к субъектам конституционно правовых отношений следует относить
Конституционные правоотношения и государственно-правовые отношения: особенности методов реализации
Полный текст:
Аннотация
В работе рассматриваются конституционные правоотношения и государственно-правовые отношения как правоотношения, объединенные общим предметом правового регулирования и отличающиеся целями и методами правового регулирования. Конституционно-правовые отношения рассматриваются как отношения, направленные на построение правового государства, признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека. Государственно-правовые отношения направлены в первую очередь на реализацию публичных интересов. Формулируется вывод о том, что на результат формирования правоотношений существенное влияние оказывают применяемые методы правового регулирования. Конституционные правоотношения складываются на основе применения преимущественно таких методов, как: ограничение вмешательства органов публичной власти в регулирование прав и свобод человека; саморегуляция по вопросам собственной компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления; договорной метод регулирования по вопросам, отнесенным к совместной компетенции; делегирование исключительных полномочий нижестоящему уровню публичной власти. Государственно-правовые отношения отличаются следующими методами: детального регулирования и ограничения прав и свобод человека в целях реализации публичных интересов; законодательного делегирования полномочий по вопросам совместной компетенции; перераспределения полномочий в пользу вышестоящего уровня публичной власти. Выстраивание конституционных и государственно-правовых отношений в современной правовой действительности возможно только в условиях конкуренции применяемых методов правового регулирования. Конституционная норма, обеспеченная преимущественно государственно-правовыми методами, реализуется в государственно-правовых отношениях и исключает построение конституционных правоотношений. Превалирование государственно-правовых методов может приводить к построению псевдопараллельных конституционных правоотношений, то есть правоотношений, не оказывающих влияния на сложившуюся правовую действительность. И наоборот, преимущественное применение конституционно-правовых методов может рассматриваться как гарантия невозможности злоупотребления государственно-правовыми методами в процессе реализации публичных интересов.
Ключевые слова
Об авторе
Лунгу Евгения Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин
654067, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, д. 49
Список литературы
1. Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. — Т. 1. — М., 2014. — 912 с.
2. Бошно С. В. Способы и методы правового регулирования // Право и современные государства. — 2014. — № 3. — С. 52—60.
3. Зубарев С. М. К вопросу об огосударствлении местного самоуправления // Lex Russica. — 2018. — № 12. — С. 83—89.
4. Карташов В. Н. Инновационные и традиционные подходы к исследованию конституционных правоотношений // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 3. — С. 12—16.
5. Кокотов А. Н. О предмете конституционно-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 10 (95). — С. 36—43.
6. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. — М., 2001. — 444 с.
7. Лебедев В. А. Конституционное право Российской Федерации : курс лекций : в 2 ч. — Ч. 1. — Челябинск, 2012. — 328 с.
8. Лебедев В. А. Система органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: становление и развитие // Lex Russica. — 2016. — № 3. — С. 82—90.
9. Миронов Д. Н. Конституционные правоотношения: воздействия на правовую систему // Журнал российского права. — 2013. — № 12 (204). — С. 33—45.
10. Нарутто С. В. Научные воззрения профессоров МГЮА о предмете конституционного права // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 4 (65). — С. 11—23.
11. Невинский В. В. Предмет отрасли российского конституционного (государственного) права (к вопросу о преемственности в научных исследованиях и учебном процессе) // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 2 (75). — С. 76—86.
12. Постников А. Е. Тенденции развития институтов конституционного права // Журнал российского права. — 2011. — № 10. — С. 27—34.
13. Ромашов Р. А. Конституционно-правовые отношения: субъект-объектные состояния и межсубъектные взаимодействия // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 3 (94). — С. 132—136.
14. Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. — М., 1995. — 301 с.
15. Усанов В. Е. Конституционное (государственное) право РФ : учебник. — М., 2003. — 576 с.
16. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации : монография. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2013. — 656 с.
17. Klug F., Starmer Q. Standing back from the Human Rights Act: How effective is it five years on? // Public law. L. — 2005, Winter. — Pp. 716—728.
18. Poscher R. Grundrechte als Abwehrrechte: reflexive Regelung rechtlich geordneter Freiheit. — Tubingen : Mohr Siebeck, 2003. — S. 317 ff.
Для цитирования:
Лунгу Е.В. Конституционные правоотношения и государственно-правовые отношения: особенности методов реализации. Lex russica (Русский закон). 2019;(10):63-70. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.155.10.063-070
For citation:
Lungu E.V. Constitutional Legal Relations and State Legal Relations: Peculiarities of the Methods of Implementation. Lex Russica. 2019;(10):63-70. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.155.10.063-070
Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты
В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по конституционному праву России. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Конституционное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении конституционного права России, подготовке к сдаче экзаменов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Субъекты конституционного права
Субъект права — это лицо или группа лиц, способные вступать в общественные отношения определенного вида, наделенные совокупностью прав и обязанностей.
Субъектами конституционного права являются физические лица и организации. Физические лица — это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.
К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).
Перечень субъектов конституционного права весьма широк, поскольку конституционное право охватывает очень большую группу отношений, где задействованы самые различные субъекты. Это отношения по формированию органов государственной власти, защите основных прав и свобод человека и гражданина, разграничению полномочий РФ и субъектов РФ и многие другие.
Классифицировать субъекты конституционного права можно по следующим основаниям:
1) государственные и негосударственные образования;
2) индивидуальные и коллективные субъекты.
К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация — ее субъекты, органы государственной власти РФ.
К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.
К субъектам конституционного права относятся:
1) Российская Федерация (Россия) — суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;
2) субъекты РФ, которые являются относительно автономными государственно-территорриальными или территориальными образованиями;
3) Президент РФ является главой государства и обладает широкими управленческими функциями. Глава государства выступает как официальный представитель народа, это определяет его место в системе государственной власти;
4) Правительство РФ осуществляет в РФ исполнительную власть и состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров;
5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года и является законодательным органом РФ;
6) Совет Федерации состоит из представителей субъектов Российской Федерации, избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей;
7) депутаты Государственной Думы РФ;
8) члены Совета Федерации РФ;
9) суды в РФ представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией, общим является то, что их функцией является отправление правосудия;
10) органы местного самоуправления и муниципальные образования в РФ самостоятельны в осуществлении своих функций;
11) народ РФ является носителем государственного суверенитета РФ, единственным источником власти, осуществляет свою власть непосредственно или через государственные органы;
12) общественные объединения являются негосударственными образованиями, в РФ гарантируется свобода объединений. Общественные объединения неподотчетны государственным органам и независимы от государства;
13) граждане РФ являются полноценными участниками конституционных правоотношений, приоритет прав и свобод граждан гарантирован Конституцией РФ;
14) лица без гражданства по общему правилу в правах лица без гражданства, лица с двойным гражданством и иностранцы приравниваются в своих правах к гражданам (национальный режим), за исключением политических прав;
15) лица с двойным гражданством;
16) беженцы пользуются наряду с вынужденными переселенцами защитой РФ;
17) вынужденные переселенцы;
19) лица, которым предоставлено политическое убежище, пользуются особой защитой РФ.
Конституционно-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты, объекты, виды
Понятие конституционно-правовых отношений
В сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объему эти отношения весьма важны.
Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.
Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.
Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.
В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ». Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.
Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.
Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.
Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.
Специфика конституционно-правовых отношений:
Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:
Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.
Субъекты конституционно-правовых отношений:
Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.
Субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ. » Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия.
Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.
Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.
Содержание конституционно-правового отношения
Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.
Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.
Объекты конституционно-правовых отношений
Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:
Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).
Виды конституционно-правовых отношений
1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:
В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.
2. С точки зрения времени функционирования:
3. По назначению (по специфике правового регулирования):
4. В зависимости от вида норм (по целевому назначению):
Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты конституционно-правовых отношений – это все те, на кого правовые нормы данной отрасли права возлагают соответствующие права и обязанности. Субъекты:
1. Народ (главный субъект конституционно-правовых отношений) – это в соответствии с Конституцией РФ совокупность граждан РФ, которая обладает учредительной властью и при определенных условиях в праве её реализовать, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.
В состав народа входят исторически-сложившиеся на её территории компактно-проживающие нации, и поэтому народ России именуется как многонациональный народ. Примеры: народ выступает источником всей власти в обществе и государстве (статья 3 Конституции РФ, часть 1). Народ рассматривается как субъект конституционно-правовых отношений по принятию новой Конституции (преамбула Конституции РФ).
Можно говорить о таких конституционно-правовых отношениях «народ-государство», и данные конституционно-правовых отношения рассматриваются как длительные правоотношения (правовое состояние). Народ является основой государства и государство предназначено служить народу.
Отличительные особенности народа:
1) Граждане РФ (ст. 3 Конституции РФ – референдум и выборы);
2) Территориальная принадлежность – территория, население, публичная власть, суверенитет;
3) Понятие народ объединяет в себе нацию, т.е. понятие это шире;
2. Государство. Особенности данного субъекта:
1) Данный субъект может быть характеризован в 2х значениях:
o российское государство;
o Российская Федерация.
Первое значение используется для таких отношений, как:
· «государственная собственность – государство».
В ФЗ от 31.05.2002 гражданство РФ определятся как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях. Исходя из легального определения, субъектами конституционно-правовых отношений является государство и физическое лицо.
2) Органы государственной власти:
o Федеральное Собрание;
· Органы государственной власти субъекта:
o законодательные (представительные) органы субъектов;
o исполнительные органы субъектов;
o высшие должностные лица субъектов;
Пример: Гражданин – Президент РФ. Конституционно-правовое отношение – Президент РФ осуществляет по отношению к гражданину помилование, а также лишает гражданства.
Томская область: Администрация Томской области – Законодательная Дума Томской области – Губернатор Томской области. Конституционно-правовое отношения – по аналогии с бюджетом РФ.
4) Субъекты избирательных правоотношений – эти субъекты функционируют только на время выборов:
— избиратель – гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом;
— избирательные комиссии (Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта, территориальная избирательная комиссия, окружная, участковая избирательная комиссия);
— доверенные лица кандидата;
— избирательные объединения (политические партии, уставы которых предусматривают право участвовать в выборах или референдумах);
— члены избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса;
— средства массовой информации и редакции печатных изданий.
3. Гражданин РФ – статья 33 Конституции РФ, статья 125 Конституции РФ указывают на гражданина РФ как субъекта конституционно-правовых отношений. Гражданин РФ может обращаться в правоохранительные органы, суды, в Европейский суд для защиты своих прав.
4. Иностранный гражданин, лицо без гражданства.Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющейся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лицо без гражданства (апатрид) – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства или подданства другого государства.
Категории иностранных граждан:
1) Временно-пребывающие на основании визы, без визы – 90 суток, гражданско-правовой договор – 1 год;
2) Временно проживающие на основании – 3 года на основании миграционной карты;
3) Постоянно проживающие – вид на жительство в течение 5 лет.
Мигранты могут быть легальными и нелегальными. Общая проблема в мире – нелегальная миграция.
1) Общественная организация;
2) Общественное движение;
3) Общественный фонд;
4) Общественное учреждение;
5) Орган общественной самодеятельности.
6) Политические партии.
В настоящее время действует ФЗ от 11.07.2000 г. «О политических партиях».
7. Депутат представительного органа.Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Например: гражданин – избиратель – кандидат – депутат – гражданин. Статья 32 Конституции РФ – право избрания только у гражданина РФ, избиратель и кандидат возможна предвыборная встреча, кандидат становится депутатом, когда он избран, а основная задача депутата – представлять интересы граждан.
8. Субъекты РФ.Статьи 1, 5, 55 Конституции РФ. Статья 11 часть 3 Конституции РФ.
Д\З: Понятие федерации, субъекта федерации, на основе устава Томской области посмотреть признаки Томской области как субъекта.
1. Народ (нация, национальное крупное автономное объединение);
2. Государство (российское государство – социальное, правовое, светское, рыночный тип экономики, местное самоуправление; Российская Федерация);
4. (ОНС, должностные лица местного самоуправления);
6. Физические лица (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства, беженцы, политические беженцы);
7. Общественные объединения;
8. Политические партии;
9. Религиозные объединения:
1) Религиозная группа;
2) Религиозная организация.
10. Участники избирательного процесса (избиратели, избирательные комиссии, кандидаты, СМИ).
Объекты конституционно-правовых отношений – явления и предметы, по поводу которых возникают конституционно-правовые отношения:
1. Территория РФ и ее границы. Пример: ст.67 ч.3 Конституции РФ. На основании референдума принимается ФКЗ о возникновении нового субъекта.
2. Материальные блага: природные ресурсы, средства государственной казны. Заключаются гражданско-правовые договоры.
3. Поведение людей. Примеры: вступление в гражданство, отзыв депутата или выборного должностного лица.
4. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений, политических партий и т.д.
5. Правовые акты. Правовые акты могут быть объектом рассмотрения в Конституционном Суде (ст. 125).
6. Личные неимущественные блага – честь, достоинство, личная неприкосновенность, депутатский иммунитет, вероисповедание.