к основным направлениям международного сотрудничества государств в области прав человека относится
Министерство иностранных дел Российской Федерации
О РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
10 декабря во всех странах отмечается День прав человека.
С момента принятия в 1948 г. Всеобщей Декларации прав человека международное сообщество прошло огромный путь в деле осуществления прав и свобод личности, в налаживании результативного диалога и сотрудничества в этой области.
За последние годы в Российской Федерации сформирована солидная правовая база обеспечения прав человека, достигнуты несомненные успехи в их практической реализации.
Сегодня очевиден тот факт, что достижение истинной индивидуальной свободы невозможно без экономической независимости и социальной защищенности.
Мы выступаем за дальнейшее развитие международного взаимодействия в сфере прав человека. Исходим из того, что это отвечает интересам всех людей и всех стран. В основе международного сотрудничества по защите прав человека должен лежать равноправный уважительный диалог, который подразумевает учет национальных, религиозных и культурных особенностей отдельных стран, их историческую специфику.
В 1993 году на Всемирной конференции по правам человека в Вене было признано, что поощрение и защита всех прав человека может являться предметом обеспокоенности международного сообщества. Россия этот тезис поддерживает.
Недопустимо, однако, под предлогом защиты прав человека оказывать грубое давление на суверенные государства или обосновывать заботой о «безопасности личности» применение против них силы в обход Устава ООН и базовых принципов международного права.
Уверены, что вопросы прав человека в конечном итоге будут действительно служить делу единения стран и процветания народов.
Международный механизм обеспечения прав человека
Понятие международного механизма обеспечения прав человека
В современном мире права человека регулируются не только национальным, но и международным правом. До недавнего времени вопросы взаимоотношений между гражданином и государством в основном рассматривались как исключительно внутреннее дело самого государства. Человек не признавался субъектом международного права. Любые попытки рассмотрения нарушений прав человека в третьих странах считались вмешательством во внутренние дела государства. Исключение делалось лишь для права на «гуманитарную интервенцию». Считалось возможным применение силы, в том числе и вооруженной, против другого государства в случае нарушения на территории данного государства прав граждан других государств.
Первая мировая война сыграла роль катализатора для формирования международного механизма обеспечения прав человека. Причины этого носят объективный характер. Любая война приводит к безмерным страданиям людей и материальным потерям как для них, так и для государств-участников. В решениях Нюрнбергского трибунала о главных военных преступниках Второй мировой войны зафиксировано: «Война есть зло по определению».
После образования в 1924 г. Лиги Наций заключаются первые межгосударственные соглашения, в той или иной степени регулирующие права и свободы человека. Это договоры и конвенции, содержащие нормы о борьбе с рабством и работорговлей, пресечении торговли женщинами с детьми, защите национальных меньшинств.
В 1945 г. на конференции в Сан-Франциско был принят Устав ООН, фактически положивший начало создания юридического механизма защиты прав человека. Устав впервые в истории накладывает на государства-члены этой организации обязанности сотрудничества, необходимого для «всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (п. «с» ст. 55)».
В самом общем виде под международным механизмом обеспечения прав и свобод человека и гражданина понимается система правовых, организационных форм, способов и средств, включающая в себя совокупность общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих правовой статус человека и гражданина, принципы деятельности и полномочия международных органов в области прав человека, ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушения прав человека, обеспечивающая охрану, а необходимых случаях и защиту человека и гражданина.
Положения Устава ООН в области прав человека положили начало созданию международно-правовой базе в этой сфере и закреплению их в национальном законодательстве государств. В настоящее время данную систему составляют два вида норм международного права:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права (международные стандарты), образующие правовую основу межгосударственных отношений, содействующие поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества, признаваемые государствами в качестве юридически обязательных.
Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.). Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.
В настоящее время к важнейшим международным стандартам в области прав человека относятся: Устав ООН (1945), Международный Билль о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.
Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).
Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. День ее принятия отмечается ежегодно как Всемирный день прав человека. В Декларации закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав.
Всеобщая декларация прав человека носит лишь рекомендательный характер. Но одним из источников международного права является обычай, т.е. сложившаяся практика государств, которая постепенно начинает признаваться в качестве обязательной и оформляться в виде правовых норм. Таким образом, положения Декларации стали для большинства современных государств обязательными, найдя свое отражение в законодательстве этих стран. В конституциях многих государств содержатся непосредственные ссылки на Декларацию, ее положения включены во все основные законодательные акты. Национальные суды нередко признают и используют положения Декларации. Так, в частности, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 8 от 31 октября 1995 г. рекомендовал всем российским судам прямо ссылаться на Всеобщую декларацию прав человека в решениях по соответствующим делам;
Российская Федерация в этом смысле не исключение. Конституция России устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).
Необходимо иметь в виду, что: во-первых, признание такого приоритета за международным договором Российской Федерации не придает им силы конституционных норм. Нормы международного договора не приравниваются по юридической силе к нормам Конституции и должны им соответствовать; во-вторых, действует общее правило: международный договор является общеобязательным и может применяться при рассмотрении в суде, если он ратифицирован парламентом страны.
Одним из важнейших элементов международного механизма обеспечения прав человека является институт международно-правовой ответственности государств за нарушения прав человека и сформировавшаяся система международного контроля за претворением взятых государствами на себя юридических обязательств как на универсальном, так и на региональном уровнях.
Формы такого контроля во многом зависят от характера нарушений прав человека и могут быть самыми разнообразными: убеждение, рекомендации, порицание, принуждение. Характер и условия их использования определяются Уставом, решениями ООН и ее специализированных учреждений, уставами региональных организаций, международными соглашениями универсального и регионального характера.
На универсальном международном уровне основным органом контроля за соблюдением прав человека является Генеральная Ассамблея ООН и работающий под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) (ст. 60 Устава ООН), Международный уголовный суд, международные трибуналы.
На региональном уровне, по мнению большинства исследователей в области международного права в области прав человека, наиболее эффективная система международного контроля была создана в рамках Совета Европы. Следует в полной мере согласиться с бывшим председателем Европейского Суда по правам человека Р. Рисдалом в том, что «в настоящее время невозможно создать европейскую систему защиты прав человека более эффективную, нежели та, которая была создана. в Страсбурге».
26 февраля 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы. В этой связи вступление Российской Федерации в Совет Европы и присоединение нашей страны к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод стало не только важным этапом в деле интеграции России в европейскую правовую систему, но и явилось дополнительной гарантией прав человека в России. Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Направления международного сотрудничества государств в области прав человека в современном мире
Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества государств является сотрудничество в области прав человека. Международное право в области прав человека требует от государств-участников соответствующих договоров по принятию на себя односторонних обязательств по обеспечению этих прав. Более того, вопросы обеспечения прав человека уже не рассматриваются международным сообществом как внутреннее дело государства.
Вообще ХХ век вошел в историю как век прав человека. И в этом его парадоксальность. Ведь именно в ХХ в. происходили самые страшные войны в истории человечества и имели место самые чудовищные нарушения прав человека как в условиях многочисленных вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, так и в практике некоторых государств. Тем не менее, как представляется, это и послужило одной из главных причин признания прав человека, их закрепления в национальном и международном праве и возложении на государства соответствующих обязанностей по их обеспечению.
После образования в 1924 г. Лиги Наций заключаются первые межгосударственные соглашения, в той или иной степени регулирующие права и свободы человека. Это договоры и конвенции, содержащие нормы о борьбе с рабством и работорговлей, пресечении торговли женщинами с детьми, защите национальных меньшинств. После первой мировой войны главными союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательства предоставить лицам, принадлежавшим к меньшинствам по расе, религии и языку, те же права, что и остальным своим гражданам. Соответствующие обязательства позднее были приняты также Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.
Обязательства государств по защите меньшинств были поставлены под контроль Лиги Наций. Согласно ст. 12 договора с Польшей (аналогичные нормы содержали другие соглашения) каждый «Член Совета Лиги наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств^ Совет мог предпринимать такие меры и давать такие предписания, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными». Согласно ст. 13 Статута Лиги наций ее
Члены имели право прибегать к войне против тех государств, которые не выполняют «добросовестно принятые решения».
Таким образом, в период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения в области прав человека. Но целью этих соглашений являлось не создание всесторонней защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых его прав. По прежнему в межгосударственных отношениях доминировал подход, в соответствии с которым взаимоотношения человека и государства рассматривалось как входящие исключительно во внутреннюю юрисдикцию государства и подлежащие регулированию национальным правом.
В 1945 г. на конференции в Сан-Франциско был принят Устав ООН, в котором на государства-члены этой организации впервые в истории накладывалась обязанность сотрудничества, необходимого для «всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (п. «с» ст. 55).
В преамбуле Устава ООН обозначаются цели данного сотрудничества:
Тем не менее к настоящему времени уже сформировалась универсальная международная концепция прав человека, их обеспечения и защиты, получившая признание в большинстве государств мира. Суть ее составляют нижеследующие положения.
Во-первых, до недавнего времени некоторые страны, признавая для себя обязательность соблюдения одних прав, например политических и гражданских, в то же время считали, что социально-экономические права являются пожеланиями, а не юридическими обязательствами, мотивируя это тем, что не все государства смогут их обеспечить в силу собственного экономического развития. Отныне все права и свободы человека неделимы, взаимосвязаны и составляют единый комплекс.
Во-вторых, принцип уважения прав человека не должен противопоставляться другим принципам международного права, в частности таким, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение применения силы или ее угрозы в международных отношениях. Вооруженное вмешательство в дела другого государства возможно лишь с санкции Совета Безопасности ООН (гл. 7 Устава ООН).
В-третьих, принципы и нормы, содержащиеся в актах по правам человека, являются обязательными для стран-участниц международных организаций, подписавших и ратифицировавших эти документы. Несоблюдение и нарушение этих принципов и норм внутри государства может повлечь санкции международного сообщества, в том числе и применение силы.
В-четвертых, сфера международного сотрудничества в области прав человека должна быть деидеологизирована и деполити-зирована, что, однако, не означает полной ее деполитизации, так как это часть межгосударственной деятельности. Тем не менее при решении вопросов защиты прав человека государства должны стремиться к максимальной объективности без деления стран на «свои» и «чужие».
Таким образом, можно сделать общий вывод, что современные международно-правовые доктрины защиты прав человека обладают определенными отличиями от классических доктрин международного права.
Ныне международное право требует от государств-участников соответствующих договоров принятия на себя односторонних обязательств по обеспечению прав человека, т.е. речь идет уже о взаимоотношениях человека и государства. Человек является субъектом международного права и вправе предпринимать любые действия по защите своих прав, если они нарушаются государством.
Современное международное сотрудничество в области прав человека охватывает следующие направления:
Международное сообщество многого добилось в области защиты прав человека в мировом масштабе. Действительно, еще в 50-х гг. XX в. вряд ли кто-нибудь мог предположить, что государства смогут не только согласовать тексты важных международных договоров в правозащитной области, но и создать независимые международные контрольные механизмы, в функции которых входило бы осуществление мониторинга деятельности государств, в той или иной степени затрагивающей права человека. Но жизнь доказала, что консенсус возможен и в данной сфере, и он должен быть основан на отказе от односторонних подходов, укреплении сотрудничества между государствами в процессе выработки и принятия коллективных решений, решении гуманитарных проблем на основе общепризнанных международных правозащитных стандартов и при должном учете социально-экономической, исторической, культурной и религиозной специфики и традиций государств мира.
Понятие и виды международно-правовой ответственности за нарушения прав человека
Характерной особенностью развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением взятых государствами на себя юридических обязательств как на универсальном, так и на региональном уровнях.
Формы такого контроля во многом зависят от характера нарушений прав человека и могут быть самыми разнообразными: убеждение, рекомендации, порицание, принуждение. Характер и условия их использования определяются Уставом, решениями ООН и ее специализированных учреждений, уставами региональных организаций, международными соглашениями универсального и регионального характера.
На универсальном международном уровне основным органом контроля за соблюдением прав человека является Генеральная Ассамблея ООН и работающий под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) (ст. 60 Устава ООН).
Для рассмотрения конкретных случаев совершения международных преступлений на территории государств-членов ООН международным сообществом могут создаваться международные трибуналы. В 1993 г. был создан Международный трибунал для расследования международных преступлений, совершенных во время гражданской войны в Руанде. До настоящего времени продолжает действовать Международный трибунал по бывшей Югославии, который рассматривает уголовные дела о военных преступлениях на ее территории. В 1998 г. решением ООН был создан Международный уголовный суд. В 2006 г. соответствующими решениями Генеральной Ассамблеи ООН были созданы Международный трибунал по Либерии и специальный трибунал по Ливану.
Соответственно, важнейшим элементом международного механизма обеспечения прав человека является институт международно-правовой ответственности государств за нарушения прав человека
В настоящее время под международно-правовой ответственностью государств понимаются меры принуждения, применяемые к государству, совершившему нарушения норм международного права со стороны отдельного государства или мирового сообщества в целом, связанные с претерпеванием виновным государством определенных лишений организационного или материального характера.
В настоящее время в международном праве уже выработано понятие «международное преступление», под которым понимается «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление».
Впервые основные составы преступлений по общему международному праву были определены Уставами международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны для уголовного преследования лиц, совершивших преступления во время войны (Нюрнбергским и Токийским).
В соответствии с ними международные преступления подразделяются на преступления против мира; военные преступления; преступления против человечности.
Так, к преступлениям против мира относится «планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений. Или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий» (п. «а» ст. 6 Устава Международного трибунала).
К военным преступлениям относятся «нарушение законов или обычаев войны». К этим нарушениям относятся:
Понятие военного преступления впоследствии было дополнено Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 г. Так, в соответствии с 1-й Женевской конвенцией, к военным преступлениям относятся также действия, совершенные в отношении раненых и больных в действующих армиях, а именно:
К преступлениям против человечности относятся:
Вскоре после Второй мировой войны выделен состав такого международного преступления против человечности, как геноцид.
С принятием Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (9 декабря 1948 г.) «геноцид независимо от того совершается ли он в мирное или военное время, является международным преступлением, которое нарушает нормы международного права^» (ст. 1 Конвенции).
Под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, в том числе:
а) убийство членов такой группы;
б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Лица, совершившие преступление геноцида, «подлежат наказанию независимо от того, являются ли они ответственными по Конституции Правителями, должностными или частными лицами» (ст. 4 Конвенции).
В соответствии с Конвенцией о пресечении апартеида и наказания за него от 30 ноября 1973 г. преступления апартеида также были отнесены к международным преступлениям против человечности.
Под апартеидом понимаются бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей на какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения:
а) лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь свободу личности;
б) умышленное создание для расовой группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение;
в) различные меры законодательного характера, направленные на осуществление политики и практики расовой сегрегации и дискриминации;
г) эксплуатация труда членов расовой группы и использование принудительного труда;
д) преследование организаций и лиц, выступающих против апартеида (ст. II Конвенции).
Международное сообщество считает преступление против человечности и военные преступления настолько опасными, что соответствующей Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. было признано возможным не применять к ним сроки давности, независимо от времени их совершения.
Статут Международного уголовного суда распространил неприменимость сроков давности на все преступления, подпадающие под юрисдикцию этого суда, а именно геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.
Важнейшей особенностью международно-правовой ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права является то, что она распространяется на два вида субъектов: государства, признанные виновными в несоблюдении положений норм международного гуманитарного права, и физических лиц, совершивших непосредственные нарушения этих норм.
Причем физические лица несут ответственность за нарушение норм гуманитарного права как на международном, так и на национальном уровне.
Международно-правовая ответственность государств за действия в нарушение норм международного гуманитарного права имеет свои особенности, так как государство несет ответственность:
В зависимости от совершенного нарушения международных норм выделяются следующие виды международно-правовой ответственности: политическая ответственность и материальная ответственность государств.
Политическая ответственность реализуется в форме предоставления удовлетворения пострадавшему государству, проявляющему, например, в заявлении о прекращении противоправных действий и их не повторении в будущем, выражении сожаления и извинения, наказания конкретных граждан или должностных лиц, виновных в совершении международного правонарушения и т.д.
Материальная ответственность государства состоит в возмещении причиненного неправомерными действиями ущерба конкретному государству в различных формах.
В случае совершения государством международного преступления по международному праву и отказа возмещать потерпевшему государству причиненный ущерб наступает особая форма международно-правовой ответственности, выражающая в применении международных санкций в отношении государства-нарушителя, т.е. принудительных мер, направленных на восстановление нарушенного этим государством прав конкретных субъектов международного права.
В зависимости от тяжести международного преступления санкции могут проявляться в политической, экономической, культурной сферах и носить как всеобщий, так и региональный характер.
Особо тяжкие международные преступления, совершаемые государствами, влекут за собой применение к ним в соответствии с гл. VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии» военных санкций со стороны международного сообщества.
Особенность уголовно-правовой ответственности физических лиц за совершение преступлений во время вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера состоит в том, что существуют два уровня этой ответственности.
Во-первых, физическое лицо, совершившее преступление, несет юридическую ответственность в соответствии с национальным законодательством.
Во-вторых, в случае совершенного преступления, подпадающего под разряд международного, физическое лицо может нести ответственность в соответствии с нормами международного уголовного права.
При этом к международной уголовно-правовой ответственности привлекаются физические лица, которые:
«а) совершают такие преступления индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо, независимо от того, подлежит ли это другое лицо уголовной ответственности;
б) приказывают, подстрекают или побуждают совершить такое преступление, если это преступление совершается или если имеет место покушение на это преступление;
в) с целью облегчить совершение такого преступления пособничают, подстрекают или каким-либо иным образом содействуют его совершению или покушению на него, включая предоставление средств для его совершения;
г) любым другим образом способствуют совершению или покушению на совершение такого преступления группой лиц, действующих с общей целью;
д) в отношении преступлений геноцида, прямо и публично подстрекают других к совершению геноцида (ст. 25 Статута Международного уголовного Суда)».
Кроме того, серьезные нарушения международного гуманитарного права (или международные преступления) преследуются не только страной, на территории которой были совершены эти преступления, но и любой страной, во власти которой находится обвиняемый. Это именуется универсальной юрисдикцией. Каждое государство-участник Конвенций «обязуется разыскивать лиц, обвиняемых в том, что они совершили или приказали совершить то или иное из упомянутых серьезных нарушений, и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду». Кроме того, это государство может передать обвиняемого в совершении международных преступлений государству, на территории которого совершались эти преступления, если то государство «имеет доказательства, дающие основания для обвинения этого лица» (ч. 2 ст. 49 1-й Женевской конвенции).
Основные контрольные механизмы Организации Объединенных Наций в области прав человека
Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:
Согласно резолюции Генеральной ассамблеи «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 г. (резолюция 377 (V), Ассамблея может также принимать меры, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за голосования против одного из постоянных членов в случае, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Ассамблея может немедленно рассмотреть этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.
Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооруженной силы. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех государств.
На практике деятельность Совета Безопасности по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей. В исключительных случаях Совет санкционирует проведение военной операции против таких государств.
Решения Совета Безопасности (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что пяти постоянным членам Совета Безопасности принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения. Как правило, решения Совета Безопасности оформляются в виде резолюций.
Экономический и Социальный Совет состоит из 54 государств, одна треть которых ежегодно переизбирается Генеральной Ассамблеей. В соответствии с Уставом ООН, ЭКОСОС «уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех», а также «создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека». Совет может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций и созывать международные конференции по вопросам прав человека. Многие стандарты и механизмы в области прав человека были приняты (учреждены) резолюциями и решениями ЭКОСОС.
Верховный комиссар ООН по правам человека. 20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН. Главной задачей Верховного комиссара является содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органами ООН.
Все государства, которые ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах или присоединились к нему, обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. Доклад соответствующего государства изучается вначале специальной рабочей группой Комитета, состоящей не более чем из пяти его членов. Затем Комитет в полном составе в течение двух дней изучает доклад. После этого проводится открытое заседание с участием представителей государства, на котором в качестве наблюдателей могут присутствовать неправительственные организации и пресса.
Если сообщение признается неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращается к соответствующему государству с просьбой представить объяснение или заявления, разъясняющие данную проблему, и сообщить о том, были ли приняты этим государством какие-либо меры для ее урегулирования. Для представления государством ответа определен крайний срок в шесть месяцев. После этого автору жалобы предоставляется возможность высказать свои замечания относительно ответа государства.
Как правило, на решение вопроса о признании сообщения приемлемым или неприемлемым уходит около года. Для последующего рассмотрения существа дела может потребоваться от одного до двух лет в зависимости от степени готовности государств-участников и авторов жалоб сотрудничать в предоставлении любой необходимой Комитету информации.
Комитет не является судебным органом и его решения именуются не «постановлениями», а «соображениями». Вместе с тем соображения Комитета излагаются на языке судебных постановлений, и накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним. В ряде случаев имели место освобождение заключенных и компенсация жертвам нарушений прав человека.
Кроме того, к органам ООН, к компетенции которых относится рассмотрение различных вопросов, связанных с обеспечением прав человека, относятся Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по правам ребёнка, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по правам инвалидов.
17 июля 1998 г. Международная конференция в Риме приняла Статут Международного уголовного суда, в основу которого легли основные положения Устава Международного трибунала 1945 г., Устава Токийского трибунала 1946 г., Уставов международных трибуналов по Югославии и Руанде, а также различных международных конвенций и соглашений.
В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.
К декабрю 2008 г. Римский статут ратифицировали 108 государств во всём мире. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Таких государств ещё 39, среди них США, Египет, Чехия, Украина, Израиль и Иран. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду: среди них Индия и Китай.
Внутренняя компетенция суда ограничена тремя составами преступлений:
В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.
Однако у этого принципа есть одно исключение: Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС.
Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:
В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.
Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определенными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.
После занявшего три года процесса формирования института Международный суд является полностью функциональным. Прокурору передавались дела по ситуациям в Уганде, Демократической республике Конго и Центрально-африканской республике.
Кроме того, Совет Безопасности ООН передал Суду вопрос о ситуации в суданском регионе Дарфур.
Начались и рассмотрения Судом конкретных дел. Всего МУС выдал ордеры на арест 30 человек. Из них 9 человек скрываются от правосудия, 2 умерли и с 7 человек сняты обвинения.
МТБЮ рассматривает военные преступления, совершенные на территории Югославии с 1991 г., связанные с нарушениями Женевской конвенции, нарушением правил ведения войны и геноцидом.
Деятельность Трибунала ограничена временными и географическими рамками. Согласно уставу, территориальная юрисдикция трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии (кроме Словении), а завершение последнего процесса означает упразднение самого суда.
Трибунал состоит из следующих частей: судебного органа, состоящего из трех Судебных палат и одной Апелляционной палаты, Канцелярии обвинителя и Секретариата. В настоящее время в состав Трибунала входят 25 судей: 15 постоянных и 12 судей ad litem.
Создание Международного уголовного суда и Международных трибуналов по Югославии, Руанде и Сьерра-Леоне, специального трибунала по Ливану знаменует наступление нового этапа в развитии международного права, так как фактически международным сообществом создан конкретный международный механизм привлечения к уголовной ответственности физических лиц, виновных в совершении преступлений международного характера.