как действует авторское право в сети интернет

Авторское право в сети интернет: как не нарушить законы и защитить свой контент

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

Авторское право в социальных сетях и вообще в интернете иногда воспринимают слишком поверхностно. “Ну подумаешь, взял я чужую картинку, ну и что?” — думает большинство людей. А зря. Даже за такое, на первый взгляд смешное нарушение, как использование на своём сайте одной картинки из Гугла или Яндекса, можно заплатить неплохой штраф. От 10 тысяч и выше. Но некоторые об этом даже не догадываются.

Поэтому очень важно знать как можно больше информации про соблюдение авторских прав в сети интернет. А ещё понимать, как защитить свой контент от копирования. Обо всём этом рассказываем в статье.

Что такое авторское право и интеллектуальная собственность в сети интернет?

Давайте сначала разберёмся, что вообще из себя представляют эти понятия. А уже потом перейдём к интернету. Интеллектуальная собственность — временное право на результат интеллектуальной деятельности, которое закреплено законом. Это довольно широкое понятие, которое включает в себя в том числе авторское право. Помимо него в интеллектуальную собственность входят:

А вот авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Авторское право охраняет:

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

А ещё авторское право защищает все производные от произведений. То есть когда человек берёт что-то за основу, но при этом привносит туда часть своего интеллектуального труда. Это может быть перевод текста, сборник рассказов нескольких авторов, исполнение песни, написание сценария на основе романа и т.д. Но прежде чем создавать такое произведение, человек также должен получить письменное согласие от автора исходника.

Важно, что авторские права произведений в интернете и офлайн возникают, даже если создатель никак их не регистрировал. Действует они в течение всей жизни, плюс 70 лет после смерти.

Виды прав в авторском праве бывают имущественные (те, что связаны с получением прибыли) и неимущественные (все остальные). Виды авторских прав в интернете точно такие же. Автор может:

То есть, как вы понимаете, в сети нет “бесхозного” контента. Понятие авторского права в сети интернет точно такое же, как и в других сферах. Все картинки, видео, тексты, фотографии, записи вебинаров и лекций — это объекты авторских прав в интернете. Они по определению кому-то принадлежат.

Не попадают под авторское право только:

Но есть случаи, когда чужие произведения всё-таки использовать можно. О них поговорим дальше.

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

Правовое регулирование авторских прав в сети интернет

Никакого отдельного закона об авторских правах в интернете не существует. Поэтому регулирование авторского права в интернете и в офлайне происходит с помощью одних и тех же документов. Вот основные из них:

Чтобы ориентироваться в этих документах было проще, давайте разберём основные термины, которые в них встречаются.

Автор — тот, кто создал произведение.

Соавторы — люди, которые создали произведение совместным трудом. Если произведение цельное, ни один из авторов не может запретить другому его использовать и распространять.

Правообладатель — человек, которому принадлежат права на произведение. Необязательно это одно и то же лицо, что и автор.

Объекты авторских прав — это все произведения науки, литературы и искусства. Причём их субъективная ценность, достоинство и назначение не имеет для юридических аспектов никакого значения. Объекты авторского права в сети интернет — это тексты, фотографии, музыка, видео, иллюстрации, книги, инфографика и т.д.

Смежные права — это “вторичные права”, которые возникают только из-за того, что существует само произведение (объект авторского права). Например, к объектам смежного права относятся исполнение песен, записи фонограмм, переводы текстов и т.д.

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

Копирайт — это знак охраны авторского права, который правообладатель может использовать, чтобы оповестить о том, что ему принадлежат исключительные права на какое-то произведение. Знак состоит из значка ©, имени правообладатели и года первой публикации произведения.

Плагиат — умышленное присвоения результатов чужого интеллектуального труда. То есть человек, который занимается плагиатом, называет себя автором какого-то произведения, хотя на самом деле им не является.

Помимо этих юридических терминов, есть ещё и сленговые выражения, которые часто используются, когда речь заходит об авторском праве.

Копипаст — полностью скопированный чужой материал (чаще всего текст).

Пиратство — воровство чужого контента. Как правило, в таком случае правообладателю причиняется большой ущерб. Синоним слова “пиратство” — нарушение авторского права.

Ответственность за нарушение авторских прав в интернете

За нарушение авторских прав в сети интернет может быть предусмотрена гражданская, административная или даже уголовная ответственность. Чаще всего тех, кто ворует чужой контент, привлекают к ответственности по статье 1301 Гражданского кодекса. В таком случае автор может получить компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Сумму компенсации всегда назначает суд. Она может зависеть от:

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

Если компания неоднократно попадалась на использовании чужого контента и её привлекали к ответственности, ситуация может дойти даже до ликвидации юридического лица.

Административная ответственность может применяться, когда нарушитель продавал или сдавал в прокат чужие произведения интеллектуальной собственности. Например, кто-то взял ваш платный чек-лист и перепродаёт его по более дешёвой цене. За это может грозить штраф от 1,5 до 40 тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает, если причинён крупный ущерб. То есть стоимость контента (или прав на его использование) больше 100 тысяч рублей. Если эта сумма больше 1 миллиона рублей, речь уже идёт об особо крупном размере. Уголовная ответственность предусматривает штраф, обязательные работы или даже лишение свободы на срок до 6 лет.

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

Как защитить авторские права в интернете?

Если вы создали какой-то контент, а другой человек использовал его без вашего разрешения, дело может дойти до суда. А там вам понадобится подтвердить своё авторство на произведение.

Как можно заранее продумать защиту интеллектуальной собственности в интернете, чтобы доказать своё авторство было легче?

Итак, способы защиты авторских прав в сети интернет:

Способ 1 — классический. Заверение у нотариуса. Вы получите документ, подтверждающий ваше авторство, где будет указана дата регистрации.

Способ 2 — самый простой. Иметь оригиналы файлов на компьютере или другом носителе. Там всегда видна дата создания и последнего изменения файла.

Способ 3 — быстрый. Онлайн-регистрация через специальные сервисы. Например, iReg, n’RIS или CopyTrust. Закрепить за собой авторские права на текст в интернете можно даже через Яндекс.Вебмастер. Достаточно заполнить форму и сервис сохранит дату создания вашего контента.

Способ 4 — в общественных организациях. Это организации, которые занимаются защитой авторских прав. Например, Российский союз правообладателей (РСП) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Вам выдадут свидетельство, которое подтверждает ваше авторство, а само произведение (бумажное или электронное) положат в архив.

Процесс официальной регистрации авторских прав называется депонированием.

Ещё, чтобы защитить свой контент, можно попробовать усложнить его воровство. Например, ваши авторские права на фотографии в интернете можно обозначать с помощью водяного знака. Для видео даже можно сделать этот знак плавающим, чтобы его сложнее было убрать. В некоторых онлайн-лекциях в качестве водяного знака вместо логотипа используют логин человека, который в данный момент просматривает лекцию. Потом, если это видео кто-то будет распространять без ведома автора, можно запросто вычислить того, кто слил материалы, и призвать к ответственности.

Документы, которые стоит подписать при сотрудничестве с подрядчиками

Иногда распоряжаться контентом может не только его автор. Если человек писал тексты или создавал изображения, когда работал по трудовому договору, все права принадлежат только работодателю. Но для этого обязанности по созданию контента должны быть прописаны в его трудовом договоре.

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

Какой чужой контент всё-таки можно использовать?

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

Поговорим о том, где можно брать легальные видео и картинки.

Если вам нужно легально использовать музыку (например, чтобы не нарушить авторские права в видео), можно взять её с сайтов, авторы которых разрешают бесплатно брать их произведения. Чаще всего за это они просят оставить ссылку на их сайт в описании или поделиться ей в соцсетях. Например, бесплатную музыку можно найти на: Purple Planet, Josh Woodward, Musopen, Jamendo, SoundCloud.

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

Как действовать, если ваши права были нарушены?

Если вы увидели, что сделанная вами фотография, кусок из видео, иллюстрация или текст используется где-то без вашего разрешения — скорее всего, ваши права были нарушены. Свои картинки или тексты вы даже можете специально поискать на других сайтах с помощью обычного поиска или поиска по картинке.

Что значит, контент использовался без вашего разрешения? Если вы не подписывали никакие бумаги, которые передают ваш контент в пользование другим людям или публично не заявляли у себя на сайте или в соцсетях о том, что ваш контент можно свободно использовать — значит, разрешения вы не давали.

Одна из проблем защиты авторских прав в интернете — это то, что некоторые люди почему-то думают, что всё опубликованное в сети автоматически становится “общим”. Например, есть представление, что авторское право на фотографии в социальных сетях не распространяется. Человек же сам выложил их на открытой странице, значит, понимал, что их может кто-то использовать. Это не так. И незнание законов не освобождает от ответственности.

Но права не всегда могут быть нарушены. Использование чужого контента допускается, когда применяется цитирование. То есть:

Если всего этого нет, можно смело собирать доказательства, а потом оформлять досудебную претензию. Доказательствами могут быть:

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

Чтобы оформить досудебную претензию, можно обратиться к юристу. Но делать это необязательно. В интернете есть множество шаблонов, по которым такую претензию можно составить самостоятельно. Или просто ознакомьтесь со статьёй 15.7 Закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”. Там есть список того, что должно содержать такое заявление.

Потом претензию надо будет отправить владельцу сайта или аккаунта в социальной сети. На большинстве сайтов обычно указаны контакты администрации, поэтому найти их будет легко. Предъявить нарушение авторских прав в социальных сетях может быть сложнее. Если человек зарегистрирован там под ником и никакой информации о его личности нет, в крайнем случае можно обратиться в полицию, чтобы они сделали запрос к администраторам социальной сети.

Все эти меры подходят для досудебного урегулирования вопроса. Вы можете потребовать удалить контент в течение 24 часов и оплатить вам расходы (например, то, что вы потратили на нотариуса).

Если на вашу претензию никто не реагирует (закон устанавливает срок 24 часа), либо человек отказывается удалять ваш контент, придётся обращаться в суд. И этого не нужно бояться. В большинстве таких случаев охрана авторских прав в сети интернет работает в пользу правообладателя, и суд выносит положительное решение. Но несмотря на это, нанять адвоката всё-таки стоит. Как минимум, он поможет определить сумму компенсации, которую вы можете потребовать. А расходы на судебные издержки потом можно взыскать с ответчика.

как действует авторское право в сети интернет. Смотреть фото как действует авторское право в сети интернет. Смотреть картинку как действует авторское право в сети интернет. Картинка про как действует авторское право в сети интернет. Фото как действует авторское право в сети интернет

Наш опыт

В своих статьях и роликах для YouTube-канала мы никогда не используем чужой контент. Все иллюстрации заказываем у дизайнера, а фотографии и другие картинки покупаем на фотостоках.

И это не просто перестраховка. Владелец одного сайта рассказал нам историю, как на себе испытал особенности авторского права в сети интернет. Так что последствия мы знаем из первых уст.

Представьте: сидите вы, пьёте кофе, ничего не предвещает беды. Заявки с сайта идут, деньги на счёт капают. И тут вам прилетает претензия на 830 тысяч рублей. Всё дело в том, что на сайте довольно долгое время использовались чужие картинки. Тексты писали копирайтеры, а над изображениями особо никто не заморачивался. В интернете есть много способов, как сделать чужую картинку “уникальной”: поменять цвета, отзеркалить, вырезать из видео и так далее. Именно такие способы они и использовали. Хотя такой контент размещался только в информационных статьях, а это вроде бы подходит под понятие цитирования, сам сайт был коммерческим.

И вот создатель картинок увидел свой контент на чужом сайте, сделал скриншоты нарушений и заверил их у нотариуса. А потом, чтобы доказать коммерческую подоплёку, сыграл роль тайного покупателя и получил прайс-лист на услуги со всеми расценками. Этих доказательств вполне достаточно, чтобы составить досудебную претензию, а потом и обратиться в суд. На претензию владелец сайта не отреагировал, потому что не воспринял её всерьёз. В итоге на него подали в суд, и дело он, конечно, проиграл. Всю сумму претензии, к счастью, выплачивать не пришлось. Но владелец сайта всё равно заплатил автору 500 тысяч рублей, что тоже немало.

Надеемся, с вами таких ситуаций не произойдёт. В таких случаях лучше и дешевле учиться на чужих ошибках.

5 советов, как не нарушить чужие авторские права

А как защитить себя?

Ещё раз повторим механизмы защиты авторских прав в сети интернет:

Источник

Авторское право в интернете: как наполнить сайт и не нарушить закон

Интернет — неисчерпаемый источник бесплатного контента. Но у каждой единицы контента есть автор. А у каждого автора есть права, которыми он не всегда готов делиться. В этой статье мы расскажем, как наполнить сайт и не нарушить ничьи права.

В России за «заимствования» на сайтах пока преследуют не так активно, как, например, в Германии, где пожаловаться на конкурента за использование чужого контента стало распространенной практикой. Но в любом случае брать чужое плохо, и в России институт защиты авторского права в интернете набирает силу. Чтобы избежать проблем, нужно подготовиться.

Все тексты на сайте должны быть уникальными. Этого требует закон и алгоритмы поисковых систем. Где взять уникальный контент? Либо писать тексты и снимать фото самостоятельно, либо поручить эту работу компетентным лицам — индивидуальным исполнителям или агентству. В любом случае ваши отношения должны быть задокументированы, а в договоре должен быть пункт о том, что после оплаты все права на контент переходят к вам. Иначе вы не будете защищены от требований со стороны авторов.

Таскать картинки и тексты из интернета точно не стоит. Во-первых, у всех этих материалов есть автор. Во-вторых, у посетителей вашего сайта может возникнуть déjà vu, что вряд ли хорошо скажется на вашей репутации. Мало того, что использование чужих фото-, видеоматериалов, текстов и прочего не вашего — это нарушение закона. Так еще за это карают поисковики и провайдеры хостинга — в лучшем случае сайт снизится в поиске, в худшем — его заблокируют.

Некоторые фотографии для оформления страниц и баннеров можно взять в фотобанках. Скачивая изображение из фотостока, обязательно удостоверьтесь, что его разрешено использовать для коммерческих целей. На платных площадках установлена разная цена за разные лицензии, на бесплатных обычно размещают картинки не для коммерческого использования.

А что если взять часть чужого изображения или «доработать» чужую фотографию в PhotoShop? Переработка авторского произведения без согласия автора не допускается. Это все равно кража. Не делайте так.

Чего точно не стоит делать, так это наполнять каталог и портфолио такими изображениями. Им не верят. Посмотрите в глаза Гарольду — он тоже устал от стоковых фото на коммерческих сайтах.

Если вы сотрудничаете с производителями, обычно они не возражают (а некоторые даже настаивают на этом), чтобы дилеры и дистрибьюторы использовали их промоматериалы. Просто спросите у своего поставщика, нет ли у него материалов по продуктам.

Например, вы делаете окна из профилей REHAU и являетесь партнером бренда. Специально для вас REHAU сделали сайт с маркетинговыми материалами dev.rehau-reklama.ru, которые можно скачать и использовать на сайте — какие-то бесплатно, какие-то за деньги.

Есть контент, который не купишь. И он обычно вызывает больше доверия у посетителей сайта. Например, фотографии сотрудников покажут, что вы реальная компания и у вас работают реальные люди. Но вы не можете использовать фото без разрешения.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» к биометрическим персональным данным относятся «сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных». Изображение человека (фотография) позволяет установить личность человека и потому относится к биометрическим персональным данным. Обработка биометрических данных должна осуществляться только в письменного согласия работника.

Если сотрудник против, вы не сможете использовать его фото на сайте.

В WebCanape мы предлагаем новым сотрудникам подписать разрешение на использование их фотографий прямо при приеме на работу. Мы объясняем, какие фотографии и для чего мы можем использовать, и если работник против, он вправе отказаться и не подписывать предлагаемый документ. Большинство не возражают.

Согласие должно включать следующие реквизиты:

ВАЖНО! Согласие не нужно, если сотрудник позировал за плату. Но этому должно быть подтверждение — например, служебное задание на фотосессию и доказательства выплаты вознаграждения с указанием его цели.

Отзывы расскажут о качестве вашего сервиса лучше любых дифирамбов в разделе «Наши преимущества». Но можно ли брать отзывы клиентов из их аккаунтов в соцсетях?

Если ваш клиент опубликовал пост с отзывом о вашем продукте или услуге в своем аккаунте в соцсетях, вы можете использовать его отзыв. Но только с его согласия. Обработка таких данных допускается в случаях, когда они доступны неопределенному кругу лиц, имеется согласие владельца данных и сведения предоставлены непосредственно самим субъектом — так говорит закон (п. 1, п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.).

Но вы можете попросить клиента оставить отзыв на сайте или на вашей странице в соцсетях. Такой контент можете использовать свободно, отдельное разрешение не требуется.

Скриншот с нашей страницы в Facebook. Подписывайтесь, там мы делимся полезными материалами и новостями WebCanape.

Согласие клиента на использование отзывов и упоминание его как клиента компании лучше указать в договоре. Например:

«Заказчик согласен с упоминанием его Исполнителем в качестве своего клиента, в том числе в сети Интернет, рекламных и информационных носителях, а также не возражает против размещения его (Заказчика) логотипа и(или) отзывов в материалах и на сайте Исполнителя с соблюдением законодательства Российской Федерации».

Мы часто пишем кейсы по разработке и продвижению сайтов. За основу берем наш реальный опыт работы с проектами наших клиентов. Такие материалы мы публикуем у себя в блоге и на внешних площадках. Это хорошо работает для PR нашего агентства и косвенно расширяет охват брендов наших клиентов. Но практика показывает, что не все клиенты готовы к публичности, ведь наиболее убедительные кейсы содержат описание проблем и цифры.

Чтобы избежать недопонимания и конфликтов, мы прописываем пункт о кейсах в договоре. Если клиент возражает на старте, мы не настаиваем и исключаем это условие. Бывает, что в общем и целом клиент не возражает, но какие-то вещи обнародовать не хочет. Чтобы не удалять эту информацию из кейса после публикации (на внешних площадках это трудно сделать), мы сначала согласуем тему статьи, а когда материал написан, отдаем его на согласование. Вносим правки, добавляем и удаляем то, что не понравилось, и только после получения зеленого света публикуем.

На страницах услуг обычно используют стоковые или схематичные изображения, а в каталогах — отфотошопленные фото товаров из рекламных буклетов или брошюр. Но где же увидеть товар лицом, в реальных условиях? Для этого на сайтах создают раздел «Портфолио». Стоковым фотографиям там не место. Как и с кейсами, вам нужно получить разрешение заказчика на публикацию вашей работы по его заказу.

Вот как это реализовано в нашем типовом договоре:

Например, если вы занимаетесь остеклением квартир, добавьте в договор пункт о том, что можете использовать фотографии с места монтажа у себя на сайте с описанием работ и указанием цены. Если в договоре такого пункта нет, спросите разрешения у заказчика лично. Может быть достаточно согласия по электронной почте, если ее использование предусмотрено в договоре. Если же электронная почта в договоре не названа, лучше возьмите письменное согласие с подписью заказчика. Если фотографии делал сам заказчик, обязательно укажите авторство.

Короткий ответ — да. А теперь подробнее. Пункт 3 ст. 1484 ГК гласит: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения». Если же знак используется в иных целях, не связанных с товарами (работами, услугами) владельца знака, то нарушения законодательства о товарных знаках не будет.

Например, ваша организация не продает такой же товар, работы или услуги (или однородные им), что и ваш партнер, а просто оказывает ему какие-либо услуги (рекламные, дизайнерские, транспортно-экспедиционные, информационные) или продает ему свою продукцию. В этом случае вы вполне можете указывать товарный знак партнера у себя на сайте.

Не будет считаться нарушением и простое упоминание товарного знака в статьях, интервью, новостях или иных материалах на сайте, даже если вы продаете похожую продукцию. Но есть условие: отсутствует риск ее смешения с продукцией владельца знака, и вы не допускаете некорректного сравнения между товарами.

На сайте есть формы? Поздравляем, вы (ваша компания) — оператор персональных данных. Это значит, что у вас в компании должны быть внедрены особые процедуры обработки персональных данных посетителей сайта. Эти процедуры должны быть изложены в Политике обработки персональных данных. Этого требует Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Заполняя форму на вашем сайте и отправляя вам номер своего телефона или адрес электронной почты, посетитель должен согласиться с положениями Политики. Или не согласиться и не отправлять вам никакие сведения. Свое согласие он должен продемонстрировать в явной форме, поставив галочку при отправке заявки. Без отметки о согласии с политикой конфиденциальности посетитель сайта не должен иметь возможности отправить вам свои персональные данные. Это касается в том числе случаев, когда он передает вам только имя, номер телефона или адрес электронной почты (это все относится к персональным данным — ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

Файлы cookie тоже считаются персональными данными. Именно поэтому многие сайты запрашивают ваше согласие на их хранение и использование. Вам тоже стоит запрашивать такое разрешение у посетителей вашего сайта.

Перед тем как поставить отметку о своем согласии, посетитель должен иметь возможность прочитать текст политики, поэтому не забудьте разместить ее на сайте и дать на нее ссылку на видном месте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *