как наладить отношения на работе в женском коллективе
Жизнь в серпентарии, или о конфликтах в женском коллективе начистоту
Куда бы вы ни устроились на работу, на производство или в офис крупной солидной компании, всегда присутствует риск столкнуться с недоброжелательным коллективом. К сожалению, о том, что фразой «у нас здесь сплошные гадюки, бегите» вас не предостерегут ни на одном собеседовании. Причины этому как объективные, так и субъективные.
А порой администрация даже не подозревает, что именно в вашем лице приобрела ту самую гадюку, благодаря которой многих сотрудников ожидают разные неприятные сюрпризы. С позиции кадровика здесь я остановлюсь на ситуации, когда жертвой буллинга оказались именно вы. При этом не исключаю доли вероятности, что массовая нелюбовь по отношению к вам возникла всё же не на пустом месте.
4 быстрых способа вызвать коллективную неприязнь
Способ №1. К концу первой недели работы снимайте уже свою маску благодушной овечки и начинайте диктовать свои правила.
Способ №2. Если кто-то из коллег начинает пояснять, как правильно что-либо делать, обязательно заметьте, что, если она давно здесь работает, это не значит, что она самая умная. Периодически ей об этом напоминайте, не стесняйтесь.
Способ №3. Приходите утром позже всех, а уходите раньше. И совсем необязательно что-то кому-то объяснять. Это их не касается.
Способ №4. Прозрачно намекните руководителю, что здесь работают одни идиотки. Но вы сделаете всё, что в ваших силах, чтобы компания не прекратила свою деятельность.
В то же время бывает и так, что в коллективе никто не может назвать ни одной адекватной причины для неприятия нового сотрудника. Проявлений этого неприятия множество и именно здесь мы уже говорим об откровенном буллинге в той или иной форме.
Что можно предпринять?
Когда коллега не идёт на конструктивный диалог, продолжает сеять в коллективе раздор и настраивать против вас окружающих, соблюдая установленную иерархию, вы должны обсудить эту ситуацию с администрацией. Нет, это не стукачество. Это защита ваших прав как личности и сотрудника в частности.
В это же время с моей стороны нет смысла скрывать, что реальное развитие событий часто идёт по двум сценариям:
Что касается действий руководителя отдела персонала, без одобрения непосредственного начальника вашего подразделения он не вправе уволить ни одного даже самого неадекватного сотрудника. Но это ни в коем случае не говорит о том, что сообщать о возникших проблемах у вас с коллективом вам не имеет смысла. Ещё как имеет. В любом случае ваша коллега попадёт под более пристальное внимание руководства. И если в отношении её поведения продолжат поступать аналогичные жалобы уже со стороны других сотрудников, она таки рискует остаться без этой работы.
Один грустный пример. Среди моих подруг есть владелица небольшой сети быстрого питания. У неё есть Лара — одна из работниц кухни. Благодаря мастерству Лары выживать людей, моя подруга вынуждена заниматься подбором персонала снова и снова. Причём за последние несколько месяцев мастерство Лары выросло до того уровня, когда любого нового сотрудника она способна довести до нервного тика буквально в течение двух часов.
На мой вопрос о том, что столько лет этот человек делает в коллективе, моя подруга трагическим голосом отвечает: «Ты бы видела, как она работает».
Не боюсь показаться категоричной, но здесь я вижу полное неуважение к своим подчинённым. И если ваш руководитель придерживается такой же позиции, а вас доводит до невроза ваша личная Лара, почему вы до сих пор не рассылаете резюме?
Что мешает уйти?
Как показывают личные наблюдения, это случай, который можно назвать не иначе как запущенным. Вы не уважаете себя от слова совсем. Но разве вы готовы в этом признаться? Само собой, нет. И здесь я начинаю слышать множество самых разнообразных вариаций:
Последние два пункта мне сложно комментировать, сохраняя рамки цензурной лексики.
Уровень сложности Hardcore. Советы по выживанию в «женском» кабинете
На написание данного материала меня с подвигло многочисленное упоминание о том, как же тяжело иногда бывает женщине ужиться в мужском коллективе, быть одной в кабинете, полном мужчин и какие подводные камни есть во всем этом. Но я еще никогда не видел рассказа о том, каково бывает мужчине, волею судьбы оказавшемуся не у станка, а в одном кабинете с некоторым количеством молодых и не очень женщин не-технарей. Поверьте тут тоже не все так просто для линейного мужского мышления. Однажды я попал в подобную ситуацию и скажу я вам, что это, фактически, бесценный опыт, но местами очень болезненный.
Но обо всем по порядку под катом.
Я не буду разводить в статье мужской шовинизм, а просто перечислю ряд ситуаций, реальных и смоделированных, при которых лучше прикинуться ветошью и не шевелиться, или наоборот, бросаться грудью на амбразуру. Статья написана на базе личного опыта работы в нескольких небольшой организациях, в одной из которых, мне, как саппорту, не хватило стола в разросшемся кабинете разработчиков и я попал со своей коллегой-девушкой в кабинет к другим барышням и, фактически, оказался «один в поле».
Начало
В первую очередь, попав в уже сформировавшийся женский коллектив, т.е. отдельно взятый кабинет стоит усвоить, что все что будет Вами когда-либо сказано, в дальнейшем может быть использовано против Вас. Крайне желательно быть максимально вежливым, приветливым и немногословным. Огромную роль имеет опрятный внешний вид, даже если от Вашей внешности трескаются зеркала. Отдельное внимание уделите обуви, если мужчина не обратит внимания на ваши потоптанные кеды, то сосед-женщина может сделать абсолютно невероятный с вашей точки зрения для себя вывод. Вероятнее всего, с вами не будут говорить несколько дней, или исключительно по рабочим моментам, это нормально. Молчите, слушайте и работайте работу. Это самое спокойное время. В то же время не перегните с молчанием, отвечайте спокойно и приветливо, иначе есть риск прослыть неприятным жлобом, а то и вообще «стремным».
После начинается более активное знакомство с Вами и расспросы.
Так или иначе у вас завяжется беседа, скорее всего в самом кабинете, и вас начнут расспрашивать о личном. Кто такой, где работал, чем дышишь и так далее. Крайне, просто крайне настоятельно рекомендую ничем не хвастаться и придерживаться нейтральной позиции, так как мнение о вас может быть составлено в ту же минуту, а ваши достоинства (по собственной оценке) расценены как недостатки.
Обратите внимание на то, что даже если вы говорите только с одной девушкой на кабинет, а все остальные смотрят на мониторы и увлеченно работают не заблуждайтесь, вы даете ответ не конкретному человеку, а всем и сразу, даже если они никоим образом не показывают своего участия в беседе, с вероятностью 90% вас слушают. Это вообще удивительная способность слушать, говорить и что-то делать одновременно, для меня недоступная, как недоступная и для моего понимания.
Споры, общение и обсуждения
Почти все мужчины любят о чем-нибудь поспорить на курилке, или во время обеда, обсудить, поделиться мнениями. Это, собственно, нормальное общение. Вот только не забывайте, что теперь мы имеем дело с более чувствительными личностями, организующих некий «коллективный разум».
Самое главное — не изничтожать собеседницу в дискуссии.
Есть темы, в которых вы подкованы лучше других. Чаще всего, объясняя его неправоту мужчине-коллеге, он усваивает новую информацию и переосмысливает ее. Женщина же, особенно ваша коллега и, особенно по рабочим вопросам, может воспринять ваш поток информации как личное оскорбление, особенно, если вы делаете это на глазах соседок по помещению. А нет хуже врага, чем оскорбленная женщина, поэтому ни в коем разе не пытайтесь действовать снисходительно, или по-лекторски подавлять человека своими знаниями, это плохо для вас закончится. Оптимальный вариант — помочь когда попросят, а не встревать самому, предлагать же свое мнение\точку зрения\помощь по рабочим вопросам — это ступить на очень тонкий лед. Барышни, которые не привыкли работать и общаться с мужчинами могут отреагировать так, как они привыкли и это разительно отличается от того, что вы ожидаете увидеть. В худшую сторону.
Вопрос-ответ
Будьте морально готовы к тому, что многие женщины очень часто не отвечают на конкретно поставленный вопрос. Т.е. вы можете подойти и спросить, условно, какого цвета спелые бананы. У вас спросят, зачем вам бананы, уверены ли вы, что это бананы, а сколько штук\кило вам надо? Потом вы получите ответ, что цвет меняется в зависимости от сорта банана, и вообще, ты работаешь напрямую с апельсинами и смотри в сторону оранжевого цвета. А о бананах можно почитать где-нибудь в другом месте. Возможно, я просто неудачник, но я сталкивался с такими моментами постоянно. Даже наиболее лояльная к вам коллега частенько не сможет конкретно ответить на конкретно поставленный ей вопрос и так или иначе, уведет тему в сторону. Я говорю о ситуациях, когда вы новенький, а не работаете с ней годами, не забываем об этом.
Личная неприязнь
Это самое странное в поведении многих, особенно молодых и амбициозных девушек. Видал я молодую сотрудницу отдела кадров, которая очень натянуто общалась по работе с одним из парней только потому, что он был не красивым по ее мнению, что громогласно озвучивалось после закрытия за ним двери. Т.е. внешний биологический фактор человека добавил ему в работе проблем и было видно, презрительно-снисходительное к нему отношение, что, скажу я вам, весьма неприятно. Вообще, очень часто в женском коллективе есть «личностные» неприязни. Девушку может раздражать тембр вашего голоса, манера говорить, одеваться, режим заваривания кофе, или то, что вы качаетесь на стуле. Любая вещь может привести к разладу во взаимоотношениях с коллегой и последующим проблемам. К сожалению, мне так и не удалось выявить, как же этого избежать и милое поведение тут вас не спасет. Будьте готовы к тому, что вообще ничего плохого не сделали, а вы не нравитесь, это нормально и не изменить с вероятностью 90%.
Общие беседы
Достаточно часто в мужских коллективах диалоги двух перерастают в коллективное обсуждение какого-либо вопроса, даже не связанного с работой. В женском коллективе все иначе. Вы можете проработать с ними достаточно долго, однако, ваше подключение к беседе может быть воспринято как вторжение в диалог, даже если вам есть что сказать, что-нибудь полезное\смешное и у вас резко возрастают шансы нарваться на фразу «я не с тобой разговариваю» в различных вариациях и интонациях. По возможности, избегайте коллективных бесед, в которых инициатором не является лояльная к вам сотрудница, иначе ваша «карма» внутри кабинета упадет еще на несколько пунктов и рано или поздно пробьет пол.
Восстановление взаимоотношений
Единожды переведя женщину-коллегу в разряд «смертельного врага» оттуда вы ее уже не выведете. Кстати говоря, вы можете даже не помнить, что такого произошло, что вас стали недолюбливать, но учтите, она то все помнит. Таким образом, вам остается только сохранять нейтралитет и стараться абстрагироваться от личного конфликта, ибо любая попытка его разрешить должного и ожидаемого вами эффекта не возымеет, а любое ваше слово будет изначально расцениваться как акт агрессии, а любые ваши оплошности будут очень тщательно отслеживаться, как и ваша работа в поисках уязвимых мест, если барышня оказалась в добавок и мстительной. В этом случае вам остается либо работать идеально, либо искать новую работу, либо надеяться, что жизнь вас разведет по разным помещениям\отделам и пересекаться вы больше не будете. Не позволяйте обмануть самого себя вежливым общением, или даже шутками со стороны «врага», как будто все пришло в норму, как только у вас появится уязвимое место на него очень быстро надавят, возможно, просто из удовольствия. Здесь может читаться некоторый сексизм, однако подобного поведения я за мужчинами не замечал.
«Безопасные группы»
Из собственной практики нескольких коллективов с достаточным количеством женщин лично для себя я выделил следующие, наименее «опасные» и неконфликтные категории коллег:
Вообще, крайне рекомендую выделять «холостых» коллег сразу же, но не для того, чтобы приударить, я для того, чтобы понимать, что как раз таки эти люди наиболее восприимчивы и, зачастую, мнительны, особенно в возрасте около 30ти. По личной статистической выборке замужние девушки и женщины более спокойны, стабильны в эмоциях и лояльны к мужчинам как таковым, возможно, из-за того, что постоянно общаются с собственными мужьями и научились взаимодействовать с представителем «нашего вида». Так же запоминайте, есть ли братья\сестры. Единственная дочь в семье, временами, вырастает крайне эгоистичной особой, что тянется за ней шлейфом во всем.
Ну и само собой, огромную роль влияет образование. Никогда не конфликтовал с девушками с техническим\математическим образованием, возможно, из-за их студенческого опыта и жизни в «мужском» коллективе до этого.
Возможно, материал получился слишком в стиле «капитана», но 85% знакомых мне мужчин в подобных ситуациях не бывали, а остальные 15% распространяться не любят.
P.S. Я не сексист и всегда рад общению с новыми людьми любого пола, тем более с девушками :). У меня обширный опыт коммуникаций и вообще работа связана с общением с людьми как саппорта. Но конкретно обстановка внутри некоторых коллективов вызывала у меня вопросы, на которые я до сих пор ищу ответы.
Делитесь своими историями в комментариях.
Как женщине выжить в женском коллективе
Если в поисковой строке указать «женский коллектив», глобальная сеть взорвется ответами в едином ключе: «Как выжить в женском коллективе», «Правила выживания». Как будто бы отправляешься не к милым созданиям, а в одиночку перескакиваешь пустыню Гоби.
Однако доля истины в слове «выжить» есть. Дамы, которые поработали в смешанных или мужских коллективах, на чисто женский вариант соглашаются скрепя сердце. Потому что скучно не будет, но то еще «веселье», ведь всем известно, чего стоят девочки, а когда их много, поражающая сила приравнивается к взрыву. Как же приумножить приятное и свести на нет негатив, трудясь среди себе подобных?
Психология отношений на работе в женском коллективе
Нет ничего на свете ядовитей, чем женский дружный коллектив.
«Я ему и говорю…»
Люди ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги и, если повезет, для самореализации. Женщинам же работа нужна, чтобы общаться, пожалуй, это поважнее зарплаты. Привыкайте к тому, что болтовня коллег будет фоном. Не раздражайтесь, что каждый день стартует и финиширует обсуждением скидок, фасонов, сериалов, детей и мужей. Рабочий процесс однозначно страдает, плюс «подрывается психика», особенно если вы завзятая молчунья – но запретить разговоры никто не в силах.
Постарайтесь минимизировать свое участие в беседах – уже потому, что их темы (и ваше мнение) становятся достоянием начальства и коллег. Не факт, что ваши конструктивные мысли дойдут до них в исходной безобидности, скорее всего, «добрые женщины» переиначат их в сплетню. И добро пожаловать, разборки, ссоры, ответная волна сплетен в ваш адрес. Чтобы не утонуть в пересудах, помалкивайте, когда темы кажутся острыми, касаются руководства и коллег – держите нейтралитет или убегайте «по делам».
«Ты и я»
Непреложное правило гласит – на работе никакой дружбы! Женщин, не нарушивших его, можно по пальцам пересчитать: всем подавай приятельницу, чтобы вместе ходить на обед и дружить против остальных мегер. И все бы ничего, если бы не ссоры, которые все равно случаются. Разругавшись, дамы дуются, в итоге страдает рабочий процесс. Попутно обиженная сторона ищет новых союзниц, рассказывая, какой гадкой оказалась бывшая подружка. И вот он, новый виток сплетен и противостояний. Постарайтесь не проверять старую истину на себе – не дружите на работе.
«Я вся такая внезапная»
Если графически изобразить настроение женщины, получится синусоида с внушительным размахом – то вверх, то вниз. Верхнюю и нижнюю точки дамы проходят минимум раз в час – и так целый день. И никогда не знаешь, в каком периоде сейчас коллега – минусовом или положительном. Поступайте вот как: наблюдайте за коллегами, подмечайте признаки как хорошего настроения, так и грядущей бури. В зависимости от синусоиды не лезьте под горячую руку или, наоборот, просите чего хотите, пока коллега в добром расположении.
«У нас такой порядок»
В любом коллективе есть свои порядки – как хорошие, так и не очень. Хорошие правила: сдавать деньги друг другу на подарок ко дню рождения, поддерживать слабых, помогать и подменять, не выносить сор из избы. Правила так себе: благоговеть и лебезить перед самопровозглашенными королевами, устраивать травлю «оступившихся», доносить. Даже если вы бунтарка в душе, придется танцевать со всеми в ногу – к счастью, в меру. Не отлынивайте от посиделок с чаем и тортом, от души поздравляйте именинниц, подставляйте плечо, когда искренне просят об услуге. А вот участвовать в шабашах необязательно, не делайте того, что считаете дурным. При этом будьте готовы держать ответ за свою «инаковость»: наверняка накажут сплетнями, а это можно пережить.
«Счастье любит тишину»
Как противостоять хамству на работе: советы психолога
«Аз есмь»
Сколь ни берегись, рано или поздно случится стычка – вас спровоцируют, несправедливо обвинят, открыто «приложат». Что делать – молчать или позволить втянуть себя в конфликт? Как реагировать на хамство на работе? Правило: «Не проигрывает тот, кто не играет» здесь не действует – вас уже втянули. Доказать свою правоту, взывая к совести, не получится: агрессорша знает свою неправоту, но ее это не заботит. Ничего нельзя объяснить тому, кто не хочет слушать.
И на мелкое, и на крупное хамство нужно реагировать правильно. Обижаться бессмысленно: вы этим никого не исправите, а нервную систему себе испортите, но говорить хаму, что он хам, нужно, только делать это в очень вежливой форме: не позволяйте себе срываться на крик. Крик, хамство, грубость – проявление слабости. Но вы же сильная женщина.
6 шагов, как выжить в женском коллективе. Не допускай роковых ошибок!
Сплетни, интриги, зависть… Если ты собираешься работать в коллективе, состоящем только из представительниц прекрасного пола, будь готова столкнуться со всем этим. Как выжить в такой обстановке?
Если тебе «посчастливилось» получить профессию, не слишком популярную среди мужчин, то рано или поздно ты окажешься в окружении исключительно женщин. Почему нам так трудно работать с представительницами своего же пола? А главное, можно ли выстроить нормальные деловые отношения с женщинами-коллегами и даже извлечь пользу из такого сотрудничества?
Почему в женском коллективе сложнее работать?
Ежедневное присутствие на работе мужчины (абсолютно любого — вне зависимости от его возраста и степени привлекательности) обычно служит для женщин стимулом сдерживать свои негативные эмоции и стараться «сохранять лицо». А вот если такой сдерживающий фактор отсутствует, то в подавляющем большинстве случаев начинают проявляться все те признаки, из-за которых женский коллектив давно уже стал «пугалкой» для выпускниц филфака и кошмаром любого отдела кадров.
✔︎ Негласная конкуренция. Женщины-коллеги оценивают друг друга не только по профессионализму, но и по десяткам других качеств — от внешнего вида до престижности работы супруга. Соответственно, и повод для зависти найдется у каждой, кроме совсем уж святых женщин.
✔︎ Шквал эмоций. Каждая из нас приходит на работу со своим характером и настроением, и рано или поздно стычки и конфликты неизбежны. Если в коллективе нет собственного миротворца, а участницам ссоры недостает житейской мудрости, то даже маленькая размолвка может в итоге серьезно сказаться на работе всего отдела.
✔︎ Пересуды и сплетни. Ощутить себя героиней с обложки «желтой прессы» — неприятно и гадко. Но если недоброжелательницам дать повод разносить неправду о твоих личных и рабочих качествах, ситуация может зайти далеко. Страсть к сплетням может начаться с совсем невинного обмена новостями и подшучивания над недостатками коллег, а потом распространиться как зомби-вирус и захватить весь коллектив. Не позволяй себя в это втянуть!
Как ужиться с коллегами-женщинами
Если в ближайшем будущем не предвидится шансов поменять работу, постарайся извлечь плюсы из сложившейся ситуации.
✔︎ Прокачай невозмутимость. Работа в «токсичных условиях» невыносима. Чтобы не загнуться, тебе необходимо научиться подниматься над ситуацией и не переживать по незначительным поводам.
✔︎ Найди сторонников. Среди «звезд», «мамочек» и прочих офисных персонажей наверняка есть хоть одна девушка, которой здесь тоже не очень комфортно и которая рада будет родственной душе. Поддержите друг друга.
✔︎ Развивай компетенции. Если у твоих коллег много свободного времени, которое они готовы тратить на офисные дрязги, то это не значит, что тебе нужно следовать их примеру. Используй все возможности, которые дает нынешнее место работы, для улучшения профессиональных навыков.
Инструкция по выживанию
1 Не стремись всем понравиться. Веди себя дружелюбно, но никому не навязывайся в подруги. Чтобы к тебе не лезли с лишними вопросами и не садились на шею, четко обозначь свои личные границы.
2 Придержи «синдром отличницы». Не стоит с первого же дня работы критиковать недочеты в работе отдела и выступать с новаторскими идеями. У тебя еще будет время на то, чтобы себя проявить.
3 Не рассказывай о себе слишком много. Личная жизнь, причины, по которым ты ушла с предыдущего места работы, амбициозные планы — все это оставь при себе. Не подбрасывай любительницам посплетничать такие лакомые кусочки.
4 Смотри, как нужно. Понаблюдай за поведением коллег, чтобы понять негласные правила поведения: принято ли задерживаться на работе, покупать по очереди печеньки для всех или вместе ходить обедать. Если тебе предложили принять участие в каком-то общем деле — например, скинуться на цветы имениннице, — ни в коем случае не отказывайся.
5 Почувствуй разницу. И постарайся ее сгладить. Если коллеги одеваются в H&M — прибереги дизайнерские платья и дорогие украшения для вечеринок со своими друзьями. Если все после работы торопятся забрать детей из садиков и школ, а за тобой заезжает молодой человек на крутой машине и вы едете ужинать в ресторан — не стоит это афишировать. И наоборот: если большинство твоих сослуживиц обсуждают своих домработниц и как они отдохнули за границей, рассказывать о том, что ты экономишь на молоке, точно не нужно.
6 Осторожнее в соцсетях! Проверь свои посты: если есть что-то «крамольное», удали. И вообще как можно меньше делись чем-то личным. Не торопись добавлять коллег в друзья, пока они сами не попросятся.
Искусство общения в женском коллективе
Что страшного в том, чтобы работать исключительно в женском коллективе? Почему эта тема вызывает множество споров? Ведь с одной стороны, вы работаете с теми, кто вам ближе для общения, кого вы понимаете. Но с другой стороны, женский коллектив — место для сбора сплетен, обсуждения мужей и начальства.
Когда коллектив состоит из мужчин и женщин, между ними устанавливается более или менее ровный баланс сотрудничества, основанный на качествах обоих полов. Женско-мужской коллектив отлично дополняет друг друга:
Но конкретно в женском коллективе достичь этого баланса практически невозможно. Поэтому появляется нестабильность в женском составе, и затрачивается больше энергии и усилий, чтобы поддерживать комфортную обстановку на работе.
Итак, как правильно взаимодействовать с коллегами-женщинами, и каких основных правил придерживаться при этом, расскажем в этой статье.
Особенности женского коллектива: плюсы и минусы
Женский коллектив имеет свои особенности, как в динамике профессиональной деятельности, так и в конфликтах внутри организации. Такой коллектив не самый комфортный для трудовой деятельности. Также к недостаткам женского коллектива можно отнести повышенный эмоциональный фон, присущий многим дамам, завистливость и склочность.
Однако, помимо недостатков, женские коллективы имеют и свои отличительные достоинства. К таким достоинствам относят коммуникабельность, исполнительность, доброжелательность. Женщины более реалистичны, нацелены на результат, в отличие от мужчин, зачастую летающих в облаках и не имеющих чётких целей.
Важной положительной чертой женского коллектива является возможность найти «подругу по интересам». Поскольку, в отличие от мужчин, женщины более склонны к сопереживанию, состраданию. Именно обсуждение личных тем, возможность выговориться после стресса или тяжелого разговора с начальством, в силу особенностей женской психологии, являются хорошим стимулом для дальнейшей продуктивной работы, а также поднимают настроение и работоспособность женщин.
Однако, женский коллектив – сложное и неоднозначное явление. Зачастую именно во время таких личных бесед и частого «чаепития», что является мощным средством против конфликтов на работе, распространяются сплетни, плетутся интриги, и развивается скрытая конкуренция. А это в свою очередь, является поводом к новым конфликтам в организации, допускать которые, а уж тем более — быть их участницей, лучше не стоит.
Немаловажной характерной чертой женского интеллекта является любознательность, стремление расширить кругозор по средствам общения и взаимодействия с людьми различного социального статуса и направления деятельности.
Интересно, что среди выводов ученых о характерных чертах деловой женщины, особое место отведено яркой индивидуальности. Она также обладает высоким уровнем общей и интеллектуальной
активности, стремится постоянно поддерживать свой вешний вид. В силу гибкости характера, женщина наиболее оперативно переключается с одной социальной роли (работник) на другую (жена, мать). Поддержка или ее отсутствие со стороны семьи оказывает серьезное влияние на работоспособность и
конфликтность женщины в коллективе.
Делая вывод, можно сказать, что вопреки распространенному мнению об исключительно отрицательных чертах женского трудового коллектива, он также имеет неоспоримые достоинства. Среди них:
Основным залогом эффективной деятельности организации и ее процветания в целом является сбалансированный эмоциональный фон женского трудового коллектива и благоприятная психологическая атмосфера предприятия.
Зачастую многие женщины, только устроившись на новую должность, стараются в первую очередь наладить общение с товарищами, а затем уже приступают к изучению своей деятельности.
Когда в женском коллективе благоприятная и благожелательная атмосфера, женщине комфортно и удобно в такой среде. Именно поэтому многие работницы предприятий, получая копейки за свою деятельность, остаются верны конкретному месту работы. Ведь не известно, как сложится атмосфера в другом коллективе, хоть и зарплата у них выше.
Принципы выживания в женском коллективе
Общаясь с женщинами-коллегами, в первую очередь опирайтесь на собственный опыт и интуицию. Вы должны прекрасно понимать, что не всё сказанное женщиной, имеет прямой смысл. Если вы услышали в свой адрес критику — оцените, имеет она здравый смысл и почву под собой или нет. Если критика обоснованная, прислушайтесь к словам собеседницы, если нет — пропустите слова мимо ушей, общение с хамами не должно нарушать рабочий процесс.
Когда коллега жалуется вам на мужа, ребёнка, свекровь или начальника — слушайте её, жалейте, сочувствуйте. Но ни в коем случае не становитесь на её сторону, начиная говорить, какой муж подлец, свекровь — стерва, а ребёнку необходимо больше контроля. Иначе в игру вступит защитная реакция женщины. Да, она жалуется на близких, но это лишь желание выговориться, а критика с вашей стороны для неё неприемлема.
Сплетни о начальстве — вообще последнее дело, они могут обернуться против вас самой. И потом вы никому не докажете, что вы лишь поддержали мнение собеседницы.
На новом рабочем месте не устанавливайте своих правил по типу «А вот на прошлой работе мы делали не так, а вот так». Такие слова воспринимаются в штыки. Если вам больше нравилась прошлая работа, зачем вы с неё уволились?
Не забывайте, что угрюмых людей не любят ни в какой сфере. Поэтому старайтесь больше улыбаться и быть доброжелательной. Только улыбка должна быть искренней, иначе вас сочтут двуличным человеком без собственного мнения, подстраивающимся по ситуацию.
О себе рассказывайте только общую информацию, и то, в нейтральном ключе. О чём именно не стоит говорить — решайте сами, но молчать не стоит. Иначе коллеги додумают всё сами, и будут яростно обсуждать ваше поведение. Последствия у этого могут быть плачевными.
Женщины любят, когда ими интересуются. Поэтому выучите имена и возраст детей и внуков всех сотрудниц (желательно) или хотя бы тех, с кем встречаетесь чаще всего. Периодически спрашивайте, как поживают эти самые дети и внуки. Так вы проявите уважение и покажете своё небезразличие к словам собеседницы.
Участие в офисной жизни — непременный залог успеха в команде. Поливайте цветы, скидывайтесь на кофе, чай и вкусняшки, даже если вы не участвуете в чаепитиях. Принесите свою кружку и не устраивайте истерик, если кто-то из коллег воспользовался ею.
Если вам необходима помощь по какому-то вопросу, но вы боитесь задать его начальнику, спросите совета коллег. За полученную подсказку не забудьте высказать благодарность.
И запомните главное правило: никогда и ни при каких обстоятельствах не обсуждайте коллег за их спиной, и не распространяйте о них слухи, вне зависимости от того, заслуженно это или нет. Если вам что-то не нравится, скажите об этом мягко, но напрямую человеку. Поверьте, интриганов и сплетников не приветствуют в коллективе, и всячески стараются их выжить. Если же кто-то из коллег сам старается «облить грязью» кого-то из сослуживиц, придерживайтесь нейтральной позиции.
Напоследок отметим: от того, как вы покажете себя в коллективе, и как будете себя вести, будет зависеть, как к вам будут относиться в дальнейшем. Если в женском составе царит атмосфера уюта, взаимопомощи и доброжелательности, то и работаться всем будет легче и комфортнее.