к переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту
Виды издержек
Себестоимость продукта или услуги — это все расходы, понесенные для их создания. Но затраты бывают разные, и каждая компания использует свою группировку. Кто-то считает переменные и постоянные траты, кто-то учитывает только прямые и косвенные и так далее. Выбор классификации зависит от специфики предприятия и системы управленческого учета внутри компании. Разберемся, какие виды издержек выделяют чаще всего.
Переменные и постоянные
Это очень популярная классификация. Издержки распределяются исходя из того, как они связаны с объемом производства.
Переменные затраты
Переменные издержки — это все затраты компании, которые зависят от объема производства. То есть, чем больше вы выпустите продукции, тем больше затрат понесете. Про эти траты мы подробно рассказали в статье «Что такое переменные издержки».
К переменным издержкам относятся:
Переменные издержки бывают разные. Часть из них прямо пропорциональна выпуску продукции, их так и называют — переменные пропорциональные. Есть те, которые растут медленнее, чем объем производства — дегрессивные издержки. А есть, наоборот, растущие быстрее выпуска — прогрессивные.
Постоянные затраты
Постоянные издержки противопоставлены переменным. Они никак не зависят от выпуска. Даже если компания не работает и ничего не выпускает, издержки все равно возникают. Например:
Про эти затраты мы подробно рассказали в статье «Что относится к постоянным издержкам».
Прямые и косвенные издержки
Для распределения на прямые и косвенные затраты компания должна определить, можно ли отнести определенную статью затрат на конкретный продукт или нельзя.
Прямые затраты
Прямые издержки можно прямо относить на себестоимость каждой единицы продукции. Например, затраты на воду, сахар и сироп для изготовления лимонада можно без проблем рассчитать на каждую единицу. К прямым затратам относят:
Косвенные затраты
Косвенные затраты связаны в целом с производством, отнести их на конкретный продукт нельзя. Например, для изготовления лимонада нужно ремонтировать оборудование, убирать цех и так далее. К косвенным издержкам относят:
Для расчета себестоимости косвенные издержки распределяются относительно какой-то базы. Например, относительно материальных затрат или фонда оплаты труда.
Прямые и косвенные издержки очень тесно переплетены с переменными или постоянными. Во многом они даже похожи, но не всегда. Например, затраты на доставку готовой продукции — это переменная статья затрат. Но если позиций много, распределить затраты на доставку на отдельный продукт нельзя. Поэтому достака — это переменная косвенная затрата.
Производственные и непроизводственные издержки
Затраты группируются в зависимости от того, участвуют ли они в производственном процессе или нет.
Производственные издержки
Это траты, связанные с производством. К ним относятся практически все переменные и прямые затраты:
Непроизводственные издержки
Это расходы, которые прямо с производством не связаны, но без них компания существовать не может. Например:
Явные и неявные или бухгалтерские и экономические издержки
Эта группировка встречается гораздо реже, чем предыдущие. Тут издержки определяются по принципу их фактического наличия.
Явные бухгалтерские издержки
Это все затраты, которые зафиксированы в бухгалтерском учете. Поэтому они явные, их очень легко определить. К ним относятся все постоянные и переменные издержки: зарплата, расходы на сырье, аренда, амортизация и так далее. С явными издержками проблем не возникает.
Явные издержки на виду. Всегда есть документы, доказывающие их наличие: счета, накладные, акты и так далее.
Неявные экономические издержки
Неявные издержки скрыты, их в бухучете не фиксируют. Это затраты, которые возникают из-за принятия тех или иных управленческих решений.
Например, компания занимается продажей сахара. Это биржевой продукт, цена на который меняется ежедневно. Руководитель может принять решение не продавать сахар сегодня по 60 руб/кг,а продать через неделю. Если цена упадет, это будут неявные издержки. В учете они не зафиксированы, но по факту они существуют, и их можно избежать, если принять другое решение. Неявные издержки — это упущенная выгода компании.
Предприниматель всегда оценивает каждый свой шаг. С кем подписать договор, в какой пропорции производить продукцию, по какой цене продавать. Он выделяет неявные издержки, чтобы понять, какое решение в итоге принесет больше прибыли.
Неявные издержки несет даже собственник бизнеса. Например, он мог пойти работать по найму, а не заниматься бизнесом. Мог вложить деньги в акции или на банковский депозит и получать процент, а не вкладывать их в дело и так далее.
Возвратные и невозвратные издержки
Затраты группируют в зависимости от того, вернутся ли вложенные деньги обратно или нет.
Возвратные издержки
Предполагается, что эта группа затрат рано или поздно вернется обратно. Например, это большая часть производственных расходов. Ведь сначала компания вкладывает деньги в производство, затем реализует готовую продукцию, тем самым возвращая понесенные затраты и получая прибыль. Примеры таких затрат: расходы на сырье, зарплату и так далее.
Невозвратные издержки
Эти затраты компания несет, но уже никогда не сможет вернуть. То есть они не участвуют в создании прибыли. Например:
Релевантные и нерелевантные издержки
Размер релевантных затрат зависит от принимаемого решения. Нерелевантные издержки компания несёт в любом случае.
Например, поехать в командировку можно на корпоративной машине или поезде. Релевантные затраты — это расходы на бензин или на билет. А вот транспортный налог — это нерелевантная затрата, так как его нужно платить при любом исходе.
Контролируемые и неконтролируемые издержки
Если издержки зависят от предприятия, их называют контролируемыми. Например, это затраты на сырье. Фирма сама устанавливает объем производства, а значит заранее определяет размер затрат на материалы, зарплату и так далее.
Неконтролируемые затраты компания несет независимо от того, хочет она этого или нет. Самый яркий пример — налоги.
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нем можно вести учет затрат по подразделениям и номенклатуре, строить другие управленческие отчеты. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту
Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят процент банку за кредит, плату за охрану помещения.
2) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции.
3) Себестоимостью продукции называют сумму постоянных издержек.
4) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы на бизнес.
5) Издержки — это денежная оценка затрат всех ресурсов, задействованных в производстве.
1) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят процент банку за кредит, плату за охрану помещения. Да, верно, они не зависят от объема производимых товаров.
2) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции. Да, верно.
3) Себестоимостью продукции называют сумму постоянных издержек. Нет, неверно, необходимо учитывать еще и переменные издержки.
4) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы на бизнес. Нет, неверно, это постоянные издержки.
5) Издержки — это денежная оценка затрат всех ресурсов, задействованных в производстве. Да, верно.
Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции.
2) Постоянные издержки в краткосрочном периоде не зависят от объёма производства продукции.
3) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту.
4) Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.
5) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы и оплату охраны.
1) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции — да, верно.
2) Постоянные издержки в краткосрочном периоде не зависят от объёма производства продукции — да, верно.
3) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту — нет, неверно. Это постоянные.
4) Себестоимость продукции называется также постоянными издержками — нет, неверно.
5) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы и оплату охраны — да, верно.
вопрос звучит: «Выберите верные суждения об ИЗДЕРЖКАХ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ и запишите цифры, под которыми они указаны.»
Почему ответ 2 является верным, если он говорит об постоянных издержках?
Оплата охраны относится к переменным издержкам, не так ли?
Нет, это постоянные издержки, не зависит от объема производства
Установите соответствие между видами издержек и статьями затрат фирмы за краткосрочный период: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТАТЬИ ЗАТРАТ | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Постоянные издержки — затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска. Зарплата рабочим и плата за электроэнергию зависят от объема выпуска.
А) арендная плата за здание — постоянные издержки.
Б) транспортные расходы — переменные издержки.
В) сдельная зарплата рабочих — переменные издержки.
Г) плата за электроэнергию — переменные издержки.
Владельцы хлебопекарни несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится к постоянным издержкам в краткосрочном периоде? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) арендная плата за помещение
2) приобретение сырья
3) проценты по кредитам
4) транспортные расходы
5) оклады администрации
6) сдельная оплата персонала
К постоянным издержкам относятся: оплата процентов по банковским кредитам; амортизационные отчисления; выплата процентов по облигациям; оклад управляющего персонала; арендная плата; страховые выплаты.
Переменные издержки — это издержки, которые зависят от объема продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы. К переменным издержкам относятся: заработная плата; транспортные расходы; затраты на электроэнергию; затраты на сырье и материалы.
1) арендная плата за помещение — да, верно.
2) приобретение сырья — нет, неверно.
3) проценты по кредитам — да, верно.
4) транспортные расходы — нет, неверно.
5) оклады администрации — да, верно.
6) сдельная оплата персонала — нет, неверно.
Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам ателье? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) арендная плата за помещение
2) приобретение сырья
3) проценты по кредитам
4) расходы на рекламу
5) оклады менеджеров
6) сдельная оплата персонала
Переменные издержки — это та часть издержек, которая меняется в зависимости от уровня выпуска продукции. Они противоположны постоянным издержкам, которые необходимы для того, чтобы выпуск вообще стал возможен; они не зависят от уровня выпуска. Следует иметь в виду, что это принципиальное различие. Цена используемого ресурса может быть стабильной годами, но он по-прежнему относится к переменным издержкам, если использованное количество этого ресурса зависит от выпуска. Цена других ресурсов может меняться, но они все-таки будут относиться к постоянным издержкам, если использованная сумма ресурсов не зависит от уровня выпуска.
1) арендная плата за помещение — нет, неверно.
2) приобретение сырья — да, верно.
3) проценты по кредитам — нет, неверно.
4) расходы на рекламу — нет, неверно. Они не зависят от объемов производимых товаров.
5) оклады менеджеров — нет, неверно.
6) сдельная оплата персонала — да, верно.
Почему 4 и 5 неверно?
Покупку рекламы, как и покупку сырья, можно сократить в краткосрочном периоде. Почему 4 номер неправильный? Ответ раскройте, пожалуйста!
Реклама не зависит от объема произведенной продукции, а сырье зависит
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «издержки»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
− одно предложение раскрывающее связь издержек и прибыли.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например:
— издержки фирмы — денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции;
2) два предложения с информацией об издержках, опирающейся на знания курса, например:
— «Переменными издержками могут быть плата за сырье и материалы, зарплата рабочих, плата за электроэнергию, транспортные расходы»;
— «Прибыль фирмы зависит от соотношения выручки от реализации продукции и издержек».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об издержках.
Автор упоминает издержки производителя. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два вида (типа) издержек производителя в краткосрочном периоде. Приведите по два примера издержек каждого вида (типа). Обязательно указывайте вид (тип) издержек, который иллюстрируете.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Эффективная передача точной информации будет осуществляться впустую, если у тех, кому она адресована, нет стимула действовать (и действовать правильным образом), исходя из этой информации. Если производитель древесины не будет заинтересован в том, чтобы в ответ на повышение цен на древесину выпускать больше продукции, то информация
о повышении цен окажется для него просто бесполезной. Одним из замечательных свойств системы свободно складывающихся на рынке цен является тот факт, что цены, передающие информацию о состоянии рынка, одновременно обеспечивают и стимул, и возможности реагировать на эту информацию.
Эта функция цен тесно связана с функцией распределения дохода и не может быть объяснена без учёта последней. Доход производителя, то есть то, что он получает за свою деятельность, определяется разностью между доходом от продажи его продукции и затратами на её производство. Производитель составляет баланс доходов и затрат и выпускает такое предельно возможное количество продукции, когда её небольшой прирост уже дальше повлёк бы такие издержки, что они сравнялись бы с извлекаемым из дополнительной продукции доходом. Повышение цены на товар позволяет сдвинуть эту границу в сторону увеличения производства.
Как правило, чем больше производитель выпускает продукции, тем быстрее растут производственные издержки. Чтобы увеличить производство древесины, ему придётся рубить лес на более отдалённых или менее выгодных в других отношениях участках. Он будет вынужден нанять неквалифицированных рабочих или платить более высокую зарплату квалифицированным рабочим, чтобы переманить их от других работодателей. Однако возросшая цена на его товар позволяет ему нести возросшие издержки и, таким образом, обеспечивает как стимул к расширению производства, так и средства для этого.
Цены играют роль стимула, заставляющего производителя реагировать на информацию не только в том, что касается повышения спроса на продукцию, но также и в отношении поиска наиболее экономичной производственной технологии. Предположим, что какая-то порода дерева становится всё более редкой и, следовательно, более дорогостоящей по сравнению с остальными. Изготовитель карандашей получает эту информацию в результате возрастания цен на данный вид древесины. Ввиду того что его доход, как и доход любого другого производителя, определяется разницей между выручкой и издержками, то у производителя карандашей появляется стимул экономить именно эту, более ценную породу.
Чем, по мнению автора, определяется доход производителя? Почему, по мнению автора, невозможно постоянное увеличение производства?
В правильном ответе должны быть даны ответы на два вопроса:
1) Ответ на первый вопрос:
— разностью между доходом от продажи продукции и затратами на её производство / разницей между выручкой и издержками;
2) Ответ на второй вопрос:
— чем больше производитель выпускает продукции (свыше определённого количества), тем быстрее растут производственные издержки, которые могут сравняться с извлекаемым из дополнительной продукции доходом или даже превысить его/производитель составляет баланс доходов и затрат и выпускает такое предельно возможное количество продукции, когда её небольшой прирост уже дальше повлёк бы такие издержки, что они сравнялись бы с извлекаемым из дополнительной продукции доходом.
Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Какие две функции цен упомянуты автором? Опираясь на обществоведческие знания, назовите ещё одну любую функцию цен (не по тексту).
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) функции по тексту:
— информирование участников рынка;
— стимулирование развития производства (выбора технологии, определения оптимального объёма производства);
(Функции могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках);
2) функция не по тексту, например:
— учётная, или функция учёта и измерения затрат (показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции / цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д. на изготовление товара, характеризует эффективность использования труда).
Может быть названа другая функция цен не по тексту.
Нередко высказывается мнение, что поиск производителем наиболее экономичной производственной технологии неизбежно приводит к снижению качества продукции. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в опровержение этого мнения.
Могут быть приведены такие аргументы:
1) экономия может не затрагивать качество продукции, а касаться, например, более эффективного использования ресурсов и снижения отходов производства;
2) экономичная производственная технология может быть связана с переработкой и вторичным использованием отходов производства, что не влечёт снижение качества производимой продукции;
3) экономичная производственная технология может быть связана с переходом на альтернативные источники энергии, с иной организацией труда и т. п., что никак не влечёт снижения качества продукции.
Могут быть приведены другие аргументы.
Какие две функции цен упомянуты автором? Используя обществоведческие знания, назовите ещё одну любую функцию цен (не по тексту).
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) функции по тексту:
— информирование участников рынка;
— стимулирование развития производства (выбора технологии, определения оптимального объёма производства);
(Функции могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках);
2) функция не по тексту, например:
— учётная, или функция учёта и измерения затрат (показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции / цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д. на изготовление товара, характеризует эффективность использования труда).
Может быть названа другая функция цен не по тексту.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
2) Приведено по два примера к каждому виду издержек:
1) плата за аренду помещения;
2) выплата процентов за ранее взятый кредит;
1) оплата электроэнергии;
2) сдельная зарплата наёмных работников.
Могут быть приведены другие примеры издержек каждого вида.
Что относится к переменным, а что к постоянным издержкам? Приведите по два примера к постоянным и к переменным издержка.
1. Постоянные издержки не зависят от объема произведенной продукции, а переменные зависят, больше продукции, выше эти издержки.
1) Сдельная оплата работников
2) Закупка оборудования и запчастей
2) Оплата аренды и коммунальных услуг
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «издержки». Какие средства успешного ведения бизнеса в условиях конкуренции названы в тексте? (Назовите любые три средства.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Конкуренция ведёт к постоянному росту эффективности производства. Она заставляет производителей избегать потерь и сокращать издержки, чтобы продавать товары по более низким, чем у других, ценам. Она вытесняет с рынка тех, чьи издержки являются высокими, оставляя на нём только производителей с низкими издержками.
Конкуренция действует тогда, когда есть возможность выбирать среди продавцов и когда есть свобода появления новых продавцов на рынке. Конкуренция так же важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма.
Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами:
высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.
Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалёком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.
Производители, которые хотят выжить в конкурентной среде, не могут позволить себе благодушия. Продукт, обеспечивающий успех сегодня, может не выдержать испытания конкуренцией завтра. Чтобы преуспевать на конкурентном рынке, фирмы должны уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять плодотворные идеи.
То же самое относится и к размеру фирмы. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке.
Чтобы крупные компании могли добиться низких издержек, очень важно, чтобы власти не ограничивали конкуренцию со стороны иностранных производителей и не препятствовали своим фирмам продавать товары за границу.
В конкурентной среде даже самые алчные в своём стремлении к получению прибыли вынуждаются служить интересам других
и предоставлять потребителям блага, по крайней мере равноценные тем, какие может предоставить им кто-либо ещё. Каким бы парадоксальным это ни казалось, своекорыстие является мощнейшим источником экономического прогресса, если только оно направляется конкуренцией.