как называется памятная или декоративная медаль имеющая форму многоугольника ответ
небольшой научный текст (любой)
Текст-что?
Прочитать?
Найти?
Списать?
Написать самому?
Помочь написать?
Когда же вы научитесь правильно задавать вопросы?
Научный стиль: пример текста
Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.
Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.
Создается плакета из металлов – медь, серебро, золото, которые позволяют изображать мелкие детали. Лицевая сторона плакеты называется аверс – на ней изображен какой-либо рисунок. Аверс несет основное художественное наполнение медали. На оборотной стороне – реверсе – ничего не изображают, авторы указывают свое имя и дату изготовления. Это связано с тем, что часто плакеты висят на стенах или хранятся в специальных футлярах, поэтому оборотную сторону никто не видит. Грани плакеты (гурты) – ровные, без каких-либо рифлений.
Размеры плакет бывают разнообразны: от нескольких миллиметров до метров. Большие плакеты выглядят как настоящие картины: на металле вырезают героев, пейзажи, строения. Подобные медали могут весить до нескольких килограмм.
Если первые медали круглой формы появились еще в Древней Греции, то плакеты стали изготовлять в эпоху Возрождения. Одними из самых известных произведений плакетного искусства являются плакеты, изготовленные французским медальером Оскаром Роти. Это плакета с портретом французского микробиолога и химика Луи Пастера, созданная в 1892 году, а также плакетка, приуроченная к похоронам четвёртого президента Третьей французской республики Сади Карно в 1894 году.
Наибольшую популярность плакеты приобрели в начале ХХ века. В Германии в течении 13 лет выходил журнал «Архив медалей и плакет», который издавался нумизматом директором Государственного нумизматического собрания Мюнхена Георгом Хабихом.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Морфологический разбор любых 3 частей речи из этого текста ПОЖАЛУЙСТА.
Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.
Создается плакета из металлов – медь, серебро, золото, которые позволяют изображать мелкие детали. Лицевая сторона плакеты называется аверс – на ней изображен какой-либо рисунок. Аверс несет основное художественное наполнение медали. На оборотной стороне – реверсе – ничего не изображают, авторы указывают свое имя и дату изготовления. Это связано с тем, что часто плакеты висят на стенах или хранятся в специальных футлярах, поэтому оборотную сторону никто не видит. Грани плакеты (гурты) – ровные, без каких-либо рифлений.
Размеры плакет бывают разнообразны: от нескольких миллиметров до метров. Большие плакеты выглядят как настоящие картины: на металле вырезают героев, пейзажи, строения. Подобные медали могут весить до нескольких килограмм.
Лучший ответ:
Пармезан Черница
Помогите с практической
Задание 1. О каком стиле идет речь (ответ впишите):
Задание 2. Распределите по 5 стилям следующие сферы использования (запишите ответы):
Задание 3. Распределите лексику по 5 стилям речи (запишите ответы):
1. Плакала береза, мягкие плечи – …
Задание 4. Распределите типы речи (описание, повествование, рассуждение) по целям (запишите ответы):
Задание 5. Определите стили речи (запишите ответы):
Текст 1. Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.
Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.
Текст 2. В лаборатории Х был зафиксирован акт жестокости по отношению к животным. Группа биологов в течение нескольких месяцев проводила изнурительные эксперименты над живыми котами и собаками, в результате чего родился мутант, ранее не виданный миром. Сложно понять, что будет на уме у такого животного, возможно, с его помощью «ученые» постараются захватить власть в государстве!
Текст 3. Внимание! Желающие отправиться на экскурсию в Петербург должны собраться в кабинете директора 5 мая в 14 часов.
Текст 4. В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в
одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас.
Текст 5. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно, нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, поднялся бы его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?
Презентация по русскому языку «Успешное чтение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Работу выполнила: Уфимцева Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №8 имени А.Н.Сибирцева Универсальные приемы и технологии работы с текстом
Уровень Вопросы (Тип) Пример из текста Низкий Как герой пытается воскресить бабушку в памяти? (простой) …поведать о ней другим людям… Низкий Кто не отпустил героя на похороны бабушки?(простой) Начальник Низкий Почему герой не попал на похороны бабушки?(простой) Его не отпустил начальник Базовый Зачем герой пытается поведать о бабушкедругим людям?(объясняющий) «Виноватыйперед бабушкою я пытаюсь воскресить ее в памяти…» Базовый Озаглавьте этот текст(практический) Учащиеся придумывают свои варианты
Уровень Вопросы (Тип) Пример из текста Базовый О чем этот текст? Выбери правильныйвариант ответа: О потери бабушки О чувстве вины перед бабушкой О том, что автора не отпустили с работы (уточняющий) Ответ:очувстве вины перед бабушкой Средний Каквы оцениваете поступок начальника? (оценочный) Учащиеся предлагают своиварианты ответа Средний Продолжи предложение:« Если бы я был начальником, то…» Учащиеся предлагают свои варианты
Уровень Вопросы (Тип) Пример из текста Высокий Подобрать синонимичныесловосочетания: закрыть бабушке глаза отдать ей последний поклон Живет в сердце вина (творческий) Попрощаться с бабушкой Попрощаться с бабушкой Чувствоватьсебя виноватым Высокий Что значит «работаот лукавого»? (творческий) В данном контексте «от лукавого» – бессмысленнаяработа (пример ответа)
Уровень Вопросы (Тип) Пример из текста Высокий Найдитесоответствия: 1)…чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к данному человеку. 2)…способность к воспроизведению прошлого опыта. 3)…отзывчивость, душевная расположение к людям 4)…отпущение вины, примирение с сердцем 5)…внутреннее отношение лица к совершенному действию (бездействию) 1.Вина 2.Доброта 3.Прощение 4.Любовь 5.Память(практический) Варианты ответа: 1,2,3,4,5 Высокий Что значит «работаот лукавого»? (творческий) В данном контексте «от лукавого» – бессмысленнаяработа (пример ответа)
Уровень Вопросы (Тип) Пример из текста Высокий Найдите в тексте изобразительные средства (практический) Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. (парцелляция) Последний поклон;гнетущая, тихая, печальная;беспредельна вечна (эпитеты) …ползком добрался от Урала до Сибири (метафора)
Уровень Вопросы (Тип) Пример из текста Низкий Выбери правильный вариант ответа: Плакетаимеет круглую форму Плакетаимеет форму квадрата Плакетаимеет форму многоугольника (простой) Планета имеет форму многоугольника Низкий Что такоеплакета?(простой) Плакета– памятная или декоративная медаль Базовый Очем этот текст? Оплакете
Уровень Вопросы (Тип) Пример из текста Средний Найди соответствие: 1.Лицевая сторона медали 2.Грани планеты 3.Памятнаяили декоративная медаль 4.Обратная сторона медали 1.Планета 2.Аверс 3.Реверс 4.Гурт Варианты ответа: 1,2,3,4 Высокий Придумай и проиллюстрируй свой вариантплакеты,выпуск которой приурочен к какой-либо памятной дате Творчестводетей
Фалеристика. Терминология
Коллеги! Собираем термины, используемые в фалеристике. Присылайте для рассмотрения и добавления!
Термины ставим по алфавиту. Понятие термина разъясняем собственными словами.
АВЕРС — лицевая (видимая) сторона награды, знака или значка и т.д., несущая основную информацию.
АРЛЕКИН (жарг.) — один из вариантов ордена Отечественной войны.
АТРИБУЦИЯ — определение (восстановление/нахождение имени) изображённой на картине, фотографии и т.д. персоны.
БАНТ — особым способом сложенная орденская лента, при расположении на колодке, часто служащая для увеличения статуса награды или уточнения награждения.
БАНТ ОРДЕНСКИЙ — отрезок орденской ленты, расположенный поперёк основной орденской ленты, добавляемый к младшим степеням орденов, носимых в петлице или на орденской колодке. До середины XIX века обозначал, что орден получен за боевые заслуги. (Позднее, только то, что орден получен военным?)
БЕЙДЖ (англ. badge [bæʤ] — произносится «бэдж») — элемент униформы, амуниции, в виде значка, наклейки, карточки, предназначенный для предоставления информации о его носителе. Бейджи предположительно произошли от служебных или должностных нагрудных знаков сотрудников предприятий.
БЛЯХА (нем. Blech — листовой, металлический лист) — металлическая пластинка (металлический листок, жестяная накладка, луда, щиток), кованая или катаная, как опознавательный знак, на котором выбита, вырезана/прорезана или выгравирована какая-либо надпись, номер или рисунок для обозначения принадлежности.
БУЛАВКА — в фалеристике металлический стержень на подобии иглы, служащий для прикрепления фалеронима к одежде, без использования зацепа (защитной скобки) для свободного конца булавки.
БУРТ (буртик, а также кант (от нем. borte – кайма, kante – край)) — окантовка, приподнятая над полем фалеронима и опоясывающая его по периметру.
БУХТИРОВКА — метод изготовления, при котором изделие как бы прокатывается, выдавливается изнутри, получая дополнительный объём.
ВИНТ — в фалеристике металлический стержень с нарезанной резьбой, служащий для присоединения фалеронима к одежде (реже иному месту крепления, например, к знамени). Винт приваривается в реверсу награды или знака. Винт может быть оснащён фланцем (так называемой «пяткой»).
ГАЙКА (закрутка, мутор) — в фалеристике металлическое приспособление с отверстием и внутренней резьбой для крепления фалеронима к одежде посредством винта.
ГИЛЬОШИРОВКА — нанесение на металл декоративных линий или рисунков, что способствует лучшему сцеплению металла и положенной на него эмали, а также для красоты.
ГРАВИРОВКА — нанесение рисунка на металл посредством резца: штихеля, пуансона или лазера. Используется в т.ч. при подготовке штемпелей и нанесении номеров на награды и знаки.
ГРАМОТА ПОЧЁТНАЯ — (см. Почётные грамоты) предмет награждения отличившегося лица или коллектива, в виде бумажного листа, содержащего наименование награждающей стороны, имя награждённого (или наименование), а также краткого описания заслуги (или повода награждения), для морального поощрения и для выделения работника (или коллектива) из ряда других работников. Почётная грамота может вручаться вместе с фалеронимом.
ГУРТ — боковая сторона медали (между аверсом и реверсом). Ушко медали обычно монтируется в гурт.
ЖЕНСКИЙ БАНТ — лента, сложенная бантом, на которой носится орденский знак, или медаль для ношения женщинами. Традиция такого ношения появилась в Европе, но распространилась в Европе и не обошла страны Востока, такие, как Япония.
ЗАКОЛКА — в фалеристике металлический стержень на подобии иглы, служащий для прикрепления фалеронима к одежде, при использовании зацепа (или защитной скобки, закрывающей остриё) для свободного конца булавки.
ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ КОВАНАЯ — звезда орденов старших степеней, состоящая из отдельных кованых (штампованных) элементов, выполненная из серебра, золота или их сочетания, с использованием разных ювелирных техник.
ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ ШИТАЯ — звезда орденов старших степеней, вышитая на куске материи с использованием серебряной или золотой канители, блёсток. Пришивалась к одежде.
ЗНАК ДОЛЖНОСТНОЙ — (он же служебный знак), в т.ч. выполненный в виде жетона – нагрудный знак, предназначенный для идентификации сотрудника предприятия или организации, находящегося при исполнении служебных обязанностей и на период их исполнения.
ЗНАК КОРПОРАТИВНЫЙ — знак, показывающий принадлежность к определённому профессиональному, политическому, по интересам и т.д. объединению людей. Например, профсоюзные знаки, октябрятские, пионерские и комсомольские значки, знаки мотообъединений, спортивных обществ, в общем те, которые носятся чтобы показать свою принадлежность к какому-то сообществу и выделить себя из общества других людей. Право ношения принадлежит только членам соответствующих организаций. Корпоративные знаки могут быть в свободной продаже, но без права их ношения не членами соответствующих объединений.
ЗНАК НАГРАДНОЙ — знак, изготовленный по заказу государственных (или муниципальных) организаций и предприятий, для поощрения своих работников. В эту же категорию относим знаки, выпущенные чтобы отметить многолетний труд работников. Наградные знаки обычно сопровождаются соответствующим документом, подтверждающим право владения. Наградные знаки не подлежат свободной продаже.
ЗНАК НАГРУДНЫЙ (в т.ч. должностной, служебный, наградной) — знак отличия, предназначенный для поощрения работника за его заслуги в профессиональной деятельности. К нагрудным знакам относятся утверждённые знаки выпускников Высших и средних учебных заведений. Также к нагрудным знакам фалеристы относят должностные знаки и знаки принадлежности, выполненные из драгоценных металлов — платина, золото и серебро, или так называемых в фалеристике «тяжёлых» металлов — медь, латунь или их содержащих сплавов. При изготовлении чаще используется перегородчатая эмаль, смолы, реже краска. Реже нагрудные знаки выполняются из пластических масс. Крепление к одежде винтовое (винт, гайка, шайба) или в виде заколок на застёжках. Обычно нагрудные знаки выглядят солидными, сложными в изготовлении и являются профессиональными работами авторов.
ЗНАК ОБ ОКОНЧАНИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — знак изготовленный для выпускников конкретного учебного заведения и являющиеся дополнением к соответствующему документу об окончании этого учебного заведения. Знаки об окончании учебных заведений не подлежат свободной продаже.
ЗНАК ОРДЕНСКИЙ — знак ордена, изготовленный в государственной или частной мастерской, соответствующий или не соответствующий требованиям Орденского капитула.
ЗНАК ОРДЕНСКИЙ НЕКАПИТУЛЬНЫЙ — знак ордена, не соответствующий требованиям Орденского капитула, выполненный в частной мастерской, с учётом пожеланий заказчика, например, в соответствии моде определённого периода времени.
ЗНАК РАННИЙ (ЗНАК ОРДЕНА РАННИЙ) — знак ордена до середины XIX века. Знаки ордена XVIII являются уникальными и встречаются в единичных экземплярах.
ЗНАК СУВЕНИРНЫЙ (ПАМЯТНЫЙ, в т.ч. ЮБИЛЕЙНЫЙ) — знак выпущенный для закрепления в памяти какого-то события (или места посещения), предназначенный как для выдачи определённому кругу лиц (или конкретному лицу) без поступления в продажу, так и для свободной продажи без ограничения права на ношение широкому кругу заинтересованных лиц.
ЗНАКИ ОРДЕНА АЛМАЗНЫЕ —
ЗНАКИ ОРДЕНА БРИЛЛИАНТОВЫЕ —
ЗНАЧОК — недорогой и простой в изготовлении или массовый предмет фалеристики, обычно изготовленный из алюминия, жести, пластических масс, ситаллов. Изображение может быть выполнено в технологии перегородок, но, обычно, с применением красок. Крепление, чаще, заколка. Однако, некоторые значки могут быть редким коллекционным материалом.
ИНИЦИАЛЫ — первые буквы имени, отчества или фамилии автора награды: владельца мастерской, дизайнера, мастера, резчика, художника награды, иногда указываемые на фалерониме.
КАВАЛЕР — лицо, награждённое орденом, медалью, знаком или грамотой.
КАВАЛЕР БОЛЬШОГО КРЕСТА — кавалер орденов Святого Георгия или Святого Владимира старших I или II степеней, орденский крест которых имел больший размер, чем крест младших степеней.
КАПИТУЛ — учреждение ведающее изготовлением, вручением, учётом и возвратом наград.
КЛЕЙМО — знак для маркировки в виде символа или букв, обозначающий изготовителя фалеронима: предприятие или мастера. На одном фалерониме может быть несколько клейм. Клеймо ставится при помощи пуансона.
Клеймо ИЛ — Йоганн Линдстец
КОЛЛЕКЦИОНЕР — лицо, собирающее какие-либо предметы (в т.ч. зафиксированные тексты и т.п.), основываясь на определённой идее. Предметы могут быть более или менее однородные, но могут быть соединены в коллекцию только общей идеей. Коллекционеры не только приобретают, сохраняют, но и изучают, классифицируют, и могут (если умеют) поделиться знаниями, а также пропагандируют коллекционирование. Коллекционер собирает не объём, массу вещей, а предметы, подкрепляя их знаниями о предметах или идее. Лично прочувствованное восприятие какого-либо события «иллюстрируется» приобретаемым в коллекцию предметом, либо через всю коллекцию или выбранную коллекционную тему. Коллекционер для коллекции ставит во главу угла не количество предметов, а только их качество, подкреплённое знаниями о них и чёткой необходимостью наличия данного предмета в коллекции.
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ — это потребность в самовыражении для многих людей, показывающая, строящая, во многом определяющая внутренний мир. Коллекционирование становиться связующим звеном для отношения к сегодняшнему времени. Коллекционирование — это творчество. Коллекционирование — значительное явление культуры.
КОЛЛЕКЦИЯ — собрание однотипных предметов, соединённых общей идеей, определённой, поддерживаемой и развиваемой коллекционером. Коллекция — это единовременное соединение предметов, объединённых общей идеей, духом, азартом, стремлением, победой, гордостью обладания и т.д. Коллекция может состоять как из однотипных/однородных предметов, так и из предметов разнородных, но связанных общей идеей, носителем которой выступает коллекционер. При разобщении составляющих коллекцию предметов — идея коллекции и её составные части исчезают.
КОЛОДКА НАГРАДНАЯ — соединённые воедино несколько (два и более) различных орденов, обычно младших степеней и/или знаков отличия орденов, и/или крестов, и/или медалей, и/или прочих наград, в том числе и иностранных, предназначенных для ношения на ленте на груди.
КОЛОДКА ОРДЕНСКАЯ — соединённые воедино несколько (два и более) разных орденов, обычно младших степеней, предназначенные для ношения на ленте на груди.
КОНВЕРТ К НАГРАДЕ (медали или ордену) — упаковка в виде сложенного «в конверт» бумажного листа, обычно с указанным на нём названием награды, степени, необходимой для ношения ленты.
КОПАНИНА (жарг.) — предметы долго находившиеся в земле и, обычно, обладающие соответствующими дефектами металла и эмалей, а также утратами.
КРЕСТ В ПЕТЛИЦЕ — крест орденов Святого Георгия и Святого Владимира 4-х степеней, а также орденов Святой Анны и Святого Станислава 3-х степеней, на орденской ленте, носимый на сюртуках во второй сверху пуговичной петле.
КРЕСТ ДУТЫЙ (жарг.) — орденский крест луч и медальон которого выполнены выпуклыми.
ЛЕНТА ОРДЕНСКАЯ — отрезок ленты муарового плетения с разным для каждого ордена порядком сочетания цветов, определённой для каждой степени ширины.
МЕДАЛЬ НАСТОЛЬНАЯ — памятная медаль, имеющая обычно художественно выполненный аверс и реверс, не предназначенная для ношения.
МЕДАЛЬ ШЕЙНАЯ — медаль, согласно статуту носимая на специальной шейной ленте орденского цвета на шее кавалера.
МЕДАЛЬЕР — специалист по гравированию штемпелей для изготовления фалеронимов, в т.ч. методом литья.
МЕДАЛЬОН (жарг. Таблетка) — Центральная часть награды или знака, обычно монтирующаяся в знак или награду.
МИНИАТЮРА ФРАЧНАЯ — уменьшенный вариант знака награды. Первоначально использовался при ношении на гражданской одежде (на фраке).
МОНТИРОВКА — операции по сборке (монтажу) предмета фалеристики и его элементов, где основными процессами являются: пайка, сборка, сборка подвижных соединений, опиливание и шабровка изделия и закрепка элементов.
МУАРОВАЯ ЛЕНТА — (от фр. moire) плотная шёлковая или полушёлковая лента с волнообразными переливами разных цветовых оттенков, используемая для ношения орденских знаков, для обозначения награждения, для покрытия колодки с наградами или для создания орденской розетки. Изготавливается в цветах, соответствующих конкретному ордену.
НАГРАДА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ —
НОМЕР — индивидуальный цифровой номер, на награде или знаке, выполненный методом гравировки или при помощи пуансонов. Номер может быть закреплён в орденской книжке.
ОРДЕН ДЛЯ ИНОВЕРЦЕВ — орден, предназначенный для вручения лицам нехристианского вероисповедания. Вместо стандартного центрального медальона на кресте и звезде таких орденов располагалось изображение герба Российской Империи.
ОРДЕН С АЛМАЗАМИ — более высокий ранг отличия ордена. В Отечественной наградной системе алмазные знаки ордена не являлись отдельной степенью.
ОРДЕН С БРИЛЛИАНТАМИ —
ОРДЕН С МЕЧАМИ (в т.ч. по месту расположения мечей) —
ОРДЕН С МЕЧАМИ И БАНТОМ —
ОРДЕН С РАННИМИ ОРЛАМИ — кресты орденов Святого Александра Невского и Святого Станислава, созданные с начала до середины XIX века, между лучами которых расположены накладные гербы Российской Империи того времени — двуглавые орлы с опущенными вниз крыльями.
ОРДЕН С ТЁМНОЙ ЭМАЛЬЮ — некапитульный крест орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира, Святой Анны или Святого Станислава, работы частной мастерской, лучи которого залиты тёмной (чёрной) эмалью. Были распространены в III четверти XIX века.
ОРДЕН ОДНОСТЕПЕННЫЙ — орден, не имеющий разделения на степени. в Российской Империи с 1831(32) года и на всём протяжении XIX века таких орденов было три: Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского и Белого Орла.
ОРДЕН МНОГОСТЕПЕННЫЙ — орден, делящийся на степени. В Российской Империи с 1831(32) года и на всём протяжении XIX века таких орденов четыре: Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава.
ОРДЕН СТАРШИЙ — самый старший из имеющихся у кавалера орденов.
ОРЛЫ (в т.ч. по времени: ранние, поздние) —
ПЛАКЕТКА (ПЛАКЕТ, от фр. plaquette — дощечка) — памятный или декоративный знак, имеющий форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Обычно плакетки чеканятся как памятные знаки или в сувенирных целях.
ПЛАНКА (пристёжка на колодке (знак за военную кампанию, знак повторного награждения и т.п.) —
ПЛАСТИНА ПРИЖИМНАЯ — металлическая пластина, служащая для увеличения площади соприкосновения гайки с одеждой на винтовом знаке. Носится с обратной стороны материала одежды, на который прикрепляется фалероним и прижимается гайкой. Условно прижимная пластина выполняет функция шайбы при винте с гайкой. Может выполняться из серебра и иметь соответствующие штампы: проба и клеймо производителя.
ПРОМЗВЕНО — проволочка, соединяющая колодку и медаль. Промзвено может быть выполнено из драгоценного металла.
ПУАНСОН — приспособление используемое для маркировки (клеймления) или изготовлении фалеронима. Изготавливается обронным гравированием.
РЕВЕРС — противоположная аверсу сторона (обращённая к одежде) награды, знака или значка и т.д., несущая дополнительную информацию, а также, обычно, крепление к одежде: винт, заколку. булавку и т.д.).
РОЗЕТКА — характерным образом сложенная орденская лента, в середине которой размещается награда или знак.
СИТАЛЛЫ — стеклокристаллические материалы, полученные объёмной кристаллизацией стёкол и состоящие из одной или нескольких кристаллических фаз, равномерно распределённых в стекловидной фазе. Используются при изготовлении недорогих значков. «Ситалловые значки» красивые, блестящие и зеркальные, но сложные при фотографировании.
СЛЕДЫ НОСКИ (следы бытования) —лёгкие дефекты, в т.ч. потёртости и царапины, на фалерониме, появившиеся в процессе ношения, хранения и т.п.
СОБИРАТЕЛЬ — это лицо приобретающее, сохраняющее, собирающее коллекцию, но не ставящее задачу изучить или поделиться знаниями о предметах коллекции (хотя может этого желать). Для собирателя количество является очень важным показателем.
СОВФАЛЕРА (жарг.) — серьёзный термин фалеристики постсоветского пространства, показывающий увлечение коллекционированием Советских наград и Советских значков. Совфалера — предметы фалеристики Советского периода. Совфалера — это и награды, и знаки, и значки.
СТАТУТ — письменно закреплённое, узаконенное правило вручения, ношения, привилегий, изымания и т.д. для определённой награды.
СТЕКЛО В ЛУЧАХ — красное рубиновое стекло, применяемое для украшения лучей орденов Святого Александра Невского и Святой Анны с XVIII века до 1816 года, когда вместо стекла стала использоваться красная эмаль.
СТЕПЕНЬ — соотношение нескольких наград одного ордена или одной медали по уровню значимости. В русской и советской системе отсчёт значимости идёт от большего номера к меньшему — более почётному.
СУРГУЧ — застывающий при нагревании материал, использовался как покрытие лучей креста Знака Отличия Ордена Святой Анны (сокр. ЗООСА).
ТАБЛЕТКА (см. Медальон)
УХО (ушко) — элемент, обычно в виде кольца (в некоторых случаях форма может быть иной, например в П-образной), для крепления ордена, медали или знака к колодке. Ухо обычно имеет ответную часть — ухо такого же размера или формы на соответствующей колодке. В отечественной традиции ухо выполняется параллельно поверхности награды или знака. Европейской манерой расположения уха называется перпендикулярное расположение относительно поверхности награды или знака. Ухо может быть как прикреплённое к фалерониму, так и являющееся его неотъемлемой частью.
ФАЛЕРИСТИКА (от лат. мн. ч. falerae, phalerae – металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греч. мн. ч. φάλαρα – металлические бляхи), вспомогательная историческая дисциплина. Ф. изучает ордена и медали (см. Медальерика), знаки (наградные, ведомственные и корпоративные, должностные, юбилейные и памятные, об окончании учебных заведений), значки (в т.ч. сувенирные), настольные медали и плакетки, жетоны, фрачные миниатюры, наградные документы. Также Ф. называют коллекционирование вышеуказанных предметов. Осн. функция Ф. – атрибуция и систематизация наград и наградных знаков как памятников истории и культуры по следующим признакам: учредительные документы, обстоятельства, место, время и технология создания, статус, сведения о награждённом, провенанс.
Термин «Ф.» впервые ввёл в использование в 1937 чеш. коллекционер и исследователь наград О. Пильц. Известным популяризатором Ф. стал с 1950-х гг. К. Клейтман (Науч. ин-т орденоведения в Зап. Берлине). В сер. 1970-х гг. Ф. окончательно выделяется из нумизматики в самостоятельную вспомогат. историч. дисциплину. Известные отеч. исследователи Ф.: И.Г. Спасский, В.Г. Бурков, В.А. Дуров, А.А. Кузнецов, И.В. Можейко (псевд. И.В. Всеволодов), Н.И. Чепурнов, Л.М. Гаврилова, С.П. Карпов и др. Как вид коллекционирования в СССР Ф. стала популярной после 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), к проведению которого был налажен массовый выпуск служебных, наградных и сувенирных знаков.
Ныне в РФ наиболее крупными собраниями предметов Ф. обладают Музеи Московского Кремля, Исторический музей, Эрмитаж, проводящие тематич. выставки, выпускающие каталоги. Среди крупных зарубежных музейных собраний: Нумизматич. кабинет в составе Гос. худож. собраний Дрездена, Британский музей, Берлинский минцкабинет (в составе Берлинских гос. музеев), Имперская сокровищница дворца Топкапы в Стамбуле и др.
С развитием Интернета упростился процесс атрибуции. В русскоязычной сети авторитетны старейшие тематич. форумы (напр., форум «Фалеристика»), специализир. виртуальные музеи («Награды императорской России», «Ордена и медали СССР», «Музей торговли» и др.)
Предметы Ф., зачастую являясь памятниками медальерного и ювелирного иск-ва, выгодны для инвестиций; в связи с этим возникла индустрия выпуска высококачественных копий и подделок.
Лит.: Scharfenberg G., Thiede G. Lexikin der Ordenskunde. Battenberg, 2010; Карпов С.П. Наградные системы мира. Фалеристика: учебное пособие. М., 2014. М.М. Тренихин, А.А. Сидельников
ФАЛЕРОНИМ — отдельная единица фалеристического материала.
ФАЦЕТ — декоративный скос по краю знака.
ФЛАНЕЦ — деталь в основании крепления винта к фалерониму, служащая для усиления соединения. Фланцы могут припаиваться или, реже, приклеиваться.
ФРАЧНИК (см. МИНИАТЮРА ФРАЧНАЯ)
ЦЕЛЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ — удовлетворение потребности самовыражения посредством обладания рядом тематически подобранных в систематизированную коллекцию предметов и знаний о них. А также пропаганда коллекционирования, часто неосознанная.
ЦЕПЬ ОРДЕНСКАЯ (в т.ч. звенья) —
ШТАМП — инструмент для механической обработки материалов методом штамповки.
ШТАМП ОБСЕЧНОЙ (обсечный?)— служит для чистовой обсечки излишков металла по краям отчеканенной заготовки фалеронима, до получения готового штампованного изделия, механической обработки или спаивания с другими элементами будущего фалеронима.
ШТИХЕЛЬ — режущий инструмент для гравирования в виде тонкого стального стержня, срезанного под углом на конце.
ШТРАЛ — элемент некоторых наградных знаков, размещаемый на винте крепления к одежде.
ЭМАЛЬ — стекловидное вещество (порошок, гранулы, бруски), которое наносится на металлическую основу, а затем нагревается в муфельной печи до температуры около 900 градусов. После застывания и обработки (шлифовка, полировка) образуется ровная гладкая стекловидная поверхность, преимущественно цветная. В фалеристике различают: Эмаль горячая ювелирная; Эмаль холодная на основе лаков; Эмаль эпола — синтетическая эмаль, создающая визуальный эффект горячей эмали.