как написать президентский грант по культуре образец
Заявка на грант — образец заполнения и процедура подачи
Где взять средства на открытие бизнеса, если у вас есть только идея? Получите финансовую помощь от государства или специальных фондов. Для этого подайте заявку на грант. Рассмотрим, как увеличить шансы ее одобрения, какие документы подготовить и нюансы, сокращающие срок принятия решения.
В каких случаях стоит подать заявку
Возможность безвозмездно получить средства на реализацию дела привлекает начинающих бизнесменов. Однако не все виды запускаемых стартапов подходят под получение грантов — для этого они должны отвечать определенным критериям:
Открытие ломбарда или очередного продуктового магазина — это не то, что хотят видеть грантодатели в проектах соискателей. Идея должна быть не заимствованной, а оригинальной.
Грантодателей не всегда интересуют сугубо коммерческие идеи, направленные на получение прибыли. Курсы в сфере профориентации сирот или трудоустройство инвалидов рассмотрят в первую очередь.
Любой проект, претендующий на грант, должен иметь определенные цели. Если они размыты и неясны, не удастся доказать значимость идеи и получить денежные средства.
Определите для себя, что, в каких объемах и для чего потребуется. Далее подыскивайте грантовые программы и фонды, дающие средства под нужные вам цели.
Обратите внимание, что о значимости и уникальности идеи грантодатель должен узнать еще не открывая бизнес-план, а лишь просмотрев титульный лист заявки. Формулируйте цели и название, тщательно выбирая слова.
Решение должно быть нетривиальным, новаторским и требующим минимума вложений при максимуме отдачи.
Важно правильно подготовить заявку — это тот документ, на котором основывается решение грантодателя.
Пример заполнения заявки на грант
Решив найти средства на проект в государственных или социальных фондах, многие стартаперы идут одним из двух путей:
Затраты значительны, а за результат ручаться невозможно — квалификацию наемного специалиста заранее оценить сложно. Кроме того, даже эксперт не сможет вникнуть в проект лучше, чем вы сами и доказать значимость идеи инвесторам.
Это тоже не всегда дает хороший результат — каждая программа субсидирования имеет собственную документацию, и найти точные примеры вряд ли удастся. Как мы видим, оба подхода неправильны.
Ф орма любой заявки — это подобие бизнес-плана, который подготавливают для получения инвестиций или кредита для бизнеса.
Однако есть и различия:
У специалистов должно возникнуть правильное (и положительное) представление о проекте, его реалистичности и пользе. Корректное оформление разделов немаловажно.
Образец заполнения основных пунктов
Вне зависимости от фонда, который предлагает спонсорскую помощь и формы документации, любая заявка содержит ряд ключевых разделов. Мы приводим краткие рекомендации по их заполнению.
Обычно при объявлении конкурса сам грантодатель дает форму заявки и бланки бизнес-плана. Если этого требования нет, следуйте распространенным правилам.
Большинство специалистов, изучающих заявки, читают только аннотацию.
В этом разделе приводят сводные данные о целях, ресурсах проекта, его значимости, авторе. Логично заполнять ее на последнем этапе, когда основная часть заявки подготовлена.
Финансовые и технические разделы заявки на грант
При реализации идеи повышения финансовой грамотности подростков показателями успеха станут отчетные ведомости о сдаче экзаменов, количество прошедших учебный курс, охват аудитории в процентном выражении и прочее.
Как подать и какие документы еще могут потребоваться
Претендующая на грант организация обязана передать в фонд пакет документов. В зависимости от идеи комплект может разниться, но основные бумаги остаются неизменными.
Большим плюсом в биографии директора или учредителя будет подтвержденная информация о его достижениях в выбранной области.
Заявку подать не сложно: достаточно правильно оформить идею и собрать необходимые документы.
Как заполнить — полезные советы
При составлении заявки претенденты сталкиваются с трудностями. Мы собрали практические советы, которые упростят задачу:
Так, налогообложение ИП и ООО даже в рамках одной системы сильно отличается, и если не знать нюансов, можно внести в финансовый план некорректные данные.
Заключение
Первое, что видят специалисты государственных органов, фондов при рассмотрении проекта — это заявка. Какой бы дар убеждения ни имел предприниматель, впечатление складывается при ее изучении. Если документ не отражает реальных целей, не раскрывает процесс реализации, до «очной» защиты может и не дойти.
Уважаемые читатели! Если у вас появились вопросы или уточнения по теме статьи, пожалуйста, оставляйте комментарии! Мы постараемся в будущем раскрывать самые актуальные для вас темы. Ждем ваших оценок и мнений!
Автор: Людмила Побережных С уважением отношусь к тем, кто отважился на создание собственного бизнеса.
Конкурс от Фонда президентских грантов
Некоммерческие организации с 1 сентября по 15 октября могут подать заявку на участие в конкурсе, который проводит Фонд президентских грантов. Победители получат субсидию на развитие.
Рассказываю, что нужно для участия в конкурсе.
Фонд президентских грантов организует конкурсы между неправительственными некоммерческими организациями (НКО) и распределяет денежные гранты между победителями. Деньги выделяет государство из федерального бюджета. Курирует работу фонда Сергей Кириенко — первый заместитель руководителя администрации президента.
Конкурсы среди НКО проводятся минимум два раза в год, и в этом году распределения денег больше не будет. Но с 1 сентября по 15 октября открыт прием заявок на следующий год. Кроме этого, заявку можно подать с 1 февраля по 15 марта 2021 года. Заканчивают принимать заявки в 23:30 по Москве 15 октября и 15 марта, к этому времени все участники должны предоставить необходимые документы. Опоздаете — документы не примут.
Сотрудники фонда рекомендуют отправить заявку заранее — минимум за семь дней до финальной даты. Тогда у конкурсантов остается время, чтобы поправить недочеты и отправить заявку повторно.
Конкурсантов делят на три группы: проекты суммой до 500 000 ₽, проекты суммой от 500 000 до 3 000 000 ₽ и проекты суммой от 3 000 000 до 10 000 000 ₽. В каждой группе определяют своих победителей, которые и получают грант на развитие проекта.
Победителей определяют независимые эксперты фонда — на каждый проект назначают минимум двух экспертов, они не знакомы между собой и никак не взаимодействуют. Эксперт оценивает проект по десяти критериям:
По каждому критерию эксперты начисляют от 0 до 10 баллов. Затем из оценок экспертов высчитывают среднее арифметическое — это и будет общий балл конкурсанта. У проектов с большей суммой баллов выше шанс получить грант.
Если мнения экспертов сильно разнятся, их работу проверяют специалисты фонда. Затем результаты оценок рассматриваются на совещании Координационного комитета и объединенного экспертного совета.
На заключительном этапе конкурса экспертный совет определяет проходной балл в каждой ценовой группе и составляет список победителей. Например, в предыдущем конкурсе на сумму проекта до 500 000 ₽ победили конкурсанты, набравшие больше 60 баллов; на сумму проекта от 500 000 ₽ и до 3 000 000 ₽ — 65 баллов.
Например, к участию допускаются организации, которые занимаются:
В конкурсе может участвовать организация, которая соответствует определенным критериям. О них рассказываю подробно.
Направление деятельности. Организация должна заниматься только теми направлениями, которые перечислены выше. Если организация развивает два направления — одно из которых социальное, а другое коммерческое — в конкурсе ей участвовать нельзя. Например, претендовать на президентский грант не может компания, которая помогает детям с ДЦП и продает постельное белье. Во-первых, продажи постельного белья нет в списке рабочих направлений. Во-вторых, продажа белья — это уже коммерческая деятельность, где главная цель — получить прибыль. Если у организации несколько направлений, то все они должны соответствовать списку.
В конкурсе на сумму больше 500 000 ₽ могут участвовать организации, зарегистрированные минимум за год до конца даты приемы заявок. В нашем случае предельный срок регистрации — 15 октября 2019 года.
Компании, у которых нет долгов, судов и все в порядке с видами деятельности, могут собирать необходимые документы и отправлять заявку на конкурс в Фонд президентских грантов.
Правила подачи и формы заявок на конкурс 2021 г.
С 08 февраля 2021 года по 08 апреля 2021 года Минкультуры России осуществляет сбор материалов и документов соискателей грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (далее – гранты).
1. Цели конкурса: содействие формированию единого культурного пространства, созданию культурных ценностей, сохранению культурного наследия России и распространению лучших достижений в сфере культуры и искусства России.
2. Основные приоритеты и критерии:
содействие формированию единого культурного пространства;
сохранение культурного наследия России;
распространение лучших достижений в сфере культуры
и искусства России;
духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
актуальность и общенациональная значимость проекта;
инновационный характер проекта;
перспектива и результаты реализации проекта.
3. Перечень разделов конкурса:
изобразительное искусство, дизайн и архитектура;
хореографическое, цирковое искусство;
художественные промыслы и ремесла.
4. Гранты присуждаются Президентом Российской Федерации
по результатам конкурса, проводимого Минкультуры России. Гранты присуждаются физическим лицам, гражданам Российской Федерации. Конкурс проводится в два этапа.
5. Гранты выдаются в виде целевых безвозмездных субсидий на реализацию творческого проекта в размере 1 млн. рублей. Объем средств, расходуемых на материальную поддержку получателя гранта и членов его творческого или научного коллектива, не может превышать 50 процентов суммы гранта.
6. Списки получателей грантов Президента Российской Федерации публикуются на сайте Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru/ 2-ой квартал 2022 года).
7. Сроки реализации проекта: с момента заключения договора и не позднее 01 декабря 2022 года.
8. Получатели грантов Президента Российской Федерации отчитываются перед Минкультуры России об их расходовании и о результатах своей творческой, организационной или научной деятельности в соответствии
с договором.
II. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ
1. Соискателями могут выступать граждане Российской Федерации, ведущие активную деятельность в сфере культуры, искусства, образования как индивидуально, так и в организациях культуры и искусства, в научных и образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы.
2. Соискатели грантов могут подавать заявки на получение гранта как индивидуально, так и в составе творческих или научных коллективов. Число участников творческого или научного коллектива, выступающего соискателем гранта, не ограничивается.
3. Каждый соискатель индивидуально либо в составе творческого или научного коллектива имеет право представить на ежегодный конкурс только одну заявку.
4. Не допускаются к конкурсу заявки:
на завершенные или находящиеся в стадии реализации проекты;
на коммерческие проекты,
на проведение конкурсов и фестивалей, юбилейных торжеств;
на строительство зданий,
на издание художественной литературы, периодики, учебников и учебных пособий,
на плановые работы организаций.
5. Не рассматриваются заявки:
не соответствующие требованиям, оформленные с нарушением условий данного конкурса;
представленные не в полном объеме,
поступившие вне указанных сроков.
6. Отзывы и рецензии на представленные материалы и документы,
не выдаются.
7. Присланные на конкурс материалы не возвращаются.
8. Характеристика с указанием достигнутых результатов и оценкой успешности реализованного проекта в рамках гранта Президента Российской Федерации не выдается.
III. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, подаваемые на конкурс
3. Форма 2. Описание проекта (Приложение 3). Описание в объеме не более 100 листов с изложением основного содержания проекта, обоснованием значимости проекта, методов исполнения и предполагаемых результатов, перспектив дальнейшего использования этих результатов;
4. Форма 3. Календарный план (Приложение 4);
6. Форма 5. Анкетные сведения (Приложение6). Подается на заявителя и всех основных соисполнителей проекта;
7. Форма 6. Согласие на обработку персональных данных заявителя (Приложение 7);
8. Копия паспорта заявителя (1.разворот с фотографией, 2.страница с пропиской);
9. Копия трудовой книжники заявителя, заверенная отделом кадров (1.разворот, 2.последний лист с записью);
10. Копия учредительных документов организации, заверенная нотариально или самой организацией (Устав в действующей редакции, изменения в Устав, приказы и т.д.);
В случае, если заявка подается в индивидуальном порядке без указания места работы заявителя, по пункту 9 предоставляются следующие документы:
9.1. Копия диплома о высшем образовании в сфере культуры и искусства;
9.2. Копия диплома (сертификата, удостоверения и т.д.) о повышении квалификации, прохождении курсов в сфере культуры и искусства;
9.3. Копия удостоверения о членстве в творческих Организациях или Союзах Российской Федерации. Копия учредительных документов организации (Устав в действующей редакции, изменения в Устав, приказы и т.д.).
11. Информационное письмо-гарантия, о том, что проект не является плановым и будет реализовываться в результате получения гранта и не ранее. (в шапке письма – Межведомственный совет по присуждению грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства):
в случае, если проект осуществляется без посредничества какой-либо организации, самостоятельно – Письмо в произвольной форме оформляется за подписью грантозаявителя;
в случае, если проект осуществляется при посредничестве организации-заявителя – Письмо в произвольной форме оформляется на бланке организации за подписью руководителя организации, заверенной печатью организации.
12. Письма, в случае их наличия, подтверждающие:
согласие на участие в проекте (в случае, если в проекте будут задействованы конкретные лица);
предварительные договоренности о допусках на объекты (в случае, если проект предполагает проведение съемок на конкретных объектах – библиотеки, музеи, театры и т.д.);
предварительные договоренности о трансляции результатов проекта в СМИ (в случае, если проект предполагает показы на телеканалах, онлайн-кинотеатрах и других официальных платформах в сети Интернет).
13. Если в рамках проекта планируется выпуск издания (кроме издания художественной литературы, периодики, учебников и учебных пособий) прикладывается экземпляр рукописи в количестве не более 50 листов. В случае, превышающем указанный объем, прикладывается полная рукопись в электронном виде;
14. Проект может содержать другие приложения в виде дополнительных материалов (фотографии, копии документов и т.д.).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЗАЯВКИ:
15. Заявка должна быть оформлена в формате листа А4, расположение страниц – книжное, название шрифта – Times New Roman; кеглем (размером шрифта) № 13 или № 14, с полуторным интервалом между строками, верхнее, левое и нижнее поля документов должны составлять 20 мм, правое поле – 10 мм);
16. Все материалы и документы оформляются на русском языке;
18. Все материалы должны быть оформлены в папку-скоросшиватель формата А4.
IV. СРОКИ И АДРЕС ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК:
С 08 февраля 2021 года по 08 апреля 2021 года[1]
Оригиналы всех документов и материалов направляются в Департамент регионального развития и приоритетных проектов Минкультуры России
по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Малый Гнездниковский пер., д.7/6, стр. 1,2, с указанием наименования конкурса: «На соискание грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства»
Справочная информация по тел. 8 495 629-10-10 (1495), Санаева Светлана Борисовна.
[1] Минкультуры России не несет ответственности за задержку доставки документов и материалов почтовыми и курьерскими службами
Как написать президентский грант по культуре образец
Почему важно подать заявку по своему грантовому направлению? Вашу заявку будут оценивать эксперты с опытом именно в этом грантовом направлении. Для объективной и корректной экспертной оценки вашего проекта важно, чтобы заявка попала именно к тем экспертам, которые компетентны в этой области.
Если вы подаете заявку на основе долгосрочного проекта, приготовьтесь четко обосновать выбранные сроки.
Убедите экспертов, что проект необходимо реализовать в более длительный промежуток времени, и объясните, почему целей проекта невозможно достичь в стандартный срок.
Если вы подаете на конкурс долгосрочный проект:
Если вы подаете заявку по направлению «Выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства», изучите особенности направления до того, как начнете заполнять заявку.
Поле «1.1 Тематика грантового направления» Тематика — это уточнение сферы деятельности по проекту в рамках грантового направления. Важно выбрать наиболее подходящую тематику, чтобы ваша заявка оказалась у экспертов с опытом в конкретной сфере и они бы смогли оценить ваш проект по достоинству.
Проверьте, насколько грамотно оформлено название вашего проекта.
В этом поле ответьте на вопрос: что будет происходить?
Пишите своими словами. Избегайте сложных, тяжелых формулировок; представьте, что рассказываете о проекте коллеге или другу. Помните, что в этом поле вам нужно указать только краткое описание проекта, его суть, детали описывать не нужно.
Проверьте текст на грамматические и орфографические ошибки. Краткое описание проекта будет публичным: оно появится на сайте фонда, и, вполне возможно, в социальных сетях и в СМИ.
Поле «3.1. Полное описание проекта, презентация проекта»
Если хотите, загрузите в это поле дополнительную, новую информацию о проекте, которая не поместилась в поле «Обоснование социальной значимости проекта». Прикрепите презентацию проекта в формате PDF.
Это необязательно, но поможет экспертам лучше понять проект, особенно если он претендует на уникальность и содержит новые решения или методики.
Не стоит дублировать в презентации все то, что вы уже указали в заявке. Презентация помогает представить основную идею проекта визуально, дать экспертам новую информацию о проекте и подчеркнуть наиболее значимые моменты.
Если при подготовке заявки проект находится на этапе реализации, загрузите в это поле уже разработанные документы и материалы.
Поле «3.2. Видео о проекте»
Если вы хотите дать экспертам более широкое представление о проекте, добавьте в это поле не более трех ссылок на видеоролики об актуальности проекта.
Это может быть видеообращение руководителя или команды проекта, история о территории или о целевой группе, которая бы наглядно демонстрировала наличие проблемы. Это может также быть видеовизитка, реклама, анонс, учебный фильм, информационный сюжет. Ролик должен быть размещен в открытом доступе.
В этом поле укажите территорию реализации проекта.
География должна быть реалистичной. Перечислите только те населенные пункты и территории, где непосредственно будете проводить мероприятия проекта, и при необходимости те территории, где находятся представители целевых групп, с которыми вы планируете взаимодействовать в рамках мероприятий проекта.
Это могут быть только один или несколько конкретных муниципалитетов, один или несколько отдельных регионов, один или несколько федеральных округов либо сразу вся страна.
Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих строчках раздела.
Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане должны начинаться не ранее 1 февраля 2022 г. и завершаться не позднее 31 июля 2023 г.
Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом длиться дольше 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане должны начинаться не ранее 1 февраля 2022 г. и завершаться не ранее 1 августа 2023 г. и не позднее 31 января 2025 г.
Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих строчках раздела.
Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане должны начинаться не ранее 1 февраля 2022 г. и завершаться не позднее 31 июля 2023 г.
Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом длиться дольше 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане должны начинаться не ранее 1 февраля 2022 г. и завершаться не ранее 1 августа 2023 г. и не позднее 31 января 2025 г.
Укажите одну или несколько целевых групп проекта — людей, на работу с которыми направлен проект.
Формулируйте каждую целевую группу максимально конкретно. Например, если вы собираетесь работать с детьми из малообеспеченных семей, будет недостаточно обозначить целевую группу общей категорией «Дети»: в нее входит слишком много разных детей и проблемы у детей из обеспеченных семей и малообеспеченных семей будут разными.
Как правило, основная целевая группа в проекте одна. Она может включать в себя людей разных полов, возрастов и социальных категорий, но их всех должна объединять одна общая проблема. Для описания целевой группы проекта используйте собственную формулировку. Опишите с помощью нее то общее, что объединяет разные категории людей.
Указывайте только те группы, с которыми действительно будете работать. Во время оценки заявок эксперты проверяют, для всех ли целевых групп обоснованы проблемы, обозначены цели, запланированы мероприятия в календарном плане и указаны ожидаемые результаты от реализации проекта. Прописывайте эти блоки для каждой целевой группы, чтобы спроектировать более целостный проект и написать по нему более сильную заявку.
Типичные ошибки в выборе целевых групп:
Указаны несколько целевых групп, не объединенных одной проблемой.
Например, вы решили на всякий случай указать всех, чтобы эксперты увидели, как важен ваш проект, что он полезен и детям, и матерям-одиночкам, и пенсионерам.
Целевая группа размыта или слишком широка.
Например, вы указали людей с ОВЗ в качестве целевой группы. При этом люди с ОВЗ бывают разные: инвалиды по слуху, по зрению, маломобильные — и подход к ним тоже потребуется разный.
Указаны несколько целевых групп, при этом в рамках проекта вы будете работать только с одной. Остальные станут благополучателями проекта — теми, на кого он тоже окажет влияние.
Например, от того, что дети научатся играть в дворовые игры, выиграют и родители. При этом весь проект мы в первую очередь посвящаем решению проблем детей. Родители, во-первых, станут благополучателями проекта, во-вторых, внесут собственный вклад в достижение цели проекта, когда прослушают образовательные семинары и станут поддерживать и поощрять дворовые активности детей.
Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.
Чтобы правильно заполнить это поле, постарайтесь точно и емко ответить на следующие вопросы.
1. Каких людей касается проблема?
Вначале коротко укажите целевую группу проекта: ее состав и количество ее представителей на территории реализации проекта.
В этом поле напишите о целевых группах кратко: раскрыть описание каждой целевой группы вы сможете в поле «7. Целевые группы проекта».
2. В чем заключается проблема?
Социальная проблема — это всегда отсутствие или недостаток чего-либо, неудовлетворительное состояние жизни целевой группы. Чтобы сформулировать проблему, опишите, что сейчас конкретную целевую группу не устраивает.
Если в рамках проекта вы работаете с несколькими целевыми группами, то в заявке либо покажите, что у этих групп есть общая проблема, либо укажите для каждой целевой группы отдельную проблему.
Сформулируйте проблему максимально четко и конкретно. Например, недостаточно написать «проект решает проблему образования»: из такой формулировки непонятно, что именно не так у целевой группы. Более конкретная и понятная формулировка: «Проблема, на решение которой направлен проект заключается в том, что у старшеклассников в городе Сарапуле нет возможности получать дополнительное техническое образование».
3. Актуальна ли проблема для выбранной целевой группы на выбранной территории реализации проекта?
Убедитесь, что проблема волнует не только вас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.
Приведите результаты собственных исследований целевой группы (наблюдения, опросы, интервью), а также результаты сторонних исследований со ссылками на результаты исследований и источники.
Укажите конкретные цитаты СМИ, представителей органов власти и выдержки из официальной статистики, которые касаются выбранной целевой группы на выбранной территории, со ссылками на СМИ, интернет-сайты и другие источники.
Узнайте, как представители целевой группы решают проблему самостоятельно. Предпринимают ли они собственные инициативы? Насколько охотно откликаются на инициативы других? Важно понять уровень вовлечения целевой группы в процесс решения проблемы, чтобы сделать верный вывод об ее актуальности.
4. Каковы причины существования проблемы?
Чтобы смягчить или решить социальную проблему, нужно понять причины ее существования.
Возможно, в процессе выявления причин вы обнаружите, что проблема, которую нашли, на самом деле — следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы.
Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но этого оказывается недостаточно для их полноценного развития.
Если вы поразмышляете глубже, то, возможно, придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице — лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной перспективе ее смогут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах.
Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причин, которые приводят к проблеме, вы не сможете предложить эффективного способа ее решения.
Кроме того, логика социального проектирования предполагает, что причины существования проблемы напрямую связаны с задачами проекта. Устранение каждой из причин существования проблемы — это задачи проекта. Не забудьте указать по одной задаче на каждую причину существования проблемы в поле «11. Задачи проекта».
Отсутствие денежных ресурсов, оборудования или объекта недвижимости у организации либо неэффективные, на ваш взгляд, действия органов власти могут быть не единственными причинами существования проблемы. Смотрите глубже.
5. Как именно вы хотите изменить существующую проблемную ситуацию?
Опишите, что вы собираетесь сделать в рамках реализации проекта. Укажите, какие конкретные улучшения наступят для целевой группы благодаря реализованным мероприятиям проекта. Поясните, какой должна быть ситуация в вашем понимании, ответьте на вопрос: а как должно быть?
6. Кто еще занимается решением этой проблемы на выбранной территории?
Коротко перечислите, какие организации вовлечены в решение проблемы, сколько человек они охватили и каких результатов добились. Используйте результаты опросов и приводите численные показатели.
В случае если ваша организация уже реализовывала социальные проекты для решения заявленной проблемы, покажите ваши результаты. Опишите, какой позитивный сдвиг произошел в жизни представителей целевой группы, а чего все еще не хватает и почему нужно продолжать заниматься этой проблемой.
В случае если вы получали грант на реализацию проекта по этой теме, укажите, каких результатов в решении проблемы вы достигли и почему этого оказалось недостаточно и вы снова обратились за помощью.
Например, вы создали мобильную службу помощи людям, оказавшимся на улице. У вас есть выездная бригада, которая два раза в неделю ездит по местам ночевки бездомных и оказывает первую помощь на месте.
Оказалось, что этого недостаточно, и теперь вы хотите создать стационар. Приведите результаты проделанной работы и покажите свой опыт в решении проблемы. Расскажите, почему создание стационара — следующий логичный шаг.
К примеру, если появится такой стационар, вы сможете более качественно помогать целевой группе: не просто оказывать скорую медицинскую помощь, а предоставлять полноценное лечение.
7. Каковы возможные последствия развития проблемы?
Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте: что будет, если проблему не решать? Ухудшится ли состояние целевой группы или останется таким же, как сейчас? Чем это плохо? Если вы поняли, что последствия не критические, почему все-таки хотите заниматься выявленной проблемой? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, насколько серьезные изменения для целевой группы возможны в результате реализации вашего проекта и насколько высока его социальная значимость.
Типичные ошибки в постановке проблемы целевой группы
Проблема не имеет отношения к выбранной целевой группе.
Например, целевая группа обозначена как молодые учителя со стажем работы до 2,5 лет, а проблема — как недостаток квалифицированных кадров. Кажется, проблема не у молодых учителей, а у администраций школ.
Указаны несколько проблем целевой группы вместо одной либо есть общее описание проблемной ситуации, но в чем конкретно проблема, эксперту приходится догадываться самостоятельно, после того как тот изучит календарный план.
Например, проблема обозначена так: в ряде случаев человек с инвалидностью замыкается в себе, теряет интерес к активной деятельности и здоровому образу жизни, с пессимизмом относится к своему будущему (проблема №1), а технические средства реабилитации, которые выдает и оплачивает государство, зачастую не используют или используют не в полном объеме (проблема №2). Человек не получает информационной поддержки для обеспечения непрерывной реабилитации (проблема №3).
Проблема поставлена очень широко, но относится к небольшому количеству представителей целевой группы.
Например, проблема обозначена так: российская экономика ухудшается, поскольку молодежь не испытывает чувства патриотизма и уезжает за границу; мы проведем встречи школьников с ветеранами и заодно решим демографическую проблему и проблему связи поколений.
А на самом деле выясняется, что проблема в другом: дети в младшей школе конкретного села не интересуются историей родного края по причине того, что никто им об этом не рассказывает.
После прочтения хочется задать вопрос: «И что?». Непонятно, что указанная проблема — это действительно проблема.
Например, появляется такая формулировка проблемы: в городе нет секции бокса для пенсионеров. Возникает вопрос: и что, в чем конкретно проблема? Неужели все пенсионеры должны быть боксерами?
Проблема сформулирована нечетко, общими словами, заумными фразами, из которых непонятно, в чем конкретно состоит проблема у выбранной целевой группы.
Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.
Система заполнения заявки дает возможность добавить в это поле текст объемом 5000 символов вместе с пробелами. Если вам не хватило символов, чтобы заполнить это поле, прикрепите отдельный документ в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».
Поле «8.2 Обоснование необходимости реализации проекта в пределах срока, превышающего стандартный»
В этом поле четко обоснуйте выбранные сроки реализации проекта. Убедите экспертов, что проект необходимо реализовать в более длительный промежуток времени, и объясните, почему целей проекта невозможно достичь в стандартный срок.
Сформулируйте, почему невозможно добиться изменений для целевой группы в стандартный срок, и опишите процесс создания этих изменений поэтапно.
Фонд с наибольшей вероятностью доверит реализацию долгосрочного проекта за счет средств гранта опытной организации с очень опытной командой. Это те, у кого уже есть более пяти лет опыта в сфере, реализовывали проекты в этом направлении уже не раз и смогут реализовать крупный проект без потери качества.
В этом поле укажите цель вашего проекта: каким будет ваше решение проблемы целевой группы. Придерживайтесь следующих принципов.
Цель проекта — это решение выявленной проблемы, и точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно и конкретно вы определили проблему.
Чтобы определить цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое вы хотите изменить,— и «должно быть» — позитивное состояние, к которому вы хотите привести целевую группу с помощью реализации своего социального проекта.
Например, вы выявили такую проблему: «Старшеклассники города Сарапула хотят учиться робототехнике, чтобы поступать в вузы на технические специальности, но у них нет возможности такого обучения».
Тогда целью проекта станет: «Организовать дополнительное обучение робототехнике с уклоном на подготовку старшеклассников города Сарапула к поступлению на технические специальности в вузы».
Бывает так, что в процессе решения одной проблемы вы помогаете разрешить другую и эффект от реализации вашего проекта охватывает разные сферы жизни. Это не означает, что в заявке нужно описывать все проблемы, которые охватит деятельность в рамках проекта, и ставить несколько целей.
Например, проблематика вашего проекта — социальная изоляция детей-сирот в одном из городских интернатов. Целью проекта будет социальная адаптация детей-сирот, и в рамках проекта вы будете возить детей на экскурсии по историческим местам.
Здесь возникает соблазн поставить вторую цель проекта: приобщение детей к культуре родного края. Этого делать не нужно, поскольку это скорее дополнительный эффект от деятельности в рамках вашего проекта и он напрямую не связан с его основной проблематикой.
Чем более узко вы определите проблематику проекта, чем точнее поставите его цель, тем логичнее будет ваш проект — а значит, тем легче вам будет его разработать.
Если у вашего проекта все же стоят несколько целей, укажите каждую в отдельном поле.
Цель более узкая, чем проблема, или решает только одну из причин проблемы.
Например, выявленная проблема состоит в том, что люди, передвигающиеся на инвалидных колясках, не могут устроиться на работу, а цель проекта — научить этих людей шить игрушки.
Цель более широкая, чем проблема.
Например, выявленная проблема заключается в том, что у жителей района нет возможности заниматься зимними видами спорта, а цель проекта — приобщить людей к здоровому образу жизни.
Цель не соответствует проблеме.
Например, есть проблема: у школьников отсутствует возможность получить бесплатное дополнительное гуманитарное образование, а цель — повышение уровня знаний школьников по истории родного края.
В поле «Количественные результаты» графе «Наименование показателя» необходимо определить группы людей в связке с ожидаемыми положительными изменениями для них по итогам реализации проекта, и указать их планируемое количество в графе «Значение». Например, «Учащиеся 10-11 классов школ района, определившиеся с выбором профессии», «Дети города N с ограниченными возможностями здоровья по зрению, воспользовавшиеся оцифрованными материалами по краеведению».
Важно проследить, чтобы общее количество людей, указанных в данном разделе, соответствовало суммарному количеству людей, указанных в поле «Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план».
В поле «Качественные результаты и способы их измерения» важно конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у каждой из целевых групп после реализации мероприятий проекта?», а также продумать и описать способы измерения этих изменений и проверки, что запланированные качественные результаты будут достигнуты.
В этом поле опишите задачи, которые помогут вам достигнуть цели проекта. Каждую задачу указывайте в отдельном поле — все задачи автоматически появятся в разделе заявки «Календарный план».
Задача — это составляющая цели, которая решает конкретную причину существования выявленной проблемы.
Например, есть проблема: дети 7-10 лет, которые живут в нашем поселке, хотят играть на улице с друзьями, но не имеют такой возможности, потому что утрачена традиция дворовых игр.
Ставим цель: создать условия для того, чтобы дети снова играли во дворе. Отвечаем на вопросы. Почему возник этот разрыв между проблемой и целью? Что мешает нам достичь желаемого результата? Из-за чего ситуация такая, какая она есть?
Находим причины возникновения проблемы. Решением каждой из этих причин будет конкретная задача.
Причины возникновения проблемы:
Решением каждой из этих трех причин будет конкретная задача:
Задача — это общая формулировка того, что должно быть сделано, направление движения. Когда вы формулируете задачу, вы определяете, какие препятствия между проблемой и целью необходимо преодолеть.
Мероприятия — это конкретные шаги, действия, которые происходят в определенное время в определенном месте и имеют конкретный результат.
Задача всегда шире, чем мероприятие, потому что для решения задачи нужен комплекс мероприятий. Например, если мы проведем серию лекций для волонтеров, будет ли это означать, что задача подготовки волонтеров для игры с детьми решена? Не будет. Чтобы выполнить эту задачу, нам необходимо провести комплекс мероприятий, включая поиск и отбор волонтеров, их обучение и проверку результатов в формате экзамена, а также отработку пробного занятия с детьми на практике.
При этом важно вовремя перестать дробить действия на мелкие составляющие и отделить мероприятия от подготовительной работы. Например, «проведение обучающих занятий по дворовым играм» — это одно мероприятие, несмотря на то что и занятий несколько, и готовиться к ним нужно. Соотнесите мероприятия с проблемой и постарайтесь ответить на вопрос: связано ли конкретно это мероприятие с решением проблемы, способствует ли оно непосредственно достижению цели?
Перечислите названия организаций, имена и должности лиц, готовых оказать поддержку в реализации вашего проекта.
Поле «12.1 Письма поддержки, соглашения о сотрудничестве и иные аналогичные документы»
Письма поддержки должны быть конкретными. Если речь идет о подтверждении партнерского вклада в проект, то в письме должно быть указано, что конкретно готов сделать партнер и в какие сроки.
Например, вместо того, чтобы написать «организационная помощь», укажите конкретные условия, о которых вы договорились, например: «Партнер предоставляет помещения для проведения десяти мастер-классов».
Письмами поддержки можно и нужно подтвердить:
Покажите, каким образом вы будете освещать мероприятия проекта в СМИ и в Интернете, в том числе опишите договоренности с представителями СМИ, если они у вас есть.
Не забудьте включить мероприятия по информационному сопровождению в раздел «Календарный план» в вашей заявке.
В этом поле коротко опишите:
Изучите специальный урок бесплатного курса фонда по социальному проектированию, чтобы понять, зачем нужно информационное продвижение проекта и как правильно его организовать.
В этом поле укажите, будете ли вы продолжать деятельность в рамках проекта, после того как закончатся средства гранта.
Если да, напишите, какие для этого есть возможности, какие изменения предполагаются в проекте, как именно он будет способствовать улучшению состояния целевой группы и как будут использованы результаты проекта для дальнейшей работы по решению социальной проблемы.
Если в рамках проекта на средства гранта вы приобретаете дорогостоящее оборудование, опишите, как будете использовать его после завершения проекта.
Укажите, за счет каких средств вы продолжите реализацию проекта после того, как средства гранта закончатся, в случае если вы продолжите реализацию проекта.