к основным компетенциям эмоционального интеллекта с точки зрения управления отношениями относятся
5 составляющих эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект не менее важен для гармоничного развития ребенка, чем обычный интеллект. Наш успех в будущем зависит во многом от способности понимать и контролировать свои чувства, читать сигналы других людей и соответствующим образом реагировать на них.
Вы отлично знаете, опираясь на примеры школьной жизни и работы, как важно вовремя определить свое настроение, контролировать страх, гнев, грусть, адекватно коммуницировать с окружающими, понимать чувства учеников. Но что именно развивать? Об эмоциональном интеллекте сказано достаточно, для полной картины не хватает конкретных примеров из жизни и описания навыков.
Пять категорий эмоционального интеллекта (EQ)
№ 1. Самосознание
Это способность распознавать эмоции, поскольку именно они «происходят», выплескиваются во внешний мир и являются основой нашего психологического состояния. Развитие самосознания требует поиска ключей к вашим истинным чувствам. Если вы можете дать оценку своим эмоциям, назвать их, то вы сможете ими управлять.
Девятиклассница Кристина внезапно расплакалась на перемене между русским языком и химией. Одноклассники пытаются понять, что стало причиной резкого ухудшения состояния.
— Крис, тебе грустно? — сочувственно вздыхает Женя.
— Не зна-а-а-ю, — всхлипывает девочка.
— Может быть, у тебя что-то болит? — интересуется реалистка Маша.
— Нет, ничего у меня не болит! — огрызается сквозь слезы Кристина.
— Ну а что тогда.
№ 2. Саморегулирование
Вы всегда контролируете свои эмоции, даже если кажется, что это не так. Какими бы сильными не были переживания, вы можете продлить или сократить время их действия, используя некоторые методы. Гнев «лечится» анализом ситуации, беспокойство — составлением плана, грусть — тем же пересмотром ситуации в позитивном ключе, прогулкой, медитацией.
Стоило бы научить наших учеников и детей, что со страхом неудачи и неудовольствием не справиться обыкновенным «Есть такое слово НАДО». Приказ взять себя в руки не решает проблему, он усиливает неуверенность в себе.
Куда полезнее сесть, обсудить все в формате активного слушания (об этом мы писали в одном из материалов) и предложить составить план. Вы наверняка замечали, что страх перед задачей постепенно отступает, если у вас перед глазами есть лист с четко прописанными пунктами действий. Ребенок боится экзаменов? Составьте план подготовки к ним. Вы не знаете, как подступиться к отчету? Разделите задачу на множество мелких. Управляйте эмоциями и будьте с собой честны, поймите, почему именно ВАМ важно сделать эту работу. Не можете написать статью? Главное преодолеть «страх чистого листа» — начинайте записывать все мысли, которые приходят вам в голову, составьте структуру будущего материала.
№ 3. Мотивация
Чтобы мотивировать себя на любое достижение, нужны четкие цели и позитивное отношение к задаче. У всех людей разная предрасположенность к восприятию действительности — более или менее позитивная, но позитивному отношению можно и нужно научиться. Если вы обнаруживаете и «берете в работу» негативные мысли по мере их возникновения, вы можете оперативно пересмотреть их в более позитивном свете, что поможет вам достичь ваших целей.
— Мам, я не хочу учить весь этот бред! — Коля переходит на крик и швыряет тетрадь с определениями по обществознанию на пол.
— Какой бред, сын? — поднимая брови, но не тетрадь, спрашивает мама.
— Вот эти все сенаты, советы, дебеты и кредиты.
— Тогда не учи, — спокойно отвечает Елена Леонидовна, — если они тебе не нужны.
— Но они нужны. — протяжно выдыхает Николай.
— А для чего они нужны? — якобы непонимающе спрашивает мама.
— Ну они входят в задания на ЕГЭ, потом, я же хочу поступить в вуз.
— А зачем в вуз? — раскрывает идею мама.
— Чтобы потом работать, как я хотел, адвокатом, и защищать людей, которые не виноваты.
— Получается, определения — начало пути, даже уже середина, ведь ты такой молодец и столько всего уже выучил, пути к мечте, Коля, — улыбается Елена Леонидовна, — я тебя не заставляю, просто пойми, хочешь ли ты сам.
— Да, хочу.
Если учение не понимает ДЛЯ ЧЕГО ему знания, он объективно не сможет заставить себя их выучить, если нет изначальной предрасположенности к учебе и поглощению знаний.
№ 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)
Способность распознавать (а не угадывать), как люди себя чувствуют и в каком состоянии находятся, — крайне важно для успеха в жизни и в карьере. Чем лучше вы разбираетесь в чувствах и сигналах других, тем лучше контролируете сигналы, которые отправляете сами.
Педагогическая история, которая позволит подвести даже младшеклассников к обсуждению темы вербальных и невербальных сигналов:
Оставшись как-то раз одна дома, Женя решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Женя, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Женю, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Женя! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Женя. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!»
№ 5. Социальные навыки
Развитые навыки межличностного общения равносильны успеху в жизни и в карьере.
Да, мы учим наших детей, что залог отличной карьеры в будущем — высокие оценки и хорошие знания, но вспомните сами свое окружение: кто более успешен — отличники или троечники? Саша, который все школьные годы провел за учебниками и выучил их от и до, или Алеша, который всегда был «троечником-хорошистом», но обладал настоящим талантом договариваться с людьми, умел расположить их к себе и завел отличных друзей? В моем окружении есть оба примера. И Алеша реально счастлив и куда более успешен.
Дело в том, что в современном мире каждый из нас имеет доступ к теоретическим знаниям. Не надо помнить наизусть абсолютно все даты по курсу истории России, их всегда можно посмотреть в Интернете. Совсем другой разговор — понимание причинно-следственных связей, развитие критического мышления и умение аргументировать свою точку зрения. Социальные навыки становятся важнее с каждым годом, потому что в условиях глобальной экономики вы должны обладать умением понимать, сопереживать и вести переговоры, если не хотите оказаться «за бортом».
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какое-либо чувство и без слов — одними только движениями пальцев — передает его партнеру. Тот должен угадать это чувство и передать его следующему и т. п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «чувство» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Что такое эмоциональные компетенции?
Изучение эмоциональных компетенций изначально задумывалась с целью ранней идентификации талантов (Mc Clelland, Baldwin, bronfenbrenner, и Strodbeck, 1958). Они определялись как способности и предполагалось, что они будут являться частью концепции индивидуальности (Baldwin, Mc Clelland с со авт., 1958). В начале 1970-ых, исследователи, придерживающиеся этой позиции, сосредоточились на компетенциях (Mc Clelland, 1973). К концу 1970-ых, термин «компетенция» получил широкое распространение в среде практиков.
Компетенции, были определены как “основные характеристики личности, которые связаны с эффективной или отлично выполненной работой” (Boyatzis, 1982). Для оценки эмоциональных компетенций, был разработан опросник: Emotional Competence Inventory (ECI) и его более поздние версии ECI-2 и ECI-U (Университетская версия ECI).
Эмоциональный интеллект как набор компетенций
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – удобная фраза, для того чтобы сконцентрировать внимание на эмоциональной составляющей таланта. Thorndike в 20-ых-и 30-ых годах для исследования «Социального интеллекта», предложил рассматривать его в качестве целостного понятия, однако современные психологи (Bar-On, 1992, 1997; Goleman, 1998; Saarni, 1988) оценив всю сложность понятия, описывают «социальный интеллект» как сложную многоэлементную структуру способностей. Gardner (1983) рассматривал «социальный интеллект» как конструкцию из внутриличностных и межличностных способностей. Salovey и Mayer (1990) первыми стали использовать термин “эмоциональный интеллект” и описали его как осознание и управление собственными эмоциями и эмоциями других. В других концепциях используют такие названия как “практический интеллект” и “интеллект успешности” (Sternberg, 1996), в которых зачастую смешиваются способности, описанные другими психологами, с когнитивными способностями и делается акцент на результат поведения, в частности успешность и эффективность.
Мы предлагаем ряд критериев, которые позволяют развести понятие «интеллект» с понятиями способности или индивидуальности. Мы полагаем, что, для того, чтобы та или иная характеристика могла быть отнесена к интеллектуальным особенностям, она должна отвечать ряду требований:
1) Должна быть связана с нейроэндокринным функционированием;
2) Различаться по степени вовлеченности нейрональной и эндокринной систем;
3) Связана с результатами жизнедеятельности и результатами работы;
4) Отличаться от других свойств индивидуальности, и способствовать лучшему пониманию особенностей индивидуальности и поведения.
А инструменты измерения должны демонстрировать соответствие основным требованиям для методов измерения, демонстрирую конвергентную и дискрименантную валидность (Campbellи Fiske, 1968).
Предложенный нами набор критериев отличается от критериев Mayer, Caruso, и Salovey (1999) по трем пунктам. С их точки зрения, характеристика относящаяся к интеллекту: (1) должна отражать “умственную работу, а не предпочтительные способы поведения” (p. 269–270); (2) тесты должны демонстрировать положительную корреляцию с другими видами интеллекта; и (3) показатели должны увеличиться с опытом и возрастом.
Мы полагаем, что компоненты «эмоционального интеллекта» должны быть связаны с нейрональным (или возможно нейроэндокринным) функционированием. Если в теории утверждается, что существуют набор компонентов составляющих «эмоциональный интеллект», то эти компоненты должны иметь различные нейроэндокринные проводящие пути. Предложенный нами первый и второй критерии являются более определенными чем первый и второй критерии предложенные Mayer и др. (1999). Мы утверждаем, что модель должна быть в состоянии прогнозировать нейрональный и эндокринные (то есть, гормональные) изменения. Относительно включения нами 3 критерия, American Psychological Association’s Task Force on Intelligence (APA Public Affairs Office, 1997), сообщила, что прогнозирование реальных результатов – важная часть стандарта, в соответствии с которым мы должны изучать интеллект. В то время как Mayer, Caruso, и Salovey (1999) отвергают идею связи интеллекта с результатами поведения как несоответствующих их понятию «эмоционального интеллекта», мы считаем, что «эмоциональный интеллект» должен прогнозировать как модели поведения человека в жизни и на работе, так и результаты подобного поведения. Подобный подход кажется более уместным, чем простое демонстрирование связи между интеллектом, возростом и опытом (третий критерий Mayer, Caruso, и Salovey(1999)).
В настоящее время существует большое число исследований ставящих перед собой задачу объяснить и предсказать эффективность в различных сферах деятельности, и большая часть из этих исследований акцентируется на изучении поведения ведущих менеджеров и лидеров (Mc Clelland? et. al. 1958; Mc Clelland?, 1973; bray, Campbell, and Grant, 1974; Boyatzis, 1982; Luthans et al., 1988; Kotter, 1982; Thornton & Byham, 1982; Spencer and Spencer, 1993). В рамках этого подхода, были идентифицированы специфические способности которые получили название «компетенции».
Интегрированная концепция «эмоционального интеллекта» предлагает больше возможностей для описания диспозиций личности. Goleman (1998) определил “эмоционалные компетенции” как “приобретенные способности, основанные на эмоциональном интеллекте, которые являются причиной высокоэффективной работы.” Другими словами, если компетенция – “основная характеристика личности, которая способствует эффективной или превосходной работе” (Boyatzis, 1982), то эмоциональная компетенция – «способность распозновать, понимать, и использовать эмоциональную информацию о себе или других, которая опосредует эффективную или превосходную работу.
Более простое определение эмоционального интеллекта – эмоциональный интеллект, является интеллектуальным использованием эмоций. Для того чтобы придать этому определения законченный вид, его необходимо дополнить: “Как люди управляют собой и своими отношениями ” (Goleman и. ал., 2002). Более широкое определение: эмоциональный интеллект – ряд компетенций, или способностей, проявляющихся в том насколько человек: (a) знает себя; (b) управляет собой; (c) знает других; и (d) управляет своими отношениями с другими.
Если рассматривать ЭИ как монолитный конструкт то, возникает некий гало-эффект: более эффективные люди обладают набором ключевых компонентов способствующих успеху. Например, люди с поведением типа А эффективны, поэтому они обладают рядом отличительных особенностей: типа умственных способностей, здравого смысла, и стиль. Проблема обнаружения лучшего «фокуса», позволяющего выбрать лучший уровень детализации той или иной конструкции, во многом определяется той теоретичекой моделью, которой придерживается исследователь. В отношении ЭИ, мы полагаем, что самый полезный «фокус» тот, который позволяет описывать и исследовать различные специфические компетенции или способности, которые могут быть эмпирически, причинно связанны с эффективностью и который описывает кластеры в которые эти компетенции группируются. Но начинать необходимо именно с компетенций. Представление ЭИ как однофакторной модели может вводить в заблуждение и сильно ассоциируется с когнитивными способностями (то есть, традиционным определенним «интеллекта» или что психологи часто называют “g”2, обращаясь к общим когнитивным способности) (Davies и Stankov, 1998; Ackerman и Heggestad, 1997).
Компетенции и Теория эффективности
Компетенция определяется как способность или возможность. Это – ряд связанных, но различных наборов поведения организованных вокруг основной конструкции, которую мы называем “намерение.” Поведение – проявление намерения, в соответствующих ситуациях или временом отрезке. Например, выслушивание кого-либо и задавание вопросов – несколько типов поведения. Человек может демонстрировать эти типы поведения по разным причинам или с различной целью. Человек может задавать вопросы и слушать кого-либо, чтобы снискать расположение или с целью показать заинтересованность, чтобы изменить точку зрения другого человека. Или человек может задать вопросы и слушать, пытаясь понять другого человека, его или её приориты, или мысли в той или иной ситуации. Последний тип поведения мы назвали бы «эмпатией», т.к. основное намерение здесь – понять человека. Тогда как, первые причины: получить расположение или оказать влияние, это элементы того, что мы можем назвать как – «демонстрация влияния». Точно так же в основе такой компетенции как Эмоциональное Самосознание – интуитивное и рациональное самопонимание.
Подобная конструкция компетенций (т.е. требующая как ряда действий, так и «намерение») требует таких методов измерения которые бы оценивали как проявляемые типы поведения, так и результаты намерений. Модификация интервью критических инцидентов (Flanagan, 1954) включила в себя адаптация Тематического аперцептивного теста (ТАТ) и биографического метода специфических жизненных ситутаций (Dailey, 1975). Метод, был назван «инетрвью по получению поведенческих примеров» (BEI), является полуструктурированным интервью, в котором респондент просят вспомнить недавние, определенные события, в которых он или она были эффективными (Boyatzis, 1982; Spencer и Spencer, 1993). Как только человек вспоминает случай, его просят описать это события, отвечая на 4 основных вопроса: (1), Что привело к этой ситуации? (2), Кто что сказал или что сделал? (3), Что Вы говорили или делали затем? Что Вы думали и чувствовали? и (4) Чем закончилась ситуации и/или какие результаты были достигнуты? Исследования (Rubin, 1986), показали, что точность воспроизводимого события выше в том случае, если оно: (1) недавнее; (2) имеет высокую валентность или значение для человека; и (3) событие включает специфические действия. Все эти требования и условия отражаются в BEI.
Ответы – записываются на пленку, расшифровываются и интерпретируются с помощью тематического анализа (Boyatzis, 1998). Тематический анализ – процесс «кодирования» сырой качественной информаций, в письменной, видео или аудио форме. С помощью «шифровальной книги» формулируются определенные темы и способы их идентификации, исследователь в состоянии преобразовывать открытые или неструктурированные ответы и типы поведения в ряд определенных количественных переменных для анализа. Метод используется в многочисленных исследованиях, и демонстрирует хорошую прогностическую валидность (Boyatzis, 1982; Spencer и Spencer, 1993; Mc Clelland?, 1998).
Структура специфических компетенций – ключевые элементы связующий различные типы поведения. Они структурируются в зависимости от результатов использования этих типов поведения в социуме или в работе. Например, компетенция «Эмпантия» может быть измерена, посредствам наблюдения за тем, как кто-то слушает других или задает вопросы о его или её чувствах и мыслях. Если Вы демонстрируете «Эмпатию», то вы предпринимаете эти действия с намерением понять другого человека. С другой стороны, кто-то может демонстрировать эти действия, подвергая перекрестному допросу свидетеля в уголовном судопроизводстве где «намерение» заключается в том, чтобы уличить сведетеля во лжи – что, вероятнее всего является, демонстрацией другой компетенции «Влияние».
Теория эффективности – основание для понимания компетенций. Теория, используемая в рамках данного подхода базируется на теории обстоятельст 3, схематическое изображение которой представленно на рисунке 1.
Максимально эффективное поведение демонстрируется тогда, когда, когда возможности человека или его талант наиболее совместимы с требованиями работы и организационной окружающей среды (Boyatzis, 1982). Талант человека описывается через его или её: ценности, видение, и философию; знание; компетенции; стадии, циклы, способы жизнь и карьеры; интересы; и стиль. Требования работы могут быть описаны через: роли и задачи которые должны быть выполнены. Аспекты организационной окружающей среды включают: культура и климат; структура и системы; жизненный цикл отрасли и стратегическое положение компании; аспекты экономической, политической, социальной, экологической, и религиозной обстановки, окружающей организацию.
Компетенции и целостная теория индивидуальности
Источник компетенций – теория индивидуальности, на который базируется компетентностный подход. Mc Clelland? (1951) считает, что индивидуальность описывается по средствам взаимосвязей между бессознательными мотивами, я-концепцией и наблюдаемыми паттернами поведения. Boyatzis (1982) представил эту модель в виде циклической диаграмы в которой бессознательный мотивы и диспозиции личности расположены в центре. В следующем круге, ценности и Я-образ. Во внешнем круге, навыки. И последний круг, наблюдаемые, специфические действия.
Развивая понятие ЭИ Goleman (1995) предложил добавить еще один элемент в структуру индивидуальности. В частности Големана предложил ввести физиологический уровень отражающий данные исследований психологических состояний и поведения в нейронауках, биологии и медицине. В законченном виде теория индивидуальности предложенная Mc Clelland? и развитая Boyatzis и Goleman, представлена на рис. 2. Структура включает в себя: (a) нейронную сеть и эндокринные (то есть, гормональные) процессы; (b) бессознательный диспозиции такие как мотивы и черты личности; (c) ценности и философию; (d) наблюдаемые отдельные компетенции; и (e) кластеры компетенций.
Подобная структура индивидуальности по нашему мнению является более целостной. Объединение физиологического уровеня с психологическим и поведенческим, способствует лучшему и всестороннему пониманию поведения человека. Например, в основе сильной мотивации лежит как сам мотив так и возбуждение симпатической нервной системы (СНС4) (Mc Clelland?, 1985; Boyatzis, Smith, и Tresser, в прессе). Когда человек находится под влиянием сильного мотива, более вероятно, что он или она будет демонстрировать поведение связанное с группой компетенций (таких как влияние, воодушевление или проводник изменений) (Winter, 1973; Mc Clelland?, 1975). Эти компетенции демонстрируются чащи, если он придерживается гуманистической, а не прагматической философии (Boyatzis, Murphy, и Wheeler, 2000). Когда сильный мотив подавляется высоким уровнем самоконтроля (Mc Clelland? и Boyatzis, 1982; Mc Clelland?, 1975; Mc Clelland?, 1985; Jacobs и Mc Clelland?, 1994; Mc Clelland?, Floor, Davidson, и Saron, 1980; Mc Clelland? и Jemmott, 1980; Mc Clelland?, Locke, Williams, и Hurst, 1982; Mc Clelland?, Ross, и Patel, 1985), человек начинает испытывать стресс, усиливающийся по мере возбуждения СНС. Результат – усиливается кровяное давление и уменьшается уровень иммуноглобулина в A и NK-клетках (то есть, основные индикаторы иммунной системы). В относительно недавнем исследовании показано, что возбуждение СНС связано с нейронными сетями преимущественно в правом префронтальном кортексе (Davidson, 2000).
Демонстрация поведения, связанного с «Эмпатией» и другими социальными компетенциями связано с гуманистической философией (в отличие от интеллектуальной философии). Прагматическая философия – подход к жизни, основанной на поиске выгоды или сравнении затрат и выгод (Boyatzis и др., 2000). Люди с интеллектуальной философией, напротив определяют ценность через то, на сколько та или иная деятельность, тот или иной человек, или идея помогает осмыслять и понимать явление, работу, или жизнь. Третий подход, названный гуманистической философией определяет ценность, через характер воздействия вещей, событий, действий на людей, с которыми имеются близкие отношения.
Демонстрация последнего паттерна поведения связана с усилением потребности в аффиляции, которая в свою очередь связана с возбуждением парасимпатической нервной системы человека (то есть, PSNS5) (Schultheiss, 1999a и b; Boyatzis, Smith, и Tresser, в прессе). Возбуждение PSNS приводит к уменьшению уровня кровяного давления и улучшению функционирования иммунной системы (Mc Clelland? и Kirshnit, 1982).
В ряде крупных исследований в области эмоциональной неврологии и генетике показано, что опыт человека имеет генетические компоненты которые детерминируют биологические основы поведения у взрослых людей (Williams, 2003; Davidson, 2003). Это в свою очередь позволяет предположить, что опыт человека и реакции возбуждения, изменяют нейронную сеть и имеют тенденции активировать определенные нейроэндокринные проводящие пути.
Компетенции ЭИ
Анализируя данные большого колличества исследований компетенций, Goleman, Boyatzis, и Mc Kee? (2002) представили модель эмоционального интеллекта включающего восемнадцать компетенций, разбитых на четыре группы (Boyatzis, 1982; Spencer и Spencer, 1993; Rosier, 1994–1997; Jacobs, 1997; Goleman, 1998).
Таблица 1. Шкалы и кластеры опросника эмоциональных компетенций (версия 2) (ECI-2)
В модели ЭИ, предлагаемой в MSCEIT (Mayer с со авт., 2003), напротив, имеется итоговый показатель ЭИ человека, две группы показателей «Эмпирические» и «Стратегические», и подразделы в рамках каждой из групп: (a) Восприятие (с субтестами Лиц и Картин) и Содействие (с субтестами Помощи и Эмоции); и (b) Понимание (с субтестами Изменений и Blends) и Управление (с субтестами Эмоционального Управления и Эмоциональных отношений). Хотя исследования, сравнивающие эти тесты в стадии реализации, концептуально мы ожидаем незначительные корреляции между этими двумя тестами. MSCEIT оценивает то как человек управляет своими эмоциями, в то время как ECI, который предназначен, для того чтобы оценивать компетенции ЭИ, оценивает, то как человек проявляет, то как он управляет эмоциями на работе и жизне. Тем не менее, может существовать корреляция между: (1) компетенциями Самосознания (ECI) и «Эмпирической» областью, в особенности с подразделом «Содействие» (MSCEIT); (2) Компетенциями из кластера Социальная чуткость (ECI) и «Пониманием» подразделом «Стратегической» области; и (3) компетентнциями из кластера Управление Взаимоотношениями и подразделом «Управление».
Точно так же, в настоящее время, нет данных о взаимосвязи между компетенциями ECI и субшкалами Bar-On’s EQ-I (Bar-on, 1992, 1997). Хотя мы предполагаем, что будут обнаружены небольшые корреляции. В частности, возможны следующие корреляционные связи:
Есть семь субшкал EQ-I, которые, как мы предполагаем, не связаны с компетенциями ECI. Точно так же есть десять компетенций ECI, которые, как ожидается, не будут связаны с субшкалами EQ-I. Поэтому, мы полагаем, что ECI вообще измеряет отличные аспекты ЭИ нежели MSCEIT или EQ-I.
Прогнозирование эффективности работы и управления
Sevinc (2001) провел исследование, с использованием турецкой версии ECI на руководителях и специалистах, работающих в финансовом секторе (банки, страхование, ценные бумаги). Возраст испытуемых 31–36 лет. 91 специалисту были отправлены опросники из которых 71 возвратили ECI заполненными, 40 из которых были руководителями. 58 % (41) испытуемых мужчины и 42 % (30) женщины. Обнаружены значимая корреляционная связь между уровнем заработной платы и всеми четырьмя кластерами опросника ECI (см. таблицу 2). Участники, которые чаще демонстрируют компетенции ЭИ характеризуются более высоким уровнем удовлетворенности работой и жизнью в целом.
Nel (2001) провел исследование, с целью изучения взаимосвязи между ЭИ и эффективностью работы сотрудников головного офиса Call-центра, расположенном на Западном Мысе, Южной Африки. Испытуемые отбирались методом «случайного выбора» из трех групп: обслуживание клиентов, продажи, администрация. 153 испытуемых получили анкеты и 135 вернули их в заполненном виде (уровень отклика = 88.2 %). Структура выборки: 33 % (n=44) обслуживание клиентов, 34 % (n=47) продажи, и 33 % (n=44) администрация. Испытуемые оценивались с помощью ECI руководителями групп.
Для оценки эффективности работы использовался комплексный подход, в части объективных показателей – общая продуктивность, цена закрытия, количество ошибок, и количество обработанных запросов – и субъективны показатели – эффективность в переговорах. Было обнаружено несколько корреляций между компетенциями ЭИ и эффективностью деятельности, прежде всего в группах: (1) обслуживание клиентов и (2) администрация (см. таблица 3)
Humphrey, Kellett, и Sleeth (2001) провели исследование на студентах Virginia Commonwealth University и студентах MBA в рамках изучения организационного поведения. Цель исследования состояла в том, чтобы определить, влияют ли Эмпатия и когнитивные способности на восприятие лидерства. Оценка состояла из двух частей: (1) Баскет-тест6 – в рамках которого испытуемые выбирают задачи из множества сложных и простых задач; и (2) принятие групповых решений. После завершения заданий на принятие групповых решений, испытуемых просились оценить себя и других по выраженности различных личностных и лидерских навыков. Результаты исследования показали что и ЭИ, в части таких компетенций как эмпатия и когнитивные способности (например, способность выполнять сложные задания и GPA (средний балл)) влияет на особенности восприятия лидерства в малых группах.
Cavallo и brienza (2002) провели исследование на 358 руководителях Johnson & Johnson Consumer & Personal Care Group, с целью определения, различаются ли сотрудники с высокой и средней эффективностью деятельности и потенциалом по уровню выраженности лидерских компетенций. Результаты полученные на основе оценок вышестоящих руководителей, подчиненных и сторонних экспертов показали, что высокоэффективные руководители характеризуются значимо более высокой оценкой чем руководители со средней эффективностью по уровню уверенности в себе и достижениям. Высокоэффективные руководители характеризуются более высоким уровнем выраженности таких компетенций как: надежность, адаптируемости, инициатива, понимание организации, развитие других, воодушевление, влияние, проводник изменений, эмпатия, предупредительность, управление конфликтами, установление связей и командная работа.
Оценки сторонних экспертов и вышестоящих руководителей свидетельствуют о наличии взаимосвязи между шкалами ECI и управленческим потенциалом. Более уровень управленческого потенциала характерен для тех сотрудников у которых выражены такие компетенции ЭИ как: уверенность, ориентация на успех, инициатива, воодушевление и проводник изменений. Кроме того, сторонни эксперты выделили такие компетенции как: точная самооценка, адаптируемость, предупредительность, влияние, коммуникация, управление конфликтами, и установление связей.
Sala (2002b), провела исследование 92 руководителей колледжей в Великобритании направленное на изучение взаимосвязи между компетенциями ЭИ, стилем управления, организационным климатом и уровнем успешности (например, популярность, научные достижения). Анализировалось также влияние различных второстепенных факторов (например, размер колледжа, студенческое финансирования, продолжительность существования колледжа). Обнаружена значимая корреляционная связь между кластерами самосознание, социальная чуткость и уровнем популярности колледжа (см. таблицу 4).
Williams (2003) оценивала ЭИ с помощью ECI в рамках компетентностной модели для руководителей начальных, промежуточных7 и средних школ США. Она получила данные об организационном климате с помощью опроса педагогического состава, о номинантах на звание «лучшего директора» по мнению педагогов, самих директоров и головной организации. Регрессионный анализ показал, что «лучшие» директора значимо отличаются от «средних» по таким кластерам компетенций как самоорганизация и социальные навыки.
Опросник ECI-2, использовался в исследовании, направленном на изучение взаимосвязи между компетенциями ЭИ и успешностью в коммерческой деятельности в Bass brewers в Великобритании (Lloid, 2001). Выборка состояла из 33 региональных руководителей по развитию (ADM). Эти руководители отвечали за объемы продаж и прибыль, осуществляя программу общенационального продвижения8, и отвечали за эффективность обслуживания клиентов. Lloid (2001) разработал программу “измерение эффективности работы” (OPM), которая состояла как из объективных так и субъективных показателей. OPM включает: 1) “готовность к продвижению”, 2) среднее число новых брендов, 3) среднее число новых сделок, 4) аудит в сфере обслуживания клиентов, 5) ежегодная оценка эффективности и 6) число улучшений в работе. Анализ полученных данных свидетельствует о наличии сильных положительных корреляционных связях между шкалами ЭИ и эффективностью руководителей.
Шестьдесят семь пожарных и офицеров из Великобритании оценивались с помощью ECI-2 (Stagg и Gunter, 2002). Испытуемые оценивались непосредственными руководителями, коллегами, непосредственные подчиненные. Испытуемые также оценивались по ряду параметров отражающих эффективность работы: способность к межличностному взаимодействию, эффективность управления, индивидуальный стиль, и решение проблемы (см. таблица 5).
Сноски:
1 Статья публикуется с разрешения авторов, редактора The Measurement of Emotional Intelligence и издательства “NOVA SCIENCE PUBLISHER”. Любая публикация всего материала или части без разрешения авторов запрещена.
2 G – фактор определялся Спирменом как общая «умственная энергия», однако он не предложил процедуры для его измерения. G – фактор влияет на успешность выполнения любой деятельности. По Спирмену, роль G – фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. (Психология общих способностей. В.Н.Дружинин)
3 Подход к организационному анализу, предполагающий, что структура и иные особенности организации во многом зависят от факторов внешней среды, используемой компанией технологии и т. д.
Скорость проведения возбуждения в симпатических пре- и особенно постганглионарных волокнах во много раз меньше, чем в соматических, т. е. телесных, и составляет около 1—3 м/сек. Для вызова эффектов в симпатических волокнах требуется значительно большая сила раздражения. Возникшее в С. н. с. возбуждение, как правило, вовлекает большое число нейронов, поэтому эффекты раздражения не бывают локализованы в каком-то определённом органе, а охватывают широкие области. Реакциям, следующим в ответ на раздражение симпатических волокон, свойствен сравнительно медленный и длительный характер, а также медленное, продолжительное затухание протекающих процессов. Ряд веществ (ганглиоблокаторы, препараты спорыньи) подавляет эффекты возбуждения С. н. с. Некоторые химические препараты оказывают на органы и ткани такое же действие, как и раздражение симпатических нервов. Это обусловлено тем, что при раздражении симпатических нервов вещества подобного действия выделяются концевыми образованиями постганглионарных симпатических волокон (см. Медиаторы). В окончаниях всех преганглионарных волокон, а также постганглионарных, иннервирующих потовые железы, образуется медиатор ацетилхолин, в окончаниях постганглионарных волокон (за исключением иннервирующих потовые железы) — норадреналин. Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность органа часто противоположно. При раздражении симпатических волокон, иннервирующих различные органы, возникают типичные эффекты: ускорение и усиление сердечных сокращений, расширение зрачка и нерезкое слезотечение, сокращение гладких мышечных волокон (пиломоторов), поднимающих волосы, секреция потовых желёз, скудная секреция густой слюны и желудочного сока, торможение сокращений и ослабление тонуса гладкой мускулатуры желудка и кишечника (исключая область илеоцекального сфинктера), расслабление мускулатуры мочевого пузыря и торможение сокращений запирательного сфинктера, расширение коронарных сосудов сердца, сужение мелких артерий брюшных органов и кожных покровов, мелких артерий лёгких и мозга, изменение возбудимости рецепторов, а также различных отделов центральной нервной системы, увеличение силы сокращений утомленной скелетной мышцы, повышение ее возбудимости и изменение механических свойств.
Нейроны С. н. с., воздействующие на исполнительные органы, находятся в состоянии постоянного тонического возбуждения в результате взаимодействия безусловных и условных рефлексов, осуществляемых высшими отделами центральной нервной системы. Тонические импульсы С. н. с. чрезвычайно важны для поддержания постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Через симпатические волокна и центры обеспечивается рефлекторная взаимосвязь между всеми внутренними органами. Рефлексы, вовлекающие в действие С. н. с., могут возникать при раздражении как висцеральных, так и соматических нервов. Так, при висцеро-висцеральных рефлексах возбуждение возникает и заканчивается во внутренних органах (раздражение брюшины вызывает замедление сердечной деятельности). При висцеромоторных рефлексах возбуждение с внутренних органов переходит на скелетную мускулатуру (раздражение брюшины повышает тонус мышц живота). Животные с полностью удалёнными пограничными симпатическими стволами и ганглиями (десимпатизированные) внешне мало отличаются от нормальных, однако при тех или иных нагрузках (мышечная работа, охлаждение и др.) они менее выносливы. Это свидетельствует о том, что С. н. с., оказывая на функциональное состояние тканей регулирующее действие, приспосабливает (адаптирует) их к выполнению функций в данных условиях (см. Адаптационно-трофическая функция). С. н. с. стимулирует в основном процессы, связанные с выделением энергии в организме, с активной деятельностью. Физиологические проявления эмоций связаны преимущественно с возбуждением С. н. с.
5 Парасимпатическая нервная система – часть вегетативной нервной системы, ганглии которой расположены в непосредственной близости от иннервируемых органов или в них самих. Центры П. н. с. находятся в среднем и продолговатом мозге (мезенцефальный и бульбарный отделы), а также в крестцовом участке спинного мозга (сакральный отдел). Волокна П. н. с. направляются к внутренним органам в составе глазодвигательного (III пара), лицевого (VII пара), языкоглоточного (IX пара) и главным образом блуждающего (Х пара) черепномозговых нервов, а также в составе тазового нерва. Во многих случаях воздействия на органы со стороны П. н. с. и симпатической нервной системы (СНС) прямо противоположны друг другу. Так, если под влиянием импульсов, поступающих по симпатическим нервам, учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается кровяное давление, расширяется зрачок, то импульсы, приходящие по волокнам П. н. с., вызывают замедление и ослабление сердцебиений, понижают артериальное давление, суживают зрачок. Последний, эфферентный, нейрон П. н. с. расположен, как правило, в самом иннервируемом органе, а не в т. н. пограничном стволе, как это имеет место в СНС. Медиатором, образующимся в нервных окончаниях П. н. с., является ацетилхолин (преобладающий медиатор в СНС – норадреналин).
6 Cпособ проверки кандидатов на должность, при котором от кандидатов требуется отсортировать материалы, имеющие отношение к поставленной проблеме, задаче или ситуации, которая является обычной для должности, на которую они претендуют.
7 Один из этапов обучения по схеме «начальная школа elementary school – промежуточная школа – четырехлетняя средняя школа 4-year high school «, рассчитан на детей в возрасте от 9 до 13 лет (4–8 классы). Основные новшества таких школ, возникших после второй мировой войны, заключались в введении занятий по отдельным предметам на более ранних этапах (в среднем на 100–125 учеников приходится четыре преподавателя: по языку и гуманитарному циклу, по общественным дисциплинам, по математике и естественно-научному циклу). Число муниципальных «промежуточных школ» постепенно растет, в начале 1990-х гг. их было около 9 тыс.
8 Cтимулирование продаж товара в общенациональном масштабе