кадастровый перечень для расчета налога на имущество самарская область
Кадастровый перечень для расчета налога на имущество самарская область
от 7 октября 2019 года N 2201
Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год
(с изменениями на 26 мая 2021 года)
(в ред. Приказов министерства имущественных отношений Самарской области от 29.04.2020 N 945, от 05.11.2020 N 2142, от 26.05.2021 N 1089, с изм., внесенными Решениями Самарского областного суда от 13.01.2020 N 3а-95/2020, от 23.01.2020 N 3а-168/2020, от 03.02.2020 N 3а-128/2020, от 10.02.2020 N 3а-209/2020, от 12.02.2020 N 3а-460/2020, от 13.02.2020 N 3а-221/2020, от 14.02.2020 N 3а-94/2020, от 25.02.2020 N 3а-670/2020, от 04.03.2020 N 3а-503/2020, от 05.03.2020 N 3а-830/2020, от 13.03.2020 N 3а-790/2020, от 16.03.2020 N 3а-827/2020, от 16.03.2020 N 3а-832/2020, от 18.03.2020 N 3а-857/2020, от 19.05.2020 N 3а-907/2020, от 25.05.2020 N 3а-1110/2020, от 26.05.2020 N 3а-866/2020, от 28.05.2020 N 3а-1026/2020, от 02.06.2020 N 3а-851/2020, от 04.06.2020 N 3а-1025/2020, от 04.06.2020 N 3а-1096/2020, от 05.06.2020 N 3а-1125/2020, от 09.06.2020 N 3а-976/2020, от 17.06.2020 N 3а-1134/2020, от 17.06.2020 N 3а-1147/2020, от 19.06.2020 N 3а-1108/2020, от 19.06.2020 N 3а-1109/2020, от 22.06.2020 N 3а-1058/2020, от 23.06.2020 N 3а-934/2020, от 23.06.2020 N 3а-1029/2020, от 26.06.2020 N 3а-1140/2020, от 02.07.2020 N 3а-1082/2020, от 06.07.2020 N 3а-1030/2020, от 06.07.2020 N 3а-1039/2020, от 08.07.2020 N 3а-1198/2020, от 09.07.2020 N 3а-1231/2020, от 10.07.2020 N 3а-1035/2020, от 13.07.2020 N 3а-965/2020, от 13.07.2020 N 3а-1216/2020, от 15.07.2020 N 3а-1157/2020, от 16.07.2020 N 3а-1245/2020, от 17.07.2020 N 3а-1203/2020, от 28.07.2020 N 3а-1275/2020, от 31.07.2020 N 3а-1237/2020, от 31.07.2020 N 3а-1301/2020, от 07.08.2020 N 3а-1254/2020, от 07.08.2020 N 3а-1395/2020, от 17.08.2020 N 3а-1400/2020, от 20.08.2020 N 3а-1404/2020, от 27.08.2020 N 3а-1460/2020, от 28.08.2020 N 3а-1389/2020, от 31.08.2020 N 3а-1429/2020, от 02.09.2020 N 3а-1533/2020, от 03.09.2020 N 3а-1348/2020, от 04.09.2020 N 3а-1539/2020, от 07.09.2020 N 3а-1443/2020, от 07.09.2020 N 3а-1492/2020, от 08.09.2020 N 3а-1538/2020, от 10.09.2020 N 3а-1574/2020, от 14.09.2020 N 3а-1498/2020, от 16.09.2020 N 3а-1598/2020, от 21.09.2020 N 3а-1300/2020, от 21.09.2020 N 3а-1302/2020, от 21.09.2020 N 3а-1307/2020, от 21.09.2020 N 3а-1308/2020, от 22.09.2020 N 3а-1532/2020, от 28.09.2020 N 3а-1416/2020, от 28.09.2020 N 3а-1417/2020, от 01.10.2020 N 3а-1490/2020, от 05.10.2020 N 3а-1423/2020, от 05.10.2020 N 3а-1633/2020, от 05.10.2020 N 3а-1634/2020, от 13.10.2020 N 3а-1679/2020, от 28.10.2020 N 3а-1822/2020, от 29.10.2020 N 3а-1829/2020, от 03.11.2020 N 3а-1523/2020, от 13.11.2020 N 3а-1817/2020, от 13.11.2020 N 3а-1820/2020, от 26.11.2020 N 3а-1910/2020, от 01.12.2020 N 3а-1823/2020, от 02.12.2020 N 3а-2024/2020, от 02.12.2020 N 3а-2028/2020, от 07.12.2020 N 3а-1916/2020, от 07.12.2020 N 3а-1992/2020, от 09.12.2020 N 3а-1942/2020, от 09.12.2020 N 3а-1987/2020, от 09.12.2020 N 3а-1995/2020, от 11.12.2020 N 3а-1952/2020 от 14.12.2020 N 3а-1994/2020, от 15.12.2020 N 3а-2000/2020, от 21.12.2020 N 3а-2025/2020, от 25.12.2020 N 3а-2041/2020, от 25.12.2020 N 3а-2052/2020, от 28.12.2020 N 3а-2071/2020, от 22.01.2021 N 3а-133/2021, от 05.02.2021 N 3а-212/2021, от 12.02.2021 N 3а-516/2021, от 15.02.2021 N 3а-310/2021, от 16.02.2021 N 3а-103/2021, от 02.03.2021 N 3а-567/2021, от 03.03.2021 N 3а-537/2021, от 09.03.2021 N 3а-435/2021, от 09.03.2021 N 3а-544/2021, от 10.03.2021 N 3а-610/2021, от 15.03.2021 N 3а-574/2021, от 16.03.2021 N 3а-633/2021, от 18.03.2021 N 3а-505/2021, от 19.03.2021 N 3а-583/2021, от 19.03.2021 N 3а-591/2021, от 23.03.2021 N 3а-542/2021, от 25.03.2021 N 3а-576/2021, от 26.03.2021 N 3а-607/2021, от 29.03.2021 N 3а-555/2021, от 29.03.2021 N 3а-627/2021, от 31.03.2021 N 3а-644/2021, от 02.04.2021 N 3а-662/2021)
1. Определить Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
3. Настоящий Приказ вступает в силу с 01.01.2020.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Приложение
к Приказу
министерства имущественных отношений
Самарской области
от 7 октября 2019 г. N 2201
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ НАЛОГОВАЯ БАЗА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ИХ КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НА 2020 ГОД*
(в ред. Приказов министерства имущественных отношений Самарской области от 29.04.2020 N 945, от 05.11.2020 N 2142, от 26.05.2021 N 1089, с изм., внесенными Решениями Самарского областного суда от 13.01.2020 N 3а-95/2020, от 23.01.2020 N 3а-168/2020, от 03.02.2020 N 3а-128/2020, от 10.02.2020 N 3а-209/2020, от 12.02.2020 N 3а-460/2020, от 13.02.2020 N 3а-221/2020, от 14.02.2020 N 3а-94/2020, от 25.02.2020 N 3а-670/2020, от 04.03.2020 N 3а-503/2020, от 05.03.2020 N 3а-830/2020, от 13.03.2020 N 3а-790/2020, от 16.03.2020 N 3а-827/2020, от 16.03.2020 N 3а-832/2020, от 18.03.2020 N 3а-857/2020, от 19.05.2020 N 3а-907/2020, от 25.05.2020 N 3а-1110/2020, от 26.05.2020 N 3а-866/2020, от 28.05.2020 N 3а-1026/2020, от 02.06.2020 N 3а-851/2020, от 04.06.2020 N 3а-1025/2020, от 04.06.2020 N 3а-1096/2020, от 05.06.2020 N 3а-1125/2020, от 09.06.2020 N 3а-976/2020, от 17.06.2020 N 3а-1134/2020, от 17.06.2020 N 3а-1147/2020, от 19.06.2020 N 3а-1108/2020, от 19.06.2020 N 3а-1109/2020, от 22.06.2020 N 3а-1058/2020, от 23.06.2020 N 3а-934/2020, от 23.06.2020 N 3а-1029/2020, от 26.06.2020 N 3а-1140/2020, от 02.07.2020 N 3а-1082/2020, от 06.07.2020 N 3а-1030/2020, от 06.07.2020 N 3а-1039/2020, от 08.07.2020 N 3а-1198/2020, от 09.07.2020 N 3а-1231/2020, от 10.07.2020 N 3а-1035/2020, от 13.07.2020 N 3а-965/2020, от 13.07.2020 N 3а-1216/2020, от 15.07.2020 N 3а-1157/2020, от 16.07.2020 N 3а-1245/2020, от 17.07.2020 N 3а-1203/2020, от 28.07.2020 N 3а-1275/2020, от 31.07.2020 N 3а-1237/2020, от 31.07.2020 N 3а-1301/2020, от 07.08.2020 N 3а-1254/2020, от 07.08.2020 N 3а-1395/2020, от 17.08.2020 N 3а-1400/2020, от 20.08.2020 N 3а-1404/2020, от 27.08.2020 N 3а-1460/2020, от 28.08.2020 N 3а-1389/2020, от 31.08.2020 N 3а-1429/2020, от 02.09.2020 N 3а-1533/2020, от 03.09.2020 N 3а-1348/2020, от 04.09.2020 N 3а-1539/2020, от 07.09.2020 N 3а-1443/2020, от 07.09.2020 N 3а-1492/2020, от 08.09.2020 N 3а-1538/2020, от 10.09.2020 N 3а-1574/2020, от 14.09.2020 N 3а-1498/2020, от 16.09.2020 N 3а-1598/2020, от 21.09.2020 N 3а-1300/2020, от 21.09.2020 N 3а-1302/2020, от 21.09.2020 N 3а-1307/2020, от 21.09.2020 N 3а-1308/2020, от 22.09.2020 N 3а-1532/2020, от 28.09.2020 N 3а-1416/2020, от 28.09.2020 N 3а-1417/2020, от 01.10.2020 N 3а-1490/2020, от 05.10.2020 N 3а-1423/2020, от 05.10.2020 N 3а-1633/2020, от 05.10.2020 N 3а-1634/2020, от 13.10.2020 N 3а-1679/2020, от 28.10.2020 N 3а-1822/2020, от 29.10.2020 N 3а-1829/2020, от 03.11.2020 N 3а-1523/2020, от 13.11.2020 N 3а-1817/2020, от 13.11.2020 N 3а-1820/2020, от 26.11.2020 N 3а-1910/2020, от 01.12.2020 N 3а-1823/2020, от 02.12.2020 N 3а-2024/2020, от 02.12.2020 N 3а-2028/2020, от 07.12.2020 N 3а-1916/2020, от 07.12.2020 N 3а-1992/2020, от 09.12.2020 N 3а-1942/2020, от 09.12.2020 N 3а-1987/2020, от 09.12.2020 N 3а-1995/2020, от 11.12.2020 N 3а-1952/2020 от 14.12.2020 N 3а-1994/2020, от 15.12.2020 N 3а-2000/2020, от 21.12.2020 N 3а-2025/2020, от 25.12.2020 N 3а-2041/2020, от 25.12.2020 N 3а-2052/2020, от 28.12.2020 N 3а-2071/2020, от 22.01.2021 N 3а-133/2021, от 05.02.2021 N 3а-212/2021, от 12.02.2021 N 3а-516/2021, от 15.02.2021 N 3а-310/2021, от 16.02.2021 N 3а-103/2021, от 02.03.2021 N 3а-567/2021, от 03.03.2021 N 3а-537/2021, от 09.03.2021 N 3а-435/2021, от 09.03.2021 N 3а-544/2021, от 10.03.2021 N 3а-610/2021, от 15.03.2021 N 3а-574/2021, от 16.03.2021 N 3а-633/2021, от 18.03.2021 N 3а-505/2021, от 19.03.2021 N 3а-583/2021, от 19.03.2021 N 3а-591/2021, от 23.03.2021 N 3а-542/2021, от 25.03.2021 N 3а-576/2021, от 26.03.2021 N 3а-607/2021, от 29.03.2021 N 3а-555/2021, от 29.03.2021 N 3а-627/2021, от 31.03.2021 N 3а-644/2021, от 02.04.2021 N 3а-662/2021)
Проект приказа «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год»
Уведомление
о подготовке проекта нормативного правового акта
Настоящим министерство имущественных отношений Самарской области (далее — министерство) извещает о начале обсуждения разрабатываемого проекта приказа министерства «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год» и сборе предложений заинтересованных лиц.
Предложения вносятся относительно содержания проекта нормативного акта, возможных последствий его применения и альтернативных вариантов правового регулирования, а также относительно совершенствования практики применения действующих нормативных правовых актов, исключающего необходимость принятия проекта нормативного правового акта.
Проект нормативного правового акта разработан в целях реализации норм, закрепленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база объектов недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Действие проекта нормативного правового акта распространяется на имущество граждан и юридических лиц, расположенное на территории Самарской области, для порядка определения налоговой базы по налогу на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Необходимость установления переходного периода при введении в действие проекта нормативного акта в случае его принятия отсутствует.
Министерство имущественных отношений Самарской области.
Часто задаваемые вопросы
В Самарской области исчисление налога на имущество от кадастровой стоимости введено с 1 января 2015 года
Министерство имущественных отношений Самарской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области на утверждение Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения (далее – Перечень). Данный Перечень определяется ежегодно не позднее первого числа очередного налогового периода.
1. Какие объекты включаются в Перечень?
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Перечень включаются:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
2. Как определить, включен ли Ваш объект в Перечень?
Поиск в Перечне осуществляется по кадастровому номеру объекта недвижимости. Кадастровый номер объекта можно увидеть в свидетельстве о праве собственности на объект, выписке из ЕГРН, кадастровом паспорте на объект, на сайте Росреестра.
3. Что делать, если Вы не согласны с включением объекта недвижимости в Перечень?
Телефон для получения справок по интересующим вопросам, связанным с определением Перечня —
(846) 334-08-76; (846) 334-64-91
Прокуратура Самарской области разъясняет исполнение законодательства по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также возможности исключения объектов недвижимого имущества из перечня
Дата: 14.04.2020 11:44
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а именно в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания установлены с 01.01.2015.
Министерство имущественных отношений Самарской области определено уполномоченным органом на утверждение Перечня указанных объектов недвижимого имущества.
Согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Перечень на очередной налоговый период определяется исходя из выявленных в течение текущего налогового периода объектов недвижимого имущества посредством получения сведений из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, содержащих сведения о наименовании и назначении объекта недвижимости и (или) виде разрешенного использования земельного участка, на котором этот объект расположен.
Министерством имущественных отношений Самарской области на системной основе проводятся мероприятия по формированию Перечня, издано 6 приказов с приложением объектов, которые в соответствии со своим наименованием/назначением вошли в него.
Так, к примеру, на налоговый период 2020 года в Перечне состояло 36 260 таких объектов, в 2019 году – 36 892 объекта.
Приказы по определению Перечня и Приложения к приказам, в котором перечислены обозначенные объекты недвижимого имущества размещены на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области в открытом доступе. Поиск соответствующего объекта недвижимости в Перечне осуществляется по его кадастровому номеру.
В Перечень министерством включаются только те объекты, назначение которых по сведениям «ФКП Росреестра» по Самарской области в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для их размещения.
Такая возможность имеется. Для определения более правильного и точного назначения рассматриваемых объектов в соответствии с требованиями налогового законодательства Правительством Самарской области принято постановление от 25.07.2016 № 402 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений».
Порядком предусмотрена возможность исключения объектов недвижимого имущества из Перечня в случае, если эти объекты не соответствуют требованиям ст.378.2 НК РФ.
В случае несогласия с включением объекта в Перечень заявитель вправе обратиться в министерство имущественных отношений с заявлением об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества с изложением доводов об ошибочном включении объектов в Перечень и приложением имеющихся в его распоряжении документов, подтверждающих факт ошибочного включения объектов недвижимого имущества в Перечень.
При поступлении таких заявлений министерством в течение 15 рабочих дней проводится проверка поступивших заявлений и документов на соответствие требованиям к их содержанию, далее подведомственной организацией проводится осмотр указанных объектов на предмет их фактического использования (30 календарных дней) и после проведения осмотра министерством принимается соответствующее решение (в течение 20 рабочих дней).
В случае, если в объекте недвижимого имущества не ведется коммерческая деятельность, то данный объект исключается из Перечня приказом министерства имущественных отношений.
После принятия указанный нормативный правовой акт (приказ) размещается на официальном сайте министерства (www.mio.samregion.ru) и на сайте Правительства Самарской области в открытом доступе
В налоговом периоде 2020 года исключено 276 объектов, 2019 – 1 556. Причиной исключения послужило не соответствие объектов обозначенным в ст. 378.2 НК РФ критериям.
подготовил начальник управления по надзору за
Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество — это разговорное определение официального налога на имущество физических лиц (сокращенно, НИФЛ).
Налог должны платить физические лица, которые являются собственниками жилых или нежилых объектов недвижимости. Таких как, квартира, дом, гараж, офисное помещение и др. Если собственник владеет долей, то налог с него взимается пропорционально этой доле.
Налог на недвижимость начисляет налоговая служба раз в год: как правило, во второй половине года налог начисляет за объекты, которыми собственник владел в прошлом отчетном периоде. Федеральная налоговая служба формирует налоговое уведомление с указанием, за что и сколько нужно заплатить. Данная квитанция и отправляется собственнику.
Уведомления на почту не приходят, для этого необходимо отправить заявление на бумажную отправку. После регистрации в личном кабинете налоговой можно выбрать, продолжить получать бумажные уведомления или отказаться от данного вида доставки.
Кто платит налог на имущество физических лиц
Налог на имущество платят непосредственно собственники данного имущества, недвижимости. В данном случае налог устанавливается исключительно для владельцев, поэтому неважно, пользуется ли собственник своим объектом — налог ему всё равно придётся платить. Соответственно, чем больше объектов собственности — больше налоговых обязательств.
Объекты налогообложения
Ставки налога на имущество физических лиц
С помощью данной ставки вычисляют сумму налога на имущество.
Налоговая ставка — это процент от налоговой базы, а налоговая база в свою очередь — стоимость объекта налогообложения, которую определяют государственные органы. Эта стоимость может быть инвентаризационная или кадастровая, знать их различия не обязательно, поскольку все данные указаны в уведомлении от налоговой. Важно лишь проверить ее перед оплатой.
Узнать ставки налога на имущество в своем регионе можно на сайте Федеральной налоговой службы, зайдя в соответствующий раздел. Необходимо выбрать «Налог на имущество ФЛ», выбрать интересующий вас год и регион. Иногда нужно указать еще муниципальное образование в пределах вашего региона. Щелкните «Найти», а затем — «Подробнее».
Налоговая сообщает о переходе на кадастровую стоимость
До 2014 года за налоговую базу брали исключительно инвентаризационную стоимость, но считается, что данная система исчисления налога — устаревшая схема, которая учитывает изначальную стоимость и износ.
Инвентаризационная стоимость объекта налогообложения никак не связана с рыночной, поскольку ее определяло специализированное БТИ (бюро технической инвентаризации).
Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена оказывается намного ближе к рыночной, а оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.
Чтобы узнать кадастровую стоимость через налоговый калькулятор, выберите “Налог на имущество физических лиц”, год и ваш регион. Введите кадастровый номер. Сам налог на недвижимость через налоговый калькулятор лучше не считать: наша проверка показала, что он забывает об учете некоторых коэффициентов.
На публичной кадастровой карте квартир нет, но там можно найти стоимость домов. Чтобы ее увидеть, найдите необходимый дом, щелкните по нему и в строке поиска смените «Участки» на «ОКС».
В большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, поэтому сумма налоговых обязательств после перехода на новую систему выросла. Разница может быть как в три раза, так и в десять. Все зависит от конкретного объекта недвижимости.
Пример: Квартиру в Самаре площадью 60 м². Рыночная стоимость этой квартиры — 2—3 млн. По инвентаризации она стоила 230 000 Р, а по кадастру стоит 810 000 Р, почти в три с половиной раза дороже.
Вычеты по налогу на имущество физических лиц
Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Налоговые вычеты действуют при начислении налога на имущество по кадастровой стоимости. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет же уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, а общая сумма налога на имущество становится значительно меньше.
Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.
Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости:
Дом — 50 м², квартира — 20 м², комната — 10 м², загородный дом площадью 100 м² — с налогоплательщика возьмут вдвое меньше, а за дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.
Пример: площадь обычной квартиры — 50 м², но платить необходимо будет только за 30 м².
Расчет по кадастровой стоимости
Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно ничего предварительно и самостоятельно считать. Налоговая посчитает все суммы сама, и в уведомлении от ФНС уже будет указана итоговая сумма за отчетный период.
Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают его на понижающие коэффициенты.
Рассмотрим, как рассчитывается полная сумма.
При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Важен срок владения объектом недвижимости: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства также соответственно делят между всеми собственниками.
Н = Б × С × КПВ × Д, где
Н — сумма налога на имущество,
Б — налоговая база/кадастровая стоимость объекта после вычета,
С — ставка налога на имущество в регионе,
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.
Чтобы определить КПВ, необходимо поделить период владения объектом в месяцах на 12. Если гражданин купил квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается вовсе.
Пример: Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. В периоде учитывается только декабрь. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.
В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадаёт с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.
Пример расчета
Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.
Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.
Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.
Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%
Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.
Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.
Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.
Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.
А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.
Расчет по инвентаризационной стоимости
Несмотря на то, что данная система считается устаревшей, в некоторых регионах все еще берут налог по инвентаризационной стоимости. В остальных регионах его просто вычисляют, чтобы затем подставить в формулу для снижения имущественного налога уже по кадастровой стоимости.
Инвентаризационная стоимость тоже рассчитывает налоговая. Формула расчета похожа, только за налоговую базу берут не кадастровую, а инвентаризационную стоимость, умноженную на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор устанавливает правительство. Налоговые вычеты не применяются.
Н = И × КД × С × КПВ × Д, где
Н — сумма налога на имущество,
И — инвентаризационная стоимость объекта,
КД — коэффициент-дефлятор,
С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.
Расчет по кадастровой стоимости до 2020 года
Полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости большинство собственников на данные момент не платят, так как это новая налоговая нагрузка, которая находится в стадии внедрения. Для более плавного перехода ввели понижающие коэффициенты.
Прошлый 2020 год — срок, в который должен был завершиться данный переходный период для регионов, которые начали считать налог на имущество по новой системе в 2015 году. С этого времени собирались брать налоги в полном размере, но условия изменились в процессе. Теперь в большинстве случаев сумму будут рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов как в 2020 году, так и после него.
Размер налога на имущество растет постепенно. В первые три года после перехода на кадастр используют такую формулу:
где Н — окончательная сумма налога на имущество за текущий год,
Н1 — полный размер налога на имущество по кадастру,
Н2 — налоговые обязательства по инвентаризационной стоимости за последний период, когда производились расчета,
К — понижающий коэффициент (в первый год после перехода на кадастр он равен 0,2, во второй год — 0,4, в третий — 0,6.)
С четвертого года налоговая сравнивает полную сумму налога по кадастровой стоимости с суммой за прошлый уплаченный год. Если полная сумма выросла более чем на 10%, налоговая увеличивает сумму данного налога в текущем периоде также на 10%. Если сумма 10% не достигла, налог взимается в полном объеме.
Полная формула с учетом всех параметров:
Н = ((Б х С — Н2) х К + Н2) х КПВ х Д — Л, где Л — налоговая льгота.
Важно! Когда сумма по кадастровой стоимости составляет меньше налога на имущество по инвентаризационной, понижающие коэффициенты в данном случае не действуют.
В 2015 году налог на имущество брали по инвентаризации, и гражданин заплатили 264 Р. Полная сумма по кадастру составляет 540 Р. Допустим, что кадастровая стоимость меняться не будет.
Рост по кадастровой стоимости за первые три года после перехода
Год Расчет Итоговая сумма
2016 (540 − 264) × 0,2 + 264 319 Р
2017 (540 − 264) × 0,4 + 264 374 Р
2018 (540 − 264) × 0,6 + 264 430 Р
С 2019 года сравниваем полный налог на недвижимость с суммой за 2018 год. 540 Р превышает 430 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимое имущество за 2019 год составит 430 + (430 × 10%) = 473 Р.
Производим данное сравнение и в 2020 году. 540 Р превышает 473 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимость за 2020 год составит 473 + (473 × 10%) = 520 Р.
Так же сравниванием и в 2021. 540 Р превышает 520 Р менее чем на 10%, поэтому платим полную сумму — 540 Р. В 2022 году и далее тоже платим эту сумму.
Льготы для физических лиц
Важно знать, что налог на имущество платят не все граждане. Некоторым категориям могут предоставляться льготы в размере от 50%-100%.
Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности (квартира, дом, гараж). Данную льготу можно получить только на один объект каждого вида, не более.
Основания для предоставления налоговых льгот
Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан (инвалиды первой и второй группы, участники ВОВ, пенсионера и т.д.). С полный списком льготных категорий можно ознакомиться в 407 статье налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.
Это федеральные льготы, но помимо них есть еще и местные, которые бывают равны как полной сумме налога, так и его определенной части.
Порядок предоставления налоговых льгот
Льготы предоставляются по заявлению в налоговую организацию, которую можно подать в любое время. Это можно сделать даже после расчета самого налога, в таком случае налоговая служба пересчитает его “задним числом”. Рекомендуется подавать соответствующее заявление заранее, до 1 апреля нового года. В данном случае льгота будет учитываться сразу.
Если у данного гражданина имеется и частный дом, за него также можно получить льготы, так как по законодательству это другой тип недвижимости. Заявление на получение данной льготы он может подать когда угодно, но рекомендуется уложиться в срок до 1 апреля 2020 года.
Платят ли дети налог на имущество
Если ребенок является собственником какого-либо объекта или владеет его долей, за него этот налог уплачивают его родители/законные представителя. Дети-инвалиды, сироты и несовершеннолетние граждане из многодетных семей также имеют возможность на получение льгот, которые либо полностью погасят сумму долга, либо возьмут на себя часть.
Штрафы за неуплату налога на имущество
Как и за любую другую неуплату/просрочку платежа по налогам, на должника накладываются определенные санкции. Пени. За каждый новый день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования Центробанка от суммы задолженности. Взыскание через суд. Налоговая присылает должнику требование об уплате с указанием срока исполнения платежа. Если в этот срок платеж не будет произведен, то налоговая служба обратиться в суд, а оттуда судебных приставам, а также работодателю. Кроме того, должник будет обязан уплатить госпошлину за рассмотрение дела в суде и исполнительский сбор за работу судебных приставов (7% от суммы долга, но не менее 1000 рублей). Ограничение выезда за границу. Для этого сумма задолженности должна достигать 30 000 рублей.
Срок уплаты налога на имущество физических лиц в 2021 году
Оплатить налог на имущество необходимо один раз в год не позднее 1 декабря года, который следует за истекшим налоговым периодов. Начисленный за 2020 год налог, необходимо оплатить до 1 декабря 2021.