как меняется отношение генералов к мужику
Генералы и мужик в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторское отношение к героям
Разделы: Литература
Чем острее сатира, тем выше идеал писателя.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Цель: посредством анализа системы образов “Повести…” охарактеризовать авторский идеал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Образовательные (система знаний):
Развивающие (система умений):
Оборудование: портрет писателя, детские рисунки персонажей, “Словарь гуманитария”, карточки с заданиями для учащихся.
I. Проверка домашнего задания.
Какие признаки сказки как жанра вы знаете?
Предполагаемый ответ: Автор сказки – народ, используется волшебство, сказочный стиль, наличие зачина и концовки, гиперболы с целью противопоставить добро и зло, выразить идею.
Чем отличается литературная сказка от народной?
Предполагаемый ответ: В литературной сказке автор – конкретное лицо, сказочный стиль сочетается с канцелярским и создается комический эффект, используется гипербола и гротеск, для того чтобы показать, что отсутствует идеал и положительный герой, используется сатира, злая ирония.
Дайте определение юмору, иронии, сатире и приведите примеры из своего читательского опыта.
Предполагаемый ответ: Юмор – веселый, добрый смех. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – смех злой, гневный.
Какие художественные особенности изображения ситуаций и героев в сатирической сказке вы можете назвать?
Предполагаемый ответ: Аллегория, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.
Какие вам известны способы создания образа персонажа?
Предполагаемый ответ: Способы создания образа – портрет, пейзаж, поступки героя, его занятия, взаимоотношения с другими персонажами, речь героя, отношение автора к персонажу, мое отношение.
II. Сообщение темы и цели урока.
Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим работу над “Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Салтыкова-Щедрина. Нам предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажей. Давайте внимательно понаблюдаем за героями и постараемся понять замысел автора. Сегодня работать будут две группы учащихся: первой группе предстоит охарактеризовать генералов, второй – мужика. Ребята каждой группы получили в конвертах карточки с заданием, которое должны будут выполнить самостоятельно. Результат своего исследования группы представят в форме полного устного ответа. Каждое ваше выступление не должно превышать 2 минут. На самостоятельную работу отводится 5 минут. Вам надо внимательно слушать выступающих товарищей, чтобы не повторять уже сказанное.
III. Характеристика генералов.
Карточка №1. Имена персонажей.
Каковы имена генералов?
Как в этом проявляется авторский замысел?
Почему автор характеризует генералов как одно целое?
Предполагаемый ответ: Генералы не имеют имен, тем самым автор подчеркивает типичность их образов, отсутствие индивидуальных качеств.
Карточка №2. Место службы персонажей.
Где служили генералы? Перечитай необходимый фрагмент.
Найди в словаре значение слова “регистратура”.
Как относится повествователь к таким “регистратурам”?
Предполагаемый ответ: “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре…” Слово “регистратура” в словаре обозначает. Автор не случайно употребляет определение “какой-то” при слове регистратура, чтобы обобщить подобные заведения, подчеркнуть типичность, относится к подобным заведениям иронически.
Карточка №3. Чин персонажей.
Почему не указано, за что герои получили генеральский чин?
Где и кем еще служил один из генералов? назвать художественный прием)
Зачем автору понадобилось дать читателю эти дополнительные сведения?
Предполагаемый ответ: Автор не говорит, за что получили генералы чин, личные качества героев тоже не обозначены, указан только чин. Но мы понимаем, что за бездеятельность чин не дают, значит, получен он генералами по чей-то протекции, так как сами заслужить такое высокое звание они никак не могли. Один из генералов был учителем каллиграфии в школе военных кантонистов, т.е. в школе для солдатских детей, что должно свидетельствовать о невысоком интеллектуальном уровне героя, другой “был поумнее”. Да и где видано, чтобы генерал занимался такой деятельностью?! Таким образом, автор сатирически изображает генералов.
Карточка №4. Речь персонажей.
Какие выражения используют генералы в речи? Прочитайте фрагменты.
В чем особенность произнесения ими слов?
Как речь характеризует персонажей?
Предполагаемый ответ: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности” – канцеляризм, генералы используют в речи официально-деловой стиль, что характеризует их ограниченность, привычка употреблять “с” на конце слов – выражение почтения.
Карточка №5. Образованность персонажей.
Каков уровень образования генералов? Объясните свой вывод.
Какой художественный прием использует автор, характеризуя образованность генералов? С какой целью?
Какие читательские впечатления о генералах возникают на основе анализа авторского приема?
Предполагаемый ответ: Генералы не знают сторон горизонта, для них “булки в том самом виде родятся, как утром их к кофею подают” – эта гипербола помогает передать никчемность, необразованность генералов. Автор изображает их сатирически.
Карточка №6. Портрет персонажей.
В чем особенность внешнего вида генералов?
Какие предметные детали в описании генералов выделяет автор и почему?
Какой художественный прием использует автор?
Как вы относитесь к генералам на основе анализа их внешности?
Предполагаемый ответ: “Сытые, белые да веселые”, – говорит повествователь,- но нет лиц – таким образом, использовано обобщение. Генералы “в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену”, орден воспринимается как часть тела, использован гротеск. Портрет сатирический, вызывает чувство неприязни к героям.
Карточка №7. Художественное пространство.
Зачем автор переносит действие на необитаемый остров?
Чем замечателен остров, на который попадают генералы?
Что использует автор в описании острова: жизнеподобие или фантастику? Почему? Объясните свои впечатления.
Как описание острова помогает автору охарактеризовать генералов?
Предполагаемый ответ: Автор переносит действие на необитаемый остров, чтобы генералы смогли показать себя, проявить себя в поступках, не зря на острове много еды, воды – он идеализирован, это рай, но рай, прежде всего, для желудка, остров фантастический, изобилие, царящее здесь, передано с помощью гиперболы. Генералы бездеятельные, белоручки, проявить себя так и не смогли.
Карточка №8. Поведение персонажей.
Какие действия совершают генералы на острове? С какой целью?
Как поведение генералов их характеризует?
Предполагаемый ответ: Генералы пытаются залезть на дерево – но… увы! Бездейственность, беспомощность, привычка, что все делают за них другие, автор обличает их пошлость, небокоптительство, бессмысленность такого существования.
Карточка №9. Взаимоотношения персонажей.
Каковы взаимоотношения генералов в начале сказки?
Как меняются их взаимоотношения и почему?
Приведите соответствующую цитату.
Какие ассоциации, аналогии возникают у вас при анализе поведения генералов (на кого они похожи в момент нападения друг на друга)? (назовите используемый художественный прием)
Предполагаемый ответ: Стоило только генералам почувствовать сильный голод, как их почтительность исчезает. Чиновники теряют человеческий вид и подобно хищникам набрасываются друг на друга. “Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил”. Остервенение генералов передается автором с помощью гротеска.
Карточка №10. Отношение генералов к мужику.
Как генералы отнеслись к своей находке, мужику?
Найдите цитаты и объясните их смысл.
Какая мысль посетила генералов при виде разной провизии?
Найдите цитату и объясните отношение генералов к мужику.
Почему генералы привязывают мужика?
Как генералы “отблагодарили” мужика?
Выразите свое отношение к генералам.
Как автор относится к генералам?
Что же за образ предстает перед нами в лице генералов?
Обобщение учителя: Автор создает обобщенный образ – аллегорию. Генералы олицетворяют собой людей от власти, неспособных к действиям, а способных лишь владеть другими, отдавать приказания.
IV. Характеристика мужика.
Карточка №1. Имя персонажа.
Каковы ваши читательские размышления по этому поводу?
Предполагаемый ответ: Автор не дает имени мужику, указывая тем самым на то, что образ мужика – обобщенный образ, типичный, мужик – представляет русский народ.
Карточка №2. Портрет персонажа.
Как выглядит мужик?
Почему он назван в произведении “громаднейшим мужичиной”?
Почему в систему образов введен мужик?
Какими свойствами наделен мужик в сказках?
Предполагаемый ответ: Автор называет своего героя “громаднейшим мужичиной”, т.к. это тот человек, который все сможет сделать, ко всякой работе способен, сильный, могучий, ловкий (таким всегда мужик представлен в русских народных сказках). В систему образов мужик введен не случайно: он противопоставлен бездеятельным и бесполезным генералам.
Карточка №3. Поведение персонажа.
Что умеет делать мужик?
Как выполняет работу, за которую берется?
Как автор выражает свое отношение к мужику (назовите художественный прием)?
Все ли поступки мужика вам нравятся?
Объясните причины вашего отношения к мужику.
Предполагаемый ответ: Мужик все умеет делать, работу выполняет быстро и добросовестно. Автор восхищается его ловкостью, трудолюбием, гипербола помогает передать изобретательность, выдумку народа.
Карточка №4. Отношение мужика к генералам.
Как относится мужик к генералам?
Почему мужик подчиняется генералам? Приведите соответствующую цитату.
Что предпринял “мужичина”, чтобы выручить генералов из беды и доставить домой?
Какие качества характера проявил при этом?
Предполагаемый ответ: Мужик безропотно подчиняется генералам. Чина, оказывается достаточно, чтобы помыкать мужиком. “Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: “Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” Мужик строит корабль, проявляя при этом находчивость, изобретательность.
Карточка №5. Речь персонажа
Как речь мужика характеризует его?
Предполагаемый ответ: В речи мужика отразилась извечная привычка русского народа – безропотно угождать барину.
В отношении каких героев Салтыков-Щедрин использует юмор, иронию, а в отношении кого – сатиру? Почему?
Чем мужик в сказке Салтыкова-Щедрина отличается от фольклорного персонажа?
Что в поведении мужика вызывает восхищение, а что – осуждение автора?
Каков смысл финала “Повести…”?
VI. Подведение итогов аналитической беседы.
Почему “Повесть…” была включена автором в сборник сказок “для детей изрядного возраста”?
Обобщение учителя: “Повесть…” построена на аллегории, высмеивает пороки современного автору общества, обличает тупость и неприспособленность к жизни генералов, смирение, рабскую покорность всё умеющего мужика. Это вопросы государственного значения, благополучие России зависит от отношения к этим порокам государственной власти.
Почему в названии сказки Салтыковым-Щедриным намеренно употреблено слово “повесть”?
Обобщение учителя: Используя сказочные приемы, фантастику и гиперболу, писатель создает необычную ситуацию, увлекающую нас, читателей. Но он искусно переплетает фантастику и действительность, чтобы изучить суть отношений между властьимущими и народом, безнравственность властей и раболепие мужика. Так через отражение пороков проявляется боль сатирика за сметливый, работящий русский народ.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “Чем острее сатира, тем выше идеал писателя”. Как вы понимаете его слова?
Обобщение учителя: Салтыков-Щедрин считал, что сатира должна не разрушать, а созидать, а писатель должен исследовать жизнь полнее, чтобы понять, как ее устроить лучше.
Какие нравственные ценности утверждает сатирик Салтыков-Щедрин?
Обобщение учителя: Автор утверждает нравственное величие каждого человека, торжество правды, справедливости, совести, гуманизм.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение-характеристику одного из героев (1 группа – характеристика мужика, 2 группа – характеристика генералов).
Как меняется отношение генералов к мужику
1.Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют?
2.Как меняется отношение генералов к мужику?
(«повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил»)
Диалоги двух генералов выявляет их беспечность и полную неготовность самостоятельно добывать себе пропитание.Сначала они обращаются к мужику как к прислуге и он исполняет все их прихоти но делает им лодку после того как они пожелали уплыть обратно в город.
Главные герои романа — Макар Девушкин — полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. «Маленький человек», т. е. бедные человек, униженый.
В начале романа (III глава) говорится, что Владимир «был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста» и что «двенадцать лет не видал он своей родины», т. е. Дубровскому 20 лет. В рассказе Анны Савишны Глобовой Дубровский выглядит «человеком лет 35-ти». Троекуров за обедом возражает Глобовой и говорит, что Дубровскому 23 года. Это же подтверждено в приметах исправника. Как мы видим, в ходе романа Пушкин меняет возраст своего героя, так как 19-летнему юноше вряд ли возможно выдержать те испытания которые выпали на долю
Отсутствие внутренней эволюции характерно для романтического героя, у которого, правда, всегда есть предыстория, и в этом прошлом он дан иным. Но, в сущности в этом случае показан не процесс изменений, а иное качество характера. Так, лермонтовский Демон знает в прошлом власть добра и показан в напрасной попытке возвращения к нему. А реализм «Героя нашего времени» проявляется уже в стремлении показать хотя бы отдельные этапы эволюции Печорина.
Как меняется отношение генералов к мужику
1.Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют?
2.Как меняется отношение генералов к мужику?
3Чем отличается щедринский смех,направленный против генералов и мужика?Как автор относится к героям?
(«повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил»)
Иллюстраторов смотри по картинке в учебнике. Чаще всего там работы Б. Агорова (два генерала и мужик, чернобелые, генералы толстые, а мужик худой), который высмеивает все то же что и щедрин, но с упором в изображение, так называемый «пен исканина» латинское направление в живописи связанное с гротеском. Гиперболы, гротеск играют важную роль, показывая утопичное положение вещей, идеальность ситуации, оторванность ее от абстрактных общечеловеческих ценностей С писателем я согласен, люди есть умные и глупые, созданные править и служить. Это оптимальная система устройства общества, а сам Щедрин как ярый член т.н. Сионист Окупэйшен Говермент ( движение западников и либералов в царской России) знал о чем говорил.
Когда я был совсем маленьким и ходил в детский сад, то смотрел с завистью на своих старших сестёр и мечтала поскорее пойти в школу. Мне хотелось побыстрее сесть за парту и начать учиться. Это время незаметно подошло. И вот, я уже ученик третьего класса.
К этому времени я и мои сверстники многому научились, стали увереннее писать, хорошо считать, решать задачи и уравнения, быстро читать. У нас появились новые друзья – одноклассники. Мы вместе справляем праздники.
То, что мы узнали в школе, чему научились, нам пригодится в нашей будущей жизни. Каждый день в школе интересен, приносит нам новые знания, открытия.
Школа и наша классная руководительница, мои одноклассники за это время стали мне родными. Здесь я получил знания, здесь мы учимся общаться друг с другом. А мне ещё предстоит узнать за время учёбы в школе! Поэтому я хожу в школу.
Как меняется отношения генералов к мужику?
Как меняется отношения генералов к мужику.
Заканчивается «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» словами : «Однако и об мужике не забыли ; выслали ему рюмку водки да пятак серебра : веселись мужчина!
». Что еще нужно мужику для счастья…то есть вроде бы и подобрели поблагодарили, а с другой стороны, забыли они мужика и дальше стали жить паразитическим образом, а мужика еще и к дереву привязывали чтобы не убежал, в этом тоже их отношение к мужику показано.
Как один мужик 2 генералов прокормил?
Как один мужик 2 генералов прокормил.
Где радились генералы?
За что можно осудить генералов?
За что можно осудить генералов?
За что может похвалить мужика и осудить его?
«повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
СРОЧНО?
Что было бы если бы мужик отказался помогать генералам ( повесть о том как один мужик двух генералов прокормил).
Как один мужик 2 генералов прокормил?
Как один мужик 2 генералов прокормил.
Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил?
Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил.
Как относятся к мужику генералы?
Как описывает автор двух генералов и мужика в повести о том как один мужик двух генералов прокормил?
Как описывает автор двух генералов и мужика в повести о том как один мужик двух генералов прокормил.
Повесть о том как мужик двух генералов накормил?
Повесть о том как мужик двух генералов накормил.
Что заставили делать генералы мужика?
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Что начинает делать мужик, когда его находит генералы?
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Что начинает делать мужик, когда его находит генералы?
Перечислить качества генералов и мужика из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил?
Перечислить качества генералов и мужика из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил.
Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
2) отношение к мужику
3) как относится автор к мужику (согласны или нет ).
Смысл сказки «Стойкий оловянный солдатик» что нельзя сдавать надо твердо идти к своей цели и чтобы поняли это дети он и описал солдата с одной ногой. А сам солдат добился своей цели.
Стойкий оловянный солдатик – это сказка о верной, прочной и самой печальной любви.
Жил малахитовых дел мастер Прокопьич. Хороший мастер был, но в годах уже. Тогда решил барин, что должен мастер свое ремесло дальше передать и велел приказчику подобрать ему ученика. Сколько приказчик мальцов не приводил, не устраивали они Прокопьи..
К какой сказке имено он придумал не одну сказку.
1. ноль доверия людей к людям 2. Каждый страдал бы одиночеством, тем самым вгоняя себя в стресс, аль, того хуже, депрессию. 3. было бы больше убийц, самоубийц и психопатов. Человек так устроен, что не может один жить).
Было одно зло. С супругами отношения супружеской. Политика.