как издать пособие для дошкольников
Как издать свою книгу или пособие? Интервью с представителем издательства «Учитель»
Среди пользователей нашего сайта есть и авторы книг и пособий, и те, кто только интересуется тем, как издать свой авторский материал. Наверное, потребность распространять свой опыт у учителя в крови, в этом суть его работы. Но не многие пока решаются на написание книги. Мы поговорили с Антоном Грининым, представителем крупнейшего издательства методической литературы — издательства «Учитель».
Издательство «Учитель» представлять педагогическому сообществу не нужно: в России и странах СНГ у каждого работника образовательной сферы наверняка есть хотя бы несколько пособий, изданных здесь. Это пособия по школьному и дошкольному воспитанию, причем, не только книги, но и диски, мультимедийные пособия, наглядная продукция и т.д.
— Как часто авторы обращаются к Вам со своими рукописями? Какие материалы они в основном предлагают (сборники упражнений, поурочное планирование, учебники, сборники мастер-классов и т.д.)?
— К нам обращаются с самыми разными материалами. Но в основном это разрозненные работы, отдельные статьи или другой несистематизированный материал. Мы бы хотели обратить внимание наших потенциальных авторов на то, что педагогам интересно и эффективнее работать с уникальными пособиями, основанными на личном, лучше инновационном опыте. Работа должна раскрывать либо образовательную технологию, либо интересные формы деятельности как с обучающимися, так и среди педагогов.
— Скажите, пожалуйста, в каком формате нужно высылать рукопись в издательство? Есть ли какие-то определенные требования? Нужно ли высылать ее целиком или частично? Куда нужно высылать рукопись?
— Безусловно, требования существуют. Предпочтительны электронная версия, наличие рецензии или экспертного заключения. Представлять для рассмотрения в редакционный совет лучше максимально законченный материал. Обязательны: название (тема) будущего пособия, аннотация, структура (содержание), а также фрагмент (раздел, урок, сценарий и т.д.), характеризующий в той или иной степени содержание предлагаемого материала.
— Какой примерный срок рассмотрения рукописи от ее получения до окончательного ответа: стоит ли с ней и автором работать дальше, или это точно не подходит к публикации?
— Срок рассмотрения рукописи в целом составляет месяц. До того момента пока методист не свяжется с автором для уточнения деталей и рекомендаций, автору не имеет смысла работать над материалом.
— Какие стандартные размеры авторского вознаграждения автору методической литературы? Можно ли заранее, до издания книги спрогнозировать его?
— Авторское вознаграждение — это вопрос, который зависит от многих факторов. Каждый случай рассматривается индивидуально. В целом вознаграждение тем больше, чем интереснее и актуальнее представленный материал.
— Недавно я была сайте художников, где они очень активно обсуждали, что одно очень известное издательство набирает на удаленную неофициальную работу начинающих художников, дает им задание. А после публикации иллюстраций не выплачивает гонорары, обещая выплатить то в следующем месяце, то после реализации тиража, то после выполнения другого задания. Как, на Ваш взгляд, автор может обезопасить себя от обмана со стороны издательств?
— В данном случае автор уже защищен статьей Гражданского кодекса о защите авторский прав. До тех пор, пока права на материал не переданы издательству в виде заключенного договора, его публикация невозможна и противозаконна. Любое уважающее свой авторитет издательство на такой шаг не пойдет. В нашем издательстве более, чем за 25 лет его существования таких случаев не было.
— Что Вы ожидаете от авторов? Какие бы советы дали им?
— Главный совет, наверное, чтобы интересы авторов совпадали с тем, что интересно и необходимо их коллегам. Также мы бы посоветовали при составлении материала максимально руководствоваться рекомендациями редакционного совета издательства, подходить к работе творчески и профессионально, ни в коем случае не использовать плагиат.
— Какие основные ошибки допускают авторы?
— К сожалению, авторы часто не видят четкой структуры своего материала. Они часто неправильно оформляют цитаты и библиографию, применяют запрещенные к использованию интернет материалы и материалы, защищенные авторским правом. Издательство «Учитель» оказывает квалифицированную помощь и методическое сопровождение авторам в редактировании и подготовке материалов к изданию.
— Спасибо большое!
Мы побеседовали с Антоном Грининым. А по вопросам издания своих материалом можно обратиться в редакционный отдел издательства по электронным адресам: met@uchitel-izd.ru, redaktor@uchitel-izd.ru.
Читайте также: интервью с автором книг Алиной Бикеевой. Как издать свою книгу. Часть 1, часть 2.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Полезный бизнес: игры и пособия для обучения детей
До недавнего времени считалось, что в нашей стране практически невозможно зарабатывать много денег, работая только лишь в сфере образования. Причем речь идет не только о преподавании и репетиторстве, но и о любом виде бизнеса, связанном с обучением и просвещением детей. Но к счастью, в последнее время ситуация в этом сегменте начинает постепенно меняться. Все больше родителей недовольны уровнем преподавания в современных школах. И все чаще взрослые люди на своем опыте убеждаются в том, что умение мыслить нестандартно, творческий подход к решению задачи, широкий кругозор и высокий уровень эрудиции в современном обществе могут иметь большее значение, нежели аттестаты и дипломы с отличиями (хотя, конечно, одно вовсе не исключает другое).
Все чаще появляются сообщения о появлении того или иного стартапа в сфере образования, и многие из них добиваются немалых успехов. Инвесторы охотно вкладывают в них свои деньги, так как не сомневаются в востребованности подобных общественно-полезных проектов. Впрочем, многие новые начинания в этой области никак не связаны с интернетом и при этом не менее перспективны. Далее мы рассмотрим некоторые из них.
Итак, если вы являетесь педагогом с большим опытом работы, психологом, специалистом в какой-либо сфере гуманитарных или точных наук, или, возможно, у вас просто есть успешные наработки, которые вы создали специально для своих детей и опробовали на них же, стоит задуматься о том, чтобы если не создать бизнес в этой сфере, то хотя бы превратить свой опыт и знания в дополнительный источник доходов. Для начала вам необходимо определиться с тем, что же именно является результатом вашего интеллектуального труда. Вариантов здесь может множество. Прежде всего, это может быть целый авторский курс с методическими и учебными материалами, отдельные пособия по различным дисциплинам, образовательные настольные игры, карточки (например, для обучения детей по методу Домана или для изучения иностранных языков) и т. д.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
На следующем этапе определитесь с целевой аудиторией – для детей какого возраста предназначается ваш проект. Как показывают опросы общественного мнения, большинство родителей вкладывают деньги и время в обучение детей дошкольного возраста. Кто-то руководствуется теориями раннего развития, где провозглашается принцип «чем раньше, тем лучше», кто-то интенсивно готовит ребенка к поступлению в школе и учебе в первом классе, кто-то просто, сидя дома с малышом, старается уделять ему все свободное время с максимальной пользой. При этом после поступления ребенка в школу взгляды родителей на дополнительное его обучение зачастую меняются. Они перепоручают большую часть обязанностей по образованию детей школьным учителям, ограничиваясь помощью по выполнению домашних заданий. Многие все же продолжают водить детей на дополнительные занятия иностранными языками и/или в спортивные секции, но практически перестают заниматься с ребенком дома чем-то, что не входит в текущую школьную программу. Такая ситуация сохраняется и в средней школе. Лишь к выпускным классам родители нанимают репетиторов для подготовки детей к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы.
Таким образом, если ваш продукт предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста, заранее учитывайте необходимость больших вложений в его продвижение. Немаловажное значение имеет и форма обучения. Велика вероятность, что родители ученика купят ему игру или книгу, которая поможет развить определенные навыки и получить новые знания по школьным дисциплинам. Но если это пособие будет скучным и похожим на школьные учебники, не стоит рассчитывать на положительные отзывы и повторные покупки.
Предположим, у вас уже есть какие-то идеи, а, возможно, даже тщательно продуманная концепция будущего пособия или игры. Что же делать дальше? А дальше вам нужно будет изготовить «прототип» и опробовать его на своей целевой аудитории. Подготовьте примерный вариант игры или пособия, распечатайте его на принтере и протестируйте на своих детях и детях знакомых, выслушайте все отзывы и советы, а потом подумайте, можно и нужно ли что-то изменять и дополнять в вашем «прототипе». Если ваш проект получил всеобщее одобрение, дети пришли в восторг от занятий, а взрослые выстраиваются в очередь на покупку ваших учебных материалов, начинайте обдумывать варианты реализации. Выбор зависит от нескольких факторов. Большое значение имеет, является ли ваша игра или пособие «законченным» вариантом или на его основе можно подготовить целую серию не менее интересных материалов (и желательно на различную тематику).
Подготовьте описание вашего проекта, обдумайте, что вам нужно для запуска его в производство. К примеру, если речь идет о настольной игре, то вам могут понадобиться карточки, игровое поле, фишки, кубик и т. д. А теперь подумайте, как вы можете максимально… упростить и, следовательно, удешевить комплект. В настоящее время в нашей стране есть несколько издательств, которые выпускают детские образовательные настольные игры (математические, логические, дидактические, логопедические, филологические и пр.). Средняя розничная стоимость одной игры (как правило, карточной с или без игрового поля) составляет 400-500 р. Издавать более дорогие детские игры (в отличие от игр, предназначенных для взрослых игроков) нерационально. Родители не хотят тратить больше 500 р. за игру, пусть даже и полезную. При этом качество ваших материалов должно быть высоким, иначе они не выдержат даже несколько игр.
Найти компромисс между качеством и ценой непросто. Лучше всего это сделать за счет максимального упрощения состава игры. Плотные карточки с качественной печатью в картонной коробке будут стоить раза в полтора-два дешевле игры с мелкими элементами (фишками, жетонами, прозрачными окошками и пр.). Хорошо, если вы сами умеете рисовать или у вас есть знакомый художник, который согласится за небольшую плату нарисовать вам картинки. В любом случае, изображения должны соответствовать содержанию вашего пособия или игры. Если оно претендует на научность и предназначено для детей постарше, вряд ли в качестве иллюстраций подойдут картинки в мультяшном стиле. И наоборот, игра для детей младшего школьного возраста с реалистичными изображениями или фотографиями, может показаться слишком скучной (конечно, и в этом случае есть свои исключения).
В идеале ваше пособие должно быть не только максимально простым и недорогим в производстве. Оно, прежде всего, должно быть удобным в использовании. Если речь идет об игре, позаботьтесь о наличии удобной коробки для хранения всех компонентов, обдумайте размер карточек (они должны быть удобными для детской руки, иметь закругленные уголки, не бликовать на свету и пр.). Это же требование касается и обычных книжных изданий. Например, если вы собираетесь издавать столь популярные сейчас детские прописи, раскраски, творческие альбомы для рисования, не стоит делать их на склейке, даже если это будет стоить дешевле обычного переплета. Книга на склейке не раскладывается полностью (или раскладывается, но с потерями страниц), и ребенку будет неудобно с нею и в ней работать. Такие, на первый взгляд, мелочи могут испортить все впечатление о вашем продукте.
Тщательно изучите опыт других производителей подобных материалов в нашей стране и за рубежом, но не для того, чтобы копировать или заимствовать, а чтобы понять предпочтения покупателей подобной продукции. Среди российских компаний, которые выпускают образовательные настольные игры для детей, можно назвать АНО ЦОТР «Ребус», «Простые правила», «Банда умников». Есть и книжные издательства, в ассортименте которых присутствуют игры (правда, обычно невысокого качества исполнения) и другие образовательные материалы (наборы карточек, плакаты и пр.). Конкуренция в этом сегменте «настолок» пока еще невелика, что вовсе не означает, что и спроса на такой товар нет.
На следующем этапе нужно определиться с тем, будете ли вы сами издавать свои пособия или же выберите вариант сотрудничества с уже существующими издательствами. Все зависит от наличия у вас стартового капитала для издания материалов за свой счет, их реализации и продвижения. Если пока у вас есть всего одна более или менее ясная идея по поводу того, что вы можете предложить людям, нет свободных средств и, главное, никакого опыта в издании и продаже печатной продукции, лучше всего обратиться со своими наработками в издательство. И скорее всего, не в один десяток издательств. Подготовьте относительно подробное описание (если речь идет об игре) или содержание (если вы работаете над книгой) и рассылайте их в издательства. Заинтересовать издательства игрой будет проще, нежели книжным пособием, особенно если у вас будет прототип и весь необходимый материал, включая иллюстрации.
Многих авторов волнует вопрос сохранения авторских прав на их продукт, поэтому они предпочитают обращаться только в крупные издательства. К сожалению, размеры издательства и его благоприятная репутация не являются гарантией того, что ваша игра не будет издана им в достаточно измененном виде, чтобы не было возможности обвинить их в воровстве. Как известно, механика и идея настольной игры не является предметом авторского права. А картинки и текст в большинстве случаев можно изменить без потери смысла. Если вам повезет, вашу игру или пособия, методические материалы или целый курс, издадут и будут продвигать и распространять через крупнейшие розничные сети. Вы получите некоторое вознаграждение за свое изобретение, познакомитесь с некоторыми аспектами издательской деятельности и, главное, приобретете имя. Среди владельцев российских компаний, которые издают свои пособия или игры, есть множество таких, которые начинали с сотрудничества с книжными или специализированными издательствами, а потом отделились от них, начав самостоятельно издавать и продавать свои разработки.
Если же вы с самого начала рассматриваете свои идеи как основу для собственного бизнеса, собирайте стартовый капитал или ищите инвесторов. По самым скромным подсчетам для печати и продажи одного комплекта подобных материалов (игра или обучающие игровые пособия) потребуется не менее 250-300 тыс. рублей. Найти партнеров для реализации готовой продукции будет также непросто. Крупные магазины (сетевые и обычные) крайне неохотно берут продукцию мелких издательств и, тем более, авторов-энтузиастов. Поэтому в первое время вам придется тратить немало сил, времени и средств, участвуя в различных выставках, рассылая свои материалы для получения отзывов (не забывайте размещать эти отзывы на своем сайте), разыскивая партнеров в регионах, предлагая пособия напрямую через детские сады и школы. Одно небольшое издательство, которое начинало свое существование с капитала в 100 тыс. рублей, вышло на уровень самоокупаемости в первый же месяц работы, предлагая свои материалы (в основном, обучающие игры) родительским комитетам в детских садах и школах на различные праздники. Впрочем, своими силами при таком формате работы не обойтись, придется искать надежных партнеров в регионах, которые за определенный процент будут договариваться с образовательными учреждениями о презентации ваших материалов. Кроме того, этот метод продвижения многие считают недостаточно этичным (к примеру, если руководители, воспитатели и учителя учебных заведений заинтересованы в реализации пособий, имея с этого свой процент).
В качестве одного из наиболее эффективных методов продвижения и повышения узнаваемости подобных образовательных игр разработчики называют… блоги и специализированные сайты, посвященные настольным играм, обучению детей, домашнему образованию и прочим темам, которые соответствуют вашим проектам. Кстати, именно в интернете (в том числе в блогах в «Живом журнале») издательства ищут новых авторов. Не стоит выкладывать все свои идеи в подробном изложении, но качественные фотографии, примеры отдельных страниц или элементов, описание работы над ними и практического опыта работы с ними привлекут большое внимание людей, заинтересованных в покупке. Принимайте участие в игротеках, обращайтесь с предложением о сотрудничестве в развивающие центры (они могут не только проводить занятия с использованием ваших материалов, но и продавать их заинтересовавшимся родителям), договаривайтесь о поставке пособий в специализированные магазины развивающих товаров для детей.
На какую прибыль можно рассчитывать? При организации собственной компании будьте готовы к тому, что первую прибыль она начнет приносить не раньше чем через 1-1,5 года работы. Весь первый год (а зачастую и больше) все деньги, вырученные от продажи своих пособий, вы будете вкладывать в дальнейшие разработки. Ведь в этом случае одной-единственной игрой ограничиться уже не получится. Это сложная работа, но творческая, очень интересная и, главное, полезная. При грамотном подходе, удачных идеях и хорошем маркетинге прибыль может составить от 200 тыс. рублей в месяц (при условии работы на всю страну, а не на один регион).
Бизнес: детское издательство в Нижнем Новгороде
Меня зовут Антон Козлов, и я открыл издательство детских книг в период пандемии.
Я выпустил детскую музыкальную книгу без батареек, в которой мы первыми в России использовали технологию меток NFC — нужно прислонить телефон к обложке, и с телефона подключается звуковое сопровождение.
В феврале 2021 года мы с женой Ларисой придумали идею книги, а уже в июне вышел первый тираж — 2000 книг. На производство я потратил около 300 000 Р из собственных сбережений и пока что возвращаю вложения. Но амбиций это не убавляет, наоборот, я уже начал работу над двумя следующими книгами для детей.
Расскажу о том, как пришел к предпринимательству и какие подводные камни мне встретились в издательском бизнесе во время пандемии.
Как я решил заниматься изданием детских книг
Мы с женой очень любим классическую музыку, часто ходим на концерты не только в Нижнем Новгороде и Москве, но и в Вене, Куала-Лумпуре, Братиславе.
Когда в нашей семье появился сын, мы захотели познакомить его с классической музыкой и с литературой. Оказалось, что эти вещи редко сочетаются. На рынке есть музыкальные книги, но они не отвечают моим представлениям о качественном изделии. Например, они все на батарейках. Это крайне неэкологичный продукт, их регулярно нужно менять. А маленькие шурупы в креплениях для батареек представляют собой опасность для малышей, которые все пробуют на вкус. И мелодия в таких книгах звучит искаженно и очень недолго.
Мы поняли, что не готовы платить за подобный продукт, и в феврале 2021 года решили сделать книгу сами. Мечта нашей семьи — изменить отечественный книжный рынок, добавить воображения, адаптировать детскую литературу под сегодняшние реалии и потребности. В том числе сделать электронные книги более экологичными.
Это первая книга, которую я издал. В планах печатать новые детские книги
Как пришла идея первой книги
В первую очередь мы хотели сделать книгу для собственного ребенка, поэтому сразу решили, что возрастная категория у издания будет 0+.
Моя жена Лариса придумала совместить красочные иллюстрации со звучанием рояля, арфы, фагота, скрипки, органа, маримбы и тубы, которые воспроизводились бы благодаря современным технологиям.
Идея была такой: познакомить ребенка с 7 разными музыкальными инструментами, совместив их с симпатичными иллюстрациями. Каждая иллюстрация — один разворот книги — изображала один из музыкальных инструментов. Итого получилось 7 разворотов в книге и 14 страниц.
Семь партий записаны специально для книги талантливыми российскими музыкантами. Композицию рояля написал и исполнил 10-летний незрячий музыкант Рамзан Нуртдинов, для арфы — известный виртуоз Александр Болдачев.
Все иллюстрации решили выдержать в пастельных оттенках, чтобы не раздражать и без того перегруженную психику современных детей.
Как победить выгорание
Сколько я планировал потратить денег на издание книги
Страха начать свое дело не было. Я испытывал сильный эмоциональный подъем и азарт. Мне кажется, такой добрый проект, как издательство детских книг, найдет своего поклонника. Я постоянно знакомлюсь с людьми из сферы издания со всей страны и получаю много положительной обратной связи. Это поддерживает меня и дает силы двигаться дальше.
я планировал потратить на издание первой книги
Я уже был ИП три раза, но каждый раз снимался с учета, когда заканчивал проект. Когда-то я открыл точку фастфуда — мы продавали гонконгские вафли, кофе и мороженое, но потом закрылись. В этот раз зарегистрировался в самый последний момент, чтобы все обязательные платежи начали начисляться как можно позже. В качестве системы налогообложения выбрал УСН со ставкой 6%, потому что уже работал так.
Чуть позже подключил электронную бухгалтерию, и это оказалось очень удобно: обо всех необходимых платежах и отчетах напоминает приложение. Нужно просто следовать указаниям ассистента, и проблем с отчетностью быть не должно. Со всеми фрилансерами заключил гражданско-правовой договор.
Как работали с иллюстратором
В марте 2021 году мы начали искать художника или художницу, которые бы нарисовали иллюстрации для нашей книги. Кроме названия, текста в книге почти не было, поэтому изображения оказались в центре внимания.
Выбор художника — довольно сложная задача, потому что у творческих людей свой авторский стиль и взгляд на мир. Сложно добиться совпадения с нашим видением.
Перебрав десятки вариантов в «Инстаграме», мы остановились на Анне Ильченко, от ее профиля просто захватывает дыхание. Нас покорили изящество и детская непосредственность ее рисунков.
Нам хотелось видеть на страницах книги именно детальность и проработанность картинки, потому что детям очень важны различные мелочи и пасхалки — скрытые при первом взгляде детали. В нашей книге это жуки, паровоз, морские коньки, рыбы в озере, светлячки. Дети до двух лет могут проводить на одной странице по 15 минут.
Иллюстрации для книги художница рисовала на плотной бумаге с содержанием хлопка. Источник: «Инстаграм»
Аня стала для нас настоящим сокровищем. Они с Ларисой постоянно обсуждали сюжет, животных, предметы, их расположение и оттенки, в итоге все фантазии супруги были в точности воплощены в жизнь на страницах книги.
Для каждого разворота книги художница нарисовала по два-три черновых эскиза, которые давали понять расположение предметов и персонажей. Затем Аня создавала чистовые варианты карандашом.
Пару раз вносили серьезные поправки на этом этапе, так как мы расходились в том, как должны выглядеть некоторые ключевые элементы. В эти моменты я подключался к обсуждению и, например, высылал фотореференсы органа — ведь они все абсолютно разные. Другой случай был с маримбой — ее нужно было развернуть на 180 градусов, иначе она стояла так, что на ней нельзя было играть. К правкам художница относилась с пониманием и предлагала новые варианты исполнения, чтобы наши задумки воплотились на 100%.
Для общения и обсуждения мы создали чат в мессенджере, а вот готовые сканы и все документы принимали только на электронную почту, чтобы ничего не потерялось.
Мы договорились, что Аня проиллюстрирует книгу целиком и ее имя будет на обложке. Гонорар художницы был 24 000 Р — по 3000 Р на разворот и обложка.
мы заплатили иллюстратору
Договор составили 5 марта 2021, а ровно через два месяца все иллюстрации были готовы и утверждены.
Как мы нашли замену батарейкам для музыкальной книги
После того как иллюстрации к книге были готовы, встал вопрос о технологии воспроизведения звука. Обычно в детских музыкальных книгах используется пластиковый модуль с кнопками, которые ребенок сам нажимает.
Модуль состоит из динамика и микросхемы с памятью примерно на 90 секунд аудио в посредственном качестве — примерно как в мобильных телефонах начала 2000-х годов. Работает это все, как правило, на трех батарейках типа LR1130.
С одной стороны, это удобно, родители могут хоть ненадолго заняться своими делами, пока малыш развлекается самостоятельно. Но есть и минусы, и первый — это сами батарейки. Их использование противоречит нашим принципам экологичного образа жизни.
Мы старательно сортируем мусор, периодически ходим убираться в лесу, стараемся пропагандировать более логичный и экологичный подход к жизни. Много лет мы пользуемся исключительно диодными лампами, аккумуляторными батареями, где это необходимо. Только подумайте: вместо покупки 300 батареек можно 300 раз зарядить один аккумулятор.
Мы пообщались с несколькими китайскими фабриками, хотели узнать уровень цен на изготовление книг с модулем и рассчитать себестоимость нашего продукта, чтобы он был конкурентоспособен.
Это был тот еще квест. Официальных представителей заводов напрямую найти крайне сложно. Вместо этого мы постоянно натыкались на посредников, перекупщиков и агентов, которые не вызывали доверия.
Я узнал, что нужно писать на китайские заводы с корпоративной почты, иметь WeChat — местный мессенджер, найти доверенный карго-сервис, который доставит товар очень интересными путями в РФ и другие нюансы. Что касается стоимости производства книги с музыкальным модулем на том или ином заводе в Китае, достаточно было написать любому производителю суть запроса, ответ поступал оперативно.
Альтернативный батарейкам вариант пришел сам собой, когда я расплачивался на кассе в супермаркете при помощи телефона. Я подумал: «А почему бы не использовать технологию NFC в нашей книге?»
NFC — это производное от Near Field Communications — можно перевести как «ближняя бесконтактная связь». Эта технология позволяет двум устройствам моментально обмениваться данными на расстоянии пары сантиметров.
Существуют тысячи сценариев использования таких меток: например, так переводят чаевые в кафе или открывают умный замок в офисе.
В нашем случае метка, которая встроена в книгу, открывает страницу нашего сайта с музыкой — через браузер смартфона или планшета.
Родители берут книгу и прикладывают к задней части обложки смартфон. Если телефон старой модели, то можно навести камеру на QR-код — и открывается страница сайта с музыкой. Но с QR-кодом получается чуть дольше и сложнее, чем с NFC. Дальше включаем нужную композицию и откладываем смартфон в сторону, а ребенок погружается в иллюстрации.
Как мы убедились, что не нарушаем авторские права
Идея совместить метку NFC с книгой оказалась уникальной, таких изданий в России раньше никто не выпускал.
стоил поиск похожих международных патентов
Если бы похожего патента не нашлось, мы могли бы начать процесс подачи заявки на патент и тогда эти 25 000 Р вычли бы из общей стоимости услуг по патентованию полезной модели. Полезная модель — это техническое решение, которое относится к устройству и схоже с изобретением.
Оказалось, что технология уже запатентована в Китае, однако мы имеем полное право использовать ее на территории России.
Благодаря тому, что мы обратились к юристу, у нас есть заключение, выданное патентным бюро. В нем говорится, что патентное право на данное изобретение не распространяется на Россию. Любой желающий может выпускать подобные книги, но не имеет права патентовать данное ноу-хау без внесений кардинальных отличий в конструкцию или принцип взаимодействия.
Таким образом, мы подтвердили законность своих действий и обезопасили себя от возможной повестки в суд.
Выбор типографии
Когда мы поняли, какую технологию сможем использовать в книге, начали искать подходящую типографию.
Для начала нужно было определиться с типом корешка. В нашей книге совсем немного разворотов — всего семь, поэтому листы должны были быть плотными. А для плотного картона вариантов корешков не очень много.
Самый простой способ — использовать для скрепления листов пружину, как на лекционных тетрадях. Но мы решили сделать каширование — когда листы картона с уже нанесенными краской и ламинацией склеивают вместе, разрезают в нужных местах и сгибают пополам, делая из листов страницы. Затем все развороты склеивают вместе и получается книга, будто без швов и склейки — очень прочная, но при этом довольно гибкая.
Каширование — это сложный технологический процесс, и не все производители с ним связываются, тем более что у нас совсем небольшой тираж.
Для нормального запроса на расчет тиража нужно было знать о типах картона, качестве бумаги, типах ламинации и многом другом. Менеджеры типографий не хотели объяснять каждую деталь, поэтому приходилось записывать, как что называется, а потом гуглить.
Самым верным способом получить желаемый результат оказалось пойти в книжный магазин и найти издание, которое нравится по всем параметрам. Потом позвонить технологу той типографии, которая произвела издание, и узнать, из чего и за сколько эту книгу сделали. Цены на картон всегда меняются, и для нас цена могла быть уже немного другой.
Дальше был второй этап отбора. У кого оказалась такая загрузка, что мы бы месяц ждали только доставки картона. Кто-то неделю не мог ответить на элементарные вопросы, кто-то не брал трубку и не перезванивал, а одни вообще заподозрили нас в промышленном шпионаже. Меня приняли за тайного покупателя — оказывается, менеджеры типографий периодически звонят своим конкурентам по всей стране, чтобы выведать цены и узнать о наличии картона или бумаги на складе. Это дает временное преимущество, потому что заказанную бумагу ждут в среднем месяц.
До реального расчета тиража общение дошло с тремя типографиями.
Адекватными финалистами стали «Аркол», «Константа» и «Ярославский полиграфический комбинат», с последним мы и заключили договор после долгих обсуждений типов бумаги, ножей, цен и так далее. Мы выбрали их, потому что у них был в наличии самый качественный картон нужной плотности, который идеально подходил для детской книги. В условиях пандемии и закрытых границ это стало настоящим подарком — в остальных типографиях был дефицит, а то и полное отсутствие материалов.
Хочется отметить душевное отношение сотрудников, которые терпеливо и подробно объясняли все нюансы в типографии. Например, какая ламинация может быть на картоне и какой должна быть сумма цветов при печати в CMYK.
В каждой типографии вам скажут разную информацию по оформлению выпускных данных — такой вывод я сделал, посмотрев на обложки десятков детских книг. На наши вопросы об оформлении выходных данных книги — это информация на титульном листе о месте и годе выпуска книги и название издательства — нам прислали макет обложки другого издания, с которого мы просто взяли пример.
У нас была цель: сделать книгу, которая бы была яркой только при прямом солнечном свете — так глаза уставали бы намного меньше. Технолог типографии пыталась объяснить, как нужно смотреть на макет и какую цветокоррекцию делать, чтобы получить в итоге то, что мы имеем сейчас в готовой книге. В итоге перед отправкой файлов в печать я вызывал специалиста по калибровке мониторов, чтобы цвета иллюстраций будущей книги были максимально предсказуемыми.
Пришлось вызывать даже двух разных специалистов. Нашел на «Авито», первый был очень подкован в теории, но в итоге сломал мой ноутбук, вызвав синий экран моего Виндоуса. Правда, за этот визит мастер успел рассказать мне о разных тонкостях настройки «Фотошопа» и о том, как привести изображение к полноконтрастному состоянию, в котором и стоит оценивать цвета и оттенки. В итоге за визит я ничего не заплатил, получил много новых знаний и сломанный ноутбук.
Второй специалист откалибровал оба ноутбука, которые я ему предоставил. Экран моего ноутбука на Виндоусе оказался непригоден для работы с цветом, так как его покрытие цветового пространства RGB составило всего 89%. У Макбук-эйра 2020 года покрытие было 97%, а после калибровки за 1000 Р этот показатель поднялся еще на один процент.
Получается, вся эта волокита была из-за одного процента. Но оно того стоило, и технолог советовала проверить макеты именно на мониторе с точной цветопередачей и контрастностью. Кстати, при переключении цветовых профилей разница заметна невооруженным глазом.
Шрифт нашли бесплатно
Одновременно с техническими моментами мы разбирались с версткой.
Нашли верстальщицу, как и иллюстратора, в «Инстаграме» — по хэштегам. Договорились о работе, скинули технические требования типографии и пробный файл — первый разворот книги. Однако девушка оказалась незнакома с некоторыми терминами, упоминаемыми в ТЗ, и не могла выполнить работу качественно, в чем открыто и призналась, отказавшись от проекта.
мы заплатили за проверку верстки
Файлы нужно было подготовить в соответствии с макетом отрезов и сгибов в формате PDF. Готовые макеты мы отправили на одобрение в типографию, а они подготовили все к печати.
Сам шрифт — гарнитура — достался нам бесплатно. При этом мы искали какой-то не приевшийся всем вариант, а оригинальный. В сервисе Google Fonts нам повезло найти шрифт под названием Neucha, который прекрасно вписался в общую концепцию книги.
Тираж напечатали за две недели
Мы подписали договор с типографией и согласились с техническими требованиями макетов, которые должны были предоставить. После согласования юридических моментов тираж ушел в печать.
Мы не смогли приехать лично на старт печати, но технолог присылала нам фотографии всего процесса в режиме реального времени. Все прошло гладко, без каких-либо накладок.
Весь процесс печати занял две недели, поскольку нужно было внедрить NFC-метку в каждый продукт. Если бы не этот нюанс, справились бы еще быстрее.
На все ушло меньше двух месяцев: первый расчет от «Ярославского полиграфического комбината» мы получили 9 апреля, а готовый тираж лежал у них на складе к 1 июня.
мы потратили на печать двух тысяч книг
Печать 2000 книг стоила 177 000 Р без учета доставки партии до Нижнего Новгорода.
После печати полагается передать Российской книжной палате от 3 до 16 бесплатных экземпляров издания, чтобы их отправили в крупнейшие библиотеки страны. Мы слышали, что многие не отправляют книги в библиотеки, но захотели, чтобы больше детей смогли прикоснуться к «Музыкальным соседям». После печати в типографии сами отправили 16 экземпляров в Книжную палату.
Остальной тираж находится на хранении на моем складе в Нижнем Новгороде.
После печати тиража нужно было пройти сертификацию ТР ТС и получить протокол испытаний на пять лет. Это документ, который подтверждает безопасность продукции и соответствие требованиям конкретного технического регламента Таможенного cоюза. Без него мы не можем продавать книгу. Мы заказали декларацию у одной из аккредитованных фирм.
Делается это довольно просто: нужно отправить образец и через какое-то время получить декларацию на изделие. Вот только мы все еще ждем нашу, но пока никто не требовал этот документ.
Что такое ISBN и зачем это нужно издателю
В российском законодательстве четко прописаны условия издания литературы, и одно из них — это наличие штрихкода с 13-значным номером, который называется ISBN и покупается в Книжной палате. Этот штрихкод нужно разместить на обложке книги.
ISBN стоит 13 200 Р за набор из 10 штук, по одному их приобрести нельзя. Без этого книгу не примут ни магазины, ни библиотеки.
мы заплатили за набор ISBN
Сложного в этом вопросе ничего не было. Скачал форму заявки с сайта Книжной палаты, заполнил ее, отправил по электронной почте. Дождался ответа со счетом, оплатил и получил по электронной почте партию ISBN на нашу первую книгу и еще на 9 изданий.
Мы получали ISBN в майские праздники, так что пришлось подождать. Вообще, этот процесс занимает около одной рабочей недели.