как менялась военная форма в ссср
От гимнастерок до парадных мундиров: как менялась военная форма Красной армии
Заведующий отделом научной реконструкции Нацмузея РТ рассказал о том, что лежало в карманах галифе, какую одежду носила охрана Троцкого и как появились кирзовые сапоги.
Фото: из личного архива В.Хабарова
1918-1920 годы: нагрудные знаки, геометрические фигуры, буденовки
Прообразом Рабоче-крестьянской Красной армии являлись красногвардейские отряды, которые стали формироваться после Февральской революции 1917 года. Красногвардейцы не имели установленной формы одежды, их отличала только красная нарукавная повязка с надписью «Красная гвардия».
В 1919 году вышел приказ о введении униформы. Над эскизами трудились известные художники, среди которых Васнецов, Кустодиев и другие. Так появились богатырки, которые позже переименовали в буденовки. Бытует мнение, что этот головной убор придумали еще в царское время, чтобы в случае победы в Первой мировой войне в зимних «шлемах» победным маршем пройтись по Берлину. Однако, по словам Владислава Хабарова, это лишь миф.
Особое внимание заслуживает униформа охраны Льва Троцкого – одного из создателей Красной армии. Он ездил по фронтам на специальном бронепоезде Предреввоенсовет, его всегда сопровождала охрана – лучшие бойцы, достойно проявившие себя в боях. Охранники были одеты в красные кожаные куртки и штаны, на головах носили красные буденовки. И даже снаряжение у них было цвета революции.
1920-1936 годы: пилотки, карманы, галифе
Видоизменились и гимнастерки – на них появились два кармана, в которые солдаты могли положить сигареты и другие подручные предметы. Что касается штанов, благодаря французскому генералу Галифе шаровары в царской армии превратились в галифе с широкой частью на бедрах и узкой на голенях. В верхней части штанов пришивался маленький кармашек, куда клался смертный медальон с инициалами солдата и родом войск.
1940-1945 годы: погоны, шапки-ушанки, однобортные мундиры
К 1940 году военная форма практически не изменилась. В качестве зимней одежды полагалась однобортная шинель с отложным воротником, на котором были петлицы в цвет рода войск и знаки различия. Также шили ватные телогрейки и шаровары. На голове в холод носили шапки-ушанки и «шлемы», уже после Финской войны от буденовок полностью отказались.
Кирзовые сапоги
Что касается обуви, то в Красной армии использовались сапоги и ботинки с обмотками. После Советско-финской войны 1939-1940 годов сапоги должны были стать атрибутом военной формы. Однако к началу Великой Отечественной войны их сшить не успели. Чтобы сэкономить время и средства, использовались разработки периода Первой мировой войны – кирзу пропитывали смесью желтка и парафина. Так появились кирзовые сапоги, у которых голенище было из кирзы, а низ из кожи. К осени 1941 года они стали поступать в армию в полном объеме.
Как менялась военная форма в СССР
В Музее военной формы (Большая Никитская, 46/17, стр.1) открылся музейно-выставочный проект «Георгий Жуков. Время власти и забытые реформы», посвящённый 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.
Изучение и понимание исторических и политических процессов отечественной истории середины ХХ столетия невозможно без чёткого представления в них роли Георгия Жукова. Предвоенные события и события Великой Отечественной войны, связанные с именем полководца, широко освещены. Послевоенная деятельность, «сталинская» опала, возвращение на вершины власти, сопутствующие и последовавшие за этим события не менее интересны.
Выставка расскажет о деятельности Жукова на посту Министра обороны Советского Союза в 1955-1957 годах. Основной акцент будет сделан на ныне забытых реформах военной формы одежды, подробное упоминание о которых будет доступно широкой публике впервые. В экспозицию войдут предметы из собрания Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, Музея Победы, Студии военных художников имени М.Б.Грекова, Российской государственной библиотеки искусств и частных коллекций Сергея Королева, Алексея Степанова, Сергея Зорина, Кирилла Цыпленкова, Максима Малиновского.
В выставочных залах представлены образцы обмундирования и снаряжения Советской армии середины 1950-х годов, уникальные, оставшиеся в виде проектов и изготовленные в единственных экземплярах предметы экспериментальной формы одежды, а также документы, личные вещи, фото и видеоматериалы. В рамках выставки, которая проходит с 26 мая по 5 сентября 2021 года, состоятся тематические экскурсии и лекции.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Военное дело
Armchair History TV (США): эволюция формы советской и российской армии. Анимированная история
Как и форма большинства других европейских армий, форма русской армии была яркой и затейливо украшенной, чтобы солдаты могли легко различать друг друга в хаосе сражения. Русские мушкеты часто были копиями европейских, но с небольшими изменениями: приклады были более тяжелыми и, чтобы не допустить ржавчины, использовались бронзовые шомпола.
Офицеры той эпохи носили столь же привлекающую внимание форму, часто дополнительно украшенную сложной золотой вышивкой. Меч и ножны обычно служили символом их ранга и положения.
Ко времени Наполеоновских войн форма русской армии находилась под влиянием стилей французской и прусской армий. Стиль оставался таким же ярким, однако стандарты стали более свободными во время правления царя Александра, который однажды заявил, что «во время похода у солдата нет времени на щегольство». Несмотря на мнение царя, офицерам всё равно нравилось выделяться в толпе, поэтому их форма оставалась роскошной.
Военные музыканты также носили богато украшенную форму и иногда выглядели даже более ярко, чем офицеры. Это, однако, служило практической цели, поскольку одной из задач музыкантов было поддерживать настроение и дух на поле.
Ко времени Крымской войны русские военные уже были вооружены капсюльными мушкетами, а некоторые подразделения даже носили шлем с пикой. На самом деле существуют свидетельства, что легендарный пикельхаубе изначально был придуман Николаем I, а в Пруссии скопировали оригинальный прототип, когда тот ещё не был запущен в производство.
Конечно, офицеры были намерены как можно дольше сохранять отличительные знаки, отражавшие их ранг. Обычно это продолжалось, пока вражеский снайпер не напоминал им, что XIX век закончился.
Во время русской революции возникла острая потребность в новых знаках отличия, поскольку форма солдат Белой и Красной армии была практически идентичной. Солдаты Белой армии обычно носили на рукаве характерные знаки отличия в цветах бывшей Российской империи. Между тем солдаты, сражавшиеся за красных, выражали свою принадлежность яркой советской звездой.
Во время приграничных конфликтов с японцами в 30-ых годах агентов НКВД можно было с легкостью отличить по цветным петлицам и пряжке ремня.
К началу Второй мировой войны армия стала ещё более современной: пехотинцы получили новые стальные каски и модернизированную винтовку Мосина. Офицеры этого периода были экипированы примерно также, как и их коллеги времен Первой мировой, и использовали те же самые револьверы, разве что в форме больше не чувствовалось влияние предыдущего правительства. Офицеры теперь носили кепки М36, украшенные советской звездой.
Хотя до конца 1942 года Красная армия больших успехов на поле боя не добилась, форма советских солдат была лучше приспособлена к низким температурам, чем форма немецкой армии.
Контекст
Читатели Le Figaro: у одних Крым на футболке, у других — в составе страны
Война для меня не закончилась
Американцы: назовите россиян хоть феями Динь-Динь, они соревнуются как одна нация
После окончания Второй мировой войны Советская армия стала полностью современной, что касалось как внешнего вида служащих, так и вооружения.
Теперь советская пехота была вооружена легендарными АК-47, а затем и АКМ, разработанными Михаилом Калашниковым. Этим автоматом пользуются десятилетиями, и до нынешних времен он остается надежной оружейной платформой.
Для развертывания Советской армии в Афганистане, форму служащих адаптировали под пустынный климат. В ходе десятилетнего конфликта такую бежевую форму часто называли «афганкой».
После распада Советского Союза в 1991 году пехотинцы вновь образованной Российской Федерации получили новую камуфляжную формую. Впервые эту форму использовали во время конфликтов в Чечне, хотя многие продолжали использовать советские пряжки.
В отличие от стандартной формы сухопутных войск, форма солдат почетного караула выглядит очень торжественно, что крайне необходимо, когда солдат охраняет такие важные места, как Могила неизвестного солдата. Солдаты почетного караула вооружены самозарядным карабином Симонова (СКС).
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Как менялась форма одежды солдат и сержантов СА с 1955 по 1991 г.
1955 год стал во многом рубежом в плане разработки и внедрения военной формы. Тут главное даже не в отличиях от формы образца 1943 года, а сама попытка создать форму «мирного времени».
Пуговицы на петлицах отменены приказом №70 от 29.04.1955, вместо них появляются эмблемы родов войск.
Ряд изменений введен приказом №104 от 23.06.1955 и №105 от 30.06.1955.
Приказом МО СССР №120 от 4 августа 1956 введены новые правила ношения формы одежды и знаки различия по родам войск для солдат, сержантов и курсантов военных училищ на мирное время. Двухсторонние погоны в этом приказе уже не упомянуты.
С тектсом приказа МО №120 от 4 августа 1956 года, определившим правила ношения формы одежды военнослужащими СА и ВМФ можно ознакомиться здесь.
В 1957 году наконец утвердили ношение сверхсрочниками элементов офицерского обмундирования и нагрудный знак вместо нелюбимых ими нашивок на рукаве.
Определенный интерес представляет описание эмблем, данное в приказе №120. Наконец-то я узнал, что означает знак инженерных войск! Это оказывается дисковая пила. Эмблемы с минимум изменений дожили до краха СССР. Так была отменена в 80-х отдельная эмблема технической службы в авиации, хотя в 1987 году ее еще носили некоторые офицеры, а солдаты частей ВВС страстно желали заиметь на дембель. Также изменилась эмблема инженерных войск и войск химзащиты.
Автомобильные войска и военно-дорожные части Автомобильные колеса с крыльями и рулем
Железнодорожные войска и служба военных сообщений Красная звездочка с якорем, крыльями, молотком и раздвижным ключом
Химические войска, военно-технические училища (службы снабжения горючим, пожарные) Раздвижной ключ и молоток
Военно-топографическая служба Красная звездочка с раздвижным ключом и молотком
Интендантская и административная службы Пятиконечная звезда, окаймленная двумя дубовыми ветвями
(цитата из приказа МО 1956 года, от себя ничего не добавил, уважаемые комментаторы)
Время перемен: военная форма РККА 1940–1945 годов
Военная форма Рабоче-крестьянской красной армии в Великую отечественную войну претерпела большие изменения. Если сначала она продолжала традиции 1920‑х и 1930‑х годов, то к середине войны стало ясно, что необходимо серьёзно пересматривать подход к внешнему виду военнослужащих.
VATNIKSTAN разбирает историю советской военной формы с 1940 по 1945 год, развитие которой отразило дух эпохи и времени.
Обмундирование и знаки различия в Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) менялись каждые несколько лет, подстраиваясь под актуальные запросы и требования времени. Несмотря на то, что чаще изменения были небольшими, в истории униформы РККА были свои переломные моменты.
Так, в 1918 году необходимо было выделить красноармейцев на фоне всех остальных военизированных формирований. Тогда в ход шли красные ленты, повязки и любые другие красные аксессуары. Отличительным знаком первых красноармейцев был нагрудный знак — венок с красной звездой, на которой были изображены молот и плуг, что должно было отражать «рабоче-крестьянский» элемент РККА. Позже звезда перекочевала на головные уборы, став кокардой.
Тем не менее о единой форме речи идти не могло — носили то, что осталось от имперского периода. В 1919 году вышел приказ о введении униформы, но промышленность еще не была в состоянии обеспечить необходимое количество комплектов. Хотя всё же именно в этом году начали шить зимние шлемы, которые получили названия «богатырки», «фрунзевки», «будёновки» — поскольку первыми головные уборы поступили в войска, которыми командовали М. В. Фрунзе и С.М. Будённый.
Униформа в широком понимании появилась в Рабоче-крестьянской красной армии в 1920‑х годах. Одной из причин этого послужило появление обязательной военной службы в мирное время, что потребовало обеспечить одеждой огромное количество людей, ранее не занятых в военном деле. С 1922 года начал широко действовать приказ 1919 года: был введен единый покрой одежды, петлицы, верхняя часть рубахи и шинели снабжалась тремя клапанами-«разговорами». Красные звезды-кокарды с 1920‑х сменили плуг на серп, приблизившись к классическому образцу, который позже перекочует и в Советскую армию. Ношение неутверждённых образцов одежды и неустановленных знаков различия отныне воспрещалось. Любопытно отметить, что ранее на неуставную форму смотрели спокойнее — военнослужащим разрешалось носить самостоятельно купленную одежду.
Форма образца 1920‑х годов с клапанами, петлицами, нашивками и летним шлемом
С 1930‑х в РККА устанавливаются персональные военные звания (лейтенант, командир бригады и другие), форма делится на повседневную, походную и караульную, вводят гимнастёрки и френчи, поясные ремни. В 1935 году вводятся пилотки.
Военнослужащие в 1930‑х — начале 40‑х годов
К 1940 году красноармеец в строю носил гимнастёрку с двумя нагрудными карманами и закрытой планкой, пилотку с красной звездой, бриджи, сапоги. Вся одежда была цвета хаки — синие бриджи выдавались только офицерам.
Солдаты отправляются на фронт. Фото сделано до 1943 года
Фуражки с цветным околышем (цвет означал принадлежность к роду войск) полагались командному и начальствующему составам. Яркие знаки различия носились на стояче-отложном воротнике гимнастерки, а также нашивались на рукава.
В качестве зимней одежды полагалась однобортная шинель с отложным воротником, на котором были петлицы в цвет рода войск и знаки различия. Также шились ватные телогрейки и ватные шаровары. На голове зимой носили шапки-ушанки — от шлемов-будёновок отказались после Зимней войны, хотя кое-где ещё несколько лет продолжали их носить.
Андрей Васильевич Хрулёв
Ещё одним важным событием первых месяцев войны было введение обмундирования для военнослужащих-женщин. Уже 3 августа 1941 года вышел приказ, согласно которому в форму для женщин входили берет с металлической звездой, пальто из серого сукна, платье защитного цвета из сукна, либо шерсти. В том же году были отменены нарукавные знаки различия, генералы стали носить шаровары без лампасов в повседневной форме.
Несмотря на то, что государственный заказ был большим, у Хрулёва мы читаем, что текстильная и лёгкая промышленность были «очень плохо» подготовлены к войне. И не из-за оборудования или мощностей, а из-за того, что фабрики были исключены из перечней предприятий, на которых бронировали рабочую силу — все работники попросту ушли на фронт.
Так или иначе в 1943 году вся армия была одета сплошь в защитные цвета, а на воротниках носила защитного цвета петлицы. 1943 год считается переломным для Великой отечественной войны — таким же он стал и для военной формы: 6 января были введены погоны.
О том, как именно это произошло, рассказывает генерал Хрулёв. Он пишет, что ещё в 1942 году его вызвал к себе Сталин и приказал подать предложения по новому обмундированию для гвардейских частей. В поданных проектах отмечалась необходимость введения погон имперского образца, а также улучшенных тканей для формы. Важно отметить, что «гвардейскими» частями сначала стали миномётные, потом стрелковые, а потом и многие другие части. Поэтому был риск того, что половина армии будет носить погоны, а вторая половина – петлицы. Чтобы избежать недоразумений, было решено ввести погоны для всех частей РККА. Хрулёву лично поступило распоряжение подготовить проекты погон для полевой, повседневной и парадной формы. Но если полевые и повседневные погоны для среднего и старшего командно-начальствующего состава получилось частично воспроизвести с имперских образцов, то производство генеральских погон стало сложной задачей.
За 25 лет была утрачена особая технология их изготовления, а также не было мастеров, которые могли бы помочь восстановить её. Поэтому помощник Хрулёва, инженер-полковник Пучков решил обратиться в Большой театр, где ему подсказали, что нужно найти в Москве некоего «гражданина Дмитриева», консультанта театра, который до Революции владел магазином по продаже погон и галунов – у него, дескать, должны остаться запасы готовых погон и материалов для изготовления. Хрулёв смог отыскать Дмитриева, и тот рассказал ему, что офицерские погоны в царской России делались из цельнотканого галуна, а его вырабатывали на специальных жаккардовых станках. Два таких станка нашли в селе под Дмитровом, где когда-то работало производство галунов, а на фронте был даже отыскан ткач Фонарёв родом из этого села. Однако для создания погон нужна была специальная металлическая волока – её смогли добыть у агента Марченко, в дореволюционное время сбывавшего товар кустарям и мастерским. Остатки склада, 8 кг волоки, были куплены у Марченко горисполкомом Дмитрова за 75 тысяч рублей. Из неё Фонарёв смог выработать 100 м цельнотканого галуна, который пошёл на изготовление первой партии генеральских погон. Впоследствии технологию изготовления всех погон стали осваивать крупнейшие швейные фабрики, и к началу 1943 года было сшито достаточное их количество, как свидетельствует Хрулёв.
При этом обеспечение армии погонами было только половиной дела, поскольку под новые знаки различия требовались другие гимнастёрки. 15 января 1943 были введены однобортные мундиры и кители, новые фуражки и новые гимнастёрки — они делались из сукна, имели стоячий воротник, застегивавшийся на пуговицы, открытую планку. Нагрудные карманы на них оставлялись только для формы старшего и среднего командного состава. При гимнастёрке носился ремень, пилотка со звездой и шаровары защитного цвета (синего — для офицеров).
Фронтовой корреспондент «Красноармейской правды» капитан Евгений Воробьев. 3‑й Белорусский фронт. Весна 1945 года
Переход на погоны был делом небыстрым — на фотографиях 1943 года мы очень часто видим, как на «петличную» гимнастёрку с отложным воротником военнослужащие крепили погоны установленного образца. Это могло объясняться многими причинами: недостаток обмундирования в части, удобство нагрудных карманов, привычка носить старую гимнастёрку.
Военнослужащие, одетые в гимнастерки старых образцов, на которые пришиты погоны
Следующие дополнения к форме произошли уже только в апреле 1945 года: тогда для маршалов и генералов был введен двубортный мундир с двумя рядами пуговиц.
В дальнейшем, уже в Советской армии, униформа продолжала меняться, но такой радикальной перемены как в 1943 году, она, пожалуй, больше не увидела.