Как доказать что текст логический

Логичность речи

Как доказать что текст логический. Смотреть фото Как доказать что текст логический. Смотреть картинку Как доказать что текст логический. Картинка про Как доказать что текст логический. Фото Как доказать что текст логический

ГЛАВА Логичность речи

1. Понятие «логичность речи»

На уровень логичности речи конкретного человека очень большое влияние оказывает тип его мышления:

1. Дискурсивный — последовательное, как бы пробегающее все ступени мысли, без скачков и пропусков.

2. Интуитивный — тип мышления быстрой догадки. Человек скуп на слова. В его речи многое подразумевается — многое недоговорено.

3. Ассоциативный — человек мыслит почти исключительно по законам ассоциации. Одна мысль рождает ассоциа­ции для возникновения следующей.

Какой тип мышления свойствен вам?

Логичность речи — это качество речи, которое должно быть ей присуще обязательно, а если логичность соблюдена во всем, то она становится одним из важнейших достоинств речи.

Основные определения логичности речи подчеркивают, что речь можно назвать логичной, когда она соответствует зако­нам логики. Тем самым признается, что для создания логичной речи и для ее оценки с этой точки зрения необходимо в первую очередь знать логику как науку. В то же время необходимо учитывать, что, помимо логики мысли (которую изучает логика как наука), есть еще логика действительности (например, по­следовательность и причинно-следственная связь событий и явлений), также существенно влияющая на логичность речи. Плюс к этому есть еще логика текста, анализ которой во мно­гом связан с анализом его структуры. И есть логика восприя­тия этого текста. Таким образом, получается, что логичной мы можем назвать только такую речь, которая соответствует всем этим направлениям и проявлениям логики. Это не всегда до­стижимо, тем более что в конкретном тексте последователь­ность событий и последовательность их изложения иногда не совпадают.

Следовательно, при оценке логичности речи нам необхо­димо использовать многоуровневый подход. Важно отметить, что в первую очередь логичность речи должна соответство­вать логике коммуникации (стратегии и тактике общения). Логичность текста (его структура прежде всего) должна мак­симально облегчить его восприятие слушателем или читате­лем (если это не противоречит коммуникативным целям ав­тора речи).

Логичность речи требует умения правильно мыслить и, что не менее важно, передавать свои мысли правильно и тем самым вызывать у слушателей (читателей) запланированную реакцию.

Многообразие задач, которые ставит требование логичности речи, определяется многоплановостью самого понятия «логич­ность». Логичность — это качество речи, согласующееся с зако­нами логики, поэтому нам необходимо разобраться в том, каково значение слова «логика».

Понятие «логика» — «логос» (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии. Оно обозначает одно­временно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Логос — тер­мин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу ми­ра, его порядок и гармонию.

Для того чтобы создать логичное высказывание или оценить его с точки зрения логики, необходимо различать истинность мысли и логическую правильность рассуждения, потому что логичность речи в целом в равной степени зависит и от одного, и от другого.

Истинность мысли зависит от ее соответствия действитель­ности или от того, насколько правильно она выведена с по­мощью законов логики.

Истинность мысли лежит в основе логичности речи, а ее развертывание можно подразделить на два русла — рассуждение и изложение. При этом все основные условия логичности речи с точки зрения законов логики выстраиваются в опреде­ленную последовательность, отражая причинно-следственные отношения между ними: сначала необходимо достичь истинно­сти мысли; потом — истинности рассуждения; а уже затем — истинности изложения.

Следовательно, для достижения логичности речи ее автору (особенно в устной речи) необходимо не только осознать свои

мысли, но и упорядочить их, проверить их истинность и не­противоречивость, а затем выстроить в каком-то определен­ном порядке план всей речи, в которой эти мысли будут изла­гаться (с учетом особенностей всех составляющих ситуации общения).

Соответственно условно можно выделить логичность рас­суждения — умение логично мыслить и логичность изложе­ния — умение логично излагать эти мысли. В речи мы можем оценить в первую очередь логичность изложения и только опо­средованно — логичность рассуждения, лежащего в ее основе, поскольку логичность изложения прежде всего коммуникатив­на и развертывается она, как и речь, линейно, в то время как мыслительная деятельность протекает синхронно-разветвленно и в значительной степени свернуто. В связи с этим и возникают основные трудности в выстраивании и оформлении речи, к тому же мысль значительно опережает слово.

Таким образом, культура речи под логичностью понимает преимущественно непротиворечивость, структурную правиль­ность и стройность, а также связность высказывания, т. е. то, что облегчает незатрудненное понимание слушателем или чи­тателем каждого предложения и текста в целом.

Основным критерием для оценки степени логичности речи является непротиворечивость, последовательность и целена­правленность в изложении информации. Логичность является обязательным качеством речи в любом жанре, но особенно важна логичность в научной и официально-деловой речи.

2. Понимание логичности с точки зрения культуры речи

Что же отличает понимание логичности с точки зрения культуры речи?

Во-первых, то, что логичность пронизывает весь текст, в ко­тором все средства подчинены решению коммуникативной цели. Этот уровень культуры речи достигается за счет мыслительной деятельности автора на всех этапах речевой деятельности.

Логичность необходима для всех участников общения: и для говорящего (пишущего), и для слушающего (читающего), по­скольку «как бегун бежит быстрее, когда ему видна цель, так и слушатель должен постоянно видеть, куда его ведет гово­рящий» (Дионисий Галикарнасский). В силу этого логичность речи отражает процесс сотворчества, сотрудничества в речи. Логичная речь — это, как правило, речь, в которой не столько вырабатывается, обдумывается некая мысль (хотя и такая речь бывает), сколько излагается уже найденное, понятое, обду­манное ранее. Другими словами, обычно говорящий «уже знает, куда он ведет слушателя».

Во-вторых, бесцельная речь или речь с неясно очерченны­ми изначально целями не может быть логичной, следователь­но, с точки зрения культуры речи логичность обеспечивается целенаправленностью, поэтому логичная речь не может не быть предварительно обдуманной и хотя бы частично подготовленной.

В-третьих, в процессе создания речи логичность реализуется на различных этапах ее подготовки: сначала обдумывается ком­позиционно организованный план (часто — во внутренней речи, поэтому «свернутый»), продумываются связи и переходы между частями, их последовательность на основе той или иной логиче­ской схемы. Это очень важно для логичности всего текста, ибо логичная речь — это всегда речь структурно организованная.

В-четвертых, автор речи заботится о соблюдении принци­пов «необходимое и достаточное» и «ничего лишнего, посторон­него, несущественного», что обеспечивает цельность и связ­ность всей речи, учитывая при этом логику восприятия адре­сата, а также событийную логику (если она важна).

В-пятых, на уровне структуры самих предложений логич­ность обеспечивается их полнотой и непротиворечивостью.

В-шестых, результат логичной речи в силу ее особей целе­направленности оценивается прежде всего по степени дости­жения этой цели. Кроме того, логические отношения между высказываниями — это отношения между высказываниями, возникающие на основе истинйости, поэтому очень часто ре­зультат логичности — мера доверия всей речи и ее автору.

Для логики рассуждения (рассуждение — это цепочка утверждений или высказываний, определенным образом свя­занных друг с другом) важно помнить, что основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных при­знаков, т. е. в форме понятия (в языковом плане понятие выра­жается словом или словосочетанием).

В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Таким образом, суждения представляют собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания.

Умозаключение — это способ мышления, при котором с по­мощью одного или нескольких суждений выводится новое суж­дение (заключение). Например, вы сами можете вывести за­ключение из следующих суждений:

Пушкин учился вместе с Дельвигом. Дельвиг учился вместе с Кюхельбекером. Значит.

Пушкина звали Александр Сергеевич. Его дядю — Василий Львович. Значит, отца Пушкина звали.

Таким образом, для построения логичной речи недостаточно правильно подобрать слова для выражения мысли и соединить их в простом предложении. Логичность проявляется только в тексте или его прообразе — сложном предложении.

Считаете ли вы, что логичным может быть только рас­суждение?

В то же время в речи оба эти вида логичности (т. е. предметы и явления действительности и связи между ними (общее — еди­ничное, причина — следствие, сходство — различие)) так тесно взаимосвязаны, что рассматривать их дифференцированно представляется нецелесообразным. Отметим, что и логические связи нельзя со всей определенностью отнести к какому-то уровню — предложения или текста, потому что они проявляются на каждом из этих уровней.

Важно, что для достижения логичности речи необходимо соблюдать законы логики, потому что закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыс­лей в процессе рассуждения.

Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, после­довательность и обоснованность. Это законы тождества, непро­тиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

Эти законы действуют в первую очередь в рассуждении, т. е. в процессе логического мышления. Их нужно знать еще и потому, что эти законы помогают контролировать правиль­ность речи с точки зрения логики и в процессе изложения речи, и в процессе ее восприятия. Тем более что это соответ­ствует самой сути логики как инструмент проверки истинности или ложности мышления.

Закон тождества гласит: всякая мысль в процессе рассуж­дения должна быть тождественна самой себе, т. е. любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное устойчи­вое содержание, чтобы не произошла подмена понятия.

Рассмотрим пример. Если, мы говорим: «Иванов получил двойку» и «Иванов провалился на экзамене», то эти суждения будет тождественны только в том случае, если речь идет об од­ном и том же Иванове и об одном и том же экзамене. В случае нарушения хотя бы одного из этих условий тождество этих суждений нарушается. Оно не сохранится и в том случае, если мы скажем: Иванов будет отчислен, хотя речь идет по-преж­нему о том же Иванове и подразумевается не сданный им экза­мен. В последнем варианте причина подменена следствием, что также нарушает закон тождества.

Закон непротиворечия заключается в следующем: два несо­вместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно. Для правильного понимания этого закона необходимо иметь в виду, что, утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать то же самое, о том же предмете, взятом в это самое время и в том же самом отношении. Обрати­те внимание, что этот закон действует не только по отношению к противоречащим друг другу суждениям, а по отношению ко всем несовместимым друг с другом суждениям. Он устанавли­вает, что одно из них ложно. Рассмотрим два суждения: Таня хорошо себя чувствует и Таня плохо себя чувствует. Если они относятся к одному и тому же субъекту — Тане, то их истинность и непротиворечивость могут определяться только тем, что для оценки самочувствия берется разное время или оно оценивается в разных отношениях (в плане здоровья и плане уверенности в чем-либо). В остальных случаях суждения должны быть признаны несовместимыми, следовательно одно из них ложно.

Закон исключенного третьего (он действует только относи­тельно противоречащих друг другу суждений) предполагает что два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Например: Сту­дент Кузнецов выполнил курсовую работу и Студент Кузне­цов не выполнил курсовую работу. Если речь идет об одном и том же человеке, то эти суждения противоречат друг другу, значит, по закону исключенного третьего, одно из них истинно. Закон достаточного основания утверждает: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт или другая, уже проверенная и установленная мысль. «Всякое доказательство опирается на «закон достаточного основания». Суть его в установлении пропорций между двумя посылками и выводом, поэтому этот закон еще можно считать «принципом пропорциональности мышления». Если пропор­циональность между посылками и выводом соблюдается, то мышление будет доказательным, убедительным, если не соб­людается или нарушается, то мышление становится бездока­зательным или малодоказательным. Соблюдение пропорций означает сохранение соответствия между количеством и ка­чеством посылок и количеством и качеством вывода».Рассмотрим простой пример. Вы вы­сказываете суждение: Недавно был дождь. Если вы так заклю­чили только на основании мокрого асфальта на дороге, то ваше суждение не имеет достаточных оснований, поскольку дорога могла стать мокрой вследствие того, что ее полили из шланга, или от того, что недавно проехала поливальная машина. В то же время, если вы сделали вывод о недавно прошедшем дожде, потому что мокрыми стали крыши домов, это может быть до­статочным основанием для подобного вывода, но только при условии, что вы учитываете и другие погодные факторы, ис­ключив при этом снег и град. В этом случае ваш вывод необхо­димо признать обоснованным и соответствующим законам ло­гики.

Всё эти основные законы логики опираются на определен­ные связи и отношения между понятиями и суждениями. Одним из основных видов связей такого рода являются при­чинно-следственные, которые проявляются не только в рас­суждении.

Причинной называют такую связь между двумя явлениями, когда одно из них — причина — предшествует и выбывает другое — действие. Важнейшими свойствами причинной связи выступают такие ее характеристики, как всеобщность (каждое явление имеет свою причину), последовательность во времени, необходимость (отсутствие причины — отсутствие действия) и однозначность. Связь основания и следствия является отраже­нием в мышлении объективных, в том числе причинно-следст­венных связей, которые выражаются в том, что одно явление (причина) порождает другое (следствие).

Важно подчеркнуть, что причинность представляет собой определенную внутреннюю связь между явлениями, связь, при которой за одним всякий раз следует другое. Причина всегда предшествует следствию, но не все, что предшествует другому, является его причиной.

Одними из самых распространенных логических ошибок являются неразличение причины и следствия того или иного события или явления и отождествление временной последо­вательности событий с их причинной связью. Классический пример подобной ошибки был сформулирован абитуриентом: «Все написанное мной в сочинении и является причиной дальнейшей судьбы Катерины в драме «Гроза» ».

Эта же ошибка используется как средство выразительности для создания комического эффекта. Например, в наставлении Козьмы Пруткова: «Если у тебя спрошено будет: что полез­нее, солнце или месяц?ответствуй: месяц. Ибо солнце све­тит днем, когда и без того светло, а месяц ночью».

Для создания логичной речи необходимо пользоваться опре­деленными логическими операциями, назовем основные из них:

Сравнение — установление сходства или различия предме­тов, явлений, фактов. Например: Длинная речь так же не по­двигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе (Ш. Талейран).

Анализ — мысленное расчленение предмета на составляю­щие его части, стороны, элементы. Например: Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе, не в смысле послед­ствий, но самым актол1 делания добра, так как сознание сде­ланного добра само по себе дает уже большую радость (Сенека).

Абстрагирование — мысленное выделение признаков одного предмета и их отвлечение от других признаков.

Например: Убеждение должно быть дорого потому толь­ко, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше ().

Синтез — мысленное соединение частей предмета, расчле­ненного анализом.

Например: «Никогда не доказать чего-либо с помощью образа, и бессмысленно думать, что если две вещи похожи в од­ном отношении, то они похожи и в других или даже в любых отношениях. Но именно в это охотно верят, и потому так легко с помощью выразительных аналогий делать очевидны самое лживое».

Обобщение — прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

Например: Время уносит все; длинный ряд годов умеет ме­нять и имя, и наружность, и характер, и судьбу (Платон).

Таким образом, знание основных законов логики и основных логических операций помогает добиться логичности речи.

5.4. Логичность в предложении и тексте

В культуре речи логичность рассматривается как качество речи, которое проявляется не только на уровне предложения, но прежде всего на уровне текста. Соответственно выделяются условия логичности как в предложении, так и в тексте. При этом на уровне предложения логичность, базируясь на поня­тийной точности, достигается главным образом с помощью син­таксических средств. На уровне текста логичность проявляется в структурном компоненте высказывания.

Синтаксические средства для выражения логических связей

Как мы уже выяснили, логичность может проявляться и на уровне предложения, и на уровне текста, но если на уровне предложения логичность можно оценить только в отношении понятий и суждений, то на уровне текста — в отношении суж­дений и умозаключений.

Основным языковым средством выражения логических взаи­моотношений и связей выступает синтаксис русского языка. Он отражает основные виды отношений между предметами и по­нятиями: родо-видовые, причинно-следственные, временные, пространственные и т. д. Например, родо-видовые отношения (если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее называется родом, а починенное — видом) вы­ражаются с помощью обобщающих слов. Например, мебель — это родовое понятие, которое обобщает все ее разновидности. (Составьте предложение, в котором перечисление любой мебели будет обобщено одним этим словом.) Для образования цепочек однородных членов в предложении необходимо соблюдать усло­вие, благодаря которому такие члены и называются однород­ными: они должны обозначаться словами, которые называют вещи или понятия одного логического уровня. (Приведите при­меры однородных и неоднородных понятий.)

Кроме самой синтаксической структуры простых и слож­ных предложений, средством выражения логических связей между членами предложения (понятиями) или их частями (суждениями) являются вводные слова, союзы, предлоги, час­тицы и т. д. Например, однородность и различные взаимоотно­шения между однородными членами могут быть выражены с помощью соединительных, противительных или раздели­тельных союзов (и, а, но, или, либо и т. д.); отношения включе­ния-выключения, присоединения понятий относительно како­го-то целого также передаются с помощью союзов, предлогов, вводных слов (а также, за исключением, кроме того); вводные слова (во-первых, следовательно, значит, итак и др.), в част­ности, помогают слушателю или читателю «увидеть» структуру текста и т. п.

Отсутствие или нарушение логических связей в структуре предложения и тексте приводит к появлению логических оши­бок, а также иногда используется как тот или иной художе­ственный прием.

5. Основные логические ошибки:

2. Смещение плана изложения. Например: «Трудно пред­положить, что кто-то из взрослых не слышал о вреде куре­ния — все читают газеты, смотрят ТВ, слушают радио, хотя подобное не считается нормальным». (Намеренно используется, чтобы высмеять подобные ошибки, в поговорке «Начал за здравиекончил за упокой»).

3. Сопоставление (противопоставление) логически неодно­родных понятий. Например: «Шли два студентаодин в пальто, другой в институт». «Хотели как лучше, а полу­чилось как всегда». (Эта же ошибка использована в поговорке «В огороде бузина, а в Киеве дядька», а также в речи деда Щукаря в «Поднятой целине» : «Гражданы и старушки»).

4. Неверное установление причинно-следственных связей.

Например: «Шофер автобуса Маков лишен премии за безопас­ность движения и культуру обслуживания». (Намеренное использование в поговорке для высмеивания подобных ошибок: «Родился раньше отца и пас дедовский табун»).

5. Неправильный порядок слов (неполнота предложения). Например: «После службы у Николая I понятие свободы по­лучает философское начало». «Рассказы и романы Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с боль­шим интересом, понятны и близки всем людям».

6. Нарушение логических связей между частями предло­жения. Например: «Обломов быстро утомляется, любит поспать, но любит свою родину»; «Она жила в ужасной об­становке, и когда-нибудь ей должен был прийти конец».

Особенность проявления логичности на уровне текста состоит в том, что она направлена прежде всего на придание логичности изложению. Это связано с необходимостью в гораздо большей степени учитывать логику восприятия речи.

Поэтому логичность речи предполагает соответствующее ее выстраивание, чтобы говорящий или пишущий помог адресату в восприятии и понимании речи. Такого рода указания на то, какие темы предстоит рассмотреть в речи, Квинтилиан называл подобием придорожных камней, которые указывают путнику, сколько ему предстоит пройти.

Таким образом, логичный текст должен быть прежде всего структурно организованным, причем образ этой структуры должен быть общим для автора текста и его адресата.

Соответственно, основные условия логичности на уровне текс­та предполагают соблюдение структурного единства и цель­ности, поэтому:

1. Текст должен иметь продуманную, строго организован­ную структуру.

2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложе­ний, при этом логика речи должна отражать логику мысли.

3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли к другой.

4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части (на абзацы, параг­рафы, главы и т. д.).

5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

Логичность необходима любому тексту, но если в устной речи, особенно импровизационного характера, в разговорной сфере, требования логичности могут быть не очень строгими, а в некоторых стилях (публицистическом, художественном) логичность может быть иного порядка — на уровне ассоциа­тивно-эмоциональных связей, то в письменной научной (науч­но-учебной) речи логичность — один из стилеобразующих факторов, поэтому требования к логичности речи намного строже. В публичной речи требования к логичности также существенно возрастают, и большинство людей, которым приходится говорить публично, это учитывают, хотя, к сожалению, не всегда.

Логичность и ее соблюдение вообще очень тесно связаны с этикой. Сами отношения между высказываниями, которые логика оценивает по их истинности, уже задают противопостав­ление истинное / ложное соответственно как положительную или негативную оценку.

Итак, логичность как коммуникативное качество обеспе­чивает правильное понимание смысла речи как на уровне предложения, так и на уровне текста (микротекста). Логич­ность, как совершенно очевидно, тесно взаимосвязана с другими качествами речи, такими как точность, доступность, правиль­ность, богатство, выразительность и др.

1. Прочитайте текст. Оцените логичность речи в нем (с точки зрения последовательности, непротиворечивости, пол­ноты раскрытия смысла, соответствия текста жанру и стилю и т. д.) и соответствие вашим представлениям о том, как нужно добиваться логичности.

Учась логике, нужно выработать три умения:

1. Внимательно относиться к словам, подбирать самые точные из существующих для обозначения своих мыслей и формулировать из них упорядоченные высказывания.

2. Находить в текстах главные предложения, мысли и уметь выстраивать иерархические отношения между основными положениями своего высказывания. Кроме того, нуж­но выстраивать последовательность положений исходя из того или иного принципа, который должен быть понятным не только говорящему (пишущему), но и слушателю (чита­телю).

3. Строить свою речь так, чтобы соблюсти принцип «необходимо и достаточно» для раскрытия своей основной мысли.

2. Прочитайте парадоксальные высказывания и объясните, какие речевые приемы использовали авторы при их создании.

Как часто мы промахиваемся еще при выборе цели! Гениями не рождаютсягениями умирают. Если человек ни на что не способен, он способен на все. Чтобы найти с человеком общий язык, нужно уметь молчать.

3. Прочитайте фрагмент рассказа «Служебные пометки». Логична ли данная пометка на прошении? Почему? Проанализируйте этот текст с точки зрения этических и ком­муникативных норм, а также остальных качеств речи (точ­ности, богатства, уместности, выразительности, чистоты).

«На прошение губернского секретаря Осетрова об единовре­менном пособии могу ответить указанием на Римскую импе­рию, погибшую от роскоши. Роскошь и излишества ведут к растлению нравов; а я желаю, чтобы все были нравственны. Впрочем, пусть Осетров сходит в вицмундире к купцу Хихикину и скажет ему, что его дело близится к концу» ().

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *