к основным формам бытия относятся
ВИДЫ И ФОРМЫ БЫТИЯ
Всеобщие связи бытия проявляются через связи между единичными сущими. Устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. К основным формам бытия относятся:
1. Бытие вещей (процессов), которые делятся на: бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком. (Бытие природы).
2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие в мире вещей и специфически человеческое бытие (Бытие человека).
3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. (Бытие духовного).
4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества. (Бытие социального). Характеристика социального бытия изложена в теме «Общество как развивающаяся система».
Бытие природы. Сравнение первой и второй природы приводит к следующим выводам:
2. Первая природа эволюционизирует по собственным объективным законам бытия. «Вторая» природа – мир, где действуют законы природы, но они переплетаются с законами человеческой деятельности, что может приводить к противоречивым последствиям как для природы, так и для человека.
3. «Вторая» природа, как и первая, дана отдельному человеку и поколениям людей объективно, но по своей сути она воплощает в себе опредмеченные человеческие цели. Вещи и процессы «второй» природы произведены людьми, и бытие этих вещей стоит как бы на границе бытия первой природы и человеческого мира.
Бытие человека Специфика человеческого бытия состоит в соединении трех относительно разных бытийственных измерений:
1) человек как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело);
2) человек как индивид, принадлежащий к виду Homo Sapiens;
3) человек как социально-историческое существо.
Существуя как природное тело, человек подчиняется законам бытия конечных, преходящих тел. Особенность человеческого существования состоит в возникновении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышлением, психикой, эмоциями, волей, самосознанием, деятельностью.
Жизнь каждого индивида связана с жизнью рода, и тем самым каждое преходящее существование включено в историческую цепь человеческого бытия и одновременно – в цепь природы и эволюции социального мира.
Бытие людей является уникальным единством природного и духовного, индивидуального и родового, личного и общественного. Более того, только человек способен влиять на мир и самого себя, познавать собственное бытие и осознавать ответственность за «судьбу бытия».
Бытие духовного Духовное – это единство многообразных процессов сознания и бессознательного, включающее в себя знания, идеалы, нормы и принципы человеческого общения, ценностные критерии.
1) они неповторимы и уникальны;
2) уникальная жизнь сознания «проявляется» через универсальные средства культуры (язык, знак, символ и т.д.); поэтому расшифровка потоков сознания требует особого отношения: понимания и осмысления;
3) конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей;
4) сохраняются те результаты деятельности индивидуального сознания, которые преобразуются во внеиндивидуальную форму или непосредственно передаются другим людям в процессе общения.
2. Индивидуализированное духовное – особая разновидность духовного вообще, т.к. обусловлено развитием общества, культуры и истории.
3. Результаты деятельности сознания и духовной жизни конкретного человека могут объективироваться, т.е. принимать внеиндивидуальные формы.
Объективированное духовное – идеальное, составляющее память культуры. Специфика его в том, что:
1) оно способно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени (знания, идеи, ценности, идеалы, нормы, нравственные регулятивы и т.д.)
2) Мир идей обладает относительной самостоятельностью и порождает устойчивые и объективно существующие в культуре формы духовного (религия, мораль, искусство, философия, наука, право, политика).
3) Формы духовного реально проявляют себя в рамках индивидуального сознания через приобщенность человека к социокультурным программам, через обучение, воспитание.
4) Единство индивидуализированного и объективированного духовного обусловлено наличием универсальных материальных носителей духовного вообще (язык, знак, символ и т.д.) Более того, объективированное духовное возникает и проявляет себя в индивидуализированном духовном.
МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ
С момента рождения философии идея Универсума (мира как целого) требовала решения вопроса о первооснове мироздания. Ради него вводилось понятие субстанции как «первоосновы всех вещей». Так, в древнегреческой натурфилософии возникает идея «стихий» как простейших начал всех предметов («огонь» Гераклита, «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена и т.д.). Единство мира объяснялось наличием некоего «первоначала», «первопричины» («атом» Левкиппа и Демокрита), и эта субстанция обозначалась как материя. Наивный материализм древних приводил к выводу, что материя есть исходный материал, из которого «построены» все вещи. Вопрос же о первичности материального был второстепенным
1) вопрос о том, существует ли мир объективно, отождествлен с вопросом о строении материи. Это значит, что философское понимание мира подменяется конкретно-историческим естественно-научным представлением о строении и свойствах материального;
2) признается возможным достижение абсолютной истины в последней инстанции, поскольку миру приписывается наличие конечного числа свойств.
3) открытым остается вопрос о движущих силах развития мира, так как метафизический материализм вынужден сохранить идею о «первопричине», «перводвигателе» вселенной.
К концу XIX века развитие науки привело к ряду открытий, которые полностью разрушили метафизическое понимание материи (к примеру, открытие радиоактивности, делимости атома, общей и специальной теории относительности и т.д.). Материя, которой ранее приписывались в качестве атрибутивных свойств такие, как непроницаемость, постоянство массы и др., теперь словно ускользала из рук ученых.
В философии неудовлетворенность метафизическим пониманием материи проявляется еще в XVIII веке. Так, французский философ –материалист Д.Дидро утверждает, что материя – это все то, что действует на органы чувств и вызывает ощущение. В новейшее время философия все более отходит от поисков «первооснов всех вещей», т.е. от понимания материи как субстанции в прежнем ее варианте. Марксистская философия обращается к проблеме первичности материального. Интерпретируя отношения «мышление – бытие», «дух – природа», «сознание – материя», классики марксизма отождествляют понятие «материальное « и «объективное». Материя понимается как объективная реальность, противостоящая сознанию как субъективной реальности. Иначе говоря, вводится понимание материи как «субстанции – отношения», смысл которого постигается через отношение человека и мира, субъекта и объекта.
Материя есть философская категория, обозначающая объективную реальность, т.е. все то, что является причиной самого себя и существует вне и независимо от какого-либо сознания. Таким образом, единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от сознания (В.Ленин). Вводится понимание материи как чистой субстанции, не связанной с конкретными физическими или иными свойствами и состояниями.
ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ РЕАЛЬНОГО МИРА:
ПОНЯТИЕ БЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
Категория бытия в философии
3. Основные формы бытия
Понятие «бытие» имеет несколько значений. Во-первых, оно употребляется как синоним существующего. В этом случае категория «бытие», будучи предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Существующий мир бесконечно многообразен. Однако, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений, процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. На этом основании можно выделить следующие различающиеся, но в то же время взаимосвязанные основные формы бытия:
1) бытие вещей (тел), объектов, процессов, которое, в свою очередь, делится на:
а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;
б) бытие вещей, процессов, произведенных человеком;
2) бытие человека, которое подразделяется на:
а) бытие человека в мире вещей,
б) бытие специфически человеческое;
в) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
3) бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества,
Бытие вещей. Общечеловеческий социально-исторический опыт, конкретный практический опыт всех когда-либо живших и сегодня живущих индивидов позволяют утверждать, что первая природа, ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. Это коренное, постоянное отличие природы как особой формы бытия. Первая природа, благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания, является реальностью особого рода. Она объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его сознание рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала до человека.
1) отдельный человек реально существует прежде всего как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело);
2) человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира;
Бытие духовное. Особым видом бытия является духовное бытие, как индивидуализированное, так и внеиндивидуальное, объективированное. Индивидуализированное бытие духовного включает в себя прежде всего сознание индивида, Но индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает в себя и бессознательное. Бытие индивидуализированного духовного лишь относительно самостоятельная форма бытия, поскольку оно неразрывно связано со всеми перечисленными выше формами бытия.
Основные виды и формы бытия
Реальное многообразие бытия (вещей, явлений, процессов как целостного бытия) может быть классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, т.е. необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений. Выделяют два основных вида бытия: материальное и духовное бытие. В своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира.
1.Материальное бытие
К нему относятся те явления, которые существуют вне и независимо от человеческого сознания и представляют собой объективную реальность, включающую в себя все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества, отвечающих данному критерию. Для обозначения объективной реальности вводится понятие материи.Итак,материальное бытие– это теприродные объекты, явления, феномены жизни общества, которые:
а)составляютобъективную реальность;
б)существуютнезависимоот человека;
в)могут оказывать на его органы чувстввоздействие.
2. Идеальное (духовное) бытие
К нему относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания (чувства, настроения, мысли, идеи, теории) и составляющие содержание субъективной реальности. Эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, многие из них так и остаются достоянием лишь одной личности. Но чаще духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т.д.), и тогда они входят в систему материального бытия.
3. В реальной жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны и представляют собой неразрывное целое – субъект-объектную реальность. Действительно, существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества.
В структуре бытия выделяют также основные формы бытия:
• бытие вещей и процессов природы;
Все формы бытия взаимосвязаны друг с другом и, вместе с тем, имеют свою специфику
1.Бытие вещей (явлений, процессов), которое определяется законами природы, имеет пространственные и временныепараметры, скорость и ритм процессов, целостность структур, включенность в общий процесс космической эволюции, и включает в себя:
а) бытие «первой природы», т.е. объективной первичной реальности, существующей миллиарды лет;
б) бытие «второй природы», т.е. бытие вещей, произведенных человеком. «Вторая природа» – это комплекс природной, духовной исоциальной реальности, который включает в себя:
· созданные человеком предметы повседневного обихода;
· орудия и средства производства;
· производственную и социальную инфраструктуру;
· выведенные живые организмы (путем естественного отбора или средствами генной инженерии).
2. Бытие человека– это жизнедеятельность человека в единстве его телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая природа выступает условием возникновения и существования человека, а вторая – продуктом его жизнедеятельности.
3. Бытие духовного (идеального)– это:
а) бытие индивидуального духовного, включающего различные проявлениясознанияотдельного человека(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различныеформыбессознательного(неосознанные влечения, творческие ресурсы, механизмы неосознаннного психического контроля за состоянием тела и др.);
б) бытие объективированного духовного, существующего в различных формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и разнообразных носителях информации; в произведениях искусства, архитектуры; в языке и литературе.
4. Социальное бытие, включающее в себя:
а) бытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.:
– процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху;
– механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий.
б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально-производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-цивилизационных явлений и процессов.
Что же объединяет все формы бытия и обеспечивает внутреннее единство многообразных вещей, явлений, процессов? Из какой основы и первоначала произошло всё сущее? Поиски ответов на эти вопросы привели к выработке понятия«субстанция».
Субстанция(от лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) –философская категория, обозначающая основу и сущность всего существующего – то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Именно она обеспечивает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов.
Вопросы и упражнения
1. Сравните и дайте разъяснения следующим высказываниям древнегреческих философов – основоположников онтологии: «Бытие есть, небытия же нет» (Парменид); «Бытие» и «есть» означает, что нечто истинно, а «небытие» – что оно не истинно, а ложно» (Аристотель). Согласны ли Вы с ними?
2. «Скука – это зевок небытия». Что имел в виду поэт С. Маршак?
3. Философ А.Н. Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно. Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию. Бытие есть только тень небытия, его изнанка. Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Сформулируйте Ваше отношение к позиции А.Н. Чанышева.
4. Каков основной критерий разграничения объективной и субъективной реальности? Существует ли непроходимая грань между ними? Охарактеризуйте основные формы бытия с точки зрения субъект-объектных отношений.
5. Какое содержание вкладывает современная материалистическая философия в понятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение этого понятия:
а) Бытие – это Вселенная.
б) В содержание понятия «бытие» входят природа и общество.
в) Бытие – это материя. Эти понятия тождественны.
г) Бытие – это природа.
д) Бытие – это все, что существует объективно.
е) Бытие – все существующее, т.е. и материя, и сознание.
ж) Бытие – это то, что существовало в прошлом и существует сейчас.
6. «Бытие есть все то, что существует. » (Спиркин А.Г. Основы философии). Если принять такое определение бытия, то какое понятие будет его противоположностью?
7. Один из докладов ЮНЕСКО был посвящен проблеме непрерывного образования и назывался «Учиться, чтобы быть». Как Вы это понимаете?
Онтология – раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии. Первыми стали изучать бытие элеаты и Демокрит. Платон выделил онтологию как составную часть философии. С этого времени вся классическая философия изучает онтологию.
Бытие – это философская категория, обозначающая все существующее, как материальное, так и идеальное. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что есть – это же и материальные вещи, это и процессы (физические, химические, биологически, социальные). Плоды фантазии – мифы, сказки – все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Сущность философского понятия бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие – это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.
1. Бытие вещей и состояние природы.
Этот вид бытия делится на следующие:
а) первая природа, возникшая без вмешательства человека;
б) вторая природа – создана трудом человека.
а) биологическое бытие человека (природное существование человека)
б) духовное существование человека
Этот вид бытия делится на следующие:
а) индивидуализированное духовное бытие, включает в себя духовную жизнь отдельной личности
б) социальное духовное, включает духовную жизнь общества.
4. Бытие социального, общественного.
Этот вид бытия делиться на следующие:
б) трудового коллектива
г) союза государств
Философия использует категорию небытия. Небытие означает все несуществующее на сегодня. Небытие предшествует и следует за бытием.
Проблема истины и ее критериев в философии
Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания результативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению поставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными.И смысл познавательной деятельности заключен в производстве именно истинных знаний.
В европейской философии прочно утвердилась восходящая своими истоками к Аристотелю формула, ставшая классической: истина есть соответствие знаний действительности.
Но, несмотря на свою внешнюю ясность, формула эта имеет множество разных интерпретаций, вплоть до альтернативных.
Таким образом, очевидно, чтомногие вопросы, которые возникают в процессе анализа истины, до сих пор остаются дискуссионными.
Какими чертами обладает истина? В каких формах она существует?
В популярной литературе говорится о том, что существует объективная, конкретная, относительная, абсолютная истины.
Создается впечатление, что это самостоятельные и различные формы истины. Но более целесообразно рассматривать их как различные аспекты истинности знания. Тогда объективность знания можно понимать как такое содержание человеческих представлений и понятий, которое детерминируется внешним миром. Объективность знаний доказывается уже тем, что человек на их основе способен приспособиться к окружающей его среде и даже преобразовывать ее в своих целях. Объективность знаний служит и основой преемственности в их развитии.
Однако истина не только объективна, но и субъективна. Характер и форма полученного знания неизбежно испытывают влияние психологических особенностей познающего человека, уровня его теоретического развития, степени заинтересованности в результатах познания. Попытки рассматривать знание только как объективную истину могут привести к абсолютизации этих знаний, к превращению их в склад законченных, неизменных ценностей. Такие истины становятся оковами человеческого разума, а не стимулами его творческого развития. Все это относится, разумеется, не только к знаниям о материальной действительности, но и к исследованию сознания человека.
В гносеологии рассматривается также взаимосвязь абсолют- ной и относительной истины.
В каких значениях может употребляться понятие абсолютности полученных знаний?
Прежде всего, мышление абсолютно по своему источнику, потому что оно отражает объективный мир. Это придает устойчивость, инвариантность нашим знаниям, служит основой преемственности в их развитии. Это понимание выводит нас на признание безграничных возможностей развития познания, отсутствие пределов выяснения сущности, причин и законов явлений, которые становятся объектами познания.
Если же говорить о существовании абсолютности знаний, она проявляется в двух основных формах.
Во-первых, это знание определенных законов и уверенность в их достоверности по отношению к определенным условиям и системам связей (например, законы классической физики в условиях нашёй планеты).
Во-вторых, к такому знанию относят истины «фактов» (А.С. Пушкин родился в 1799 г.).
Существуют различные основания для классификации основных концепций истины.
Один из возможных способов решен» этой проблемы предложил К. Манхейм(1893-1947). Он выделял онтологический, психологический и логический подходы к теории познания, для которой всегда характерна логическая напряженное между объектом и субъектом познания.
Этот подход, в сущности, является основой корреспондентной концепции истины.
О ней писали многие философы. А. Тарский дал ставшее популярным уточнение воззрений Аристотеля. Знаменитое определение Тарского гласит: высказывание «Р есть С»истинно, если Р есть С. Высказывание «снег бел» истинно, если снег на самом деле бел и ложно, если он черен. Поскольку, как мы уже отмечали, любое знание имеет языковые формы выражения, подобное высказывание может обозначать и наши мысли, и наши чувства и переживания о реальности.
В простейших ситуациях действительно возможно соотнесение знания и реальности, однако чаще всего в науке, да и в повседневной жизни соотнести знание с реальностью невозможно и недостаточно.
На помощь приходит логическая или когерентная концепция истины. Она исходит из положения о логической связанности суждений. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений, составляющих знание. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность и непротиворечивость рассуждений и высказываний. Здесь знание не соотносятся с реальностью, а одни знания соотносятся с другими по правилам логического вывода. Логическая концепция истины не отменяет понимание истины как соответствие реальности, поскольку логически непротиворечивые рассуждения дают истинный вывод только из соответствующих реальности и проверенных практикой посылок. Наибольше признание когерентная теория истины получила в логике и математике.
Применительно к вненаучному знанию современная философия считает возможным говорить о существовании еще двух концепций истины. Речь идет о религиозной и прагматической концепциях истины.
Религиознаяконцепция истины стремиться снять субъективность понимания ценностей человеческой жизни, плюрализм мнений, возникающих в сфере разнородного, субъективно ориентированного вненаучного знания. Здесь человек имеет дело с областью священной веры, откровения, прозрения, областью целого и невидимого сущего.
Так, признается, что прагматическая концепция фиксирует социальную значимость познаваемого объекта, степень его признания обществом, его место в коммуникациях и т.д.
Особое место при обсуждении проблемы истины занимает выяснение особенностей познающего субъекта.
Если выдающийся философ Нового времени Ф. Бэкон(1561-1626) пытался очистить знание от любых компонентов, привносимых познающим человеком, то сегодня это занятие признается бесперспективным. Внимание исследователей привлекают, среди прочего, и личностные, индивидуальные особенности субъекта, влияние его опыта, предрассудков, эмоций и интересов на характер знания. Поэтому развитие духовного мира можно представить как стремление к истине и в то же время как непрекращающееся сопротивление «бездушности» открываемых истин. Человек жаждет утешительных истин о мире и своей собственной жизни. Поэтому каждая культура создает собственный миф о смысле существования человека и его предназначении, что служит реальные стимулом жизнедеятельности человека и его ориентации в социальной действительности.
Осознание этих противоречий служит основой для разграничения таких понятий, как истина и правда. Иногда они употребляются в одном значении как объективное отражение мира, но правда понимается и как то, что представляется кому-то правильным с точки зрения морали, то, чем человек должен руководствоваться в своих поступках. Правда может пониматься и как социальный порядок, основанный на справедливости («всяк правду ищет, да не всяк ее творит»).
Как разграничить эти понятия?
Истину можно рассматривать как важнейшую характеристику процесса познания и, прежде всего, научного познания, основанного на экспериментальных исследованиях, стремящегося к получению общезначимого знания. Правда же раскрывает, прежде всего, особенности человеческой деятельности в сфере социальной реальности, человеческого общения. Она продукт моральных ценностей, личного опыта, особенностей конкретной ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность человека с его неповторимой интерпретацией тех или других явлений.
Очевидно, что развитие творческих возможностей людей будет приводить и к возрастанию количества самостоятельных суждений. Но, возможно, будут сбываться и прогнозы философов о движении общества к «единству человечества» (К. Ясперс), что предполагает сближение наций и государств, повышение чувства ответственности за свои дела и судьбы человечества. Это может быть вызвано и формированием более или менее однозначного понимания добра и справедливости, что будет создавать плацдарм для объединения разных «правд», а это, несомненно, будет способствовать повышению уровня «мирового добра».
Почему люди думают, что их знания правильно отображают окружающий их мир и дают им возможность успешно ориентироваться в сложнейшем переплетении его свойств и связей? Что является критерием истины?
Но для доказательства истинности научных теорий требуется сложная система измерений, экспериментов, моделирования, которая, несмотря на свою «научную организованность» далеко не всегда дает гарантию получения абсолютно достоверного знания.
Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относительный критерий истинности знания.
Его абсолютность выражается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления агностицизма.
Его относительность в том, что он не может давать окончательное знание о мире, потому что постоянно изменяется само материальное взаимодействие человека с миром. Если в XIX в. практика подтверждала утверждения ученых о неделимости атома, то в XX в. истиной становится положение о его делимости.
Наука – это технология производства знаний о мире. Как и во всяком производстве, в науке необходимо обеспечивать качество производимой продукции. Истина– это главная качественная характеристика, которой должна обладать научная продукция и которую наука обязана обеспечить всеми имеющимися у нее средствами. Для ученого истина есть величайшая ценность, к которой он стремится в своей работе.
Это, конечно, не значит, что другим областям культуры истина не нужна. Познание истины происходит в самых различных видах человеческой деятельности – в практике обыденной жизни, в искусстве, в игре. Однако всюду, кроме науки, истина нужна ради решения каких-то других задач и к ней стремятся как к средству достижения других целей.
Познание истины в других сферах «вплетено» в деятельность, направленную на решение своих специфических задач. В науке же познание истины – не побочный процесс, сопутствующий деятельности, которая предпринимается ради каких-то иных целей, а главное и центральное дело. Наука, собственно говоря, и есть познание истины, обособившееся в самостоятельную сферу культурной деятельности. Целью науки является истина сама по себе, истина как таковая. Но наука нужна обществу, в конечном счете, потому, что добываемые ею знания помогают решать возникающие перед людьми задачи и ценятся из-за пользы, которую они приносят.
Понятие истины применимо только к знанию. Эмоции и желания, цели и мотивы действий, настроения и переживания – все это может оцениваться в терминах «хорошо» или «плохо», «полезно» или «бесполезно».
Понятие истины применимо не к любому знанию. Существуют такие знания, истинностная оценка которых невозможна. Это представления людей о нравственных, художественных, социальных, политических и других ценностях, продукты художественного творчества.
Научная истина – это знание, соответствующее объекту. Такое понимание называется классической концепцией истины. Помимо классической концепции истины, в философии существуют и иные подходы к ее пониманию. В одних истинность знания связывается с его согласованностью, непротиворечивостью (когерентнаятеория истины), в других – с его практической полезностью (прагматическаятеория). Эти свойства знания, несомненно, очень важны, и классическая концепция истины не отрицает этого. Она не исключает когерентный и прагматический подходы и может быть соединена с ними.
Однако истина остается истиной независимо от того, согласуется ли она с другими или противоречит им, полезна она или вредна. Когерентная и прагматическая концепции выражают не столько сущность истины, сколько требования, которые к ней предъявляются.
Основные свойства истины следующие:
— Истинаобъективна.Ее содержание должно соответствовать действительности, а потому оно не может зависеть от субъекта, от его мнений или желаний. Объективность истины не означает, что она вообще полностью независима от субъекта. Истина возникает в человеческом сознании как результат познавательной деятельности людей. Человек ведет поиск истины там, где это ему нужно, и от него зависит направление ее поиска. Объективные истины – это человеческие истины. Они соответствуют в той мере, в какой способы человеческого познания позволяют их постичь.
— Истинаконкретна.Невозможно говорить об истинности знания, взятого абстрактно без учета тех условий, в которых оно получено. Конкретность истины означает, что истинность знания определяется не только соответствием реальности, но и конкретными условиями, при которых оно соотносится с этой реальностью.
— Всякая истина иотносительна, и абсолютна. Необходимость различать понятия «относительная истина» и «абсолютная истина» связана с тем, что истинное знание может соответствовать своему предмету с разной степенью точности и полноты. Под относительной истиной понимается относительно точное, недостаточно полное знание о предмете, под абсолютной истиной – абсолютно точное и полное знание. Всякая истина относительна, ибо она ограничена конкретными условиями ее постижения и за их пределами остается в каких-то отношениях неточной и неполной.
Но вместе с тем в каждой истине, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины, поскольку ее достаточно для решения некоторого конкретного вопроса. Если бы в человеческих знаниях не было ни крупицы абсолютной истины, они были бы сплошным заблуждением. Абсолютная истина есть лишь предел, к которому человеческое познание способно только бесконечно стремиться, никогда не достигая его.
Для того, кто понимает единство абсолютного и относительного в человеческих знаниях, одинаково неприемлемы как догматизм, возводящий относительные истины в абсолют, так и релятивизм, провозглашающий, что все наши знания только относительны и не содержат ничего абсолютного. Релятивизм – это путь к скептицизму (позиции всеобщего сомнения) и агностицизму (учению о непознаваемости мира). Догматизм и скептицизм иногда становятся само собой разумеющимися установками общественного сознания.