как дуэль печорина с грушницким повлияла на отношения между героями
Дуэль Печорина и Грушницкого
Дуэль Печорина и Грушницкого, ее причины и последствия помогают в раскрытии центрального образа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Психологизм – главный прием, используемый писателем при описании дуэли и ее предпосылок.
Повод
Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам. В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника. Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.
Причины
Однако истинные предпосылки берут свое начало в самих взаимоотношениях героев. Грушницкий и Печорин с самого начала своей дружбы не любили и не уважали друг друга. Печорин предполагал, что их взаимоотношения когда-нибудь приведут к трагедии: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
Причиной таких взаимоотношений было то, что главный герой произведения понимал, каким человеком на самом деле является Грушницкий. Он пытался задеть его гордость и самолюбие, именно поэтому стал ухаживать за княжной Мери, которую любил Грушницкий. Уже тогда между героями пропасть стала увеличиваться, внутреннее недовольство стало переходить во внешний мир.
Взаимная неприязнь позволяет ответить на вопрос, почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной. Она была обречена и неотвратима.
Дуэль
Описание Грушницкого во время поединка говорило о его пугливости и трусливости: «тусклая бледность покрывала его щеки», во взгляде его было «беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». Как отмечает Печорин в своем дневнике, лицо Грушницкого «ежеминутно менялось».
Печорин поступает как человек благородный. Зная о предательстве Грушницкого, он предлагает ему отказаться от клеветы, тем самым избавив себя от дуэли. Эта характеристика говорит о том, что Печорин не хотел смерти Грушницкого, он хотел справедливости.
Услышав о намерении стреляться, Печорин до последнего не показывал Грушницкому и драгунскому капитану, что он знает об их преступном обмане. Хотя пульс, как отметил доктор Вернер, у Печорина был «лихорадочный», на лице его волнение никак не отразилось.
Главный герой поставил условие стреляться на самом краю площадки, тем самым Печорин поставил Грушницкого в «затруднительное положение», которое заставило бы его либо стать убийцей, либо «оставить свой подлый замысел».
Анализ дуэли Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Автор: Guru · 24.09.2018
Краткая характеристика героев
История их дружбы
Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.
Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.
Причина дуэли
Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.
За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.
Подготовка поединка
Стоит отметить душевное состояние Григория перед дуэлью. Герой понимает, что может умереть, не исполнив цель жизни. Настроению Печорина вторит природа.
Описание дуэли
Всё заканчивается смертью Грушницкого, такой глупой и страшной.
Смысл эпизода и его роль в романе
Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.
Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.
Как дуэль печорина с грушницким повлияла на отношения между героями
Дуэль Григория Печорина и его приятеля Грушницкого является одним из самых напряженных эпизодов в романе «Герой нашего времени» Лермонтова.
История отношений Печорина и Грушницкого
Прапорщик Печорин и юнкер Грушницкий знакомятся во время службы на Кавказе. В какой-то момент они служат в одном действующем отряде в полку К.: «. Я познакомился с ним в действующем отряде. » «. причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайною. » После выполнения военного задания Печорин едет в Пятигорск на воды. Здесь он снова встречает раненного юнкера Грушницкого: «. Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. «
В Пятигорске Печорин и Грушницкий проводят вместе время: «. Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. «
Существует ли дружба между Печориным и Грушницким?
Между Печориным и Грушницким нет дружбы. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель: «. я к дружбе неспособен. да притом у меня есть лакеи и деньги. » (Печорин о себе)
Как известно, Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Печорин видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство и т.д. Грушницкий на любит Печорина за то, что тот его «раскусил».
Между Печориным и Грушницким существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями: «. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что то не русская храбрость. «
Печорин предвидит, что напряженные отношения с Грушницким однажды могут вылиться в конфликт, который может плохо кончиться: «. Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. «
В чем причина дуэли Печорина и Грущницкого?
Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину.
В конце концов Грушницкий решает отомстить княжне Мери за то, что та якобы обманула его: «. Я должен был этого ожидать от девчонки… от кокетки… Уж я отомщу. » Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери: «. видим мы, сходит кто то с балкона… Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить. » Подобные сплетни во времена Лермонтова могли испортить репутацию девушки навсегда. Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны Мери: «. Прошу вас, – продолжал я тем же тоном, – прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью. «
Грушницкий отказывается извиняется за свою клевету. В результате приятели встречаются на дуэли.
Дуэль и гибель Грушницкого
В ходе дуэли Печорин предлагает Грушницкому перемирие и просит отказаться от своей клеветы о княжне Мери: «. Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда то друзьями. » Но Грушницкий идет до конца. Он предпочитает погибнуть на дуэли вместо того, чтобы признать свою неправоту: «. Стре-ляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из за угла. Нам на земле вдвоем нет места. » (слова Грушницкого)
Так трагически заканчиваются сложные взаимоотношения Печорина и Грущницого. После дуэли Печорина высылают служить в крепость N, где он знакомится с Максимом Максимычем и Бэлой.
Поделись с другом в социальной сети
Анализ дуэли Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Краткая характеристика героев
Сцена дуэли
Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.
Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.
После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.
В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.
История их дружбы
Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.
Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.
Знакомство Печорина и Грушницкого
Впервые Грушницкий и Печорин встречаются в полку К. на Кавказе. Первый из них при этом находится в звании прапорщика, а второй – в звании юнкера. Спустя некоторое время Печорин отправляется в Пятигорск, где вновь встречается с Грушницким. Как оказалось, юнкер находится здесь на лечении – во время военной службы он получил ранение и вынужден был отправиться сюда на реабилитацию. Их встреча была душевной и милой: «Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах».
Предлагаем ознакомиться с характером Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”
Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.
Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого
Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.
Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.
Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием повести “Княжна Мэри”, которая принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова.
Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.
Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.
Причина и повод к дуэли
Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.
В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.
Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.
После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.
Причина дуэли
Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.
За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.
Повод
Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам. В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника. Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.
Смысл эпизода и его роль в романе
Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.
Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.
Автор: Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Характеристика персонажей
Для того чтобы понять, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, стоит кратко рассмотреть характеристики этих персонажей. Григорий Александрович Печорин является офицером и аристократом из Петербурга. Его образ типичен для молодежи 30-х годов позапрошлого столетия. У него хорошее образование и воспитание, а состояние вполне достаточное для хорошей жизни.
Он обладал приятной внешностью, которая нравилась дамам. Несмотря на все достоинства и имеющиеся средства, он неудовлетворен жизнью. Все окружающее ему быстро надоедает, и он не чувствует себя счастливым. Именно поэтому Григорий Александрович постоянно путешествует: то он находится в кавказской крепости, то отдыхает в Пятигорске, то рискует жизнью в Тамани.
Подробное описание внешности героя помогает раскрыть в некоей степени его характер. У Печорина вьющиеся белокурые волосы, его карие глаза кажутся надменными и холодными. В них невозможно прочесть мысли героя, и они никогда не смеются. Сочетание светлых волос и темных бровей выглядит необычно и привлекательно.
Душа его жаждет приключений, но он не знает, как направить это в нужное русло. Где бы он ни появлялся, после себя он оставлял горести и зло. Это касается и Бэлы, дочери кавказского князя, и княжны Мери, и даже Грушницкого. Единственная женщина, которую он искренне любил, тоже обречена на страдания.
Григорий Печорин в раннем возрасте тянется к людям и хочет общения, но не находит отклика, это делает его черствым и странным в глазах других. Собственные желания он ставит на первый план, пусть даже для этого придется манипулировать людьми и подчинять их.
Однако не все так просто и Печорин не обладает одними лишь недостатками. У него много достоинств, благодаря которым он заслуживает симпатии и сочувствия. Он наделен острым умом, способным осуждать не только окружающих, но и быть критичным и требовательным к себе. Он понимает поведение людей, отлично чувствует природу и любит ее красоты. Во время сражений и дуэлей он не трусит и не отступает. Несмотря на эгоизм, он способен любить.
Образ Грушницкого в романе в целом можно назвать негативным. Частично на это влияет его позерство, он любит «производить эффект». Для любой жизненной ситуации у него заготовлена пышная фраза, которую он иногда произносит на французском. Он не желает найти что-то прекрасное в жизни, ему хочется придумывать и изображать «возвышенные страсти и исключительные страдания».
Грушницкий настолько влюблен в себя, что поначалу не замечает угрозы со стороны Печорина. Он плохо разбирается в людях, потому что всю жизнь был занят одним лишь собой. Грушницкий никогда не слушает людей, выдавая длинные тирады, которые не являются ответом на аргументы, а лишь представляют собой продолжение предыдущей фразы.
Несколько интересных сочинений
Читать онлайн «Печорин и наше время» автора Долинина Наталья Григорьевна — RuLit — Страница 62
«Прошу ваг… сейчас же отказаться от ваших слов: вы очень хорошо знаете, что это выдумка.
Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение»,— говорит Печорин (курсив мой. —
Н. Д.).
Грушницкий колеблется и все-таки отвечает: «Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить… Я не боюсь ваших угроз и готов на все».
Оба говорят правду. Грушницкий вовсе не знает, «что это выдумка». Он убежден, что Мери принимала ночью Печорина. Но если бы даже это было правдой, разве порядочный человек станет рассказывать такие вощи?
Печорин кругом виноват. Рядом с ним за столиком сидит муж женщины, у которой он провел ночь. По его вине оклеветана Мери. И все-таки паши симпатии на стороне Печорина, потому что он ведет себя как человек крупный, а Грушницкий — как мелкий.
Дуэль, которую драгунски!! капитан задумал, чтобы попугать, для смеха, теперь неизбежна. Уже п сам драгунский капитан в бешенстве. «Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его».
По условиям заговора, разработапным драгунским капитаном, Грушницкий должен был придраться «к какой-нибудь глупости» и вызвать Печорина на дуэль. По вышло иначе: вызвал Печорин — обстоятельства сложились так, что он опять на высоте, а Грушницкий — в смешном и постыдном положении, еще больше унижен эпизодом в ресторане.
По Печорин, который внешно выглядит так благородно: заступился за честь девушки,— на самом деле не может чувствовать себя достойно: муж Веры с жаром восхваляет его, называет «благородным молодым человеком», радуется, что у него нет дочерей, которых мог бы оскорбить «мерзавец» вроде Грушннцкого.
Стыдно все-таки должно быть Печорину — стыдно слушать эти восторги обманутого им человека!
«Я пошел прямо к Вернсру, застал его дома и рассказал ему всс»,— записывает Печорин. При всей странности его отношений с Всрнером, при всей замкнутости характера Печорину все-таки нужен человек, к которому можно прийти в трудную минуту и рассказать «всс»; человек, который поймет, не осудит и поддержит…
Всрнер повел себя именно так. Он согласился быть секундантом н отправился к Грушннцкому вырабатывать условия дуэли.
«Поблагороднее» вовсе не значит, что он способен отказаться от подлой затеи драгунского капитана, а только то, что он колеблется, его мучает совесть. На поступки Грушницкий по способен; поступки совершает Печорин, решения принимает он — Грушницкий только подчиняется чужой воле и собственному мелочному самолюбию.
Из юного, неопытного мальчика, вызывавшего сочувствие, он за месяц превратился в негодяя; в этом превращении виноват прежде всего Печорин: своими издевательствами он довел Грушннцкого до потерн человеческого облика. Но и сам Грушницкий оказался слабым, ничтожным человеком, но способным дать отпор ни Печорину, ни драгунскому капитану.
Мы знаем не одно описание дуэли — и ночи перед дуэлыо — в русской литературе: у Пушкина в «Выстреле», «Капитанской дочке» и «Евгении Онегине»; у Толстого в «Воине н мире», у Тургенева в «Отцах и детях»… И всегда писатель сообщает о мыслях и чувствах перед дуэлыо только одного из героев: в «Выстреле» это Сильвио, в «Капитанской дочке» — Грипсв, в «Войне п мире» — Пьер, в «Отцах и детях» — Базаров. Можно было бы сказать, что автор всегда передает состояние главного героя, но п «Евгении Онегине» Пушкин рассказывает но об Онегине, а о Ленском:
Домой приехал, пистолеты Он осмотрел. Потом вложил Опять их it лини!, и раздетый При свечке, Шиллера открыл… … Владимир книгу закрывает, Перот перо: его стихи Полны любовной чепухи…
Так мог бы вести себя в ночь перед дуэлыо Грушннцкий, если бы не превратился в ничтожество. Тот Грушннцкий, который носил солдатскую шинель и произносил романтические речи, мог бы и Шиллера читать, и писать стихи… Но тот Грушннцкий готовился бы стреляться на самом деле, рисковать своей жпзныо. Л этот Грушннцкий, который принял вызов Печорина, идет па обман, ему нечего страшиться, незачем волноваться за свою жизнь: заряжен будет только его пистолет… Мучила ли его совесть в ночь пород дуэлыо, мы но Знаем. Он предстанет перед нами ужо готовым к выстрелу.
Печорин после дуэли с грушницким. Сочинение Лермонтов М.Ю
Краткая характеристика героев
История их дружбы
Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.
Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.
Личность Печорина
Всем, что тщится продемонстрировать Грушницкий, обладает Печорин. И разочарованностью в жизни, и богатым прошлым, и властью над женским сердцем. В принципе, анализ дуэли Печорина и Грушницкогои впрямь следует начинать с характеристики противников.
Положительного героя в этом произведении нет, хотя персонаж, от имени которого ведется повествование, все-таки выглядит предпочтительнее. Печорин, по крайней мере, бесспорно, умен и способен не лгать хотя бы самому себе. А это качество вообще довольно редко в людях.
Привычка главного героя постоянно препарировать собственные чувства, возможно, где-то сыграла с ним злую шутку. Он и сам признается, что личность его раздваивается: один Печорин живет, другой – пристально за ним наблюдает. Надо сказать, что с этой задачей он справляется на «отлично», не щадя свое «альтер-эго» ни капельки. Ничего удивительного, что и окружающие становятся объектом столь же недоброжелательного внимания.
В каждом человеке Печорин видит слабости и пороки – и не может найти в себе ни силы, ни желания их простить.
Причина дуэли
Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.
За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.
Печорин после дуэли с грушницким. Сочинение Лермонтов М.Ю
- Печорин ночью лазил к своей возлюбленной Вере. Она жила в одном доме с княжной Мери. Грушницкий со своими друзьями подумал, что это лезли к княжне Мери. И он начал всем рассказывать, что Мери по ночам кого-то принимает. Печорин заступился за честь девушки. Хотя сам и послужил причиной такой ее славы. Правильно говорил про себя Печорин, что со всеми, кто с ним соприкасается, происходит несчастье. А все потому, что он эгоист, а усмирять свои желания он не хотел.
Клевета Грушницкого стала поводом
для дуэли,
причины
же е надо искать глубже в
жизненных позициях
двух этих персонажей.
Почти с самой первой нашей встречи на страницах романа с Грушницким мы, читатели, знаем о том, что приятельские отношения между ним и Григорием Печориным фикция, что персонажи эти антиподы
во всм. Сам Печорин (повествователем в части Княжна Мери является именно он) так характеризует Грушницкого:
Юнкер Грушницкий был влюблн в княжну Мери, Печорин же в какой-то степени ему позавидовал и, хотя любви к хорошенькой этой девушке не испытывал ни на йоту, сделал вс, чтобы влюбить в себя княжну и показать ей настоящего Грушницкого самовлюблнного эгоиста, человека недалкого ума, а вовсе не романтическую личность, которую она в нм видела.
Сам Печорин, которого многие поколения читателей считали человеком, не могущим глубоко чувствовать, искренне любить, оказался способным на большую любовь. Историю его юношеской любви к Вере
, вышедшей замуж за богатого, но старого князя Лиговского, Лермонтов поведал читателям в другом романе
Княгиня Лиговская
.
К моменту новой встречи Печорина с Верой, она счастлива уже во втором браке, причм с таким же стариком, как е первый муж, и ничего предосудительного не видит в том, чтобы принимать по ночам любовника в доме родственников, у которых остановилась, вовсе не задумываясь при этом о том, что подобные встречи могут испортить репутацию не только ей самой, но и юной княжне, даже не подозревающей о подобных свиданиях своей родственницы.
Вместе с тем товарищи Грушницкого, прежде всего драгунский капитан явный недоброжелатель Печорина, подговаривают его проучить Григория Александровича: придраться к какой-либо мелочи, найти повод для дуэли
. А во время дуэли
не зарядить пистолеты
. Они абсолютно уверены: Печорин струсит. Грушницкий соглашается на такую подлость. Но на деле вс получилось намного серьзнее.
Грушницкий вместе вс с тем же драгунским капитаном подкараулил Печорина, когда тот возвращался от Веры, но Григорию Александровичу удалось вывернуться и ускользнуть от них.
Уже на следующий день недавний воздыхатель княжны стал распространять сплетню о е тайной связи с Печориным
При этом нам, читателям, совершенно неважно, ошибся он или прав мы наверняка знаем о его ошибке, а он даже мысли о своей неправоте не допускает, ему и в голову не приходит простая догадка: в доме есть молодая замужняя женщина, которая могла бы принимать Печорина по ночам. Важно другое: ничего истинно мужского в распространении подобных сплетен нет
абсолютно; оскорблнный тем, что ему предпочли другого,
Грушницкий не щадит ни в чм не повинную девушку, губит е репутацию
, лишает возможности впоследствии, через какое-то время, свою личную жизнь устроить. И в этой ситуации проявляются
худшие качества этого персонажа
: подлость, недостойная мужчин склонность к сплетням, жестокость по отношению к девушке, любви которой не смог добиться.
Ненависть Грушницкого к Печорину настолько велика, что он решается ещ на одну подлость: соглашается с тем, что заряжен будет только его пистолет
, то есть
готов
не в дуэли принять участие, а
убить человека безоружного
.
изначально неискренен, рядится в чужие одежды (солдатская шинель), пытаясь изобразить из себя нечто такое, чем он на самом деле никогда не был и не будет, любит производить эффект, он бесчестен, безволен, легко поддатся влиянию со стороны в истории с дуэлью им ловко манипулирует драгунский капитан.
живт в полную силу, искренен, заступается за честь девушки, в истории с дуэлью тщетно пытается пробудить в Грушницком человека.
Но и Печорина нельзя полностью оправдать: в этой ситуации он проводит один из своих чудовищных экспериментов, в результате которого гибнет пусть даже не очень хороший, не достойный уважения, но вс же человек, кстати, ещ совсем молодой, поэтому способный меняться, причм не только в худшую сторону, но и в лучшую.
Но, так как тот отказывается приносить извинения за свою ложь и наговор, Печорин вызывает его на дуэль, где убивает.
Как поведение Печорина во время дуэли с Грушницким и после неё раскрывает его характер?
Показать текст целиком
Внутренний мир Григория Александровича Печорина, главного персонажа романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, раскрывается читателю постепенно на протяжении всего произведения. Уже в предисловии автор предупреждает, что перед нами портрет, составленный из пороков, но отнюдь не одного человека, а целого поколения.
Впервые рассказчик слышит о нём из уст Максима Максимыча, штабс-капитана, с которым Печорину некогда довелось служить в небольшой крепости на Кавказе. Многое в поведении главного героя остаётся непонятным, однако история об офицере и дочери черкесского князя Бэле разжигает в нём любопытство, и потому в дальнейшем он с не меньшим интересом описывает портрет того, о ком ему довелось немало узнать. Рассказчик отмечает, что Печорин был весьма хорош собою, но особое внимание уделяет его глазам, которые «не смеялись, когда он смеялся», — верный признак «или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Затем к повествователю в руки попадает журнал «героя нашего времени», и с этого момента у читателя появляется возможность глубже проникнуть в характер столь неоднозначного персонажа.
анализ эпизода. Дуэль Печорина и Грушницкого
Печорин — хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается перевоспитать соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!
Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пул
Задачи и тесты по теме «Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).»
«Герой нашего времени» лирико-психологического характера. Он повествует о жизни незаурядного человека, который, увы, не может найти применения своим способностям. События, описанные в романе, происходят на родном для писателя Кавказе. Центральной темой стала проблема личности, пребывающей в глубоком конфликте с обществом. Печорин – скучающий интеллектуал, сосланный из Петербурга за какую-то нашумевшую историю.
Чем же вызвана такая неприязнь к Грушницкому? С первых строк описания их встречи становится ясно, что это два абсолютно разных человека. Грушницкий – человек поверхностный, посредственный, любящий напускной лоск и пафос. Этот образ совершенно не вяжется с задумчивым и неудовлетворенным жизнью Печориным. Главный герой итак глубоко разочарован в людях, встреченных на пути, оттого не может не почувствовать фальши юнкера. Еще большую трещину в отношениях образует встреча с молодой княжной Мери, в которую Грушницкий не на шутку влюблен.
Поведение обоих героев по отношению к княжне особых симпатий не вызывает. Один из них пустозвон, имеющий свойство все преувеличивать, а другой – тонкий циник, получающий удовольствие от игры на чужих чувствах. Именно из-за свойственного ему цинизма, Печорин решил бросить вызов «другу» и начать ухаживать за Мери. Ключевым моментом в романе является эпизод поединка между Грушницким и Печориным. Эта дуэль разительно отличается от тех, что встречались ранее в русской литературе, хотя бы тем, что лишена честности и уважения к оппоненту.
Автор мастерски показывает, что эта дуэль от начала до конца является грязной игрой. Даже одно лишь условие о том, что убитого можно будет скинуть на счет черкесов, говорит о бесчестности ее участников. В конце дуэли, предлагая правила своей игры, Печорин все-таки оставляет для соперника узкую лазейку, но тот в силу своей глупости и самодовольства не замечает ее, за что расплачивается собственной жизнью.
Смысл эпизода и его роль в романе
Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.
Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.
Автор: Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!