как написать проект в 9 классе образец
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ В 9 КЛАССЕ: ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ В 9 КЛАССЕ: ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
Уважаемые ребята, руководители проектных работ, заинтересованные родители, данное пособие поможет вам выполнить интересную, но не всегда простую работу: подготовить и защитить итоговый проект в 9-ом классе.
Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект? Вообще «проект» имеет несколько определений. Например, временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или результатов. Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец. Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.
1 Есть конкретная дата начала.
2 Есть конкретная дата конца или конечный результат.
3 Результат проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый для всех, он может быть уникальным для Вас.
4 Ресурсы ограничены.
ПРОБЛЕМА — ПЛАН — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и т.д.
ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности оценка за выполнение итоговых
контрольных работ по всем учебным предметам; оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе; оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ). Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый проект.
Начало II полугодия 8 класса
Сентябрь (1-2 неделя), 9 класс
Выбор руководителя проектной работы
1 неделя октября – 2 неделя декабря
Посещение курса «Организация проектной деятельности»
Работа с руководителями проекта в рамках курса «Пишем
Защита проекта на итоговой конференции обучающихся 9
Защита проектных работ согласно определенным школой срокам проводится в форме итоговой конференции обучающихся 9 классов по направлениям.
Итоговая оценка обучающихся9-х классов складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ОГЭ. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты годовой промежуточной аттестации, проектной деятельности и комплексной работы. Итоговая оценка по предмету фиксируется в аттестате об основном общем образовании.
Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
1) По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
· Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
· Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.
Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
· Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
· Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
2) По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
3) По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
4) По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
Структура проектной работы
Любая проектная работа должна содержать следующие разделы:
1 Титульный лист (оформляется в соответствии с приложением №1).
2 Содержание (список, состоящий из обоснования проекта, описания проекта, заключения и приложений с указанием их положения по страницам в работе).
3 Обоснование проекта, в котором обосновывается значимость темы, актуальность проблемы, на разрешение которой направлен проект ;
формулируется цель проектной работы;
определяются задачи;
определяется продукт проектной деятельности;
характеризуются конкретные ожидаемые результаты.
4 Описание проекта. В этой части:
излагается путь решения проблемы, предложенные методы и способы
приводится план выполнения проекта – последовательность действий (по
этапам), привлекаемые ресурсы.
5 Ожидаемые результаты
6 Заключение. Содержит общие выводы, степень достижения целей и задач проекта.
7 Список литературы.
В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п. В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности).
Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.
Этапы организации проектной деятельности
Методическое пособие по написанию итогового проекта в 9 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ПОНЫРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОНЫРОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ В 9 КЛАССЕ: ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
Автор-составитель: Радзевич И.В.
Введение
Уважаемые ребята, руководители проектных работ, заинтересованные родители, данное пособие поможет вам выполнить интересную, но не всегда простую работу: подготовить и защитить итоговый проект в 9-ом классе.
Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект? Вообще «проект» имеет несколько определений. Например, временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или результатов. Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец. Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.
Признаки проекта:
Есть конкретная дата начала.
Есть конкретная дата конца или конечный результат.
Результат проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый для всех, он может быть уникальным для Вас.
ПРОБЛЕМА — ПЛАН — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и т.д.
Почему обучающиеся 9 класса должны писать итоговый проект?
ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам; оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе; оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ). Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый проект.
Где выпускнику 9-го класса научиться писать проектную работу?
Какие сроки подготовки и написания проекта определены школой?
Сентябрь (1-2 неделя), 9 класс
Сентябрь (3-4 неделя), 9 класс
Выбор руководителя проектной работы
Работа над проектом, консультации с руководителями проектов.
Отработка деталей проекта, создание презентации для защиты.
Защита проекта на школьных секциях методических объединений (либо конференции).
Как происходит защита проектных работ?
Защита проектных работ согласно определенным школой срокам проводится в форме итоговой конференции обучающихся 9 классов по направлениям.
Итоговая оценка обучающихся9-х классов складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ОГЭ. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты годовой промежуточной аттестации, проектной деятельности и комплексной работы. Итоговая оценка по предмету фиксируется в аттестате об основном общем образовании.
Требования к содержанию проекта
Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
1) По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.
Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
2) По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
3) По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
4) По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
Структура проектной работы (основные разделы)
1 Титульный лист (оформляется в соответствии с приложением №1).
2 Содержание (список, состоящий из обоснования проекта, описания проекта, заключения и приложений с указанием их положения по страницам в работе).
3 Обоснование проекта, в котором обосновывается значимость темы, актуальность проблемы, на разрешение которой направлен проект ;
формулируется цель проектной работы;
определяется продукт проектной деятельности;
характеризуются конкретные ожидаемые результаты.
4 Описание проекта. В этой части: излагается путь решения проблемы, предложенные методы и способы реализации проекта; приводится план выполнения проекта – последовательность действий (по этапам), привлекаемые ресурсы.
5 Ожидаемые результаты
6 Заключение. Содержит общие выводы, степень достижения целей и задач проекта.
7 Список литературы.
В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п. В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности).
Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.
Как сделать проект на компьютере в школу
Подготовка проекта в школе, умение учеником грамотно представить свою работу — это результат требований современной образовательной программы. В современной школе проекты требуют выполнять на компьютере. Как создать школьный проект.
Предполагается, что проектная деятельность раскрывает в ребенке способность мыслить и действовать творчески, формирует самостоятельность в поиске информации и ее обработке, учит ребенка готовить презентацию и представлять ее публике.
Чтобы понять, с чего начать школьный проект, нужно выбрать его тип. Школьные проекты бывают:
Материалы, презентация, то, из чего состоит и как выглядит школьный проект, будет напрямую зависеть от выбранного типа проекта.
Как написать проект в школе
Все начинается с выбора темы и понимания конечной цели. Она должна быть понятной, четкой и ясной. Чтобы работа продвигалась быстро, ученику тема должна быть интересна. Иначе никакой пользы от проектной деятельности не будет. Не получится успешно защитить проект, который не интересен даже ее создателю.
На этапе планирования решают, в каком виде представить информацию. Тогда же и определяются, какая нужна программа для создания школьного проекта на компьютере. В школе для проектов в рамках учебного класса достаточно использовать графический редактор Word. В нем набирают текст, дополняют его картинками.
Как оформить проект
Оформление проекта в младших классах
Чем младше класс, тем меньше текста и больше картинок. Ведь ребенок не только сдает распечатанный проект, но и должен уметь рассказать, о чем в нем написано, ответить на вопросы.
Оформление проекта в старших классах
Чем старше ученик, тем более строгие требования выдвигают к содержанию, качеству, количеству информации, отображенной в проекте, и к его оформлению.
Как сделать проект для школы в 9 класс, пошагово
Проект должен иметь четкую структуру:
Когда работа будет готова, ученик переходит к подготовке презентации. Презентацию удобно делать в программе PowerPoint — это простой, комфортный инструмент, отлично подходящий для подобных целей. В презентации школьник отражает основные аспекты проекта, наполняет ее графикой. Опираясь на презентацию с текстом и картинками, гораздо легче донести мысли до слушателей. Такой формат презентации удобен для докладчика: ключевые фразы текста перед глазами не дают разбежаться мыслям, даже если что-то забудется от волнения.
Шаблон индивидуального проекта для 9 классов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Число, месяц, год рождения
Введени е
Объект и предмет исследования:
Описать продукт проекта:
Глава 1. Теоретическая част ь
Описание эксперимента, практической части
Заключени е
Описание полученного результата, выводы.
Список литератур ы
Приложени е
Фото проведения эксперимента, продукт и т.д.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Положение по индивидуальному проекту для обучающихся 9 классов
ДООП «Проектная деятельность для обучающихся 14-17 лет
Возможности информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-организатора в учреждениях среднего профессионального образования
Методические рекомендации по проведению персональной выставки обучающегося в детском объединении дополнительного образования.
РП кружка «Компьютерное делопроизводство»
Презентация «Люблю тебя, мой край родной», краеведческое общество,9-11 классы
Презентация на тему: Эффективность внедрения обновленного содержания образования в Республике Казахстан
Обучение детей дошкольного возраста английскому языку через песни
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5299712 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проектная деятельность 9 класс(ОБРАЗЕЦ)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Балаково Саратовской области
ученика 9 А класса
Петрова(вой) Михаила Алексеевича
1 Физико-географическая характеристика Пугачевского района
2 Культурно-исторические достопримечательности и природа Пугачевского района
2.2 Природное наследие района
Список использованных источников
Путешествие и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное и активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и множество другого. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обсаливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, на континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.
На основании вышесказанного, можно считать выбор темы:
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
2. Исследовать культурно – исторические достопримечательности и природу Пугачевского района.
В ходе выполнения курсовой работы использовались следующие методы географических исследований: описания, исторический анализ, научная, методическая, периодическая литература, а также официальный сайт Пугачевского района, также личные полевые исследования.
1 Физико-географическая характеристика Пугачевского района
Пугачевский район расположен в северной части Заволжья. Граничит с 6 районами Саратовской области: Духовницкий, Ивантеевским на севере, Перелюбским на востоке, Краснопартизанским и Озинским на юге и Балоковским на западе. Географические координаты: 520 2` северной широты и 480 49` восточной долготы. (прил. А.)
Образован в 1928 году. Районный центр г. Пугачёв. Площадь р-на 3826км².
Численность населения 67,6 тыс.чел,в том числе в г. Пугачеве 42,тыс.чел.(63%).
Поверхность сложена неоген-четвертичными отложениями (пески, суглинки, глины), с породами каменноугольной и пермской систем в отрогах Каменного Сырта связаны месторождения известняков, доламитов (Пугачевское, Березовское, Урицкое, Новоберезовское, Каменское)и кирпично – черепичных глин (Пугачевское). Расчленённость овражно-балочной сетью средняя на севере и слабая на юге, степь эродированности почв изменяется от 50-75%.
В почвенном покрове доминируют на севере черноземы южные карбонатные, на юге –темно каштановые и остаточно –луговые, в долине реки Б. Иргиз –аллювиально-дерновые.
Растительный покров Пугачевского района однообразный, он представляет собой сложную картину, выработавшуюся под влиянием своеобразных физико–географических условий.
В лесах преобладают дуб, клены, вяз, черемуха, осокорь. Лесная растительность имеет очень небольшой процент – 20%.
Представители сохранившегося животного мира: лось европейский, благородный олень, косуля, кабан, ондатра, дрофа, стрепет [1].
2 Культурно – исторические достопримечательности и природа Пугачевского района
Оказавшись в Пугачевском районе, обязательно посетите его краеведческий музей им. К . И . Журавлева геолога-палеонтолога, этнографа, археолога, исследователя истории Саратовской области. (прил Б). Музей расположен в одном из самых старых зданий города, ведь оно является памятником архитектуры первой половины девятнадцатого века, построенном в 1836 году. Краеведческий музей – один из старейших музеев Саратовской области. Основан в 1919 году Пеньковым П.И. и Корневским Е.И. С 1921 года по 1950 г. директором музея стал К.И. Журавлев – этот удивительный человек родился 2 ноября 1901 года в селе Варваровка Николаевского уезда (ныне Пугачёвский район) Саратовской области в семье священника. Окончил сельскую школу и Николаевское духовное училище, поступил в Самарскую духовную семинарию, но из-за начавшейся Гражданской войны не смог продолжить учебу и пошел работать учителем. Константина Ивановича посвятил всю свою жизнь музею.
В музее собрано свыше 27 тыс. предметов основного фонда и более 7 тыс. – научно-вспомогательного, имеется богатейшая библиотека. В фондах краеведческого музея хранятся уникальные вещи из ризниц старообрядческих монастырей 18 – 19 вв., рукописные и старообрядческие книги 16 – 19 вв., походная церковь 17 в., кресты и т. д.Разворачивая музейную деятельность, Константин Иванович проводил активные поисково-исследовательские работы и стал прекрасным знатоком бескрайних заволжских степей. Ежегодно он организовывал полевые исследования, собирая на территориях Пугачевского, Ивантеевского, Перелюбского и Краснопартизанского районов археологические и палеонтологические материалы, пополнявшие музейные коллекции.
В мае 1926 года Константин Иванович Журавлев привез из села Кордон череп и бивни мамонта, которые до сих пор являются единственными на территории Саратовской и Самарской областей. Был обломан конец правого бивня и выломан левый зуб. Правый бивень далеко не полон, конец его обломан и излом зашлифован. Череп и бивни лежали на глубине 9,5 – 10 метров. (прил Б.). К.И. Журавлев много времени уделял геологическим исследованиям края. Он, например, установил, что местные известняки относятся к верхнекаменноугольному периоду, а не к пермскому, как считалось ранее. Это заставило специалистов по-новому взглянуть на геологическое строение Заволжья.
В 1931 году К.И. Журавлев серьезно занялся палеонтологией. Это было связано с началом разработки Савельевского месторождения горючих сланцев на реке Сакме в Краснопартизанском районе Саратовской области. В руднике он нашел два скелета ихтиозавра и полный скелет плиозавра, которые собрал и впервые в нашей стране установил в музее.(прил.Б,). Это говорит о том, что уже 1930-х годах экспонаты Пугачевского музея имели мировое научное значение. К 1940 году К.И. Журавлев стал известным в СССР ученым-палеонтологом. Его труды печатались в центральных журналах: «Известия Академии наук СССР», «Новости науки». Исследовательская и собирательская деятельность К.И. Журавлева была чрезвычайно многоплановой.. В последние годы своей жизни, уже будучи тяжело больным, он написал историю города Пугачева. Умер Константин Иванович Журавлев 27 января 1950 года в возрасте 48 лет. В настоящее время в Пугачевском краеведческом музее,. Здание, в котором располагается музей, расположено в центре города, оно является памятником истории и культуры местного значения. В мае 2009 года в память о К.И. Журавлеве на здании музея была установлена мемориальная доска.
Пугачевский Краеведческий музей является неотъемлемой частью культурно – исторического облика Саратовского Заволжья [4].
А также здесь находится Храм во имя святителя Николая Чудотворца в Свято-Никольском женском монастыре поселка Мопр Саратовской области.
Верхне-Спасо-Преображенский Единоверческий мужской монастырь.
Основателем его считается польский выходец Исакий. В 1772 г. нашел себе приют в монастыре Емельян Пугачев, после побега из Казани. При игумене Сергии монастырь начинает играть важную роль в истории раскола. В 1841 г. монастырь был обращен в единоверческий. Число монахов и послушников доходило в то время до 400 чел. В церквах монастыря находилось около 400 икон, большей частью весьма драгоценных. Из древних предметов заслуживал внимания, писанный на пергаменте иеромонахом Феодосием в 6932 г. (1424) свиток о совершении литургии, с разными постановлениями о церковных чинах [7].
Памятник А.Н. Толстому (скульп. С.Д. Меркуров).
В 1975 году в центре воздвигнут памятник Воину-победителю, 9 мая 1985 года открыта аллея Героев Советского Союза, где установлены 15 бронзовых бюстов и щиты с фамилиями всех погибших в годы войны пугачевцев. [11].(прил Б.)
Памятник В. И. Чапаеву.
2.2 Природное наследие района
В Пугачевском районе взяты под охрану 2 памятника природы, один находится частично на территории Духовницкого района (урочище
« Орловские увалы »).(прил В. )
Тюльпановая степь у с. Максютова.
Местоположение: 5.5 км юго-восточнеес. Максютова, на пологом склоне сортового увала. Площадь 657.7га
Низкая Сортовая равнина за последние столетие претерпела значительные изменения, которые коснулись абсолютно всех компонентов степных экосистем. Памятник природы, возможно, единственный достаточно крупный участок сохранившийся целинной степи в Саратовском Заволжье.
Целинный участок, представляющий собой бедноразнотравное-типчаково-ковыльную степь с большим обилием тюльпана Геснера,расположен на пологом склоне сортового увала 60-100м.(прил В.) Слон расчленен неглубокими балками и слабо эродирован.
Основу травянистого покрова составляет ковыль перистый, типчак, мятлик луковичный, тонконог гребенчатый, житняк гребенчатый, ромашник. Также встречаются тимофеевка степная, пырей ползучий, костер безостый, костер береговой, мятлик узколистный, мятлик луковичный, в разнотравье обнаруживается яснотка Пачоского, резак обыкновенный, кермек Бунге, астрогал яйцеплодный, астрогал Хеннинга, дескурайния Софьи, бурачок пустынный, синеголовник плосколистный, триния многостебельная, молочай волнистый, гусиный лук луковиценосный, коровяк фиолетовый и др.
Из степных кустарников встречаются миндаль низкий.
На участке отмечены растения, занесенные в Красную книгу Саратовской области: прангос противозубный, тюльпан Геснера, ирис низкий, пишистоспайник длиннолистый.
Памятник природы имеет важное значение для сохранения ландшафтного и биологического разнообразия Саратовской области.
Особо охраняемые объекты: участок целинной бедноразнотравно-типчаково-ковыльнойстепи с ее компанентами;популяция тюльпана Геснера.
Режим охраны. Запрещены распашка территории, выпас скота и организация скотопрогона,сенокашение, сбор редких растений и их частей, строительство, прокладка автодорог, трубопроводов и других коммуникаций, устройство свалок и замусоривание территорий, проезд вне существующих полевых дорог, кроме специальной техники, иные виды хозяйственной деятельности и природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.[8].
Урочище «Орловские увалы».
Местоположение: северо – западная часть Пугачевского района в окрестностях с.Орловка и сопряженная приграничная территория Духовницкого района. Площадь 118,4га.
Урочище «Орловские увалы» включает в себя комплекс геологических и геоморфологических объектов, каждый из которых, в силу уникальности для данного района, может составлять самостоятельную особо охраняемую систему территорию ( памятник природы).
Мелкий придорожный карьер вскрывает светло-коричневые мергелистые песчаники. В подножье слоя обнажается плита плотного мергеля, к которой приурочены концентрированные скопления порой очень крупных ядер головоногих моллюсков (аммонитов). В настоящие время это одно из редких достоверных местонахождений аммонитов данного вида на территории Саратовского Левобережья. (прил В.)
При проведении дальнейших исследований предлагаемый объект может быть дополнен рядом не менее значимых участков. В овраге Соляный Дол до 50-х гг.прошлого векастланиковой карьер, отвалы которого перспективны для палеофаунистических и минералогических находок.
Последующие изучение данного объекта позволит представить материалы для формирования комплексного геологического памятника природы.
Особо охраняемые объекты: эрозионный останец — гора Шмала — и сеть овражных систем, окружающих и ограничивающих эту возвышенность, а также ряд небольших карьеров, в которых вскрыты разные стратиграфические интервалы пород, геологический разрез с заключенными в нем палеофаунистическими остатками.
Запрещается несанкционированная организация карьеров, прокладка коммуникаций, неупорядоченная рекреация: иные виды хозяйственной деятельности и природопользования, препятствующие сохранению природных комплексов и их компонентов, в пределах памятника природы.[8]
Данная работа дала мне возможность шире познакомиться с историей
родного края, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности.
Пугачевский район, как видно из описания ее туристических ресурсов, является одним из наиболее перспективных и привлекательных направлений, которое по своей сути можно предложить туристам такие виды туризма: экскурсионно-познавательные туры, туризм по музеям, туризм по природному наследию района.
Исходя из первой и второй глав, можно сделать вывод, Пугачевский район имеет огромный природный и исторический потенциал, позволяющий развивать туристическую отрасль в регионе. В проделанной работе были решены следующие задачи: в первой главе была дана общая характеристика Пугачевского района, рассмотрены природные ресурсы и историко-культурное наследие.
В этой связи важно сохранить для будущих поколений наиболее ценные территории и отдельные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение. Это те территории, где оберегаются от прямого хозяйственного воздействия природные ландшафты или их компоненты, а также ценные, имеющие историко-культурное значение комплексы, получившие название «особо охраняемые природные территории».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Энциклопедия Саратовского края. Саратов: Поволжское издательство, 2011. – 400 с.
Орлов Ю. А. В мире древних животных. М.: Наука, 1968. – 200 с.
Худяков Д. С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989. – 115 с.
Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. М.: Академия, 2005. – 280 с.
Демин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. Саратов: Лицей, 2005. – 333 с.