Как доказать что стиль текста художественный 6 класс
Художественный стиль речи: особенности, признаки, примеры
Содержание:
Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.
В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.
В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.
Особенности художественного стиля
Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.
Выразительные средства
– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.
– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.
– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.
– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).
создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.
– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.
– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.
– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.
—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).
Языковые особенности:
Признаки и отличительные черты художественного стиля речи
Основными признаками художественного стиля называют:
Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.
Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.
Функции художественного стиля
Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:
Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.
Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.
Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.
Подстили и жанры художественного стиля
Эпический (описываются сюжетные линии).
Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).
Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).
С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).
Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).
М. Горький. На дне (драма).
Комбинированный (сочетание стилей).
А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).
Примеры художественного стиля
«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным».
Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».
«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».
Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».
Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».
В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.
Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.
Урок развития речи в 6 классе. Повторение и углубление знаний о тексте. Работа с текстом художественного стиля.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок развития речи в 6 классе.
Повторение и углубление знаний о тексте.
Работа с текстом художественного стиля.
З.Г.Воронова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Чернышевская СОШ им. С. М. Васильева» МР «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
Создать условия для развития способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности.
Обеспечить условия для совершенствования орфографических и пунктуационных навыков, синтаксического разбора сложного предложения, способствовать развитию навыков определять тип и стиль речи.
Способствовать развитию эмоциональной, познавательной сфер, развитию умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать; создать условия для обогащения словарного запаса.
1) содействовать воспитанию уважительного отношения к родителям, нравственных качеств личности на примере главного героя рассказа;
2) создать условия для развития умения работать в микрогруппе : умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.
Личностные: стремление к совершенствованию речи; оценка поведения героя в конкретной ситуации, обучение умению публично высказывать свои мысли и слушать других участников беседы;
Метапредметные: планирование учебного сотрудничества, умение преобразовывать информацию.
Предметные: умение создавать текст по ключевым словам.
Универсальные учебные действия:
Умение высказывать предположения на основе наблюдений.
Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы на уроке, поиск решений.
Адекватность самооценки, рефлексия.
Точное понимание цели работы.
Умение работать с текстом, выделять основную мысль в тексте, понимать цель выс казывания.
Прогнозирование сюжета текста по названию и ключевым словам.
Умение понимать прочитанный текст
Умение находить в тексте необходимую информацию.
Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию.
Достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся.
Умение эмоционально реагировать на прочитанное
Оборудование: учебные тексты, мультимедийные средства, раздаточный материал.
Тип урока: урок применения полученных знаний, совершенствования навыков и умений с элементами речевого тренинга.
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
— Сегодня у нас необычный урок. Проходить он будет в присутствии гостей. А работать вы будете в группах.
— Итак, я готова продуктивно сотрудничать с вами. А вы? Что ж, пожелаем друг другу Удачи!
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают ответы на листочке, из каждого слова берут определённую букву, из букв составляют слово.
Урок мы начнем с ответов на вопросы по разным разделам лингвистики. Ваши ответы запишите на листочках.
— Р аздел языкознания, в котором изучается строение предложений и словосочетаний. 4 (Син т аксис)
— Слова, употребляемые жителями той или иной местности 6 ( Диале к тные )
— Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. 3 (Ме с тоимение)
— Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. 5 (Фоне т ика).
Какое слово получилось? ( Текст )
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— Да, сегодня мы будем работать с текстом, повторять сведения и закреплять знания о тексте. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов.
III. Повторение ранее известных сведений о тексте.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое текст.
Повторение теории (текст, тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи)
Сопоставьте 2 записи ( экран ). Какая из записей является текстом. Почему?
Человек, впервые встретивший павлина, был поражён его красотой. Грудка птицы горела на солнце, а хвост, расцвеченный огромными «глазами», тащился по земле как длинный шлейф. Птица была такой величественной, что её сразу объявили священной.
Человек, впервые встретивший павлина, был поражён его красотой. Раскрыв свой великолепный веер, павлин не видит, что творится позади него. Ласточки опять метались над важно ступающими павлинами. Павлин – птица величественная и внушительная.
Вы правильно сказали, что первая запись является текстом. А теперь докажите, почему этот набор предложений является текстом.
Наличие темы, предмета речи: говорится о павлине; 2) наличие основной
мысли (идеи): почему павлина объявили священной птицей; 3) смысловая и структурная связь.
Какие типы речи (текста) вы знаете? Каким по типу речи является этот текст?
Что вы помните о стилях речи? Перечислите, какие стили вы знаете? Определите стиль данного текста.
Закрепим всё вышесказанное выполнением следующего задания ( см. Анализ текста на А dobe Flash Player + словарная работа PowerPoint )
IV . Практическая работа с текстом художественного стиля.
Цель этапа: ознакомление с текстом методом целенаправленного чтения.
(целенаправленное чтение – это чтение повествовательного текста с остановками на самых интересных или неожиданных местах, анализом прочитанного, наводящими вопросами и прогнозом относительно дальнейшего развития событий).
1. Работа с текстом.
— Сегодня мы будем работать по тексту, который называется «Орёл и кошка». По ключевым словам и названию текста постарайтесь определить, о чём пойдет речь в тексте (работа в группах)
Ключевые слова: кошка, котята, семья, счастье, орёл, хищник, битва насмерть, мужество, победа.
— Что ж, мы послушали ваши версии. А теперь обратимся к тексту и узнаем, насколько они верны.
1) За деревней весело играла кошка со своими котятами. 2) Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
Где происходят события, описываемые в тексте?
Какими вы представляете героев текста?
Как вы думаете, что произойдет дальше?
3) Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. 4) Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. 5) Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. 6) Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. 7) Закипела битва насмерть.
Какие слова говорят о стремительности и неожиданности нападения орла? (вдруг, откуда ни возьмись, как молния)
Как вы думаете, почему старая кошка решила схватиться с орлом? (чтобы защитить своих детей)
Что произойдет дальше?
8) Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. 9) Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Какие определения использует автор при описании орла?
Для чего автор вводит в повествование эти определения?
Чем закончится история?
10) Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. 11) В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.
С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?
(чтобы показать силу материнской любви)
Какой тип речи использован автором текста? (Повествование)
Почему кошка победила орла? (п.ч.она защищала свою семью, сражалась мужественно)
2. Тренинг ассоциативного мышления.
Составьте ассоциативный ряд со словом мама, который возникает у вас в воображении после чтения текста.
Задания по группам.
Докажите, что предложение № 2 сложное. Составьте его схему. Укажите вид связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
Синтаксический разбор предложения № 6.
Морфемный и словообразовательный разбор слова котёнка.
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
— Исследование какой темы вели на уроке?
— Какие понятия разобрали?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
— Как вы понимаете сочетание «многоаспектный анализ текста»?
Подобрать тексты разных стилей, описывающие один и тот же предмет, событие или явление, по желанию составить задания к этим текстам.
Как доказать художественный стиль
Вам будет интересно: Как назвать жителей пензы
Инструкция
Данный стиль иначе можно назвать стилем художественной литературы. Употребляется он в словесно-художественном творчестве. Главная его цель – воздействие на чувства и мысли читателей и слушателей при помощи созданных автором образов.
Художественный стиль (как и любой другой) предполагает отбор языковых средств. Но в нем в отличие от официально-делового и научного стилей широко используется все богатство лексики, особая образность и эмоциональность речи. Кроме того, он применяет возможности разных стилей: разговорного, публицистического, научного и официально-делового.
Вам будет интересно: Кто написал сказку «Колобок»
Отличает художественный стиль особое внимание к случайному и частному, за которыми видны типичные черты и образы времени. В качестве примера можно вспомнить «Мертвые души», где Н.В. Гоголь изобразил помещиков, каждый из которых является олицетворением определенных человеческих качеств, но все они вкупе являются «лицом» России XIX века.
Еще одной отличительной чертой художественного стиля является субъективный момент, наличие авторского вымысла или «перевоссозданность» действительности. Мир литературного произведения – это мир писателя, где реальность представлена через его видение. В художественном тексте автор выражает свои предпочтения, неприятия, осуждения и восхищения. Поэтому художественному стилю присущи экспрессивность, эмоциональность, метафоричность и многоплановость.
Чтобы доказать художественный стиль, прочтите текст и проанализируйте используемые в нем языковые средства. Обратите внимание на их многообразие. В литературных произведениях используется большое количество троп (эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, олицетворения, перифразы и аллегории) и стилистических фигур (анафоры, антитезы, оксюмороны, риторические вопросы и обращения и т.д.). Например: «мужичок с ноготок» (литота), «конь бежит – земля дрожит» (аллегория), «с гор побежали ручьи» (олицетворение).
В художественном стиле ярко проявляется многозначность слов. Писатели часто открывают в них дополнительные значения и смыслы. К примеру, прилагательное «свинцовый» в научном или публицистическом стиле будет употребляться в своем прямом значении «свинцовая пуля» и « свинцовая руда», в художественном, скорее всего, выступит в качестве метафоры «свинцовые сумерки» или «свинцовые тучи».
Разбирая текст, обязательно обратите внимание на его функцию. Если разговорный стиль служит для коммуникации или общения, официально-деловой и научный несут информативность, а художественный стиль предназначен для эмоционального воздействия. Его главная функция – эстетическая, которой подчиняются все языковые средства, используемые в литературном произведении.
Определите, в какой форме реализуется текст. Художественный стиль используется в драме, прозе и поэзии. Они соответственно делятся на жанры (трагедия, комедия, драма; роман, повесть, новелла, миниатюра; стихотворение, басня, поэма и т.д.).
Обратите внимание Основой художественного стиля является литературный язык. Но зачастую в нем используются разговорная и профессиональная лексика, диалектизмы и просторечье. Это связано со стремлением писателей создать особый неповторимый авторский стиль и придать тексту яркую образность. Полезный совет Стиль можно определить только по совокупности всех признаков (функции, набору языковых средств, форме реализации).
Совет 2: Отличительные черты стиля жительницы Парижа
С давних времен Франция считалась не просто страной, жительницы которой обладают изысканным вкусом. Она была законодательницей моды. В Париже, как в самом сердце страны, сформировался даже свой особый стиль.
Говоря о парижанках, многие рисуют в воображении утонченную женщину, с безукоризненной прической и безупречным макияжем. Обута она в туфли на высоких каблуках и облачена в элегантную одежду в деловом стиле. Даму окружает ореол из аромата дорогих духов, а ее взгляд устремлен вдаль. Так какой же он, стиль парижанки?
Обязательные предметы гардероба жительницы Парижа.
Многие представительницы прекрасного пола, которые стремятся выглядеть стильно и изысканно каждый день, имеют в своем гардеробе набор базовых, обязательных вещей. Что же за предметы можно обнаружить в шкафу парижанки?
1. Балетки. Вопреки привычным представлениям, француженки не всегда отдают предпочтение обуви на каблуках. Они в повседневной жизни носят удобные балетки на тонкой подошве.
2.Сумка с длинным ремнем. Сумочка, переброшенная через одно плечо — привычка большого числа жительниц модной столицы.
3.Шарф большого размера. Разнообразные объемные шарфы предпочитают жительницы многих стран. Однако большинство парижанок считают, что это незаменимый и абсолютно необходимый в холодное время года аксессуар.
4.Приталенный жакет, плащ или пиджак. Истинно французская манера — носить приталенные пиджаки. Их украшают тонкими ремешками или носят нараспашку.
5.Большие солнцезащитные очки. В сочетание с убранными в тугой хвост, пучок или высокую прическу волосами, такие очки смотрятся особенно стильно и изысканно.
6.Одежда черного цвета. Черный цвет для жительниц Парижа — не цвет траура. Для них он является олицетворением стиля и изящества. Поэтому для создании парижского образа необходимо иметь в гардеробе черные майки, футболки, свитеры и другие предметы одежды.
Что неприемлемо для парижского стиля.
Есть вещи, которые никогда не позволит себе купить, а тем более надеть дама с истинно французскими взглядами на моду. В одно из первых мест списка «моветона» попали слишком длинные яркие накладные ногти. Многие представительницы Франции предпочитают натуральность и нейтральность во всем. В том числе и в маникюре.
Мини-юбка в сочетание с глубоким декольте также не в стиле жительницы модной столицы. Истинная парижанка вряд ли позволит себе выглядеть слишком откровенно и чересчур сексуально.
Яркий цвет волос, разноцветное милирование, кричащие аксессуары, всевозможные начесы и огромное количество средств для укладки волос. Весь этот список дама, живущая в Париже, в большинстве случаев обойдет стороной и лишь удивится, что кому-то пришло в голову так экспериментировать со своей внешностью.
Основной критерий, который выделяет истинную парижанку, гармония во всем: в одежде, стиле, взгляде, прическе, аксессуарах. Она не стремится повторить чей-то образ и придерживается мнения об уникальности каждого человека.
как доказать что текст написан художественным стилем?
Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.
Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.
В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.
В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т. п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Текст – шаблон – доказательство
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах светится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Данный текст представляет стиль художественной литературы (художественный стиль). Его главная функция эстетическая и функция воздействия словом. Задача данного стиля – вызвать у читателя ответную реакцию, воздействовать на его чувства.
Сфера употребления – художественная литература (проза, поэзия, драматургия). Его особенности – жёсткая мотивированность в зависимости от содержания, яркая образность, авторская индивидуальность, неповторимость слога писателя или поэта. А предложенный текст – стихотворение Ф. Тютчева «В небе тают облака».
Слово в художественном стиле выполняет художественно – образную роль. Оно уточняет понятие, переводит его в художественный образ. Поэтому язык этого стиля очень богатый и отличается особой эстетичностью, он выполняет функцию эмоционально – образного воздействия на читателя или слушателя. В рамках художественного произведения любое сочетание слов рождает образность. У языка художественного стиля есть свои особенности.
Во – первых, это необычайно богатый, разнообразный словарь, лексика этого стиля неограниченна. В данном стихотворении Ф. Тютчев использует разные лексические пласты : общеупотребительные слова ( облака, река, зеркало, поле, зной ), неполные фразеологические сочетания ( час от часу ), слова с особой окраской ( чудный, вечный, лучистый ).
Во – вторых, слова в тексте образуют тропы. Видим здесь красочные эпитеты : « жар сильней », «к немым дубровам», «в вечном строе»; сравнение (« река, словно зеркало стальное », « запах медовый » (как медь); метафора (« будут… поля дышать », « тень ушла ». Использование троп – один из ведущих признаков художественной литературы и его стиля.
В – третьих, характерны для текста и стилистические фигуры: инверсия (« тают облака», «светится река», «будет течь и искриться река», « запахом медовым», «зеркало стальное »); риторическое восклицание (« чудный день! »); единоначатие (анафора ). Причём анафора сквозная: в каждой строфе (их три) одна строчка начинается с союза И:
И, лучистая на зное…
И с белеющих полей…
И поля дышать на зное.
В – четвёртых, автор художественного произведения словами создаёт конкретные картины (в данном тексте – это природа), образы ( облака, река, тень. дубровы, поля, запахи, река ). И эта образность придаёт тексту особую колоритность и зримость.
Итак, данный текст по всем признакам относится к художественному стилю.