к третьему поколению прав человека относятся
Три поколения прав человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обозначенная классификация была предложена чешским ученым К. Васаком. Он связывал данные поколения прав с лозунгами, звучавшими во времена революции во Франции: “равенство”, “свобода” и “братство”. Стоит отметить, что это разделение является условным, так как по характеру конкретные права можно отнести к различным группам.
Предлагается более подробно рассмотреть каждое из предложенных трех поколений прав.
Первое поколение прав человека
Первое поколение политических и гражданских прав начинает свое существование в XVII и XVIII веках в процессе реформ в ходе французской, американской и английской революций.
Права, относящиеся к первому поколению, являются основой в институте прав человека. Они закреплены в международных документах в качестве неотчуждаемых, и не подлежащих какому-либо ограничению. Несколько западных специалистов склоняются к рассмотрению этих прав как собственных “прав человека”, предполагая, что права, относящиеся ко второму и третьему поколению, могут претендовать только на статус “социальных притязаний”.
Права человека, вытекающие из первого поколения, включают в себя личные права, основанные на естественных, и сформированных на базе позитивного права, политических правах. Более конкретно о них говорится в законодательстве тех государств, которые являются демократическими.
Отличительная черта политических прав в том, что они принадлежат только лицам, являющимся гражданами государства, и принадлежат им с момента получения гражданства определенной страны.
Первое поколение содержит те права, которые “сформулированы отрицательно”, так как они выражают некую “негативную свободу”, заключающуюся в обязывании государства не вмешиваться в область личной свободы, предоставляемой им гражданам.
Готовые работы на аналогичную тему
Права, относящиеся к первому поколению, содержатся в положениях Всеобщей декларации прав По данной теме мы уже выполнили реферат Основные положения всеобщей декларации прав подробнее человека 1948 года. Они преследуют цель обеспечения защиты людей от ограничения их свободы. В данном случае идет речь о следующих видах прав человека:
Указанные права признаются в качестве неотчуждаемых и не подлежащих какому-либо ограничению.
Второе поколение прав человека
Содержание прав второго поколения основывается на теории “формулирования в положительном ключе”, в отличие от прав первого поколения, ведь это поколение требует от государства особых усилий при воплощении их в жизнь.
Ко второму поколению прав человека принято относить социальные, экономические, экологические и культурные права.
Законодательное закрепление данные права получили в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Направленность рассматриваемых прав связана с обеспечением свободы участия в экономической, социальной, культурной жизни государства, а также социальной справедливости.
Так, второе поколение прав человека включает в себя следующие виды прав:
Права второго поколения отличаются от прав первого по своей природе. Для того, чтобы осуществить права, принадлежащие ко второму поколению, воздержание государства от вмешательства в сферу действия прав не является достаточным. Помимо этого стоят задачи по созданию социальных программ и ведению всесторонней хозяйственной и организационной деятельности, позволяющей обеспечить гарантию действия данных прав.
Третье поколение прав человека
Законодательное выражение закрепила ст. 28 Декларации По данной теме мы уже выполнили реферат Лицензионное производство подробнее прав человека 1948 года. Она провозгласила, что каждый обладает правом на международный и общественный порядок, в котором изложенные в Декларации права, подлежат полной реализации.
Реализация прав, входящих в третье поколение, основывается на совместных действиях людей конкретной общности. При этом ряд таких прав могут быть реализованы и одним индивидом, который принадлежит к определенный общности, например, это касается религиозных прав. Это говорит о том, что в качестве критерия определения данных прав, выступает специфика субъекта.
Третье поколение прав человека состоит из следующих видов “коллективных прав” человека:
Обозначенные права по своей принадлежности распространяются не на конкретного индивида, а на целые нации и народы.
Главными представителями теории выделения четвертого, пятого и шестого поколения прав человека являются О.Ю. Малинова и А.Б. Венгеров. Мнение этих ученых заключается в том, что четвертое поколение включает в себя право на мир, космос, право на ядерную безопасность, информационные и экологические права. Выдвижение прав в данную отдельную категорию они видят в необходимости развития научно-технического прогресса общества и всего человечества.
Разделение прав человека на пятое и шестое поколение диктуется расширением прав и степенью их защищенности. При этом данная позиция в науке находится только на уровне дискуссий, и далеко не все ученые и правоведы поддерживают такое мнение.
Поколения прав человека
Концепция трех поколений прав человека
Концепция трех поколений прав человека была представлена в 1977 году чешским юристом Карелом Васаком, директором Отдела прав человека и мира ЮНЕСКО. Взяв в основу девиз Великой французской революции – «Свобода, Равенство, Братство» К. Васак разбил права человека на три поколения:
Модель К. Васака, разумеется, является упрощенным выражением чрезвычайно сложного пути исторического развития международного права прав человека, и никоим образом не подразумевает линейную эволюцию, когда каждое последующее поколение заменяет и упраздняет предыдущее. Эта модель также не означает, что права человека какого-либо поколения важнее других или что их реализация может осуществляться раздельно. Три поколения (и соответствующие категории прав человека) должны всегда рассматриваться как взаимосвязанные, взаимозависимые и дополняющие друг друга.
Первое поколение прав человека.
Первое поколение — поколение гражданских и политических прав проистекает в первую очередь из идей и концепций о государстве, политической власти, правах и свободах человека таких мыслителей 17-го и 18-го веков как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо. Основанные на политической философии либерального индивидуализма и связанной с ней экономической и социальной доктриной невмешательства государства права человека первого поколения квалифицируется как система негативных прав, т. е. прав обязывающих государство удерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами. С признанием и осуществлением на деле прав человека первого поколения связаны возникновение, развитие и реализация на практике принципов правового демократического государства.
Первое поколение прав человека составляют следующие права и основные свободы:
Гражданско-политические права первоначально были сформулированы во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) и американском Билле о правах (1791 г.). В современную эпоху эти права нашли свое отражение в конституциях и законах большинства стран мира, а также в международных конвенциях – Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 3-21) и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года. На региональном европейском уровне на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и дополнительных протоколов к ней были созданы правовые механизмы защиты этих прав: системы Совета Европы и Европейского суда по правам человека.
Второе поколение прав человека.
Второе поколение — поколение экономических, социальных и культурных прав, проистекает в первую очередь из социалистических традиций, популярных среди приверженцев сен-симоновского движения начала 19-го века во Франции. В значительной степени втрое поколение возникло в ответ на злоупотребления капиталистического пути развития и его основополагающей и по существу безответственной концепции индивидуальной свободы, которая допускала и даже легитимировала эксплуатацию рабочих классов и колониальных народов.
Исторически сложилось так, что экономические, социальные и культурные права человека противопоставляются первому поколению, гражданским и политическим правам и воспринимаются преимущественно как система позитивных прав. Если суть первого поколения прав человека состоит в свободе человека от государства, его автономии, в том, что государство принимает на себя обязательство не вмешиваться в определенные сферы жизни человека, то второе поколение прав человека наоборот предполагает активное участие государства в социально-экономической и культурной жизни общества для обеспечения социальной справедливости, справедливого распределения благ и уравнивания возможностей.
Второе поколение прав человека составляют:
Основными международными договорами, закрепляющими права человека второго поколения, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 22-27) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
Третье поколение прав человека.
Наконец, третье поколение — поколение коллективных прав или прав солидарности, получило широкое признание во второй половине 20-го века. В отличие от первого и второго поколений, формировавшихся на основе теоретических (либералистских и социалистических) доктрин, третье поколение является результатом человеческого опыта и практических требований реальной жизни. Например, до настоящего времени у человечества не было проблем с экологией, но в наши дни они занимают одно из ведущих мест на повестке дня. Действий одного государства уже недостаточно для выполнения обязательств, налагаемых на него правами третьего поколения. Их реализация возможна только согласованными усилиями всех акторов на «социальной сцене»: государств, международных и неправительственных организаций, общественных объединений и индивидуальных лиц.
Права первого поколения призваны защищать человека от ненадлежащего обращения государства, права второго поколения обеспечивают ему возможность требовать от государства реализации специальных правительственных программ по предоставлению социальной поддержки и помощи. Однако благополучие человека невозможно без его участия в жизни сообщества. Для достойной жизни человек нуждается не только в свободе, равенстве, но и в братстве. Права третьего поколения способствуют преодолению автономии отдельных индивидов, конкурирующих между собой, и обеспечивают социальную солидарность, что позволяет людям полностью раскрыть свой потенциал посредством совместного участия в социальной жизни различных сообществ, к которым они принадлежат.
Третье поколение прав человека составляют:
Права третьего поколения, закреплены в большом количестве международных документов, особенно в соглашениях, продвигающих политику «мягкого права», таких как Декларация ООН о праве на развитие 1986 года, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года, Венская декларация и Программа действий 1993 года и Декларация ООН о правах коренных народов 2007 года.
Заключение.
Фундаментальные права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы, их цель – создание условий для нормальной, с точки зрения каждого человека, жизни. Большинство членов ООН признавало это, когда в начале 1950-х Организация приступала к разработке Международного пакта прав человека. «Пользование гражданскими и политическими свободами и обладание экономическими, социальными и культурными правами связаны между собой и взаимно обуславливаются», – говорилось в резолюции пятой сессии ГА ООН. – «Человек лишенный экономических, социальных и культурных прав, он не является более той личностью, которую Всеобщая декларация рассматривает в качестве идеала свободного человека».
Единство всех прав и свобод человека также подчеркивается в Декларации ООН о праве на развитие: «все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы», добавляя, что «осуществление некоторых прав человека и основных свобод не может служить оправданием отказа в других».
Концепция поколений прав человека является в значительной мере условной, однако она позволяет наглядно продемонстрировать последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области. Все поколения прав человека, дополняя друг друга, образуют целостную систему, обусловленную самой многогранной жизнью человека, дифференцированной на множество сфер, областей и аспектов, в которых каждый из людей в той или иной степени принимает участие.
Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями
/»История государства и права», 2009, N 14/
Н.В. ВАРЛАМОВА
Варламова Наталия Владимировна, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент.
Статья раскрывает сущность и содержание третьего поколения прав человека с точки зрения проблемных аспектов современной их интерпретации.
Vasak K. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to Give Force of the Universal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier. Paris: UNESCO, 1977. November.
Свободными являются не столько эти объединения, собрания граждан, культовые организации, сколько сами граждане, которые располагают по своему выбору правом объединяться, проводить собрания или поклоняться культу. Цит. по: Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 84.
В качестве прав третьего поколения целесообразно рассматривать права, которые в силу своей природы в принципе не могут быть реализованы непосредственно одним лицом. В таком случае к ним могут быть отнесены только права естественно сложившихся социальных общностей. Что касается человечества в целом, то оно вообще не может выступать субъектом права, ибо не обладает внутренним единством и отсутствует иная социальная общность, с которой оно могло бы находиться в правовом взаимодействии.
Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 140.
См.: Деев Н.Н. Из истории происхождения и взаимосвязи понятий и терминов «государство» и «нация» // Становление конституционного государства в посттоталитарной России: Сборник статей. Вып. 2. М., 1998. С. 195.
Еллинек Г. Указ. соч. С. 140.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 500.
Гумилев Л.Н. Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя. 1988. N 4. С. 212.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. С. 226.
Berghe P.L. Van den. The Ethnic Phenomenon. New York, 1981. P. 239.
Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. 1988. N 7. С. 17.
Четвернин В.А. Государство: сущность, понятие, структура, функции // Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С. 545.
Переход (еще только намечаемый в истории, который, возможно, никогда не будет завершен) к понятию нации в политическом смысле как государствообразующего народа, когда именно общая политическая организация лежит в основе национальной идентичности при нивелировании ее собственно этнического компонента (многонациональный народ России, американская нация) знаменует новый этап социализации человеческих взаимоотношений, характеризующийся еще большим изживанием (переживанием) естественных родовых связей.
/»История государства и права», 2009, N 15/
Четвернин В.А. Государство: сущность, понятие, структура, функции // Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С. 545.
Там же.
Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 141.
Четвернин В.А. Указ. соч. С. 545.
См.: Оль П.А., Ромашов Р.А. Указ. соч. С. 80. Здесь возможна аналогия с индивидуальными субъектами права. Ведь и человек становится субъектом правоотношений, когда притязает на реализацию своих прав. Вместе с тем вряд ли можно сопоставлять правосубъектность нации и правосубъектность индивида в смысле обусловливания возможности реализации нацией права на самоопределение достижением определенного уровня экономического, культурного, политического и т.п. развития, уподобляя это дееспособности (вменяемости) человека (С. 84).
Левин И.Д. Указ. соч. С. 251.
Демократизация советского общества и государственно-правовые аспекты национальных отношений в СССР (круглый стол). Выступление В.С. Нерсесянца // Советское государство и право. 1989. N 2. С. 33.
Отказ от права на самоопределение «невозможен, логически немыслим. Возможен лишь отказ от использования этого права в данное время, но никакая нация не может сама себя лишить на будущее морально-политического права самой решать свою судьбу, а следовательно, и права поставить в любое время вопрос о создании суверенного государства. Это право не может быть погашено никакой давностью, и никакие «исторические», «географические» и тому подобные права против него недействительны» (см.: Левин И.Д. Указ. соч. С. 263).
На самом деле притязание на самоопределение является неотъемлемым и собственно юридическим правом нации как естественное проявление ее свободы, а внутригосударственное или международное признание образует необходимую формально-юридическую гарантию данного права (свободы) нации. В общем виде такая гарантия закреплена в Уставе ООН, согласно которому Организация призвана «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» (п. 2 ст. 1).
В соответствии со ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие (п. 1). Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни одни народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования (п. 2). Все участвующие в Пактах государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право (п. 3).
Градовский А.Д. Национальный вопрос в истории и литературе. СПб., 1873. С. 10.
Там же. С. 12.
Еллинек Г. Указ. соч. С. 142.
Деев Н.Н. Из истории происхождения и взаимосвязи понятий и терминов «государство» и «нация» // Становление конституционного государства в посттоталитарной России: Сб. статей. Вып. 2. М., 1998. С. 203.
Еллинек Г. Указ. соч. С. 141.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, одобренная Резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г., называет следующие способы осуществления народом права на самоопределение: создание суверенного и независимого государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.
Четвернин В.А. Указ. соч. С. 547.
Из недавней истории можно вспомнить образование Чехии и Словакии в качестве самостоятельных государств на базе прежней Чехословацкой Республики. Правда, в данном случае речь шла не о выходе национального меньшинства из государства, а о распаде двухсоставной федерации.
/»История государства и права», 2009, N 16/
Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003. С. 264.
Согласно Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г. в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой (п. 5).
При реализации права на политическое самоопределение (как внешнего, так и внутреннего) нация может избрать любую форму государственности (политической организации), не нарушая при этом права человека и права других наций (национальных меньшинств, этнических групп), проживающих на территории, в рамках которой осуществляется самоопределение. Нарушение прав человека, в том числе по национальному (этническому) признаку, является единственным допустимым основанием для отказа во внутреннем самоопределении (если нация стремится создать такую политическую организацию). Равным образом международное признание внешне самоопределившейся нации (созданного ею государства) обусловливается соблюдением прав человека и этнических меньшинств.
Четвернин В.А. Указ. соч. С. 558.
Французская республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 26.
Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 368.
См.: Четвернин В.А. Указ. соч. С. 555.
Консервативное право на неповиновение провозглашено в конституциях некоторых стран. Основной закон Германии устанавливает, что все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто предпринимает попытку устранить установленный конституционный строй, если иные средства не могут быть использованы (абз. 4 ст. 20). Согласно Конституции Словакии граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто посягает на демократический порядок осуществления основных прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией, если деятельность конституционных органов и действенное использование средств, предусмотренных законом, оказываются невозможными (ст. 32). Аналогичная норма содержится в Хартии основных прав и свобод Чешской Республики (ст. 23).
Люшер Ф. Указ. соч. С. 370.
Четвернин В.А. Указ. соч. С. 556.
Хотя в целом приходится констатировать, что права третьего поколения в силу своей специфики остаются пока гораздо менее гарантированными (действенными), чем права предыдущих поколений. Переход международных отношений от силовой парадигмы развития к правовой происходит весьма медленно и болезненно. Впрочем, процесс утверждения любых прав человека никогда не был быстрым и беспроблемным.
К правам третьего поколения относят и так называемое право народа на экономическое и социальное развитие, по сути, это обязанность передовых стран Европы и Америки оказывать помощь в социально-экономическом и культурном развитии тем народам Африки, Азии и Латинской Америки, которые по ряду причин живут в условиях, не соответствующих современным представлениям о человеческом достоинстве. Здесь речь идет о предоставлении финансовой помощи, содействии в создании современных отраслей экономики, развитии социальной инфраструктуры, подготовке специалистов из числа национальных кадров и т.п. Признание данного права порождено неравномерностью социально-экономического развития стран и народов и обусловленными этим конфликтами между «богатыми» и «бедными» нациями.
Декларация социального прогресса и развития, провозглашенная Резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1969 г., в частности, предусматривает такие меры, как облегчение условий предоставления займов развивающимся странам путем установления низких процентных ставок на займы и длительных льготных сроков погашения займов; предоставление технической, финансовой и материальной помощи, в том числе в целях создания благоприятных условий для эксплуатации развивающимися странами их национальных ресурсов и природных богатств; введение общей, не основанной на взаимности, недискриминационной системы преференций для экспорта развивающихся стран в развитые страны (ст. XXIII). При этом в Декларации признается, что, несмотря на настоятельную необходимость уменьшить и в конечном счете ликвидировать разрыв между уровнем жизни экономически более развитых и развивающихся стран и обусловленное этим оказание помощи развивающимся странам в ускорении их экономического роста, основную ответственность за развитие развивающихся стран несут сами эти страны (преамбула). В Декларации о праве на развитие, одобренной Резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г., подчеркивается, что в дополнение к усилиям, предпринимаемым развивающимися странами, необходимо эффективное международное сотрудничество в предоставлении этим странам соответствующих средств и возможностей для ускорения их всестороннего развития (п. 2 ст. 4).
Декларация о праве на развитие, одобренная Резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г., называет право на развитие неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами (п. 1 ст. 1). В дальнейшем применительно к праву на развитие, понимаемому как индивидуальное право человека, Декларация указывает на меры, типичные для деятельности государства по осуществлению прав второго поколения: «Государства должны принимать на национальном уровне все необходимые меры для осуществления права на развитие и обеспечить, в частности, равенство возможностей для всех в том, что касается доступа к основным ресурсам, образованию, здравоохранению, питанию, жилью, занятости и справедливому распределению доходов. Должны быть приняты эффективные меры по обеспечению активной роли женщин в процессе развития. В целях ликвидации всех социальных несправедливостей должны быть проведены соответствующие экономические и социальные реформы» (п. 1 ст. 8).
См., например: Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 73; Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 30.
Например, Декларация о праве народов на мир, одобренная Резолюцией 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1984 г., торжественно провозглашает, что народы нашей планеты имеют право на мир (п. 1); торжественно заявляет, что сохранение права народов на мир и содействие его осуществлению является одной из основных обязанностей каждого государства (п. 2); подчеркивает, что обеспечение осуществления права народов на мир требует, чтобы политика государства была сориентирована на устранение угрозы войны, прежде всего ядерной, на исключение применения силы в межгосударственных отношениях и разрешение международных споров мирными средствами на основе Устава Организации Объединенных Наций (п. 3); призывает все государства и международные организации всячески способствовать обеспечению этого права народов на мир путем принятия надлежащих мер как на национальном, так и на международном уровне (п. 4). Согласно Декларации о праве на развитие, одобренной Резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г., «все государства должны содействовать установлению, поддержанию и укреплению международного мира и безопасности и с этой целью прилагать все усилия для достижения всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, а также для обеспечения использования высвобождаемых в результате принятия эффективных мер по разоружению средств в целях всестороннего развития, в частности развивающихся стран» (ст. 7).