к традиционным формам библиотечной профессиональной коммуникации не относятся

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемwww.nlr.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Профессиональные библиотечные коммуникации: новые практики и старые проблемы С.Г.Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное дело»» — Транскрипт:

1 Профессиональные библиотечные коммуникации: новые практики и старые проблемы С.Г.Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное дело»

2 (Ф.Дзядко. Скажи отчаянию аподидраско Новая газета ) «Культура- это возможность налаживания связей между поколениями и социальными группами, провинциями и столицами, человеком и человеком…»

3 Библиотечное пространство- ключевое понятие в современной библиотекеКультурно-информационноепространство региона, страны, мира. Библиотечное Библиотечное пространство пространство Концептуальный анализ организации библиотечного пространства- способ переосмыслить важнейшие направления и аспекты профессиональной деятельности. Идентичность методов коммуникации в обеих частях пространства

4 Значимость проблемы Кризисное положение публичной библиотеки(ПБ) в современном обществе. Падение её статуса в культурно-информационном пространстве страны, региона. Отсутствие четкого представления о себе самой и своей роли социально-культурного института, путях дальнейшего развития. Замена стратегии на импровизацию(часто талантливую).

5 Недостаточный уровень коммуницированности профессионального сообщества, слабость его внутренних и внешних связей Новые смыслы понятия «профессиональные коммуникации» в условиях расширения сферы социального партнёрства, вовлечения в работу широких кругов.) пользователей(волонтерство, формат 2.0.)

6 Формирование единого профессионального библиотечного пространства Многолетние традиции вертикальных связей в едином профессиональном библиотечном пространстве. Их основа- «система методического руководства». Её жесткая иерархическая структура. Объективный характер существования вертикали в предельно иерархизированном обществе(положение П.Бурдье). Смена вертикали на горизонталь. Плоский (сетевой)характер межбиблиотечных связей с акцентом на на межличностные контакты.

11 Как результат, сведена к минимуму экспертная оценка профессиональной деятельности. Снижение качества в недалеком прошлом ведущего канала профессиональных коммуникаций- БИБЛИОТЕЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, включая периодические издания. Отсутствие свежих идей и духа дискуссий.

12 Виртуальные коммуникации в профессиональном библиотечном пространстве Принципиальные изменения характера, и соответственно, форматов коммуникаций в связи с освоением новых информационно-коммуникационных технологий: электронная почта, скайп, Интернет,служба ICQ, сайты, вебинары, блоги, социальные сети.

16 Плюсы демократичного, неиерархического общения в блогах и социальных сетях в известной мере обернулись ХАОСОМ « Мир больше не делится на тех, кто наделен правом речи, и тех, кто вынужден слушать… Не слушает никто. Иерархии, державшие, как цемент культуру, размываются на наших глазах». ( Давыдов Иван. Разрушители иерархий // Эксперт, 2 (785).16 января /. ) Отсутствие профессиональной экспертизы в виреальном библиотечном пространстве негативно сказывается на его качестве и социальном престиже ПБ.

18 Необходимость постоянно взаимодействовать с представителями медиа-сообщества, психологами, социологами, лингвистами.. Понимание профессиональных коммуникаций как модели взаимоотношений библиотеки с реальными и потенциальными пользователями.

19 Всё эти компоненты входят в понятие персональная профессиональная и личностная, а также социальная ОТВЕТСТВЕННОСТЬ современного библиотекаря и библиотеки. Благодарю за внимание!

Источник

Социальная коммуникация в библиотеках Реферативный обзор

Курсовая работа, представленная к защите

по направлению подготовки

071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»

Старкова Ульяна Владимировна,

студентка гр. ЗБМ/14-1-бс

канд. пед. наук, доцент

Содержание

1 Теоретические основы социальной коммуникации.….…………..…….…. 6

Определение социальной коммуникации…………………..……….……6

1.2 Виды социальных коммуникаций……………………………..……………10

1.3 Функции социальных коммуникаций ………………………..…………. 14

2 Библиотека как центр социальных коммуникаций……………..…………. 18

2.1 Связи с общественностью и социальное партнёрство

(на примере библиотек разных типов)………………………………. …..18

2.2Способы развития социальных коммуникаций в библиотеке……….……31

Список использованных источников ………….…………………. …….…….40

Введение

Актуальность темы. Потребности общества в целом применительно к библиотекам носят выраженный коммуникационный характер. Библиотека сегодня это социальный институт, её документный фонд является запечатленной ретроспективной социальной памятью. Библиотека оказывает услуги обществу не свойственные любому иному институту. У неё много функций, одной из важнейших является коммуникация. Всё это придаёт важное значение исследованиям в области библиотечного дела.

Несмотря на развитие глобальных информационно-вычислительных сетей, вопросы эффективного человеческого общения по-прежнему актуальны, а способности человека чётко и убедительно излагать свои знания и мысли остаются весьма востребованными. Современный мир немыслим без коммуникативных профессий, а библиотекарь – это коммуникатор-профессионал, устанавливающий и поддерживающий социальные связи.

В последние время появились издания, посвященные социальным коммуникациям в библиотеках: «Типология и особенности современных коммуникаций в работе библиотек» В. В. Арутюнова [1], «Социальные коммуникации» А. В. Соколова [15]. Немало содержательных публикаций по данной теме можно обнаружить в профессиональных периодических изданиях [9; 12; 16] и др.

О теоретических основах социальных коммуникаций доступно и подробно пишет А. В Соколов в учебно-методическом пособии «Социальные коммуникации» [15]. Автор даёт определения основных понятий, рассматривает уровни, виды, формы коммуникационной деятельности, с учётом психологических, социологических, культурологических, философских аспектов. В. В.

Артюнов тоже освещает общие аспекты теории социальных коммуникаций, но больше внимания уделяет особенностям коммуникаций в работе библиотек, даёт практические советы по налаживанию социальных коммуникаций. Автор уделяет внимание вербальным и невербальным средствам коммуникации. Он даёт рекомендации по общению со средствами массовой информации, описывает то, как необходимо выступать на радио и телевидении, пишет о роли наглядных пособий во время выступлений, рекомендует новейшие методы по налаживанию контакта с аудиторией. Данные темы подробно освещены автором в учебно-методическом пособии [1].

Интересные практические советы по налаживанию связей библиотеки с общественностью и эффективному общению с социальными партнёрами даёт Балашова Е. В. Инициалы авторов в разработанности темы всегда указывайте перед фамилией автора! Она освещает данные вопросы в нескольких главах учебно-методического пособия «Библиотечная реклама: традиции и современные направления» [2].

Следует отметить работу Туевой Л. М. В статье «Библиотека в контексте социальных коммуникаций» [16] она рассматривает современную российскую библиотеку в ракурсе социальных коммуникаций, пишет о коммуникационных действиях и их формах (диалог, управление, подражание). Автор анализирует деятельность библиотек как социально-коммуникативных институтов.

Рябов М. А. рассматривает библиотеку, как коммуникативную систему, опираясь на теорию Н. Лумана. Автор даёт оценку библиотеки через призму коммуникации, описывает её место в системе социальных коммуникаций, рассматривает её внутренние коммуникации [12].

Объект исследования: социальная коммуникация в библиотеках.

Предмет исследования: формы социальной коммуникации, её развитие в библиотеках разных типов.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе изученных опубликованных материалов раскрыть роль, особенности, формы социальных коммуникаций в библиотеках.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

а) выявить литературу по данной теме;

б) показать многообразие понятия «коммуникация»;

в) определить виды социальных коммуникаций;

г) осветить функции социальных коммуникаций;

д) охарактеризовать опыт социального партнёрства и связей с общественностью в библиотеках разных типов;

е) рассмотреть способы развития социальных коммуникаций в библиотеке.

Методы исследования: анализ публикаций, посвящённых данной теме, анализ и синтез, изучение опыта работы в данном направлении библиотек Российской Федерации, в том числе Пермского края, сравнение, обобщение изученного материала, прогнозирование тенденций дальнейшего развития социальных коммуникаций в библиотеках.

Структура курсовой работы.

Во «Введении» раскрывается актуальность и разработанность темы, определяются объект, предмет, цель и методы исследования.

В первой главе «Теоретические основы социальной коммуникации» раскрыты различные определения этого термина, объект, предмет и виды социальной коммуникации, её функции.

Вторая глава посвящена социальной коммуникации в условиях библиотек. В ней рассматриваются связи с общественностью и социальное партнёрство библиотек, сравнивается социальное партнёрство в библиотеках разных типов, отражены способы развития социальных коммуникаций.

В «Заключении» сделаны выводы и прогноз дальнейшего развития социальных коммуникаций в библиотеках.

«Список использованных источников» включает библиографические сведения о документах, которые были использованы при написании курсовой работы.

Источник

2.2. Этика общения в библиотеке

2.2. Этика общения в библиотеке

Особенностью труда библиотекаря является общение с читателями, коллегами, внешними организациями. Формы этого общения разнообразны. Предметом общения могут быть как сами люди, так и окружающие их предметы, явления природы, чувства, знаки и т. д. Остановимся на характеристике общения в библиотеке как социально-психологической проблеме. В чем заключается сущность такого общения? Одни авторы утверждают, что оно сводится к целенаправленному обмену информацией, другие, что общение представляет собой процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний. Б. Д. Парыгин, известный исследователь психологии общения, рассматривает общение как сложный и многогранный процесс, который может выступить в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, и как отношение друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг другом.

Известный библиотековед прошлого века С. Л. Вальгард дал такую интересную характеристику общения с книгой: «Это процесс социального воздействия передающей стороны на воспринимающую», отметив при этом двойственность социальной и индивидуальной сторон:

— передающая и воспринимающая сторона в книге;

— две формы восприятия — непосредственная и от других людей;

— речь как основное средство социального общения;

— различные стороны общения: вербальное и интервербальное;

— супервербальные построения — образные и логические.

Предметом общения в библиотеке является все, что интересует сотрудников и посетителей, о чем они хотят говорить, чтобы понять реальную обстановку, определить свои действия и поступки, свое отношение к людям, событиям и фактам.

К средствам общения обычно относят языковые (вербальные), неязыковые (невербальные). (Хотя существуют и иные классификации. Например, А. А. Леонтьев подразделяет общение на материальное (посредством действий), знаковое (посредством слов и других знаков), смысловое (посредством жестов и мимики).

Остановимся на двух более распространенных видах общения — вербальном и невербальном. Именно они являются носителями мыслей, чувств, воли и специально предназначены или ситуативно используются для передачи информации. Без их использования передача информации состояться не может, поскольку в чистом виде явления психической деятельности человека (мысли, чувства, намерения) не существуют.

По мнению психологов, культура общения включает в себя три составных элемента: умение разбираться в людях и верно оценивать их психологию, адекватно откликаться на их поведение и состояние, выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям взаимодействующих людей.

Каким качествами должен обладать библиотекарь, чтобы успешно выполнять работу по обслуживанию читателей и профессионально общаться с ними? В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова отмечаются такие человеческие качества:

— честность, прямота, искренность в поступках и отношениях;

— доброжелательность — желание людям добра, готовность содействовать их благополучию;

— вежливость, соблюдение правил приличия, учтивость;

— отзывчивость, готовность отозваться на чужие нужды;

— тактичность, чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевая достоинства людей;

— порядочность, честность, неспособность совершать антиобщественные поступки;

— общительность, способность легко входить в общение [29, 215].

Для библиотекаря очень важны и такие качества, как культура общения и поведения (воспитанность), начитанность, развитый интеллект, деликатность, приветливость, предупредительность, добросовестность, ответственность, эрудиция, уважительное отношение к читателю, корректность, понимание педагогики и психологии личности, стремление к многостороннему общению с людьми, щедрость души и, конечно, высокая квалификация, профессионализм.

Общение начинается со взаимного изучения собеседниками друг друга, выбора наилучшей линии поведения. Формируя образ другого человека, изучая его личность, библиотекарь обращает внимание прежде всего на возраст, пол, профессию, принадлежность человека к той или иной социальной группе. В процессе общения формируются другие знания о людях, происходит взаимоузнавание, взаимопостижение общающихся сторон и через это складывается и реализуется влияние образа самого библиотекаря на окружающих. Весьма важна в общении роль первого впечатления, которое во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений.

Вопрос «личность и общение» привлекал внимание исследователей с древнейших времен. Еще до нашей эры афинянин Тоофаст в трактате «Эстетические характеры» описал 30 типов людей с такими чертами характера, как хвастовство, болтливость, лесть, злость, зависть, злословие и др. Выделив типичные характеры людей, исследователь делает весьма интересный вывод: характеры людей отражают, в сущности, нравственную жизнь общества.

В 1688 году француз Жан Лабрюйер описал уже 11 200 типов людей и оставил нам весьма едкую, но точную их характеристику: «Ханжа — это тот, кто при короле атеисте тоже стал бы атеистом».

Немецкий психиатр Эрнест Кречмер в своих трудах утверждал, что физическая конституция человека определяет его характер, чувства и отношение к окружающим. Якобы поэтому толстые люди добры и податливы, а худые злы и скрытны.

Подобные наблюдения, фиксирующие в основном, внешнюю сторону общения, были обобщены в такой науке, как физиогномика. Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо связывал строение тела с задатками преступности. Он выделял людей с так называемыми «стигматами преступности» (глубоко посаженные глаза, квадратный подбородок и др.) и советовал уничтожать их или изолировать от общества.

Недостатком подобных выводов является их слабая связь с понятием этической функции общения. Между тем в познании человека человеком в целях общения она играет весьма важную роль, проявляясь в поступках человека, одежде, в том, что он говорит, как он говорит, и в том, что он познает. Именно таким подходом должен руководствоваться библиотекарь, когда ему приходится оценивать окружающих его людей.

В этом случае обнаруживается, что сформированные у человека критерии нравственного и безнравственного, важного и неважного, ценного и не имеющего цены определяют характер восприятия им других людей и интерпретацию их внутреннего мира. «В этих образах и в этом понимании, — утверждает известный психолог А. А. Бодалев, — всегда отражается положение, которое вообще занимает человек в той или иной системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении» [41, 18].

Профессионализм и нравственные качества библиотекаря в общении проявляются прежде всего в том, насколько он стремится раскрыть и познать индивидуальность окружающих его людей, их запросы, насколько тонко он выбирает способы поведении по отношению к этим людям. Как показывает практика, устойчивость такого стремления у библиотекаря является одним из ярких проявлений его профессионализма и оказывается одним из важных условий общего успеха деятельности библиотеки.

Важна атмосфера, в которой люди познают друг друга. «Если кошку не гладить, у нее высохнет спинной мозг», — говорят англичане. Автор интересной книги «Общение: наука и искусство» А. Добрович приводит пример, показывающий реакцию всего живого на общение. Две группы крысят были помещены в одинаковые условия. Единственное различие в их содержании заключалось в том, что одних ежедневно поглаживали (ласкали), других же нет. Оказалось, что обласканные вырастают крупнее, крепче, смышленее необласканных, они даже более устойчивы к заболеваниям крови. В опыте участвовала еще одна — контрольная — группа крысят. Этих ежедневно подвергали болезненному удару электрическим шоком. Любопытно, что показатели контрольной группы ближе к группе обласканных.

Вывод таков: все живое нуждается в общении, отсутствие контактов с окружающим миром приводит к «сенсорному голоду». Если раздражителей мало, мозг хуже работает, живое существо чувствует себя некомфортно.

Человек всегда стремится к общению. В разном возрасте его стремление имеет свои особенности, но одиночество — самое суровое наказание для человека. Поэтому в библиотеки идут и пожилые, и молодые не только за книгами, но и за общением. Нравственный долг библиотекаря создать для людей атмосферу доброжелательности, приветливости, ласковости. Работа библиотеки должна будить и тревожить ум посетителей. Хорошо, если каждый читатель унесет с собой тепло в душе и признательность не только за полученную информацию, но и за радость общения и понимания.

В любом общении есть свои цели, средства, нормы и правила. Целью общения может быть необходимость в совместных трудовых действиях. Здесь в первую очередь проявляется необходимость в установлении деловой связи с партнерами. Установление связей для выполнения совместной работы может иметь место не только при удовлетворении привычных жизненных потребностей (обработка земли, охота, торговля), но и потребностей, вызванных уже иного типа запросами человека, когда осуществляется учебная деятельность, требуется совет, помощь.

Контакт с другими людьми, порожденный задачей выполнить какое-то дело, может быть условно назван «деловым общением». Целью иного общения (отнесем его ко второму виду) может быть стремление воздействовать на человека или группу людей, чтобы склонить их к каким-то действиям или поступкам, изменить их мнение и взгляды на те или иные явления окружающей жизни, перестроить жизненные установки, отношение к тем или иным социальным явлениям, к тем или иным формам поведения людей.

Третьим видом общения можно назвать общение ради самого общения. Такая потребность рождается из целого ряда побуждений. В библиотеках, например, существует категория пожилых читателей, которые часто обращаются к библиотекарю по поводу своих бед и радостей, желая быть выслушанными и понятыми. Молодые же читатели нуждаются в общении со сверстниками. Поэтому в библиотеках организуются клубы по интересам, учитывающие запросы всех возрастов читателей.

Наряду с языковыми (вербальными) средствами общения существуют невербальные формы, которые ни в коем случае нельзя недооценивать. Они чаще всего проявляются в ходе эмоционального общения, когда люди познают чувства и устремления других людей и соответственно на них реагируют. У них возникают различные реакции: сочувствие, понимание, симпатия или раздражение, негодование и др. В ходе такого общения образуется близость или, наоборот, отчуждение. При эмоциональном общении человек не только откликается на те чувства и переживания, которые испытывает другой человек, но и стремится передать те переживания, которые испытывает он сам, добиваясь при этом правильного понимания и соответствующего отношения к миру своих чувств.

Большая часть таких переживаний проявляется невербальными способами. Человек, испытывая то или иное эмоциональное состояние — боль, горечь, волнение, радость, удовольствие, невольно выражает его в своем облике: меняется выражение лица, появляются улыбка или слезы, тело выпрямляется или сгибается под бременем забот, глаза блестят или тускнеют и т. д. Эмоциональное состояние человека отражается в тембре голоса, оттенках и интонировании слов. Ярким средством передачи экспрессии чувств является мимика. Существуют десятки оттенков выражения глаз, улыбки.

Экспрессия чувств отражается также и в разнообразных жестах, походке, положении корпуса тела. Более того, оттенки поведения — характер внимания или невнимания к чему-либо привычному или непривычному, направление взора, изменение темпа речи, движений — все это выражает переживания человека. Понимание библиотекарем поведения читателя требует от него умения «читать» человеческие чувства.

Полезно будет библиотекарю ознакомиться с книгой В. А. Лабунской «Невербальное поведение», в которой она детально рассматривает разнообразные виды невербального общения. Основной материал в книге представлен схематически. Составленная автором структурная схема невербального поведения показывает акустические виды (экстралингвистика — пауза, кашель, вздох, смех, плач; просодика — экспрессия, выразительные движения, поза, жест, мимика, походка, интонация); оптические виды (кинесика — авербальные действия, физиогномика, строение лица и черепа, строение туловища и конечностей); тактильно-кинестические виды (такесика — контакт глаз, стук, скрип, грохот); ольфакторные виды — система запахов, статическое прикосновение, направление движения, длина паузы, частота контакта; динамическое прикосновение — рукопожатие, поцелуй, поглаживание, запах тела, запах косметики [102, 7].

Общение в библиотеке — сложный процесс профессиональных отношений. Большую долю рабочего времени библиотекаря занимает повседневное общение с читателями. Профессиональную этику не в меньшей степени интересуют и «антиномии профессиональных поступков», выражающиеся в конфликтных формах поведения, способы раскрытия средств их разрешения в рамках данной профессии. Искусству общения в библиотеке, к сожалению, пока недостаточно учат и, как следствие этого, библиотекарь часто не умеет построить простой доверительный разговор, расположить к себе читателя. Более того, порой библиотекарь грешит бестактностью, резкостью тона, перебивает читателя, часто не в состоянии уловить нюансы его настроения. Все это приводит к неуважительному отношению к библиотекарю со стороны читателей, наносит вред престижу библиотеки.

Читайте также

Тонкости общения

Тонкости общения Человек обстоятельный стремится, по рекомендации бессмертного Козьмы Пруткова, зрить в корень. Всегда полезно понимать не только, что было сказано, но и почему, зачем и какой подтекст может иметь пара обыкновенных на первый взгляд слов, что нужно сказать

О ценности личного общения

О ценности личного общения 1 В мире гуманитарной коммуникацииДосточтимейшие коллеги! Сегодня нет ни малейшей необходимости доказывать кардинальную роль феноменов информации и коммуникации в современном обществе. Сам выбор темы нашего форума — одно из многих

Дистанция общения

Дистанция общения У каждого народа есть своя допустимая дистанция общения – расстояние, на котором обычно стоят собеседники относительно друг друга. Если это дистанция слишком сокращается, если собеседник слишком близко подошел к вам, вы можете испытывать состояние

Вежливость общения

Вежливость общения Приветствие и знакомство При любом знакомстве с китайцем внятно и ясно произнесите свое имя и фамилию. Скорее всего, китаец их не запомнит, но пока это не важно. Затем четко обозначьте свою должность или род занятий, например: «Я – занимаюсь торговлей

Вежливость общения

Вежливость общения Приветствие и знакомствоПри любом знакомстве с китайцем внятно и ясно произнесите свое имя и фамилию. Скорее всего, китаец их не запомнит, но пока это не важно. Затем четко обозначьте свою должность или род занятий, например: «Я – занимаюсь торговлей

Правила общения

Правила общения Телефонный разговор, так же как и личное общение, состоит из начала, деловой части и окончания беседы. Особенность общения по телефону заключается в отсутствие зрительного восприятия партнера, в связи с чем особенно важная роль возлагается на смысл

13.3. Невербальные знаки общения

13.3. Невербальные знаки общения Нередко приходится быть свидетелем или непосредственным участником ситуации общения, когда в ответ на негативную реакцию партнера инициатор общения удивленно говорит: «Что я особенного сказал?» и слышит: «Да, но как ты это сказал!»

Громкоголосица общения

Громкоголосица общения Крикливые птички «И они, не замолкая ни на минуту, продолжают издавать назойливые крики, которые, как острием, пронизывают воздух», – именно так Жюль Ренар[58] описал возгласы самок бекасов[59].Напрасно убрали будки по контролю над уровнем шума из

ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ В Древней Греции и Риме уже развивалась культура родного слова. Древний мир взрастил прекрасных поэтов, писателей, драматургов — мастеров художественной речи. Этот мир подарил истории выдающихся ораторов, ставивших и решавших важные вопросы

Свирепые калеки в Вавилонской библиотеке

Свирепые калеки в Вавилонской библиотеке Известно, что на одну осмысленную строчку или истинное сообщение приходятся тысячи бессмыслиц, груды словесного хлама и абракадабры. Х. Л. Борхес, Вавилонская библиотека Я так подозреваю, за всем этим стоит все та же борьба за

3.2. Недопустимость цензуры в библиотеке

3.2. Недопустимость цензуры в библиотеке Вопросы существования цензуры в библиотеке всегда были довольно сложными для решения этических проблем и проведения четкой грани между фактами наличия цензуры и отбором книг в библиотеку.С фактами цензуры библиотеки

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ОБЩЕНИЯ

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ОБЩЕНИЯ Миф — это концепция или повествование, не подкрепленное фактическими доказательствами. Данный термин подразумевает такой способ беседы или очерчивания проблем, при котором используемые слова не имеют вещественного эталона (референта), что

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *