как называется часть договора где указаны стороны договора
Преамбула (вводная часть) договора
Преамбула (вводная часть) договора
Эта часть содержит следующие основные положения:
1. Наименование договора (договор купли-продажи, поставки, аренды и пр.).Точное название договора сразу же поясняет, о каких правоотношениях идет речь.
2. Дата подписания договора. С датой подписания договора связаны правильное определение момента его заключения и установление окончания срока действия, следовательно, и тех юридических последствий, которые с этим связаны. Если стороны подписывают договор в разное время, то он считается заключенным с момента подписания его последней стороной.
3. Место подписания договора (город или населенный пункт).
По законодательству местом совершения сделки определяются:
— правоспособность и дееспособность лиц, совершающих сделку;
— обязательства, возникающие из сделки (хотя в этом случае стороны в договоре могут предусмотреть иное положение).
4. Полное фирменное наименование контрагентов, под которым они зарегистрированы в реестре государственной регистрации.
5. Название стороны по договору (например, «подрядчик», «поставщик», «арендатор» и т. д.). Это необходимо для того, чтобы в тексте договора каждый раз не повторять полностью фирменное название стороны.
6. Подробное наименование должности, фамилии, имени, отчества лица, подписывающего договор, а также наименование документа, из которого следует его полномочия на подписание договора.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Энциклопедия решений. Структура и содержание гражданско-правового договора
Структура и содержание гражданско-правового договора
Закон не содержит каких-либо обязательных требований относительно структуры договора, его объема. Обычно текст договора делят на разделы, названия и наполняемость которых определяются сторонами самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств и пожеланий.
На практике довольно распространена следующая структура договора:
— «Права и обязанности сторон»;
— «Порядок изменения и расторжения договора»;
— «Подписи, адреса и банковские реквизиты сторон».
Во избежание разночтений и споров с контрагентом, а также контролирующими и проверяющими органами при разработке текста договора особое внимание следует уделить формулировкам предмета договора. Целесообразно как можно более подробно и тщательно прописать права и обязанности сторон, а также положения, устанавливающие ответственность сторон по договору.
«Вводная часть» или, как ее еще в обиходе называют «шапка договора», выполняет функцию оформления и индивидуализации договора и состоит из реквизитов договора и преамбулы.
Под реквизитами договора понимают наименование, номер, дату подписания и место его заключения.
Хотя закон не требует указывать в договоре его название, на практике иногда наименование договора содержит указание на конкретный вид гражданско-правового договора (например, «Договор поставки», «Договор строительного подряда» и т.д.).
Между тем, заключая договор, нужно понимать, что при наличии спора относительно юридической квалификации отношений между сторонами договора суд будет оценивать договор исходя из его содержания и существа регулируемых им отношений. Разрешая вопрос, к какому именно виду гражданско-правовых договоров относится договор, суд будет исходить не из его названия, а из смысла договора в целом. Кроме того, судом будут учитываться его цель, действительная общая воля сторон и все обстоятельства заключения договора (ст. 431 ГК РФ, п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85).
Обычно номер договору проставляет сторона, которая выступает инициатором сделки. Если организация заключает большое количество сделок, целесообразно разработать и утвердить внутренний документ, регулирующий порядок документооборота и оформления договоров, в том числе способ их нумерации. Это позволит упорядочить работу с договорами и вести их учет, например, отслеживать своевременность исполнения контрагентами обязательств по договорам.
Отметим, что при оформлении договора желательно не допускать даже технических ошибок, т.к. неточности и разночтения в части номера договора в совокупности с другими обстоятельствами могут повлечь споры с налоговыми органами (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2006 N А66-12570/2005).
Структура понятного договора (часть 2)
Продолжаем обсуждать структуру договора.
В прошлый раз мы выяснили несколько особенностей нашего мозга, которые влияют на восприятие информации:
1. Мы любим порядок.
2. Мы пишем и читаем по-разному.
3. Мы лучше воспринимаем информацию, которая расположена в определенной последовательности.
Поэтому информацию в тексте нужно делить на блоки и внутри них выстраивать связный рассказ.
Из раздела «Права и обязанности» мы выделили информацию о вывесках.
Но возникла проблема: новый блок оказался слишком большим для «Прав и обязанностей», но слишком маленьким для самостоятельного раздела.
Существует ли оптимальный размер раздела договора? Чтобы определить его, нужно узнать еще один факт о нашем мозге.
Факт 4. У нас слабая оперативная память.
Человеку сложно в один присест внимательно и вдумчиво прочитать большой текст. В примере ниже только обязанности субарендатора занимают 17 пунктов — его права, скорее всего, займут еще столько же. Эту информацию будет сложно воспринимать, если не ограничить число пунктов в разделе.
В среднем мы можем удерживать в памяти от 5 до 9 идей. Поэтому в раздел оптимально включать от 5 до 9 пунктов.
Если в разделе меньше 5 пунктов или он выглядит неполно (я такие называю “сиротинушка”), желательно объединить его с другим близким по смыслу разделом.
Вернемся к вывескам. В новоявленном разделе всего 4 пункта, и выглядит он сиротливо. Но в этом договоре есть информация не только про вывески, но и про оформление витрин — можно собрать раздел под названием «Оформление помещения».
Объединять стоит только близкие по смыслу разделы. Не стоит объединять разделы про форс-мажор и порядок оплаты, но можно — про стоимость и порядок расчетов.
Если в разделе больше 9 пунктов или пунктов нужное количество, но его все равно сложно читать:
· разбейте на несколько разделов.
Подсказки можно использовать, чтобы сделать договор понятнее для читателя и показать, где заканчивается один блок информации и о чем будет следующий. Для читателя такое разделение удобно, при этом какого-то юридического значения подсказки не несут.
В примере я преобразовал раздел «Права и обязанности» в раздел «Порядок исполнения договора». Получился достаточно большой раздел из 10 пунктов, но пункты сгруппированы исключительно по смыслу, а подсказки позволяют делать перерыв при чтении — мы заранее знаем, где можем остановиться.
Чтобы подсказки были полезными, не рекомендую:
· нумеровать подсказки — это излишне;
· выделять подсказки жирным шрифтом — это запутывает и отвлекает;
· давать только одну подсказку посреди раздела — их должно быть хотя бы две- три.
Этот прием также дает читателю отдохнуть.
Например, в договоре был один раздел «Стоимость услуг и порядок расчетов». В него входило 10 пунктов, что почти соответствует нашему критерию. Но пункт 3.5 оказался слишком тяжеловесным, а заказчик настаивал на том, чтобы его сохранить. Поэтому было принято решение выделить два раздела: «Стоимость услуг» и «Порядок расчетов». Второй раздел получился небольшим, но в целом информацию проще усвоить, и у читателя появилась возможность перевести дух.
Итак, что мы узнали о структуре договора?
· Разбиваем договор на блоки (с помощью разделов, подразделов, подсказок).
· Связываем условия внутри блоков:
-по схожей тематике;
-хронологически, от общего к частному, от важного к неважному или в сравнительном порядке.
· Включаем в блок от 5 до 9 пунктов.
Как располагать разделы?
Можно ли применить принципы объединения пунктов внутри разделов к структуре договора? Например, располагать разделы в порядке от важного к неважному? Скорее всего, нет. Трудно определить, что для читателя важнее всего. Для предпринимателя важен вопрос прибыли, для менеджера — исполнения договора, а для бухгалтера — оплаты и НДС.
Универсального рецепта порядка разделов я не нашел. Единственный критерий — информация должна быть организована так, чтобы получился внятный рассказ.
При этом есть гипотеза, которая Вам может помочь. При создании договора можно придерживаться следующей структуры:
1. Общие разделы: термины и определения, предмет договора, общие положения;
2. Конкретика: порядок исполнения, оплата, сдача-приемка;
3. Все остальное: ответственность, форс-мажор, сроки договора, порядок досрочного расторжения, т. д.
Сначала вводим читателя в курс дела, потом снабжаем его ключевой информации о взаимодействии сторон, затем уже рассказываем какие-то отдельные аспекты.
Надеюсь, такая последовательность поможет вам создать из договора рассказ.
На сегодня все. В следующий раз поговорим о том, как избежать слишком объемных пунктов в договоре. До новых встреч.
Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.
А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)
Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:
Правила составления договоров
На основании ст. 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».
Порядок составления договора.
Несколько основных правил составления Договоров:
1) При заключении любого Договора нужно четко понимать, какие цели должны быть достигнуты по результатам его реализации и согласовать с контрагентом важные моменты для обеих сторон по оформлению, подписанию и исполнению такого Договора.
2) Если предложение о заключении Договора поступает от неизвестной организации, необходимо провести всестороннюю проверку контрагента и провести тщательный анализ предложенного проекта Договора на всевозможные риски.
В таких случая, лучше всего, заключать Договор, разработанной заинтересованной стороной, а не получать готовый проект от контрагента.
Подписант, представляющий интересы контрагента, может действовать на основании Устава или же Доверенности.
4) Ни в коем случае не допускать двусмысленности условий договора и нечеткости фраз, которая может привести к нарушениям условий Договора.
5) Четко оговаривайте сроки выполнения условий по Договору для того чтобы избежать затягивания получения какой-либо услуги или поставки товара.
6) Четко оговаривайте условия оплаты оказываемой услуги по Договору. Из-за размытых формулировок в данном пункте, Вы можете остаться без оплаты оказанных Вами услуг.
7) Обязательно, при составлении проекта Договора привлекайте компетентных юристов, они помогут не только грамотно сформулировать ту или иную фразу, но и снизить всевозможные риски.
Структура договора:
Любой договор условно можно разделить на четыре части:
Преамбула (или вводная часть):
1) Наименование договора (Договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, подряда, юридических услуг и т.п.).
Наименование Договора дает четкое понимание, какие правоотношения он несет. Однако, всегда помните, что сущность Договора вытекает не из наименования, а из его содержания.
2) Дата подписания Договора. Это очень важный момент, дата подписания определяет начало обязательств сторон по Договору, если иное не установлено в самом договоре.
3) Место подписания Договора. Иногда место заключения Договора играет не мало важную роль. Договор может регулироваться законодательством той страны, в которой он был заключен.
4) Полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в государственном реестре, а так же сокращенное название стороны по договору («Арендодатель», «Покупатель», «Заказчик» и пр.).
5) Должность, фамилия, имя, отчество лиц, подписывающие Договор, а так же документ, регулирующий их полномочия (Устав, Доверенность).
Структура понятного договора (часть 1)
Практически всё, о чем я здесь рассказываю, основано на книге Барбары Минто «Принципы пирамиды Минто». Настоятельно советую ее прочитать. Эта книга касается создания любых текстов, но для вас я адаптировал ее под написание договоров.
Рассказ построен на фактах о человеческом мозге и о том, как особенности нашего восприятия влияют на составление договора.
Факт 1. Мы любим порядок.
Мы любим порядок, и наш мозг любит порядок.
Приведу простой пример. Жена попросила меня купить продукты по т акому списку:
«яблоки, сырки, гречка, морковь, вода, зелень».
После работы я купил овощи в овощном ларьке, а все остальное — в «Пятерочке». На вопрос жены, почему я не купил зелень в овощном ларьке, я устало пожимаю плечами. Не заметил. Разумеется, мне сложно после рабочего дня разложить информацию на логические блоки.
В следующий раз я получил более продвинутый список, чтобы уж точно не ошибиться:
В этом списке информация разбита по блокам, поэтому намного сложнее забыть или запутаться, что и где покупать.
Но список примечателен не только этим. Внутри блоков информация представлена в определенном порядке — в том, в котором продукты расставлены на пути к кассе. Поэтому время на покупки сокращается, и я быстрее прихожу домой.
Какой вывод мы может сделать из этой истории и применить в договоре?
Как правило, все согласны, что информацию нужно объединять в блоки. Но многие забывают о том, что внутри таких блоков информация также должна быть взаимосвязана.
Пожалуйста, посмотрите на пример:
Подумайте, что вас смущает в примере, не обращая внимания на оформление, мелкие помарки или формулировки.
В пункте 2.2.13 речь идет о вывесках. Казалось бы, на этом информация о вывесках в договоре заканчивается, потому что дальше написано про оборудование, уступку прав и обязанностей, уведомления. Но вывески снова появляются в пункте 2.2.17.
Очевидно, что в этом разделе нет структуры, поэтому читателю сложно переключаться, запоминать и анализировать информацию. Взаимосвязью не пахнет.
Почему так получилось? Возможно, разные пункты раздела писали разные люди. Но у меня есть и другая версия: скорее всего, автор писал условия в том порядке, в котором вспоминал о них. Написал про вывески, добавил другие условия, потом снова вспомнил про вывески и добавил еще один пункт. Почему? Потому что не знал второго факта о нашем мозге.
Факт 2. Мы пишем и читаем по-разному.
Когда мы пишем, мы собираем несколько мелких идей, которые приходят в голову, и объединяем их в идею более высокого уровня. Но читаем мы иначе: сначала замечаем главную идею, и только потом видим, как она раскрывается в идеях более низкого уровня.
Какой вывод из этого можно сделать?
После того как написал информацию, необходимо адаптировать ее для читателя. Сама по себе она в рассказ не превратится. Нужны отдельные целенаправленные усилия.
Ладно, сейчас приложим усилия. Поменяем расположение пунктов.
В новом варианте пункты идут по-порядку. Стал ли договор от этого понятнее? Честно говоря, совсем не намного. Значит, дело не только в том, чтобы объединить информацию.
Расположить пункты рядом — не значит связать их.
Факт 3. Наш мозг лучше воспринимает определенные варианты группировки информации.
Чтобы договор был связным, внутри разделов нужно придерживаться одного из них.
Хрестоматийный пример — сдача-приемка работ. Как правило, действия сторон при этом описывают в хронологическом порядке, например:
Такой порядок подойдет в разделе терминов и определений: сначала приводятся более общие термины, а потом с их помощью раскрывается значение более частных. (если терминов не очень много, об этом еще поговорим).
В разделе оплаты сначала указана сумма, т. е. самое важное, а потом уже все остальное: как оплачивать, на какой банковский счет, облагается ли сумма НДС и т. д. Это и есть порядок от важного к неважному.
Сравнительный порядок идет последним, потому что его сложнее всего воспринимать, особенно в том виде, в котором он используется в наших договорах.
Раздел «Права и обязанности», где должно быть сравнение, часто представляет собой гигантское нагромождение пунктов. Поэтому если получается изложить информацию в хронологическом порядке, в порядке от общего к частному или от важного к неважному, используйте именно эти принципы.
Можно использовать сразу несколько вариантов группировки, и разные варианты могут частично пересекаться. Но самое главное — порядок. Недостаточно просто поставить пункты рядом, чтобы создать хорошую структуру.
Вернемся к нашему примеру про вывески. Я его немного переписал:
Это та же информация, которая была в разделе «Права и обязанности сторон». Но теперь она организована по указанным выше принципам.
Насколько быстрее вы прочитали этот текст по сравнению с предыдущим? Наверняка, намного быстрее, потому что теперь в разделе прослеживается структура.
Но возникает другой вопрос: где в договоре разместить такую красоту? Вряд ли уместно выводить ее в отдельный раздел — появится много мелких подразделов, которые будет неудобно читать. В следующий раз я расскажу о том, сколько пунктов должно быть в договоре и как их между собой группировать.
А сегодня напомню основные идеи:
Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.
А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)
Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь: