как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта

Бородина-Глебская Елена Адольфовна

Память. Общая характеристика процессов памяти (запоминание, узнавание, сохранение, забывание, воспроизведение)

Памятьформа психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память имеет огромное значение для жизнедеятельности человека. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой для приобретения новых знаний, умений, навыков и для их последующего использования. Многочисленные исследования позволили установить, что память лежит в основе любого психического явления, ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Без её включения в акт познания ощущения и образы восприятия будут переживаться как впервые возникающие, что сделает невозможным ориентировку в мире и его познание. Без опоры на память невозможно мышление. Разрушение памяти равноценно распаду личности: человек превращается в “живой автомат”, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Таким образом, память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Итак, без участия памяти не осуществляется ни один из психических процессов, без неё невозможно функционирование человека как полноценной личности. Но важно отметить, что и сама память немыслима вне других психических процессов. Она связана со всеми другими психическими познавательными процессами. Так, связь памяти и восприятия проявляется в том, что существует образная память (память на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные образы). Связь памяти с вниманием выражается в том, что процесс запоминания невозможен без преднамеренной или непреднамеренной фиксации внимания на чем-либо. Связь памяти и мышления фиксируется в известной психологам идее: лучше запоминается то, что понимается.

Отечественные психологи полагают, что запоминает не мозг сам по себе, а человек, наделенный мозгом. Процессы памяти нельзя рассматривать независимо от особенностей личности человека, от характера его деятельности. Конкретизируем данную идею, раскрывая процессы памяти.

В структуре памяти выделяют несколько относительно самостоятельных процессов и соответствующих им функций: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение и забывание.

ü лучше запоминается то, что составляет цель действия;

ü лучше запоминается та информация, которая подвергнута активной мыслительной переработке.

Эффективность запоминания зависит от установок субъекта. Установка запомнить материал для сдачи зачета или получения хорошей отметки на уроке оборачивается тем, что после этих событий материал быстро забывается. Иное дело – понимание значимости материала для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Установлено, что лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, т.к. он связан с потребностями, мотивами, интересами человека. При этом в одних случаях лучше запоминается приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что в данном конкретном случае более актуально, более значимо для человека.

Существенное влияние на успешность запоминания оказывает состояние здоровья, жизненный тонус, настроение человека.

На деятельность памяти оказывают влияние и волевые качества личности. К.Д. Ушинский писал, что запоминание материала есть труд, требующий усилий, умения преодолеть свою леность, организовать себя, распределить свое время.

Эффективность произвольного запоминания зависит от умения человека осуществлять мнемические действия и пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами переработки информации (группировка, выделение опорного пункта, схематизация, перекодирование, классификация, структурирование, аналогия и др.).

Рассмотрев запоминание, перейдем к рассмотрению других процессов памяти.

3. Сохранение – процесс удержания информации, её переработки и преобразования. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования (переживания, отношения, интересы и т.п.). Сохранение следует понимать как активный мнемический процесс, в ходе которого субъективные образования подвергаются непрерывным изменениям. Непрерывно объединяя элементы опыта человека в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение его личности.

3. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может иметь следующие формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – это, как уже было сказано, воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без специального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой. Если же не удаётся вспомнить то, что необходимо, приходится осуществлять активный поиск, преодолевая определённые трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

4. Забывание – это процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта. Сохранение и забывание информации – две стороны единого процесса. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом. Процесс забывания имеет свои закономерности. Забывание зависит от времени и особенно интенсивно протекает сразу после заучивания. В течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через 6 дней остаётся менее 20 %.

Виды памяти

Память – это очень сложный психический процесс. Поэтому существует несколько оснований для классификации её видов.

По характеру психической активности выделяют:

По продолжительности закрепления и сохранения материала различают:

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на произвольную и непроизвольную. Произвольная связана с осознанной целью запомнить и требует волевых усилий, предполагает постановку человеком мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание, осуществление мнемических действий, применение мнемотехнических приемов. Непроизвольная память характеризуется отсутствием осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает механической (осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей) и смысловой (предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями).

Источник

Роль памяти в деятельности человека

Введение 3
1.Понятие памяти 4
2. Виды памяти. Их краткая характеристика. 4
3. Процессы памяти. 7
4. Значение памяти в осуществлении деятельности 10
Заключение 13
Список литературы 14

Психологические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Одним из важнейших психических процессов является память.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного
Не подлежит сомнению, что продуктивность человеческой деятельности тесно связана с возможностями памяти.
Связи с этим целью данной работы является определить психологическую сущность памяти и ее роль в деятельности человека.

4. Значение памяти в осуществлении деятельности

Источник

Виды памяти. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении, последующем воспроизведении и забывании прошлого опыта

как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть картинку как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Картинка про как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть картинку как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Картинка про как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть картинку как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Картинка про как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть картинку как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Картинка про как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта

как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть картинку как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Картинка про как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта

как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть картинку как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Картинка про как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта

Память

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении, последующем воспроизведении и забывании прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности (объединяют предметы, связанные во времени и пространстве), по сходству (связывают два явления, имеющие сходные черты) и по контрасту (связывают два противоположных явления). К сложным видам ассоциаций относят смысловые – в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

По произвольности:

1. Непроизвольная (запоминание информации происходит само собой, например, в процессе деятельности).

2. Произвольная (информация запоминается целенаправленно). Её эффективность зависит от:

1) Целей запоминания (хочет ли человек запомнить информацию на день или навсегда);

2) Приемов заучивания. К ним относят:

· Механическое дословное повторение – работает механическая память (затрачивается много сил и времени при не очень высоких результатах);

· Логический пересказ, включающий осмысление и систематизацию материала – работает логическая память. Её эффективность намного выше;

· Мнемотехнические приемы запоминания. К ним относятся, например

o Метод Цицерона (размещения) – фиксирование последовательности запоминания с помощью совмещения запоминаемых объектов с последовательностью мест, которые человек часто посещает (например, список покупок с их местом расположения на кухне);

o Система слов-вешалок (человек заучивает ряд слов, служащих ему в качестве «вешалок», на которые он «развешивает» запоминаемые элементы)

o Организующие схемы

o Образование смысловых фраз из начальных букв имеющейся информации

o http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978531800397&at=exc&n=0 – тысячи их!

По времени хранения информации:

1. Кратковременная. Вся информация попадает сначала в неё, обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2 объекта (кошелёк Миллера).

2. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть картинку как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Картинка про как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта

3. Оперативная память работает в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

4. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. При недосыпании возникают сбои промежуточной памяти – человек помнит старые данные, но с трудом вспоминает новые.

Источник

Вопрос 2. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта

Памятьформа психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом.

В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями.

Основные процессы памяти – это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранениепроцесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнаваниепроцесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.

Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. Отсюда и многообразие форм ее проявления, сконцентрированной в двух видах памятигенетической (наследственной) и прижизненной.

1. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития, врожденные формы видового поведения (инстинкты), а также некоторую предрасположенность к определенным формам социального поведения.

А) Двигательная память– это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение машины, пользование инструментом при ремонте и наладке машин и механизмов и другие практические и трудовые навы­ки и умения). Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в работе с аппаратурой и инструментом и т. д.

Б) Образная память– это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают формы образной памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зрительная и слуховая память, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов или парфюмеров) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха. Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей.

Г) Словесно-логическая памятьвыражается в запоминании, сохранении, воспроизведении мыслей и понятий. Этот вид памяти специфически человеческий, в отличие от двигательной, образной и эмоциональной, которые в простейших формах свойственны и животным. Существенным моментом в характеристике словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (т. е. дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом оформлении (т. е. воспроизведение своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от выработавшихся у него способов заучивания.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта

как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть картинку как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Картинка про как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта

как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Смотреть картинку как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Картинка про как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта. Фото как называется форма психического отражения заключающаяся в закреплении сохранении прошлого опыта

Факультет психологии запись закреплена

ПАМЯТЬ: ПРОЦЕССЫ, ВИДЫ И ТИПЫ

Память — это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

У некоторых людей отчетливо выступает зависимость качества и прочности запоминания от того, какие анализаторы в большей мере участвовали в восприятии соответствующих объектов. Характер памяти и представлений может основываться главным образом на впечатлениях зрения (оптический, визуальный тип памяти), слуха (акустический, аудиальный тип памяти) или движения (моторный, кинестетический тип памяти).

При непроизвольном воспроизведении человек не имеет намерения вспомнить ранее воспринятые события, они всплывают сами собой. При этом одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой сеть сопряженных с ней других связей.

1. Сенсорная (мгновенная) память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения «отпечатка» (0,3-1,0 сек) воздействующего объекта. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она необратимо теряется.

2. Кратковременная память характеризуется очень кратким (около 20 сек.) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.

6. Выделяют еще так называемую «вечную», или третичную память. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию на протяжении всей жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *