к соревновательным формам организации занятий относятся
Лекция:»Классификация форм занятий в физическом воспитании.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Педагог дополнительного образования
Лекция: «Классификация форм занятий в физическом воспитании».
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающиеся, а также соответствующими условиями занятий (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.).
По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы – урочные и неурочные (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.).
Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателям (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:
уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных организациях общего образования, среднего и высшего профессионального образования, где физическая культура является обязательным предметом;
спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;
Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;
Характеристика неурочных форм занятий физическими упражнениями
В массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа. Для малых форм занятий характерны:
Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной разработанности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашнее задание по школьному курсу физического воспитания и в спорте);
Незначительная продолжительность занятия (от 2-3 до 15-20 мин);
Отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.;
Невысокий уровень функциональных нагрузок.
Следует отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе занятий физического воспитания.
К крупным формам занятий неурочного типа относятся:
Самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют отзанимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;
Занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.
К соревновательным формам организации занятий относятся:
Собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;
Соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.; Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.
В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.
Занятие неурочного типа в отличие от урочного осуществляется на основе полной добровольности.
Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.
ГЛАВА 4 СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Организовывать и проводить все физкультурно-массовые мероприятия в школе одному учителю физической культуры не под силу — необходимо создать совет физической культуры. Его количественный состав зависит от величины школы. В классах всегда найдутся ребята, занимающиеся в спортивных секциях. Их и привлекают в организации физкультурной работы. Физорг работает под непосредственным руководством классного руководителя.
В его обязанности входит организация в классе:
· физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;
· различных спортивных состязаний;
· спортивных команд для участия в школьных соревнованиях;
· пропаганды активных занятий физической культурой и спортом.
Для успешного проведения любого спортивного мероприятия готовятся «Методические рекомендации по подготовке и проведению спортивных состязаний», в которых по пунктам последовательно и логично прописывают все нюансы действия.
1. Цель и задачи. Прежде всего необходимо определить, с какой целью проводится мероприятие, какие задачи стоят перед ними.
2. Место и время. Точно определяется, где и когда проводить мероприятие. Время проведения должно соответствовать школьному распорядку и не мешать учебному процессу.
3. Руководство. Подготовка и непосредственно проведение спортивно-массовых мероприятий в школе возлагается на учителя физической культуры.
4. Участники. При определении участников учитывается пол и возраст, допуск к соревнованиям обязательно согласуется с врачом.
5. Условия зачета и определения победителей. В зависимости от программы и характера соревнований определяются условия зачета. Соревнования могут быть личные, командные и личнокомандные.
В личных соревнованиях места определяют по личным результатам участников: по показательным результатам; по одержанным победам; по количеству набранных баллов.
В командных соревнованиях выявляются только места команд: по сумме очков, полученных зачетным количеством участников (по таблице оценки результатов); по сумме результатов, показанных зачетными участниками; по сумме результатов или очков участников, занявших определенные места.
В лично-командных соревнованиях выявляются как личные места, т. ё. каждого участника, так и командные.
Главное правило соревнований — это создание одинаковых условий для всех участников. Спортивно-массовые мероприятия лучше всего проводить между параллельными классами; если такой возможности нет, целесообразно вводить гандикап в несколько очков младшим перед старшими.
6. Награждение. Подведение итогов и награждение — самый важный воспитательный момент. Основной целью организаторов состязаний является воспитание у детей и подростков настойчивости, воли к победе, выдержке, чувства ответственности пред товарищами, умение владеть собой при поражении и не кичиться своими победами.
Каждую победу ребенка следует отмечать, поощрять. Формы поощрений разнообразны. Это могут быть: объявление результатов перед строем; объявление результатов с вызовом на пьедестал почета; вручение грамот, памятных подарков, ленты или медали «Чемпион»; премирование класса переходящим кубком, вымпелом, экскурсией и т.п.; оформление поздравления в виде красочного объявления в вестибюле школы, расположение материала «Наши победители» на школьном сайте.
Главное — подвести итоги, довести их до участников и зрителей. Иначе теряется целостность мероприятия и радость от победы.
Способы проведения спортивных мероприятий с использованием легкоатлетических упражнений зависят от активности и возможностей организаторов.
Спортивные конкурсы
Данные состязания непродолжительны, не требуют специальной подготовки и могут проходить без специального инвентаре (секундомеры, рулетки и т.п.).
Их проводят в несколько туров, изменяя программу, тем самым влияя на разностороннее физическое развитие детей и подростков. Игровое начало конкурсов несомненно вызывает к ним интерес, а простота заданий позволит принять участие всем ребятам. Местом проведения может быть любой ровный участок.
Примеры смотреть ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В физическом воспитании выделяют следующие формы неурочных занятий: малые формы организации занятий, крупные формы организации занятий, соревновательные формы организации занятий.
Малые формы занятий отличаются ограниченностью их содержания и кратковременностью. С их помощью обячно решаются задачи по оптимизации текущего состояния организма: тонизации и ускорению врабатывания в процессе в основной деятельности, профилактике её неблагоприятных влияний на состояние организма. Методика проведения малых форм занятий обусловлена конкретной направленностью отдельных занятий и их местом в общем режимеиндивида. К ним относятся: утренняя гигиеническая зарядка, вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы, микросеансы отдельных упражнений тренировочного типа.
К крупным формам относятся занятия, которые имеют многоминтную протяженность, они отличаются более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют самостоятельное значение и форму расширенного активного отдыха, включающего в себя элементы тренировки, культурного общения и развлечения.
В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма.
Специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида, вплоть до предельной мобилизации, функциональных резервов организма.
В регулярной спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические для нее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5. Интернет источник [SportWiki энциклопедия]// [sportwiki.to/Внеурочные_формы_занятий]
8. Богданов Г.П. Уроки Физической культуры: пособие для учителя/Г.П. Богданов – М. Физкультура и спорт,2007-192с
10. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания пед. Институтов / Б.А. Ашмарин – М.:Просвещение,1979-360с
12. Холодов Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для студ. Высших учебных заведений. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.-М.:Академия,2000.-480с
13. Дмитриев О.Б. Теория и методика физической культуры /О.Б.Дмитриев,В.А.Широков,П.К.Петров.-2000.-№7-39с
14. Новиков А.Д. Физическое воспитание: учебное пособие/ А.Д.Новиков-М.:Физкультура и спорт,1949.-135с
15. Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры/ А.П. Матвеев.-М.:СПРИНТ,1997.-120с
16. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия»/Ю.И.Евсеев.-Ростов на Дону:Феникс,2004.-384с
Варианты игр, преимущественно с бегом
«САЛКИ»
На площадке свободно размещаются все играющие. Один из них — водящий (назначается учителем, проводится «считалка», по желанию и т.п.).
Водящий поднимает вверх руку и громко говорит: «Я — салка!» Затем старается догнать и коснуться рукой кого-нибудь из игроков. Тот, до кого он дотронется, становится новым водящим, громко говорит: «Я — салка!», и игра продолжается. Победителям ми считаются ребята, которые не были «осалены».
Варианты игры:
1. «Салки-пересекалки»: играют так же, как в обычные салки, но можно выручить товарища, пробежав между убегающим и водящим, тогда салка начинает преследовать того, кто пересек ему дорогу.
3. «Чай, чай выручай»: тот, кого осалил водящий, остается на месте и громко кричит: «Чай, чай выручай!» Остальные пытаются выручить своего товарища, коснувшись его, тогда он снова может продолжить игру.
4. «Айболит»: игра начинается как обычные салки, но после того как водящий дотронулся до игрока, все играющие, в том числе и новая салка, бегают, держась за то место, за которое был запятнан играющий.
5. «Салки-повторялки»: преследуемый салкой выполняет любое движение (машет руками, подпрыгивает, поворачивает на 360° и т.п.), водящий должен повторить его движение и только после этого может осалить игрока.
«БОРЬБА ЗА ЗНАМЯ»
Рис. 10.1. Площадка и расположение игроков в игре «Борьба за знамя»
Площадка делится на две части. В центре дальних сторон устанавливается «знамя» (ветка, флажок, мяч и т.п.). Играющие Делятся на две команды и располагаются каждая ближе к своему знамени (рис. 10.1).
По сигналу руководителя игроки обеих команд бегут на сторону противников, стараясь завладеть их знаменем и унести его на свою сторону. Игроки салят противников на своей стороне. Осаленный остается на том месте, где его коснулись. Вновь вступить в игру можно, если дотронется игрок своей команды. Выигрывает команда, сумевшая первой пронести на свою сторону знамя противника.
Салить можно только касанием руки и только на своей половине поля. Охранять знамя не ближе 2 м.
«СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ ВЕТЕР»
Понятие о соревновательных формах занятий
В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма. В качестве одного из частных методов или методических приемов активизации занятий элементы состязания включаются уже, как известно, на ранних возрастных этапах физического воспитания, но в особую целостную форму построения занятий они перерастают по мере приобщения к регулярной физкультурно-спортивной деятельности, формирования личностной установки на спортивные достижения, приобретения физической и психической подготовленности к испытаниям, с которыми сопряжено спортивное соперничество.
Тот хорошо известный факт, что специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов организма и тем по-особому действенно стимулировать их развитие, обусловил распространение вариантов соревновательных форм занятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкультурной практики. Наиболее широко они представлены, разумеется, в собственно-спортивной деятельности, где у высококвалифицированных спортсменов участие в соревнованиях, организуемых в официальном порядке, занимает 10—15 и более процентов общего объема времени, затрачиваемого на спортивные занятия в течение года. По понятным причинам в общем курсе физического воспитания и в самодеятельном массовом физкультурном движении спортивные состязания не практикуются столь широко, но и здесь соревновательные формы построения занятий имеют существенное значение[13].
Нужно различать собственно-спортивные соревнования в строгом смысле этого понятия и подобные им формы организации физкультурных занятий. Первые отличаются такими признаками как: непосредственно доминирующая ориентация поведения соревнующихся на победу или индивидуально высшее достижение, четкая регламентация предмета, способов и ряда других условий состязания официально унифицированными правилами (причем унификация правил во многих видах спорта доведена, как известно, до международного уровня), регулирование порядка ведения состязания и определение его исхода официальными арбитрами, специфическая эмоциональная напряженность и насыщенность атмосферы, состязания, обусловленные, кроме прочего, его обстановкой и сопереживаниями зрительской аудитории. При использовании соревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики эти признаки собственно-спортивных соревнований нередко частично отсутствуют либо выражены как бы в преобразованном виде. Главное, что объединяет здесь разнообразные варианты соревновательных форм занятий, заключается в использовании натурально сопоставительных способов выявления индивидуальных возможностей, мобилизующих на демонстрацию наличного уровня тех или иных личностных качеств, способностей, умений, навыков в специально создаваемых для этого условиях. Данные формы занятий имеют и некоторые общие структурные черты, характеризующие последовательность поведенческих актов соревнующихся (вводно-организующие действия, разминка, сам акт выполнения соревновательного упражнения, подведение итогов, меры, нормализующие послесоревновательное состояние).
Спортивные соревнования или подобные им физкультурные акции модифицируются и приобретают различную конкретную направленность в зависимости от определяющего профиля системы занятий, в рамках которой они организуются. Так, в рамках общего обязательного курса физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях применение соревновательных форм организации занятий подчинено прежде всего логике педагогического процесса, интересам улучшения его качества, решению образовательно-воспитательных задач. Соревновательная и урочная формы занятия здесь в определенных случаях как бы сливаются (так называемый контрольный урок или зачет, организуемый в соревновательной обстановке для выполнения учебных нормативов, нормативов или спортивной классификации, и т. п.). При этом соревнования имеют большей частью внутренний характер (состав участников ограничивается составом постоянных учебных подразделений — классов, групп, курса и т. д.). Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении, не имеющем чисто спортивной ориентации. Для многих они фактически не столько способ достижения спортивной победы или спортивно-технического результата (как показывают исследования, у большинства участников массовых физкультурно-спортивных соревнований такие индивидуальные установки выражены слабо или вовсе отсутствуют), сколько форма эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения. Не случайно при неформальном подходе к организации таких соревнований спортивно-соревновательное начало в них преднамеренно нивелируется или уводится как бы на задний план, что предусматривается, в частности, условиями поощрения всех участников вне зависимости от уровня продемонстрированных результатов, введением гандикапов и другими организационно-методическими приемами и условиями[8].
В регулярной спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические для нее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки. Соответственно они здесь в полной мере развернуты и глубоко специализированы (подготовительные, классификационные, контрольные, отборочные, основные и др.) в зависимости от конкретного назначения и места в общей организации спортивной деятельности. Причем по мере роста масштаба состязаний, уровня конкуренции в них и степени ответственности они предъявляют все более серьезные требования к физическим и психическим качествам спортсмена. [19].
Не только в спортивных соревнованиях высокого ранга, но и в подобных им соревновательных формах занятий довольно высока вероятность возникновения экстремальных, стрессовых ситуаций, чреватых перенапряжениями и другими негативными эффектами, что выдвигает проблему адекватности соревновательных нагрузок возможностям и уровню подготовленности соревнующихся, а отсюда и проблемы допуска к соревнованиям разного ранга, контроля и регулирования соревновательных нагрузок. В системе официально организуемых спортивных соревнований предусматривается, как известно, ряд мер, так или иначе способствующих решению этих проблем (установленные требования по врачебному допуску к участию в соревнованиях, официально принятая дифференциация их по программе, масштабу, продолжительности, режиму в зависимости от возраста, пола и уровня спортивной квалификации участников, официально регламентирующие рекомендации по нормированию соревновательных нагрузок для отдельных контингентов соревнующихся и т. д.). Сложнее обстоит дело с распространением соответствующих регламентирующих положений на неофициальную практику самодеятельных физкультурно-спортивных состязаний. Для рационализации ее многое еще предстоит сделать, прежде всего по пути органического внедрения спортивной культуры в сознание и быт народа, расширения сети физкультурно-спортивных клубов по интересам в территориальных и коммунальных регионах, качественной подготовки общественного спортивного актива [13].
Заключение
1. Основными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие: относительно узкая направленность деятельности, сравнительно небольшая протяженность во времени.
Методика построения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств.
К малым формам организации занятий относятся:
Утренняя гигиеническая зарядка.
Физкультпаузы и физкультминуты.
2. При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение. Выделяют:
* Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным
* Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха
Проводя анализ литературных источников мы пришли к выводу, что к самодеятельным тренировочным занятиям можно отнести основные виды (формы) оздоровительной физической культуры, применяющиеся в практике. К ним относятся:
Гимнастика по системе “хатха-йога”
3. В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма.
Специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов организма и тем по-особому действенно стимулировать их развитие, обусловил распространение вариантов соревновательных форм занятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкультурной практики.
Нужно различать собственно-спортивные соревнования в строгом смысле этого понятия и подобные им формы организации физкультурных занятий.
Спортивные соревнования или подобные им физкультурные акции модифицируются и приобретают различную конкретную направленность в зависимости от определяющего профиля системы занятий, в рамках которой они организуются.
В регулярной спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические для нее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки.
Список литературы
3. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту / Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец, / учебное пособие для ИФК. – М.: ФиС, 1985. – 176 с.
9. Каплан С.Д. «Я делаю уроки». – Минск.: Асвета, 1998. – 137 с.
10. Курамшин, Ю. Планирование и учет массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми по месту жительства / Ю. Курамшин. — М.: ФиС., 1984. –111 с.
12. Матвеев Л.П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания.— М.: ФиС., 2 том., 1976.—329 с.
13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. ин-тов физ. культ.— М.: ФиС., 1991. — 568 с.
14. Настольная книга учителя физической культуры \ Под ред. Л.Б. Кофмана.—М.,1998. – 498 с.
15. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 8, с. 2-10.
17. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М. Высшая школа, 1990. – 217 с.
19. Расин, М.С. Технология разработки комплексных программ развития физкультурного и рекреационного спорта / М.С. Расин. – Омск, 1994. –52 с.
20. Степашинова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я.Степашинова. — М.: ФиС., 2001. – 368 с.
21. Сулейманов, И.И. Общее физкультурное образование: Учебник Т. 1. Школьное физкультурное образование / И.И.Сулейманов, В.И.Михалев, В.Х.Шнайдер и др. – Омск, 1998. – 268 с.
22. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пединститутов \ Под ред.Б. А. Ашмарина. — М.: ФиС., 1990.—569 c.
23. Шмалов С.А. «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994., стр. 117.
24. Формирование культуры здоровья в условиях современного образованичя: Монография / Под ред. О.Л.Трещевой. – Омск, 2002. – 268 с.
25. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С.Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. — М.: ФиС., 2000.— 480 c.
26. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3