Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение. Рассмотрим особенности каждого из них.
Повествование
Пример текста-повествования
Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран. Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее.
(«Капитанская дочка» А.С.Пушкина)
Описание
Пример текста – описания
Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.
(«Капитанская дочка» А.С.Пушкина, описание Емельяна Пугачёва)
Рассуждение
Пример текста – рассуждения
Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.
«Капитанская дочка» А.С.Пушкина
Таковы типы речи и их особенности. Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах : описание и повествование, описание и рассуждении, описание, повествование и рассуждение, описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и другие.
Именно такие задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.
В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.
Пример текста с элементами повествования и описания
Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].
Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).
А тип речи –это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.
Читай больше о каждом из стилей в этих статьях
Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?
Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.
Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.
А что с качеством?
Хороший вопрос! Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?
Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование– это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
Пример текста-повествования:
«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»
Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
Текст описания состоит из следующих частей:
Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).
Пример текста-описания:
«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»
Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».
Рассуждение состоит из следующих частей:
Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
Рассуждения бывают следующими:
Пример текста-рассуждения:
«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»
Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:
И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).
б) Развивать коммуникативные качества учащихся, умения работать в группе, развивать словесно-логическое мышление.
В) На основе текстов описательного характера воспитывать бережное отношение к природе, всему живому, прививать интерес к русскому языку.
Тип урока: Урок развития речи.
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая работа.
Ссылка : Учебник 7 класса, Алматы «Атамура», интернет-ресурс, методическое руководство учителя.
Ожидаемые результаты : Учащиеся смогут определять тип текста, развиваются умения составления текста-описания.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, опорные схемы, тексты в учебнике, плакаты, фломастеры, слайды, оценочные листы, инструкции для работы в группе.
Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что знания, приобретённые на уроке, пригодятся вам в жизни.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
с амым необходимым для жизни является, конечно,
умение ясно, понятно говорить на своём языке.
Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора?
— А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить?
Деление на группы « Повествование, описание, рассуждение»
Правила работы в группе: 1.Экономия времени.
Слушать мнения друг друга, не перебивать.
Совместная работа, помогать друг другу
Активное участие на уроке.
( Взаимопроверка домашнего задания.)
Учитель. Вопросы по предыдущей теме:
2. Какие типы текста вы знаете? Назовите их.
3.Какой тип текста называется повествованием? Назовите отличительные признаки
Какой тип текста называется рассуждением? Назовите отличительные признаки
( Оценивание лидера группы)
3. Освоение новой темы. Знакомство с темой урока, целью, задачами.
Сформулируйте самостоятельно тему урока, выполнив задание: Я называю слова, вы выделяете в них первый звук и, сложив эти звуки, получаете новое слово.
Т яжёлый О блачный
К лассный И гривый
Т олстый А ккуратный
-Запишите тему урока (сообщение цели урока)
3. Повторение знаний об имени прилагательном.
— С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Чтобы сделать нашу речь
-С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
Какой? Какая? Какое? Какие?
Использование образных выражений, ярких сравнений.
Описание предмета, состояния, явления, места.
Обилие имён прилагательных.
Описание помещения будет содержать такие его признаки, как, размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.
При описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д.
Знакомство с текстом- описанием.
Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце,
то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки.
Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
Сравните тексты. В чём их различие?
Вывод: описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика
предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на
самых ярких деталях.( Ответы учащихся)
4. Закрепление новой темы.
А ) Творческая работа.( Групповая работа.)
Нарисовать сказочного героя из любимых сказок, описать их. Подготовить презентацию.
При описании использовать детали внешности. ( Оценивание лидера группы.)
Б ) Самостоятельное распознавание текста-описания.(Парная работа)
В ) Составление текста-описания. (Индивидуальная работа)
Каждой паре учащихся даны предметные иллюстрации, они самостоятельно составляют тексты-описания, отвечают перед классом, не называя изображённый предмет, остальные ученики отгадывают. Запись самого удачного текста.
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Какую отметку поставишь за урок?
5. Итоги урока ( оценивание учителя) Домашнее задание. Работа по картине В.И.Сурикова «Портрет
дочери». Упражнение № 8.
Дарья и Андрей играли на лугу. У Андрея был бумажный змей. Небо потемнело. Ударил гром. Полил сильный дождь. Дети бросились к дому. Но вот тучка ушла. С веток деревьев и кустов падали капли дождя. Ребята вышли в сад.
Книги- это источники информации, знаний, воспитания.
Они окружают нас с самого рождения. Из книг мы узнаём очень многое. Книга не только даёт нам знания, но и учит доброте и сердечности. Это единственный наш учитель, с которым мы не расстаёмся всю жизнь.
Возвращение с прогулки.
Воскресенье выдалось на славу. Мы с отцом целый день бродили по полям. А вот теперь возвращаемся домой очень усталые, но довольные. Вот и наш подъезд. Мы поднимаемся по лестнице. Ноги наши едва передвигаются, охапки цветов чуть не валятся из рук. На душе у обоих радостно. Солнышко на прощанье залило лестничную клетку ярким светом.
Тигры- сильные звери.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушают дрессировщика?
Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них?
Как определить, к какому типу речи относится текст
Что такое типы речи, и какие функции они выполняют
Любой текст имеет назначение, выполняет функцию. От функции текста зависит его содержание, структура и языковое оформление. В русском языке существует три функциональных типа речи.
Чтобы различать типы речи, нужно знать их признаки.
Что такое повествование
Повествование — это изложение последовательности событий.
Цель — передать информацию о ряде происходящих друг за другом, логически связанных действий. К такому тексту можно задать вопрос: «что происходит?».
В структуру текста-повествования входят:
Повествовательный текст не всегда начинается с завязки. Развитие событий может происходить и в обратном порядке: сначала автор сообщает итог, а затем то, что к нему привело. Иногда отсутствует кульминация.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. (К. Паустовский)
Что такое описание
Описание — это изображение объекта или явления с помощью перечисления его признаков. Текст может описывать как пейзаж, внешность человека, интерьер, так и эмоциональное состояние или характер.
Цель — создать образ предмета, передать впечатление от него. Текст-описание отвечает на вопрос: «какой?».
Структура описания включает:
В некоторых текстах-описаниях структурные элементы могут меняться местами. Например, в загадке автор сначала описывает предмет, а называет его только в конце.
Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. (И. Тургенев)
Что такое рассуждение
Рассуждение — это структурированные, аргументированные размышления автора о предмете.
Цель — доказать или опровергнуть идею. Такой текст отвечает на вопрос: «почему?».
Для рассуждения важна четкая структура:
Самая большая ценность народа — это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком
.Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев)
Особенности языкового оформления разных типов речи
Каждый тип речи имеет особенности языкового оформления. Они вытекают из основной функции текста.
Повествование динамично, поэтому в нем много глаголов (особенно прошедшего времени совершенного вида), наречий. Часто встречаются слова, указывающие на временную последовательность: тогда, затем, в то время как. Порядок слов в предложениях прямой. Используются простые или составные глагольные сказуемые, однородные сказуемые.
Описания статичны, действие в них почти отсутствует. Поэтому самые распространенные части речи — существительные, прилагательные и наречия. Глаголы употребляются в форме настоящего времени несовершенного вида. Используются назывные и неполные предложения, предложения с обратным порядком слов. Сказуемые чаще всего составные именные. В большом количестве встречаются определения и обстоятельства места. Для текстов-описаний характерно использование тропов: эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
Для рассуждений характерно использование абстрактной лексики. Часто используются сложноподчиненные предложения с обособленными конструкциями: вводными словами, обстоятельствами, деепричастными и причастными оборотами. Могут встречаться риторические вопросы.
Типы и стили речи: в чем различия
Понятие «тип речи» часто путают со «стилем речи».
Различить их просто. Тип текста определяется его целью, функцией. Стиль речи — это совокупность языковых средств и способов их использования. Иными словами, тип речи отвечает на вопрос: «зачем?», а стиль — на вопрос: «как?».
Тип и стиль речи не связаны непосредственно. Например, текст-описание может относиться к художественному стилю (стихотворение в прозе), а может — к научному (статья в справочнике).
В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.
Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Разновидности текста с описанием
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Что такое рассуждение?
В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Примеры
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.
Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.
Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиционная структура рассуждения
Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:
Языковые средства рассуждения
Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).