как и в какой форме должны проходить дни науки по вашему мнению
Положение «О проведении Дня Науки»
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На Педагогическом совете на Управляющем совете Директор МБОУ «СОШ №1»
Протокол № 6 Протокол № 4 ___________
от 11.05.2013 г. от 28.05.2013 г. Приказ № __ от ______20 г.
«О проведении Дня Науки»
1.1. Настоящее Положение определяет условия организации и проведения Дня Науки в МБОУ «СОШ №1».
1.2. День Науки является формой организации образовательного процесса, направленной на развитие познавательных потребностей обучающихся, привития им интереса к науке и формирование начальных навыков самостоятельной научной деятельности.
1.3. Инициатором и организатором Дня Науки выступает администрация школы, научное общество учащихся «Синтез»».
2. Цели и задачи проведения Дня Науки
2.1. День Науки проводится с целью популяризации достижений российской и мировой науки, лучших образцов искусства среди обучающихся школы, формирования у них интереса к научному поиску, стремления к повышению своего интеллектуального и культурного уровня.
— помочь учащимся, начиная с первых лет обучения в школе, проявить свои творческие способности, открыть перспективу личного участия в жизни школы;
— создать условия для формирования навыков экспериментально-исследовательской и творческой деятельности школьников;
— оказывать поддержку обучающимся в проявлении своих творческих способностей, открытии перспектив личного участия в жизни школы;
— способствовать расширению кругозора учащихся, углублению знаний по интересующим предметным областям;
— способствовать формированию у обучающихся социально активной позиции;
— вырабатывать у учащихся способность к целостному видению мира сквозь призму научного и художественного поиска, исследования, эксперимента;
— приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям отечественной и мировой культуры;
— развивать умения учащихся работать с информацией, зафиксированной на разных носителях: бумажных, электронных;
— выявлять одаренных учащихся;
— способствовать формированию банка педагогических технологий и методических разработок, расширению медиатеки и содержания учебных кабинетов; накоплению материала в портфолио учителей и учащихся;
— стимулировать учащихся, учителей за активное участие в работе Дня Науки.
3.1. Амплификационная – обогащение информационной, сенсорной среды учащихся.
3.2. Коммуникативная – создание условий для обмена информацией, не являющейся обязательной к изучению, но интересующей учащихся.
3.3. Развивающая – развитие способностей и уверенности в своих силах у учащихся.
3.4. Творчески-креативная – создание условий для максимального проявления творческих, креативных способностей учащихся.
4. Участие в Дне Науки и формы его проведения
4.2. Мероприятия Дня Науки направлены на организацию и представление проектно – исследовательской, познавательной, творческой, изобретательской деятельности участников.
4.3. Участие педагогов школы в мероприятиях Дня Науки является обязательным. В них также могут участвовать родители учащихся, представители учреждений науки и культуры, средств массовой информации и гости школы.
4.4. Учителя-предметники, чьи уроки приходятся по расписанию на Дни Науки, готовят сообщение, рассказ-лекцию (или используют любую другую форму урока), содержанием которых является представление конкретной науки, ученого или пути какого-либо научного открытия.
4.5. Содержание сообщений должно быть доступно пониманию учащихся.
4.6. Выступления могут быть подготовлены самими учащимися.
4.7. Тематика названных форм должна соответствовать принципу научности, но при этом учитывать возрастные возможности и особенности детей.
4.8. Ведущими формами участия в Дне Науки обучающимися первой, второй и третьей ступеней обучения являются:
— интеллектуальные игры по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
— защита индивидуальных творческих работ, проектов;
— просмотр фильмов, презентаций;
— выставки рисунков на научную тему;
— встречи с деятелями науки;
— мастер-классы и творческие лаборатории по предметам;
— экскурсии на производство, в высшие учебные заведения.
4.9. Ведущими формами участия в Дне Науки обучающихся третьей ступени обучения (кроме предложенных выше) являются научно-практическая конференция, семинары, диспуты, дебаты, защита рефератов и проектных работ.
5. Права участников Дня Науки
5.1. Участники Дней Науки имеют право выступить с докладом по интересующей их проблеме. В нем может быть отражена их собственная точка зрения, которая не совпадает с общепринятой.
5.2. Участники Дней Науки имеют право выступить с сообщениями, в которых присутствуют элементы исследования.
5.3. Участники Дней Науки имеют право подготовить газеты, плакаты, тесты, кроссворды.
6. Ответственность участников
6.1. Участники несут ответственность за содержание и качество своих выступлений.
7. Руководство Днем Науки.
7.1. О начале проведения Дней Науки директор школы издает приказ не менее чем за 12 дней до их начала.
7.2. Содержание мероприятий в рамках Дня науки, а также формы их проведения обсуждаются и утверждаются на заседании методических объединений.
7.3. Ответственный по НР составляет общую программу Дня Науки и координирует действия участников.
7.4. Активные участники Дня Науки, награждаются грамотами, при наличии средств ценными подарками.
7.5. Руководство подготовкой классов к проведению мероприятий Дня Науки возлагается на классных руководителей и учителей предметников.
7.7. Каждое мероприятие, проходящее в отдельно взятом классе или в разновозрастной группе, длится 40 минут.
8. Подведение итогов
8.1. Подведение итогов и награждение активных участников подготовки и проведения Дня Науки, победителей его конкурсов происходят на торжественной церемонии, завершающей мероприятия Дня Науки или на общешкольной линейке.
8.2. По итогам проведения Дня Науки:
— издается приказ директора;
— издаётся номер школьной газеты;
— оформляется ответственным по НР методическая папка, включающая работы учащихся;
— ответственный по НР составляет аналитическую справку, с содержанием которой знакомит педагогический коллектив;
— каждый учитель оформляет материалы, отражающие тему, основное содержание проведенных мероприятий, отзывы участников;
— учителя-руководители отличившихся учащихся награждаются дипломами;
— подготовленные и использованные материалы, выписки из приказа, грамоты заносятся в портфолио учителей и учащихся;
— материалы размещаются на школьном Интернет сайте.
8.3. Ожидаемые результаты проведения Дня Науки:
— создание условий для самоопределения и самореализации учащихся;
— совершенствование информационного пространства школы, пополнение банка научных работ обучающихся;
— воспитание у обучающихся интереса к познанию мира;
— развитие у школьников навыков работы с научной литературой, обработки данных, анализа результатов, умения представить и защитить свою работу.
Сценарий и план проведения «Недели науки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сценарий торжественного открытия и план проведения
В1: …Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.
— Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий…
В.Брюсов «Светоч мысли»
В2— Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
— Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово.
В1: Добрый день, уважаемые педагоги и ученики!
В2: Здравствуйте! По уже сложившейся традиции в нашей школе в феврале отмечается «Неделя науки»!
В1: И в честь этого важного события в нашей жизни, во славу школы,
открывшей нам бесконечный мир радости познания, творчества и мечты,
/1 припев и куплет «Лучшая из школ»/
В2: Сегодня уместно вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека…».
В1: Дни школьной жизни — радость удивления,
Им нет цены и опыт их велик,
Они исток, начало становления
Твоей судьбы, грядущий ученик.
В2. Многие учащиеся подошли к этому празднику с высокими достижениями. И мы начинаем церемонию награждения.
Вручение сертификатов победителей и призёров, участников олимпиад, конкурсов и др.
В1: Как будет проходить неделя науки, вы узнаете из маршрутных листов, на которых изображена эмблема нашего праздника, которая победила в конкурсе эмблем в прошлом году, а разработали её учащиеся 7 класса.
В2: В этом году вас также ждут как коллективные, так и личные состязания, игры, конкурсы, сюрпризы. Каждому классу в конкурсе моделирования достанется одна из наук. А какая, решит жребий. Приглашаем учащихся 2,3,4…классов.
В1: И мы вам желаем: стремления к знаниям, пытливости ума, радости побед
и открытий! В добрый путь!
Песня «Лучшая из школ»/
в МБОУ «Верхнегородковская СОШ» в 2014 году.
Орешек знания тверд,
Но все же мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его помогут
Упорство и стремление все знать!
Общешкольная линейка, посвящённая открытию недели науки
Зам.директора по УВР
Радиопередача «Великие открытия человечества»
Радиопередачи о великих учёных
(занимательные опыты по физике, химии, математике)
Конкурс «Классная пятерка»
Конкурс моделей «Портрет науки»
Выставка в рекреации 2 этажа.
Конкурс докладов и исследовательских работ учащихся школьного НО «Росток»
Команда от класса 5 человек
Подведение итогов недели науки. Награждение
Зам.директора по УВР
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Номер материала: ДA-028586
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Организация и проведение городской недели науки и техники для учащихся 1–11-х классов (из опыта работы)
За последнее время в мире изменились приоритеты образования, воспитания. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. Актуальность разработки (опыта работы) состоит в том, что участие учащихся в предложенных мероприятиях и конкурсах – это один из способов обновления и пополнения новых знаний, это развитие коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и самооценивания. Применение знаний в конечном итоге приводит ученика к самоопределению в жизни.
Интерес данная разработка представляет потому, что конкурсные задания, подготовленные по математике и информатике, прививают интерес учащихся к информатике, как к учебному предмету, так же важному, как и математика, интерес к данным наукам и современной компьютерной технике, что немаловажно в XXI веке.
Цели и задачи разработки материала
Цель – обмен опытом работы по использованию форм, методов проведения мероприятий для развития познавательного и творческого потенциала учащихся, коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и самооценивания.
1. Основная идея разработки опыта работы.
Неделя науки и техники, судя по отзывам участников, анализа рефлексии мероприятий, всегда проходит интересно, с получением новых знаний, поэтому ребята готовятся и активно участвуют на мероприятиях, ждут проведения мероприятий с использованием новых форм, и мы, автор и соавторы, ежегодно меняем формы проведения с применением различных педагогических технологий и удовлетворяем потребности участников – учащихся общеобразовательных учреждений.
Теоретической основой опыта работы является педагогическая философия академика Игоря Петровича Иванова, его “Педагогика общей заботы”.
И.П. Иванов разработал такую концепцию взаимодействия взрослых и детей, которая вобрала в себя и развила все лучшие педагогические методы разных авторов. В ней все направлено на создание отношений товарищеской заботы, на творческое развитие личности, на улучшение себя и окружающей жизни через полезную деятельность.
Уникальность этой концепции в том, что она одинаково хороша и эффективна для любого человека. Именно принципы и методы концепции И.П. Иванова и создают комфортность воспитывающей среды.
Каковы же эти принципы?
Первый принцип заботливого отношения друг к другу. Забота является стержнем, на который “нанизывается” все остальное.
Второй – принцип совместной деятельности детей и взрослых (вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем. Например, в игре “Турнир юных программистов” команда состоит из учащихся и учителя, реализуется принцип совместной деятельности).
Третий – принцип целесообразности (все делать с пользой).
Четвертый принцип творческого отношения к делу.
Пятый – принцип “мажора”.
Всю неделю – Неделю науки и техники мы, организаторы, придерживаемся данных принципов. Методы выбранной нами концепции общедоступны.
Все это направлено на создание отношений товарищеской заботы, на предоставление каждому ребенку возможности раскрыть свои способности, на то, чтобы научить каждого, анализировать явления и события, иметь свое мнение о них и уметь его отстаивать. А в целом на то, чтобы и каждый ребенок, и каждый учитель, и воспитатель с удовольствием и радостью участвовали в Неделе науки и техники.
Основной проблемой, обоснованием актуальности, научной новизны и практической значимости инновации является то, что сегодня сталкиваемся с такой проблемой как отсутствие заинтересованности учащихся в знаниях по предмету “информатика”, успешного овладения этими знаниями. Современный учащийся должен владеть навыками работы на компьютере, разбираться в вопросах современной науки и компьютерной техники, так как этого требует возросший уровень жизни и переход современного общества на более высокий компьютерный и информационный уровень.
Ожидаемые результаты по проведению мероприятий традиционной городской Недели науки и техники
1. Выявление одаренных учащихся.
2. Развитие у учащихся творческого, рационализаторского потенциала, интереса к науке и технике.
3. Внедрение инноваций в воспитательном пространстве.
Этапы реализации методической разработки:
1) Подготовительный – 2003 – 2004 г.г.
2) Экспериментальный – 2005 – 2006 г. г.
3) Аналитический – 2007-2010 г.г.
Методы оценки результатов по этапам:
1) Подготовительный – степень внедрения инновационных разработок с использованием новых компьютерных технологий; степень участия учащихся общеобразовательных учреждений (далее ОУ).
Итоги этапа – степень участия учащихся ОУ высокая, сценарии мероприятий разработаны и направлены для решения поставленных целей и задач.
2) Экспериментальный. Основной показатель успешности проведения мероприятий в рамках Недели науки и техники – это участие всех начальных и средних общеобраховательных школ города Усинска и использование учителями информатиками ОУ материалов из опыта работы через “Медиатеку” ЦДОД.
3) Аналитический. Основной показатель успешности данного этапа – определение степени достижения целей, положительного эффекта, подбора методов.
На данный момент – 2007-2008 г.г. – можно судить о том, что успеху разработки и высокой степени участия ОУ в Неделе науки и техники способствовали факторы:
финансовая поддержка Муниципального учреждения “Управления образования администрации муниципального образования городского округа “Усинск” на приобретение грамот и призов;
профессиональное мастерство педагогов Муниципального Образовательного учреждения дополнительного образования детей “Центра дополнительного образования детей”, что подтверждается высокой результативностью участия в педагогических конкурсах с сценариями мероприятий Недели науки и техники:
2005 год – Дипломы лауреатов II степени Всероссийского открытого конкурса “Педагогические инновации – 2005” – Камашева Е.В. Александрова С.Г.
2007 год – Дипломы лауреатов II степени Всероссийского открытого конкурса “Педагогические инновации – 2007” – Белая С. В., Казанцева О. В., Камашева Е.В., Лузина В. Н.;
— соответствие содержания сценария мероприятий и конкурсов поставленным целям и задачам;
— учет возрастных особенностей учащихся;
— хорошее материально-техническое оснащение базы Центра дополнительного образования детей, используемое при проведении мероприятий.
2. Значение применения опыта работы.
1. Формирование воспитательного пространства как среды реализации личностно ориентированных потребностей ребёнка, помощи определения сферы интересов, способствование развитию способностей, развитию навыков самоконтроля и самоооценивания учащихся.
2. Развитие умения пользования учащимися компьютерными программами, средствами мультимедиа.
3. Создание оптимальных условий для раскрытия и развития личности всех участников воспитательного процесса, их саморазвития и самореализации в воспитательном пространстве.
3. Возможность использования методической разработки в практике работы других учителей.
Любой учитель, педагог дополнительного образования может применять разработки при наличии компьютера, проектора и желания развивать своих учеников.
Дни науки в школе
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения Дней науки, предметных недель в школе. Предназначена для использования в работе учителя биологии общеобразовательных школ.
Просмотр содержимого документа
«Дни науки в школе»
Г ОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26»
ДЕНЬ НАУКИ В ШКОЛЕ
ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
Составитель: Луганская Н.В.-учитель биологии и географии, специалист высшей квалификационной категории, старший учитель.
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения Дней науки, предметных недель в школе. Предназначена для использования в работе учителя биологии общеобразовательных школ.
Мероприятия недели разработаны, так, чтобы охватить ученический коллектив школы с 5 по 11 класс.
Пояснительная записка
Как повысить интерес учащихся к изучению школьных предметов?
Этот вопрос интересует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная и внеурочная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала обучающихся, то у школьников возникает желание изучать предметы и после звонка.
Внеклассная работа по предметам имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач, а также воспитанию у них чувства коллективизма и творчества, расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности.
Форм внеклассной работы множество, одними из них являются дни науки и предметные неделя.
Хорошо организованные и интересно проведенные дни науки и предметные недели помогают обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
В нашей школе дни науки и предметные недели получили широкое распространение и проводятся по всем изученным предметам. Они требуют длительной и тщательно продуманной подготовки.
Основные цели и задачи:
Цели проведения Дней науки:
воспитание познавательного интереса (формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия);
переориентация восприятия учебных дисциплин («сломать» стандарт восприятия, показать детям известные учебные предметы с неизвестной стороны: не в виде набора правил, а как нечто живое, постоянно развивающееся);
неформальное общение преподавателей и учащихся (формы неформального учебного взаимодействия помогают изменить психолого-педагогические роли учителя и обучающегося, расписанные классно-урочной системой).
В задачи проведения дней науки входят:
формирование системы научных взглядов у обучающихся;
развитие у обучающихся интереса к исследованию окружающей природной и социальной среды;
развитие творческого потенциала, кругозора обучающихся;
воспитание чувство патриотизма и гордости за достижения отечественных ученых и деятелей искусства;
поддержка и развитие интеллектуально, творчески одарённых детей;
совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
выявление обучающихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии:
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся.
развитие интереса к предмету и познавательных способностей учащихся на основе имеющихся знаний и приобретения опыта познавательной деятельности.
формировать ключевые компетенции через систему общеучебных универсальных учебных действий;
обучать осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
формировать творческое мышление.
формировать культуру общения и группового взаимодействия.
овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы.
Метапредметные связи: биология+ ОБЖ. +краеведение+ экология+ русский язык+ математика
Ведущие приемы: постановка метапредметных вопросов, обращение к жизненному опыту и знаниям учащихся.
Оборудование: комплект заданий, таблицы, мультимедийная презентация.
Биология наука о Земной всей красоте…
О букашках, насекомых и лесах всех на Земле…
То наука о прекрасном, что нам Бог всем подарил…
Ведь не зря он всю Планету, красотою наделил…
Присмотритесь вы поближе к мотыльку и муравью…
К тому деревцу я вижу, как оно растёт в лесу…
Фауну сейчас и Флору сбережёт наука та…
Биология наука, как тот зонтик от дождя…
Биология (греч. bios – жизнь; logos –учение, наука) – совокупность наук о живой природе.
Предмет исследования биологии – все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой.
Ботаника – наука о растительных объектах живой природы. От одноклеточных форм до высших представителей современной флоры – покрытосеменных растений.
Начало развития естественных наук положили труды философа древности Аристотеля (385 – 322 гг. до н.э.) Наиболее древние документальные свидетельства существования ботаники относятся к IV веку до н. э. Это труды греческого философа и естествоиспытателя Теофраста. Имеются сведения, что и учитель Теофраста Аристотель также интересовался ботаникой. Титул «отца ботаники» принадлежит Теофрасту (370 – 285 гг. до н.э.)
Растительный мир насчитывает около 500 тыс. видов. Обитают на суше и в водоемах.
Представлены жизненными формами: водоросли, травы, деревья, кустарники.
1796г. – английский врач Э.Дженнер впервые вакцинировал человека (вирус оспы коров).
1882г. – Д.И. Ивановский и ученые Германии открыли вирус табачной мозаики.
1885г. – Луи Пастер создал вакцину против бешенства.
1901г. – американец У. Рид открыл вирус желтой лихорадки.
1909г. – К. Ланшнейдер выявил вирус полиомиелита.
1937г. – Л.Зильбер открыл вирус клещевого энцефалита.
2003г. – полный химический синтез вирусного генома и превращение его в полноценный
Размеры от 20 до 300 нм.
Не имеют клеточного строения.
Внеклеточная (покоящаяся) форма вируса, не проявляющая никаких признаков, называется вирион.
Способны размножаться только в клетках других организмов.
Это своеобразная группа организмов (около 100 тыс. видов), которые сочетают в себе признаки растений и животных.
III в. до н.э. Геофраст написал первую книгу о грибах.
XVI в. – Клизиус описал более 100 видов грибов. Появились первые изображения грибов.
С 1933г. – появление и развитие отраслей микологии:
1960 – микогеография (Б.П.Васильков)
1993 – микоэкология, микоценология (В. А. Мухин).
Участвуют в круговороте веществ.
Служат пищей для живых.
Повышают плодородие почвы.
Разрушают мертвую органическую ткань.
Паразитируют на живых организмах.
Микробиология – наука, изучающая микроорганизмы, в том числе бактерии, одноклеточные эукариоты, вирусы. Это наиболее древние живые организмы, имеющие клеточное строение. Размеры – в пределах от 0,1 до 10-30 мкм. Обитают повсеместно. Больше всего – в почве. Меньше всего – в воздухе.
1595г. – Захариус Йансен создал первый микроскоп.
1676г. – Антони ван Левенгук впервые увидел и описал микроорганизмы.
1850г. – Луи Пастер занялся изучением физиологии и метаболизма бактерий.
1930г. – разработка электронного микроскопа.
Минерализация органических соединений.
Конечное звено всех цепей питания.
Повышают плодородие почвы.
Образовывают железные руды, торф, каменный уголь.
Эрик Ахариус «отец лихенологии». Выделил лишайники в самостоятельную группу.
Команды отвечают по очереди, либо получают задание одновременно. За каждый правильный ответ помощник жюри прикрепляет к макету цветка лепесток. Та команда, которая вырастить более пышный цветок, победитель.
Кто как разговаривает
1.Кто скребет на душе? (кошки).
2. Куда смотрит волк, сколько его не корми? (в лес).
3. Кто может свистнуть на горе? (рак).
4. Кого не пускают в посудную лавку? (слона).
5. На чем приносит новости сорока? (хвост).
6. С каким насекомым сравнивают трудолюбивого человека. (пчела).
7. Кого ноги кормят? (волка)
8. Что сделано из золота у доброго человека? (сердце)
1.Кровь пью, а жизнь даю. (пиявка)
2.По волнам гуляет зонтик, если встретите- не троньте,
Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется, как крапива. (медуза)
3.Без воздуха живет она и, как могила холодна,
Не пьет, хотя в воде сидит, в броне, хотя и не звенит. (рыба)
4.Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука)
5. Он – прадедушка слонов, А огромен – будь здоров. (мамонт)
6. Жил ящер гигантского просто размера,
Когда не настала еще наша эра.
Умел он ходить на 2-х задних лапах,
И пастью ужасно добычу царапал. (тираннозавр)
7. В заплатках шея и бока, на всех он смотрит с высока. (жираф)
8. ЕЕ скрывает словно маска, от всех защитная окраска,
Размечена, как переход, она по Африке идет. (зебра)
9. Что за зверь, скажите, братцы, может сам в себя забраться (норка)
10.Шило впереди, клубок спереди, Ножницы сзади. (ласточка)
-Водяной, черный, красный, сладкий, горький, острый, молотый, болгарский. (перец)
— Ледяная, шершавая, мозговая, гладкая, земная, березовая, сосновая. (кора)
— белая, широкая, узкая, слоновая, мозговая, тазовая, трубчатая, обглоданная. (кость)
— Цельное, кислое, кокосовое, топленое, кипяченное, птичье, сгущенное. (молоко)
5.Биология + русский язык.
Целый день, не зная лен…,
Мчит по тундре на олен…
Живут на нашей крыш…
Это же, конечно, бле….,
Что бывает добрым ле….
И свалились под отко….
Летом ходят по гри..к…-
Целый день, не зная лени,
Мчит по тундре на олене.
Живут на нашей крыше.
Это же, конечно, блеф,
Что бывает добрым лев.
И свалились под откос.
Летом ходят по грибки-
6.Биология+ география (покажи ответ) Дан набор фотографий.
1.Кого уважительно жители Сибири называют хозяин тайги(медведь)
2.Каких животных называют “ корабль пустыни” (верблюд)
3.Какое животное в Индии имеет трудовую книжку(слон)
4.Какому животному в Голландии стоит памятник с надписью: “ Наша мама” (корова)
5.Назовите государство в, в котором плавает КИТ(Китай)
7. Биология и мультфильмы.
Назови животного по имени.
8.Биологи и литература
1.Кто из зверей составил квартет в басне Крылова. (осел, козел, мартышка, мишка)
2.Косточкой какого дерева Мюнхгаузен выстрелил в голову оленя. (вишня)
3.Кто съел таракана у Корнея Чуковского. (воробей.)
4.С каким котом встретилась Алиса в Зазеркалье. (чеширский)
5.Назовите лошадиную фамилию из рассказа Чехова. (Овсов)
6.Заготока для кареты Золушки(карета)
7.Какая птица попала в название сказки А. Погорельского (черная курица)
8.Кто поженил муху и комара. (К. Чуковский)
9.Биология и экология
1.Самое страшное бедствие в лесу(пожар)
2.какая охота разрешается в любое время года(фотоохота)
3.Служитель американского зоопарка повесил на вольере предмет и сделал надпись. “Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Только он способен истребить целык виды животных. «Что это за предмет и какой это зверь.
4. Какая змея изображена на эмблеме врачей (змея)
5. Из каких цветов варят варенье? (роза, одуванчик)
6.Организация, которая выступает в защиту живого (Грин Пис)
Подсчет результата, награждение победителя.
Учитель. Сегодня вы поняли., что изучать только один предмет невозможно. Нужно быть всесторонне образованным человеком.
Сохранит и приумножит всё живое на Земле…
Всё изучит и поможет выжить в не простой борьбе…
Ведь законы всей Вселенной не отменишь, не сотрёшь…
Выживает там сильнейший, если слабый то умрешь…
Человек ведь царь природы и порой он не поймёт…
Если сгубит всё живое, то и сам потом умрёт…
Потому не спит наука Биология сейчас…
Не смыкая глаз ночами, защищает нас от нас…
Полюби науку эту, всё живое на Земле…
Посмотри на лес и небо, честь отдай той красоте…
Чтоб цвела и расцветала в млечном космосе большом…
Наша дивная Планета, наш с тобою отчий дом
8 класс
«Пять важнейших открытий в истории биологии»
Познакомить учащихся с научными открытиями в области биологии
На примере деятельности выдающихся ученых показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений.
На примере истории научных открытий в области естественных наук показать ученикам взаимосвязь истории и биологии;
Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на уроке.
Развивать умения сравнивать и обобщать материал, делать соответствующие выводы.
Оборудование: мультимедийная презентация
Вступительное слово учителя
Пять историй, которые навсегда изменили биологическую науку. Малоизвестные факты, сопровождавшие важнейшие биологические открытия, не оставят вас равнодушными. На сегодняшний день биологическая наука развивается невероятными темпами. Трудно выделить какую-либо другую науку, открытия в которой имеют настолько важное значение в жизни современного человеческого общества. Разве что информатика. Новые информационные технологии преследуют нас буквально на каждом шагу. И, казалось бы, достижения информатики в повседневной жизни человек использует даже больше, чем достижения биологии. Но всё же, такое сравнение недопустимо. Поскольку именно биологическая наука даёт то, без чего нас вряд ли бы заинтересовали даже самые невероятные прорывы в развитии информатики — это продукты питания и лекарства.
Предлагаем вам небольшую экскурсию по истории развития биологии с обзором главных, на мой взгляд, биологических открытий, которые обеспечили тот уровень жизни, который имеет человеческая цивилизация в XXI веке.
Открытие первое. Усовершенствованный микроскоп и английский физик
Изобретатель первого микроскопа точно неизвестен. Среди авторов называют и Захария Янсена, и Галилео Галилея. Бесспорным же является тот факт, что английский естествоиспытатель Роберт Гук, усовершенствовав микроскоп собственными силами, впервые обнаружил ячеистое строение образцов растений. Рассматривая срез пробки дуба, он увидел структуры, напоминающие клетки.
С тех пор все последующие поколения учёных и простых обывателей стали использовать слово «клетка» применительно к мельчайшей структурно-функциональной единице всех живых организмов.
Открытие второе. Микроскоп, изготовленный собственными руками, и голландский продавец тканей
Да. Продавец тканей. И следующее биологическое открытие (его, наверное, стоит поставить на первое место, потому что оно сделало настоящий переворот в науке) было сделано человеком, не только с биологией, но и с наукой вообще никак не связанным. Но приспособление, увеличивающее предметы, ему было необходимо в профессиональной деятельности. Так Антони ван Левенгук, а это был именно он, определял качество тканей, продажей которых занимался.
В 1665 году, вскоре после его публикации, Левенгук прочёл труд английского естествоиспытателя Роберта Гука «Микрография». Эта книга вызвала у него интерес к изучению окружающей природы с помощью линз. Попутно освоив ремесло шлифовальщика, Левенгук стал очень искусным и успешным изготовителем линз. Устанавливая свои линзы в металлические оправы, он собрал микроскоп и с его помощью проводил самые передовые по тем временам исследования. Линзы, которые он изготавливал, были неудобны и малы, для работы с ними нужен был определённый навык, однако с их помощью был сделан ряд важнейших открытий.
Наблюдаемые объекты Левенгук зарисовывал, а свои наблюдения описывал в письмах (общим количеством около 300), которые на протяжении более чем 50 лет отсылал в Лондонское королевское общество, а также некоторым учёным.
Однако в 1676 году достоверность его исследований была поставлена под сомнение, когда он отослал копию своих наблюдений одноклеточных организмов, о существовании которых до этого времени ничего не было известно. Несмотря на репутацию исследователя, заслуживающего доверия, его наблюдения были встречены с некоторым скептицизмом. Чтобы проверить их достоверность, в Делфт отправилась группа учёных во главе с Неемией Грю, который подтвердил подлинность всех исследований. 8 февраля 1680 года Левенгук был избран действительным членом Лондонского королевского общества.
Таким образом, голландский исследователь только в XVII веке открыл параллельный мир, о котором люди даже не догадывались за предыдущие тысячи и тысячи лет своего существования. Кстати, посмотреть в его удивительный микроскоп приезжало много известных исторических деятелей. В том числе и Пётр первый.
Открытие третье. Непушечное ядро от автора броуновского движения
Около 200 лет наблюдений понадобилось учёным-биологам для того, чтобы выделить в живой клетке самую главную её часть — ядро.
Одному из первых это удалось сделать чешскому физиологу Яну Пуркинье. Который обнаружил и описал ядро в яйцеклетке птиц. «Это сжатый сферический пузырёк, одетый тончайшей оболочкой. Он содержит свою собственную лимфу, включён в белый сосковидный бугорок и преисполнен производящей силой, отчего я и назвал его „зародышевый пузырёк“».
А в 1831 году ядро растительной клетки описал шотландский ботаник Роберт Броун. В его исследованиях впервые упоминается ядро не как случайное образование в клетке, а фигурирует как какая-то существенная часть, имеющая значение для жизни клетки. Но каково его значение в то время даже не предполагали.
Открытие четвёртое. Покушение на святое. И снова от англичанина
Чарлз Роберт Дарвин в двадцатидвухлетнем возрасте отправился в пятилетнее кругосветное путешествие. По возвращении, в 1836 году, он сел за обработку своих наблюдений. Но основной труд «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» был опубликован только через двадцать три года — в 1859. И немудрено. Для высказывания во всеуслышание идеи изменяемости видов в то время нужно было обладать недюжинной силой воли. Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы. Уже сама мысль о происхождении человека от обезьяны была слишком крамольной для глубоко религиозного общества XIX века. Но теория Дарвина выстояла. Первый тираж книги в 1250 экземпляров был распродан в течение двух дней. При жизни Дарвина она была переведена на голландский, русский, итальянский, шведский, датский, польский, венгерский, испанский и сербский языки. «Происхождение видов…» переиздаётся и продаётся до сих пор.
Открытие пятое. Основа основ. Самая главная молекула
Человечество до сих пор пытается сформулировать ответ на вопрос о том, что такое жизнь. Одно из универсальных определений жизни дал Фридрих Энгельс: «Жизнь — это существование белковых тел». На первый взгляд — исчерпывающе. Но с существенным недостатком — белки не могут передавать информацию. А именно передача информации следующим поколениям потомков и является основой существования жизни на Земле. Материальный носитель жизни и был открыт в 1959 году. Точнее, не сам носитель, а его загадочная структура. Наиважнейшее открытие в биологии и в своей жизни сделал двадцатипятилетний американский биолог Джеймс Дьюи Уотсон. В 1962 году ему и другим членам команды — Фрэнсису Крику и Морису Уилкинсу — была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине.
И добавить к этому величайшему открытию человечества больше нечего. Разве что новое открытие, которое сможет развернуть биологическую науку на другое, более прогрессивное направление. До конца XXI века ещё достаточно времени. Подождём.
Знания человечества стремительно растут, поэтому можно с уверенностью сказать, что если такая тенденция сохраниться, то в 21 веке будет совершено еще больше научных открытий, что может в корне изменить жизнь человека. Развитие биологии обусловлено интересами общества (проблемы медицины, сельского хозяйства.