как начисляется амортизация основных средств в налоговом учете
Амортизация основных средств
онлайн-обучение с выдачей документа об образовании
Амортизация основных средств – систематическое распределение стоимости актива на протяжении срока его полезного использования. В статье рассмотрим методы амортизации на примерах.
Порядок начисления амортизации основных средств
Порядок начисления амортизации основных средств прописан в ПБУ 6/01. Начислять амортизацию следует по каждому объекту, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию.
Завершить начисление амортизации следует на первое число месяца, следующего за месяцем, в котором объект полностью «самортизирован» или списан с баланса.
Начисление амортизации может быть приостановлено в случаях, указанных в п. 23 ПБУ 6/01.
Рекомендуем вебинар в Школе бухгалтера «Учет основных средств. На что обратить внимание?» Каждому объекту основных средств соответствует свой срок полезного использования (устанавливается при принятии объекта к учету и изменению не подлежит), который определяется организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа и других ограничений использования объекта. Но организация может принять решение об определении срока полезного использования объекта с использованием Классификации основных средств, то есть так же, как и в налоговом учете. Но при принятии такого решения, следует учитывать, что это может привести к искажению показателей бухгалтерской отчетности.
В п. 17 ПБУ 6/01 поименованы объекты основных средств, по которым амортизация не начисляется, например, по основным средствам мобилизационного назначения, законсервированным и не используемым в деятельности организации.
Способы начисления амортизации ОС
В бухгалтерском учете существует четыре способа начисления амортизации, которые возможно начислять по всем объектам одним из указанных способов:
В отношении разных групп однородных объектов возможно применение разных способов.
Изменять выбранный способ начисления амортизации по определенному объекту запрещено.
Линейный способ
При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Пример: ООО «Вектор» приобрело компьютер стоимостью 50 000 рублей в марте 2016 года и ввело его в эксплуатацию в том же месяце. Объект имеет срок полезного использования от 2 до 3 лет (от 24 до 36 месяцев) и относится ко второй амортизационной группе. Организация приняла срок полезного использования — 36 месяцев.
Месячная норма амортизации: (1: 36) х 100% = 2,77777%
Месячная сумма амортизации: 50 000 руб. х 2,77777% = 1 388,89 руб.
Бухгалтерские проводки: Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит 02 — начислена амортизация объекта основных средств.
Способ уменьшаемого остатка
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией (пункт 19 ПБУ 6/01).
Коэффициент устанавливается организацией самостоятельно и его величина должна быть отражена в учетной политике организации.
Пример: Стоимость объекта основного средства составляет 200 000 рублей. Срок полезного использования 5 лет. Коэффициент ускорения — 3. Годовая норма амортизации — 20%. С учетом коэффициента ускорения — 60%.
200 000 х 60% = 120 000 рублей
200 000 — 120 000 = 80 000 руб. х 60% = 48 000 руб.
80 000 — 48 000 = 32 000 руб. х 60% = 19 200 руб.
32 000 — 19 200 = 12 800 руб. х 60% = 7 680 руб.
12 800 — 7 680 = 5 120 руб. х 60% = 3 072 руб.
За пять лет накоплена амортизация в размере 197 952 руб. (120 000 + 48 000 + 19 200 + 7 680 + 3 072).
Ликвидационная стоимость объекта основного средства составит 2 048 руб. (200 000 — 197 952). Данная стоимость не принимается во внимание при начислении амортизации по годам, за исключением последнего года эксплуатации. В пятый год эксплуатации амортизацию следует определить путем вычитания из остаточной стоимости объекта на начало последнего года эксплуатации ликвидационной стоимости: 200 000 — 120 000 — 48 000 — 19 200 — 7 680 = 5 120 — 2 048 = 3 072 руб.
Списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
При данном способе годовая сумма амортизации зависит от первоначальной стоимости, суммы чисел лет срока полезного использования и числа лет, оставшихся до его конца.
Пример: Стоимость объекта основного средства составляет 200 000 рублей. Срок полезного использования 5 лет. Сумма чисел лет полезного использования составит 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.
Коэффициент соотношения 5/15
Амортизация составит: 200 000 х 5/15 = 66 666,66 руб.
Коэффициент соотношения 4/15
Амортизация составит: 200 000 х 4/15 = 53 333,33 руб.
Коэффициент соотношения 3/15
Амортизация составит: 200 000 х 3/15 = 40 000 руб.
Коэффициент соотношения 2/15
Амортизация составит: 200 000 х 2/15 = 26 666,66 руб.
Коэффициент соотношения 1/15
Амортизация составит: 200 000 х 1/15 = 13 333,33 руб.
Списание стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг)
При данном способе начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Пример: Стоимость машины по изготовлению мороженого 80 000 руб. Предполагаемое количество мороженого 100 000 штук. В первый год использования с помощью машины изготовлено 20 000 штук мороженого.
Рассчитаем амортизацию за первый год использования.
80 000 / 100 000 х 20 000 = 16 000 руб.
Амортизация за весь период составит:
100 000 х 80 000 / 100 000 = 80 000 руб.
Амортизация основных средств, бывших в эксплуатации
Бывают случаи, когда организация приобретает объекты основных средств, бывшие в эксплуатации.
Рассмотрим, как же начислить амортизацию в таком случае, и как отразить это в бухгалтерском учете.
Пример: ООО «Вектор», применяющее УСН «доходы-расходы», приобрело автомобиль в декабре 2015 года за 200 000 рублей. Автомобиль 2010 года выпуска. Данный автомобиль был в употреблении. Фактический срок использования автомобиля к моменту продажи составил 3 года и 11 месяцев или 47 месяцев. Срок полезного использования организация определила 5 лет или 60 месяцев. Данный срок определен на основании Классификации основных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1. Данный вариант определения срока полезного использования закреплен в учетной политике ООО «Вектор». Метод начисления амортизации в бухгалтерском учете зафиксирован линейный. Срок ввода в эксплуатацию объекта — декабрь 2015 года. Автомобиль будет использоваться для доставки товаров.
Как отразить начисление амортизации в бухгалтерском учете?
Решение:
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Налоговый учет основных средств (ОС)
Данная статья представляет собой шпаргалку для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с налоговым учетом основных средств. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.
Что относится к основным средствам
Имущество организации со сроком полезного использования более 12 месяцев, стоимостью более 100 000 руб., используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (работ, услуг), либо для управленческих целей. В большинстве случаев основными средствами в налоговом учете признаются те же объекты, что и в бухгалтерском учете.
Земельные участки, вода, недра и другие природные ресурсы являются неамортизируемыми ОС и в налоговом, и в бухгалтерском учете.
Что не является основными средствами
Товары, материально-производственные запасы, ценные бумаги, инструменты срочных сделок и незавершенные объекты капитального строительства. По правилам бухучета такое имущество также не относится к ОС.
Также для целей налогового учета не признаются ОС дорогостоящие издания (книги, брошюры и проч.), и произведения искусства. В бухучете при условии соблюдения всех критериев подобные предметы можно учесть как основные средства.
Наконец, основными средствами не является имущество, полученное в рамках целевого финансирования (в бухгалтерском учете такого исключения нет).
Как определить первоначальную стоимость ОС
В первоначальную стоимость основного средства входят все расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором ОС пригодно для использования.
Обратите внимание: в общем случае первоначальная стоимость не включает в себя НДС. Например, основное средство обошлось компании в 240 000 руб., в том числе НДС 20% (40 000 руб.). К первоначальной стоимости нужно отнести только 200 000 руб. (240 000 — 40 000). А сумма НДС в налоговом учете не отражается.
Исключение предусмотрено только для ситуации, когда компания освобождена от уплаты НДС, либо если основное средство используется в операциях, по которым налог на добавленную стоимость не начисляется. В этих случаях НДС тоже включается в первоначальную стоимость.
В общем случае первоначальная стоимость фиксируется один раз и в дальнейшем не пересматривается. Но из этого правила есть исключения: изменение возможно в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям.
Что такое амортизационная премия
Каждая организация вправе применить так называемую амортизационную премию ко всем основным средствам, кроме полученных безвозмездно. Премия дает возможность сразу списать на текущие расходы часть денег, потраченных на покупку или сооружение объекта. Предельный размер премии определяется в процентном соотношении к первоначальной стоимости и зависит от амортизационной группы (подробно об этих группах мы расскажем ниже). Для ОС, принадлежащих к третьей — седьмой амортизационным группам премия не может превышать 30%, для всех прочих групп — 10%.
Также амортизационную премию можно применить в отношении расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию. Предельный размер здесь определяется точно так же, как и в случае приобретения или сооружения основного средства.
Если до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию компания продаст основное средство взаимозависимому лицу, амортизационную премию необходимо восстановить, то есть включить в налогооблагаемые доходы. В этом случае финансовый результат от продажи следует уменьшить на величину амортизационной премии. В ситуации, когда объект реализован лицу, не относящемуся ко взаимозависимым, амортизационная премия не восстанавливается и не уменьшает финансовый результат.
Добавим, что от применения амортизационной премии можно отказаться. В этом случае все расходы, связанные с основным средством, будут включены в его первоначальную стоимость.
В бухгалтерском учете амортизационная премия не предусмотрена.
Как принять объект ОС к учету
Основное средство принимается к учету по первоначальной стоимости за минусом амортизационной премии (если компания ею воспользовалась). Так, если первоначальная стоимость объекта 200 000 руб. (без учета НДС), а амортизационная премия составляет 20 000 руб., то основное средство принимается к учету по стоимости, равной 180 000 руб. (200 000 — 20 000).
При постановке основного средства на налоговый учет никаких специальный действий производить не нужно. По сути, постановка на учет означает, что бухгалтер определил срок полезного использования ОС, включил объект в ту или иную амортизационную группу, и начал начислять амортизацию.
Срок полезного использования и амортизационные группы
Согласно НК РФ срок полезного использования — это период, в течение которого основное средство служит для выполнения целей налогоплательщика. Несмотря на различие формулировок, по сути это определение совпадает с тем, что действует в бухгалтерском учете.
Срок полезного использования устанавливает сама компания на дату, когда ОС введено в эксплуатацию. Однако проявлять полную самостоятельность при установлении срока нельзя. Налогоплательщики должны придерживаться классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1. В ней все основные средства распределены на десять амортизационных групп, и для каждой группы задан нижний и верхний предел срока полезного использования. К примеру, вычислительная техника отнесена ко второй группе со сроком полезного использования от 2 до 3 лет включительно.
Для целей налогового учета организация обязана придерживаться данной классификации. Отступить от нее можно только в случае, если основное средство в классификации не упомянуто. Тогда срок полезного использования нужно определить исходя из технических условий и рекомендаций изготовителя.
После реконструкции, модернизации и технического перевооружения срок полезного использования можно увеличить. Но даже увеличенный срок должен укладываться в рамки, установленные для амортизационной группы, к которой изначально относился объект.
Если компания получает ОС, бывший в употреблении (в том числе при реорганизации или в виде вклада в уставный капитал), бухгалтеру следует запросить справку от предыдущего владельца. В справке должно быть указано, какой срок полезного использования установил прежний хозяин, и сколько времени он эксплуатировал объект. Эту информацию новый владелец должен учесть при начислении амортизации. Бывшее в употреблении основное средство необходимо включить в ту же амортизационную группу, к которой оно относилось у прежнего владельца.
Амортизация
Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, бухгалтеру следует начинать начислять амортизацию, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта. Амортизация временно приостанавливается в случае передачи объекта в безвозмездное пользование, консервации продолжительностью свыше 3-х месяцев, а также реконструкции и модернизации продолжительностью более 12-ти месяцев.
В налоговом учете предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Для объектов, принадлежащих к первой-седьмой амортизационным группам, организация может выбрать любой из двух методов и применять его ко всем без исключения объектам независимо от даты их приобретения. Для объектов восьмой-десятой группы выбора нет, для них обязателен линейный метод.
По правилам налогового учета компания вправе с начала нового года поменять метод. При этом переходить с линейного метод на нелинейный, равно как и с нелинейного на линейный, можно не чаще одного раза в пять лет.
Линейный метод применяется в отношении каждого объекта в отдельности, а нелинейный — в отношении целой амортизационной группы.
Вне зависимости от метода налогоплательщики при соблюдении определенных условий могут применять повышающие коэффициенты к норме амортизации. В частности, если основные средства эксплуатируются в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, норму амортизации можно умножить на коэффициент, не превышающий 2 (см. «Как применять повышающие коэффициенты: судебные споры по ОС в агрессивной среде»).
Разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией называется остаточной стоимостью объекта.
К слову, в бухгалтерском учете существует не два, а четыре метода амортизации, а повышающие коэффициенты в общем случае не предусмотрены.
Линейный метод в налоговом учете
Для его применения необходимо вычислить норму амортизации для объекта ОС. Эта норма равна единице, деленной на срок полезного использования (выраженный в месяцах), и умноженной на 100%.
Ежемесячная сумма амортизации равна первоначальной стоимости, умноженной на норму амортизации.
Допустим, срок полезного использования равен 5 годам (что соответствует 60 месяцам), первоначальная стоимость составляет 200 000 руб. Тогда норма амортизации составит 1,67% (1: 60 мес. х 100%), а ежемесячная амортизация — 3 340 руб.(200 000 руб. х 1,67%).
Прекращать амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда стоимость ОС была полностью списана, либо когда основное средство выбыло из организации.
Нелинейный метод в налоговом учете
Для его применения необходимо для каждой амортизационной группы определить суммарный баланс. Чтобы его найти, нужно сложить остаточную стоимость всех объектов, входящих в данную группу. Определять суммарный баланс нужно на 1-е число месяца, за который начисляется амортизация. Если компания ввела в эксплуатацию новый объект, то со следующего месяца его стоимость будет включена в суммарный баланс соответствующей группы. При выбытии объекта суммарный баланс уменьшается на его остаточную стоимость.
Сумма ежемесячной амортизации для группы равна суммарному балансу, умноженному на норму амортизации для данной группы, и деленному на 100. Нормы амортизации установлены Налоговым кодексом: для первой группы 14,3; для второй — 8,8; для третьей — 5,6 и т д.
Допустим, суммарный баланс для первой амортизационной группы равен 1 000 000 руб. Тогда амортизация составит 143 000 руб.(1 000 000 руб. х 14,3: 100).
Если суммарный баланс амортизационной группы достиг нуля, такая группа ликвидируется. Если суммарный баланс менее 20 000 руб., компания также вправе ликвидировать группу, а значение баланса списать на внереализационные расходы.
Переоценка основных средств
Результаты переоценки ОС в налоговом учете не отражаются. Это значит, что положительные и отрицательные результаты переоценки не признаются доходами и расходами и не учитываются при начислении амортизации.
Как учесть расходы на содержание и ремонт основных средств
Суммы, потраченные компанией на текущий или капитальный ремонт основных средств, списываются на прочие расходы того периода, в котором они были произведены. Возможен и другой вариант: создать резерв под предстоящие ремонты ОС.
На практике сложности возникают из-за того, что инспекторы расценивают текущий ремонт как модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение, достройку или дооборудование). Стоимость таких работ не относится к текущим расходам, а включается в первоначальную стоимость. А это в свою очередь увеличивает налогооблагаемую базу и сумму налога на прибыль. Поэтому для бухгалтера очень важно доказать и документально подтвердить, что ремонт, списанный на затраты, не является модернизацией, достройкой и пр.
Списание основных средств
При продаже ОС у компании возникает доход в сумме выручки (без учета НДС) и расход, равный остаточной стоимости объекта. Разница между доходом и расходом — это облагаемая база, с которой нужно заплатить налог на прибыль. Если данная разница отрицательная, у организации появляется убыток. Его нужно списать на прочие затраты равными долями в течение определенного отрезка времени. Данный отрезок представляет собой срок полезного использования основного средства, уменьшенный на срок его эксплуатации до момента продажи.
Если объект выбывает по причине негодности, расходы на ликвидацию можно отнести ко внереализационным расходам. При линейном методе амортизации к затратам можно отнести и амортизацию, недоначисленную в соответствии со сроком полезного использования.
Аналитический учет основных средств
Аналитический учет доходов и расходов по основным средствам нужно вести отдельно по каждому объекту. Исключение составляют ОС, по которым применяется нелинейный метод — здесь амортизацию можно учитывать в целом по группе.
Аналитический учет должен содержать следующую информацию:
Амортизация основных средств и ПБУ 18/02
Какие ошибки допускают бухгалтеры при начислении амортизации? В чем разница между бухгалтерским и налоговым учетом? Что такое ОНО и ОНА и как их рассчитать? Данные вопросы рассмотрим на практическом примере.
Итоги конкурса для читателей
Прежде всего, подведем итоги конкурса, который проходил в 32-м выпуске журнала.
Мы предлагали читателям решить задачу по бухучету, проверить себя и выиграть приз. Конкурсантам нужно было рассчитать амортизацию в налоговом учете, поставить приобретенный объект основных средств на бухгалтерский учет и ответить еще на ряд вопросов по теме. Задача была составлена по аналогии с той, которую Контур.Академия предлагала студентам на пятой Контур.Олимпиаде. Олимпиада проводится ежегодно среди студентов финансовых специальностей.
Учитесь бесплатно в Контур.Академии. Примите участие в шестой Контур.Олимпиаде и выиграйте денежные призы.
Работы читателей проверял аттестованный аудитор, автор нашего журнала Александр Лавров. Стоит отметить, что не все участники справились с заданием без ошибок.
Основные ошибки при расчете амортизации
Амортизация основных средств: инструкция для бухгалтера
Проанализировав типичные ошибки конкурсантов, Александр Лавров подготовил статью: составил пошаговую инструкцию по начислению амортизация основных средств и ПБУ 18/02, а также подробно разобрал решение конкурсной задачи.
Пять шагов помогут вам безошибочно рассчитать и отразить в учете амортизацию основных средств.
Шаг первый. Определяем первоначальную стоимость. Амортизационная премия
Базовый принцип определения первоначальной стоимости ОС схож в бухгалтерском и налоговом учете: в первоначальную стоимость ОС включаются все фактические затраты, связанные с приобретением (созданием) объекта и доведением его до состояния, пригодного к использованию, за исключением возмещаемых налогов, в том числе НДС (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Как правило, «бухгалтерская» первоначальная стоимость ОС совпадает с «налоговой».
Однако «амортизируемая» стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться.
Это связано с применением «амортизационной премии» — права организации единовременно включить до 30 % (по некоторым ОС — до 10 %) первоначальной стоимости ОС в расходы в налоговом учете (п. 9 ст. 258 НК РФ).
Отметим, что для целей бухгалтерского учета нормы ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не предусматривают механизма, аналогичного «амортизационной премии», поэтому вся стоимость ОС в бухгалтерском учете включается в расходы только через механизм амортизации.
Шаг второй. Определяем срок полезного использования
Срок полезного использования — это срок, в течение которого организация предполагает использовать объект (п. 1 ст. 258 НК РФ, п. 20 ПБУ 6/01). Однако в бухгалтерском учете этот срок может быть любым (более года) для любого объекта ОС, а в налоговом учете срок полезного использования необходимо установить в соответствии с Классификацией, в пределах сроков для соответствующей амортизационной группы.
Таким образом, сроки полезного использования объекта ОС в бухгалтерском и в налоговом учете могут различаться.
Например, если объект относится к 6-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно), то минимальный срок полезного использования, который можно установить для целей налогообложения, составит 121 месяц. Тогда как в бухгалтерском учете можно установить и более короткий период — например 8 лет (96 месяцев).
Для целей налогообложения при применении линейного метода начисления амортизации у организации есть право уменьшить срок, исходя из которого определяется норма амортизации, на срок использования объекта предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ). В бухгалтерском учете такой возможности нет — однако она и не нужна, так как при установлении срока полезного использования организация не связана амортизационными группами и может сразу установить срок, учитывающий период эксплуатации у предыдущих владельцев.
Шаг третий. Определяем метод (способ) начисления амортизации
Метод начисления амортизации в налоговом учете определяется учетной политикой в отношении всех объектов амортизируемого имущества (п. 1 ст. 259 НК РФ). Иными словами, для всех таких объектов (кроме тех объектов, для которых НК РФ предусмотрено применение линейного метода) налогоплательщик может выбрать, применять ему линейный или нелинейный метод.
В бухгалтерском учете для различных групп ОС можно выбрать разные способы начисления амортизации (п. 18 ПБУ 6/01).
Иными словами, по одному и тому же объекту ОС амортизация может начисляться в бухгалтерском и налоговом учете в разном порядке. То есть разницы могут возникнуть даже при одинаковых первоначальной стоимости и сроке полезного использования и неприменении амортизационной премии.
Шаг четвертый. Рассчитываем суммы амортизации
Механизм расчета сумм амортизации в бухгалтерском и в налоговом учете отличается.
В бухгалтерском учете при применении любого из способов сначала определяется годовая сумма амортизации. А в течение года, вне зависимости от применяемого способа, ежемесячная сумма амортизации всегда составляет 1/12 годовой (п. 19 ПБУ 6/01).
В налоговом учете сначала определяется норма амортизации (при применении линейного метода в отношении каждого объекта исходя из срока его полезного использования, при применении нелинейного метода — нормы установлены Кодексом). Затем первоначальная стоимость основного средства (либо суммарный баланс соответствующей группы/подгруппы) умножается на норму амортизации для определения суммы амортизации.
Шаг пятый. Определяем разницы и отражаем их с учетом ПБУ 18/02
Прежде всего, напомним, что не все организации обязаны применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Так, его могут не использовать организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ПБУ 18/02). А это, в частности, все малые предприятия, кроме подлежащих обязательному аудиту (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Таким образом, например, все акционерные общества не вправе отказаться от применения ПБУ 18/02, так как они подлежат обязательному аудиту и поэтому не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Как же отражаются разницы между бухгалтерским и налоговым учетом? Все зависит от того, какая это разница и за счет чего она возникла.
Наиболее распространенные случаи возникновения разниц описаны в таблице.
Элемент | Причина разниц | Отражение согласно ПБУ 18/02 |
---|---|---|
Первоначальная стоимость | Затраты, включенные в БУ в первоначальную стоимость ОС, в НУ вообще не учитываются | По мере начисления амортизации в соответствующих суммах признается ПНО |
Первоначальная стоимость | Затраты, включенные в БУ в первоначальную стоимость ОС, в НУ признаны единовременно | В момент признания «налоговых» расходов отражается ОНО, которое затем погашается по мере начисления амортизации |
Амортизируемая стоимость | Применена амортизационная премия | В момент признания «налоговых» расходов отражается ОНО, которое затем погашается по мере начисления амортизации |
Срок полезного использования | Срок полезного использования в БУ больше, чем в НУ | Сначала признается ОНО, а после прекращения начисления амортизации в НУ это ОНО погашается |
Срок полезного использования | Срок полезного использования в БУ меньше, чем в НУ | Сначала признается ОНА, а после прекращения начисления амортизации в БУ этот ОНА погашается |
Методы (способы) начисления амортизации | Используются различные методы (способы) начисления амортизации в БУ и НУ | Признаются ОНА или ОНО (в зависимости от того, больше амортизация в БУ или в НУ), а затем эти ОНА/ОНО погашаются |
Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь
Практический пример
В завершение рассмотрим практический пример начисления амортизации и отражения возникающих разниц в соответствии с ПБУ 18/02. Именно при решении этой задачи некоторые конкурсанты допускали ошибки.
Ситуация
АО «Берег» 11.07.2016 для производственной деятельности приобрело у ООО «Горизонт» производственный станок, бывший в употреблении, стоимостью 3 500 000 ₽, в том числе НДС 18 %. АО «Берег» перечислило денежные средства за станок продавцу в полном объеме в сентябре 2016 года. Объект основных средств был введен в эксплуатацию в июле 2016 года. АО «Берег» определило срок полезного использования — 10 лет 1 месяц (121 месяц) в налоговом учете, в бухгалтерском учете — 8 лет (96 месяцев). Получив от продавца производственного станка документы, подтверждающие срок полезного использования, АО «Берег» сделало вывод, что продавец эксплуатировал основное средство в течение 21 месяца. Бухгалтер АО «Берег», в налоговом учете установив срок полезного использования, скорректировал его на срок использования станка в ООО «Горизонт».
В налоговом учете при расчете амортизации АО «Берег» применяет амортизационную премию и единовременно списывает в расходы 30 % стоимости основного средства.
Согласно учетной политике, АО «Берег» начисляет амортизацию линейным методом (способом) и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
АО «Берег» продолжало эксплуатировать станок до окончания сроков его полезного использования (как бухгалтерского, так и налогового).
Задание
Решение
По вопросу 1. Подтвердить срок эксплуатации производственного станка в ООО «Горизонт» можно актом по форме № ОС-1 (ОС-1а), аналогичным актом в свободной форме либо иными документами, содержащими сведения о сроке использования станка у продавца.
По вопросу 2. Стоимость, исходя из которой следует исчислять амортизацию в налоговом учете, составляет:
2 966 101,69 ₽ (3 500 000 — 533 898,31, где 533 898,31 — НДС).
Определяем срок полезного использования с учетом эксплуатации станка у предыдущего владельца:
121 — 21 = 100 месяцев.
Определяем месячную норму амортизации:
Определяем сумму, которую ООО «Берег» может списать единовременно в налоговые расходы (30 % от стоимости производственного станка):
2 966 101,69 ₽ × 30 % = 889 830,51 ₽
Определяем, какая сумма будет списываться в расходы в течение 100 месяцев:
2 966 101,69 — 889 830,51 = 2 076 271,18 ₽
Определяем ежемесячную сумму амортизации в налоговом учете:
2 076 271,18 × 1 % = 20 762,71 ₽
Определяем сумму амортизации, которую в 2016 году можно включить в расходы по налогу на прибыль:
20 762,71 × 5 месяцев (август — декабрь 2016 года) + 889 830,51 ₽ (амортизационная премия) = 993 644,06 ₽
Определяем, какую сумму амортизации можно включить в расходы в 2017 году:
20 762,71 ₽ × 12 месяцев = 249 152,52 ₽
Аналогично в 2018–2023 годах.
Определяем, какую сумму амортизации можно включить в расходы в 2024 году:
20 762,71 × 11 месяцев (январь — ноябрь) + 0,18 ₽ (не списанный остаток первоначальной стоимости, который будет признан в расходах в декабре) = 228 389,99 ₽.
Таким образом, общая сумма расходов в налоговом учете за все время эксплуатации станка составит 2 966 101,69 ₽ (993 644,06 + (249 152,52 × 7) + 20 762,71 × 11 + 0,18).
По вопросу 3. Ставим на бухгалтерский учет приобретенный объект основных средств.
Проводки, которые следует сделать в июле 2016 года:
Дебет 08 Кредит 60 — 2 966 101,69₽ — отражены затраты на приобретение производственного станка.
Дебет 19 Кредит 60 — 533 898,31 ₽ — отражен НДС.
Дебет 01 Кредит 08 — 2 966 101,69 ₽ — производственный станок введен в состав основных средств.
Вычет НДС не связан напрямую с постановкой ОС на учет, поэтому его не рассматриваем в рамках этой ситуации. Аналогично не рассматриваем и оплату продавцу.
По вопросу 4. В бухгалтерском учете амортизационная премия не применяется, так как такая возможность не предусмотрена нормами ПБУ 6/01.
Рассчитываем амортизацию в бухгалтерском учете.
2 966 101,69 ₽ / 8 лет = 370 762,71 ₽ — годовая сумма амортизации.
370 762,71 ₽ / 12 мес. = 30 896,89 ₽ — ежемесячная сумма амортизации.
По вопросу 5. Прежде всего, отметим, что применение ПБУ 18/02 обязательно, так как АО «Берег» не освобождено от его применения (АО в силу организационно-правовой формы подлежит обязательному аудиту).
В рассматриваемой ситуации необходимость применения ПБУ 18/02 возникает, поскольку АО «Берег» применяет разные сроки полезного использования в налоговом и бухгалтерском учете, а также применяет в налоговом учете амортизационную премию, в то время как в бухгалтерском учете она не применяется никогда.
Бухгалтерские записи в связи с начислением амортизации и применением ПБУ 18/02 будут следующими.
Дебет 20 Кредит 02 — 30 896,89 ₽ — начислена амортизация в бухгалтерском учете.
В бухгалтерском учете в первом месяце начисления амортизации сумма расходов в виде амортизации будет меньше расходов в налоговом учете, которые состоят из налоговой амортизации и амортизационной премии. В результате в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 12, 15 ПБУ 18/02).
Определяем налогооблагаемую временную разницу (НВР) и отложенное налоговое обязательство (ОНО):
889 830,51 ₽ + 20 762,71 ₽ – 30 896,89 ₽ = 879 696,33 ₽ — сумма НВР.
879 696,33 × 20 % = 175 939,27 ₽ — сумма ОНО.
Дебет 68 Кредит 77 — 175 939,27 ₽ — отражается ОНО.
По мере начисления амортизации происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО (п. 18 ПБУ 18/02). То есть на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68.
С сентября 2016 по июль 2024 года ежемесячно будут делаться следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 02 — 30 896,89 ₽ — начислена амортизация в бухгалтерском учете.
С сентября 2016 по ноябрь 2023 года в бухгалтерском и налоговом учете будет уменьшаться НВР и ОНО до их полного погашения. В этом месяце НВР и соответствующее ОНО уменьшатся до нуля, дальше их уменьшать нельзя (уменьшать просто нечего). Поэтому в этом же месяце на остаток разницы будут признаны ВВР и ОНА, которые далее будут расти до момента прекращения начисления амортизации в бухучете (п. 11, 12, 14, 15 ПБУ 18/02).
Для периода с сентября 2016 по октябрь 2023:
30 896,89 ₽ – 20 762,71 ₽ = 10 134,18 ₽ — сумма уменьшения НВР.
10 134,18 × 20 % = 2 026,84 ₽ — сумма уменьшения ОНО.
Списание ОНО производится следующей проводкой:
Дебет 77 Кредит 68 — 2 026,84 ₽ — отражается уменьшение ОНО.
В ноябре 2023 года:
Остаток ОНО на начало месяца — 1 631,03 ₽. По итогам месяца ОНО погашается полностью, остаток разницы (395,81 ₽) относится на увеличение ОНА.
Проводки ноября 2023 года:
Дебет 77 Кредит 68 — 1 631,03 ₽ — отражается уменьшение ОНО.
Дебет 09 Кредит 68 — 395,81 ₽ — отражается признание ОНА.
С декабря 2023 по июль 2024 года ОНА увеличивается на сумму 2 026,84 ₽ ежемесячно:
Дебет 09 Кредит 68 — 2 026,84 ₽ — отражается увеличение ОНА.
Так как с августа 2024 года амортизация будет начисляться только в налоговом учете, то возникает уменьшение ранее признанной ВВР и уменьшение ОНА (п. 11, 14 ПБУ 18/02).
Определяем ежемесячное уменьшение ОНА:
20 762,71 ₽ × 20 % = 4 152,54 ₽.
С августа 2024 по ноябрь 2024 года включительно следует сделать следующие проводки:
Дебет 68 Кредит 09 — 4 152,54 ₽ — отражается уменьшение ОНА.
В ноябре 2024 года начисление амортизации в НУ также прекращается, все разницы погашаются до нуля.
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Елена Рогачева, эксперт справочно-правовой системы Контур.Норматив
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.