к полномочиям субъектов российской федерации в области земельных отношений относится

К полномочиям субъектов российской федерации в области земельных отношений относится

ЗК РФ Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 9 ЗК РФ

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

4) установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;

(в ред. Федеральных законов от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Ст. 9 ЗК РФ. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Источник

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Из абзаца четвертого пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ранее действовавшей редакции) следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе федерального значения Москве осуществляется органами исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 14, 209 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве», в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков».

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.

Признавая незаконными действия префектуры и управы, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 10, 18, 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от 06.08.2008 N 126, Федеральным законом от 25.08.1995 N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Учитывая положения пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков обладают исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Источник

Статья 10 Земельного кодекса. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Комментарии к ст. 10 ЗК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области земельных отношений. При этом следует отметить, что в данном случае, равно как и в ст. 9, речь идет скорее о полномочиях органов государственной власти, так как именно органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть наделены властными полномочиями, являющимися важнейшим элементом их компетенции. При этом в данной статье, равно как и в предыдущей, перечень полномочий является открытым, т.е. субъекты РФ могут быть наделены и иными полномочиями, которые не отнесены к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Данное обстоятельство позволяет наделять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации иными полномочиями в рамках предметов совместного ведения. Как было указано в комментарии к ст. 9, названные полномочия реализуются органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным ст. 72 Конституции РФ.

К указанным полномочиям относится резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации. При этом положениями п. 10.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют данное полномочие самостоятельно за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Одним из полномочий субъектов Российской Федерации согласно положениям комментируемой статьи является разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации. В качестве примера подобных программ можно привести:

Вестник мэра и правительства Москвы. 2007. N 48.

Вестник правительства Ленинградской области. 2007. N 88.

2. От имени субъектов РФ рассмотренные полномочия осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, структура которых согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Согласно п. «д» ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, существенно затруднено ввиду изрядно затянувшегося процесса разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией и ее субъектами, а также отграничения от них земель, находящихся в муниципальной и частной собственности.

Источник

Энциклопедия судебной практики. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений (Ст. 9 ЗК)

Энциклопедия судебной практики
Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
(Ст. 9 ЗК)

1. Органом, уполномоченным от имени РФ по распоряжению земельными участками, относящимися к федеральной собственности, является Управление Росимущества

Управление Росимущества является органом, обладающим полномочиями на совершение действий, направленных на предоставление земельного участка на основании заявления управомоченного лица, именно на него возложены полномочия Российской Федерации по распоряжению земельными участками, относящимися к федеральной собственности в силу ст. 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории субъекта РФ и находящимися в федеральной собственности, является Территориальное управление Росимущества по субъекту

Руководствуясь пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2008 N 12804), Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в рассматриваемом крае, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, с которым соглашается суд кассационной инстанции, о том, что исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенными на территории данного края, является Территориальное управление, поэтому оно правомочно принять решение о продаже спорного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению спорным имуществом.

В соответствии с частью 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Отклоняя довод управления [Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в субъекте РФ] об отсутствии у него полномочий по продаже земельных участков федеральной собственности без поручения Росимущества, суд апелляционной инстанции с учетом положений пунктов 4, 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, приказа Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 694 «О внесении изменений в типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2011 N 22889), исходил из того, что отсутствие поручения Росимущества не может служить препятствием для реализации права собственников объектов недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного им федеральным законодательством.

На основании изложенного апелляционный суд правомерно признал управление уполномоченным органом по решению вопроса о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право его аренды.

3. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения прав на землю, частью 2 статьи 9 ЗК РФ не регулируется

Частью 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до распоряжения прав на землю названной нормой права не регулируется.

4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, может быть заключен только на основании решения уполномоченного государственного органа

Материалами дела подтверждено, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерация.

Таким образом, договор аренды этого участка может быть заключен только на основании решения уполномоченного государственного органа.

5. Субъекты РФ не вправе осуществлять правовое регулирование порядка резервирования земель

Из содержания закона субъекта Российской Федерации усматривается, что он осуществляет правовое регулирование порядка резервирования земель, которое в соответствии с федеральным законодательством является полномочием Российской Федерации.

Таким образом, субъект Российской Федерации при осуществлении оспариваемого правового регулирования превысил свои полномочия.

6. Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления

7. Орган местного самоуправления полномочиями по утверждению акта выбора земельного участка, находящегося в государственной собственности, и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не обладает

Установив, что земельный участок является федеральной собственностью (расположен в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения), апелляционный суд пришел к выводу, что полномочным органом по утверждению акта выбора этого участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта является орган местного самоуправления (администрация). Данный вывод суда противоречит нормам материального права.

8. Орган местного самоуправления вправе осуществлять функции по обеспечению выбора земельного участка, информированию населения и оформлению акта о выборе земельного участка для строительства, но не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта

Рассматривая заявление казачьего общества, принимая решение о предварительном согласовании места размещения объекта, администрация не обладала полномочиями собственника в отношении федерального имущества. Ее функции ограничивались обеспечением выбора земельного участка, информированием населения и оформлением акта о выборе земельного участка для строительства.

Таким образом, решение администрации о предварительном согласовании места размещения объекта принято в противоречие статьям 9, 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, не обладают

Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу о том, что администрация не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, относящимся к федеральной собственности. Суд в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно признал недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка, как совершенный с нарушением требований пункта 1 статьи 125, статьи 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации.

10. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением случаев предусмотренных законом.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Поскольку государственная собственность на данный земельный участок не разграничена, то распоряжение им осуществляет органом местного самоуправления.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

11. Договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, признается ничтожным, если в границах такого земельного участка находится водный объект, находящийся в федеральной собственности

Поскольку предоставление в аренду земельного участка на основании оспариваемого договора аренды произведено без учета факта нахождения в границах этого участка водного объекта федеральной собственности, указанный договор аренды правомерно на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации признан недействительной (ничтожной) сделкой, как не соответствующий статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 8, 24 Водного кодекса Российской Федерации.

Судами установлено, что спорный земельный участок предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование и входит в состав особо охраняемой природной территории (национального парка).

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

При указанных обстоятельствах суды правомерно сделали вывод о ничтожности договора аренды, как не соответствующего пункту 1 статьи 125, статье 209, пункту 3 статьи 214, статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 9, пункту 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.

13. Договор аренды, арендодателем которого выступает орган местного самоуправления, заключенный в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, признается ничтожным

Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу о том, что администрация не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, относящимся к федеральной собственности. Суд в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно признал недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка, как совершенный с нарушением требований пункта 1 статьи 125, статьи 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.

Источник

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статей 69 и 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, в том числе платежные поручения, приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражными судами при рассмотрении дела N А41-72766/2014, руководствуясь статьями 304, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 60, 72, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Главы города Серпухова от 16.02.2016 N 336 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Города Серпухова Московской области» на 2016-2020 г.г., установив, что спорный объект включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2016-2020 г.г. и размещен не самовольно, а на основании договора от 10.11.2014 N 52/14, заключенного с Администрацией, по которому предприниматель производит оплату за предоставление ему торговой площадки, пришли к выводу о необоснованности требования Администрации и Комитета об обязании предпринимателя демонтировать спорный объект, поскольку он размещен на законном основании.

Отказывая в удовлетворении требования общества «Первомайское» об обязании администрации предоставить ему в собственность по договору купли-продажи испрашиваемые земельные участки, суды руководствовались пунктом 5.1. статьи 10 Закона N 101-ФЗ, статьями 11, 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняли во внимание решение Омского районного суда Омской области от 22.12.2013 по делу N 2-2699/2013, и исходили из отсутствия достоверных доказательств использования обществом «Первомайское» на законных основаниях этих участков до момента государственной регистрации права муниципальной собственности и наличия у него законных оснований для такого использования.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статей 69 и 71 АПК РФ, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, руководствуясь статьями 307, 420, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 15, 39.1, 39.2, 39.6 ЗК РФ, приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражными судами при рассмотрении дел N А33-9/2010, А33-5888/2014, А33-19738/2015, пришли к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Общества.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической Постановлением N 1145/1, исходя из следующего: Кооператив в период с 20012014 годы не был зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве юридического лица, не имел расчетных счетов и идентификационного номера налогоплательщика; изъятый спорным постановлением в 2001 году земельный участок не был поставлен на кадастровый учет и на него не регистрировалось право постоянного (бессрочного) пользования Кооператива; в государственном реестре прав на недвижимость не имеется сведений о регистрации прав Кооператива или его членов на какие-либо объекты на спорном участке; спорный участок является частью участка, предоставленного в 2014 году по результатам публичных торгов в аренду для жилищного строительства в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Снатки; на участке построены и введены в эксплуатацию многоквартирные дома.

Оспариваемый отказ управления Росреестра мотивирован тем, что правоустанавливающий документ выдан неуполномоченным лицом, нарушен порядок предоставления земельных участков. Для государственной регистрации права аренды на земельный участок не представлен акт органа местного самоуправления в соответствии со статьями 2 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченного распоряжаться земельным участком.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области земельных отношений и градостроительной деятельности относится в том числе утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (за исключением случаев, указанных в названной норме).

При этом органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (за исключением случаев, указанных в названной норме).

Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (за исключением случаев, указанных в названной норме).

Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Учитывая положения пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков обладают исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *