как называется ранняя форма египетской гробницы
Египет. Древнее царство. Мастаба
Египет Древнего царства* являлся примитивным рабовладельческим обществом, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация труда свободного земледельческого населения, объединенного в общины. С развитием производительных сил росло и использование рабского труда. Во главе государства стоял фараон, деспотически правивший страной и опиравшийся на верхушку рабовладельческой знати. Объединение Египта, диктовавшееся потребностями развития ирригационного земледелия, было тем не менее довольно неустойчивым вследствие противоречий в интересах местной знати, что приводило к борьбе между номами (областями) и между номовой знатью и фараонами. Поэтому на протяжении истории Древнего царства (как, впрочем, и всей истории Египта) степень централизации государства была неодинаковой.
Период Древнего царства был временем сложения всех основных форм египетской культуры.
Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми (как во всякой древней земледельческой стране) культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно — сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал — камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы — «дома вечности» — явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».
Гробницы знати, так называемые «мастаба»*( «Мастаба» по-арабски значит «скамья». Так называют гробницы знати Древнего царства современные египтяне. Это название удержалось и в науке. ), состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.
Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона, Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое пламя. Характерно, например, что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.
В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс.
Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных земледельцев-общинников можно было построить столь гигантские сооружения.
Самые ранние, известные человечеству, построенные мастабы расположены в некрополе поселения Саккара. Как полагают многие египтологи, их прародительницами являлись, гробницы Первой династии из некрополя Тархан возле Фаюма, которые представляли собой вырытую яму с верхним покрытием из кирпича. В отличие от могильных насыпей Додинастического периода, мастабы считаются более улучшенными погребальными сооружениями. Между додинастическими могилами и ранними мастабами были и другие различия, заключавшиеся, в основном, в предметах, что были погребены вместе с телом. Первые мастабы представляли собой небольшую продолговатую постройку, в середине которой находились две небольших площадки, а основное святилище располагалось снаружи.
Во времена I-й Династии египтяне использовали для постройки необработанный кирпич. Кирпич укладывали по египетскому методу, который начал интенсивно использоваться после того, как фараон Менес вступил на престол. Этот метод защищал сооружение намного эффективнее. Строители обмуровывали кирпич и дополнительно укрепляли деревянными перекрытиями, что делало стены гробницы более прочными. Снаружи стены мастабы были почти прямыми и вертикальными с небольшим углом наклона в 5 градусов.
Позднее богатые египтяне начали сооружать для себя так называемые «многоуровневые» мастабы, представляющие собой добавленные слои кирпичной кладки поверх основного строения. Примером такой мастабы была гробница царицы Нейтхотеп, жены Менеса, однако до наших дней строение не сохранилось, так как полностью погребено под песками пустыни. Принцип постройки многоуровневой мастабы постепенно приводит древнеегипетских строителей к созданию ступенчатой формы пирамиды, ярким примером которой является пирамида фараона Джосера.
*Этапы истории Древнего Египта.
Додинастический период (IV тысячелетие до н.э.)
Древнее царство (3200–2400 гг. до н.э.)
Среднее царство (21 в. – начало 19 века до н.э.)
Новое царство (16 в. – 12 в. до н.э.)
Позднее время (11 в – 332 г. до н.э.)
**Раннее царство (Архаическая эпоха, Тинисский период, раннединастический период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.
Как называется ранняя форма египетской гробницы
Перевод статьи с английского осуществлен для проекта «Египтопедия». Данный текст является авторской собственностью. Если Вы хотите разместить данную статью у себя на сайте, просьба разместить активную ссылку на сайт «Egyptopedia.info»
Мастаба фараона Шепсескафа
1. История возникновения
Древние египтяне очень веровали в загробную жизнь. Они считали, что душа и дальше способна жить, если тело не было связано с мирскими грехами, например, коррупцией или грабежом. Поэтому египтяне с древних времен начали экспериментировать и разрабатывать технологию мумификации. Загробная жизнь постоянно была в центре внимания египетской цивилизации и господствовала в каждом аспекте древнеегипетского общества. Ее проявления отобразились также и в архитектуре. В первую очередь, было потрачено огромное количество времени, денег и человеческих ресурсов для сооружения гробниц.
Начиная с додинастической эпохи и продолжаясь во времена поздних династий, древние египтяне стремились разработать технологию сохранения умерших тел. Изначально они хоронили усопших в вырытой могиле. Когда яма была готова, они клали на ее дно коврик, а затем и тело усопшего. Но вскоре египтяне начинают использовать другие методы захоронения для того, чтобы наилучшим способом сохранить тело от многих внешних факторов, которые могли причинить ему вред. Первой гробницей, построенной египтянами для этих целей, являлась мастаба.
Тем не менее, простой египтянин не мог себе позволить постройку такого сооружения, и только высокопоставленные чиновники и представители царской семьи были похоронены в подобных гробницах. Мастабы были сконструированы с целью сохранения тела усопшего и обеспечения ему загробной жизни. Однако внутри гробниц останки человека не контактировали с сухим песком пустыни, следовательно, не могла произойти естественная мумификация тела, привычная для жаркого местного климата. Поэтому древнеегипетским жрецам пришлось разработать целую систему искусственной мумификации для того, чтобы сохранить человеческие останки после смерти.
2. Конструкция мастабы
Внутренняя структура мастабы
Слово «мастаба» происходит от арабского слова, в буквальном переводе обозначающего «грязную скамью». Гробницы назвали так, вероятно, потому, что, если смотреть с дальнего расстояния, мастаба напоминает форму скамьи. Предполагается, что египтяне позаимствовали идею конструкции строения из Древней Месопотамии, поскольку аналогичная форма гробницы возводилась и там.
Наземная часть мастабы была прямоугольной формы с небольшим наклоном. Ее длина превышала ширину в четыре раза, а высота строения поднималась до 30 футов вверх. Мастабу строили по направлению с севера на юг. Расположение гробницы имело огромное значение для египтян. Они верили, что именно такое размещение дает им доступ к загробному царству. В наземной части гробницы располагалось маленькое святилище с ложными дверьми, куда священники и члены семьи приносили еду и другие вещи для поддержания души усопшего. Египтяне верили, что за душой нужно ухаживать, чтобы человек продолжал свое благополучное существование и в загробной жизни. В стенах святилища имелись небольшие отверстия, которые однако не были предназначены для просмотра статуи умершего, которая там находилась. Скорее всего, отверстия были предусмотрены для аромата от ладана, который просачивался сквозь них, а также для ритуальных заклинаний, которые могла «слышать» статуя.
В подземной части гробницы располагалась погребальная камера, которая была облицована камнем или кирпичом. В более ранний период внешние стены мастабы также сооружались из кирпича, который изготавливали из высушенных на солнце ила и грязи реки Нил. Позднее, даже в то время, когда более прочные материалы вошли в обиход, кирпич из нильского ила продолжал широко использоваться при постройке важных монументальных сооружений.
Погребальная камера, где хранилось тело усопшего, располагалась на порядок глубже центрального входа. Также имелась вторая скрытая камера, называвшаяся «сердаб», что с персидского языка дословно переводиться как «подвал». Эта камера использовалась для хранения всего, что могло быть важным в загробной жизни, а именно: пиво, крупы, зерно, одежда и другие ценные предметы. В мастабе была также молельня со статуей покойного. Статуя замуровывалась в каменной кладке. Высоко в стенах сердаба были сделаны отверстия, через которые, согласно верованиям древних египтян, душа, покинув тело, должна была вернуться в него позже, иначе ей не суждено было существовать в загробной жизни.
3. Архитектурная эволюция
Остатки мастабы в Гизе
Самые ранние, известные человечеству, построенные мастабы расположены в некрополе поселения Саккара. Как полагают многие египтологи, их прародительницами являлись, гробницы Первой династии из некрополя Тархан возле Фаюма, которые представляли собой вырытую яму с верхним покрытием из кирпича. В отличие от могильных насыпей Додинастического периода, мастабы считаются более улучшенными погребальными сооружениями. Между додинастическими могилами и ранними мастабами были и другие различия, заключавшиеся, в основном, в предметах, что были погребены вместе с телом. Первые мастабы представляли собой небольшую продолговатую постройку, в середине которой находились две небольших площадки, а основное святилище располагалось снаружи.
Во времена I-й Династии египтяне использовали для постройки необработанный кирпич. Кирпич укладывали по египетскому методу, который начал интенсивно использоваться после того, как фараон Менес вступил на престол. Этот метод защищал сооружение намного эффективнее. Строители обмуровывали кирпич и дополнительно укрепляли деревянными перекрытиями, что делало стены гробницы более прочными. Снаружи стены мастабы были почти прямыми и вертикальными с небольшим углом наклона в 5 градусов.
Позднее богатые египтяне начали сооружать для себя так называемые «многоуровневые» мастабы, представляющие собой добавленные слои кирпичной кладки поверх основного строения. Примером такой мастабы была гробница царицы Нейтхотеп, жены Менеса, однако до наших дней строение не сохранилось, так как полностью погребено под песками пустыни. Принцип постройки многоуровневой мастабы постепенно приводит древнеегипетских строителей к созданию ступенчатой формы пирамиды, ярким примером которой является пирамида фараона Джосера.
Первая ступенчатая пирамида была сконструирована для фараона Джосера, который изначально планировал делать из нее традиционную мастабу, однако уже на 19-м году своего правления возвел первую каменную 6-ступенчатую пирамиду, которая по праву считалась крупнейшим для своего времени каменным архитектурным сооружением. Пирамида Джосера была окружена 30-футовой стеной, образовывая огромный двор, посреди которого находились молельни, храмы и святилища. Вся территория комплекса занимала приблизительно 40 акров. Сама же погребальная камера фараона была скрыта в лабиринтах туннелей глубоко под землей.
Позднее пирамида Джосера окажет огромное влияние на дальнейшее строительство царских усыпальниц, когда основатель IV-ой династии, фараон Снофру, начнет строительство своей гробницы в Мейдуме. Здешняя пирамида отличалась от предыдущих пирамид своей нестандартной формой. Известно, что это первая пирамида, в которой погребальная камера находилась над землей. Целью такого шага со стороны строителей пирамид стало размещение тела фараона поближе к богу солнца Ра. Пирамида в Мейдуме имеет еще одну особенность, которая заключается в дугообразных стенах помещения, где покоилось тело усопшего. Тем не менее, при строительстве пирамиды были допущены множественные ошибки, и, не имея достаточной внутренней опоры, часть ее постепенно обрушилась.
Внутренний интерьер мастабы Иду в Гизе
Видимо, осознав допущенные при строительстве погрешности, фараон Снофру покидает пирамиду в Мейдуме и перемещается в Дахшур, где были предприняты попытки построить вторую гробницу. Внутри пирамиды находились две погребальные камеры, каждая из которых имела отдельный вход. При строительстве гробницы, по-видимому, были снова допущены ошибки с углом наклона ее граней, поэтому примерно посередине строения они резко ломаются под более мягким углом до самой вершины. Из-за этого пирамида в Дахшуре получила название «Ломаная пирамида». Несмотря на это, данное строение является первой, известной на сегодня, попыткой возвести классическую пирамиду.
Коростовцев М. Религия Древнего Египта
ОГЛАВЛЕНИЕ
Типы египетских гробниц, Мумии,
Основные моменты заупокойного культа
Поскольку именно гробница была жилищем умершего, очень важно хотя бы в самых общих чертах ознакомиться с разными типами египетских гробниц. Они видоизменялись в зависимости от времени, отчасти места и главным образом в зависимости от общественного положения умершего.
Гробницами фараонов были египетские пирамиды. Воздвигались они исключительно для того, чтобы служить последним убежищем для усопшего фараона. Иногда приходится слышать и даже читать, что возведение пирамид преследовало якобы какие-то другие, чуть ли не научные цели. Подобные утверждения, и это надо усиленно подчеркнуть, являются откровенным антинаучным вздором и относятся к той категории нелепых, ни на чем не основанных, якобы научных, а по сути дела фантастических измышлений, которые современный известный французский физик Пьер Оже назвал мифами. Эти современные мифы, как пишет Оже, «реально угрожают перейти в убежденность», лишенную всяких научных оснований. В первые месяцы 1973 г. в Москве демонстрировался прекрасно заснятый фильм ФРГ «Воспоминания о будущем». Дикторский текст к нему является наглядной, вполне конкретной иллюстрацией подобных мифов. Основная его идея заключалась в том, что монументальные, грандиозные памятники древних народов, в том числе египетские пирамиды, были воздвигнуты при помощи «пришельцев из космоса». К сожалению, эта нелепая, полностью опровергаемая наукой фантастика произвела некоторое впечатление на легковеров из числа публики.
Многие другие выдающиеся люди в аналогичных выражениях отразили свои впечатления от пирамид. Обратимся, однако, к конкретным научным фактам.
1) на основании- некоторых фактических данных можно допустить в принципе связь кенотафов и хеб-седа;
2) возведение царских кенотафов имело целью фиктивное погребение фиктивно убитого царя.
Естественно, возникает вопрос: с какой целью наносились изображения? Ведь они обречены были пребывать в вечном мраке после того, как покойный помещен в гробницу, а вход в нее наглухо замурован. Для кого же создавались эти картинные галереи? Живущие были лишены возможности любоваться мастерством египетских живописцев своего времени.
Падение Древнего царства сего сверхцентрализацией власти в резиденции фараона сопровождалось глубокими сдвигами в духовной жизни египтян.
Рассмотрим воззрения египтян на загробную жизнь фараона и на средства ритуала, которые обеспечивали умершему царю вечную и счастливую жизнь за гробом. Во времена Древнего царства фараону, не просто человеку, а богочеловеку, естественно, была уготована более привилегированная участь в загробном мире, чем его некоронованным современникам. Поскольку фараон заключал в себе божественное и человеческое начала и поскольку умирало и предавалось погребению его человеческое естество, постольку заупокойный культ царя во многом походил на культ умерших представителей знати, лишенных божественного начала. Заботились прежде всего о материальном благополучии фараона после смерти. Эта забота проявлялась не только в сооружении для него вполне надежной и внешне импозантной гробницы (в которой тело умершего повелителя Египта считалось огражденным от всяких опасных случайностей не менее надежно, чем в пирамидах), но также в наиболее совершенных для того времени способах его мумификации, в погребальном инвентаре, который сопровождал фараона после смерти, в обрядах погребального ритуала, в заупокойных службах по фараону в заупокойном храме при той или иной пирамиде». Службы заключались в чтении особых магических текстов, долженствующих гарантировать умершему повелителю Египта вечную жизнь и вечную обеспеченность.
Третий способ бальзамирования, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».
Остановимся коротко на основных моментах заупокойного культа. Как уже неоднократно подчеркивалось, в основе культа лежали представления о том, что умерший после погребения продолжает жизнь, аналогичную земной, т. е. нуждается в жилище, еде, напитках и т. п., поэтому заупокойный культ прежде всего состоял в обеспечении умершим необходимых жизненных благ. Во времена Древнего царства фараон жаловал своим вельможам еще при жизни гробницу. Те, кто не удостаивался такой награды, строили себе гробницу на собственные средства. В начальный период Древнего царства умершего, обитавшего в гробнице, одаривали подношениями либо за счет его самого, либо за счет короны. Для материального обеспечения культа умерших были отведены специальные земельные участки, предназначенные для «кормления» умершего, а лица, выполнявшие функции «кормления», назывались «хем-ка» («рабы ка»). Но очень скоро эта практика оказалась весьма убыточной и фактически дары в пользу умершего были заменены магической фикцией. В мастаба сановников времени Древнего царства обнаружены тексты, приглашающие посетителей некрополя воздержаться от нарушения ритуальной чистоты и активно помочь умершему заклинаниями и молитвами. Обобщенно содержание этих «обращений к живым», дошедших до нас от времени V и VI династий, сводится к перечисленным ниже пунктам:
3) посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы, чтобы не навлечь на себя гнев умершего;
4) к посетителю было обращено увещевание прочесть текст жертвенной молитвы в пользу умершего; это магическое действо заменяло материальное подношение.
Обращения адресованы либо близким и родственникам умершего, либо лицам, более или менее случайно попавшим в некрополь, либо, наконец, лицам специального назначения, призванным соблюдать культ мертвых. Увещевание, адресованное «живым, пребывающим [еще] на земле», сопровождалось поощрением или угрозами со стороны умершего: умерший обещал живому заступничество перед божественными силами в случае благожелательного отношения к нему и угрозу «судиться» с ним перед «великим богом» или даже «свернуть ему шею» в противном случае, а также угрозу навлечь на него несчастье на земле. Таким образом, умерший по отношению к живым воспринимался не как пассивное, нейтральное существо, а как существо, способное причинить живым зло или, наоборот, оказаться им полезным.
Огромное значение придавалось процедуре погребения, изменявшейся на протяжении столетий. Важное место в ней занимал обряд «отверзания уст и очей» (о нем упоминалось в связи с культом богов), смысл которого заключался в том, чтобы «оживить» мумию перед погребением, сообщить ей способность восприятия внешнего мира. Необходимо было примирить факт смерти с древнейшим, традиционным верованием, будто человек продолжает физиологически функционировать и после смерти. И здесь на помощь приходила магия. Обряд «отверзания уст и очей» состоял в том, что жрец прикасался к устам и глазам мумии сначала окровавленной ногой жертвенного быка, а затем двумя разными теслами и резцом скульптора, а также мешком с красным минералом. Магические действа сопровождались произнесением соответствующих слов. М. Э. Матье приводит интересное сравнение этого обряда с аналогичным обрядом племени пангве в Камеруне.
Совокупность перечисленных обрядов и мероприятий составляла материальный аспект заупокойного культа. Но уже в очень древние времена у египтян возникло убеждение, что в могиле кроме бренных останков умершего было и нечто невидимое, составлявшее наряду с плотью сущность человека (представления о ка, ба и т. д.). Это нечто невидимое стремилось вырваться из гробницы в загробный мир, который, в представлении египтян, был в значительной мере отражением мира земного. В потустороннем мире умершему угрожали те же опасности, что и на земле: змеи, крокодилы, голод, ужасы и даже окончательное уничтожение. Как же избежать всего этого и комфортабельно, навечно устроиться в потустороннем мире? На помощь опять-таки приходила всемогущая магия, совершенным знанием которой должен был обладать умерший. Помочь ему обрести это знание обязаны были живые. Именно они в лице наиболее компетентных своих представителей снабжали умершего соответствующими магическими текстами, которые служили путеводителями в потустороннем мире.
Таким образом, магически-религиозный ритуал (прежде всего ритуал, а не представления этического порядка) играл решающую роль не только в материальной «жизни» умершего в гробнице, но и в его странствиях в загробном мире.
Гробница
Камерная гробница — погребальное сооружение из камня, часто мегалитическое по конструкции, длительное время служившее склепом для последовательных захоронений.
* Коридорные гробницы — тип гробницы эпохи неолита или бронзового века, найденные на территории Европы.
* Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Найдены Микенские шахтовые гробницы, шахтовые гробницы в Месопотамии и у народов доколумбовой Америки.
* Толосы, называемые также купольными гробницами, были распространены в Греции, исторически пришли на смену Микенским шахтовым гробницам.
* Тумулусы, мегалитические купольные гробницы в виде курганов.
* В Египте гробницы назывались мастабами. Гробницами также были египетские пирамиды. Тела помещались в саркофаги.
* Крипта — одно или несколько подземных сводчатых помещений, служащее для погребения и экспонирования мощей святых и мучеников.
* Склеп — название гробницы в виде отдельно стоящего здания или подземного помещения, в котором устанавливаются гробы.
* Усыпальница — склеп для захоронения членов одного рода, одной семьи или выдающегося деятеля.
Мавзолей — монументальный вид гробницы.Гробницами также являются многие древние курганы.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Ступенчатая пирамида — архитектурное сооружение, в котором используются плоские платформы или ступени, постепенно уходящие вверх и образующие форму близкую к геометрической пирамиде. Ступенчатые пирамиды это сооружения характерные для нескольких культур, которые на протяжении всей истории строили их. Как правило подобные сооружение большие и выполнены из нескольких каменных слоёв. Данный термин относится к пирамидальным сооружениям, которые появились независимо друг от друга в разных цивилизациях.