К формам технологической и организационно-штатной составляющей информационного обеспечения относится
1. информационная служба
2. служба защиты информации
3. служба документационного обеспечения управления
4. экспертно-аналитическая служба
3) С точки зрения задач администрирования выделяют … компонент информационной системы
1. структурный
2. организационный
3. интерфейсный
4. технологический
4) К методам планирования выполнения работ по администрированию ИС относится
1. планирование с помощью диаграмм
2. календарное планирование
3. упреждающее планирование
4. планирование основных работ
5) К задачам администратора по работе с данными относят
1. смену и восстановление паролей
2. планирование резервного копирования и хранение резервных копий
3. назначение и изменение прав доступа
4. организацию размещения данных
6) Составной частью системы аудита ИС является
1. внутренний контроль
2. независимый информационный аудит
3. внешний контроль
4. внезапный контроль
7) Принцип, в соответствии с которым на разработку системы затрачивается меньше финансовых средств, при условии получения высокой эффективности, – это
1. окупаемость
2. гибкость
3. надежность
4. безопасность
8) Технологии надежного администрирования ИС включают в себя
1. технические средства и специальный инструментарий администрирования ИС
2. организацию контроля за функционированием всех элементов ИС
3. протоколирование и аудит процессов безопасности
9) К общим задачам администрирования относится
1. обеспечение надежности и сохранности данных
2. обеспечение и поддержание настройки компонентов информационной системы на предметную область системы
3. ввод в эксплуатацию информационной системы
4. организация и обеспечение коллективной работы пользователей с общими данными