кадровый учет и расчет заработной платы
Первичная документация по учету кадров и заработной плате
В каждой организации, ведущей экономическую деятельность, возникает необходимость в ведении кадровых документов, а так же в ежемесячном расчете и начислении заработной платы сотрудникам.
Бухгалтерия рассчитывает пособия, отпускные и командировочные, начисления по окладу и сдельно, начисляет налоги и страховые взносы, отчитывается в фонды и ИФНС.
Зачастую бухгалтерия так же занимается и кадровыми документами, ведь далеко не в каждой компании есть своя кадровая служба.
При этом, далеко не каждый бухгалтер является еще и хорошо подкованным работником кадровой службы. А ведь с Трудовой инспекцией нынче шутки плохи.
Расчет и начисление заработной платы необходимо производить в соответствии с положениями 21 главы Трудового кодекса РФ.
Процесс расчета зарплаты осуществляется в несколько этапов.
Первым этапом является анализ информации, содержащейся в первичных документах по учету труда и его оплаты, составленных по унифицированным формам.
Второй этап представляет собой расчет сумм оплаты труда (и других выплат) сотрудникам, а так же лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги по договорам гражданско-правового характера (ГПХ).
На третьем этапе происходит расчет и удержание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в соответствии с главой 23 Налогового кодекса.
Четвертым этапом будут начисления страховых взносов, взимаемых с начисленных сумм оплаты труда.
На пятом этапе оформляются документы (так же унифицированных форм) на выплату заработной платы.
Учитывая тот факт, что в соответствии с п.1 ст.9 закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, так как именно эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, значение первичной документации нельзя недооценивать.
Тем более, что многие первичные документы по кадровому учету и заработной плате необходимо хранить в течении 75 лет (либо – постоянно, т.е. не менее 10 лет) 75 лет в соответствии с требованиями Приказа Минкультуры от 25.08.2010г. №558 с последующей передачей в Государственный архив в случае прекращения деятельности компании.
Кроме того законодательством предусмотрена административная и даже уголовная ответственность за нарушение порядка ведения и сохранности кадровых документов.
В статье будут рассмотрены виды и формы первичных документов по кадровому учету и заработной плате, а так же приведены сроки их хранения.
Представленная информация может послужить «памяткой» в работе бухгалтеру.
ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В АЛЬБОМАХ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ
При формировании первичных документов по кадровому учету и оплате труда, следует помнить о положении п.2 ст.9 закона №129-ФЗ.
В соответствии с этим пунктом, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Унифицированные формы, которые следует применять при оформлении трудовых отношения с сотрудниками, утверждены Постановлением Госкомсстата РФ от 05.01.2004г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации труда и его оплаты».
Данным Постановление утверждены следующие формы первичных документов:
1. По учету кадров:
2. По учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:
ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НЕ СОДЕРЖАЩИЕСЯ В АЛЬБОМАХ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ
Документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
Необходимость ведения кадровой документации закреплена действующим законодательством:
1. Трудовым кодексом:
2. Федеральный закон от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных»
3. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003г. №225 «О трудовых книжках».
Трудовые отношения сотрудников и работодателя регламентируются локальными нормативными положениями организации.
В каждой компании должны быть правила внутреннего трудового распорядка и положение о защите личных сведений.
Другие локальные нормативные положения:
Кроме того, в организации должны быть следующие кадровые документы по охране труда:
Требования охраны труда регулируются разделом 10 Трудового Кодекса.
В соответствии с положениями ст.217 ТК РФ, у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, с численностью работников больше 50 человек, должна быть служба охраны труда либо специалист по охране труда, имеющий соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В случае, если численность производственного предприятия менее 50 человек, то
руководитель может возложить обязанности по охране труда на подготовленного сотрудника, в том числе – по совместительству, с письменного согласия работника и за дополнительную плату (ст. 60.2 ТК РФ).
Если же обязанности по охране труда ни за кем не закреплены, ответственность за нарушения несет руководитель компании.
Кроме вышеупомянутых, организация должна располагать следующими документами:
Акты о несчастных случаях.
Срок хранения 75 лет.
Акты расследования профессиональных отравлений и заболеваний.
Срок хранения 75 лет.
В заключение необходимо отметить, что вышеприведенные перечни документов не являются исчерпывающими, так как в процессе установления трудовых отношений у организации может возникнуть обязанность оформления иных документов (например, свидетельства государственного пенсионного страхования для ранее не работавшего сотрудника).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ И СОХРАННОСТИ КАДРОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
В случае отсутствия утвержденных организацией в обязательном порядке кадровых документов, проверяющий инспектор по труду может привлечь организацию к административной ответственности.
Так, в соответствии со ст.5.27 КоАП РФ, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
В соответствии со ст.13.20 КоАП РФ, за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (к таким документам относятся: трудовые книжки, личные карточки работников, приказы по личному составу и т.п.) влечет:
Это же положение относится и к работникам, ответственным за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек.
В соответствии со ст.137 УК РФ, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений:
Жалобы сотрудников может рассматривать Прокуратура совместно с Трудовой инспекцией.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Управление персоналом и расчет заработной платы
Штатное расписание
Штатное расписание формируется автоматически по текущей расстановке сотрудников. Если же одинаковых должностей в одном подразделении предусмотрено несколько, но условия труда при работе на них не отличаются, то их можно описать одной позицией с указанием количества штатных единиц. Доступно указание нецелого (дробного) количества штатных единиц.
Обеспечивается возможность ведения штатного расписания, как с сохранением истории изменений, так и без сохранения истории изменений. Если штатное расписание ведется с сохранением истории его изменений, определение того, сформированы ли подразделения и включены ли должности в штатное расписание, производится автоматически в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Эта информация отображается в соответствующих карточках, однако для непосредственного редактирования недоступна.
Описание новых позиций, изменение условий и закрытие существующих производится с помощью специальных документов.
Поддерживается возможность описания новых позиций штатного расписания, изменения условий и закрытия существующих при использовании специальных документов.
Кадровый учет
Предусмотрена возможность ведения учета сотрудников (персонала). Под сотрудником понимаются физические лица, с которыми у организации может быть заключен один трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Личная карточка сотрудника — гибкий инструмент информационной базы, обеспечивающий доступ ко всем данным сотрудника предприятия (кадровые документы, начисления, удержания, трудовая деятельность, личная информация и др.).
Также можно отразить начисления в виде надбавки за вредные условия, за выслугу лет, премия ежемесячная процентом и др.
Плановый фонд оплаты сотрудников
Для анализа фонда оплаты труда сотрудника по всей организации или подразделению предусмотрена возможность планировать ФОТ сотрудника на основании его плановых начислений непосредственно при их назначении или изменении.
Размер фонда оплаты труда сотрудника рассчитывается автоматически с учетом известных на момент назначения начислений сведений и доступен для редактирования вручную.
Изменения условий труда
Увольнение
Предусмотрена возможность отразить факт прекращения (расторжения) трудового договора с сотрудником (увольнения) и оформления соответствующего приказа по унифицированной форме Т-8.
С даты, следующей за датой увольнения, сотруднику не будет начисляться зарплата (прекращаются его плановые начисления), сотрудник не будет учитываться при формировании отчетности за последующие после даты увольнения периоды.
После увольнения сотруднику можно начислить сохраняемый заработок на время трудоустройства. Для отражения факта выплаты бывшим сотрудникам используются данные по увольнению.
Воинский учет
Автоматизировано ведение воинского учета на предприятии. Обеспечивается запись и хранение сведений о воинском учете, а также автоматическое заполнение на их основании соответствующего раздела личной карточки сотрудника.
Поддерживается ведение учета граждан, стоящих на специальном воинском учете, забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.
Для ведения специального воинского учета забронированных граждан предусмотрены различные отчетные формы, регламентированные нормативными актами. Например, отчет о численности забронированных и работающих граждан — форма № 6 и др.
Использование данных отчетов позволяет поддерживать в актуальном состоянии сведения о военнообязанных и сотрудниках призывного возраста организации.
Для мониторинга принятых и уволенных сотрудников, подлежащих призыву, служит одноименный отчет — Призывник.
На предприятии можно организовать специальный воинский учет забронированных граждан. Например, в организации существуют должности, относящиеся к летно — подъемному составу, плавсоставу и др., то наличие таких специалистов можно отразить в отчетности по бронированию. Данные отчетов формируются на основании сведений, хранящихся в личных карточках сотрудников.
Для анализа информации о численности работающих, а также забронированных граждан предусмотрен отчет Численность работающих и забронированных граждан (форма № 6).
Для отражения данных по общей численности работающих, количество и процент забронированных в организации, а также приписанных к войскам — отчет Донесение о количестве граждан в запасе (форма № 11/МУ).
Для получения информации об обеспеченности трудовыми ресурсами на период мобилизации и военное время — отчет Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами.
Учет рабочего времени
Предусмотрена возможность ведения учета рабочего времени сотрудников, что позволяет сформировать табель по унифицированной форме Т-13 и автоматически рассчитывать повременную оплату труда.
Каждому сотруднику при приеме на работу и при кадровых перемещениях можно назначить график работы. Этот график может быть заменен индивидуальным графиком на конкретный месяц.
Для регистрации отклонений фактического времени от планового предусмотрен соответствующий инструмент — табель учета рабочего времени. Зарегистрированные отклонения можно использовать для расчета начислений за периоды отклонений.
Для учета рабочего времени штатных сотрудников используются графики работы. Графики могут быть общими или индивидуальными. Общий график указывается при приеме сотрудника на работу, при его кадровых перемещениях. Индивидуальные графики назначаются сотрудникам персонально.
Для заполнения графиков работы используется регламентированный федеральный или региональный производственный календарь. Использование графиков работы позволяет учесть вечерние и ночные часы. Предусмотрена возможность формировать графики неполного рабочего времени и графики суммированного учета времени.
Для анализа данных по учету рабочего времени предусмотрен отчет Табель учета рабочего времени — Унифицированная форма Т-13.
Начисления
Поддерживается возможность регистрации сумм по широкому спектру видов начислений.
Для всех начислений можно указать, как они должны учитываться при расчете среднего заработка, НДФЛ, страховых взносов. При необходимости, список начислений может быть пополнен.
Межрасчетные начисления и выплаты
Обеспечивается работа с начислениями, которые начисляются не кадровыми документами, а специализированными документами. Сотруднику может быть начислена ежегодная и разовая премия. Предусмотрена возможность начисления сотруднику материальной помощи, в том числе в связи с рождением ребенка.
Доступна возможность отразить факт получения сотрудником разовых доходов от работодателя, не являющиеся оплатой труда, например, компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях.
Удержания
Для регистрации отсутствия сотрудников предусмотрены различные специализированные документы.
Учет зарплаты и резервов по отпускам
«1С:ERP Управление предприятием» предоставляет универсальный инструмент по расчету заработной платы в соответствии с учетной политикой компании и спецификой ее работы.
Выполнение окончательного расчета зарплаты в программе предполагается по итогам каждого месяца в целом за весь месяц. Для этого предусмотрен документ Начисление зарплаты и взносов.
Вместе с зарплатой может быть начислена ежемесячная или квартальная премия.
Начисленные суммы зарплаты и страховых взносов могут быть отнесены на различные затраты (способы отражения зарплаты). Каждому способу отражения соответствует своя статья расходов и аналитика. Распределение затрат выполняется по правилам распределения, установленным для статьи расходов.
Для учета в составе затрат зарплата может быть передана в оперативный учет при помощи соответствующего инструмента — Отражение зарплаты в финансовом учете, использование которого позволяет отразить операции удержания, начисления, взносы, НДФЛ, проценты по займам и проводить в оперативном учете последующие учетные действия. Данный документ формирует проводки в регламентированном учете.
В программе также есть возможность для учета сдельной и повременной зарплаты.
В подсистеме расчета зарплаты нормативная стоимость выполненных работ регистрируется по показателю Сдельный заработок. Эти работы и нормативные расценки указываются в документе Выработка сотрудников.
Отнесение фактически начисленной зарплаты сотрудников на партии производства выполняется при отражении зарплаты в финансовом учете.
Для целей оперативного производственного учета выполненные работы сотрудников могут регистрироваться как по сдельщикам, так и по повременщикам. Это позволяет более точно калькулировать себестоимость продукции и работ. Сами сотрудники могут получать как сдельную, так и повременную зарплату. При этом фактически начисленную зарплату сотруднику можно как отнести на статью, так и распределить по выработке на ту продукцию, по которой оформлялся документ Выработка сотрудников.
При распределении начисленной повременной зарплаты можно использовать либо количество выполненных работ, либо их длительность. Распределение по длительности наиболее естественно для сотрудников, работающих по окладу. В этом случае вне зависимости от количества видов работ и их расценок оплачивается время сотрудника. Соответственно, сумма оплаты распределяется по этапам производства по времени выполнения видов работ.
Выработка не формирует начисления, а лишь регистрирует значение показателя. Этот показатель может использоваться при начислении, а может не использоваться. Например, показатель можно применить для расчета премии или другого начисления.
ПБУ 8/2010 обязывает вести учет обязательств по предстоящим отпускам работников всех организаций, кроме субъектов малого предпринимательства.
Оценочные обязательства по оплате труда, признаваемые в бухгалтерском учете, могут по желанию организации признаваться и в налоговом учете.
Параметры учета оценочных обязательств задаются в учетной политике организации. Причем данные параметры доступны для уточнения только в случае использования встроенной подсистемы зарплаты.
Начисление оценочных обязательств производится в рамках регламентной процедуры по закрытию месяца документом Начисление оценочных обязательств по отпускам. Документ формирует проводки в регламентированном учете. Данный документ пользователь также может создать самостоятельно последним днем месяца.
Списание оценочных обязательств осуществляется документом Отражение зарплаты в финансовом учете.
Выплата зарплаты
По результатам произведенных начислений и удержаний формируются причитающиеся к выплате суммы. Программа позволяет подготовить зарплатные ведомости для выплаты этих сумм — автоматически заполнить списки сотрудников и сформировать соответствующие печатные формы.
Ведомости могут быть оформлены и без предварительного расчета сумм и их начисления, например, для выплаты аванса определенной суммой.
Причитающиеся суммы могут быть выплачены сотрудникам, как по безналичному расчету, так и наличными деньгами.
Для оформления выплат сотрудникам разными способами «1С:ERP Управление предприятием» предоставляет различные печатные и электронные формы документов.
Для ведения учета депонентов предусмотрены соответствующие инструменты — депонирование зарплаты, выплата депонированной зарплаты, списание депонированной зарплаты. Данные операции выполняются документами: Депонирование зарплаты, Расходный кассовый ордер, а для списания используется документ Финансовый результат и контроллинг — Доходы и расходы, финансовый результат — Отражение прочих доходов и расходов с видом операции Регистрация доходов.
Данные по учету депонентов используются для формирования отчетной формы — Книга учета депонентов.
Взаиморасчеты с сотрудниками
Поддерживается возможность ведения учета выданных займов сотрудникам и займов, получаемых от физических лиц. Заем может выдаваться сотруднику единовременно или по частям — отдельными траншами. Погашаться заем может также единовременно или по частям, как правило, путем удержания из заработной платы, при этом обеспечивается возможность самостоятельного погашения займа сотрудником в произвольные моменты времени.
Сумма начисленных платежей за пользование наемными средствами, а также суммы в счет погашения процентов и основного долга, материальная выгода и соответствующий ей НДФЛ рассчитываются автоматически.
При исчислении процентов за пользование заемными средствами используется фактический ежедневный остаток непогашенного займа с учетом внесенных сумм.
Основанием для получения займа от физического лица является договор займа, который регистрируется в рабочем месте Казначейство — Учет кредитов и депозитов — Договоры кредитов и депозитов. Физическое лицо необходимо завести как внешнего контрагента в справочнике Контрагенты (юридические и физические лица) и начислить НДФЛ при помощи документа Зарплата — См. также — Начисление прочих доходов.
Расчет налогов и взносов
Предусмотрена возможность ведения учета доходов и начисления обязательных страховых взносов, а также подготовка соответствующей отчетности. Для полноценного формирования отчетности по страховым взносам необходимо регистрировать уплату взносов во внебюджетные фонды — раздельно по видам платежей. Для исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) предоставляются различные инструменты.
Для исчисления НДФЛ и формирования налоговой отчетности используется классификатор видов доходов (НДФЛ). Помимо стандартных и имущественных вычетов по НДФЛ, предусмотрена возможность учитывать социальные вычеты. Социальные вычеты регистрируются автоматически в суммах произведенных удержаний добровольных страховых взносов в ПФР или негосударственный пенсионный фонд.
Предусмотрена возможность перерасчета НДФЛ, удержанного с сотрудника в прошлых периодах, а также возврата излишне удержанного НДФЛ на основании заявления сотрудника. Также предусмотрены корректировка учета доходов для целей исчисления НДФЛ и возможность отражения получения доходов, не связанных с зарплатой.
Сведения можно формировать в бумажном и электронном виде. Для предоставления отчетности в территориальный орган ПФР можно использовать сервис «1С-Отчетность».
Для подготовки комплекта отчетных документов предусмотрено универсальное рабочее место Квартальная отчетность в ПФР, использование которого позволяет провести всю цепочку действий, связанных с отправкой отчетности, начиная с автоматического формирования документов, и заканчивая проверкой сведений, в том числе внешними программами проверки, и отправкой непосредственно в территориальный орган ПФР с использованием сервиса «1С-Отчетность».
«1С:Зарплата и управление персоналом 8 ПРОФ
Позволяет вести кадровый учет и расчет заработной платы в различных компаниях, от небольших до крупных, в том числе имеющих обособленные подразделения. В этой версии поддерживается возможность конфигурирования для более точной адаптации программы к особенностям конкретного предприятия.
Электронные трудовые книжки
В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» реализована поддержка взаимодействий работодателя с сотрудниками и с ПФ РФ. Для этого в кадровые документы (Прием на работу, Кадровый перевод, Увольнение) добавлен флаг Отразить в трудовой книжке.
Документы, в которых установлен флаг Отразить в трудовой книжке автоматически регистрируются в таблице Мероприятия и отражаются в отчете СЗВ-ТД.
Печатная форма документа Заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности позволяет выдать сотруднику Уведомление об изменениях в трудовом законодательстве вместе с бланками заявлений о выборе. Результаты заполненных заявлений в программе позволяют сформировать автоматически мероприятие о выборе варианта получения сведений.
Для сотрудников, заявивших о выборе получения сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ, сведений по форме СТД-Р автоматически формируются по запросу или при увольнении работника.
Кадровый учет и делопроизводство
В программе автоматизировано кадровое делопроизводство, включая заполнение унифицированных печатных форм: оформление трудовых договоров, прием на работу (формы Т-1 и Т-1а), кадровые перемещения работников (формы Т-5 и Т-5а), увольнение из организации (формы Т-8 и Т-8а), оформление договоров гражданско-правового характера: договоры подряда на выполнение работ, договоры возмездного оказания услуг, авторские заказы. Макеты печатных форм при необходимости можно отредактировать для создания собственных печатных документов.
По данным учета движения можно получать: актуальные списки работников на конкретную дату с произвольным настраиваемым набором реквизитов, данные о движении работников за выбранный период, статистическую информацию о количестве работников различных категорий, среднюю и среднесписочную численность работников. Эта информация позволяет руководителю анализировать кадровую динамику компании и отдельных подразделений (количество перемещений, увольнений), отслеживать изменения кадрового состава, своевременно выявлять проблемы в управлении персоналом.
В программе можно создавать дополнительные реквизиты и сведения (например, рост, вес, размер одежды и др.), а также прилагать фотографию сотрудника, сканированные копии любых документов, например, резюме.
Функциональность «1С:Зарплаты и управления персоналом 8» позволяет обеспечить требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», актуальных нормативных документов ФСТЭК и Роскомнадзора. В программе реализована возможность регистрации ряда событий, в частности, доступа и отказа в доступе к персональным данным, обезличивания данных при отсутствии сотрудника согласия на обработку его персональных данных.
Воинский учет
Штатное расписание
Ведение штатного расписания в программе опционально. Если предприятие небольшое и нет необходимости вести штатное расписание в программе, то можно вести учет сотрудников, полностью описывая место и условия их работы. Если впоследствии организация будет составлять штатное расписание в программе, то оно сформируется автоматически по имеющейся информации о сотрудниках, при этом можно внести некоторые коррективы (например, указать вакантные позиции).
В программе можно установить контроль кадровых документов на предмет их соответствия штатному расписанию или отказаться от него.
Режим утверждения штатного расписания специальными документами позволяет хранить историю его изменения. Это дает возможность получить штатное расписание на любую прошедшую дату и анализировать неутвержденное (плановое) штатное расписание.
Штатное расписание в программе представляется в виде списка позиций. Наименование позиции формируется автоматически по схеме «Должность, разряд (категория)/Подразделение», но может быть изменено или дополнено произвольным образом.
Позицию штатного расписания характеризуют условия труда и его оплаты.
Из карточки позиции штатного расписания можно перейти к списку сотрудников, которые ее занимают. Начиная работу, легко заполнить штатное расписание по текущей расстановке сотрудников.
Учет труда, рабочего времени и невыходов
«1С:Зарплата и управление персоналом 8» обеспечивает учет рабочего времени сотрудника. Эти данные используются для оформления необходимых документов кадрового учета и для последующего анализа статистики времени и причин отсутствия сотрудника на рабочем месте, для начислений и выплат в соответствии с фактически отработанным временем.
Программа предоставляет возможности для создания и настройки разнообразных графиков работы сотрудников: пятидневка, шестидневка, сменный; суммированный учет; неполное рабочее время и другие.
Для заполнения графиков работы используются регламентированный федеральный или региональные производственные календари. Можно создавать типовые и индивидуальные графики работы конкретных сотрудников.
Отклонения от графика работы регистрируются документами неявок (отпуск; отпуск по уходу за ребенком; нетрудоспособность; командировка; прогул; отгул; дни ухода за детьми-инвалидами; отсутствие по прочим причинам) и переработок (при суммированном учете времени; в выходные и праздничные дни; сверхурочной работы). Все виды неявок исчисляются автоматически и учитываются.
При регистрации сверхурочной работы, переработок и работы в выходные и праздники есть возможность выбрать способ компенсации: отгул или повышенная оплата. Отгул можно зарегистрировать отдельным приказом или присоединить к отпуску. Остатки отгулов и отпусков учитываются.
На основании графика и документов об отработанном сверх нормы и неотработанном времени производится расчет зарплаты (начислений, зависящих от времени) и формируется табель учета рабочего времени по унифицированной форме Т-13
Программа позволяет анализировать причины потерь рабочего времени, получать информацию о количестве работников, отсутствовавших по различным причинам за определенный период (например, данные о том, сколько работников находится в отпуске, сколько в командировке и т. п.).
В программе ведется учет стажей: общего, для расчета пособий ФСС, педагогического, северного, «вредного» и других.
Учет отпусков
«1С:Зарплата и управление персоналом 8» поддерживает ведение учета прав на отпуска и расчет остатков отпусков, предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ, коллективными и трудовыми договорами. Реализован учет прав на ежегодные основные (по умолчанию — 28 календарных дней) и дополнительные отпуска. Для отдельных категорий сотрудников (лица моложе 18 лет, работники образовательных учреждений, прокурорские работники и др.) основной отпуск удлинен, и программа позволяет установить его любую продолжительность. Сделать это можно как для позиции штатного расписания, так и для каждого сотрудника.
«1С:Зарплата и управление персоналом 8» поддерживает ведение учета остатков ежегодных основных и дополнительных отпусков. Расчет остатков неиспользованных отпусков производится на основании учтенных прав работников на отпуска и использованных отпусков. Результаты расчета по любому работнику могут быть выведены в виде справки на любую дату. В программе можно не только сформировать график отпусков в формате Т-7, но и оформлять из документа «График» фактические отпуска и их переносы.
«1С:Зарплата и управление персоналом 8» предоставляет возможность формировать списки отпусков: в разрезе подразделений и должностей; по группе сотрудников, например по руководящему составу. Доступен анализ исполнения графика отпусков.
В «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» вместе с отпускными можно начислить и зарплату за дни месяца, предшествующие отпуску, а также материальную помощь к отпуску. В документе «Отпуск» рассчитывается НДФЛ и прочие постоянные удержания, установленные сотруднику (например, профвзносы или алименты), на сумму которых будет уменьшена выплата. В налоговом регистре фиксируется даты выплаты отпускных и перечисления НДФЛ. Выплачивать отпускные в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» можно вместе с заработной платой, с авансом или в межрасчетный период
Настройка систем оплаты труда, расчет и учет зарплаты
«1С:Зарплата и управление персоналом 8» позволяет автоматически начислять заработную плату, НДФЛ и страховые взносы в соответствии с законодательством, в том числе организациям с большим количеством сотрудников.
В «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» реализованы все формы оплаты труда: повременная (с использованием месячных, дневных и нескольких часовых тарифных ставок), сдельная или с использованием премиальной системы. В соответствии с локальными актами организации в программе можно указать различные варианты премирования. Можно настроить любое начисление и удержание: фиксированной суммой либо произвольной формулой. В результате в информационной системе для каждого начисления и удержания устанавливаются все характеристики, необходимые для расчета заработной платы, исчисления НДФЛ и взносов. Это позволяет вести все расчеты в соответствии с учетной политикой организации.
Размеры всех тарифных ставок задаются в рублях с точностью, указанной при начальной настройке программы. Размеры ставок могут определяться тарифными сетками в соответствии с разрядами сотрудников. Для одного сотрудника может одновременно применяться несколько тарифных ставок. При начальной настройке можно указать варианты принятой в организации системы премирования.
В «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» реализован контроль ограничения взысканий в соответствии с требованиями ст. 138 ТК РФ.
Взаиморасчеты с сотрудниками
Выплаты по договорам ГПХ могут производится единовременно или на основании актов приемки этапов работы.
Программа формирует соответствующие печатные формы или файлы.
Выплачивать суммы сотруднику можно зачислением на карточку, открытую в рамках зарплатного проекта, перечислением на счет в банке, через кассу или раздатчика (лицо, уполномоченное на передачу денег). Для удобства подготовки ведомостей в программе можно настроить способ, место выдачи и уполномоченное лицо для всей организации, для подразделения организации или для сотрудника.
Программа формирует в печатной и электронной форме документы, необходимые для оформления выплат сотрудникам разными способами. Для каждого способа (места) выплаты предусмотрена соответствующая ведомость.
Банковские счета сотрудникам могут открываться централизованно — в рамках так называемого зарплатного проекта. Причем организация может открыть одновременно несколько зарплатных проектов. Также сотрудник может указать личный банковский счет для перечисления зарплаты.
Реестры с указанием сумм и заявления об открытии лицевых счетов передаются в банк, как правило, в электронном виде. В этом случае файл можно отправить в банк по специальным каналам связи, например, через «Клиент-Банк», или передать на физическом носителе (флеш-карта, диск). Формат (структура) передаваемых файлов у банков может различаться. Фирмой «1С» совместно со Сбербанком разработан стандарт обмена электронной информацией на основе технологии XML, который поддержали и другие банки. Формирование файлов в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» реализовано по этому универсальному стандарту, что позволяет без дополнительных настроек организовать обмен c банками, которые поддерживают данный стандарт.
При выплате денег или перечислении на счет регистрируется удержание НДФЛ и формируется документ, подверждающий реальную дату получения дохода сотрудником для отражения в отчете 6-НДФЛ.
Отчисления с ФОТ, НДФЛ и отчетность в контролирующие органы
Для должностей, предусматривающих досрочный выход на пенсию, расчет ведется по дополнительным тарифам, которые могут быть установлены в соответствии со специальной оценкой условий труда (СОУТ), если она была проведена, или по ранее действовавшим правилам.
Встроенный в «1С:Зарплата и Управление Персоналом» сервис «1С-Отчетность» позволяет буквально одним кликом сформировать отчетность в электронном виде, проверить и отправить ее прямо из программы в контролирующие органы, используя ЭЦП, отслеживать ее прохождение.
ЭЛН, прямые выплаты и СЭДО ФСС
Целью пилотного проекта «Прямые выплаты» является улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования.
Пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования в жестко установленные законодательством сроки.
«1С:Зарплата и управление персоналом 8» позволяет вести учет начислений и пособий участникам проекта новой системы выплат пособий и осуществлять автоматическую передачу реестров в ФСС.
В документе «Больничный лист» предусмотрено заполнение дополнительной информации, подлежащей включению в реестр для передачи в ФСС в рамках пилотного проекта.
С 1 июля 2017 года медицинские учреждения могут оформлять электронные листки нетрудоспособности наравне с бумажными больничными. Программа «1С:Зарплата и управление персоналом 8» обеспечивает взаимодействие с ФСС по обмену сведениями в целях формирования электронных больничных. ФСС разработал систему социального электронного документооборота (СЭДО) для оперативного информирования работодателей о состоянии ЭЛН. Получать сообщения из СЭДО можно напрямую из программ «1С», используя механизмы сервиса 1С-Отчетность.
Когда медицинская организация открывает ЭЛН, ЗУП предлагает страхователю зарегистрировать отсутствие работника. А в момент, когда медицинская организация закрывает ЭЛН, в ЗУПе можно по одному клику создать, загрузить больничный, рассчитать его и отправить в ФСС все требуемые заявления и реестры.
В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрены подготовка и отслеживание состояния заявлений работников о согласии на получение уведомлений от ФСС о состоянии ЭЛН.
«1С:Кабинет сотрудника»
Чтобы организовать эффективное взаимодействие по кадровым вопросам бухгалтерии и сотрудников без хождения по кабинетам, бумажного документооборота, временных потерь на обработку запросов и заявлений существует сервис «1С:Кабинет сотрудника». Сервис будет полезен любым компаниям, которые хотят повысить эффективность работы сотрудников и сделать условия работы более комфортными. Наибольшую пользу сервис принесет компаниям, у которых в штате 50 и более сотрудников, особенно при географически распределенной деятельности (офисы в разных городах, в разных районах и т. п.)